Раздаренная душа. Рассказ

Одним из наиболее известных произведений Николая Васильевича Гоголя принято считать поэму «Мёртвые души». Над этим произведением о приключениях авантюриста средних лет автор скрупулёзно трудился в течение долгих 17 лет. История создания «Мёртвых душ» Гоголя по-настоящему интересна. Работа над поэмой началась в 1835 году. Изначально «Мёртвые души» задумывались как комическое произведение, но сюжет постоянно усложнялся. Гоголь хотел отобразить всю русскую душу с присущими ей пороками и добродетелями, а задуманная трёхчастная структура должна была отсылать читателей к «Божественной комедии» Данте.

Известно, что сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным. Александр Сергеевич кратко изложил историю о предприимчивом человеке, который продавал мёртвые души в опекунский совет, за что и получал немалые деньги. Гоголь писал в своём дневнике: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мёртвых душ» хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров» . Кстати, в те времена эта история была не единственной. О героях вроде Чичикова говорилось постоянно, поэтому можно сказать, что в своём произведении Гоголь отразил реальность. Гоголь считал Пушкина своим наставникам в вопросах писательства, поэтому первые главы произведения читал ему, ожидая, что фабула вызовет у Пушкина смех. Однако великий поэт был мрачнее тучи – слишком безнадёжна была Россия.

Творческая история «Мёртвых душ» Гоголя могла бы оборваться на этом моменте, однако писатель с энтузиазмом вносил правки, стараясь убрать тягостное впечатление и добавляя комичные моменты. В дальнейшем Гоголь читал произведение в семье Аскаковых, главой которой был известный театральный критик и общественный деятель. Поэма была высоко оценена. Жуковский тоже был знаком с произведением, а Гоголь несколько раз вносил правки в соответствии с предложениями Василия Андреевича. В конце 1836 года Гоголь пишет Жуковскому: «Всё начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись.… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!» Николай Васильевич всячески старался показать все стороны русской жизни, а не только негатив, как это было в первых редакциях.

Первые главы Николай Васильевич писал в России. Но в 1837 году Гоголь уезжает в Италию, где продолжает работу над текстом. Рукопись перенесла несколько правок, множество сцен были удалены и переделаны, а автору пришлось идти на уступки, чтобы произведение вышло в печать. Цензура не могла пропустить в печать «Повесть о капитане Копейкине», поскольку в ней сатирически изображалась жизнь столицы: высокие цены, произвол царя и правящей верхушки, злоупотребление властью. Гоголь не хотел убирать историю капитана Копейкина, поэтому ему пришлось «потушить» сатирические мотивы. Автор считал эту часть одной из лучших в поэме, которую легче было переделать, чем убрать вовсе.

Кто бы мог подумать, что история создания поэмы «Мёртвые души» полна интриг! В 1841 году рукопись была готова к печати, однако цензура в последний момент изменила своё решение. Гоголь был подавлен. В расстроенных чувствах он пишет Белинскому, который соглашается помочь с изданием книги. Через время решение было принято в пользу Гоголя, однако ему было поставлено новое условие: сменить название с «Мёртвые души» на «Похождения Чичикова, или мёртвые души». Это было сделано с целью отвлечь потенциальных читателей от актуальных общественных проблем, сделав акцент на приключениях главного героя.

Весной 1842 года поэма была напечатана, это событие вызвало ожесточённые споры в литературной среде. Гоголя обвиняли в клевете и ненависти к России, но на защиту писателя стал Белинский, высоко оценив произведение.

Гоголь вновь уезжает за границу, где продолжает работу над вторым томом «Мёртвых душ». Работа шла ещё более тяжело. История написания второй части полна душевных страданий и личной драмы писателя. К тому моменту Гоголь чувствовал внутренний разлад, с которым никак не мог справиться. Реальность не совпадала с христианскими идеалами, на которых был воспитан Николай Васильевич, и эта пропасть с каждым днём становилась всё больше. Во втором томе автор хотел изобразить героев, отличных от персонажей первой части, - положительных. А Чичиков должен был пройти некий обряд очищения, став на путь истинный. Многие черновики поэмы были уничтожены по приказу автора, однако некоторые части всё же удалось сохранить. Гоголь считал, что во втором томе совершенно отсутствует жизнь и правда, он усомнился в себе как в художнике, возненавидев продолжение поэмы.

К сожалению, Гоголь не воплотил свой изначальный замысел, однако «Мёртвые души» по праву играют свою очень важную роль в истории русской литературы.

Тест по произведению

Эта теория была впервые озвучена выдающимся богословом христианства первых веков Оригеном. Являясь приверженцем античной , Ориген попробовал несколько переработать учения Платона, Пифагора и иных древних философов о душе, вложив в теорию христианский смысл. Так, Ориген утверждал, что Бог изначально множество душ, которые находились в созерцании Творца. Затем, по каким-то причинам, душам надоело заниматься созерцанием и они отклонились от этого.


Наиболее согрешившие души стали бесами, а наименее – ангелами. А когда был сотворен человек, в него вселились души «средней греховности». Это учение было отвергнуто Церковью в V веке, как противоречащее Священному Писанию. Если рассматривать посылание души в тело в качестве наказания, то тогда не было бы пришествия Христа в мир. Да и сам грех появился только при грехопадении людей.

Теория творения человеческих душ

Согласно этой , души творятся Богом из ничего для каждого отдельно взятого человека. В таком случае возникает вопрос о времени творения души. Существует два мнения. Первое – момент зачатия, второе – сороковой день. Церковь приняла учение о творении души в момент зачатия. Плюсы этой теории в том, что она показывает нематериальность души, поясняет ее высокое достоинство. Кроме того, можно объяснить разные таланты людей, сообразуясь с мыслью об индивидуальном творении душ Богом для каждого. Однако, и в этой теории есть . Она не объясняет путей греховности человеческой природы. Ведь, если душа творится Богом каждый раз из ничего, то откуда в ней берется грех? Сам грех заключен в воле, душе, а не теле. Получается некоторое несоответствие.

Теория рождения человеческих душ

Теория появляется в IV веке одновременно со вторым взглядом на человеческих душ. Так, предполагается, что душа человека «рождается» от своих . Образно говоря, души рождаются одна от другой, как огонь от огня или свет от света. Но и в этой теории есть минусы. Порой сложно объяснить качественное различие между детьми и их родителями. Или, например, человеку неизвестно от кого именно рождается душа – от души матери или отца, а, может быть, от обоих? Тут можно сказать, что человеку это неизвестно в меру незнания законов духовного мира, установленного Богом. положительной стороной можно назвать передачи греховности человеческой природы от родителей (первородный грех).


В настоящий момент времени Церковь принимает теории о творении душ Богом и рождения последних от родителей. Эти мнения дополняют друг друга и являют возможный взгляд на сущность человеческих душ. Для христианина следует знать, что в моменте происхождения души человек является соработником Богу. То есть, можно предположить, что духовную природу души человек получает именно от родителей, но уникальной личностью люди становятся при непосредственном воздействии Бога, который способен наделить человека различными талантами.


…Когда-то, очень давно,Творец сотворил маленькую красивую Душу!
ТВОЮ Душу!

И вдохнул в нее дыхание Жизни, улыбнулся и вложил в нее часть своего большого сердца, полюбовался на свое творение и решил подарить ей еще и частичку своей Силы!

И эта Душа улыбаясь полетела в мир, наслаждаясь солнечными лучиками и играя с другими солнечными душами….

Они видели, как сотворяются планеты и Вселенные, как они растут и меняются, как солнечный свет включает формы жизни на этих планетах.

Потом началось сотворение планеты Земля…. Появлялись люди… Большие, красивые, светловолосые, они общались через образы и мысли, передавая энергию этих образов глазами…

Они сотворяли формы на планете, колонны и здания, кристаллы и природу, управляли стихиями и потоками энергии… Тогда не было ночи и не было темноты, был свет и радость…

…От того момента остались только почти забытая фраза «БОГ создал нас по образу и подобию своему». ДА, точно, по образу и подобию своему! Он сотворил тебя как самое любимое дитя Бога и долго любовался своим творением. А потом, как любящий родитель, верящий в своего ребенка, отпустил его самого ходить ножками по Земле, самому изучать свою землю, строить дома и корабли, любить и со-творять детей по образу и подобию своему).

И люди начали жить, творить, созидать, растить, строить… Это все было давно, тогда люди жили в гармонии с собой, с природой, с Богом, чувствовали связь с ним через свой Дух и свою Душу.


А поскольку Бог всем дал свободу воли, люди начали экспериментировать, что же они могут создавать и начали многочисленные эксперименты, которые в чем-то помогали им расти, но в чем-то наращивали их гордыню, приводили к зависти, ревности, жадности, желанию разделять и властвовать. И наступала темнота, темная ночь души и души засыпали, забывая свою истинную суть, теряя контакт со своим внутреннем светом Души…

Желание управлять и властвовать породило религии, жрецов, тайные собрания, магов, правителей… И жизнь человека начала течь по совсем другой спирали развития, и она была направлена не вверх, а вниз, к падению, к забвению себя в своей истине…

И люди забыли кто они есть, забыли что в груди каждого горит маленький огонек — Искра Божья, которая была создана Богом изначально в своей чистоте и силе проявления.

И много лет, да что там лет, много веков провели в спячке.

А им спящим наговаривали в уши «..ты раб божий, во грехе рожден и во грехе зачат и будешь ты искупать свои грехи веки вечные…» .

Все слышали эти заповеди? А кто их придумал? Мог БОГ создать себе раба? Нужны ли Богу рабы? Или ему нужны Творцы, которые могут продолжить его игру под названием «жизнь» и со-творять ее во всей красоте и многогранности проявлений?

Это то чего я не читала в книгах. Это то что я узнала когда научилась общаться со своей Душой. Когда открыла «Машину времени» и смогла путешествовать со своей Душой во все времена и эпохи бывшие на планете.

Эта «Машина времени» и открытие каналов память Души сейчас доступна многим).
И все больше людей соединяются со своей Душой и обретают свою Силу! Ту Силу которая изначально дана нам Богом. Ту Силу творения которая помогает стать нам истинными Творцами своей Жизни. И забыть о состоянии жертвы и раба обстоятельств.

Да, кому то это кажется непривычным, кому то сказкой. Но я точно знаю, что та Сила которую моей (и твоей) Душе дал Бог настолько огромна, что я могу помочь любому человеку на планете стать сильнее, обрести свою целостность, свою связь с Душой, отбросить все ограничения, чувство вины, обиды, страхи, борьбы и увидеть какую любовь изливает на нас сверху Бог, нам стоит только поднять голову! И когда любовь откроется в нас у нас завибрирует та самая наша Сила, которая дана каждому и которую можно вернуть себе.

Да, этот рискованно. Потому что вспомнив это состояние вы никогда больше не вернетесь в состояния раба, подчиненного религиям, социуму, правительствам, финансовым концернам и пр… Вы поднимете голову и отбросите свои цепи сковывавшие вас много веков. И вы начнете творить свою Жизни сами!

Хотите лир вы этого? Не все хотят…И это выбор каждого. Кем ты хочешь быть в своей жизни — Жертвой или Творцом?

Выбор за тобой, любой твой выбор будет хорош, правил нет, просто услышь о чем тебе шепчет твоя Душа……

Прямо сейчас идет создание группы, которая начнет увлекательное 2х месячное обучение-путешествие по волнам памяти своей Души.

А сегодня у нас первое открытое занятие — приходите!

Вам интересны тайны души человеческой? Но вы не хотите сложных научных объяснений или догматических религиозных трактовок?

Рекомендуем вам 10 удивительных историй о жизни души. Писатели открывают любые тайны, доверяясь своей интуиции. И чуткий инструмент творческой интуиции дарит читателям хорошие книги о душе, приглашая погрузиться в волшебный мир и разгадать её загадки.

Художественные и публицистические произведения порой не менее интересны для чтения. Предлагаемые книги объединяет тема души: поиск души, путь к душе, диалог с душой, послания души.

Художественные книги о реинкарнации:

1. Эльза Баркер: «Письма живого усопшего или послания с того света»

Удивительно, но этой книге уже 100 лет. В ней представлены эксперименты по механическому письму, проведенные Эльзой Баркер в 1914-1918 годах.

Поставив карандаш на бумагу и выразив намерение пообщаться со своим умершим знакомым, автор фиксировала всё, что приходит из тонкого мира. Потом лишь слегка подвергала записки литературной редактуре.

Тема потусторонней жизни была для Эльзы совершенно новой. Она ничего не читала об этом раньше, и поэтому в «письмах» нет каких-то шаблонов и стереотипов.

Кроме того, Эльза сама «проверяла» потустороннего адресата, задавая вопросы о фактах ей не известных, но которые могла бы позже проверить. Источник всегда оказывался прав!

2. Радханатха Свами: «Путешествие домой»

Главному герою 19 лет. Он американец еврейского происхождения. У него дружная семья и приятели-хиппи. Его ценности начинали формироваться в духе 70-х: «секс – наркотики – рок-н-рол».

Собрав деньги на перелет в Лондон, он с друзьями отправляется на рок-фестиваль. А там вдруг ощущает, что душа зовет двигаться дальше, на юго-восток. Туда, где суровый индус-пограничник, растроганный его словами:

«Ради духовных сокровищ Индии я оставил все те блага, которые сулит американский образ жизни. Я, рискуя жизнью, добирался сюда автостопом из Лондона. Я очень хочу найти дорогу к Богу. Прошу Вас, будьте снисходительны ко мне!

Я обещаю, что когда-нибудь принесу индийцам пользу. Поверьте, сэр, я еще пригожусь вашей стране. Пожалуйста, дайте мне шанс», - поставит заветную печать в паспорт. Так начнется путешествие домой, путешествие к своей душе.

3. Иван Тургенев: «После смерти»

Признаюсь, для меня было неожиданностью найти у автора хрестоматийных «Муму» и «Отцы и дети» произведение в жанре хоррор! Повесть небольшая, но захватывает с первых строк.

Неуклюже ответив на письмо юной девушки, Яков Аратов начинает лихорадочно размышлять, чем был вызван её порыв. Но на следующий день из газеты узнает о её самоубийстве.

Молодого человека начинают мучить странные сны, видения. В одну из ночей он вдруг явно почувствовал чьё-то присутствие в своей комнате…

Не буду лишать вас удовольствия узнать самим, что было дальше.

4. Дидье ван Ковелер: «Запредельная жизнь»

Роман начинается с оглушающей фразы «Я умер в семь часов утра».

Душа героя пытается анализировать, как это произошло, в какой момент? Почему он ничего не почувствовал? А дальше начинается привыкание к новой роли, новым ощущениям.

Сожаление об упущенных моментах. Похороны. Душа может видеть мысли своих родных, пролистывать чужими глазами своё прошлое.

Послесмертная жизнь возле семьи, но по другую сторону бытия. Каково это, когда твоё присутствие ощущает только старый верный пес?

5. Митч Элбом «Книга смерти. Пятеро, что ждут тебя на небесах»

У главного героя восемьдесят третий день рождения, и этот день последний в его жизни. Обратный отсчет запущен. Пятьдесят минут до смерти, сорок минут, четырнадцать…

Несколько секунд, чтобы совершить подвиг и спасти чужие жизни ценою своей.

И… всё начинается сначала. Боль пропала, тревога стерлась. У Эдди снова день рождения. Ему сегодня пять лет! И нужно всё прожить заново, чтобы оценить каждый поступок, каждое слово глазами души.

6. Питер Джеймс «За сумеречным порогом»

В романе разворачиваются две сюжетные линии. Одна родом из 1960 года, где маленького мальчика, едущего по дороге на велосипеде, сбивает «Форд».

И он, оказавшись на пороге жизни и смерти, встречает душу своей умершей мамы. Вторая переносит читателя на тридцать лет вперед, в 1990 год.

Здесь церковный служитель, проходя мимо свежей могилы, где только что была похоронена 23-летняя хорошенькая жизнерадостная женщина, услышал странный звук из-под земли.

Как околосмертный опыт повлиял на жизнь мальчика? Что раскроет эксгумация тела девушки? В какой момент эти две истории переплетутся? Ответы в романе Питера Джеймса.

7. Ричард Матесон «Куда приводят мечты»

Странная женщина приходит к главному герою с рукописью и утверждает, что этот текст передает ему брат. Злость охватывает героя: ведь его брат умер год назад!

Но незваная гостья настаивает. Она медиум, и записи – послание из другого мира. Так сказано в предисловии. А дальше рассказ с конца.

Авария, боль, мечущаяся душа, которая пытается примириться с произошедшим, обнять близких, найти себе место в новом мире. Рукопись – тоже попытка успокоить родных, объяснить тот новый мир, в который уходит душа.

8. Питер Бигл «Тихий уголок»

В качестве эпиграфа к своему роману Питер Бигл выбрал строчки из стихотворения Эндрю Марвелла: «Могила - тихий уголок, Там нет любви и нет тревог».

Именно в могиле внезапно обнаруживает себя герой произведения - Майкл Морган. Он бился о крышку гроба и выл, но его никто не слышал. Утомившись, Майкл смирился со своей смертью и решил придумывать способы, как провести время.

Легкая, ироничная, но местами довольно глубокая книга о приключениях души, которая только после смерти обнаружила своё существование.

9. Элис Сиболд «Милые Кости»

Книга-бестселлер, экранизированная в 2009 году. Рассказ идет от лица 14-летней девочки, убитой маньяком. Жизнь ДО и мир ПОСЛЕ.

Смешные попытки навредить младшей сестренке, гордость за свои успехи в школе, чудовищный сосед – это всё ДО.

А ПОСЛЕ будет поразительный небесный край, откуда видно, как из тел вырываются души, можно устраивать танцы, причем вместе с собаками, и вообще заниматься тем, что любишь.

10. Анна Гфф «Хочу проснуться, когда все закончится»

Герой решается на операцию по стиранию фрагментов памяти. Небольшое вмешательство удаляет из сознания болезненные события, людей, доставлявших страдания.

Но радость почему-то не спешит заполнять сердце, а жизнь, вопреки ожиданиям, не становится легче. Зато появляется новая неожиданная знакомая – Душа!

Чтение художественных книг погружает в мир образов и чувств, пробуждая память. Книги пробуждают то, что вы давно знали. Приятного чтения книг о душе и для души, друзья!

Главное произведение Николая Васильевича Гоголя не только по масштабу и глубине художественных обобщений. Для этого автора работа над ним стала длительным процессом писательского и человеческого самопознания. Анализ "Мертвых душ" будет представлен в этой статье.

Гоголь заметил после публикации первого тома, что главный предмет его произведения - вовсе не уродливые помещики и не губерния, а "тайна", которая вдруг должна была раскрыться читателям в следующих томах.

"Бледное начало" грандиозного замысла

Поиски жанра, изменение замысла, работа над текстом двух первых томов, а также обдумывание третьего - это фрагменты грандиозной "постройки", осуществленной Николаем Васильевичем лишь частично. Проводя анализ "Мертвых душ", следует понимать, что первый том - это лишь часть, в которой намечены очертания целого. Это "бледное начало" труда, по определению самого писателя. Недаром Николай Васильевич сравнивал его с крыльцом, приделанным наскоро к "дворцу" губернским архитектором.

Как возник замысел произведения?

Особенности композиции и сюжета, своеобразие жанра связаны с углублением и развитием первоначального замысла "Мертвых душ". У истоков произведения стоял Пушкин. Как говорил Николай Васильевич, поэт посоветовал ему приняться за большое сочинение и даже подсказал сюжет, из которого хотел сам создать "нечто вроде поэмы". Однако не столько сам сюжет, сколько заключенная в нем "мысль" была "подсказкой" Пушкина Гоголю. Хорошо были известны будущему автору поэмы реальные истории, которые основаны на аферах с так называемыми "мертвыми душами". В юношеские годы Гоголя в Миргороде произошел один из подобных случаев.

"Мертвые души" в России времен Гоголя

"Мертвые души" - которые умерли, но продолжали числиться живыми до следующей "ревизской сказки". Только после нее они официально считались умершими. Именно после помещики переставали платить за них - особый налог. Существовавшие на бумаге крестьяне могли быть заложены, подарены или проданы, чем мошенники иногда пользовались, соблазнив помещиков не только возможностью избавиться от не приносивших дохода крепостных, но и получить деньги за них.

Покупатель "мертвых душ" при этом становился владельцем состояния вполне реального. Авантюра главного героя произведения, Чичикова, - следствие "вдохновеннейшей мысли", осенившей его, - опекунский совет даст за каждого крепостного крестьянина по 200 рублей.

Авантюрно-плутовской роман

Основу для так называемого авантюрно-плутовского романа давал "анекдот" с "мертвыми душами". Данная разновидность романа всегда была весьма популярной, поскольку отличалась занимательностью. Старшие современники Гоголя создавали произведения в этом жанре (В. Т. Нарежный, Ф. В. Булгарин и др.). Их романы, несмотря на довольно невысокий художественный уровень, при этом имели большой успех.

Видоизменение жанра авантюрно-плутовского романа в процессе работы

Жанровая модель интересующего нас произведения - это именно авантюрно-плутовской роман, как показывает анализ "Мертвых душ". Она, однако, сильно видоизменилась в процессе работы писателя над этим творением. Свидетельствует об этом, например, авторское обозначение "поэма", которое появилось после того, как общий план и главную идею скорректировал Гоголь ("Мертвые души").

Анализ произведения выявляет следующие интересные особенности. "Вся Русь явится в нем" - тезис Гоголя, который не только подчеркнул масштабность замысла "Мертвых душ" по сравнению с первоначальным стремлением "хотя с одного боку" показать Россию, но и означал вместе с тем коренной пересмотр жанровой модели, избранной ранее. Стали тесными Николаю Васильевичу рамки традиционного авантюрно-плутовского романа, поскольку он не мог вместить богатства нового замысла. Лишь в один из способов видения России превратилась "одиссея" Чичикова.

Авантюрно-плутовской роман, утратив ведущее значение в "Мертвых душах", остался при этом жанровой оболочкой для эпической и нравоописательной тенденций поэмы.

Особенности изображения Чичикова

Один из приемов, который используется в этом жанре, - тайна происхождения героя. Главный персонаж был в первых главах либо человеком из простонародья, либо подкидышем, а в конце произведения, преодолев жизненные препятствия, он оказывался вдруг сыном богатых родителей, получал наследство. Решительно отказался Николай Васильевич от такого шаблона.

Проводя анализ поэмы "Мертвые души", следует непременно отметить, что Чичиков является человеком "середины". Сам автор говорит про него, что он "недурной наружности", но и не красавец, не слишком тонок, но и не слишком толст, не очень стар и не очень молод. От читателя скрыта история жизни этого авантюриста вплоть до заключительной, одиннадцатой главы. В этом вы убедитесь, прочитав внимательно "Мертвые души". Анализ по главам выявляет тот факт, что предысторию автор рассказывает лишь в одиннадцатой. Решившись это сделать, Гоголь начинает с того, что подчеркивает "пошлость", заурядность своего героя. Он пишет о том, что "скромно" и "темно" его происхождение. Николай Васильевич вновь отвергает крайности в определении своего персонажа (не подлец, но и не герой), но останавливается на главном качестве Чичикова - это "приобретатель", "хозяин".

Чичиков - "средний" человек

В этом герое, таким образом, ничего необычного нет - это так называемый "средний" человек, в котором Гоголь усилил черту, многим людям свойственную. Николай Васильевич видит в заменившей все остальное его страсть к наживе, в погоне за призраком легкой и красивой жизни проявление "человеческой бедности", скудости и духовных интересов - всего того, что многими людьми столь тщательно скрывается. Анализ "Мертвых душ" показывает, что Гоголю понадобилось жизнеописание героя не столько для того, чтобы раскрыть в конце произведения "тайну" его жизни, сколько чтобы напомнить читателям, что это не исключительный человек, а вполне заурядный. Любой может обнаружить в себе некоторую "часть Чичикова".

"Положительные" герои произведения

В авантюрно-плутовских романах традиционной сюжетной "пружиной" является преследование злонамеренными, алчными и порочными людьми главного героя. Боровшийся за собственные права плут на их фоне казался едва ли не "совершенства образцом". Как правило, ему помогали сердобольные и добродетельные люди, наивно выражавшие идеалы автора.

Однако Чичикова в первом томе произведения никто не преследует. Также в романе нет персонажей, которые могли бы хоть в какой-то степени быть последователями точки зрения писателя. Проводя анализ произведения "Мертвые души", мы можем заметить, что лишь во втором томе возникают "положительные" герои: помещик Костанжогло, откупщик Муразов, непримиримый к злоупотреблениям различных чиновников губернатор. Но и эти, необычные для Николая Васильевича персонажи являются очень далекими от романных шаблонов.

Что интересует Николая Васильевича в первую очередь?

Надуманными, искусственными были сюжеты многих произведений, написанных в жанре авантюрно-плутовского романа. Акцент при этом делался на приключениях, "похождениях" героев-плутов. А Николая Васильевича интересуют не похождения главного героя сами по себе, не их "материальный" результат (Чичиков в конце концов получил-таки состояние мошенническим путем), а их нравственное и социальное содержание, которое позволило автору сделать плутовство "зеркалом", отражающим современную Россию в произведении "Мертвые души". Анализ показывает, что это страна помещиков, которые продают "воздух" (то есть умерших крестьян), а также чиновников, которые оказывают мошеннику содействие, вместо того чтобы препятствовать ему. Огромным смысловым потенциалом обладает сюжет этого произведения - на реальную его основу накладываются различные слои других значений - символических и философских. Очень интересно провести анализ помещиков ("Мертвые души"). Каждый из пяти персонажей весьма символичен - в их изображении Николай Васильевич использует гротеск.

Замедление движения сюжета

Гоголь движение сюжета замедляет сознательно, каждое событие сопровождая подробными описаниями материального мира, в котором живут герои, а также их внешности, рассуждениями об их Не только динамику, но и значимость теряет авантюрно-плутовской сюжет. Каждое событие произведения вызывает "лавину" авторских оценок и суждений, подробностей, фактов. Действие романа вопреки требованиям данного жанра почти полностью останавливается в последних главах. В этом можно убедиться, самостоятельно сделав анализ поэмы Гоголя "Мертвые души". Для развития действия имеют значение лишь два события из всех остальных, которые происходят с седьмой по одиннадцатую главу. Это отъезд из города Чичикова и оформление им купчей.

Требовательность к читателям

Николай Васильевич к читателям очень требователен - он хочет, чтобы они проникали в самую суть явлений, а не скользили по их поверхности, вдумывались в скрытый смысл произведения "Мертвые души". Анализировать его следует очень тщательно. Необходимо увидеть за "предметным" или информативным значением слов автора не явное, однако самое важное значение - символически-обобщенное. Столь же необходимо, как и Пушкину в "Евгении Онегине", сотворчество читателей автору "Мертвых душ". Важно отметить, что художественный эффект гоголевской прозы создается не тем, о чем рассказывается, что изображается, а тем, как это делается. Вы убедитесь в этом, проведя однажды анализ произведения "Мертвые души". Слово является тонким инструментом, которым в совершенстве владел Гоголь.

Николай Васильевич подчеркивал, что писатель, обращаясь к людям, должен учитывать страх и неуверенность, живущие в тех, кто совершает плохие поступки. И одобрение, и упрек должно нести слово "лирического поэта". Рассуждения о двойственной природе явлений жизни - излюбленная тема автора интересующего нас произведения.

Таков краткий анализ ("Мертвые души"). О произведении Гоголя говорить можно много. Мы выделили лишь основные моменты. Любопытно также остановиться на образах помещиков и автора. Сделать это вы можете самостоятельно, основываясь на проведенном нами анализе.