При каком царе появился первый придворный театр. Императорские театры российской империи

Достояние, которое ведет свою историю с 17 века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России.

Истоки русского театра

Русский народ всегда славился умением разнообразить свой досуг. Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Именно так в народе звались артисты, среди которых были и певцы, и музыканты, и актеры.

Обычно театрализованные представления были приурочены к какому-либо церковному или Однако с течением времени празднества могли устраивать без всякого повода. Скоморохи были людьми без крова и денег, часто они собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные , гусли), кукол, самодельные костюмы.

Чуть позже артисты, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

И хотя с появлением настоящего театра отношение к балаганам стало резко отрицательным и негативным, нельзя забывать о том влиянии, которое оказали старорусские развлечения на становление театра.

Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям

Поскольку театр в 17 веке в России только начинал свой долгий путь, многие элементы и детали были переняты у скоморохов и взяты из народных представлений.

Во-первых, это театральные помещения. Первым таким залом стала Потешная палата, куда с 1613 года приглашали выступать скоморохов. В полной мере подобные представления нельзя было назвать театром, потому что они носили цирковой характер с обилием юмора и различных трюков.

Во-вторых, сценические подмостки. Во время своих выступлений скоморохи собирали вокруг себя большую толпу людей, и появилась необходимость демонстрировать свои таланты на каком-то возвышении, чтобы весь люд смог это увидеть. Первые подмостки были построены для показа кукольного театрального представления.

В-третьих, устные драмы. Скоморохи исполняли произведения, которые написал народ. Так родился знаменитый герой Петрушка.

Придворный театр 17 века

Еще царь во времена своего правления задумался о создании придворного театра. Однако для реализации этой идеи необходимы были зарубежные специалисты, поскольку на Руси не было еще знатных драматургов и артистов, способных с достоинством служить Мельпомене.

В 1644 году в Россию из Страсбурга прибыла труппа актеров, которая в течение месяца готовила свое выступление. Однако по неизвестным причинам они были высланы из страны.

Полноценный театр в 17 веке в России появился при Озвучил идею боярин Артамон Матвеев, который часто бывал в Европе и видел, каким может быть искусство. Первый русский театр 17 века начал свою работу в 1672 году.

Пастор из немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори по приказанию Матвеева за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло десять часов, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой высидели до конца.

В 1673 году перенесли в Кремль. Драматург был хорошо вознагражден за свою работу и поспешил приступить к написанию новой пьесы. На этот раз он писал о Юдифи, также используя библейский сюжет. Театр в 17 веке в России стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 году во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько удачных драматических постановок. Однако придворный русский театр 17 века прекратил свое существование в 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича.

Школьный театр

Театр в 17 веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе.

Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к 18 веку.

Школьный театр также оказал влияние на традиции. Интермедия стала прообразом современной комедии. Актеры подчинялись принципам классицизма в своих постановках, а также использовали символы, в том числе и в предметах одежды.

Иностранные гастроли

Театр в 17 веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

С приходом к власти театр, живопись, музыка 17 века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но судьба распорядилась так, что век его правления был недолог.

Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Самозванство как феномен отечественной истории и культуры

В 1598 г., а не в 1613, при воцарении Романовых, как полагают сегодня многие, впервые в российской истории был соборно, то есть с согласия всех свободных и дееспособных сословий, избран на царствование Борис Годунов.

Своим выдвижением он обязан не столько знатностью происхождения, каким не отличался (по преданию предок Годуновых татарин Мурза-Чет прибыл служить московскому великому князю в XIV в.), сколько личностным, деловым и нравственным качествам. Как писал крупнейший русский историк XX в. С.Ф.Платонов: "Борис в своей деятельности был преимущественно умным гражданским дельцом и искусным дипломатом. Одаренный мягкой натурой, он не любил военного дела, по возможности избегал войны и почти никогда сам не предводительствовал войском" (Лекции по русской истории. СПБ, 1913, с. 249).

Именно в этих качествах политика больше всего нуждалась истерзанная опричниной, войнами и разрухой страна. От царя требовалось одно - умиротворение "взбаламученного моря". Борис талантливо решал эту задачу.

Сосредоточил внимание на социальной сфере, или, выражаясь языком того времени, защите "вдов и сирот". Принял ряд энергичных мер по восстановлению торговли и промышленности. Причем не побоялся привлечь на Русь иностранцев, в особенности знавших дело промышленности. Пошел на льготы тем, кто развивал производство. Стремился обеспечить безопасность сообщений, улучшить полицейский порядок. Устранить разного рода административные злоупотребления.

Таким "симпатичным характером" (С.Платонов) отличалась государственная деятельность Б.Годунова, чрезвычайно созвучная потребностям вывода страны из Смуты. Признаки стабилизации общества не заставили себя ждать. И это несмотря на два подряд - 1601 и 1602 - неурожайных года.

И вот тут нельзя пройти мимо любопытнейшего, повторяющегося с некоей нездоровой синхронностью аспекта нашей истории. Как только в стране начинали складываться предпосылки для сословие - классового умиротворения, стабилизации хозяйственной, а вслед за ней политической жизни, переходу к последовательному, а не рывками, эволюционному развитию общества, так немедленно внутри и вовне находились силы, которым был откровенно не по нутру такой поворот событий.

Вспомним "обрыв" в начале XIX в. при Александре I реформ Сперанского, призванных в корне изменить систему управления страной; внука императора - Александра II, убитого народовольцами в момент принятия им решения о добровольном ограничении самодержавного всевластия подготовленной Лорис-Меликовым конституцией; убийство П.Столыпина, едва выведшего страну из революционных потрясений и почти наладившего нормальный ритм хозяйственной жизни.

Складывается впечатление, что страну намеренно загоняли в угол как раз в тот момент, когда она готова была приступить к нормальному, "цивилизованному" развитию. Создавали искусственные препятствия, которые всякий раз она преодолевала сверхнапряжением, через мучительные судороги, ценой невероятных потерь и утрат целых поколений. Кто еще, кроме нас, способен, чтобы после такого суметь подняться на ноги, да еще встать во весь рост?

Применительно к XVII в. врагами Борисова замирения общества стало, во-первых , родовое боярство. Позднее лютый враг Б.Годунова, в отличие от него действительно самозвано, без всякого Собора провозгласивший себя царем, В.Шуйский, откровенно признал, что самозванца Лжедмитрия призвали только затем, чтобы избавиться от Бориса.

Во-вторых , дьячество - высший чиновный слой Московии. Летописец свидетельствовал, что Борис "навел на себя негодование чинно - начальников". Это де и "погубило доброцветущую царства его красоту".

В-третьих , наши ближайшие соседи, в частности, католическая Польша. Магнаты Речи Посполитой финансировали Лжедмитрия, мобилизовали на его сторону отряды тогдашних люмпенов - праздношатавшихся по окраинам Московии безродных казаков и беглых холопов.

Убедившись в невозможности свергнуть Бориса в открытую, что называется, демократически, путем созыва Собора, боярские и чиновные "реваншисты", а также их иностранные доброхоты сделали ставку на силовые методы. Убрать Годунова, сохранив в глазах народа видимость приличий или как бы мы сказали сегодня - легитимности, можно было только одним способом - противопоставив ему, царю избранному, царя родового, то есть представителя династии Калиты - в данном случае Лжедмитрия.

Появление

Остановимся на самом самозванце, так как, по-моему, в нем, а не только в Смуте, истоки многих из тех негативных явлений, впоследствии буйным чертополохом разросшихся на отечественной почве, вызывая резкое неприятие россиян. Уверен, без самозванства смутного времени наша история была бы, не скажу совершенно иной, но гораздо чище, ближе к национальному менталитету. Несмотря на обилие исследований, кем был Лжедмитрий - так и осталось загадкой. Его безымянность - лишнее подтверждение тому, что инициаторам самозванства нужна не личность, а всего лишь личина самозванца.

Пушкин пользовался официально версией о самозванце, выдвинутой в январе 1605 г., когда Лжедмитрий шел на Москву. Согласно ей, самозванцем объявили действительно реального человека, беглого монаха, бывшего сыном Галицкого мелкопоместного дворянина Григория Отрепьева.

Характерно отношение к нему поэта. В отличие от других изменников своему народу, скажем Мазепы, Пушкин явно симпатизировал литературному самозванцу. Очевидно, его увлекла сама ситуация, вылепившая столь необычную для того времени фигуру. В образе Отрепьева поэт соединил, казалось бы, несоединимое: архаические основы самозванства с типом авантюриста, обладавшего достаточно развитым самосознанием, чтобы не просто замыслить, но в корне изменить свою социальную роль.

Пушкин называл Григория "милым самозванцем", выделял в нем особую одаренность, стремление жить в полную меру своих удалых, молодецких сил, желание тешиться в боях, пировать за царской трапезой. Он даже "заставил" Пимена передать труд своей жизни именно Отрепьеву, видимо, сочтя того вполне приемлемой кандидатурой для продолжения столь важного в глазах поэта дела, каким было составление летописей.

Реальный самозванец явно не вытягивал на свой литературный отпечаток. Достоверно известно, что его след берет начало в поместье Вишневецких. Здесь в 1603 г. объявился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Почему Вишневецкие? Старый князь Адам был женат на литовке Анне Глинской. Ее дочь Елена, как известно, была матерью Ивана Грозного. Не случайно Пушкин вложил в уста самозванца фразу: "Тень Грозного меня усыновила".

К моменту появления Лжедмитрия в Москве проживало немало родственников Глинских, считавших себя обделенными "выскочкой" Годуновым и готовых подыграть самозванцу в борьбе против Бориса, помочь материально и политически, укрепляя миф о чудесном спасении сына Ивана Грозного.

Личность

По свидетельству современников, при вступлении на московский престол в 1605 г. Лжедмитрию было лет 25. Выглядел он крепким, коренастым, широкоплечим мужчиной. Лицо желтое, широкое, на котором выделялись толстый нос с бородавкой и большой рот.

Современники быстро разглядели в Лжедмитрии властолюбие и тщеславие, приверженность к роскоши и пирам. Желая сблизиться с боярством, он постоянно устраивал многолюдные охоты с последующими многочасовыми обильными возлияниями.

Академик М.Тихомиров среди настоящих достоинств самозванца выделил по меньшей мере три. Во-первых, самозванец был русским человеком. Он хотя и говорил по-польски, но писал на этом языке с непростительными для лица его ранга орфографическими ошибками. Поляки ему не доверяли. Канцлер Польши Ян Замой-ский, узнав о приключениях Лжедмитрия в России, иронически заметил: "Это комедия Плавта или Теренция?" Польский сейм запретил полякам вступать в вооруженные отряды самозванца. Король Сигизмунд помогал ему главным образом деньгами.

Во-вторых, самозванец неплохо был знаком с военным делом, отчего Тихомиров предположил, что тот происходил из казаков или мелкопоместных дворян. В-третьих, вопреки мнению о продажности самозванца Ватикану, он сохранил уважение к Православию. Поговаривали, что еще до прихода в Москву Лжедмитрий без лишней огласки сделал крупный взнос в один из православных храмов во Львове.

Его появление в 1604 г. на южных рубежах московского государства буквально парализовало все общество. Сравнительно многочисленные (до 20 тыс. чел.), но плохо вооруженные и совсем необученные отряды самозванца без особого труда наносили поражения высылавшимся против них Годуновым регулярным армейским частям во главе с опытными царскими воеводами. Тогда же отмечались нередкие случаи их перехода на сторону самозванца. Наиболее постыдный эпизод произошел в апреле 1605 г., когда осадившие Лжедмитрия под Кромами части неожиданно сдали свои позиции.

Такого никогда не случилось бы, не будь регулярная армия как, впрочем, и остальное общество, в каком-то "нравственном недоумении" (С.Платонов). Это "недоумение" или проблема выбора, кому из властителей отдать предпочтение, в разных вариациях еще не раз повторится в нашей истории, смущая современников и потомков.

Сам Годунов не дожил до позора быть изгнанным с престола самозванцем. 13 апреля 1605 г. он скоропостижно скончался, передав престол сыну Федору. Но сознание легкости, с какой Лжедмитрий завоевывал расположение московитов, безусловно, отравило Борису последние годы жизни. По словам историка, царь умирает "с горьким сознанием, что он и его семья лишены всякой почвы под ногами и побеждены призраком законного царя".

В МОСКВЕ

Московиты встретили самозванца почти с восторгом. Опять-таки едва ли не природная особенность национального характера: лишь бы кого, только нынешних с плеч долой! Тем более, что Лжедмитрий постарался привлечь на свою сторону не одну московскую знать, но и простолюдинов. От него берет начало такое странное, но весьма популярное среди нас и сегодня явление, как раздача направо и налево невыполнимых обещаний. Позднее много мудрые социологи окрестят его мало кому понятным, но зато "научным" словцом - популизм.

Самозванец, войдя в Москву, тут же распорядился (разумеется, никто не мог ни подтвердить, ни опровергнуть того, как его распоряжение выполняется, но это и неважно, главное - распорядиться) решать все гражданские дела без волокиты и взяток.

Постарался "демократизировать" царский облик, отказавшись от пышного царского выезда, полагавшейся ему многочисленной челяди. Стал демонстративно, как рядовой стрелец, ездить на коне. (Ну чем не предтеча будущего отказа от правительственного лимузина и поездок на обыкновенном троллейбусе?)

Но более всего воображение московитов поразили пешие, в одиночку и без охраны прогулки самозванца по городским улицам, особенно во время "святого" для любого знатного вельможи, не говоря уже о царе, послеобеденного "мертвого часа".

От самозванца пошла еще одна постыдная традиция - само утверждаться за чужой счет. Точнее, за счет своих предшественников. Лжедмитрий начал не просто с поношений всего, в том числе и позитивного, что было сделано Годуновым, а с грубого осквернения самой памяти о нем как православном государе. Он приказал выбросить из Успенского собора Кремля, где покоились останки умерших русских царей, прах Бориса. Затем уничтожить его дом в Москве. И даже изгнать из столицы Борисовых родственников и близких.

Прискорбно, что в этом разгроме русских традиций и нравственных устоев народа самозванцу способствовало не только лицемерное боярство, но и православная церковь. Без ее молчания свершение столь святотатственных деяний было бы просто немыслимо.

Церковь не предостерегла от греха М.Нагую, к тому времени принявшую постриг под именем инокини Марфы. Нагая потворствовала мастерски разыгранной самозванцем комедии "сыновней любви" к своей незабвенной "маменьке", предпочтя тесную монастырскую келью и постную пищу кремлевским светлицам и царскому хлебосольству. Это, правда, не помешало Нагой, когда ситуация изменилась и Лжедмитрия убрали, тут же, ровнехонько через полгода, отречься от "сыночка", заклеймив его последними словами. Так что нечего удивляться нынешним просвещенным перевертышам. Они торгуют "всего лишь" убеждениями и совестью, тогда как заправилы смуты № 1 не брезговали бросать на кон политиканства память собственных детей.

Наконец, впервые после ордынского ига, считавший себя русским "царь" привел за собой армаду иноземных нахлебников. Водили за собой иноземцев на Русь и другие русские государи, особенно при ордынцах, но никогда это явление не носило столь массового характера, как при Лжедмитрии, а главное, не преследовало цель откровенного разора исконно русских земель.

Отцу своей жены Марины Мнишек, с которой самозванец не постеснялся обвенчаться в Кремле, сандомирскому воеводе Юрию, он пообещал миллион злотых на покрытие долгов; самой Марине - отдать во владение псковские и смоленские земли. К слову сказать, при самозванцах грабили почти все, кто только мог, и почти все, что только можно было грабить.

Лжедмитрий стремительно "линял". Из Кремля побежали даже те, кто недавно способствовал его же выдвижению и прославлению. "Мавр" сделал свое дело - отстранил от престола Борисово племя, и теперь оказался никому не нужен.

Продажные бояре во главе с В.Шуйским, неспособным ни на что, кроме злостного интриганства, составили против самозванца заговор, инициировали "народное восстание". 17 мая 1606 г. в сутолоке вокруг Кремля Лжедмитрий был убит. Взявший бразды правления Шуйский велел откопать захороненный труп самозванца, сжечь его, зарядить пеплом пушку и выстрелить в пространство.

Публичные театры . .(см. вопр. 7)

Первый публичный профессиональный театр в России появился при Петре I. Для его представлений было построено специальное деревянное здание на Красной площади и приглашена труппа немецких актеров под руководством И. Кунста. Театр существовал не долго (1702–1706 гг.), однако, успел познакомить зрителей с рядом сюжетов и образов мировой драматургии и возбудить в обществе интерес к этому роду зрелищ. К 1707 г. относится начало театральных представлений при дворах царевны Натальи Алексеевны в Преображенском и царицы Прасковьи Федоровны в Измайлове.

В середине XVIII в. интерес к театральным представлениям в различных слоях российского общества выражается в появлении и в столице, и во многих городах страны полупрофессиональных демократических театров. Этому способствовало разрешение правительства в 1750 г. устраивать в частных домах «вечеринки с пристойною музыкою» и представлять «русские комедии». Их организаторами и участниками были «разных чинов люди» – «канцеляристы, копиисты, даже стряпчие, заодно с дворовыми людьми». Еще в 1730-е гг. театральные представления начали давать кадеты Сухопутного шляхетного корпуса, а в 1750-е гг., сразу после основания Московского университета, возник студенческий театр и там. Эти два последних театра сыграли значительную роль в формировании театральной культуры в России и становлении национального русского театра. Из Шляхетного корпуса вышли А.П. Сумароков и М.М. Херасков, из Университета – Д.И. Фонвизин, М.И. Попов, П.А. Плавильщиков и ряд других драматургов, заложивших основы национального театрального репертуара.

Возникновение первого профессионального Российского театра тесно связано с именами Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) и Федора Григорьевича Волкова (1729–1763).

В 1702 году в Москве открылся государственный публичный театр, где играла немецкая труппа под руководством сначала И. Кунста, затем О. Фюрста. Через некоторое время труппа пополнилась русскими актерами, которые проходили обучение при этом же театре.

Репертуар театра состоял из произведений немецких авторов XVII века, а также Кальдерона и Мольера в тяжеловесных переводах. Спектакли давались чаще всего на немецком языке. Русские актеры, отданные в обучение иностранцам, жаловались царю на нерадение, халатность своих наставников. В 1706 году театр прекратил свое существование.

Не оправдал надежд и немецкий театр И. Манна, в 1719 году выступавший в Петербурге. В его репертуаре преобладали грубые комедии и трагедии с кровопролитием и убийствами.

Придворные театры.

В конце XVII века в России впервые появился придворный театр. Идея создания театра пришла в голову главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Артемон Сергеевич был очень образованным человеком и выдающейся личностью. Будучи великим государственным деятелем, он всеми силами пропагандировал в обществе искусство и светскую литературу.

В то время государством правил Алексей Михайлович . Царь очень любил различные увеселительные мероприятия, поэтому, услышав предложение Артемона Сергеевича Матвеева о том, чтобы попробовать создать придворный театр, одобрил его идею и согласился. Весной в 1672 года в России начали подготовку и организацию первого театра. Местом для первого представления был выбран чердак боярина Морозова. Пока шли работы по обустройству театра, Артемон Сергеевич предложил пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актерской труппы. Актеров необходимо было не только найти, но еще и обучить. Грегори набрал труппу из 60 мужчин и сразу взялся за их обучение. Кроме работы с актерами он занимался еще режиссурой и драматургией.

Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем». Люди думали, что даже будучи зрителями, они навлекли на себя большой грех. Многим представление не понравилось. Хотя, возможно, это было вызвано тем, что бояре все представление стояли на ногах.

В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесен в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Трупа актеров тоже пополнилась.

Представления первого театра были основаны на библейских мотивах. Также ставились пьесы с мифологическим сюжетом, например, «Комедия о Бахусе с Венусом». Термин «комедия» в то время понимался как драматическое произведение, поэтому комедии были и жалостливыми с трагической развязкой или веселыми с радостным финалом.

В 1675 году Иоганн Грегори, который был руководителем и все свое время отдавал театру, умер. А в начале 1676 года умирает и царь Алексей Михайлович. После смерти царя придворный театр тоже прекращает свое существование.

Новый период русской истории, начавшийся приблизительно в XVII веке и относившийся ко всей жизни русского народа, сказался и в театральном искусстве. Русский театр вступил в «зрелый» этап своего существования. Он отличался от игрищного тем, что театральное искусство стало зрелищным. Выступления перед публикой стали профессией. Устная драматургия сменилась письменно-книжной. Для театральных представлений стали строить специальные здания.   

Народный устный игрищный театр продолжал существовать, но в то же время стали организовываться церковношкольный, боярский и царский придворный театры, хотя и отличавшиеся друг от друга, но оказывавшие один на другого влияние. Резкое их разграничение произошло лишь в XVIII веке.   

Народные массы первыми создали театр нового типа. Инициаторами его были городские слобожане, мелкое духовенство и волго-донское казачество. Ремесленники, выходившие из сельских местностей на отхожие промыслы в города, в 30-х годах 17 века имели свой кукольный театр, получивший впоследствии название театра Петрушки. В    театре Петрушки рассказывалось о том, как молодой парень, придя в город на заработки, поддается городским соблазнам и начинает гулять и бесчинствовать. Конец представления соответствовал религиозным взглядам того времени: черт уносил молодца в ад.

Постепенно содержание представлений Петрушки изменялось, появлялись все новые варианты. Но главное оставалось неизменным:    Петрушка - это веселый, озорной, ловкий и непобедимый герой народной кукольной комедии. Зрители с восторгом следили, как он одурачивал и побеждал духовенство и представителей власти. Он долгое время оставался любимым героем кукольного театра.

На рубеже 16-17 веков появляется устная народная драма на легендарную тему «   О царе Ироде». В ней рассказывается о том, как Ирод, опасаясь захвата власти евреями, приказал уничтожить всех еврейских младенцев. За такое злодеяние царь был казнен и обречен на вечные страдания в аду. Эта пьеса пользовалась успехом, потому что в народе сохранилась память о злодеяниях царей Ивана Грозного и Бориса Годунова, по приказу которого якобы был убит царевич Дмитрий.

Следующая дошедшая до нас устная драма была сложена, как и многие песни в казачьей среде, и посвящена любимому народному герою Степану Разину и его астраханскому походу. Эта устная драма имела несколько названий. Самое распространенное из них - «Лодка».   

Все пьесы народного театра были каждая по-своему направлены против властей.   

Церковношкольный театр в России создал ученый монах    Симеон Полоцкий. В середине 60-х годов XVII века он написал комедию «Блудный сын». Эта пьеса была направлена против молодых людей, которых родители в те годы посылали учиться за границу, а они кутили и растрачивали отцовские деньги. Пьеса призывала их одуматься и раскаяться. Эта пьеса была первой русской письменной драмой. Развитие русской драматургии в ближайшее за тем время шло по пути, указанному Симеоном Полоцким.

Придворный театр создавался на потеху царского двора. Было построено специальное здание для театра -   Потешная палата (1613). Сперва пытались использовать искусство скоморохов. Но вскоре обнаружилось, что оно не удовлетворяло возросшие вкусы зрителей, да к тому же скоморохи не были угодниками царской власти. Поэтому обратились к Симеону Полоцкому. Но он не смог создать постоянно действующий профессиональный театр. Тогда царь Алексей Михайлович решил обратиться к иностранцам, и с 1660 года начали приглашать в Москву немецких актеров. В 1664 году их силами стали даваться спектакли в Москве, в селах Измайлове и Преображенском. В 1672 году организация спектаклей была поручена учителю немецкой слободы Грегори.

Грегори поставил комедию об «Эсфири», и спектакль понравился, но двору нужен был национальный русский театр. Поэтому год спустя царь приказал тому же Грегори и еще двум преподавателям немецкой школы обучить труппу из русских юношей. Женщины тогда на сцене не выступали. В 1675 году после смерти Грегори, труппа стала полностью русской. Все пьесы имели политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства. В числе последних была переделка трагедии Марло«Тамерлан Великий» под названием «Комедия о Баязете и Тамерлане». В репертуар включались пьесы с таким расчетом, чтобы зритель, смотря спектакль, находил связь между сценическим действием и волнующими его событиями. Такими событиями для того времени была война с Турцией и борьба с боярством.

После смерти царя организованные им спектакли прекратились, но развитие театра в России не заглохло. Устраивались театральные представления при правительнице царевне    Софье и молодом Петре I.

Принявшись за дело преобразования России, Петр I впервые организовал общедоступный театр (т.е. не только для царя и придворных).   

Театральное искусство при царях Алексее и Петре I отличалось стремлением к сценической правде. Пьесы были перенасыщены действием, героическими поступками, комическими сценками и т.д. Это особенно нравилось широкому городскому зрителю, который принялся организовывать свои городские публичные представления. Но государственный театр по-настоящему был создан только в 1756 году благодаря энергии    актера Ф.Г. Волкова и писателя драматурга А.П. Сумарокова.

3 Организация придворного театра алексея михайловича

В 1672 году в Москве, при дворе царя Алексея Михайловича, был создан невиданный ранее на Руси вид театра. Это был театр того типа, который сложился на Западе в эпоху Возрождения и появление которого знаменовало новую стадию в истории мирового театра, определив собой характер общеевропейского театра как театра светского и профессионального. Царь Алексей Михайлович любил красивые и эффектные зрелища, ценил пышность и выразительность придворного церемониала и даже в разработанный им устав о соколиной охоте вносил черты театрализованной праздничности. Можно с уверенностью предположить, что большую роль в создании театра сыграл и боярин Артамон Матвеев - один из наиболее прогрессивных и просвещенных государственных людей своего времени, любитель музыки и театра (5).

Создание придворного театра было делом нелегким. В Москве не было русских людей, знакомых с опытом организации и работы профессионального театра такого типа. Не было актеров. Не было пьес. Не было самого театра, то есть театрального здания, правда, на Украине, в Киевской духовной академии, существовал достигший высокого уровня церковный школьный театр. Но русскому двору нужен был светский театр. Решено было обратиться к «иноземцам». Весной 1672 года началась энергичная подготовка к созданию придворного театра, был объявлен царский указ, повелевавший построить в селе Преображенском, где находилась подмосковная резиденция царя, «комедийную хоромину» и «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии книгу «Есфирь». Постановкой пьес и обучением актеров руководил Грегори. Он нашел себе помощников, написал пьесу «Артаксерксово действо» на сюжет библейской книги «Эсфирь», собрал труппу из учеников руководимой им в Немецкой слободе школы. 17 октября 1672 года состоялось первое представление. Успех спектакля решил дальнейшую судьбу театра. Представление «Есфирь» или «Артаксерксово действо» прочно вошло в репертуар «комедийной хоромины». А вслед за этим театр осуществил ряд постановок. Новая «потеха» становилась неотъемлемой частью придворного быта, он был строго замкнутым, носил дворцовый характер. Придворные извещались о представлениях «нарочными сокольниками» и «стремянными конюхами». В 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича, театр был закрыт. Созданный при дворе царя Алексея Михайловича театр представлял собой сложное сочетание различных театральных систем: придворного театра, церковно-школьного театра и широко распространенного на Западе так называемого театра «английских комедиантов».

Церковные действия

Средние века принято считать временем, когда на всем лежала грозная печать церкви, сковывавшая проявления человеческой мысли и чувств... Но кто эти веселые люди, которые бродят по дорогам, заходят в рыцарские замки, собирают вокруг себя толпу на площадях городов? Это народные актеры - гистрионы. Искусство их многообразно. Они и жонглеры, и акробаты, и рассказчики, и дрессировщики, и музыканты, и певцы.

Эти первые народные актеры, показывая комические сценки, не только забавляли зрителей, но часто едко высмеивали тех, кто притеснял и угнетал простых людей. Поэтому выступление народных актеров сурово преследовалось и запрещалось множеством указов, издаваемых феодалами и церковью.

Понимая, что одними указами нельзя убить любовь народа к зрелищам, церковь решает заставить искусство театра служить ее целям. Чтобы привлечь больше народу на церковные службы, их начинают дополнять отдельными сценками из жизни Христа и святых, которые вначале разыгрывают переодетые священники. Впоследствии для исполнения отдельных ролей (главным образом обитателей ада - чертей) приглашают и лиц не духовного звания.

Так возникает церковный театр - основная форма театрального искусства Европы средних веков.

С начала IX века во время церковной службы - литургии - стали разыгрывать наиболее драматические эпизоды из священного писания. Эти представления назывались литургической драмой. Но в XII веке их запретили показывать в церквах. Действие вынесли на паперть перед храмом и разыгрывали теперь для большего числа зрителей. Такие зрелища стали называть полулитургической драмой.

Дальнейшее развитие церковного театра приводит к мистерии - наиболее массовому виду театрального зрелища.

Возникла мистерия во второй половине XIII века. По своему религиозному содержанию она была связана с церковным театром, но спектакли ставило уже не духовенство, а мастеровые и ремесленники. Женские роли в мистериях исполняли не мужчины, как в античном театре или в театре Шекспира, а женщины. Весь город с радостным волнением следил, как на площади воздвигались декорации. Их начинали строить задолго до того праздничного дня или ярмарки, когда было назначено представление. Во время праздников на площади собирается шумная толпа. Рядом с тяжелым бархатом богатых горожан - простая одежда поселян, жителей окрестных деревень, тоже пришедших в город посмотреть на праздник; кое-где сверкают рыцарские доспехи. Взгляды всех собравшихся людей прикованы уже не к церкви, не к паперти, а к отдельным беседкам-павильонам, где и происходит зрелище. Порой оно выносится на самую площадь, и тогда зрители становятся как бы участниками представления.

О чем же рассказывают эти спектакли?

Время действия мистерии - все века от «сотворения мира». Поэтому текст мистерий содержал до 70 тысяч стихов, а представление могло длиться от 2 до 20 дней. Место действия мистерий - вся Вселенная. Зрители переходили от беседке к беседке, следя за развитием действия, которое переносилось из рая во дворец короля, из древнего Рима - в кабачок или в Ноев ковчег.

Иногда публике не надо было двигаться с места - театр сам приходил к зрителю. На площадь одна за другой въезжали повозки, на которых последовательно разыгрывались сцены спектакля. Постановщики мистерий стремились к правдоподобию и эффектам. Если, например, изображалась сцена всемирного потопа, площадь заливалась водой.

Восторг толпы достигал предела, когда из раскрытой в чудовищном оскале адской пасти на площадь высыпала в языках пламени с криком и хохотом шумная толпа чертей. Остроумные шутки чередовались с акробатическими номерами и показом сценок на злободневные бытовые темы. Текст для них, как правило, импровизировался самими актерами здесь же на площади. В этих сценах можно было встретить также отголоски народных игрищ и обрядов.

Сценки называли вставками, или начинкой мистерий - фаршем. Отсюда слово «фарс», давшее название поздней самостоятельной форме спектакля средних веков, который к XVI веку стал господствующим видом театрального зрелища.

Фарс - наиболее демократический жанр средневекового театра. Авторы и исполнители фарсов воспроизводили реальные картины быта и нравов своего времени. Представления фарса были насыщены острой сатирой, жизнерадостным, сочным народным юмором и пользовались большим успехом у публики.

В XV и XVI века широко распространяются нравоучительные представления - моралите, где в качестве персонажей выступали аллегорические фигуры: скупость с золотым мешком, себялюбие, постоянно смотревшееся в зеркало, любовь, несущая в руках сердце.

Его двор значительно отличался от предшествующих. На первый взгляд, уклад жизни московского самодержца был традиционен. Но интерьеры его палат, внешние проявления дворцовой жизни уже не соответствовали стародавнему порядку.

Одним из главных направлений в идеологии русского царя стало утверждение его "Вселенским монархом" - не просто царем Московского царства, но единственным православным государем (что соответствовало действительности). То есть, с точки зрения московских политиков, единственным "истинным", "верным" правителем на земле.

В 1660-х годах по указу царя перестраивается Московский Кремль. Появляются новые элементы в интерьерах загородных резиденций. Обустраивались сады с лабиринтами и фонтанами. Царь играл роль нового "брата" цесаря Римского, а окружавшие его интерьеры и лица подтверждали его истинное достоинство и величие.

При дворе появился придворный поэт-иеромонах Симеон Полоцкий. По случаю разных празднеств он декламировал свои панегирики (стихи, прославляющие государя), порой исполняя их вместе со своими учениками в лицах, разыгрывая маленькие спектакли.

В этой радостной обстановке становления нового дворцового уклада и возник первый профессиональный театр в России. Интерес к театру у московского царя появился уже в 1660-х годах. Из рассказов русских послов ему было известно о подобных "действах" при дворах иностранных государей. Однако попытки тогда нанять в "Немецких землях" "мастеров комидию делать" окончились безуспешно...

В 1658 году в Москву в качестве учителя в школе при лютеранской кирхе приезжает Иоганн Готфрид Грегори. Через несколько лет он ненадолго оставит Россию, чтобы получить в Германии звание магистра Иенского университета и должность пастора и вернуться в Россию уже в этом качестве.

Биография его практически неизвестна. Он родился в городе Мерзебурге в семье медика, получил хорошее образование, знал греческий, латинский, еврейский языки, писал стихи, подобно всем немецким студентам того времени интересовался театром и, видимо, участвовал в школьных спектаклях.

Весьма вероятно, что, будучи учителем, в лютеранской школе, Грегори ставил спектакли, как это делалось во всех европейских школах. Тематика школьных пьес носила назидательный характер и основывалась чаще всего на библейских преданиях. Такой театр иезуитов и протестантов получил название школьного - дидактического театра, главная цель которого была в воспитании и обучении зрителей и актеров.

В Москве в Грегори увидели человека, способного осуществить мечту царя о театре. В 1672 году последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинити комедию, а на комедии действовати из Библии "Книгу Есфирь". Пока Грегори писал пьесу, которую затем переводили с немецкого языка на русский, а ученики его школы разучивали ее, в селе Преображенском началось строительство "Комидийной хоромины", обустройство сцены и декораций.

Театральная бутафория изготовлялась из настоящих дорогих тканей. Декорации исполнялись мастерами, которые работали в царских палатах. Алексей Михайлович жаждал представления как новой диковинной потехи, незнакомой московским людям. Реальное воссоздание давних библейских времен на сцене было главным в ожидаемом чуде театра.

"Ныне!" Так часто восклицалось в первой пьесе! Пред царем должны были пройти реальные лица, которые во "гробах уже две тысячи лет заключены были". Мамурза -особое действующее лицо, пояснявшее, что происходит на сцене; перед началом представления прочитал написанное для царя предисловие, объяснявшее суть театрального действа.

17 октября 1672 года прошел первый профессиональный спектакль в России. Царь был поражен. Девять часов с боярами и думными чинами он безотрывно следил за "Артаксерксовым действом". Царица Наталия Кирилловна с царевичами и царевнами наблюдала за представлением из особого помещения, отделенного от залы решеткой (так было принято в Московском государстве).

Царь сидел в кресле, придворные стояли, все девять часов (пьесеа была длинная, делилась на несколько частей, но антракта не было) молча удивлялись увиденному.

Сюжет пьесы - библейский рассказ об Эсфири - смиренной красавице обратившей на себя внимание персидского царя Артаксеркса и спасшей от гибели свой народ, став его женой.

Первое представление поразило московский двор. Его повторяли еще несколько раз. В начале 1673 года был дан новый спектакль "Олоферново действо" или "Иудифь", также основанный на библейском повествовании: он, рассказывал о том, как от рук красавицы Иудифи погиб язычник Олоферн, осадивший ее родной город.

В 1675 году пастор Грегори заболел и 16 февраля того же года скончался. С его смертью деятельность придворного театра не остановилась. Руководство театром перешло к переводчику Посольского приказа Юрию Михайловичу Гивнеру (Гибнеру). Он был уроженцем Саксонии. В 1656 году во время русско-польской войны за Украину попал в плен, затем поселился в Москве, был учителем латинского и немецкого языков в Немецкой слободе.

В 1675 - 76 годах в театральном деле стал принимать активное участие Степан Чижинский, польский шляхтич, учитель и переводчик Посольского приказа. Для придворного театра писал пьесы и придворный поэт Симеон Полоцкий "Комедию притчи о Блудном сыне" и "О Навходоносоре царе, о теле злате и триех отроцех, в пещи не сожженных".

В 1676 году царь Алексей Михайлович скончался, а вместе с ним прекратил свою жизнь и первый русский профессиональный театр. При его преемнике царе Федоре "комидийные припасы" приказано было держать под спудом.

Первые русские спектакли реально отражали в целом художественно-психологические устремления Московского двора, его интерес к западноевропейской культуре и жизни и при этом опасливую осторожность, как к искусству, так и к жизни иноверных - католиков и протестантов...

Но придворный театр царя Алексея Михайловича не остался просто историческим фактом. От него ведут свою историю школьные театры семинарий и духовных академий, оказавшие влияние на формирование, зарождение светского публичного театра в России.

Позже все правители России заботились о собственном придворном театре, а со времен Анны Иоанновны и о публичном. Вслед за императорской фамилией о процветании театрального искусства в своих дворцах и усадьбах заботились русские помещики и директора учебных заведений.

В 1759 году по высочайшему указу для организации публичного театра в Москву отправились актеры Федор Волков и Яков Шумский. Театр, который они создали, находился в ведении директора Московского университета Михаила Матвеевича Хераскова, который сам писал для него пьесы. В театр среди актёров были и студенты университета. Именно в этом театре и начал свою карьеру в качестве актера (для игры в русских пьесах их набирали из студентов) известный впоследствии драматург и писатель Фонвизин.