Родом из какой страны художник поль гоген. Поль Гоген

Читавшие роман английского писателя Сомерсета Моэма «Луна и грош», возможно, заметили, что история главного героя произведения – художника Стрикленда – странным образом напоминает жизнь французского живописца Поля Гогена. И даже не просто напоминает, а практически совпадает. Хотя критики, озадаченные этой проблемой уже несколько десятилетий, спорят до сих пор и никак не могут прийти к единой точке зрения. И все же с большой долей достоверности можно утверждать, что прототипом Стрикленда стал Поль Гоген. А жизнь этого художника поистине удивительна.

Семья. Ранние годы

Поль Гоген родился в в один из революционных дней 1848 года. Его отец состоял сотрудником газеты «Насьональ», имеющей умеренно республиканское направление. Революция, изменившая политический курс страны, заставила журналиста в 1849 г. покинуть родину. Но по пути к Южной Америке, прямо на корабле, его внезапно настигла смерть. Вдова и дети недолго прожили на чужбине и в 1855 г. возвратились во Францию.

Поль Гоген учился в закрытых учебных заведениях, куда его устраивали ради экономии скудного семейного бюджета. Атмосфера в этих школах была невыносимой для него. Он терпел и торопил время, чтобы поскорее закончилась ненавистная учеба и можно было, наконец, осуществить свою мечту – стать моряком. Мечта сбылась: в 17 лет он пошел служить матросом на торговом корабле, а потом перешел в военный флот.

В Париже

После «морского периода» юности и возвращения в Париж опекун определил Поля Гогена на работу в банк – простым служащим. Это обстоятельство поспособствовало его независимому положению. Теперь все свое свободное время он проводил в музеях, изучая живопись мастеров. Интерес к искусству возник неожиданно и необъяснимо. Во всяком случае, монотонная, серая жизнь банковского клерка никак не могла спровоцировать такой странный зигзаг в сознании. Но это случилось.

Поль замкнулся в себе, потерял всякий интерес ко всему обыденному, житейскому. Он был одержим теперь сумасшедшей страстью – писать картины. Для этого он поступил в частную академию Коларосси.

Первые работы

На парижских выставках появились, наконец, первые картины Гогена: «Сусанна», «Сена у Иенского моста», «Сад под снегом» (1875 – 1883). По манере исполнения они были приближены к импрессионизму. Позднее Гоген увлекся эстетикой символистов, которые делали эмоциональный акцент на цвете и линии, и отказывается от импрессионистской манеры разложения цветов. В 1887 г. Гоген уехал на о. Мартинику, чтобы сосредоточиться и отточить свой стиль письма. И картины, написанные там, уже демонстрируют декоративность цвета и подчеркнутую выразительность силуэта. Эти основные признаки и определяют узнаваемый стиль Гогена.

Совершенствование

На следующем этапе жизни Гоген окончательно бросил банковскую службу и занялся исключительно искусством, невзирая на крайнюю нужду. Живя в Бретани (1888), он писал природу и людей провинции, где сохранились бытовые черты старины («Натюрморт с щенятами», «Старые девы в Арле», «Арльское кафе»). В них есть и особые композиционные приемы, навеянные японской гравюрой. В 1889 – 1890 годах Гоген продолжает совершенствовать свой стиль. В его картинах «Стога», «Прекрасная Анжела», «Здравствуйте, господин Гоген!», «Желтый Христос» сквозят тоска и усталость, вызванные нищетой и непризнанностью.

На Таити

В 1891 г. Гоген уехал на Таити – это была его давняя мечта. Там он много и плодотворно работал, жил самой естественной жизнью среди простодушных туземцев. На Таити он написал свои лучшие картины: «Беседа», «Дух мертвых бодрствует», «А ты ревнуешь?», «Женщина, держащая плод» и другие. Он еще возвращался во Францию (1893), чтобы устроить свою выставку. Друзья – художники были в восторге от его новых работ, но салонная публика не приняла такого Гогена.

Спустя два года он навсегда оставил родину и вернулся на любимый Таити. Его творчество приобрело черты религиозно-мистического направления, но и таитян он тоже много писал. Его творчество и образ жизни не удовлетворяли колониальную власть, и она, как могла, мешала ему жить. К тому же Гоген начал слепнуть. Но даже уже тяжело больной и почти слепой, он продолжал писать.

Умер Гоген 9 мая 1903 г. то ли от сердечного приступа, то ли это было самоубийство, то ли убийство. Рядом с его постелью был шприц из-под морфия, который может свидетельствовать о любой версии. Его картины, написанные на Таити, и которыми он расплачивался с местными торговцами, стелили под ноги вместо ковриков, использовали для собачьих подстилок, резали на куски, чтоб залатать дырявую обувь. А все, оставшееся после смерти художника в хижине, просто выбросили на помойку.

Он был успешным предпринимателем и за несколько лет умудрился сколотить крупное состояние, которого хватило бы для обеспечения всей семьи – жены и пятерых детей. Но в один момент этот человек пришел домой и заявил, что хочет надоевшую финансовую занятость променять на масляные краски, кисти и холст. Таким образом, он покинул биржу и, увлекаясь любимым делом, остался ни с чем.

Сейчас постимпрессионистские полотна Поля Гогена оцениваются не в один миллион долларов. Например, в 2015 году картина художника под названием «Когда свадьба?» (1892), изображающая двух таитянок и живописный тропический ландшафт, была продана на аукционе за $300 млн. Но получилось так, что при жизни талантливый француз, как и его коллега по цеху , так и не удостоился заслуженных признания и славы. Ради искусства Гоген сознательно обрек себя на существование бедного скитальца и променял богатую жизнь на неприкрытую бедность.

Детство и юность

Будущий художник родился в городе любви – столице Франции – 7 июня 1848 года, в то смутное время, когда страну сезанна и пармезана ждали политические потрясения, отражающиеся на жизни всех граждан – от непримечательных торговцев до крупных предпринимателей. Отец Поля, Кловис, – выходец из мелкой буржуазии Орлеана, который трудился либеральным журналистом в местной газете «Насьональ» и скрупулезно освещал хроники государственных дел.


Его супруга Алина Мария была уроженкой солнечного Перу, росла и воспитывалась в знатной семье. Мать Алины и, соответственно, бабушка Гогена, незаконнорожденная дочь дворянина дона Мариано и Флоры Тристан, придерживалась политических идей утопического социализма, стала автором критических эссе и автобиографической книги «Скитания партии». Союз Флоры и ее мужа Андре Чазала закончился печально: горе-возлюбленный напал на супругу и попал в тюрьму за покушение на убийство.

Из-за политических переворотов во Франции Кловис, беспокоясь за безопасность семьи, был вынужден бежать из страны. К тому же власти прикрыли издательство, где он работал, и журналист остался без средств к существованию. Поэтому глава семейства вместе с супругой и маленькими детьми отправился на судне в Перу в 1850 году.


Отец Гогена был преисполнен благих надежд: он мечтал обосноваться в южноамериканском государстве и под эгидой родителей супруги основать собственную газету. Но планам мужчины не удалось сбыться, потому что во время пути Кловис неожиданно скончался от сердечного приступа. Поэтому Алина вернулась на родину вдовой вместе с 18-месячным Гогеном и его 2-летней сестрой Мари.

Поль до семилетнего возраста прожил в древнем южноамериканском государстве, горные живописные окраины которого будоражат воображение любого человека. За юным Гогеном был глаз да глаз: в поместье дяди в Лиме его окружали слуги и медсестры. Поль сохранил яркую память о том периоде детства, он с наслаждением вспоминал безграничные просторы Перу, впечатления от которого преследовали одаренного художника всю оставшуюся жизнь.


Идиллическое детство Гогена в этом тропическом раю внезапно закончилось. Из-за гражданских перуанских конфликтов в 1854 году именитые родственники со стороны матери лишились политической власти и привилегий. В 1855 году Алина вместе с Мари вернулась во Францию, чтобы получить наследство от дяди. Женщина обосновалась в Париже и начала зарабатывать на хлеб портнихой, а Поль остался в Орлеане, где воспитывался дедушкой по отцовской линии. Благодаря упорству и труду в 1861-м родительница Гогена стала владелицей собственной швейной мастерской.

После нескольких местных школ Гогена отправили в престижную католическую школу-интернат (Petit Sеminaire de La Chapelle-Saint-Mesmin). Поль был прилежным учеником, поэтому преуспевал во многих предметах, но в особенности хорошо талантливому юноше давался французский язык.


Когда будущему художнику исполнилось 14 лет, тот поступил в парижскую военно-морскую подготовительную школу и готовился к поступлению в мореходное училище. Но, к счастью или сожалению, в 1865 году молодой человек провалил экзамены на приемной комиссии, поэтому, не теряя надежды, нанялся на судно лоцманом. Таким образом, молодой Гоген отправился в путешествие по безграничным водным пространствам и за все время объездил множество стран, побывал в Южной Америке, на побережье Средиземного моря, исследовал северные моря.

Пока Поль находился в плавании, его мать скончалась от болезни. Гоген в течение нескольких месяцев пребывал в неведении относительно ужасной трагедии, пока письмо с неприятной новостью от сестры не настигло его на пути в Индию. В завещании Алина рекомендовала отпрыску сделать карьеру, потому что, по ее мнению, Гоген из-за строптивого нрава не сможет в случае беды опереться на друзей или родственников.


Поль не перечил последней воле родительницы и в 1871 году отправился в Париж, дабы начать самостоятельную жизнь. Молодому человеку повезло, поскольку друг матери Гюстав Ароза помог 23-летнему осиротевшему парню выбиться из грязи в князи. Гюстав, биржевый делец, рекомендовал Поля в компании, за счет чего молодой человек получил должность брокера.

Живопись

Талантливый Гоген преуспел в своей профессии, у мужчины начали водиться деньги. За десять лет карьеры он стал почтенным человеком в обществе и сумел обеспечить семью комфортабельной квартирой в центре города. Подобно своему опекуну Гюставу Арозе, Поль стал скупать картины знаменитых импрессионистов, а в свободное время вдохновленный полотнами Гоген начал пробовать свой талант.


В период с 1873 по 1874 годы Поль создал первые яркие пейзажи, в которых отражалась перуанская культура. Одна из дебютных работ молодого художника – «Лесная чаща в Вироффе» – была выставлена в Салоне и получила восторженные отзывы критиков. Вскоре начинающий мастер познакомился с Камилем Писсарро, французским живописцем. Между этими двумя творческими людьми завязались теплые дружеские отношения, Гоген часто заходил в гости к своему наставнику в северно-западном пригороде Парижа – Понтуазе.


Художник, ненавидящий светскую жизнь и любящий уединение, все чаще проводил свободное время за рисованием картин, постепенно брокера начинают воспринимать не как работника крупной компании, а как одаренного художника. Во многом на судьбе Гогена сказалось знакомство с неким , оригинальным представителем импрессионистского движения. Дега поддерживает Поля как морально, так и материально, скупая его экспрессивные полотна.


В поисках вдохновения и отдыха от шумной столицы Франции мастер собрал чемоданчик и отправился в путешествие. Так он бывал в Панаме, жил у Ван Гога в Арле, посещал Бретань. В 1891 году, вспоминая счастливое детство, проведенное на родине матери, Гоген уезжает на Таити – вулканический остров, просторы которого дают волю фантазии. Он любовался коралловыми рифами, густыми джунглями, где произрастают сочные плоды, и лазурными морскими берегами. Поль старался передавать все увиденные природные краски на полотнах, за счет чего творения Гогена получались самобытными и яркими.


Художник наблюдал за происходящим вокруг и подсмотренное чутким художественным взором запечатлевал в своих произведениях. Так, сюжет картины «А, ты ревнуешь?» (1892) предстал перед глазами Гогена в реальности. Только что искупавшиеся две сестры-таитянки легли в непринужденных позах на берег под палящим солнцем. Из девичьего диалога о любви Гоген услышал раздоры: «Как? Ты ревнуешь!». Позже Поль признавался, что это полотно является одним из любимейших его творений.


В том же 1892 году мэтр написал мистическое полотно «Дух мертвых не дремлет», выполненное в мрачных, загадочных фиолетовых тонах. Взору зрителя предстает обнаженная таитянка, лежащая на кровати, а позади нее дух в мрачном одеянии. Дело в том, что однажды в светильнике художника закончилось масло. Он чиркнул спичкой, чтобы осветить пространство, тем самым напугав Техуру. Поль начал размышлять, могла бы эта девушка принять художника не за человека, а за привидение или духа, которых очень боятся таитяне. Эти мистические раздумья Гогена навеяли ему сюжет картины.


Через год мастер пишет другую картину под названием «Женщина, держащая плод». Следуя своей манере, Гоген подписывает этот шедевр вторым, маорийским, названием Euhaereiaoe («Куда [ты] идёшь?»). В этом произведении, как и во всех работах Поля, человек и природа статичны, будто бы сливаются воедино. Первоначально это полотно приобрел российский купец , в настоящее время произведение находится в стенах Государственного Эрмитажа. Помимо прочего, автор «Шьющей женщины» в последние годы жизни написал книгу «НоаНоа», опубликованную в 1901 году.

Личная жизнь

Поль Гоген в 1873 году сделал предложение руки и сердца датчанке Мэтте-Софи Гад, которая ответила согласием и подарила возлюбленному четверых детей: двоих мальчиков и двух девочек. Гоген обожал своего первенца Эмиля, который родился в 1874 году. Многие полотна мастера кистей и красок украшает изображение серьезного мальчика, который, судя по работам, увлекался чтением книг.


К сожалению, семейная жизнь великого импрессиониста не была безоблачной. Картины мэтра не продавались и не приносили былого дохода, а супруга художника не придерживалась мнения, что с милым рай и в шалаше. Из-за бедственного положения Поля, который еле сводил концы с концами, между супругами часто возникали ссоры и конфликты. После приезда на Таити Гоген взял в жены молодую местную красавицу.

Смерть

Пока Гоген находился в Папеэте, он работал весьма продуктивно и умудрился написать около восьмидесяти полотен, которые считаются лучшими в его послужном списке. Но судьба готовила талантливому мужчине новые препятствия. Гоген не сумел удостоиться признания и славы в кругу почитателей творчества, поэтому окунулся в депрессию.


Из-за черной полосы, которая настала в его жизни, Поль не раз предпринимал попытки самоубийства. Душевное состояние художника породило угнетение здоровья, автор «Бретонской деревни под снегом» заболел проказой. Великий мастер скончался на острове 9 мая 1903 года в возрасте 54 лет.


К сожалению, как часто это и бывает, слава пришла к Гогену только после смерти: через три года после кончины мэтра его полотна выставили в Париже на всеобщее обозрение. В память о Поле в 1986 году был снят фильм «Волк на пороге», где роль художника исполнил знаменитый актер Голливуда . Также британский прозаик написал биографическое произведение «Луна и грош», где прототипом главного героя стал Поль Гоген.

Произведения

  • 1880 – «Шьющая женщина»
  • 1888 – «Видение после проповеди»
  • 1888 – «Кафе в Арле»
  • 1889 – «Жёлтый Христос»
  • 1891 – «Женщина с цветком»
  • 1892 – «Дух мёртвых не дремлет»
  • 1892 – «А, ты ревнуешь?»
  • 1893 – «Женщина, держащая плод»
  • 1893 – «Её звали Вайраумати»
  • 1894 – «Забава злого духа»
  • 1897–1898 – «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?»
  • 1897 – «Больше никогда»»
  • 1899 – «Сбор плодов»
  • 1902 – «Натюрморт с попугаями»

Поль Гоген (Eugène Henri Paul Gauguin) 1848-1903 г.
Ведущий художник периода постимпрессионизма, график, скульптор. Биография и картины

Поль Гоген был выдающимся художником, не стеснявшимся бросить вызов обществу, своей семье, традициям живописи, которые устанавливались веками, и самое главное самому себе. Его судьбу можно назвать необычной, а поступки порою безрассудными, но, пожалуй, сложно найти ещё одного такого художника, который слепо следовал за своим искусством, отказавшись от многих благ и в этом видевший источник вдохновения и счастья.

Жизнь до Таити

Поль Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года. Мать будущего живописца была дочерью знаменитой писательницы и анархистки, а отец обозревателем известного политического издания. Гоген рано теряет родителей – отца не стало, когда мальчику едва исполнился год, а известие о смерти матери его застигает на корабле «Лизитано», куда тринадцатилетний Поль нанимается в качестве ученика лоцмана.

Далее Гогена ждёт военно-морская служба, а после, его опекун Гюстав Ароза, коллекционер картин импрессионистов, занимается юридическим образованием юноши. В 1871 году Гоген устраивается на биржу, что считается хорошей оплачиваемой работой, а через год знакомиться со своей будущей супругой Метте Софи Гад, с которой он родит пятеро детей.

В 26 лет Гоген в серьёз берётся за освоение художественного ремесла, учится в мастерской Коларосси, открывает для себя импрессионистскую эстетику, выставляет первую картину в Салоне и знакомится с Писсаро, Сезанном и Дега. Работы Гогена ещё полны традиционализма, однако, несут явную новаторскую печать, которая проявляется и в неожиданных построениях и в доминантных цветовых пятнах («Утёс у Дьеппа», «натюрморт с кувшином и керамической фигурой» и др.).

В 1883 году случается событие, которое изменит судьбу Гогена – он теряет своё место на бирже, а значит и стабильное финансовое положение. Полный уверенности в себе, Поль Гоген решает отныне посвятить свою жизнь исключительно живописи, надеясь, что его талант быстро найдёт признание, тем самым избавив от материальных проблем. Однако хоть и коллекционеры признают талант нового живописца, денег это не приносит – супруга, не выдержав нужды, забирает детей и уезжает к родителям в Копенгаген.

В полной нищете, Гоген уезжает в Бретань, где обосновалась группа независимых художников. Здесь автор нашёл временный покой, много работал, совершенствовал стиль и, главное, почувствовал свободу и независимость, которая и давала ему силы творить. Здесь были написаны «Жёлтый Христос», «Прекрасная Анжела», «Бретонка с прялкой», ряд натюрмортов и самые известные его автопортреты. Стиль приобретает индивидуальность – это упрощённые формы, отказ от чёткого следования законом перспективы, локальные цветовые пятна.

Следующая главная веха в биографии Гогена-знакомство с Ван Гогом. Они вместе селятся в Арле, рассчитывая создать новое пристанище для живописцев, но их дружбе выпало суровое испытание. Психически не стабильный Ван Гог набросился на Гогена с ножом, едва его не убив, после чего Поль покидает Арль, а виновник трагедии отрезает себе мочку уха. Хотя эти два великих живописца не смогли справиться с конфликтом их характеров, они уважали талант друг друга, и их переписка продолжалась всю жизнь, вплоть до самоубийства Ван Гога.

Писать и творить — в тропики!

После краткой поездки на Мартинику, которая хоть и не была удачной, Гоген, наконец, понял, где его творчество найдёт благодатную почву. Он выбрал Таити, надеясь уехать от шумного Парижа с напыщенными критиками, стремясь найти здесь уединение и уклад, напоминающий первобытный – Гоген тянулся к истокам.

Однако по прибытию в 9 июня 1891 года Гогена ждало разочарование: колония постепенно обживалась европейцами, и художника здесь встретили не дикие хижины, а добротные дома, крытые железными крышами. Ему стоило больших усилий найти заповедный уголок – им оказалась полинезийская деревушка Матаиеа. Здесь Гоген организовывает мастерскую, где напишет более 80 картин всего за два года, посвящённые туземной жизни, удивительным верованиям и мифам края и красоте окружающей природы. Ещё одним любопытным фактом является то, что в деревушке Гоген находит новую музу – ею оказалась тринадцатилетняя туземка Техура, которая будет его женой до отъезда мастера в 1893 во Францию и родит ему ребёнка.

Пребывание в Париже было недолгим, хотя и ярким – Гоген заканчивает работы, начатые ещё на острове, организовывает знаменитые «четверги», которые собирают художников Парижа, и выставляет свои бретонские и таитянские работы на персональной выставке. Публика ошеломлена уведенным – обнажённые фигуры в естественных позах, сочные цвета и чёткие контуры, неприкрытая реалистичность, пластика и декоративность делают эти картины непохожими ни на что созданное доселе. Однако с коммерческой точки зрения, выставка провалилась, и Гоген навсегда покидает материк, отправляясь в Океанию до конца своей жизни…впрочем, и похоронен художник будет на Маркизских островах.

«Я великий художник и знаю об этом…»

Сегодня эта фраза может показаться слишком самоуверенной, но глядя на работы Гогена остаётся лишь это признать.

На островах Гоген снова много работал, писал пейзажи, влюблялся и горевал (особенно после известия о смерти единственной дочери), здесь были созданы самые великие шедевры живописца – «Заклинание», «Зов», «Белая лошадь», «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», «Никогда больше». «Почему ты сердишься» и многие другие.

В 1901 году Гоген переезжает на Хива-Хио (Маркизские острова), где строит хижину, которой даёт громкое название «Дом наслаждений», и снова берёт в жёны молодую туземку. Последние годы помимо творческой работы, Гоген занимается журналистикой…и много спорит с местными властями и католической миссией. Гогена не стало 8 мая 1903 года.

Он совсем чуть-чуть не дожил до своего признания, когда Воллар организовав грандиозную выставку, представил лучшие работы Гогена, а Салон посвятил ему осеннюю экспозицию, вызвавшую восхищение публики критиков. Гоген этого не увидел, хотя мастер и так знал о своей гениальности…что ж, он оказался прав…


Обнаженная женщина была привычным зрелищем в Южной Америке, и это оказало большое влияние на всю дальнейшую жизнь Гогена. Позже он всегда чувствовал себя абсолютно свободно и раскованно именно в компании обнаженных женщин. В 1855 году Поль с матерью вернулся в Париж. В 17 лет он решил стать моряком, чтобы посмотреть мир. Через 6 лет он оставил море и решил стать биржевым маклером. Сначала он даже немного разбогател, а затем, после краха парижской фондовой биржи в 1883 году, он решил сконцентрировать все свои усилия на искусстве. Это решение разрушило его семью, обрекло его на полуголодное существование и подарило миру великолепные произведения искусства. Гоген близко сошелся с другими художниками своего времени такими, как Писсарро, Сезанн и Ван Гог, а в 80-х годах он активно участвовал в выставках импрессионистов. В конце 1888 года он два с половиной месяца прожил с Ван Гогом в "желтом доме" в Арле. У них оказались совершенно несовместимые характеры, и Гоген уехал в Париж. В 1891 году Гогену удалось продать тридцать своих картин. Чувствуя все увеличивающуюся отчужденность по отношению к своей жене и вообще ко всей западной цивилизации, Гоген уехал на Таити. Остаток своей жизни Гоген провел в южных широтах, лишь однажды возвратившись на два года в Европу 1893 году. Он умер в нищете, забытый всеми, на Маркизских островах.

"Две женщины" Гогена, фрагмент

С юных лет, когда Гоген плавал по морям и океанам, и до последних месяцев своей жизни, когда он умирал от сифилиса на Маркизских островах, Гоген всегда вел весьма бурную и активную сексуальную жизнь. В 1873 году, когда он женился на высокой красивой датчанке Метт Софи Гэд, Гоген начал вести весьма респектабельный образ жизни. Когда в 1883 году Гоген принял решение навсегда оставить работу маклера на бирже, Метт страшно разозлилась, а ее родители, в доме которых в Копенгагене Гоген с женой какое-то время жил, высмеяли его. Обстановка в семье была накалена до предела. Практически полное отсутствие денег также сыграло немаловажную роль в развитии событий. Гоген и Метт развелись. Однако даже после отъезда на Таити, Гоген все еще надеялся, что когда-нибудь Метт и его пятеро детей приедут к нему, и они снова будут жить вместе. Они так никогда и не приехали.

Прибыв на Таити в 1891 году, Гоген нашел там вдохновение и огромное количество обнаженных женщин. Вначале он просто наслаждался местным обычаем проводить ночи в своей хижине каждый раз с новой женщиной. Вскоре, однако, он осознал, что этот чудесный обычай сильно мешает его творчеству. Он страстно желал найти одну-единственную женщину, которую он мог бы назвать своей избранницей. Вскоре, в соседней деревушке его по знакомили с юной прекрасной девушкой по имени Теура. Она сразу же понравилась Гогену. Убедившись, что она добровольно вступает с ним в союз и что у нее нет никаких болезней, Гоген взял Теуру жить в свою хижину. После недельного совместного проживания с Гогеном Теура согласилась остаться жить в его хижине. Позже Гоген часто использовал Теуру в качестве модели для своих работ.

В 1893 году он уехал во Францию, оставив на Таити беременную Теуру. В Париже он возобновил сексуальную связь с Жюльетт Юэ, некрасивой замкнутой женщиной, которая работала швеей. У него также началась принесшая ему позже немало бед связь с 13-летней бездомной полуиндианкой-полумалайкой, которую все звали Анна Яванская. Она все время отвлекала его от работы, а когда они вдвоем уехали в Бретань, сразу же выяснилось, что она очень не понравилась местным жителям. Однажды она начала задирать группу проходивших мимо нее детей. Возникла потасовка, которая перешла в драку, в ходе которой Гоген был избит до полусмерти подоспевшими местными жителями. Избивать его прекратили только тогда, кода он потерял сознание. Через некоторое время, когда Го ген еще не пришел полностью в себя, Анна покинула его навсегда, прихватив с собой из квартиры, где они жили, все ценные вещи, кроме его картин.

Когда Гоген вернулся в 1895 году на Таити, он был уверен, что продолжится его счастливая семейная жизнь с Теурой. Оказалось, однако, что Теура вышла замуж за островитянина. Неделю. Те ура, правда, пожила с Гогеном в его хижине, но ее так напугали язвы, появившиеся у него на теле от сифилиса, что она вернулась назад к мужу. Гоген потерял свою постоянную партнершу, но приобрел большое количество новых. Однажды он даже пожаловался: "Эти девки просто обезумели, они залезают ко мне прямо в постель каждую ночь. Сегодня ночью, например, у меня их было сразу трое". Он опять стал искать "серьезную женщину, которую можно ввести в дом", и нашел хорошенькую 14-летнюю Пауру. Она не оказывала такого стимулирующего влияния на его творчество, как Теура, но он все же нарисовал ее обнаженной и сам позже заявил: "Это лучшее из всего, что я нарисовал".

Поль Гоген "Te Poipoi (Утро)". Репродукция с сайта oldmasterpiece.com

В 1901 году Гоген перебрался на один из Маркизских островов и построил себе хижину, которую украсил порнографическими фотографиями. Он соглашался на сексуальные отношения практически со всеми местными женщинами, которые часто приходили к нему в хижину. Всеми ими двигало любопытство: они очень хотели взглянуть на страшные язвы, которыми сифилис наградил ноги Гогена. Когда к нему в хижину входила какая-нибудь незнакомая женщина, Гоген снимал с нее одежду, разглядывал ее тело, после чего говорил: "Я должен тебя нарисовать".

В 1903 году Гоген умер от сердечного приступа.

Гоген однажды заметил: "В Европе половые сношения - результат любви. В Океании любовь - результат половых сношений. Кто здесь прав? Говорят, что человек, отдающий свое тело другому, совершает грех. Это спорный вопрос... настоящий грех совершает тот, кто продает свое тело. Женщины хотят быть свободными. Это их право. Но уж никак не мужчины стоят у них на пути к такой свободе. Женщина станет свободной в тот день, когда поймет, что ее честь хранится отнюдь не в том месте, которое находится у нее пониже пупка. Именно в этот день она станет свободной. И, возможно, более здоровой".

Шедевры изобразительного искусства, в частности, являются отражением пути человека, воплощением чувства, которое нельзя описать словами. Возможно, в них таится и более глубокий, фундаментальный смысл. Отыскать его попробовал Поль Гоген, охотник за тайнами и, как его называли, прославленный «создатель мифов».

Поль Гоген был той творческой личностью, которая постигает на лету новое, постоянно занимаясь самообразованием. Но то, что виделось ему, он воспринимал по - своему, подсознательно знакомил со своим художественным миром и комбинировал его с другими частями. Он создавал мир собственных фантазий и мыслей, творил собственную мифологию. Начав как художник - самоучка, Гоген испытал влияние и барбизонской школы, и импрессионистов, и символистов, и отдельных художников, с которыми его сталкивала судьба. Но, овладев необходимыми техническими навыками, он ощущал непреодолимую потребность найти собственный путь в искусстве, который позволил бы ему выразить свои мысли и идеи.

Эжен Анри Поль Гоген родился 7 июня 1848 года в Париже. Это время пришлось на годы французской революции. В 1851 году, после государственного переворота, семья переехала в Перу, где мальчика очаровала яркая неповторимая красота незнакомой страны. Его отец, либеральный журналист, умер в Панаме, а семья поселилась в Лиме.

До семи лет Поль жил в Перу с матерью. Детские «соприкосновения» с экзотической природой, с яркими национальными костюмами глубоко отложились в его памяти и сказались в постоянной тяге к перемене мест. После возвращения в 1855 году на родину он постоянно твердил, что вернется в «потерянный рай».

Детские годы, проведенные в Лиме и Орлеане, определили судьбу художника. Окончив в 1865 году гимназию, Гоген будучи молодым человеком попадает во французский торговый флот и шесть лет путешествует по миру. В 1870 - 1871 годах будущий художник принимает участие во Франко - прусской войне, в сражениях в Средиземном и Северном морях.

Вернувшись в 1871 году в Париж, Гоген проявляет себя в роли биржевого маклера под руководством своего богатого опекуна Гюстава Арозы. В то время Ароза являлся выдающимся коллекционером французской живописи, в том числе полотен современных ему импрессионистов. Именно Ароза пробудил в Гогене интерес к искусству и поддерживал его.

Заработок Гогена был весьма приличным, и в 1873 году Поль взял в жены датчанку Метте Софи Гад, служившей в Париже гувернанткой. Дом, в который молодожены поселились, Гоген начал украшать картинами, которые покупал, и коллекционированием которых он увлекся не на шутку. Поль был знаком со многими живописцами, но Камиль Писсарро, полагавший, что «можно бросить все! ради искусства» - это тот художник, который оставил самый большой эмоциональный след в его сознании.

Поль начал рисовать и, разумеется, пытался продавать свои творения. По его примеру Арозы, Гоген скупает холсты импрессионистов. В 1876 году выставляет в Салоне собственную картину. Супруга считала это ребячеством, а покупка картин - напрасной тратой денег.

В январе 1882 года рухнул французский фондовый рынок, и банк Гогена лопнул. Гоген окончательно расстался с мыслью найти работу и после мучительных раздумий, в 1883 году он сделал выбор, сказав жене, что живопись осталась единственным, чем он сможет зарабатывать на жизнь. Остолбеневшая и напуганная неожиданной новостью Метте напомнила Полю, что у них пятеро детей, а его картины никто не покупает - все напрасно! Окончательный разрыв с супругой лишил его дома. Живя впроголодь на занятые деньги под будущие гонорары Гоген не отступает. Поль упорно ищет свой путь в искусстве.

В ранних картинах Гогена первой половины 1880 - х годов, выполненных на уровне импрессионистической живописи, нет ничего необычного, ради чего стоило бы бросать даже среднеоплачиваемое место, обстоятельства вынудили его превратить свое хобби в ремесло, которое обеспечило бы его и его семью средствами к жизни.

Мыслил ли себя Гоген в это время живописцем? Копенгагенский «», написанный зимой 1884 - 1885 годов, отмечает важный поворотный момент в судьбе Гогена и является отправной точкой для формирования образа художника, который он будет создавать на протяжении всего творческого пути.

Гоген зафиксировал важный перелом в своей жизни: год назад он ушел с работы, навсегда покончив с карьерой биржевого маклера и существованием почтенного буржуа, поставив себе задачу стать великим художником.

В июне 1886 года Гоген уезжает в Понт - Авен, городок на южном побережье Бретани, где еще сохранились самобытные нравы, обычаи и старинные костюмы. Гоген писал, что Париж - «это пустыня для бедняка. [...] Я отправлюсь в Панаму и буду жить там дикарем. [...] Я возьму с собой кисти и краски и найду новые силы вдали от общества людей».

Не только бедность гнала Гогена прочь от цивилизации. Искатель приключений с мятущейся душой, он всегда стремился узнать, что находится за горизонтом. Вот почему он так любил эксперименты в искусстве. В путешествиях его привлекали экзотические культуры, и он хотел погрузиться в них в поисках новых способов визуального выражения.

Здесь он сближается с М. Дени, Э. Бернаром, Ш. Лавалем, П. Серюзье и Ш. Филиже. Художники с воодушевлением изучали природу, представляющуюся им таинственным мистическим действом. Двумя годами позже группа живописцев - последователей Гогена, объединившаяся вокруг Серюзье, получит название «Наби», что в переводе с еврейского означало «Пророки». В Понт - Авене Гоген пишет картины из жизни крестьян, в которых использует упрощенные контуры и строгую композицию. Новый живописный язык Гогена вызвал оживленные споры в среде художников.

В 1887 году он едет на Мартинику, очаровавшую его полузабытой экзотикой тропиков. Но болотная лихорадка заставила художника вернуться на родину, где он работал и долечивался в Арле. Там же в это время жил его приятель Ван Гог.

Здесь он начинает пробовать с упрощенным «детским» рисунком - без теней, но с очень броскими красками. Гоген стал прибегать к более красочному цвету, накладывать более густыми массами, с большей строгостью компоновать. Это был определяющий опыт, возгласивший о новых завоеваниях. К работам этого периода относят работы «» (1887), «» (1887).

Картины с Мартиники были выставлены в Париже в январе 1888 года. Критик Феликс Фенеон нашел в творчестве Гогена «желчность и варварский характер», хотя признается, что «эти горделивые картины» уже дают понимание о творческом характере художника. Однако, как ни был плодотворен мартиникский период, не он был переломным в творчестве Гогена.

Характерной чертой всех видов творчества Поля Гогена является желание выйти за рамки того менталитета, на основе которого определилось его «европейское» искусство, его стремление обогатить европейскую художественную традицию новыми изобразительными средствами, по - иному позволяющими взглянуть на окружающий мир, которыми проникнуты все творческие искания художника.

В его знаменитой картине «» (1888) заметно развернутое на плоскости изображение делится по вертикали на условные зоны, расположенные, как на средневековых «примитивах» или японских какэмоно, друг перед другом. На натюрморте, вытянутом по вертикали, изображение разворачивается сверху вниз. Подобие средневекового свитка построено вопреки общепринятым приемам выстраивания композиции. На сияющей белезной плоскости - фоне - подобно частоколу, цепочка бокалов разделяет верхний ярус со щенками. Это своего рода единая структура элементов старой японской гравюра японского художника Утагава Куниёси «» и «Натюрморта с луком » Поля Сезанна.

Картина «», своего рода манифестация все той же идеи сопоставления «далекого и разного», для доказательства их родства, что и в «Натюрморте с головой лошади ». Но выражена эта идея уже иным пластическим языком - с полным отказом от всякой натурной иллюзорности и правдоподобия, подчеркнутыми масштабными несоответствиями и одинаковой орнаментально - декоративной трактовкой материала. Здесь можно увидеть сопоставление «разных эпох» живописной культуры - заметно огрублено и упрощенно написанной верхней части картины, наподобие ранних форм «примитивного» искусства, и нижней части, указывающей на завершающий этап его нововременной эволюции.

Испытывая влияние японской гравюры, Гоген отказался от моделировки форм, сделав более выразительными рисунок и колорит. В своих картинах художник стал подчеркивать плоскостный характер живописной поверхности, лишь намекая на пространственные отношения и решительно отказываясь от воздушной перспективы, строя свои композиции как последовательность плоских планов.

Это вылилось в создание синтетического символизма. Выработанный новый стиль его современником и художником Эмилем Бернаром произвел на Гогена сильное впечатление. Воспринятый Гогеном клуазонизм, основой которого являлась система ярких цветовых пятен на полотне, разделенного на несколько плоскостей разного цвета с резкими и причудливыми контурными линиями, он применил в своей композиционной картине «» (1888). Пространство и перспектива из картины исчезли полностью, уступив место цветовому построению поверхности. Цвет Гогена стал смелее, более декоративным и насыщенным.

В письме к Ван Гогу 1888 года Гоген писал, что в его картине и пейзаж, и борьба Иакова с ангелом живут лишь в домыслах молящихся после проповеди. Отсюда возникает и контраст между настоящими людьми и бьющимися фигурами на фоне пейзажа, которые несоразмерны и нереальны. Несомненно, под борющимся Иаковом Гоген подразумевал самого себя, постоянно сражающегося с неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Молящиеся бретонские женщины - безучастные к его судьбе свидетели - статисты. Эпизод борьбы представлен как воображаемая, сновидческая сцена, что соответствует наклонностям самого Иакова, которому во сне представилась лестница с ангелами.

Он создал свое полотно после работы Бернара «», но это еще не означает влияния картины на него, поскольку и общая тенденция творческой эволюции Гогена и некоторые более ранние его работы свидетельствуют о новом видении и воплощении этого видения в живописи.

Бретонские женщины Гогена отнюдь не выглядят святыми, переданы, достаточно конкретно, характеры и типажи. Но в них пробуждается состояние самопогруженности. Белые чепцы с крылатыми шлейфами уподобляют их ангелам. Художник отказался от передачи объема, от линейной перспективы, совершенно по - иному строит композицию. Все подчинено одной цели - передаче определенной мысли.

В двух названиях картины обозначены два различных мира, представленных на холсте. Гоген разграничил эти миры, композиционно разделив их мощным, толстым стволом дерева, наискосок пересекающим все полотно. Введены разные точки зрения: на ближние фигуры художник смотрит немного снизу, на пейзаж - резко сверху. Благодаря этому поверхность земли почти вертикальна, горизонт оказывается где - то за пределами полотна. Не остается никаких воспоминаний о линейной перспективе. Возникает своего рода «ныряющая», направленная сверху вниз «перспектива».

Зимой 1888 года Гоген едет в Арль и работает вместе с Ван Гогом, грезивший о создании братства художников. Совместная работа Гогена с Ван Гогом достигла своего апогея, закончившись размолвкой для обоих художников. После нападения Ван Гога на художника, для Гогена открылся экзистенциальный смысл живописи, что разрушило до основания замкнутую систему выстроенного им клуазонизма.

После вынужденного бегства в гостиницу от Ван Гога, Гоген наслаждался работой с настоящим огнем в парижской гончарной мастерской Шаплена и создал самый пронзительный диалог из жизни Винсента Ван Гога - горшок с лицом Ван Гога и отрезанным ухом вместо ручки, по которому растекаются струи красной поливы. Гоген изобразил себя как художника, преданного проклятию, как жертву творческих мук.

После Арля, где Гоген вопреки желанию Ван Гога отказался оставаться, он из Понт - Авена отправился в Ле Пульдю, где одни за другими появляются его известные полотна с бретонским распятием, а затем ищет себя в Париже, метания по которому заканчиваются отъездом в Океанию из - за прямого конфликта с Европой.

В деревне Ле Пульдю Поль Гоген написал свое живописное полотно «» (1889). Гогену хотелось ощутить, согласно его словам, «дикое, примитивное качество» крестьянской жизни, максимально возможное при уединении. Гоген не копировал природу, а использовал, чтобы с ее помощью рисовать воображаемые образы.

» является наглядным примером его метода: отвергаются и перспектива, и натуралистичное модулирование цветом, из - за чего изображение становится похожим на витражи или японские гравюры, которые вдохновляли Гогена в течение всей его жизни.

Разница между Гогеном до приезда в Арль и Гогеном после нее очевидна на примере трактовки беспритязательного и вполне четкого сюжета «». «» (1888) еще весь пронизан духом эпитафии, а античный бретонский танец, с его подчеркнутой архаичностью, неумелыми и стесненными движениями девочек, отлично ложится абсолютной неподвижностью в основание стилизованной композиции из геометрических фигур. Маленькие бретонки, - это два маленьких чуда, застыли как две статуи на берегу моря. Их Гоген написал уже в следующем, 1889 году. Они напротив, поражают композиционным принципом разомкнутости, несбалансированности, что и наполняет особой жизненной силой эти изваянные из неживого материала фигурки. Два идола, в образе маленьких бретонок, стирают грань между миром реальным и потусторонним, которыми населены последующие полотна Гогена.

В начале 1889 года в Париже в кафе «Вольтер» во время XX Всемирной выставки в Брюсселе Поль Гоген показывает семнадцать своих полотен. Экспозиция работ Гогена и художников его школы, названная критиками «Выставкой импрессионистов и синтетистов», успеха не имела, зато породила термин «синтетизм», объединивший технику клаузонизма и символизма, развивавшийся в направлении, противоположном пуантилизму.

Поля Гогена глубоко волновал образ одинокого, непонятого и страдающего за свои идеалы Христа. В понимании мастера его судьба тесно соприкасается с судьбой творческого человека. По Гогену , художник - это подвижник, святой мученик, а творчество - крестный путь. При этом образ отверженного мастера автобиографичен для Гогена, т.к. самого художника часто не понимали: публика - его произведения, семья - выбранный им путь.

К теме жертвенности и крестного пути художник обращался в картинах, представляющих распятие Христа и снятие его с креста, - «» (1889) и «» (1889). На полотне «» изображено деревянное полихромное «Распятие» работы средневекового мастера. У его подножия склонились и застыли в молитвенных позах три бретонские женщины.

При этом неподвижность и величественность поз придают им сходство с монументальными каменными изваяниями, а израненная фигура распятого Христа с лицом, исполненным скорби, наоборот, выглядит «живой». Доминирующее эмоциональное содержание произведения можно определить как трагически безысходное.

Картина «» развивает тему жертвенности. В ее основе - иконография пьеты. На узком высоком постаменте изображена деревянная скульптурная группа со сценой «Оплакивание Христа» - фрагмент старинного, позеленевшего от времени, средневекового памятника в Низоне. У подножия - печальная бретонка, погруженная в мрачные раздумья и придерживающая рукой черную овечку: символ смерти.

Вновь используется прием «оживления» памятника и превращения живого человека в монумент. Строгие, фронтально стоящие деревянные статуи Жен - Мироносиц, оплакивающих Спасителя, трагичный образ бретонки наделяют полотно поистине средневековым духом.

Гоген исполнил ряд автопортретов - картин, в которых отождествил себя с Мессией. Одной из таких работ является «» (1889). В нем мастер изображает себя как бы в трех видах. В центре - автопортрет, где художник выглядит мрачным и подавленным. Второй раз его черты угадываются в гротескной керамической маске дикаря на заднем плане.

В третьем случае Гоген запечатлен в образе распятого Христа. Произведение отличается символической многоплановостью - художник создает сложный, многозначный образ собственной личности. Он выступает одновременно и грешником - дикарь, звериное начало, и святым - спаситель.

В автопортрете «» (1889) - одном из своих самых трагических произведений - Гоген вновь сопоставляет себя с Христом, охваченным тягостными думами. Согбенная фигура, поникшая голова и бессильно опущенные руки выражают боль и безысходность. Гоген возвышает себя до уровня Спасителя, а Христа представляет как человека, не лишенного нравственных терзаний и сомнений.

Еще более смелым выглядит «» (1889), где мастер представляет себя в образе «синтетистского святого». Это - автопортрет - шарж, гротескная маска. Однако не все так однозначно в этом произведении. Действительно, для группы художников, сплотившихся вокруг Гогена в Ле Пульдю, он был своего рода новым Мессией, идущим по тернистому пути к идеалам подлинного искусства и свободного творчества. За безжизненной маской и наигранным весельем скрываются горечь и боль, поэтому «» воспринимается как образ осмеянного художника или святого.

В 1891 году Гоген пишет большое символическое полотно «» и с помощью друзей подготавливает свое первое путешествие на Таити. Успешная распродажа его картин в феврале 1891 года позволила ему уже в начале апреля отправиться в путь.

9 июня 1891 года Гоген прибыл в Папеэте и с головой погрузился в туземную культуру. На Таити он впервые за долгие годы почувствовал себя счастливым. Со временем он стал поборником прав местного населения и, соответственно, смутьяном в глазах колониальных властей. Что гораздо важнее, он разработал новый стиль, получивший название примитивизм, - плоский, пасторальный, зачастую чрезмерно красочный, простой и непосредственный, абсолютно самобытный.

Теперь же он использует своеобразный поворот тел, характерный для египетских росписей: сочетание прямого фасного разворота плеч с поворотом ног в одну сторону, а головы в противоположную, сочетание, при помощи которого создается определенный музыкальный ритм: «Рынок » (1892); грациозные позы таитянок, погруженных в грезы, переходят от одной цветовой зоны к другой, богатство красочных нюансов создает ощущение разлитой в природе мечты: «» (1892), «» (1894).

Своей жизнью и творчеством он реализовывал проект рая земного. В картине «» (1892) он изобразил таитянскую Еву в позе рельефов боробудурских храмов. Рядом с ней на ветке дерева вместо змеи - фантастическая черная ящерица с красными крыльями. Библейский персонаж предстал в экстравагантном языческом обличье.

На сверкающих красками полотнах, воспевающих прелесть удивительной гармонии с золотым оттенком кожи людей и экзотики первозданной природы, неизменно присутствует тринадцатилетняя спутница жизни Техура, по местным понятиям - жена. Гоген увековечил ее на многих полотнах, в том числе «Та матете » (Рынок), «», «».

Юную, хрупкую фигуру Техуры, над которой витают призраки предков, внушающие таитянам страх, он написал в картине «» (1892). В основе произведения лежали реальные события. Художник отправился в Папеэте и задержался там до вечера. Техура, молодая таитянская жена Гогена, встревожилась, подозревая, что муж опять задержался у продажных женщин. Масло в светильнике закончилось, и Техура лежала в темноте.

В картине лежащая на животе девушка списана с лежащей Техуры, а злой дух, охраняющий мертвых - тупапау, изображен в виде сидящей на заднем плане женщины. Темно - фиолетовый фон картины придает таинственную атмосферу.

Техура была моделью еще нескольких полотен. Так в картине «» (1891), она выступает в облике Мадонны с младенцем на руках, а в полотне «» (1893), она изображена в образе таитянской Евы, в руках которой плод манго заменил яблоко. Упругая линия художника очерчивает сильный торс и плечи девушки, ее приподнятые к вискам глаза, широкие крылья носа и полные губы. Таитянская Ева олицетворяет тягу к «примитивному». Ее красота связана со свободой и близостью природе, со всеми тайнами первобытного мира.

Летом 1893 Гоген сам разрушил свое счастье. Опечаленная Техура отпустила Поля в Париж показать новые работы и получить доставшееся ему небольшое наследство. Гоген начал работать в снятой мастерской. Выставка, где выставил свои новые картины художник, с треском провалилась - публика и критики снова не поняли его.

В 1894 году Гоген возвращается в Понт - Авен, но в ссоре с матросами ломает ногу, в результате чего некоторое время не может работать. Его юная спутница, танцовщица кабаре «Монмартр», оставляет художника в Бретани на больничной койке и бежит в Париж, прихватив имущество мастерской. Чтобы хоть немного заработать на отъезд, немногочисленные друзья Гогена организуют аукцион по продаже его картин. Распродажа оказалась неудачной. Но за это короткое время он успевает создать замечательную серию ксилографий в контрастной манере, в которых изображены таинственные, вызывающие страх таитянские обряды. В 1895 году Гоген покидает Францию, теперь уже навсегда, и уезжает на Таити в Пунаауиа.

Но вернувшись на Таити, его никто не ждал. Бывшая возлюбленная вышла замуж за другого, Поль попытался заменить ее тринадцатилетней Пахурой, которая родила ему двоих детей. Испытывая недостаток в любви, он искал утешения с чудесными моделями.

Подавленный смертью дочери Алин, которая скончалась во Франции от воспаления легких, Гоген впадает в тяжелую депрессию. Мысль о смысле жизни, человеческой судьбе пронизывает религиозно - мистические работы этого времени, отличительной чертой которых становится пластичность классических ритмов. Художнику с каждым месяцем работать становится все труднее. Боль в ногах, приступы лихорадки, головокружение, постепенная потеря зрение лишают Гогена веры в себя, в успех личного творчества. В полном отчаянии и безнадежности Гоген в конце 1890 - х годов пишет одни из своих лучших произведений «Жена короля », «Материнство », «Королева красоты », «Больше никогда », «». Располагая на плоском цветовом фоне почти статичные фигуры, художник творит декоративные красочные панно, где находят свое отражение легенды и поверья маори. В них нищий и голодный художник воплощает свою мечту об идеальном совершенном мире.

Королева красоты. 1896. Бумага, акварель

В конце 1897 года в Пунаауиа, примерно в двух километрах от таитянского порта Папеэте, Гоген приступил к созданию своей самой большой и самой важной картины. Его кошелек был почти пуст, он был ослаблен сифилисом и изнуряющими сердечными приступами.

Большое эпическое полотно «» можно назвать сжатым философским трактатом и одновременно завещанием Гогена. «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем? » - эти предельно простые вопросы, написанные Полем Гогеном в углу его гениального таитянского холста, на самом деле являются центральными вопросами религии и философии.

Это чрезвычайно мощная по силе воздействия на зрителя картина. В аллегорических образах Гоген изобразил на ней и беды, поджидающие человека, и стремление к открытию тайн мироустройства, и жажду чувственного наслаждения, и мудрое спокойствие, умиротворение, и, конечно же, неизбежность смертного часа. Путь каждого отдельно взятого человека и путь цивилизации в целом стремился воплотить знаменитый постимпрессионист.

Гоген знал, что его время на исходе. Он полагал, что эта картина будет его последней работой. Дописав ее, он отправился в горы за Папеэте, чтобы совершить самоубийство. Он взял с собой заранее припасенную склянку с мышьяком, вероятно, не зная, как мучительна смерть от этого яда. Он рассчитывал затеряться в горах, прежде чем примет яд, чтобы его труп не был найден, а стал пищей для муравьев.

Однако попытка отравления, принесшая художнику страшные мучения, к счастью, окончилась неудачей. Гоген вернулся в Пунаауиа. И хотя его жизненные силы были на исходе, он решил не сдаваться. Чтобы выжить, он устроился клерком в Управление общественных работ и исследований в Папеэте, где ему платили шесть франков в день.

В 1901 году в поисках еще большего уединения он перебрался на небольшой живописный островок Хива - Оа на далеких Маркизских островах. Там он построил хижину. На дверной деревянной балке хижины Гоген высек надпись «Мезон де жуир» («Дом наслаждений» или «Обитель веселья») и жил с четырнадцатилетней Мари - Роз, параллельно развлекаясь с другими экзотическими красавицами.

Гоген доволен своим «Домом наслаждений» и своей независимостью. «Мне бы только два года здоровья да не слишком много денежных забот, которые меня всегда изводят…» - писал художник.

Но скромная мечта Гогена не пожелала исполниться. Не пристойный образ жизни еще больше подорвал ослабленное здоровье. Сердечные приступы продолжаются, ухудшается зрение и в ноге постоянно присутствует боль, которая не дает уснуть. Чтобы забыть и заглушить боль, Гоген потребляет алкоголь и морфий и подумывает о том, чтобы вернуться во Францию для лечения.

«Занавес» готов опуститься. В последние месяцы не дает покоя Гогену главный полицейский жандарм, обвиняя негра, живущего в долине, в убийстве женщины. Художник защищает негра и противостоит обвинениям, обвиняя жандарма в злоупотреблении властью. Таитянский судья выносит решение трехмесячного заключения Гогена за оскорбление жандарма и штрафу в тысячу франков. Обжаловать приговор можно только в Папеэте, но на поездку у Гогена нет денег.

Измученный физическими страданиями, доведенный до отчаяния отсутствием денег, Гоген не может сконцентрироваться для продолжения работы. Лишь два человека ему близки и верны: протестантский священник Вернье и сосед Тиока.

Сознание Гогена все чаще теряется. Он уже с трудом находит нужные слова, путает день с ночью. Рано утром, 8 мая 1903 года, художника навестил Вернье. Тяжелое состояние художника в это утро длилось недолго. Дождавшись, когда другу станет лучше, Вернье ушел, а в одиннадцать часов Гоген умер, лежащим на кровати. Эжен Анри Поль Гоген был похоронен на католическом кладбище Хива - Оа. Скончавшись от сердечной недостаточности, на работы Гогена практически сразу в Европе вспыхнула безумная мода. Цены на живопись взлетели за облака...

Гоген завоевал свое место на Олимпе искусства ценою своего благополучия и своей жизни. Художник остался чужим собственной семье, парижскому обществу, чужим своей эпохе.

Гоген обладал тяжелым, медлительным, но могучим темпераментом и колоссальной энергией. Только благодаря им он смог в нечеловеческих трудных условиях до самой смерти вести жесточайшую борьбу с жизнью за жизнь. Всю жизнь он провел в непрекращающихся тяжких усилиях, чтобы выжить и сохранить себя как личность. Он пришел слишком поздно и слишком рано, в этом и был трагизм универсального гогеновского гения.