Сказочный калейдоскоп.

В рамках празднования 250 - летия историка и литератора Н. М. Карамзина детская библиотека - филиал МБУК «ОМЦБ» приняла участие в краевом конкурсе «Учимся истории России у Карамзина», проводимого ЗКУНБ им. А.С. Пушкина на лучший инновационный проект по продвижению книги и чтения.

Сегодня дети стали меньше читать, электронные носители и средства массовой информации вытесняют книгу. Но не всё так печально. Всё - таки огромной любовью пользуется у детейсказка . Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значениесказки . На сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень значима. Мы попытались в проекте отразить и творческое наследие Н.М. Карамзина, и значимость сказки, и занять досуг детей творчеством.



В рамках празднования 250 - летия Н.М. Карамзина читателям библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» было предложено поучаствовать в проекте «Читаем сказки Карамзина». Проект состоит из нескольких этапов. Сначала показали презентацию «Встреча с Карамзиным», ребята смогли познакомиться с основными вехами жизни и творчества, представить себе видеопортрет Карамзина. После показа презентации был проведен обзор книжной выставки «И будет имя жить его в России вечно». Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.

На следующем этапе продолжили нашу хорошую традицию - громкие чтения для детей. Юные читатели библиопродлёнки «Отдыхать и познавать» слушают увлекательные и полезные истории, узнают много интересного из мира детской литературы.

К сожалению, в фонде библиотеки не оказалось сказок Карамзина, но мы распечатали их с Интернета. «У Карамзина есть сказки?» - удивлённо спрашивали ребята, не найдя их на книжной выставке. Вместе совершили путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича и узнали о судьбах героев этих сказок.

На 3 этапе приступили к самой творческой и интересной работе - иллюстрированию прочитанных сказок. Ребята выбрали две наиболее понравившиеся сказки. Обсуждая прочитанное, они выделили несколько эпизодов, на которые захотели нарисовать рисунки. Поскольку, ребята занимались творчеством в библиотеке, данный этап длился неделю. Мы объединили рисунки, (а у некоторых ребят это были просто раскраски) в книжки - панно « Дремучий лес» и «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Ребятам очень понравилось, они получили много положительных эмоций, собирая сказочные панно. В работе использовали и аппликацию, и квилинг, и многое другое.

Проект способствовал развитию и раскрытию творческих способностей детей. Дети учились продуктивному взаимодействию друг с другом и умению слушать других.

Николай Михайлович Карамзин

Прекрасная царевна и счастливый карла

Старинная сказка, или Новая карикатура

О вы, некрасивые сыны человечества, безобразные творения шутливой натуры! вы, которые ни в чем не можете служить образцом художнику, когда он хочет представить изящность человеческой формы! вы, которые жалуетесь на природу и говорите, что она не дала вам способов нравиться и заградила для вас источник сладчайшего удовольствия в жизни – источник любви! не отчаивайтесь, друзья мои, и верьте, что вы еще можете быть любезными и любимыми, что услужливые Зефиры ныне или завтра могут принести к вам какую-нибудь прелестную Псишу, которая с восторгом бросится в объятия ваши и скажет, что нет ничего милее вас на свете. Выслушайте следующую повесть.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Царь добрый человек, отец единой дочери, царевны прекрасной, милой сердцу родителя, любезной всякому чувствительному сердцу, редкой, несравненной. Когда Царь добрый человек, одеянный богатою багряницею, увенчанный венцом сапфиро-рубинным, сидел на высоком троне среди народного множества и, держа в правой руке златой скипетр, судил с правдою своих подданных; когда, воздыхая из глубины сердца, изрекал приговор должного наказания, тогда являлась прекрасная Царевна, смотрела прямо в глаза родителю, подымала белую руку свою, простирала ее к судящему, и пасмурное лицо правосудия вдруг озарялось солнцем милости, виновный, спасенный ею, клялся в душе своей быть с того времени добрым подданным царя доброго. Бедный ли приближался к Царевне? она помогала ему; печальный ли проливал слезы? она утешала его. Все сироты в пространной области Царя доброго человека называли ее матерью, и даже те, которых сама природа угнетала, несчастные, лишенные здравия, облегчались ее целительною рукою, ибо Царевна совершенно знала науку врачевания, тайные силы трав и минералов, рос небесных и ключей подземных. Такова была душа Царевнина. Телесную красоту ее описывали все стихотворцы тогдашних времен, как лучшее произведение искусной природы, а стихотворцы были тогда не такие льстецы, как ныне; не называли они черного белым, карлы великаном и безобразия примером стройности. В древнем книгохранилище удалось мне найти одно из сих описаний; вот верный перевод его:

«Не так приятна полная луна, восходящая на небе между бесчисленными звездами, как приятна наша милая Царевна, гуляющая по зеленым лугам с подругами своими; не так прекрасно сияют лучи светлого месяца, посребряя волнистые края седых облаков ночи, как сияют златые власы на плечах ее; ходит она, как гордый лебедь, как любимая дочь неба; лазурь эфирная, на которой блистает звезда любви, звезда вечерняя, есть образ несравненных глаз ее, тонкие брови, как радуги, изгибаются над ними, щеки ее подобны белым лилеям, когда утренняя заря красит их алым цветом своим; когда же отверзаются нежные уста прекрасной Царевны, два ряда чистейших жемчужин прельщают зрение; два холмика, вечным туманом покрытые… Но кто опишет все красоты ее?»

Крылатая богиня, называемая Славою, была и в те времена так же словоохотлива, как ныне. Летая по всей подсолнечной, она рассказывала чудеса о прекрасной Царевне и не могла об ней наговориться. Из-за тридевяти земель приезжали царевичи видеть красоту ее, разбивали высокие шатры перед каменным дворцом Царя доброго человека и приходили к нему с поклоном. Он знал причину их посещения и радовался сердечно, желая достойного супруга милой своей дочери. Они видели прекрасную Царевну и воспламенялись любовию. Каждый из них говорил Царю доброму человеку: «Царь добрый человек! Я приехал из-за тридевяти земель, тридесятого царства; отец мой владеет народом бесчисленным, землею прекрасною; высоки терема наши, в них сияет серебро и золото, отливают разноцветные бархаты. Царь! отдай за меня дочь свою!» – «Ищи любви ее!» – отвечал он, и все царевичи оставались во дворце его, пили и ели за столом дубовым, за скатертью браною, вместе с Царем и с Царевною. Каждый из них смотрел умильными глазами на прекрасную, и взорами своими говорил весьма ясно: «Царевна! полюби меня!» Надобно знать, что любовники были в старину робки и стыдливы, как красные девушки, и не смели словесно изъясняться с владычицами сердец своих. В наши времена они гораздо смелее, но зато красноречие взоров потеряло ныне почти всю силу. Обожатели прекрасной Царевны употребляли еще другой способ к изъявлению своей страсти, способ, который также вышел у нас из моды. А именно, всякую ночь ходили они под окно Царевнина терема, играли на бандурах и пели тихим голосом жалобные песни, сочиненные стихотворцами их земель; каждый куплет заключался глубокими вздохами, которые и каменное сердце могли бы тронуть и размягчить до слез. Когда пять, шесть, десять, двадцать любовников сходились там в одно время, тогда они бросали жеребий, кому петь прежде, и всякий в свою очередь начинал воспевать сердечную муку; другие же, поджав руки, ходили взад и вперед и посматривали на окно Царевнино, которое, однако ж, ни для кого из них не отворялось. Потом все они возвращались в свои шатры и в глубоком сне забывали любовное горе.

Таким образом проходили дни, недели и месяца. Прекрасная Царевна взглядывала на того и на другого, на третьего и на четвертого, но в глазах ее не видно было ничего, кроме холодного равнодушия к женихам ее, царевичам и королевичам. Наконец все они приступили к Царю доброму человеку и требовали единодушно, чтобы прекрасная дочь его объявила торжественно, кто из них нравен сердцу ее. «Довольно пожили мы в каменном дворце твоем, – говорили они, – поели хлеба-соли твоей и меду сладкого не одну бочку опорожнили; время, возвратиться нам во свои страны, к отцам, матерям и родным сестрам. Царь добрый человек! мы хотим ведать, кто из нас будет зятем твоим». Царь отвечал им сими словами: «Любезные гости! если бы вы и несколько лет прожили во дворце моем, то, конечно бы, не наскучили хозяину, но не хочу удерживать вас против воли вашей и пойду теперь же к Царевне. Не могу ни в чем принуждать ее; но кого она выберет, тот получит за нею в приданое все царство мое и будет моим сыном и наследником:». Царь пошел в терем к дочери своей. Она сидела за пяльцами и шила золотом, но, увидев родителя, встала и поцеловала руку его. Он сел подле нее и сказал ей словами ласковыми: «Милая, разумная дочь моя, прекрасная Царевна! ты знаешь, что у меня нет детей, кроме тебя, света очей моих; род наш должен царствовать и в будущие веки: пора тебе о женихе думать. Давно живут у нас царевичи и прельщаются красотою твоею, выбери из них супруга, дочь моя, и утешь отца своего!» Царевна долго сидела в молчании, потупив в землю голубые глаза свои; наконец подняла их и устремила на родителя, тут две блестящие слезы скатились с алых щек ее, подобно двум дождевым каплям, свеваемым с розы дуновением зефира. «Любезный родитель мой! – сказала она нежным голосом. – Будет мне время горевать замужем. Ах! и птички любят волю, а замужняя женщина не имеет ее. Теперь я живу и радуюсь; нет у меня ни забот, ни печали; думаю только о том, чтобы угождать моему родителю. Не могу ничем опорочить царевичей, но позволь, позволь мне остаться в девическом моем тереме!» Царь добрый человек прослезился. «Я нежный отец, а не тиран твой, – отвечал он Царевне, – благоразумные родители могут управлять склонностями детей своих, но не могут ни возбуждать, ни переменять оных; так искусный кормчий управляет кораблем, но не может сказать тишине: превратися в ветер! или восточному ветру: будь западным!» Царь добрый человек обнял дочь свою, вышел к принцам и сказал им с печальным видом и со всевозможною учтивостью, что прекрасная Царевна ни для кого из них не хочет оставить девического своего терема. Все царевичи приуныли, призадумались и повесили свои головы, ибо всякий из них надеялся быть супругом прекрасной Царевны. Один утирался белым платком, другой глядел в землю, третий закрывал глаза рукою, четвертый щипал на себе платье, пятый стоял, прислонясь к печке, й смотрел себе на нос, подобно индийскому брамину, размышляющему о естестве души человеческой, шестой… Но что в сию минуту делал шестой, седьмой и прочие, о том молчат летописи. Наконец, все они вздохнули, – так сильно, что едва не затряслись каменные стены, – и томным голосом принесли хозяину благодарность за угощение. В одно мгновение белые шатры перед дворцом исчезли, царевичи сели на коней и с грусти помчались во весь дух, каждый своею дорогою; пыль поднялась столбом и опять легла на свое место.

Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

(А.С. Пушкин)

2016 год -Указом Президента РФ от 23 августа 2010 года № 1052 «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина», объявлен в России Годом Карамзина.

Великому писателю, историографу, переводчику, реформатору русского языка Н.М.Карамзину 12 декабря исполнилось 250 лет со дня рождения.К этой дате в МБУК «ЗЦБ» для учащихся МКОУ «СОШ №1», 6»А» класса состоялась литературная гостиная «Путешествие по сказкам Карамзина».

Н.М. Карамзин внёс большой вклад в развитие русской детской литературы. Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

Он был замечательным детским писателем, который написал и перевёл для юных читателей около 30 произведений. Н. М. Карамзин писал и сказки для детей. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Учащимся была предложена презентация о биографии Н.М. Карамзина с элементами беседы. Читатели, познакомились с именем великого классика и, раскручивая колесо истории, повернули время вспять, туда, где будущий «историограф государства Российского», был ещё совсем маленьким мальчиком. Ребята узнали о том, чем Николай Карамзин увлекался, какие книги любил читать, где и как он получил образование.Учащимся рассказали, что Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», влюблённость».

Также школьники вспоминали и называли места Симбирско-Ульяновского края, связанные с бессмертным именем писателя и историка. Беседа вызвала у ребят живой, неподдельный интерес и ряд вопросов о жизни писателя.


Далее библиотекари предложили совершить путешествие в волшебный мир сказок Н. М. Карамзина, узнать о судьбах героев и истории создания сказок. Для детей писателем были написаны три сказки:«Прекрасная царевна и счастливый карла», «Дремучий лес» и богатырская сказка «Илья Муромец»

В прозаической сказке «Дремучий лес» сказочные образы и события убеждают детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотою и ее дарами. В подзаголовке автор указывает, что это «сказка для детей, сочиненная в один день».

Затем прошло знакомство с обсуждением старинной сказки «Прекрасная царевна и счастливый карла», в ходе которого объяснялись устаревшие слова, обращалось внимание на язык произведения, своеобразие описаний и построения сказки.

Ещё ребятам рассказали о славном богатыре из древнего города Мурома – Илье Муромце.

Тем, кто не читал сказок Карамзина «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», узнали для себя много нового и интересного, о том,что эти сказки не издавались отдельными изданиями и не иллюстрировались.

Учащиеся не только отвечали на вопросы, но и сами их задавали, высказывали своё мнение.Ответы ребята давали не только правильные, но и полные, что для библиотекарей стало приятной неожиданностью.

После показа презентации был проведен обзор по книжной выставке «По страницам произведений Н.М. Карамзина». Выставка познакомила читателей с имеющейся в книжном фонде литературой, которая сможет оказать помощь, как в учебном процессе, так и просто в целях самообразования.


Книжно-иллюстративная выставка с мультимедийной презентацией помогли представить жизнь и творчество российского историка и писателя.Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но это не так.

Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать его богатое литературное наследие – его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести.Карамзин писал: « Общение с книгами приготовляет к общению с людьми. И то и другое равно необходимо».

В заключение мероприятия ребята получили буклеты, посвященные 250-летию со дня рождения великого писателя, историографа, переводчика, реформатора русского языка Н.М.Карамзина.

К 250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина

В 1766 году родился великий писатель, историк, реформатор литературного языка, гражданин и патриот земли русской Николай Михайлович Карамзин. Основоположнику русского сентиментализма Н.М. Карамзину в этом году исполнилось бы 250 лет. Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но этого не может случиться. Его повести, «Письма» и другие произведения читаются школьниками на одном дыхании. Встреча с ними несет современному школьнику открытие другого мира, поэтому так велик интерес к классику и его творчеству. Но Карамзин известен не только как писатель, но и как историк.

Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в поместье Знаменское села Михайловка Симбирской губернии. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков. Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Отец Михаил Егорович Карамзин был среднепоместным дворянином. Маленький Николай рос в усадьбе отца, получил домашнее образование. Уже потом, в 1802 году он создал «Мою исповедь» . Вот строчки из произведения, где он упоминает своё детство: «Начну уверением, что натура произвела меня совершенно особенным человеком и что судьба все случаи жизни моей запечатлела какою-то отменною печатию. Например, я родился сыном богатого, знатного господина - и вырос шалуном! Делал всякие проказы - и не был сечен! Выучился по-французски - и не знал народного языка своего! Играл десяти лет на театре - и в пятнадцать лет не имел идеи о должностях человека и гражданина. На шестнадцатом году дали мне изрядный чин и отправили меня в чужие края, не сказав для чего. Правда, что со мною поехал гофмейстер, женевец (прошу заметить, а не француз, потому что в это время французские гувернеры в знатных домах наших выходили уже из моды), которому даны были все нужные наставления».

Зимой 1773 года Н.М.Карамзина был определен в лучший в Симбирске Дворянский частный пансион француза Пьера Фовеля. Двенадцатилетнего Николая Карамзина отправляют в далекую Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, пользовавшегося широкой известностью. Принимая в свое заведение волжанина Карамзина, Шаден с самого начала подметил в юном ученике прекрасные свойства души и редкие способности в учении. В пансионе особенно большое внимание уделялось изучению иностранных языков: французскому, немецкому, греческому, латинскому, английскому и итальянскому. Карамзину, как одному из превосходнейших своих учеников, Шаден давал читать лучшие произведения европейских авторов, особенно французских, чтобы образовать его вкус, ибо уже предвидел в нем литератора.

По совету Шадена, Николай посещал некоторые университетские лекции, где получал основательные сведения по истории отечественной и всеобщей истории, иностранных литератур, теории изящной словесности, основам логики, психологии. Шадену хотелось, чтобы Карамзин дальнейшее образование получил в Лейпцигском университете. Юноша и сам желал этого, но судьба решила по-своему.

По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву, приехав в Петербург в 1781 году, Карамзин начал службу в Преображенском полку (по обычаю времени, еще в детстве, в 1774 г., он был записан в армейский полк, а затем переведен в гвардейский Преображенский полк в чине подпрапорщика). В Петербурге Карамзин встретился с И. И. Дмитриевым, и между ними завязалась дружба. Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет, но по-прежнему много читал. Резкую перемену в жизнь Карамзина внесла встреча со старым знакомым семьи, известным любителем древностей и отечественной словесности Иваном Петровичем Тургеневым. Он уговаривает Карамзина ехать в Москву, что и случилось в конце 1784 года. Там Тургенев ввел своего друга в лучший и, пожалуй, единственный интеллигентный кружок того времени, собравшийся возле знаменитого книгоиздателя Н.И.Новикова. Здесь Николай Михайлович редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». В течение четырех лет начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву.

На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам Западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И.Г. Гердером, Ж.Ф. Мармонтелем. Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника» . Материал, представленный в «Письмах», чрезвычайно разнообразен: здесь и картины природы, и встречи со знаменитыми писателями и учеными Европы, и описание памятников истории и культуры. Эта повесть появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезде на родину, и принесла автору огромную известность. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».После посещения Европы в 1790 году, работал над изданием «Московского журнала». Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - «Письма русского путешественника » , повести «Наталья, боярская доч ь » , «Бедная Лиза». С повестей Карамзина началась новая русская проза.

Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую. 31 ноября 1803 года специальным Указом Александра I Карамзин получил звание историографа. С этого момента он, по выражению П. А. Вяземского, «постригся в историки» и не бросал уже пера историка до последнего дыхания. Карамзин, - обратившись к истории, вынужден был вырабатывать особый жанр для своего повествования. Отказавшись от «вымысла», Карамзин не мог для своего повествования воспользоваться одним из традиционных литературных жанров. Должно было выработать такую жанровую форму, которая бы органически соответствовала реальному историческому сюжету. В 1811 году написал «Записку о Древней и Новой России в её политическом и гражданском отношениях» . В 1818 году Николай Михайлович был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

Первые наброски плана «Истории государства Российского» относятся к 1800 году. Насколько он уже тогда был поглощен этим замыслом, можно судить по письмам, адресованным И. И. Дмитриеву и брату: «Я по уши влез в русскую историю, сплю и вижу Никона с Нестором...»; «Занимаюсь только русской историей, - пишет он брату весной 1803 года, а в декабре этого же года сообщает: «Император пожаловал мне пансион в год по две тысячи рублей и сделал меня историографом»; « В труде моем бреду вперед, шаг за шагом, и теперь, описав ужасное нашествие татар перешел в 14 век. Хотелось бы мне до возвращения в Москву добраться до времен Дмитрия, победителя Мамаева. Иду голой степью; но от времени удается мне находить и места живописные. История не роман; ложь всегда может быть красива, а истина в простом своем одеянии нравится только некоторым умам опытным и зрелым».

Помимо государственных архивов Карамзин пользовался сокровищами целого ряда частных собраний Мусина - Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, а также собранием книг и манускриптов университетской и синодальной библиотек. В течение двадцати лет он работал над "Историей государства Российского", в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. 8 томов "Истории государства Российского" вышли в свет 28 января 1818 года. 3 тысячи экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось второе издание. Девятый том вышел в 1821 году, в 1824 - десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый, том вышел посмертно.

А.С. Пушкин отмечал "остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий" в историческом труде Карамзина. Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. С нее начиналось приобщение к отечественной старине нескольких поколений русских читателей, из нее черпали сюжеты многие писатели, драматурги, художники и музыканты. А.С. Пушкин говорил: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом».

Николай Карамзин был дважды женат, имел десять детей. 3 июня 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге, похоронили его в Александро-Невской лавре.

Творчество Карамзина сыграло большую роль в дальнейшем развитии русского литературного языка. Создавая «новый слог», Карамзин отталкивается от «трех штилей» Ломоносова, от его од и похвальных речей. Вторая черта «нового слога» состояла в упрощении синтаксических конструкций. В отличие от Ломоносова, Карамзин стремился писать короткими, легко обозримыми предложениями. Третья заслуга Карамзина заключалась в обогащении русского языка рядом удачных неологизмов, которые прочно вошли в основной словарный состав. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества - со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.

В наши дни труд Карамзина воспринимается, прежде всего, как выдающееся произведение русской классической литературы, как образец исторической прозы. Такая оценка сочинению Карамзина была дана еще А. С. Пушкиным, развившим традиции Истории государства Российского в своих исторических и литературных сочинениях. Тем не менее, работа Карамзина отнюдь не полностью вытеснена и из современного научного обихода. Мнения, выводы, оценки источников, фактические данные Истории государства Российского чаще всего уточняются, оспариваются, но не игнорируются. Особо значимы те части труда, которые основаны на утраченных в московском пожаре 1812 г. источниках. Этот труд Карамзина можно считать его самым главным и влиятельным произведением, ведь История государства Российского является первой писаной историей нашей страны.

Памятники Н.М. Карамзину

В Ульяновске (Симбирске)

Город Симбирск(ныне Ульяновск) тесно связан с биографией Н.М. Карамзина. Обычно с осени до весны Карамзины жили в Симбирске в особняке на Старом Венце. После домашнего обучения Николай занимался в частном пансионе. Здесь сблизился он с местными масонами, но не увлёкся их идеями. До 1795 г. Карамзин регулярно приезжал в Симбирск. Памятник ему создавался по инициативе симбирских дворян на пожертвования, которые собирались по объявленной императором Николаем I всероссийской подписке, и был торжественно открыт 23 августа (по ст. стилю) 1845 года. Памятник создан по обычаям того времени, в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.


Московская область, Остафьево

Памятник Н.М. Карамзину и первым семи томам его «Истории Государства Российского» установлен в Остафьево, Московская область. В Подольском районе Московской области в четырёх километрах от станции Щербинка расположена бывшая усадьба Остафьево - своего рода «Русский Парнас» начала ХIХ-ХХ вв. В 1792-1894 гг. владельцами усадьбы были князья Вяземские. С 1804 г. в течение 12 лет здесь жил и работал H.М. Карамзин, писавший в остафьевском доме свою знаменитую «Историю государства Российского». В начале прошлого столетия, 18 июля 1911 г., в аллее остафьевского парка у главного дома был открыт памятник Н.М. Карамзину. Это событие было приурочено к столетнему юбилею написания им «Записки о древней и новой России».

Сам Карамзин говорил, что если заживёт когда-нибудь своим домом, то поставит у себя в саду памятник Вальтеру Скотту за удовольствие, полученное от чтения его романов. Он и не предполагал, что за удовольствие от чтения его собственных сочинений кто-то поставит памятник ему. Памятник выполнен по рисунку академика Н.З. Панова. Наверху гранитного постамента - отлитые из бронзы семь томов и свиток восьмого тома его «Истории...». Свиток в настоящее время утрачен. На передней грани памятника высечен профиль историка в рамке, представляющей лавровый венок, ниже надпись - «Карамзин».

Москва

В честь 250-летия со дня рождения Николая Карамзина в Москве появится памятник знаменитому российскому историку и писателю. Монумент собираются установить в районе Ясенево на юго-западе Москвы, на пересечении проезда Карамзина и улицы Голубинской.

Викторина по сказкам Н.М.Карамзина

1. Какие вы знаете произведения Карамзина, написанные для детей? (Карамзин написал три сказки: две прозаические - «Прекрасная царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес»(1795); одну стихотворную - «Илья Муромец (1795).

2. Кто из героев сказок Карамзина «хорошо играл на арфе и гитаре, пел трогательные песни своего сочинения и мог прекрасным образом оживлять полотно и бумагу»? (Горбун Карла).

3. Сколько подвигов совершает Илья Муромец в одноименной сказке? (Один).

4. В какой сказке Карамзина мы встречается с Черномором? («Илья Муромец»).

5. Как удается Илье Муромцу избавить красавицу от долгого сна и разрушить «очарование злого хитрого волшебника Черномора» ? (Илья Муромец прикосновением перстня разрушает сон красавицы и тем самым уничтожает «заклинание Черномора ненавистника»).

6. В чем необычность сказки «Дремучий лес» ? (Эту сказку Карамзин сочинил за один день на следующие заданные слова: балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка).

7. А как должны были располагаться эти слова в сказке? (Все слова надлежало поместить в сказке одно за другим, в котором они были заданы).

8. Почему люди в сказке «Дремучий лес» боялись ходить в лес? (Люди боялись ходить в лес, т.к. там жили лишь дикие звери да злой волшебник, кум и друг адского Велзевула).

9. Кто такой Велзевул? (Дьявол, сатана в христианских представлениях; «князь бесов»).

10.Что из себя представляло чудовище, живущее в дремучем лесу? («... когда поселяне издали смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало все вокруг себя саженей на сто...»).

11. Почему герой сказки отправился в дремучий лес? (Юноша отправился в дремучий лес на поиски счастья).

12.Кого юноша встретил в лесу? (Прекрасную девушку, похожую на ангела, и наконец-то женился).

13. Как вы думаете, в чем смысл сказки Карамзина? (Сказка учит добру, смелости. Чтобы вырваться из страшного, дремучего леса, в котором живет человечество, необходимо, считает писатель, найти внутри этого леса « зеленый луг», который научит нас любви и святой дружбе. Нужно только суметь воспитать в себе такие качества как доброту, храбрость, желание помогать людям, в трудные минуты жизни не унывать, проявлять милосердие ко всему живущему на свете.)

14. Какая идея, по вашему мнению, объединяет все сказки Николая Михайловича Карамзина? (Быть счастливым можно только тогда, когда делаешь людям добро.)

Литература о Н.М. Карамзине

Алпатова, Т.А. Повествователь – герои – читатель на страницах повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» / Т.А. Алпатова // Литература в школе. – 2002. - № 7. – С. 2-10.

Блинова, З.В. Вечная бедная Лиза: опыт прочтения повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». 9 класс / З.В. Блинова // Литература в школе. – 2005. - № 1. – С. 29-31.

Даранова, О.Н. «Карамзинские вечера» в Дворянском собрании / О.Н. Даранова // Библиотечное дело. – 2012. – № 24. – С. 41-44.

Зюма, Т.А. Пробуждать «чувства добрые». Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза» / Т.А. Зюма // Уроки литературы: прил. к журналу «Литература в школе». – 2002. - № 7. – С. 9-11.

Калинина, И.В. «И крестьянки любить умеют…» Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». 9 класс / И.В. Калинина // Уроки литература: Прил. к журналу «Литература в школе». – 2002. - № 3. – С. 5-8.

Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю. М. Лотман. - М.: Книга, 1987. - 336с.: ил.

Лотман, Ю.М. Сотворение Карамзина / Ю.М. Лотман. - М.: Книга, 1987. - 336 с.: ил. - (Писатели о писателях).

Макагоненко, Г.Н. Древняя история, открытая Карамзиным/ Макагоненко, Г.Н. / Предания веков / Н. М. Карамзин. – М.: Правда, 1987. – С. 5-28.

Машевский, А. Карамзин - поэт / А. Машевский // Литература: Прил. к газете «Первое сентября». – 2002. – 23-31 мая. – С. 2-3.

Нагулова, О. Победитель конкурса… Карамзин! / О. Нагулова // Библиотека. – 2011. - № 6. - С. 7-11.

Никонов, В. Карамзин как респектабельный консерватор / В. Никонов // Родина. - 2012. - № 2. - С. 2. : портр.

Сапченко, Л.А. Письма Н. М. Карамзина на уроках по биографии и творчеству писателя / Л.А. Сапченко, А.А. Шишкина // Литература в школе. - 2015. - № 7. – С. 15-19.

Сахаров, А.Н. Николай Карамзин. Колумб истории российской / А.Н. Сахаров. – М.: АСТ-Пресс книга, 2013.

Соловей, Т.Г. Уроки по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» / Т.Г. Соловей // Уроки литературы. - 2011. - № 7. - С. 9-15.

Сухих, И.Н. Николай Михайлович Карамзин / И.Н. Сухих // Русская литература для всех. От «Слова о полку Игореве» до Лермонтова. - СПб.:Лениздат,2013. – С. 199-215.

Шорыгина, Т.А. «Колумб российской истории». 12декабря исполняется 235 лет со дня рождения Николая МихайловичаКарамзина: литературный сценарий для старшеклассников / Т.А. Шорыгина // Читаем, учимся, играем. - 2001. - № 6. - С. 16-22.

Использовано:

http://www.statearchive.ru/667 - 2016 - Год Карамзина

http://www.booksite.ru/department/center/helpl/vik_rus_read_08.htm - В помощь библиотекарям. Н.М. Карамзин: викторина.

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система Отдел - специализированная библиотека №1 «Мир искусств» Урок №3. Тема: «Детское чтение для сердца и разума». Читаем сказки Н.М. Карамзина вместе (сказка «Дремучий лес»). Громкие чтения. Подготовила ведущий библиотекарь Бабинская И.М.. Урок №3. Тема: «Детское чтение для сердца и разума». Читаем сказки Н.М. Карамзина вместе (сказка «Дремучий лес»). НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН – знаменитый русский писатель, поэт, историограф, по праву возглавляющий славную плеяду уроженцев Симбирского края. Он написал или перевёл для юных читателей около 30 произведений, сыграв тем самым значительную роль в истории детской литературы. Культ дружбы и нежных чувств, внимание к окружающему и природе, повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям – всё это характерно для Карамзина как основоположника сентиментального направления и делает его произведения интересными и близкими детям и юношеству. В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения. Сказки Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый Карла», «Дремучий лес» и «Илья Муромец» малоизвестны среди детской и взрослой аудитории, не издавались отдельным изданием и не иллюстрировались. Они представляют несомненный интерес для прочтения, изучения и популяризации. Предлагаем вам совершить путешествие в волшебный мир сказок Николая Михайловича Карамзина и узнать о судьбах героев этих сказок. Сказка «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». В подзаголовке к ней указывалось: «Сказка для детей, сочиненная в один день». Все боялись Дремучего леса и не ходили туда, так как в нем царствовал, как полагали, злой волшебник, чародей, кум и друг Вельзевула (главы демонов). В селе, недалеко от леса, жили старик и старуха с двадцатилетним сыном, который был как «ангел красоты и голубь смирения». Однажды ночью в их дверь постучали и зычный голос произнес: «Пошлите сына в Дремучий лес. Родители были в ужасе, а сын «доказывал, что Дремучий лес может быть страшен для других, а не для него». Родители вынуждены были согласиться, и сын пошел в Дремучий лес «следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал». В лесу у чудесного домика юноша встретил красавицу, которая была предназначена судьбой ему в жены. Понятно, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. А если читатель захочет узнать, где же злой волшебник и чудовище, то автор отвечает, что это слух, который «принадлежал к числу басен», «ужасное же чудовище существовало в воображении добрых поселян». Через сказочные образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами. Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма. Полная тайн и загадок, сказка начинается так: “Бьёт восемь часов. Время пить чай, друзья мои. Любезная хозяйка ожидает нас на балконе. Вы на меня смотрите, любезные малютки!.. Понимаю. Вы хотите, чтобы я под шумом ветра, под тенью сизых облаков рассказал вам какую-нибудь старинную быль, жалкую и ужасную. Хорошо, слушайте. Взгляните на древний, густой, мрачный лес, который возвышается перед глазами нашими: как страшен вид его, какие чёрные тени лежат на его кудрявой вершине! Знайте же, в старину, веков за десять перед нашим веком, этот лес был в десять раз обширнее, темнее, ужаснее. Молва, которая носилась по окрестным деревням, ещё более пугала робких поселян. Говорили, что в этом дремучем лесу издавна жил и царствовал злой волшебник или чародей. Часто при свете луны, когда поселяне издали, смотрели на лес, расхаживало между деревьями какое-то чудовище, наравне с высокими соснами, и огненными глазами своими освещало всё вокруг себя. В этой сказке лес – это олицетворение жизни (незнакомой, а потому страшной и опасной для многих молодых). Главный герой поначалу, как и все жители, боится дремучего леса, но, переборов страх и зайдя в него, он встречает там… А, впрочем, прочитав, вы всё узнаете сами. Чтение сказки сопровождается электронной презентацией. Список использованной литературы: 1. Герлован, О. К. Н. М. Карамзин. Дремучий лес // Русская словесность. – 1993. – № 5. – С. 12-17.