Построение предметов в перспективе. Виды художественной перспективы

Существует еще и такое понятие, как воздушная перспектива. Без линейной перспективы, глубины не изобразить. Законы линейной перспективы необходимо держать в голове, начиная любой рисунок, а рисунок — царь изобразительного искусства.

Линейная — это наука геометрия, это построение, это прямые линии, окружности и эллипсы, точки и отрезоки, и т. д.

Воздушную перспективу легче увидеть в живописи, в пейзажах, чем в рисунках. Хотя в рисунке она так же обязательна. Если коротко, то все что мы видим дальше от нас, менее ярко, менее четко, меньше в размерах, меньше видимых деталей... То есть дальний план, мы видим как бы в «дымке», через слой воздуха.

Не открою секрет, воздух тоже имеет плотность, цвет, и чем больше между нами и предметом расстояние, то и количества воздуха (атмосферы) будет больше, и цвет менее сочный. Если же присутствуют примеси в воздухе: пыль, туман, дым, дождь, то и размытость больше. Поэтому изображаемый предмет, на заднем плане, будет обобщен.

Первым из художников описавшим воздушную перспективу был Леонардо Давинчи. Он и придумал этот термин.

Средствами рисунка (графика) мы также можем создать ИЛЛЮЗОРНОСТЬ пространства.

Если взять наш урок с кубом, то это будет выглядеть примерно так:

Примеры воздушной перспективы в живописи смотрим ниже:


А. Адамов

На картинах можно заметить один общий закон, дальний план не насыщен цветом и тоном. Обычно он рисуется с добавлением белил и с добавлением серого, серо-голубого оттенка. Таким образом, второй и третий планы становятся более блеклые, чем основной, первый план. Но это все индивидуально, и зависит от поставленной задачи.

Например если картина в красных оранжевых цветах (закат, в кузне, военная тематика...), то и второй план будет в теплых оттенках (красные, оранжевые, желтые), а не в голубых. Однако тон вторых планов, так же должен быть мягче, чем на переднем плане.


Булыгин Николай

Рекомендуется ближний план изображать в теплых красках, а дальние в более холодных цветах. Впереди необходимо сделать контрастные, яркие пятна, прорисованные предметы, четкий рисунок и темные тени. Это можно заметить в фотографии ниже


P. M. Monsted

Изображая туман, или снегопад эффект воздушной перспективы должен быть усилен. То есть, чем больше примесей в воздухе между планами, тем размытость больше, и цвет дальних планов становится более однородным.

Но лучше воздушную перспективу увидеть на улице, а еще лучше в сельской местности. Так теория приобретет практику.

Вторые планы менее четкие по прорисовке. Детали не обозначают, делают их обобщенными. Так же и тени от предметов менее насыщены. Это ярко наблюдается в горной местности. Фото внизу.


Ivars Jansons

На призентации этих шедевров мы можем представить работу воздушной перспективы. Использованы картины таких художников как: Гармаш, Булыгин Николай, P. M. Monsted, Ivars Jansons.

Я надеюсь вы все поняли и теперь без труда сможете применять знания на практике. Создавать картины и стать у вас шансов стало больше.
Удачи...

Видео для настроения:

Сначала необходимо разобраться и понять основные принципы, которые были открыты итальянским архитектором Брунеллески во 2-й половине 15 века.

Что же такое перспектива? Слово перспектива произошло от латинского глагола «perspicere» - «ясно видеть», «внимательно рассматривать». «Перспектива» имеет несколько значения. Я озвучу понятие в изобразительном искусстве. Это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, чёткости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.

В нашем предмете будет много понятий, с которыми мы будем разбираться по мере необходимости. Первое такое понятие это «горизонт». В перспективе говорят Истинный горизонт - это простая горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз и соответствующая линии моря (далее горизонт или линия горизонта).

Положение лини горизонта всегда связано с уровнем взгляда наблюдателя. Где глаз, там и горизонт. Определяя линию горизонта на холсте, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз, а все объекты под ней расположены ниже.

Простые построения

Понятия перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем есть на самом деле. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё (рис. 1). Как вы видите железная дорога, по мере её удаления, на линии горизонта сходится в одну точку или совсем исчезает. Также и столбы, удаляясь, выглядят всё меньше и меньше. Аналогичному кажущемуся сокращения и изменению подлежит всё, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда очевидно одно важнейшее правило перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называют точкой схода.

Надо заметить, что если смотреть на куб под прямым углом к одной из его сторон, то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению. В этом случае точка схода одна. Если наблюдать за кубом, стоящим ребром к зрителю, все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к зрителю. В этом случае точек схода уже две. Куб или любой другой предмет может находиться над линией горизонта, под линией горизонта и на линии горизонта. Иллюстрации всё это наглядно демонстрируют.

На Рис. 2 объект расположен на линии горизонта. В этом случае надо помнить, если куб касается линии горизонта, то мы не должны видеть верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Конечно, мы может обозначить не видимые стороны пунктирными линиями.
Есть ещё один не маловажный момент, приближая объект ближе к зрителю, мы тем самым приближаем точки схода друг к другу и делаем линии схода круче. Соответственно всё на оборот для отдаления предмета от зрителя.

На Рис. 3 объект расположен над линией и под линией горизонта. В этом случае видимых сторон уже три из шести. Попробуйте поэкспериментировать, располагая куб на разных высотах и под разными углами, и помните, линию горизонта никто не запрещал трогать.

Сложные построения

Попробуем усложнить наш куб и пририсуем ему покатую крышу. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стороны куба. На этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. Заметем, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу. Отметем на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши, проведём от неё косые линии, обозначая скат крыши. Затем соединим верхнюю точку с точкой схода, что в итоге даст нам гребень крыши (Рис. 4). Дальний скат не параллелен ближнему, у ската также есть свои точки схода и он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Нарисуем ещё более сложный объект (рис. 5). Дом с пристройкой и трубой, при построении перспективы используются тот же самый принцип, что и при изображении простого куба. Этот принцип применим ко всему - ко всем выступающим деталям.

На Рис. 6 показано, как расположить несколько объектов под разными углами друг к другу. В этом случае важно помнить, что каждый объект имеет свою собственную точку схода. Чем больше угол, под которым находится объект, тем ближе его точка схода, и на оборот: чем больше куб развёрнут, тем дальше его точка схода.

Рис. 7 иллюстрирует ещё один важный момент. Для одной картины одна линия горизонта, но для каждого объекта можно создавать свои точки схода, которые должны быть строго на одной линии в пределах данной композиции.

Изображение теней

Обычно падающие от предметов тени рисуют на глаз. Если тени ложатся на неровную поверхность, примеров тому множества: вода, взрыхленная земля и т.д., то небольшая погрешность практически не заметна. Во избежание грубых ошибок, важно знать главные законы построения перспективы теней.
Много ошибок происходит из за невнимательности, например не учитывается характер поверхности, на которую падают тени.
Вся сложность при построении перспективы теней в том, что необходимо постоянно учитывать местоположение источника света. На Рис. 8 иллюстрация того каким образом строится тень отбрасываемая нашим кубом или любым другим угловатым предметом.

На Рис. 9 наглядно показано, когда источник света один, а объектов много. В принципе те же самые законы линейной перспективы.

С Рис. 10 попробуйте разобраться самостоятельно.

Эллипсы и кривые линии

Как вы можете видеть, круг, вписанный в квадрат, касается всех сторон квадрата, стороны квадрата являются касательными к окружности. Изобразить квадрат с учётом перспективы и вписать в него окружность не составит нам труда. Рис. 11 иллюстрирует это наглядно. Таким образом, мы научились изображать окружности в перспективе, а вместе с тем и цилиндры, стаканы и прочие предметы вращения. Если нет, то пожалуй пришло время научится;)

Есть объекты, которые очень трудно рисовать из за их криволинейной формы, но владение перспективой может вам помочь. Поместите ваш объект в воображаемый ящик, нарисованный, в соответствии с законами перспективы, и это облегчит вам задачу.

Отражения

Построение изображения отражения предмета в воде или на любой другой сильно отражающей плоскости следующее: из самой верхней точки объекта опускается перпендикуляр на поверхность отражения, затем перпендикуляр продлевается на то же самое расстояние в низ, где и определяется окончания отражения предмета.
Рассмотрим простое отражение палки торчащей из воды (рис. 12). Тут важно понимать, если предмет торчит вертикально из воды, то его отражение будет равно длине его видимой части. Также это правило можно применить к предмету, торчащему под углом в плоскости строго перпендикулярной взгляду наблюдателя. Совсем по другому дела обстоят если палка наклонена к зрителю или от зрителя в этом случае отражение на поверхности будут длине видимой части палки или короче соответственно.

Здание, стоящее у самой кромки воды будет отражаться целиком. Более сложное отражение возникает тогда, когда здание расположено не у самой воды или в воде, а поодаль от берега. Тогда применяют дополнительное построение. Рис. 13, В данном случае ключевым моментом является отрезок BА’ этот отрезок является перепадом высот между основанием здания и водной гладью. Слышали выражение «Высота над уровнем моря» вот это и есть наш случай. Рисуя пологий склон берега или песочный пляж, это расстояние определяется на глаз. Рисуя, к примеру, пирс или причал за основы отрезка BA’ берётся высота видимой части пирса.

Воздушная перспектива

Дым, пыль, осадки всё это содержится в воздухе и атмосфере. В качестве примера можно взять даль горизонта, даже в ясный день он затуманен, преобладают серые или серо-голубые тона. Конечно, нельзя забывать о количестве влаги в атмосфере, ведь от этого напрямую зависит плотность тумана. Этот природный эффект и является воздушной перспективой.

Воздушная перспектива проявляется в таких явлениях как:

  • Контрастность это разница в характеристиках различных участков изображения. На переднем плане она максимальна, с увеличением расстояния теряет свою четкость, а затем и вовсе растворяется в голубых или серых тонах.
  • Оттенки красок это разновидность какого-либо цвета. С увеличением расстояния, оттенки теряют свою первоначальную яркость, бледнеют.
  • Цвет это окраска, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра. Тёплые цвета на переднем плане, принимают синеватый или сероватый оттенок на заднем.

На этом моменте я бы хотел остановить изучения теории и перейти в программу Photoshop.

Инструменты

В работе лучше всего использовать версию CS4 и выше, программы Photoshop, в качестве средства ввода используем планшет, чем дороже, тем лучше;)
Для начала, перечислю инструменты, которыми следует пользоваться при построении перспективы.

Инструмент «Выравнивание» клавиша: V
Инструмент «Лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Прямолинейное лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Перо» клавиша: P
Инструмент «Стрелка» клавиша: A
Инструмент «Поворот вида» клавиша: R
Инструмент «Эллипс» клавиша: U

Ну и конечно такими пунктами главного меню как: Свободное трансформирование, Трансформирование, Деформация, Перспектива, Искажение и т.д.

С чего вообще следует начинать работу? Конечно с карандаша и листа бумаги. Не один, даже самый совершенный планшет в купе с дорогим монитором, не даёт такой свободы творчества, идей и координации руки, как простой графитовый карандаш, ластик, линейка и ватман. Конечно, это относится к стадии наброска и построения перспективы, когда же речь заходит о цвете и красках, компьютерная графика вырывается далеко вперёд. Конечно это всё лирика и сугубо моё лично мнение, наверняка многие со мной поспорят, но не будем отвлекаться.

И так, карандашный набросок со всеми линиями построения перспективы готов. Сканируем его и открываем в фотошопе. Конечно, можно прибегнуть к помощи пастеризации или другому способу отчистки наброска от лишних пятен или оставить всё как есть, и продолжить уже с цветом. Но, мягко сказать, не люблю так делать, я предпочитаю обводить свой карандашный набросок и использовать эти линии как часть картины. Очень хороший, быстрый и удобный способ обрисовки это использование стандартной жёсткой круглой кисти в сочетании с клавишей Shift. Ставите точку в начале прямого отрезка, зажимаете Shift, ставите точку в конце отреза. Поэкспериментируйте с настройки динамики кисти, найдите оптимальный вариант для себя.

Бывают случаи, когда нет под рукой сканера и тут уже, как ни крути, придется всё чертить на планшете. В таких случаях я использую инструмент «Перо», редактируя направление линии при помощи инструмента «Стрелка». Очень удобно использовать в тех случаях, когда рисуешь, какой ни будь не стандартный ракурс, инструмент «Поворот вида». Инструмент «Прямолинейное лассо» я использую в тех случаях, когда надо отчертить плоскость. Поупражняйтесь в работе этих инструментов.
Приведу несколько примеров из своих работ (комментарий к каждому примеру находится под ним):

Данный пример, как раз иллюстрирует наш разговор, который мы провели выше, о карандашном наброске с последующей обводкой на компьютере.


В этом примере, все построения перспективы и композиции я выполнял на планшете, не прибегая к помаши карандаша и бумаги. В работе использовались в основном инструменты: «Перо», «Стрелка», «Эллипс» и «Поворот вида».


Наконец последний пример, тут вы пожалуй не найдете не одно прямой линии построения. Набросок выполнен на компьютере не прибегая к помаши карандаша, стандартной кистью, без вспомогательных инструментов. Использовался лишь инструмент «Поворот вида». Заметьте, как можно исказить перспективу, в таких случаях искажению подвергаются все предметы картины, иначе получится сумбур. ;)

Используемая литература, для тех кто хочет расширить познания в огромнейшей теме «Линейная перспектива»: М.Н. Макаров «Практическая перспектива», Рэй Кэмпбелл Смит «Перспектива», Н. Ли «Основы учебного академического рисунка».

А кадемический рисунок - благородное направление, основанное на классическом художественном образовании. Чтобы обучиться ему, стоит познакомиться со столпами реалистического изображения: основами перспективы , композиции, пропорций. Без свободного их применения ничего не получится. Берите карандаш, сделайте зарядку для глаз, располагайтесь на стуле удобнее - впереди сложная, но интересная объемная работа.

Что нужно знать?

Перспектива - это принцип перенесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве. Академическое направление стремится к реалистичному изображению людей и предметов. Но искусство - это только подражание.

Рисуя предмет, художник переносит его из объемного мира на плоскость - лист бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», он должен передать 3D особенности изображаемого. Для этого и нужна перспектива - она передает объемность мира в том визуальном искажении, в каком его видит человек, с художественным уточнением живописца или графика.

Что это значит? Наблюдали когда-нибудь за дорогой во время путешествия на машине? Границы дороги далеко впереди сходятся, окруженные совсем маленькими деревьями. Но если подъехать ближе - дорога такая же широкая как на любом другом участке. Та же ситуация с дальним углом шкафа - он кажется меньше приближенного, хотя это не так. Это и есть визуальное искажение, которое помогает воспринимать мир. Это и нужно картине, чтобы передались пространственные соотношения на 2D плоскости.

Рисунок с основами перспективы должен быть точен. Приступая к работе, ученик выбирает точку зрения, которой будет придерживаться, пока работа не завершится. Эта точка лежит на линии горизонта, и к ней сходятся все остальные линии рисунка. Расхождение линий - верный признак ошибки. Нельзя пересаживаться во время работы. Потому что тогда композиция картины сместится, угол соединения линий будет другой.



Виды художественной перспективы

  • Обратная перспектива - несоответствие относительных форм предмета и проекции перспективы в живописи , иконописи. Это она, если чем дальше нарисованные фигуры, тем они больше. Понятие ввел в 1907 г. искусствовед Оскар Вульф.

Считается, что такое искаженное изображение связано с неумением правильно передать объем. Связано это и с восприятием мира, где в центре не стоит человек - поэтому не выделяется определенной точки отсчета, их множество. Зафиксирована обратная перспектива, например, в иконописных изображениях Троицы.

  • Прямая линейная перспектива - предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Эта техника начала активно разрабатываться в эпоху Возрождения архитектором Филиппо Бурнеллески, ученым Леоном Баттиста Альберти. Быстро она проникла в живопись Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и др.

Художники все ближе подходили к реалистичности изображения, часто стали появляться монументальные картины. Этими же принципами изображения пространства руководствуются художники и сейчас.

Прежде чем начать изучать, что же это все-таки такое – линейная перспектива – нужно вспомнить такое понятие как глазомер. Но, если вдруг вы не можете найти расшифровку этого термина у себя в голове, и в мысли настойчиво лезут образы всяких железяк из области хирургии – не страшно.

Вы всегда можете это исправить, то есть прочитать, что за страшный инструмент-то такой – этот .

Возвращаясь к понятию о перспективах, его (глазомер) можно представить как наблюдательную перспективу. Но чтобы обладать феноменально точной наблюдательной перспективой, нужно слегка ознакомиться (ну ладно, не совсем слегка) с законами линейной перспективы, которая является кусочком той самой геометрии, которую многие совершенно не любят еще со времен школы – по себе знаю.

Все, что видят наши глаза, на самом деле предстает перед ними в искаженной форме (да-да, это так) , ведь иначе им было бы сложно увидеть и заметить все, согласитесь. Но это еще не значит, что вещи, пейзажи, люди и все остальное (котики, собачки, мышки и даже муравьи) , на самом деле терпят изменения – они не меняются. Но мы видим перемены. Эти перемены отображаются и на рисунках.

Знаете, с чем это связано? Ни за что не поверите – все с той же перспективой, а вернее перспективным соотношением форм. Ну вот, к примеру, мы ни за что не сможем перенести на бумагу, скажем, закатный горизонт посреди цветущего поля во всем его объеме и размерах. Зато мы можем уменьшить его, и за счет искажения все же изобразить.

То есть, по сути, линейная перспектива – это способ создать пространство на плоскости листа . Но мало просто знать законы и принципы этой перспективы. Это как раз тот самый случай, когда нужно понимать и уметь этим пользоваться.

Здесь не прокатит, как в математике: я запишу, вызубрю и буду классным художником. Нет, здесь можно и не вызубривать, главное, понимать применение.

Ваш глазомер без понимания этих законов и принципов будет как… ну, скажем, часы без стрелок . Они ведь идут, верно? Но времени мы не знаем. Так и здесь: вы сможете рисовать, но рисунки все равно будут… неестественными. Слепое копирование – вот то, как это можно назвать. А вы ведь хотите рисовать по-настоящему?

Давайте потихоньку разбираться с понятием линейной перспективы – знаю, вам уже очень не терпится это сделать. Для начала предлагаю увидеть ее в действии. Для этого вам нужно немного отвлечься от экрана и посмотреть в разных направлениях – просто посмотреть, не вставая с насиженного удобного стула – на стену слева, на замечательную люстру сверху, на классический шкафчик в конце комнаты, на входную дверь…

Можете также глянуть в окно — там без сомнения вы тоже увидите много чего, начиная от деревьев и заканчивая домами. Так вот, все это поддается кажущимся (эдаким «псевдо») изменениям, в виде уменьшения и сокращения.

Например, мы же знаем, что вон то дерево или тот дом ни в коем случае не поместится у нас в руке, но, тем не менее, мы свободно можем одной ладонью спрятать его от глаз. Это уменьшение видимого настолько привычно для нас, что в повседневной жизни мы даже и не замечаем его. Я веду это к тому, что нашим основным и важнейшим заданием является научиться переносить то, что мы видим, на бумагу , причем в соответствии с нашим видением и восприятием – переносить это убедительно.

Ну вот, мы и подобрались к практической части освоения линейной перспективы . Приготовьте (или ручку, или фломастер, или мелок, или маркер – да все, что может по праву считаться пишущим) , бумагу любого формата (вроде листочка из старой тетради по алгебре, истории или что там еще найдется – желательно, конечно взять альбомный листик) , не забываем также и про ластик (ну или же промокашку) .

Если вы из талантливых, но не хотите особо тратиться – используйте кусочек кирпичика и любую бетонную поверхность (а что, тоже вариант…)

Приготовили? Отлично, теперь сочувствующие окиньте взглядом несчастный листик и приступайте к работе.

Перспектива квадрата

Для начала, почувствуйте себя великими художниками – то есть, вспомните Малевича и его самое известное творение. Иными словами, (не обязательно черный) . Как бы это не звучало скучно, но по законам матушки-геометрии квадрат имеет прямые углы и одинаковые стороны, так что… тянемся за пеналом любимой сестрички/братика или же за своим собственным и выуживаем на свет Божий линейку – она вам пригодится (во всяком случае, для начала) .

Квадрат готов, можно даже несколько секунд полюбоваться его идеальностью. Полюбовались?А теперь продолжим.

Сейчас нам нужно дорисовать так называемую линию горизонта . В геометрии (коей мы сейчас и занимаемся) эта линия обычно задается, поэтому рисуем ее на произвольном расстоянии от нашего гениального квадрата. Но вообще принято считать, что линия горизонта находится на уровне ваших глаз.

Определить ее можно с помощью стакана воды: берете стакан, наливаете до половины воду и водите им перед глазами – то место, где ваш взгляд и линия уровня воды в стакане встретятся напрямую, и будет считаться линией горизонта.

Дальше у нас по плану новый монстр – это точка схода . Такой точкой называется место на линии горизонта, где сталкиваются все параллельные грани рисуемого предмета (в нашем случае квадрата) . Чтобы было проще, впихнем нашу точку схода прямо перед нашим квадратом – выходит, что мы словно смотрим напрямую в «лицо» квадрата.

Чтобы определить уровень точки схода на линии горизонта, нам нужно перечеркнуть квадрат – но аккуратно так перечеркнуть, диагоналями из угла в угол. На месте, где пересекутся эти самые диагонали, проводим не менее аккуратный перпендикуляр к самой линии горизонта. И кто это тут у нас? А это у нас точка схода. Мы нашли ее.

Теперь займемся превращением простого квадрата в совершенно простой куб (рисунок справа). Для этого нам нужно найти заднюю грань куба – такой небольшой отрезок, который мы назовем… пусть будет А-Б. В геометрии его обычно высчитывают, но мы же с вами не математики, верно? Потому сейчас мы определим его, положившись на ощущение, а в дальнейшем – глазомер вам в помощь.

Теперь уж совсем просто дорисовать оставшиеся задние грани и – браво! – у нас вышел замечательный куб (рисунок слева), выстроенный по законам той самой непонятной штуки, именуемой как линейная перспектива. И даже без применения глазомера.

Но так легко и просто можно нарисовать перспективу только там, где мы смотрим в лоб, то есть, если рисуемый предмет находится прямо напротив нас. Если же мы сдвинемся в сторону или того круче, отойдем в левую сторону (или вправо) от изображаемого предмета, то картинка совершенно изменится, а самое главное изменится точка схода. Более того, их станет две, ведь нам нужно будет учитывать еще и обе стороны куба – как правую, так и левую.

Давайте попробуем отодвинуться от нашего воображаемого куба чуток влево и постепенно нарисовать то, что выйдет.

Изображаем уже известный нам скучный квадрат средних размеров (с маленьким будет ну очень не удобно, равно как и с большим) , затем линию горизонта и приступаем к определению уже двух точек схода О 1 и О 2 – ведь на куб, который выйдет, мы смотрим со стороны.

Точки находятся на неравноправном расстоянии от квадрата и одна из них будет ближе, а другая, соответственно, дальше.

Согласно законам линейной перспективы, это расстояние задается размерами изображаемого предмета, определяется ими. Но наш будущий куб существует только у нас в голове, а, значит, и определять мы его будем по ощущению – на свой вкус, так сказать.

Дальше мы повторяем то же, что и в предыдущем рисунке, только теперь линий будет больше, ведь соединять уголочки придется аж с двумя точками схода. После того, как вы все же справитесь с этим заданием, отрезок Б-С (то есть одна из задних граней будущего куба) выплывет сам по себе, без трудных поисков и раздумий.

Оставшиеся линии достраиваем так, как и в предыдущем случае.

В построении этого куба нам очень помогли перспективные построения (ну все эти линии горизонта, точки схода и прочие отрезочки) . Но не забывайте, это ведь часть математики, а мы ведь творим, верно? И именно поэтому перспективным построениям нет места в рисовании – в конце-концов, это же творческий процесс, создание пространства на листике бумаги, а не какое-то там сухое черчение.

Когда мы делаем рисунок с натуры, важнейшей для нас является наблюдательная перспектива, а линейная – это уже как опора, должна действовать в случае необходимости. Это как две части одного целого. В нижней схеме-иллюстрации вы можете на глаз убедиться в том, как все же взаимодействуют эти две перспективы и как будет правильней и легче всего передать убедительный образ рисуемого предмета.

Если внимательно рассмотреть рисунки, поданные выше, то можно заметить, как именно взаимодействует глазомер и линейная перспектива . Сначала, с помощью наблюдательной перспективы (то есть глазомера) определяем основные размеры и величины (то есть углы, расстояния между гранями, повороты, соотношения сторон и, самое главное, положение рисунка на листе) . А уже линейная как бы подтверждает эти определения и при необходимости корректирует их.

Во время рисования всякие точки схода и линии горизонта можно слегка наметить – но только для того, чтобы нашему глазомеру было легче. Подумайте сами: эти линии на фоне завершенного дорисованного предмета будут делать его вовсе не красивым, а совсем даже наоборот – дилетантским и грубым.

Со временем и достаточным упорством в тренировках, думаю, не сложно будет переместить понятие перспективы в воображение и уже оттуда ею управлять.

Для того, чтобы это не было проблемой, как уже было сказано ранее, нужно упорство в тренировке вашего глазомера. К примеру, вы можете попробовать нарисовать еще несколько перспектив , меняя взгляд на него, то есть угол, с которого вы будете его рисовать – слева-сверху, справа-снизу и так далее. Это даст вам возможность увидеть перемены в предмете на картинке.

Цилиндр в перспективе

Если вы все еще здесь, а не бросились оттачивать свой глазомер, тогда давайте посмотрим, как же будет вести себе еще цилиндр, нарисованный в перспективе (см. рисунок слева) .

А сейчас большая пребольшая тайна: . Из этого следует, что форма окружностей нашего цилиндра целиком и полностью зависит от формы этого самого прямоугольника, в который он вписывается. То есть, окружность нашего цилиндра нужно будет выстраивать, базируясь на основаниях и верхушках прямоугольника. Но, опять-таки, вернемся к схеме-рисунку: красным цветом выделена кривая, что лежит в основе построения и определяется снова таки нашим глазомером .

Если у вас еще не пропало желание оттачивать рисование в перспективе, тогда респект вам и уважение. Предлагаю, наконец-то, приступить к тренировке и порисовать объемные формы – любые, на ваше усмотрение. И не забывайте, стоит только изменить линию горизонта, как вместе с тем меняется и весь рисунок – начиная от граней и заканчивая уголками.

Ваше понимание линейной перспективы должно достичь такого уровня, чтобы вы уже и не задумывались, применяя ее во время рисования предмета у себя в голове (как уже было сказано, не стоит лепить все эти перспективные построения на ваш несчастный объект изображения)

К счастью, умение правильно изображать пространство и заполняющие его предметы - навык приобретаемый. Перспектива в рисунке изучается по теориям и формулам; как когда-то в школе все учились правильно писать и считать, так же можно научиться правильно рисовать и писать картины.

Понятие перспективы

Перспектива относится не только к рисованию и другим видам изобразительного искусства. По сути, это техника правильной передачи пространственного объема в плоскости. Применимо к изобразительному искусству, перспектива в рисунке и живописи - это художественное искажение пропорций предметов и тел в соответствии с их визуальным восприятием.

Впервые о более реалистичном отображении реальности в рисунке художники задумались в эру Проторенессанса, а к закату эпохи Высокого Возрождения уже существовали разработанные теории, виды и правила перспективы. Они фокусировались не только на форме предметов, но и на их цветовой гамме и уровне детализации.

Виды перспективы

До того как воздушная и прямая линейная перспектива в рисунке стала нормой, картины, которые были в основном иконами, писались по стандартным правилам с огромным количеством условностей в изображении. Очень часто использовалась обратная перспектива, что делало изображения искаженными и «плоскими».

После оформления основных правил для линейной и воздушной перспективы в искусстве появилась потребность в более сложных и комплексных изображениях, где требовалось изменение объекта в соответствии с другими условиями. Так, понятие перспективы получило более сложное определение, которое уже непросто было разделять на линейную и воздушную.

В современном искусстве разделяют несколько видов перспективы - одни из них относятся к изменению формы изображаемого объекта, другие - к искажению цветовой палитры.

Изменение формы объектов

В зависимости от удаления, угла зрения и поверхности, на которой изображаются объекты, используются различные виды перспективы, среди них:

1. Линейная перспектива - геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. Для линейной перспективы важен центр - неподвижная точка (или несколько), в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящим вдаль от переднего плана.

Существует несколько типов линейной перспективы:

  • Прямая - центр перспективы находится на линии горизонта, который совподает с уровнем глаз смотрящего. В эту точку сходятся все линии, проложенные сквозь равномерно отдаляющиеся от переднего плана объекты.
  • Обратная - центр перспективы находится у глаз смотрящего, поэтому кажется, что объекты при удалении увеличиваются и расширяются. Обратная перспектива использовалась в византийской и русской иконописи и рассчитана на создание символического образа «незначительности» смотрящего по сравнению с изображаемой реальностью. При использовании обратной перспективы может быть более одной линии горизонта, а также множество неподвижных точек зрения.
  • Угловая - используется при передаче пространственного изображения объекта, стоящего под углом к смотрящему. Геометрическое построение угловой перспективы гораздо сложнее прямой или обратной.

2. Панорамная перспектива - используется для построения изображений на цилиндрической или сферической поверхности. При использовании панорамной перспективы точка зрения расположена в самом центре окружности, линия горизонта при этом определяется непосредственным или желаемым уровнем глаз смотрящего.

3. Сферическая перспектива - искажение реального пространства, при котором центр перспективы находится всегда на уровне глаз смотрящего и в самом центре изображения. Единственные прямые линии в сферической перспективе - главная вертикаль, линии горизонта и глубины. Все прямые линии сходятся в центральной точке, а линии, не проходящие через нее, имеют изогнутую форму, причем чем ближе к краю изображения, тем сильнее изгиб.

Изменение цвета объектов

При удалении, приближении, угловом или изогнутом расположении объекта меняется не только его форма, но и палитра его цветового изображения. За тональные, текстурные, фактурные и цветовые искажения отвечают два вида перспективы - тональная и воздушная.

Тональная перспектива рассматривает изменение тональности поверхности объекта. Под тональностью подразумеваются оттенки, текстура, фактура, четкость и контрастность изображаемого. Тональная перспектива применяется в живописи и фотографии, в рисунке, особенно пейзажном, используются правила воздушной перспективы. Фактически правила они включают в себя также и правила тональной, поэтому начинающим художникам советуют заострять внимание именно на ней.

Воздушная перспектива в рисунке и живописи рассматривает цветовое и тональное искажение объектов при их удалении от глаз смотрящего. Также правила рассматривают расплывчатость и нечеткость форм отдаленных предметов и изменение их контуров.

Линейная перспектива в рисунке

В рисунке существует понятие фронтальной линейной перспективы, к которой относятся прямая и обратная, а также угловой перспективы, которая строится с помощью прямых линий, но по другим правилам. Обратная перспектива очень редко используется в рисунке и живописи, поэтому ее правила изучаются лишь при глубоком знакомстве с предметом.

При построении прямой линейной перспективы действуют два основных правила:

  1. При удалении от точки зрения предметы уменьшаются в размере. Из этого правила следует, что объект, расположенный на переднем плане рисунка, будет значительно больше, чем такой же объект, изображенный на дальнем плане.
  2. Параллельные линии, удаляющиеся от глаз наблюдателя вдаль, соединяются в «точке пересечения», которая расположена на линии горизонта.

Правило первое

Главный признак первого правила линейной перспективы - равномерно уменьшающиеся объекты, при их удалении от глаз смотрящего. Ориентируясь на это правило, художники строят композицию рисунка, например, перспектива улицы - рисунок может вмещать лишь ее часть (буквально несколько домов), длинный отрезок или улицу полностью.

От выбора композиции зависит, сколько объектов будет изображено. То, как реалистично и объемно будет выглядеть изображение, зависит от того, как построена перспектива улицы. Рисунок может выиграть или потерять от выбранного количества объектов и все это зависит лишь от перспективы.

Для первого правила важно корректно подобрать точку зрения, то есть позицию, с которой художник пишет картину, а также уровень глаз автора рисунка и то, как тзображение должно восприниматься зрителем. От точки зрения зависит ракурс и поле зрения, от которых, в свою очередь, зависит и перспектива рисунка.

Правило второе

Построение линейной перспективы производится с помощью исключительно прямых линий. При этом не только параллельные прямые сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые сквозь все основные объекты рисунка, направив их горизонтально вдаль, то все они соединяются в одной точке.

Для второго правила линейной перспективы особое значение имеет линия горизонта. Правильно строить ее на уровне глаз художника, если это рисунок с натуры, или на уровне глаз «смотрящего» — вымышленного персонажа, чьими глазами наблюдается происходящее. Набросок моря, сделанный лежа на песке, и вид города с высоты птичьего полета - пейзаж в перспективе. Рисунок, однако, выполняется с кардинально разных точек зрения, и потому отличается уровень линии горизонта и, соответственно, построение перспективы.

Построение угловой перспективы

Угловая перспектива - это вид линейного геометрического построения, которому необходима линия горизонта и две точки на ней. При построении угловой перспективы важно уметь выносить горизонт далеко за пределы рисунка.

На одном рисунке объекты могут быть расположены к зрителю как фронтально, так и под углом, поэтому важно знать, как работает угловая перспектива. Для ее правильного построения нужна длинная линия горизонта, выступающая за обе вертикальных рамки рисунка. Необязательно прокладывать физически существующую прямую, достаточно уметь ее четко представить.

Сквозь все видимые грани углового объекта необходимо провести несколько прямых линий. Например, нужен угловой дом в перспективе, рисунок при этом изображает не только этот дом, но и улицу, или часть городского пейзажа. Обычно, у расположенного под углом дома видны две грани; прямые проводятся по каждой горизонтальной поверхности обеих граней: двери, окна, карнизы, крыша и другие. При правильной проекции углового объекта все прямые, проходящие через правую его грань, пересекутся в одной точке на линии горизонта; эта точка обычно находится за пределами рисунка. То же самое произойдет с прямыми, пересекающими левую грань объекта.

Воздушная перспектива в рисунке

Основные правила воздушной перспективы позволяют правильно оформить тональность рисунка и передать объем. Среди важных для каждого художника правил воздушной и тональной перспективы есть несколько основополагающих, без знания которых невозможно правильное изображение пространства в рисунке.

Эти правила звучат следующим образом:

1. Оттенок изображаемого объекта изменяется при удалении от первого плана. Темные предметы вдали кажутся более светлыми, а светлые становятся темнее.

2. В зависимости от плотности воздуха, времени суток и яркости света отдаленные объекты изображаются с добавлением оттенков белого, серого, синего или фиолетового. Это связано с тем, что воздух никогда не бывает прозрачным, и если вблизи плотность не влияет на цветовую гамму, то объекты на дальнем плане проходят через призму различных примесей.

3. Закон контуров — еще Леонардо да Винчи говорил о том, что отдаленные предметы не могут обладать такими же четкими контурами, как и те что находятся на первом плане. Следовательно, объекты, изображенные на первом плане, обрисовываются резким, четким контуром, объекты второго плана более мягким, а дальний план рисуется с совершенно размытыми контурами.

4. Закон деталей — человеческий глаз не способен различать мелкие особенности предметов на большом расстоянии, поэтому ближайшие объекты рисунка должны быть более детальны, чем отдаленные, дальний план изображается с их минимальным количеством.

5. Закон объема — ближайшие к глазу зрителя предметы должны изображаться объемно, а отдаленные — плоско.

6. Закон цветового тона — палитра первого плана рисунка более богата и детальна, чем палитра второго и дальнего планов. Для одноцветных изображений (литография, гравюры, рисунки карандашом) перспектива цветового тона фокусируется на игре света и тени.

Чтобы подвести итог, рисунок улицы или городской пейзаж будет смотреться нереально, если каждый объект будет изображен с присущими ему тональными нюансами и правильной формой. Линейная и воздушная перспектива, рисунки и картины, выполненные по правилам, позволяют передать объемную реальность на горизонтальный лист бумаги так, чтобы изображение не потеряло присущее пейзажу ощущение пространства.