Рассказ про город н из мертвых душ. Cочинение «Образ города в романе Гоголя «Мертвые души

Действие поэмы разворачивается в городе N, куда приезжает Чичиков. Н.В. Гоголь специально не уточнил название города, так как образ города стал собирательным, именно такими были многие губернские города.

В городе N течет ничем не примечательная обыденная жизнь. Все дома в городе построены как под копирку и выкрашены в мрачный серый цвет. Гостиницы, как и полагалось в те времена, были с тараканами. Одно развлечение было у горожан - трактиры. Эти заведения были похожи на обычные избы, только большего размера.

Как и в любом губернском городе, здесь были бездушные чиновники, которых совершенно не волновали судьбы простых людей. Они, не стесняясь, брали взятки, а сами были необразованными людьми. У них не было образования, да и книги они не любили читать. Даже полицейским стоило моргнуть глазом и торговцы тут же предоставляли им самый свежий товар.

Город был обезличен, а жизнь в нем была какой-то никчемной. Чиновники не выполняли свои обязанности, а их жены вели праздный образ жизни. Обычные люди и торговцы должны были дать чиновникам взятку, а иначе от них ничего не добьешься. Мне кажется, что тоже самое происходит и с современными городами. Жизнь катится в никуда, а чиновникам, как «мертвым душам» абсолютно на все наплевать.

1. Роль Пушкина в создании поэмы.
2. Описание города.
3. Чиновники губернского города NN.

Известно, что А. С. Пушкин высоко ценился Н. В. Гоголем. Более того, писатель нередко воспринимал поэта в качестве советчика или даже учителя. Именно Пушкину во многом обязаны любители русской словесности в появлении таких бессмертных произведений писателя, как «Ревизор» и «Мертвые души».

В первом случае поэт просто подсказал сатирику несложный сюжет, а вот во втором заставил серьезно задуматься, как можно представить в небольшом произведении целую эпоху. Александр Сергеевич был уверен, что его младший друг непременно справится с поставленной задачей: «Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем». В результате сатирику удалось не разочаровать великого поэта. Гоголь довольно быстро определил замысел своего нового произведения — «Мертвых душ», взяв за основу довольно распространенный вид мошенничества при закупке крепостных крестьян. Это действо наполнилось уже более значительным смыслом, являясь одной из главных характеристик всего общественного строя России при правлении Николая.

Писатель долго размышлял над тем, чем же является его произведение. Довольно скоро он пришел к выводу, что «Мертвые души» — это поэма-эпопея, поскольку она «объемлет не некоторые черты, но всю эпоху времени, среди которого действовал герой с образом мыслей, верований и даже познаний, какие сделало в то время человечество». Понятие поэтического не ограничивается в произведении только лишь лиризмом и авторскими отступлениями. Николай Васильевич замахнулся на большее: на объемность и широту замысла в целом, на его универсальность. Действие поэмы происходит примерно в середине правления Александра I, после победы в Отечественной войне 1812 года. То есть писатель возвращается к событиям двадцатилетней давности, что придает поэме статус и исторического произведения.

Уже на первых страницах книги читатель знакомится с главным персонажем — Павлом Ивановичем Чичиковым, который по личным делам заехал в губернский город NN. ничем особенным не отличающийся от других подобных городов. Гость заметил, что «сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа с вечным мезонином, очень красивых, по мнению губернских архитекторов. Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы и нескончаемых деревянных заборов; местами сбивались в кучу, и здесь было заметно более движения народа и живости». Все время подчеркивая заурядность этого места и его схожесть со многими другими губернскими городами, автор намекал, что и быт этих населенных пунктов, наверняка, также мало отличался. А значит, город начинал приобретать вполне обобщающий характер. И вот в воображении читателей Чичиков попадает уже не в конкретное место, а в некоторый собирательный образ городов николаевской эпохи: «Кое-где просто на улице стояли столы с орехами, мылом и пряниками, похожими на мыло... Чаще же всего заметно было потемневших двуглавых государственных орлов, которые теперь уже заменены лаконическою надписью: "Питейный дом". Мостовая везде была плоховата».

Даже в описании города автор подчеркивает лицемерность и лживость обитателей города, вернее, его управляющих. Так, Чичиков заглядывает в городской сад, состоящий из тоненьких деревьев, плохо прижившихся, в газетах же было сказано, что «город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широковетвистых дерев, дающих прохладу в знойный день».

Губернатор города NN. подобно Чичикову, был «не толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что был представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже вышивал иногда по тюлю». Павел Иванович в первый же день пребывания в городе объездил с визитами все светское общество, и везде ему удалось найти общий язык с новыми знакомыми. Безусловно, не малую роль в этом сыграло умение Чичикова льстить и недалекость местных чиновников: «Губернатору намекнут как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные... Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза: "ваше превосходительство", что очень им понравилось». Этого вполне хватило, чтобы все признали приезжего вполне приятным и приличным человеком и пригласили его на губернаторскую вечеринку, где собирались «сливки» местного общества.

Писатель иронически сравнивал гостей этого мероприятия с эскадронами мух, которые носятся в разгар июльского лета на белом рафинаде. Чичиков и здесь не ударил в грязь лицом, а повел себя так, что вскоре все чиновники и помещики признали его порядочным и наиприятнейшим человеком. Причем это мнение было продиктовано не какими-либо хорошими поступками гостя, а исключительно его умением польстить каждому. Уже данный факт красноречиво свидетельствовал о развитии и нравах обитателей города NN. Описывая бал, автор поделил мужчин на две категории: «...одни тоненькие, которые все увивались около дам; некоторые были из них такого рода, что с трудом можно было отличить их от петербургских... Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков... Эти, напротив того, косились и пятились от дам и посматривали только по сторонам... Это были почетные чиновники в городе». Тут же писатель сделал вывод: «...толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие».

Причем многие представители высшего общества были не без образования. Так, председатель палаты наизусть рассказывал «Людмилу» В. А. Жуковского, полицмейстер был остряк, прочие тоже кто читал Н. М. Карамзина, кто «Московские ведомости». Другими словами, хороший уровень образования чиновников был сомнителен. Однако это совершенно не мешало им управлять городом, в случае необходимости сообща защищать свои интересы. То есть формировался особый класс в сословном обществе. Якобы освобожденные от предрассудков чиновники по-своему извращали законы. В городе NN. как и в других подобных городах, они пользовались неограниченной властью. Полицмейстеру достаточно было мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, и ему приносили на дом продукты для приготовления роскошного обеда. Именно обычаи и не слишком строгие нравы этого местечка позволили Павлу Ивановичу так быстро добиться поставленных целей. Очень скоро главный герой стал владельцем четырехсот мертвых душ. Помещики, не задумываясь и радея о собственной выгоде, охотно уступали ему свой товар, причем по самой низкой цене: мертвые крепостные крестьяне никак не нужны в хозяйстве.

Чичикову не потребовалось даже усилий, чтобы совершать с ними сделки. Чиновники также не обходили вниманием приятнейшего гостя и даже предлагали ему свою помощь для благополучной доставки крестьян на место. Павел Иванович сделал только один серьезный просчет, повлекший за собой неприятности, он возмутил местных дам своим равнодушием к их персонам и усиленным вниманием к юной красавице. Однако и это не меняет мнение местных чиновников о госте. Только тогда, когда Ноздрев разболтал при губернаторе, что новое лицо пыталось купить у него мертвые души, высшее общество призадумалось. Но и здесь руководил не здравый смысл, а сплетни, разрастающиеся как снежный ком. Именно поэтому Чичикову стали приписывать и похищение губернаторской дочки, и организацию бунта крестьян, и изготовление фальшивых монет. Только сейчас чиновники начали испытывать такое беспокойство в отношении Павла Ивановича, что многие из них даже похудели.

В результате общество приходит вообще к нелепому выводу: Чичиков — это переодетый Наполеон. Обитатели города хотели было арестовать главного героя, однако сильно боялись его. Эта дилемма привела прокурора к смерти. Все эти волнения разворачиваются за спиной у гостя, поскольку тот болеет и три дня не выходит из дому. И никому из его новых друзей не приходит в голову просто поговорить с Чичиковым. Узнав о сложившейся ситуации, главный герой приказал паковать вещи и выехал из города. Как нельзя полно и ярко Гоголь в своей поэме показал пошлость и низость нравов губернских городов того времени. Невежественные люди, стоящие у власти в подобных местечках задавали тон всему местному обществу. Вместо того чтобы хорошо управлять губернией, они проводили балы и вечеринки, за казенный счет решая свои личные проблемы.

События, описанные в поэме, проходят в городе без названия. Н.В.Гоголь удивительно зашифровал его двумя буквами неизвестности: NN. Прообраз города NN в поэме «Мертвые души» волновал ученых. Они искали сходство с реальными местами в России, разгадывали записи великого классика, но точных данных так и не нашли.

Характеристики расположения города NN

О месте расположения города посещения Чичиковым сказано немного: «город был не в глуши, а напротив, недалеко от обеих столиц». То есть где-то рядом с Москвой и Петербургом. В первых строчках поэмы о Москве идет неназойливое упоминание. Мужики, рассматривающие бричку гостя, размышляют, доедет ли колесо до Москвы. Можно предположить, что она где-то в пределах возможного путешествия. Второй город, который называют мужики, Казань. Если до столицы колесо еще могло бы добраться, то до Казани – нет. Бричка проехала много верст по окрестностям города NN, дефект выявился в момент решения Павла Ивановича уезжать. Литературоведы предполагают, что прообразом может быть Тверь. По расположению она находится близко к столице и далеко до второго указанного города. Еще одно доказательство – река Волга. Она возникает в мыслях Чичикова, когда он размышляет о судьбах крестьян, которые ему удалось приобрести. Река протекает посередине города и делит его на 2 части. Волга протекала по Твери, это, конечно, только отдаленный признак сходства. Городов, расположенных по берегам рек, на Руси множество.

Другие сходства с Тверью

Кроме реки ученые находят сходство по занятиям крестьян. Чичиков у Коробочки видит огромное количество живности, среди них индейки. Эта птица чаще встречалась в южных и центральных районах страны. Тоже можно сказать и о растениях. Яблони и фруктовые деревья, арбузы сложно представить в холодных регионах. Город NN расположен среди хлебных полей. У Плюшкина гниет зерно, клади и амбары засыпаны мукой. «Мертвые души» имели при жизни разные специальности: кузнецы, ткачи, каретники, плотники, сапожники.

Лингвисты изучили речь персонажей. Часть диалектов помогла им идентифицировать местность. В Тверской области бытовали слова города NN: бурак, курник, мыкальник, лагун, прягло.

Говоры русского народа близки между собой, поэтому признать выводы ученых точными сложно. Эти же слова бытовали и в других уголках Руси.

Описание города NN

В городе, куда въехал Павел Иванович, было много зданий. Здесь гостиница, собор, богадельня.

Чичиков посещает дом губернатора, встречается с чиновниками в присутственных местах. При въезде читатель видит караульную будку. В городе есть церковь Николы. Такое описание можно дать любому провинциальному городку. Все привычные здания:

  • гостиница с обилием тараканов;
  • кирпичные серые дома;
  • трактиры в виде русских изб большого размера.

Чичиков рассматривает убранство гостиницы. Он не удивляется, что на полочках стоят - «вызолоченные фарфоровые яйца», зеркало потеряло свое качество (показывает не 2, а 4 глаза). Гостиница – двухэтажная: на первом стоят лавки и комоды, а второй выкрашен желтой краской. Гость идет гулять и не поражается убогости и мрачности городских пейзажей. Широкие улицы и разбросанные хаотично дома. Больше всего в NN питейных заведений – это основное место отдыха горожан и увлечение жителей. В газетах Чичиков прочитал о городском саде. В нем можно было отдохнуть в тени деревьев. На самом деле сада не было, здесь росли жалкие прутики, навевавшие грусть. Пресса в городе, как и везде по России врала, а чиновники воровали.

Типичность города

NN мало примечателен. Точнее, в нем нет каких-то особых строений, необычных зданий или памятников. Автор хотел, чтобы в его образе можно было легко увидеть любой город России. Жизнь течет размеренно и спокойно. Как будто кто-то свыше запустил его ритм и не дает отвлекаться. Нет событий, меняющих ход жизни. Даже похороны проходят как привычное дело, без траура, митингов и взрывов эмоций. Каждый день начинается с привычных мероприятий: визиты к чиновникам. Также размерено идет день к вечеру. Автор не выделяет жителей по описанию:

  • извозчики;
  • солдаты;
  • работники;
  • дамы в красных шляпах.

Практически все жители не имеют имен. Здесь, как и по всем губерниям, важен чин, а не человек.

В городе быстро распространяются слухи. Сплетничать любят не только женщины, но и мужчины. Сплетни разлетаются с мгновенной скоростью, обрастая новыми сведениями. Никто не удивляется рассказам, наоборот, они вносят свои поправки, не смущаясь лжи и наговора на незнакомого или мало знакомого человека.

Великий классик сумел под образом одного населенного пункта показать российские города. Можно искать намеки на один город, но в этом нет смысла. Цель автора была другой. Но понятно, что интересно, кто стал прообразом места, посещенного Чичиковым. Большинство ученых склоняется к Твери, но размышлять и искать новые данные может каждый читатель.

(окончание) Контраст суетливой внешней деятельности и внутреннего окостенения поразителен. Жизнь города мертва и бессмысленна, как вся жизнь этого безумного современного мира. Черты алогизма в образе города доведены до предела: с них и начинается повествование. Вспомним тупой, бессодержательный разговор мужиков, докатится ли колесо до Москвы или до Казани; комичный идиотизм вывесок "И вот заведение", "Иностранец Иван Федоров"... Думаете, это Гоголь сочинил?

Ничего подобного! В замечательном сборнике очерков быта писателя Е. Иванова "Меткое московское слово" целая глава посвящена текстам вывесок. Приводятся такие: "Шашлычный мастер из молодого карачаевского барашка с кахетинским вином.

Соломон", "Профессор шансонетного искусства Андрей Захарович Серполетти". А вот совершенно "гоголевские": "Парикмахер мусью Жорис-Панкратов", "Парижский парикмахер Пьер Мусатов из Лондона. Стрижка, брижка и завивка". Куда до них бедному "Иностранцу Ивану Федорову"!

А ведь Е. Иванов собирал курьезы в начале XX века - то есть более 50-ти лет прошло после создания "Мертвых душ"!

И "парижский парикмахер из Лондона" и "мусью Жорис Панкратов" - духовные наследники гоголевских героев.Во многом образ губернского города в "Мертвых душах" напоминает образ города в "Ревизоре". Но - обратим внимание! - укрупнен масштаб. Вместо затерянного в глуши городишки, откуда "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", город центральный - "невдалеке от обеих столиц". Вместо мелкой сошки городничего - губернатор. А жизнь та же - пустая, бессмысленная, алогичная - "мертвая жизнь".

Художественное пространство поэмы составляют два мира, которые можно условно обозначить как мир "реальный" и мир "идеальный". "Реальный" мир автор строит, воссоздавая современную ему действительность российской жизни. В этом мире живут Плюшкин, Ноздрев, Собакевич, прокурор, полицмейстер и другие герои, являющие собой своеобразные карикатуры на современников Гоголя. Д. С. Лихачев подчеркнул, что "все создаваемые Гоголем типы строго локализовались в социальном пространстве России. При всех общечеловеческих чертах Собакевича или Коробочки, все они все же одновременно являются представителями определенных групп русского населения первой половины XIX века".

По законам эпоса Гоголь воссоздает в поэме картину жизни, стремясь к максимальной широте охвата. Неслучайно сам он признавался, что хочет показать "хотя бы с одного боку, но всю Россию". Написав картину современного мира, создав карикатурные маски современников, в которых свойственные эпохе слабости, недостатки и пороки гипертрофированы, доведены до абсурда - и поэтому одновременно отвратительны и смешны, - Гоголь достигает необходимого эффекта: читатель увидел, как аморален его мир. И только тогда автор вскрывает механизм этого искажения жизни. Глава "Рыцарь копейки", вынесенная в конец первого тома, композиционно становится "вставной новеллой". Отчего люди не видят, как мерзка их жизнь?

А как им это понять, если единственное и главное наставление, полученное мальчиком от отца, духовный завет, выражаются двумя словами: "копи копейку"?"Комизм кроется везде, - говорил Н. В. Гоголь.

Живя среди него, мы его не видим: но если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху". Этот принцип художественного творчества воплотил он в "Мертвых душах". Дав читателям увидеть, как страшна и комична их жизнь, автор объясняет, отчего люди сами этого не ощущают, в лучшем случае ощущают недостаточно остро. Эпическая абстрагированность автора от происходящего в "реальном" мире обусловлена масштабностью стоящей перед ним задачи "показать всю Русь", дать читателю самому, без авторской указки увидеть, каков окружающий его мир.Мир "идеальный" строится в строгом соответствии с истинными духовными ценностями, с тем высоким идеалом, к которому стремится душа человеческая.

Сам автор видит "реальный" мир так объемно именно потому, что существует в "иной системе координат", живет по законам "идеального" мира, судит себя и жизнь по высшим критериям - по устремленности к Идеалу, по близости к нему. В названии поэмы заложен глубочайший философский смысл. Мертвые души - бессмыслица, сочетание несочетаемого - оксюморон, ибо душа - бессмертна. Для "идеального" мира душа бессмертна, ибо она - воплощение Божественного начала в человеке.

А в мире "реальном" вполне может быть "мертвая душа", потому что дня него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него "была точно душа", лишь когда он стал "одно только бездушное тело". Этот мир безумен - он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада, истинная и единственная. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души в истинном, высшем ее значении.Мир "идеальный" - мир духовности, духовный мир человека.

В нем нет Плюшкина и Собакевича, не может быть Ноздрева и Коробочки. В нем есть души - бессмертные человеческие души. Он идеален во всех значениях этого слова, И потому этот мир нельзя воссоздать эпически. Духовный мир описывает иной род литературы - лирика. Именно поэтому Гоголь определяет жанр произведения как лиро-эпический, назвав "Мертвые души" поэмой .Вспомним, что начинается поэма с бессмысленной беседы двух мужиков: доедет ли колесо до Москвы; с описания пыльных, серых, бесконечно тоскливых улиц губернского города; со всевозможных проявлений человеческой глупости и пошлости. Завершает же первый том поэмы образ чичиковской брички, идеально преобразившейся в последнем лирическом отступлении в символ вечно живой души русского народа - чудесную "птицу-тройку". Бессмертие души - вот единственное, что вселяет в автора веру в обязательное возрождение его героев - и всей жизни, следовательно, всей Руси.

По материалам: Монахова О. П.

Малхазова М. В. Русская литература XIX века.

«Вся Русь явится в нем», - писал о своем произведении сам Н. В. Гоголь. Отправляя своего героя в дорогу по России, автор стремится показать все, что свойственно русскому национальному характеру, все, что составляет основу русской жизни, историю и современность России, пытается заглянуть в будущее… С высоты своих представлений об идеале автор судит «всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь».

Проницательный взгляд Н. В. Гоголя исследует быт русских помещиков, крестьян, состояние душ людей. Не обходит он своим вниманием и российский город.

В одной из рукописей, относящейся к наброскам поэмы, Н. В. Гоголь записывает: «Идея города. Возникшая до высшей степени Пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы, как все это возникло от безделья и приняло выражение смешного в высшей степени». И далее - трагический взгляд на эту идею: «Как пустота и бессильная праздность жизни сменяются мутною, ничего не говорящею смертью. Как это страшное событие совершается бессмысленно… Смерть поражает не трогающийся мир». Посмотрим, какое воплощение получил этот первоначальный замысел Гоголя.

Как и в «Ревизоре», в «Мертвых душах» Н. В. Гоголь рисует обобщенную картину русского города, административно-чиновничьего центра вообще. А потому, как и всегда, писатель показывает нам город через изображение чиновников.

Губернатор, фигура в царской России достаточно значительная, прелестно вышивает по тюлю, и это его главное достоинство. Полицмейстер заходит в лавки как к себе домой, но, как говорят купцы, «зато уж никак тебя не выдаст». Прокурор, по словам Собакевича, человек праздный… за него все делает стряпчий Золотуха». Умение чиновника крепостной экспедиции Ивана Антоновича кувшинное рыло брать взятки вошло в пословицу. Гоголь всегда верил в высокое предназначение государства, а потому особенно страшно для него полное пренебрежение чиновников к своим обязанностям.

Должность для них - это лишь средство приобретения чинов, возможность жить праздной, беззаботной жизнью. Вся административная система в городе устроена таким образом, чтобы чиновникам было проще брать взятки, обирать казну и весело проводить время. Все чиновники связаны между собой, а потому не станут друг друга выдавать. Не случайно в черновиках поэмы Собакевич дает следующую характеристику городу: «Весь город разбойничий вертеп».

Но не только административные отношения в городе сами по себе интересуют Н. В. Гоголя. Как и в помещика, писатель пытается найти в чиновниках губернского города душу - и не находит ее. Не случайно, раздумывая над тем, что составляет главные особенности города, Н. В. Гоголь подчеркивает: нетрогающийся мир. В философии Гоголя движение - одна из основных категорий. Все недвижимое не только мертво по своей сути, но и не способно на возрождение.

Ключевым эпизодом, раскрывающим суть жизни в городе, является смерть прокурора. С одной стороны, она носит комический характер, но с другой, пожалуй, - более чем трагический. Тому есть две причины. Первая заключается в том, что, по словам Н. В. Гоголя, «…появленье смерти так же было страшно в малом, как страшно оно и в великом человеке». Вторая связана с общей гоголевской концепцией человека.

«Вот, прокурор! жил, жил, а потом и умер! и вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего челов

  1. Новое!

    Тема России и ее будущего всегда волновала писателей и поэтов. Многие из них пытались предсказать судьбу России и объяснить положение, создавшееся в стране. Так и Н. В. Гоголь отразил в своих произведениях наиболее важные черты эпохи, современной писателю,...

  2. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При хар-ке его быта Гоголь во всем...

    Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики...

    Н.В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества писателя является поэма "Мертвые души" одно из выдающихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, "творение,...