Правильный режим дня школьника, его обоснование и неукоснительное соблюдение. Жизнь по часам

Значение режима дня для школьников разных возрастов не всегда адекватно воспринимается родителями. Для того, чтобы оценить позитивное влияние правильно построенного распорядка дня, нужно понимать, что означает само слово «режим», совокупность каких факторов оно в себя включает, какие принципы организации существуют для его правильного составления.

Изображение depositphotos.com

Содержание статьи:

Режим и его составляющие

– конкретно установленный и постоянно повторяющийся распорядок деятельности человека. Если говорить о распорядке дня школьника, его основными составляющими являются:

  • режим сна;
  • режим питания;
  • режим двигательной активности;
  • гигиенический режим.

Каждый из факторов нельзя рассматривать отдельно. Только чётко установленное чередование всех элементов позволит выработать условные рефлексы, обеспечить действенное полезное и здоровое развитие ребёнка любого возраста.

Смена деятельности поможет школьнику не только вырасти здоровым и крепким, но и раскроет его скрытые таланты и способности.

Питание в распорядке дня школьника

Каким топливом вы заправите свой автомобиль, насколько своевременно будете его обслуживать, так он и будет вам служить. Сон и питание являются основополагающими факторами правильного развития.

Максимальная выработка мелатонина (гормон, регулирующий цикл сон-бодрствование) наступает с 12 часов ночи до 4 утра, при условии отсутствия источников освещения. Важно, чтобы в это время ребёнок находился в фазе глубокого сна. Функции гормона – профилактика простудных и онкологических заболеваний, мощное иммуномодулирующее влияние, регуляция биоритмов, восстановление.

Режим включает в себя несложные истины, которые не требуют больших усилий.

Приём пищи для растущего организма должен быть пятикратным. Калорийность каждого приёма составляет от 20 до 35% общей калорийности дневного рациона.

Суточное потребление калорий в школьном возрасте:

  • младшие школьники – от 2200 до 2400 ккал;
  • школьники среднего звена – 2600–2850 ккал;
  • юношеский возраст – от 3000 до 3150 ккал.

Основная доля рациона склоняется в пользу животных и растительных белков.

Отдых в распорядке дня учащегося

Есть много представлений об отдыхе ребёнка. Восстанавливать силы лучше всего, чередуя разные виды активности. и ослабленные дети должны в течение дня отдыхать, полностью расслабляясь. Это может быть полуторачасовой сон или просто возможность полежать, ничего не делая. Здоровым детям достаточно сменить деятельность. Примером может служить такая модель:

  • школьные уроки в чередовании с физической активностью во время физкульминуток и на переменах;
  • занятия лепкой, рисованием или игрой на музыкальных инструментах;
  • занятия в спортивных секциях или подвижные игры на открытом пространстве;
  • самостоятельная работа над уроками с включением физкультминуток.

Принципы организации распорядка дня школьника

Постепенность

Начинать приучать ребёнка к режиму лучше за 10 дней до начала учебного периода, а не 1 сентября. Этого времени хватит для того, чтобы выработался рефлекс просыпаться в одно и то же время, а заодно повторить учебный материал, заданный на лето.

Последовательность

Если раньше вы не придерживались чёткого распорядка, ограничьтесь несколькими пунктами, а затем постепенно добавляйте остальные. Особенно актуально это для школьников средней и старшей школы. Малыши придерживаются режима в детском саду, поэтому им не нужно будет сильно перестраиваться. Задача родителей будущих первоклассников — не нарушать привычный распорядок.

Учёт физиологических и психологических особенностей детей различных возрастов

Степень утомляемости, биоритмы, состояние систем и органов, скорость биологического роста и взросления у разных возрастных групп очень различаются.

Контроль состояния здоровья ребёнка

Если организм школьника ослаблен, он относится к часто болеющим детям или имеет хронические заболевания, это обязательно нужно учитывать.

Оценка индивидуальных особенностей

Нельзя забывать о типе темперамента школьника и других индивидуальных характеристиках.

Сезонность

Количество времени, которое дети должны проводить на открытом воздухе, напрямую будет зависеть от этого фактора.

Учёт смены занятий в школе

Распорядок дня школьников, которые занимаются во вторую смену, существенно отличается от распорядка школьников, посещающих школу в первой половине дня.

  • если научить ребёнка тратить 10 минут на подготовку к следующему виду деятельности, в течение дня вы сэкономите 1 час его времени на отдых и занятия по интересам;
  • чередование физической двигательной и творческой активности заставляет включаться в работу разные отделы мозга, что позволяет улучшать и корректировать все процессы, происходящие в организме;
  • в 8–10 часов утра работоспособность максимальная. В 13–14 часов она снижается и снова повышается к 16–17 часам. У малышей второй подъём работоспособности уменьшается к 19 часам;
  • если внимательно слушать и конспектировать объяснения учителя, на приготовление уроков времени уйдёт в 3 раза меньше;
  • для того чтобы организм успел включиться в ритм бодрствования, ему необходимо 5–7 минут. Разбудите ребёнка на 5 минут раньше, чтобы он мог начать зарядку с потягиваний, лёжа в кровати. Это поможет избежать стресса при раннем подъёме;
  • между окончанием уроков и выполнением заданий дома должно пройти не меньше 1.5–2 часов;
  • беспрерывные письменные задания первоклассник может выполнять 8–10 минут, ученик 4 класса – 15–20 минут. Беспрерывное чтение дозируется также. После указанного времени должен следовать другой вид деятельности;
  • при выполнении домашних заданий лучше начинать с работы средней и высокой трудности.
  • различные виды деятельности заставляют мозг выполнять координационную и контролирующую функцию, и только умственный труд – основную работающую;
  • при занятиях умственной деятельностью приток крови к мозгу увеличивается в 10 раз, соответственно увеличивается потребность в кислороде. Важно обеспечить проветривание помещения;
  • искусственное освещение за должно находиться спереди слева. При этом тень от руки не будет падать на строчки во время письма;
  • вечерняя работа по приготовлению домашних заданий для учеников начальной школы наиболее эффективна с 17 до 19 часов. Для учеников средних классов – с 17 до 20 часов. Для старшеклассников с 17 до 21 часа.

Распорядок дня школьника, учащегося во вторую смену

Важно понимать, что подъём должен быть ранним, чтобы после утреннего приёма пищи ребёнок сделал уроки. В вечернее время делать их нецелесообразно, так как эффективность усвоения материала и работоспособность после школы будет низкой и приведёт к переутомлению.

Кроме уроков, дети должны до начала занятий успеть погулять на открытом пространстве и посетить спортивные или творческие занятия. Поэтому важно максимально органично и экономично использовать каждую минуту времени.

Во многом режим детей, обучающихся после обеда, определяется возрастом и количеством уроков. Как правило, школы, где организация занятий происходит в 2 смены, имеют 6-дневную рабочую неделю. Переключение из режима первой смены на вторую всегда стрессовое. Задача взрослых — мягко контролировать и помогать ребёнку войти в новую рабочую колею.

Приблизительный распорядок дня школьников, которые посещают занятия после обеда(в связи с разницей в учебных планах школ, указываем время продолжительности, а не точный часовой график процедур):

  • Пробуждение, потягивание, подъём, умывание, туалет: с 6:55 до 7:25.
  • Утренний приём пищи: с 7:25 до 7:55.
  • Самостоятельная подготовка к школе: с 7:55 до 10:25 (для учеников 5–6 классов) или до 9:55 (для 3–4 классов).
  • Творческие, спортивные занятия, активные игры на воздухе – 2.5 часа.
  • Обед – 25–30 минут.
  • Прогулка по дороге в школу – 30 минут.
  • Уроки с полдником на большой перемене 5–6 часов, в зависимости от возраста.
  • Возвращение домой – 30 – 35 минут.
  • Вечерний приём пищи – 25 минут
  • Произвольные занятия – 1.5 часа.
  • Водные процедуры, подготовка ко сну – 25–30 минут.
  • 21:05 – сон для детей 3–4 класса, 22:05 – 5–6 класса.

Распорядок дня младшего школьника

Учащиеся младших классов, которые обучаются в первую смену, имеют такой приблизительный режим:

  • Пробуждение, потягивание, подъём, гигиенические оздоровительные мероприятия: 6–55 – 7–25.
  • Полноценный завтрак: 7–25 – 7–55.
  • Поход в школу: 7–55 – 8–25.
  • Уроки и второй завтрак – от 4 до 6 часов.
  • Поход из школы – 30 – 35 минут.
  • Дневной приём пищи – до 30 минут.
  • Пассивный отдых, сон, для школьников 1–2 класса – 1.5 часа.
  • Активный отдых для детей 1–2 класса: 2 часа.
  • Подвижный отдых на воздухе, игры, посещение занятий по интересам для детей 3–4 класса – 2.5 часа.
  • Работа над уроками с физкультминутками: 1ч.10 минут –1 класс, 1.5 часа – 2 класс, 2ч.10 мин. – 3–4 класс.
  • Ужин – 30 минут.
  • Вечерняя прогулка, свободные занятия 1.5 часа.
  • Подготовка ко сну, душ, умывание – 30 минут.
  • Отбой: 20–30 для 1–2 класса, 21–00 для 3–4 класса.

Режим дня подростка

Отдельно следует остановиться на режиме дня для школьников 6–9 классов. Дети этого возраста активно растут, их организм претерпевает много существенных гормональных, функциональных, психических изменений. Очень важно при установлении режима для тинейджеров учитывать их интересы, прививать привычку к распорядку корректно и без давления. Иначе вместо соблюдения режима родители получат протест, переходящий в конфликт.

  • Пробуждение, потягивание, подъём, гимнастика, водные процедуры: 6–55 – 7–30.
  • Утренний приём пищи: 7–30 – 7–50.
  • Прогулка по дороге в школу: 7–50 – 8–20.
  • Уроки, факультативы, ланч на большой перемене и перекус: 8-30 – 14 – 30.
  • Поход из школы: 14-30 – 15–00.
  • Горячий обед: 15–00.
  • Занятия по интересам (спорт, музыка, рисование), прогулки: 15–00 – 17–00.
  • Самостоятельная работа над уроками: 17–00 – 19–00.
  • Перерыв на ужин: 19–00 – 19–30.
  • Самоподготовка: 19–30 – 21–00.
  • Произвольные занятия – 30 минут. Водные процедуры, отход ко сну: 21–30 – 22–00.
  • Сон: 22–00.

Режим дня старшеклассников

В распорядке дня для школьников старших классов больше времени приходится уделять дополнительной подготовке по некоторым предметам. Это связано с будущим самоопределением детей, посещением курсов, репетиторов.

  • 6–55 – 7–30 – пробуждение, потягивание, зарядка, гигиенические процедуры.
  • 7–31 – 7–50 – горячий завтрак.
  • 7–51 – 8–20 – прогулка по дороге в школу.
  • 8–31 – 15–00 – основные и дополнительные занятия, ланч на большой перемене, перекусы.
  • 15-00 – 15-20 – прогулка по дороге из школы.
  • 15-20 –15–50 – горячий обед.
  • 15–50 – 17–20 – занятия спортом, активная двигательная деятельность.
  • 17–20 – 18–30 – дополнительная подготовка по необходимым предметам. Если такой необходимости не возникает, можно разделить это время между активными занятиями и уроками.
  • 18–31 – 19-00 – основной ужин.
  • 19–01 – 21–30 – самоподготовка с перерывом на небольшой перекус (кефир, йогурт, фрукты на выбор).
  • 21–31 – 22–30 – свободные занятия.
  • 22–31 – 23–00 – водные процедуры, расслабление перед сном.
  • 23–00 – отбой.

В представленных примерах распорядка дня отводится время для посещения занятий по интересам. Если ребёнок это время уделяет игре на музыкальных инструментах или рисованию, необходимо выделить дополнительное время занятиям физкультурой или спортом.

Физическое развитие в распорядке дня школьника

  • уроки физкультуры компенсируют обязательное количество суточных движений лишь на 11%;
  • детей начального и среднего звена к физкультурным паузам можно привлечь в игровой форме. Старшеклассников лучше мотивировать совершенствованием их внешности;
  • количество часов двигательной активности с возрастом становится меньше, но её интенсивность и калорийные затраты должны увеличиваться. Желательно сочетание аэробных и координационных нагрузок (например: танцы, плавание или игровые виды, лёгкая атлетика, плавание);
  • единственным противопоказанием для плавания являются воспалительные заболевания почек, половой и мочевой системы. Особенно благотворно этот вид влияет на формирование и укрепление правильной осанки, увеличение подвижности суставов.

Режим выходного дня для учащихся

Есть 2 взгляда на этот вопрос:

  • Пусть ребёнок отдохнёт и выспится.
  • Нельзя отклоняться от установленного графика.

Оба мнения правильны с небольшими комментариями к каждому из них. Если речь идёт о выходных, необходимо придерживаться второго утверждения. Сбивая ребёнка с привычного расписания, родители оказывают ему медвежью услугу. На следующий день возвращение в привычный режим будет для него болезненным. Для того чтобы школьник отдохнул, в выходные можно немного сместить временные рамки в пользу возможности полежать чуть дольше в постели. Свободное время необходимо органично распределить между активной физической деятельностью, хозяйственными делами, занятиями по интересам. Всё в рамках возрастной категории.

Взрослые далеко не всегда уделяют должное внимание режиму дня школьников. И напрасно, ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и развития организма ребенка. В этот период развивается нервная деятельность, формируются основные черты характера, приобретаются необходимые в жизни знания и навыки, укрепляется здоровье.

Когда ребенок спит, учится, ест и отдыхает всегда в одно и то же время, то у него вырабатывается привычка к такому чередованию деятельности. Это чередование, повторяясь изо дня в день, создает систему условных рефлексов в коре головного мозга, внутренний стереотип. Благодаря внутреннему стереотипу, организм к определенному часу настраивается на ту или иную деятельность. При соблюдении режима дня, умственная деятельность школьника тоже будет более продуктивной.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом его физиологических, возрастных и индивидуальных возможностей.

Режим дня школьника. РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

Важно соблюдать режим питания школьника. Если ребенка кормят, когда придется, то обычно он сам и не просит есть. А дети привыкшие обедать в одно и то же время, уже за 10-15 минут говорят, что хотят есть, т.к. у них выработался рефлекс на это время. И это вполне закономерно – в головном мозге возбуждается пищевой центр, пищеварительные железы выделяют соки, появляется аппетит, организм готов принимать пищу и усвоит он её наилучшим образом.

Чтобы учеба была эффективной, а после занятий школьник успевал подготовить уроки и отдохнуть, составьте распорядок дня.

Казалось бы «тайм-менеджмент» - понятие из взрослой жизни. На эту тему написаны сотни книг, маститые бизнес-тренеры проводят за большие деньги семинары и тренинги, собирающие не одну тысячу желающих научиться организовать свое время , так, чтобы все успеть.

А ведь на самом деле учиться таймингу нужно с детства и под руководством родителей. Приучив своего ребенка мыслить стратегически и планировать время сегодня, вы окажете ему большую услугу на всю дальнейшую жизнь. Не затягивайте. Станьте бизнес-тренером своему сыну или дочери прямо сейчас.

В сутках 24 часа

«Как иногда хочется, чтобы их было ну хотя бы 25 - тогда точно все бы успел сделать», - распространенная жалоба, не так ли? Стоп. Давайте разберемся. На что конкретно вы бы употребили этот внезапно появившийся час? Конечно, каждый найдет ему применение, но вспомните, сколько времени вы (ваш ребенок) проводите перед телевизором, за компьютерными играми или ведя бесконечные разговоры по телефону.

Если убрать или хотя бы уменьшить количество времени, проводимого за такими малополезными занятиями, то освободится, пожалуй, не один «лишний» час . Поэтому, первое, что нужно сделать в работе над режимом дня - это четко обозначить, сколько времени какому виду деятельности вы отведете, не забывая при этом о полноценном отдыхе. Без него качество и эффективность выполняемых в течение дня операций снизится, соответственно ребенок потратит намного больше времени на подготовку домашних заданий или других дел, требующих внимания и концентрации.

Персональный тайминг также должен учитывать время суток, когда ребенок будет выполнять ту или иную работу, например, наиболее эффективными часами для интеллектуальной деятельности считается первая половина дня, а время для отдыха или хобби лучше выделить во второй половине дня.

Утро

7:00 - Подъем

Приучите ребенка ложиться спать и просыпаться в одно время. Своевременный подъем утром - это, во-первых, организованное начало дня, а, во-вторых, сбалансированная психика и отсутствие стресса. Объясните ребенку, что дополнительные 10-20 минут утреннего сна могут ему только навредить: он или что-нибудь забудет, собираясь второпях, или не позавтракает, или кое-как оденется. Как результат - дискомфорт на протяжении всего дня.

7:05 - 7:30 - Зарядка, уборка постели, умывание

Алгоритм действий утром должен быть четко прописан и выполняться на уровне рефлексов. Важно помнить, что малейший сбой может привести к тому, что день пойдет кувырком. Если детям-математикам утренние сборы даются более легко, то творческим личностям вовремя встать и организованно собраться намного труднее. Держите ситуацию под контролем! Если бог подарил вам творчески одаренного ребенка, на вас лежит огромная ответственность: приучить вашего гения к порядку. Это пойдет на пользу его личности и поможет избежать многих проблем в жизни.

7:30-7:50 - Завтрак

Часто дети отказываются завтракать: дескать, не хочу или не успеваю. Будьте непреклонны в этом вопросе - без полноценного приема пищи утром, уже на втором уроке ребенок почувствует вялость и упадок сил, что, конечно, не способствует эффективной учебе.

7:50 - 8:20 - Дорога в школу

Следите, чтобы ваш школьник выходил из дома вовремя, а не летел сломя голову, невзирая на красный цвет светофоров.

8:30 - 14.00 - Занятия в школе

Пока ребенок находится в школе, можете не беспокоиться про режим дня - там все происходит четко и организованно.

День

Если ребенок посещает группу продленного дня, то вы можете быть уверенными в том, что под контролем педагогов он и пообедает и уроки выучит в положенное время.

В случае если после школьных занятий ребенок возвращается домой, обязательно планируйте распорядок второй половины дня.

14:00 - 15:00 - Обед

Ни про какие уроки, кружки или секции не может быть речи, пока ребенок не пообедает. От этого и отталкивайтесь в построении режима дня.

15:00 - 16:30 - Отдых

Это время пусть школьник проведет так, как ему хочется: поваляется на диване с книгой, погуляет во дворе с собакой или друзьями, посвятит часы отдыха любимому хобби. Если ребенок занимается в секции или кружке, посещает репетитора, то, скорее всего, эти полтора часа немного растянутся. Однако следите за тем, чтобы не позднее 17:00 ребенок готов был приступить к домашним заданиям.

17:00 - 19:00 Уроки

Эти часы наиболее эффективны для того, чтобы учить уроки, поэтому следите за тем, чтобы школьник не отлынивал и не затягивал с этим делом.

19:00 - 19:30 Ужин

Своевременный ужин - это хороший полноценный сон.

19:30 - 21: 00 Личное время

Теперь можно поболтать по телефону, поиграть или почитать.

21:00 - 21:30 Подготовка ко сну

Чистим зубы, моем ноги и т.д. Наравне с утренними процедурами ритуал подготовки ко сну должен соблюдаться неукоснительно.

21:00 - 22:00 Отбой

Учитывайте, что ребенку необходимо около 10 часов полноценного сна, поэтому следите за тем, чтобы он вовремя отправился в кровать, а перед сном не смотрел никаких ужастиков, травмирующих психику и провоцирующих кошмары и беспокойный сон.

Будьте последовательны и настойчивы! Возможно, на первых порах ребенку будет нелегко жить, соблюдая режим, но он быстро втянется, а спустя несколько лет еще скажет вам большое спасибо за науку.

Режим дня для ученика младшей школы очень важен, ведь сейчас его жизнь резко изменилась.

Чтобы избежать чрезмерных нагрузок, стресса и быстрой утомляемости маленького школьника, нужно правильно распределить его время и задачи на день.

Режим дисциплинирует ребенка, помогает ему привыкнуть к новым условиям жизни, уберегая его от раздражительности и перевозбудимости.

Основы режима дня для ребенка

Прежде всего, нужно помнить о пиках трудоспособности, которые приходятся как раз на время занятий в школе (8.00-11.00) и на время делать домашнее задание (16.00-18.00). Между этими пиками происходит снижение работоспособности, а вечером - интенсивный спад.

Поэтому сделать уроки ребенок должен максимум до 18.00. Распределите прогулки, для него так, чтобы школьник мог уделить час времени (а больше ему и не нужно) на выполнение домашнего задания, когда его трудоспособность будет на пике.

Елена Пикаленко, психолог: «Постарайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно, потому что через год-два это сделать будет гораздо сложнее. Школьник поймет, что ему придется заниматься этим вплоть до окончания 11-го класса - и заставить его сесть за домашнее задание будет просто невозможно. Поначалу помогайте ему, подсказывайте, что делать, и постепенно вместе составьте схему, которая облегчит ему ежедневную задачу. Если ребенку понадобится помощь, и это будет не просто каприз или лень, никогда не отказывайте ему, а направляйте в правильную сторону».

Здоровый сон - залог здоровья любого человека, а для младшеклассника - тем более. 10 часов - необходимый минимум для того, чтобы ребенок нормально отдохнул после активного дня и набрался сил для новых свершений. Спать ложимся в 9 вечера (понимаем, что нереально, но специалисты настоятельно рекомендуют) и просыпаемся в 7 утра. Кстати, не нужно давать ребенку поспать подольше, а потом в спешке запихивать в него . Нехватка времени - это самый сильный стресс для организма.

Прогулка после уроков . Минимум 40 минут из 24-часового дня нужно уделить свежему воздуху. И это только после школы, так сказать, нагуливаем аппетит. В день гулять с маленьким учеником нужно не меньше 3 часов. Пообедали, поиграли, сделали уроки - прошлись по скверу, сходили на кружок, поужинали - развеялись перед сном час-полтора (кстати, такая маленькая хитрость поможет ребенку уснуть пораньше и побыстрее).

Обед по расписанию . Приучите своего непоседу кушать в одно и то же время. Завтрак - в 7.30, обед - 13.00-14.00, ужин - 18.00-19.00. После обеда и изнурительных школьных занятий ребенку нужно отдохнуть - у него как раз спад работоспособности. За уроки его сажать не стоит - ничего хорошего из этого не получится. Пусть поиграет или поспит - организм устал от новой информации.

Приступаем к домашнему заданию! В первых классах уроки должны быть сделаны за час. Ребенок как раз отдохнул, набрался сил и готов покорять новые вершины. Главное - не затягивать с началом занятий. Оптимальное время - 16.00-17.00. После 18.00 уроки делать не стоит: если не успеваете на занятие в секции, отложите его.

Кружки и секции . После домашнего задания впору и на кружок пойти или в секцию спортивную. Смена деятельности детям очень полезна. Важно только не переборщить с нагрузками ребенка. Если он только пошел в первый класс, лучше не начинать внешкольные занятия - сейчас ему может быть тяжеловато совмещать столько видов деятельности. Количество кружков и секций, на которые может ходить ребенок, пусть он определяет сам. Так, чтобы не страдала учеба и его отдых. Не забудьте о прогулках до и после занятий!

Мама- Аня рассказывает : «Всё зависит от ребенка: для одного и десять кружков будет недостаточно, а кому-то и один - в тягость. Если у ребенка есть интерес, желание, стремление к совершенствованию, пусть занимается. Тем более, это новая сфера деятельности, новее знакомства, что очень полезно для школьников» .

Мамочка Вероника не согласна с этим мнением : «Из слишком активных детей вырастают очень активные взрослые. Моя знакомая, например, с детства ходила на 5 разных кружков, на пару спортивных секций, а в выходные были еще и скаутские вылазки на природу. Сейчас такая же: с работы - на танцы, потом - на шитье, дальше - в ресторан с подружками, после уже и дискотека, и караоке. Выходные почти всегда в горах. Ей 35 лет, не замужем, детей тоже нет. Я спрашиваю: зачем ты все время бежишь куда-то? Она: чтобы успеть. Эххх… Пытается попробовать всё, а вот о смысле жизни забыла совсем».

Переходя из садика в школу, у ребенка резко меняется распорядок дня и появляется дополнительная умственная нагрузка. Чтобы этот переход произошёл легко для ребенка, нужно четко распланировать часы учебы и отдыха. Весь день младшего школьника должен быть расписан буквально по часам и минутам, с обязательными перерывами на прогулку и свободную деятельность в виде игр. Так малышу будет легче втянуться в учебный процесс и адаптироваться к новым условиям.

Чтобы успеваемость ребенка в школе была максимальной, ему нужно обеспечить полноценный отдых и сон. У ребенка младших классов он должен составлять не менее 11 часов в сутки. Это полезно для поддержания иммунитета ребенка, поэтому ему рекомендуется дневной сон после школьных занятий.

Утренние сборы

Ребенку легче было привыкнуть к новому распорядку дня, если все действия будут четко запланированы по времени, и родители изо дня в день будут придерживаться примерно одинакового распорядка дня. Нагрузки в школе очень сильно влияют на нервную систему младшего школьника. Чтобы не перегружать ее еще больше и не затевать лишние споры дома, старайтесь создать сборы в школу максимально удобными и комфортными для сына или дочки.

  • Готовьте школьную форму с вечера и вешайте ее всегда на одно и то же место.
  • Сбор необходимых книжек и тетрадок для занятий тоже должен осуществляться с вечера.
  • Обязательно проводите утреннюю зарядку с ребенком, это поможет ему быстрей проснуться и зарядиться силами и энергией на весь день.
  • Завтракайте правильно. Потому что это самый важный прием пищи для младшего школьника, и он должен быть очень питательным и что немало важно, полезным. Например, каша с фруктами, сырники с творогом или бутерброд с твердым сыром станут залогом успешного дня в школе.

Отдых и свободное время

Каждый учебный день школьника обязательно должен содержать в себе время для отдыха, от 1 до 1,5 часов. Этот период лучше провести в спокойной обстановке. Если ребенок соглашается на дневной сон, то это идеальный вариант. Потому что отдыхать должен весь организм. В случае если дочка или сын считают себя уже достаточно взрослыми и не желают спать днем, то все равно лучше обеспечить спокойное времяпрепровождение без гаджетов, книжек и телевизора. Чтобы успели отдохнуть глаза и нервная система юного школьника.

Так же для младших школьников очень важно проводить свободное время на свежем воздухе. Причем полезны как активные спортивные игры, так и спокойные прогулки по парку. В этот момент головной мозг насыщается кислородом и юный ученик вновь готов к решению сложных задач и умственным нагрузкам.

Выполнение уроков

Переходя на новый режим дня, ребенку первое время тяжело перестроиться и привыкнуть к четкому выполнению домашних заданий каждый день. Отличной идеей станет расписание, нарисованное своими руками или специальная готовая таблица, заполненная от руки. Повесить ее нужно на видное место, чтобы ваш ребенок легко сам смог по ней сориентироваться. Так же немало важную роль играет домашнее рабочее место юного ученика. Ведь стола и стул должны быть удобными для школьника и соответствовать его росту. Только в таком случае, ему будет комфортно выполнять уроки, и он не будет уставать.

Подготовка домашних заданий, как правило, занимает у школьников начальных классов от 1 до 3 часов в день. За этот промежуток времени они должны успеть выполнить математические задачи, письменные задания по русскому языку и выучить устные предметы. Но только прежде чем приступать к ним, детям нужно как следует отдохнуть от занятий в школе. На это отводиться как минимум 2,5 часа.

Для наглядности обычного распорядка дня школьника младших классов, представим таблицу:

Для учеников 1 смены

Подъем 7.00
Умываемся и делаем зарядку 7-7.30
Завтрак 7.30-7.50
Дорога в школу 7.50-8.20
Уроки в школе 8.30-12.30
Дорога домой 12.30-13.00
Обед 13-13.30
Дневной сон или отдых 13.30-15.00
Прогулка на свежем воздухе 15.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Выполнение домашних заданий 16.15-18.30
Ужин 18.30-19.00
Свободное время (игры, чтение, секции) 19.00- 20.30
Подготовка к завтрашнему учебному дню и ко сну 20.30-21.00
Сон с 21.00

Для учеников 2 смены

Подъем 7.00
Зарядка, гигиенические процедуры 7.00-7.20
Завтрак 7.20-7.35
Выполнение домашних заданий 8.00-10.00
Свободное время (игры или прогулка) 10.00-11.00
Второй завтрак 11.00-11.30
Подготовка к школе 11.30-12.00
Обед 12.00-12.30
Дорога в школу 12.30 -13.00
Занятия в школе 13.00-18.00
Дорога домой 18.00-18.30
Ужин 18.30-19.00
Занятия по интересам (секция, чтение или подготовка домашних заданий на завтра) 19.30-20.00
Прогулка или спокойные игры 20.00-21.00
Подготовка ко сну 21.00-21.15
Сон с 21.15

Вторая смена: привыкаем к новому распорядку

Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков.

В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.

Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.