Роман что делать новые люди. «новые люди» в романе чернышевского «что делать?» реалистический роман чернышевского был сознательно ориен­тирован н


Чернышевский написал свой роман «Что делать?» в довольно сложное время. Это был 1863 год, когда за любое неправильное слово могли осудить и приговорить к длительному заключению. Так что в первую очередь стоить отметить мастерство писателя. Он так оформил произведение, что оно пошло проверку, но каждый читатель смог увидеть истинное послание автора.

Одной из главных особенностей романа является критический реализм и революционный романтизм.

Они соединились и представили совершенно новый стиль. Чернышевский показал реальную картину мира. Он предсказал революцию. Однако роман состоит не из одной социалистической идеи, хотя последняя и занимает в нем центральное место. Кроме утопических мечтаний о будущем, в романе присутствует и довольно серьезный анализ настоящего.

Роман по большей части посвящен «новым людям». Так как автор заботится именно о них. На противоположной стороне стоят «старые люди». На протяжении всех страниц писатель сталкивает их между собой, сравнивает их цели, видение, жизненные позиции. Есть и выводы автора. Но важно то, что и мы сами можем сделать свои собственные выводы.

В чем главный конфликт? Молодежь всегда готова что-то менять, а старики не хотят уходить с насиженных мест.

Здесь сложно переоценить актуальность темы.

Анализируя эти две группы людей, мы начнем с вопроса счастья. Поколение отцов заботится только о себе. Им не свойственно беспокоиться об окружающих. Чужие поражения не затрагивают их сердца. Счастье нового поколения совсем в другом. Они понимают суть общества, понимают, насколько важно быть вместе, помогать другим. В этом их сила. Прежние уставы не дают им нормально раскрыться.

Чернышевский полностью согласен с новыми людьми.

Чернышевский никогда не защищал эгоизма в его буквальном смысле.

«Разумный эгоизм» героев Чернышевского не имеет ничего общего с себялюбием, своекорыстием, индивидуализмом. Его цель – благо всего общества. Яркими примерами людей, который двигаются по этому принципу, можно назвать Мерцаловых, Кирсанова, Лопухова и т.д.

Но больше все мне нравится то, что они не утрачивают свою уникальность. Они яркие личности, несмотря на то, что двигаются идеями на благо общества. Они трудятся над тем, чтобы преодолевать свои недостатки. И чем сложнее эта работа, тем потом они счастливее. «Разумный эгоизм» – это тоже забота о себе, но она не причиняет никому вреда, а только помогает людям становиться лучше.

Нельзя упустить женский вопрос. Его суть здесь в понимании роли женщины в обществе и семье. Чернышевский подчеркивает силу женщины, ее ум. Она может быть успешной не только в семье, но и на работе.

Теперь она имеет право на индивидуальность, образование, мечты и успех. Чернышевский пересматривает место женщины и в обществе, и в семье.

«Что делать?» - это вечный вопрос для многих людей. Чернышевский преподнес нам не просто художественную историю со смыслом. Это серьезное философское, психологическое и социальное произведение. В нем открывается внутренний мир людей. Я думаю, что не каждый великий психолог или философ смог бы так ярко и правдиво показать реалии наших дней.

Обновлено: 2017-01-16

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Иван Владимирович, вроде бы не так давно возникло словосочетание "новый русский", подразумевающее малиновый пиджак, золотую цепь, финансовый достаток и полное отсутствие культуры...

Я думаю, новые русские появились в 1917 году. Они, собственно, и натворили все то, из чего мы долгое время пытаемся выйти. Они расплодили племя, которое осталось до сих пор и правит по-прежнему.
Их дети получили большие возможности, деньги, они распределили собственность своеобразным способом. Ни Абрамович, ни Ходорковский к этой категории не относятся. Теперь это племя как бы в противовес себе создало новую генерацию - бандитов, ставших героями нашего времени.
А так называемый "средний класс", который создавал страну - инженеры, учителя, интеллигенция, - превращен был в неуважаемый класс.
Средний класс - это нормальные люди, которые хотят получить образование и с его помощью зарабатывать нормальные деньги. Не только путем торговли, обмена или чистого бизнеса, а получать деньги за свои знания, таланты, ремесло.
Вот это то поколение, которое я приветствую изо всех сил.

- Значит, новые люди, новые люди - это тот самый пресловутый "средний класс".

Именно. Тот самый средний класс, который сейчас начал возникать. Которому пока что очень сложно выжить. Таких людей, к счатью, появляется все больше, но, к сожалению, государство и общество их не замечают. Их не учитывают никакие рейтинги.

Я знаком с ними лично

- У вас есть знакомые среди новых людей?

Как раз большинство моих знакомых и относятся к представителям среднего класса. Эти люди - цвет нации, они делают культуру, науку, нормальный бизнес.

Давайте попробуем определить характеристики нового человека: представитель среднего класса - человек с достатком, получивший хорошее образование, трудолюбивый... Кстати, как ваши знакомые из "новых" переживают неудачи?

Всегда счастливым бывает только идиот. Естественно, в их жизни случается всякое. Но эти люди, безусловно, полны веры в себя и сил.
Я не хочу их всех одним мазком рисовать. Это нормальные ответственные люди, у которых хватает душевных сил, чтобы ходить в театры, слушать хорошую музыку, танцевать, выпивать, ездить в путешествия, по-настоящему любить свою семью.

- Насколько сложно быть новым человеком? Что нужно, чтобы состояться в нашей стране?

У меня есть товарищ - архитектор. При советской власти, будучи молодым парнем, он получал какие-то награды, но естественно, ему мало что давали строить. Сейчас у него отличное архитектурное бюро. Хорошие проекты. Его здания стоят в Москве.
Конечно, не все могут этого добиться, но какой-то воздух для этих людей все-таки есть. Нелогично, что его так мало.
Есть у меня знакомые, которые занимаются телевизионным бизнесом, делают какие-то фильмы. Это тоже люди среднего класса.

- Ну а как они чего-то добились: через знакомых, с помощью денег?

Многие из них сплачивались, как-то помогали друг другу.
Я очень порадовался, что техническая интеллигенция, особенно молодая, оказалась более предприимчивой, более способной к выживанию, более активной. Они не отчаялись, не впали в уныние (хотя я нисколько не виню отчаявшихся).
Кстати, на мой взгляд, среди новых людей очень мало людей искусства. В основном это или врачи, или бизнесмены. Бизнесмены, между прочим, тоже разные бывают. Я знаю достойнейших олигархов, которые создавали свой капитал с нуля, без посторонней помощи.
Вообще, у нас в стране только одну вещь можно просто сделать - умереть.
Меня поражает одна вещь: в основном-то у нас "пробиваются в люди" опять какие-то комсомольские парни.

- А почему так?

А это, наверное, вопрос нашей культуры и истории. Вся страна с удовольствием смотрит фильмы про бандитов, которые стали героями нашей реальной жизни. Да, "Однажды в Америке" тоже про бандитов, но там акценты по-другому расставлены, там четко сказано что есть что.
Я думаю, с сознанием у нас неважно. Потому что мы сами себе выбираем бандитов во власть... Все начинается с себя.

- Не раз в адрес нового поколения приходилось слышать: они прагматичны.

Отчасти есть.

Наверное, сейчас так нужно.

Кого пообломает жизнь

- Новые русские, в смысле "нувориши", уже изжили себя?

Они еще есть. У наиболее удачливых ребят есть какое-то такое хамство, типа: мы всего достигли, у нас все получилось, а ты не преуспел, значит, глупый. Таких двадцать-тридцать процентов. Они строят из себя хозяев жизни. Но все это пройдет, жизнь пообломает. Так бывает. Это нормальный процесс.
Я почему так нестрого к этому поколению отношусь - им кто-нибудь что-нибудь говорит? Хоть один канал несет им какой-нибудь месседж? Декларирует какие-нибудь человеческие ценности? Мы сами-то пытались объяснить им, что не все в жизни измеряется деньгами, что есть другие ценности?

- А какие ценности у новых людей?

Семья. Достоинство. Слово чести. Дружба.
Например, при выборе деятельности, когда предлагаются большие дивиденды, но с людьми бесчестными и недостойными, они выберут меньшие деньги и порядочных людей. С моими друзьями это происходит чуть ли не каждый день.
Что касается семьи, то эти люди живут с людьми, которых любят, а не которых терпят. Для своих близких они стараются сделать все возможное.

- Как думаете, новые люди свободны?

Безусловно, деньги дают некоторую свободу. Но до определенного момента, после которого они дают дикую несвободу. Поэтому свободой является что-то еще. Например, совершенно нищий человек, исповедующий определенную веру, не чувствует себя обделенным.
Свобода, она ведь внутри нас. Она начинается с уважения к себе. В нашем государстве это непросто, потому что не уважая других, не уважаешь себя.

- Вы сами благополучный человек? Можете отнести себя к новым людям?

Вполне благополучный. Я вообще если на что-то жалуюсь, то через несколько минут понимаю, что не прав, потому что тысячи, сотни живут намного хуже меня.
И если чего-то у меня нету, это не значит, что я бедный, что меня обидели. Это значит, что я что-то не сделал. Значит, мне было не так нужно.

"Новые люди" в романе Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (2)

Я хотел изобразить обыкновенных порядочных людей нового поколения.

Революционер-демократ Чернышевский, последователь Белинского, близок и дорог всем честным людям земли своей верой в лучшее будущее трудового человечества, своим историческим оптимизмом. Роман Чернышевского “Что делать?” явился политическим завещанием, обращенным к революционной молодежи. Сила романа заключается в том, что он убеждает в истинности, красоте и величии нового, передового в жизни. Он отвечает на самый главный вопрос эпохи: что делать людям, не желающим жить по-старому, стремящимся приблизить прекрасное завтра своей Родины и всего человечества. Герои Чернышевского - прогрессивные люди России. Они убежденные социалисты, конечная цель их деятельности - народная революция. В них воплощены черты характера зарождавшихся в России революционеров с их непреклонной волей к борьбе, высоким нравственным благородством, безграничной преданностью народу и Родине. В героях романа - лучшие черты самого Чернышевского и его друзей.

Лопухов и Кирсанов - типичные демократы-разночинцы, своим трудом создали себе возможность получить образование. Они атеисты и материалисты по мировоззрению. “Новые люди” Чернышевского не только разрушают старый мир, но и сами строят новое общество. Они признают искусство, эстетическое воздействие на человека красоты природы, свято верят в дружбу и проявляют товарищеское отношение к женщине. Всю свою жизнь они отдают народу, работают на благо его, не щадя сил, и находят в этом огромное удовлетворение. Герои Чернышевского готовы даже на то, чтобы люди осудили их поведение, если это нужно для общего блага.

Герои Чернышевского страстно защищают свое право на самоуважение. Это и есть их “выгода”, их “эгоизм”. Как настоящие революционеры, Лопухов и Кирсанов хотят счастья, равенства, братства для всех народов. Так Лопухов, попав в Америку, активно включается в борьбу за освобождение негров.

Чернышевский дал в своем романе образ “новой женщины”, Веры Павловны, которую Лопухов спас из “подвала мещанской жизни”. Вера Павловна гармонически развитый человек. Она активно помогает своим товарищам во всех их начинаниях. Особенно замечательно в ней стремление совершенствоваться - она решает стать врачом, чтобы приносить еще большую пользу людям.

Мы видим, что вся деятельность Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны одухотворена верой в наступление светлого будущего. Они уже не одиноки, хотя еще узок круг их единомышленников. Но именно такие люди, как Кирсанов, Лопухов, Вера Павловна и другие, были необходимы тогда России. Их образы послужили примером для формирования мировоззрения революционного поколения.

Чернышевский осознавал, что изображенные в романе люди -его мечта. Но эта мечта в то же время оказалась пророчеством. “Пройдут года, - говорит автор романа о типе нового человека, - и он возродится в более многочисленных людях”.

Дело Чернышевского продолжили другие люди. Они во многом ушли от него вперед, но они исходили из тех основ, которые он закладывал, живя и работая в крепостнической России.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Н. Г. Чернышевский писал свой роман «Что делать?», будучи заключенным в Петропавловскую крепость. В этом ро-мане он писал о «новых людях», которые только что появились в стране.

В романе «Что делать?», во всей его образной системе Чернышевский пы-тался представить в живых героях, в жизненных ситуациях те нормативы, которые, как он полагал, должны явить-ся главным мерилом общественной морали. В их утверждении Чернышев-ский видел высокое предназначение искусства.

Герои «Что делать?» — «особенные люди», «новые люди»: Лопухов, Кирса-нов, Вера Павловна. Их так называемый разумный эгоизм — результат осознан-ной целеустремленности, убежденности в том, что индивидууму может быть вполне хорошо лишь в разумно устроен-ном обществе, среди людей, которым тоже хорошо. Этих правил, как мы зна-ем, придерживался в жизни сам Черны-шевский, им следуют «новые люди» — герои его романа.

«Новые люди» не грешат и не каются. Они всегда размышляют и поэтому де-лают только ошибки в расчете, а потом исправляют эти ошибки и избегают их в последующих выкладках. У «новых лю-дей» добро и истина, честность и зна-ние, характер и ум оказываются тожде-ственными понятиями; чем умнее чело-век, тем он честнее, потому что он меньше делает ошибок. «Новые люди» никогда ничего не требуют от других, им самим необходима полная свобода чувств, мыслей и поступков, и потому они глубоко уважают эту свободу в дру-гих. Они принимают друг от друга то, что дается, — не говорю, добровольно, это-го мало, но с радостью, с полным и жи-вым наслаждением.

Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна, являющиеся в романе «Что делать?» главными представителями людей но-вого типа, не делают ничего такого, что превышало бы обыкновенные человече-ские возможности. Они люди обыкно-венные, и такими людьми признает их сам автор; это обстоятельство чрезвы-чайно важно, и оно придает всему рома-ну особенно глубокое значение. Описы-вая Лопухова, Кирсанова и Веру Павлов-ну, автор утверждает: вот такими могут быть обыкновенные люди, и такими они должны быть, если хотят найти в жизни много счастья и наслаждения. Желая

доказать читателям, что они действи-тельно обыкновенные люди, автор вы-водит на сцену титаническую фигуру Рахметова, которого он сам признает необыкновенным и называет его «осо-бенным». Рахметов в действии романа не участвует, да ему в нем нечего и де-лать. Такие люди, как он, только тогда и там бывают необходимы, когда и где они могут быть историческими деятеля-ми. Их не удовлетворяет ни наука, ни се-мейное счастье. Они любят всех людей, страдают от каждой совершающейся несправедливости, переживают в соб-ственной душе великое горе миллионов и отдают на исцеление этого горя все, что могут отдать. Попытку Чернышев-ского представить читателям особенно-го человека можно назвать удачной. До него брался за это дело Тургенев, но со-вершенно безуспешно.

«Новые люди» Чернышевского — дети городских чиновников и мещан. Они трудятся, занимаются естественными науками и рано начали пробивать себе дорогу в жизни. Поэтому они понимают людей труда и выходят на путь преобра-зования жизни. Они занимаются делом, которое необходимо народу, отказав-шись от всех благ, которые могла бы им дать частная практика. Перед нами це-лая группа единомышленников. Осно-вой их деятельности является пропа-ганда. Студенческий кружок Кирсано-ва — один из самых действенных. Здесь воспитываются молодые революционе-ры, здесь формируется личность «осо-бенного человека», революционера-профессионала.

Чернышевский затрагивает и пробле-му эмансипации женщин. Вырвавшись из родительского дома, Вера Павловна освобождает и других женщин. Она со-здает мастерскую, где помогает бедным девушкам найти свое место в жизни. Чернышевский таким образом хочет по-казать, что нужно перенести из будуще-го в настоящее. Это и новые трудовые отношения, и справедливая оплата тру-да, и совмещение умственного труда с физическим.

Таким образом, русская литература как зеркало отразила появление «новых людей», новые тенденции в развитии общества. В то же время литературные герои стали образцами для поклонения, для подражания. А социальная литера-турная утопия «Что делать?» в той части, где рассказывается о справедливой ор-ганизации труда и вознаграждении за труд, стала путеводной звездой для не-скольких поколений русских революци-онеров.

«Что делать?» — «из рассказов о новых людях» — такое определение этого произведения дает подзаголовок романа. Чернышевский не был новатором в изображении «новых людей», он явился продолжателем традиции, но он рисует собственный идеал устройства гармонического общества.

Роман по своему содержанию является утопическим: автор верил в победу идеального, оптимист по натуре, он был убежден, что в конце концов человечество придет к большому всеобщему счастью, к прекрасной жизни. Пока еще в мире царит торжество устоев старого мира, но вера в то, что «новые люди» повернут реку жизни в нужное русло и коренным образом изменят ее, наполняет это произведение верой в светлое будущее.

«Новых людей» отличает не насильственное изменение своих взглядов, для строительства будущей жизни от них требуется лишь стремление к счастью. Они противопоставляются старому миру тем, что для них «главный элемент реальности» — труд. Они сами устраивают свою жизнь, подчиняя себе обстоятельства. Главный жизненный принцип, которым они руководствуются, — «теория расчета выгод».

Чернышевский с иронией описывает людей старого мира, их невежество, лживость и лицемерие. Представителями старого мира в романе являются люди дворянского сословия: Сторешников, «действительная статская советница» Анна Петровна, приятели Сторешникова — Жан и Серж, Жюли, содержанка Сержа. В образе жизни этих героев показаны все пороки старого мира, давно отжившего свое. В удушающей атмосфере этого общества они не могли быть иными, все хорошее, что было в человеке, изначально загублено укладом старого мира.

Серж — «от природы человек и не глупый, и очень хороший», но среда сгубила все его лучшие качества, заставив приспособиться под себя. Ярким примером такого подчинения среде может служить и мать Веры Павловны — Марья Алексеевна, сама признающаяся в своих пороках: «стали жить хорошо, все потому, что стала я нечестная и злая». Она осознает неправильность своих поступков и образа жизни, но не в силах что-либо изменить: «где с таким народом хорошие-то порядки завести! Так станем жить по старым». И здесь же Марья Алексеевна провозглашает «золотое правило»: «старый порядок тот, чтобы обирать да обманывать».

Все представители старого мира неукоснительно следуют этому правилу, руководствуясь в своих поступках лишь низменным утолением потребностей за счет окружающих. Примером такого поведения может служить неудачное сватовство Сторешникова к Вере Павловне, побуждаемого к подобному шагу не чувствами, а «раздраженным самолюбием и сладострастием».

Противоположные позиции занимают по отношению к ним представители «нового мира», строители будущей жизни. Автор изображает идеал социалистического общества и ищет пути, по которым люди могут прийти к этому идеалу. Он находит способ разрешения противоречия между общим и личным, что мешает началу новой жизни. Чернышевский «своими руками» и верой в счастье лепит образ «нового» человека.

Все люди — эгоисты, но следуя принципам «не делай другим того, что не желаешь себе» и «возлюби ближнего своего, как самого себя», можно жить, извлекая выгоду для себя и делая добро окружающим. «Личная польза новых людей совпадает с общею пользой», это и является решением противоречия, возникающего на пути к светлому будущему. «Новыми людьми» в романе руководит «теория расчета выгод». Лопухов и Вера Павловна строят свою семейную жизнь, следуя теории «разумного эгоизма», принципам равенства и взаимоуважения, они закладывают те основы, на которых будет создаваться будущая жизнь.

В семейной жизни с Верой Павловной Лопухов не изменяет этим принципам и, понимая несостоятельность своего брака, уходит со сцены. Он осознает, что их брак не может существовать, основываясь на насилии и подчинении, без равноправия и свободы он становится бессмысленным. Герою «самому жить хочется, любить хочется», и он находит решение семейной драмы во благо себе, Вере Павловне и Кирсанову.

«Новые люди» — Вера Павловна, Лопухов, Кирсанов, Катя Полозова — изображены в романе как обычные люди, желающие для себя счастья. По-иному представлен «особенный человек» Рахметов, приносящий в жертву идеалу все свои желания и потребности и ведущий «самый суровый образ жизни». Рахметов, человек дворянского происхождения, идет вразрез с нормами морали и убеждений своей среды не в силу обстоятельств, а в силу убеждений. Этот альтруист отказывается от личной жизни и всевозможных благ, жертвуя свое состояние на нужды других.

В Рахметове заложен большой потенциал «новых людей», он обладает такими качествами, которые должны развиться и у остальных представителей нового мира. Он мотивирует свой образ жизни одной из своих фраз, которая характеризует человека, стремящегося ко всеобщему счастью и благосостоянию: «Мы требуем для людей полного наслаждения жизнью, мы должны своей жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще...».

Также в романе достаточно широко развита идея женской эмансипации. Чернышевский пересматривает положение женщины в обществе: в новом мире должно быть полное равноправие. Женщина приобретает свободу в любви, браке, всячески укрепляет свои позиции в жизни. Жизнь женщины изображается совершенно противоположной тому положению, которое она занимала прежде.

Вера Павловна организует швейную мастерскую, женщины начинают трудиться, вести определенную общественную жизнь. Новая жизнь помогает молодым девушкам вырваться из замкнутого круга старого уклада: швейная мастерская Веры Павловны дает приют девушкам из публичных домов, Настя Крюкова выкупается из кабалы и поступает на работу. Мастерская — это не только способ решения нравственной проблемы, но и проблемы значимости одного человека в обществе и материального благосостояния каждого.

Идеал социальной жизни, который Чернышевский пытается отразить в своем романе, находит образное выражение в четвертом сне Веры Павловны, где воплощены утопические мечты об обществе будущего.

«Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просвятимся — и обогатимся; будем счастливы — и будем братья и сестры, — это дело пойдет, — поживем, доживем...». Эта «бойкая и смелая» песенка зовет за собой всех строителей всеобщей счастливой жизни, увлекая чем-то далеким и неизведанным русский народ, вечных мучеников, желающих счастья и надеющихся на то, что когда-нибудь оно все же согреет своим теплом их грешные души. Но когда наступит это «когда-нибудь», не знает никто.