Скрипка какой вид инструмента. Струнные инструменты: виды, названия

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо

Музыкальный инструмент: Скрипка

Скрипка - один из самых изысканных и утонченных музыкальных инструментов, с чарующим певучим тембром очень похожим на человеческий голос, но в то же время весьма выразительный и виртуозный. Неслучайно именно скрипке отдана роль «королевы оркестра ».

Голос скрипки похож на человеческий, к ней часто применяют глаголы «поёт», «плачет». Она способна вызвать слёзы радости и грусти. Скрипач играет на струнах души своих слушателей, действуя через струны своей могущественной помощницы. Существует поверье, что звуки скрипки останавливают время и уносят в другое измерение.

Историю скрипки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Выразительное пение скрипки может передать мысли композитора, чувства персонажей оперы и балета точнее и полнее всех остальных инструментов. Сочный, проникновенный, изящный и напористый одновременно, звук скрипки является основой любого произведения, где используется хотя бы один этот инструмент.


Тембр звучания определяется качеством инструмента, мастерством исполнителя и выбором струн. Басовые отличаются густым, насыщенным, немного строгим и суровым звуком. У средних струн звучание мягкое, душевное, будто бархатистое, матовое. Верхний регистр звучит ярко, солнечно, звонко. Музыкальный инструмент и исполнитель обладают возможностью видоизменять эти звучания, вносить разнообразие и дополнительную палитру.

Фото :



Интересные факты

  • Атхира Кришна из Индии в 2003 году в течение 32 часов беспрерывно играл на скрипке в рамках фестиваля города Тривандрам, в результате чего попал в книгу рекордов Гиннеса.
  • Игра на скрипке сжигает около 170 калорий в час.
  • Изобретатель роликовых коньков, Жозеф Мерлин, бельгийский фабрикант музыкальных инструментов. Для представления новинки, коньков с колесиками из металла, он в 1760 году въехал на костюмированный бал в Лондоне, одновременно играя на скрипке. Публика восторженно встретила грациозное скольжение по паркету под аккомпанемент прекрасного инструмента. Окрыленный успехом 25-летний изобретатель стал кружиться быстрее, и на полном ходу врезался в дорогое зеркало, разбив вдребезги его, скрипку и серьезно пострадал сам. Тормозов на его коньках тогда еще не было.


  • В январе 2007 года в США решили провести эксперимент, в котором принял участие один из ярчайших исполнителей скрипичной музыки Джошуа Белл. Виртуоз спустился в метро и как обычный уличный музыкант в течение 45 минут играл на скрипке Страдивари. К сожалению, пришлось констатировать, что прохожих не особо заинтересовала гениальная игра скрипача, всех подгоняла суета большого города. Лишь семеро из тысячи, прошедших за это время, обратили внимание на известного музыканта и еще 20 бросили деньги. Всего за это время было заработано 32 $. Обычно концерты Джошуа Белла собирают аншлаги при средней цене билета в 100 долларов.
  • Самый большой ансамбль юных скрипачей собирался на стадионе города Чжанхуа (Тайвань) в 2011 году и состоял и 4645 учащихся школ в возрасте от 7 до 15 лет.
  • До 1750 года струны для скрипок делали из овечьих кишок. Метод впервые был предложен итальянцами.
  • Первое произведение для скрипки создал в конце 1620 года композитор Марини. Оно носило название «Romanesca per violino solo е basso».
  • Скрипачи и скрипичные мастера часто стараются создать крохотные инструменты. Так, на юге Китая в городе Гуанджоу была изготовлена мини-скрипка, длиной всего в 1 см. У мастера ушло на это творение 7 лет. Шотландец Дэвид Эдвардс, игравший в национальном оркестре, сделал скрипку в 1,5 см. Эрик Майснер в 1973 году создал инструмент с мелодичным звучанием длиной 4,1 см.


  • В мире существуют мастера, изготавливающие скрипки из камня, которые не уступают деревянным аналогам по звучанию. В Швеции скульптору Ларсу Виденфалку во время отделки фасада здания диабазовыми блоками пришла идея сделать из этого камня скрипку, поскольку из-под стамески и молотка вылетали удивительно мелодичные звуки. Он назвал свою каменную скрипку «Чёрный дрозд». Изделие оказалось на удивление ювелирным – толщина стенок резонаторного ящика не превышает 2,5 мм, вес скрипки 2 кг. В Чехии Ян Рерих изготавливает инструменты из мрамора.
  • При написании знаменитой «Моны Лизы» Леонардо да Винчи приглашал музыкантов, играющих на струнных, в том числе звучала и скрипка. При этом музыка была разной по характеру и тембру. Многие считают неоднозначность улыбки Джоконды («улыбка то ли ангела, то ли дьявола») следствием разнообразия музыкального сопровождения.
  • Скрипка стимулирует работу мозга. Этот факт не раз был подтверждён известными учёными, которые умели и с удовольствием играли на скрипке. Так, например, Эйнштейн с шести лет виртуозно играл на этом инструменте. Даже знаменитый Шерлок Холмс (сборный образ) всегда использовал её звуки, когда раздумывал над сложной задачкой.


  • Одними из самых сложных для исполнения произведений считаются "Каприсы" Николо Паганини и другие его сочинения, концерты Брамса , Чайковского , Сибелиуса . А также самое мистическое произведение - «Соната дьявола » (1713 год) Дж. Тартини, который сам был виртуозным скрипачом,
  • Наиболее ценными в денежном эквиваленте считаются скрипки Гварнери и Страдивари. Самую высокую цену заплатили за скрипку Гварнери "Вьетан" в 2010 году. Она была продана на аукционе в Чикаго за 18 000 000 $. Самой же дорогой скрипкой Страдивари считается "Леди Блант", и продана она была почти за 16 млн. долларов в 2011 году.
  • В Германии была создана самая большая скрипка в мире. Её длина 4,2 метра, ширина 1,4 метра, длина смычка 5,2 метра. На ней играют три человека. Такое уникальное творение было создано мастерами из Фогтланда. Этот музыкальный инструмент является масштабной копией скрипки Иоганна Георга II Шонфельдера, которая была изготовлена в конце восемнадцатого века.
  • На скрипичный смычок обычно натянуто 150-200 волосков, которые могут быть сделаны из конского волоса или нейлона.
  • Цена некоторых смычков достигает на аукционах десятков тысяч долларов. Самым дорогим считается смычок работы мастера Франсуа Ксавье Турта, который оценивается примерно в 200000 долларов.
  • Ванесса Мэй признана самой молодой скрипачкой, записавшей скрипичные концерты Чайковского и Бетховена в возрасте 13 лет. Ванесса-Мэй дебютировала с Лондонским филармоническим оркестром в возрасте 10 лет в 1989 году В возрасте 11 лет она стала самым молодым учеником в Королевском музыкальном колледже.


  • Эпизод из оперы «Сказка о царе Салтане » Римского-Корсакова «Полёт шмеля» технически сложен в исполнении и проигрывается на большой скорости. Скрипачи всего мира устраивают соревнования на скорость исполнения этого произведения. Так в 2007 году Д. Гаррет попал в книгу рекордов Гиннеса, исполнив его за 1 минуту и 6,56 секунд. С тех пор многие исполнители стараются обогнать его и получить звание «самого быстрого скрипача в мире». Некоторым удавалось исполнять это произведение быстрее, однако при этом оно сильно теряло в качестве исполнения. Например телеканал "Discovery" считает британца Бен Ли, который исполнил «Полёт шмеля» за 58.51 секунд, самым быстрым не только скрипачом, но и человеком в мире.

Популярные произведения для скрипки

Камиль Сен-Санс - Интродукция и рондо каприччиозо (слушать)

Антонио Вивальди: "Времена года" - Летняя гроза (слушать)

Антонио Баццини - "Хоровод гномов" (слушать)

П. И. Чайковский - "Вальс-Скерцо" (слушать)

Жюль Масне - "Размышление" (слушать)

Морис Равель - "Цыганка" (слушать)

И. С. Бах - "Чакона" из партиты d-moll (слушать)

Применение и репертуар скрипки

Благодаря разнообразному тембру, скрипку используют для передачи различных настроений и характеров. В современном симфоническом оркестре эти инструменты занимают почти треть состава. Скрипки в оркестре делятся на 2 группы: одна играет верхний голос или мелодию, другая нижний или аккомпанирует. Их называют первыми и вторыми скрипками.

Этот музыкальный инструмент прекрасно звучит и в камерных ансамблях, и в сольном исполнении. Скрипка легко гармонирует с духовыми инструментами, фортепиано и другими струнными. Из ансамблей наиболее распространён струнный квартет, в который входит 2 скрипки, виолончель и альт . Для квартета написано огромное количество произведений разных эпох и стилей.

Почти все гениальные композиторы не обходили скрипку своим вниманием, концерты для скрипки с оркестром сочинили Моцарт , Вивальди, Чайковский , Брамс, Дворжак , Хачатурян, Мендельсон, Сен-Санс , Крейслер, Венявский и многие другие. Скрипке так же доверяли сольные партии в концертах для нескольких инструментов. Например, у Баха - это концерт для скрипки, гобоя и струнного ансамбля, а Бетховен написал тройной концерт для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра.

В XX веке скрипку стали использовать в разных современных направлениях музыки. Самые ранние упоминания об использования скрипки как сольного инструмента в джазе задокументированы в первых десятилетиях 20 - го века. Одним из первых джазовых скрипачей был Джо Венути, который выступал с известным гитаристом Эдди Лангом.

Скрипка собирается из более 70 различных деревянных деталей, но основная трудность изготовления заключается в изгибах и обработке древесины. В одном экземпляре может присутствовать до 6 различных сортов дерева, причем мастера постоянно экспериментировали, применяя все новые варианты – тополь, груша, акация, орех. Лучшим материалом считается дерево, которое выросло в горах, из-за своей устойчивости к перепадам температур и влаги. Струны же, изготавливаются из жил, шелка или металла. Чаще всего мастер изготавливает:


  1. Верхнюю деку из резонансной ели.
  2. Шейку, нижнюю деку, завиток из клёна.
  3. Обручики из хвойных, ольхи, липы, красного дерева.
  4. Клоцы из хвойных.
  5. Гриф из чёрного дерева.
  6. Подбородник, колки, пуговицу, подгрифник из самшита, чёрного или розового дерева.

Иногда мастер применяет и иные виды древесины или меняет варианты представленных выше на своё усмотрение. Классическая оркестровая скрипка имеет 4 струны: от «баска» (соль малой октавы) до «квинты» (ми второй октавы). В некоторых моделях может добавляться и пятая альтовая струна.

Различные школы мастеров определяются по клоцам, обручикам и завитку. Особо выделяется завиток. Его можно образно назвать «росписью автора».


Немалое значение имеет лак, которым покрываются деревянные детали. Он придаёт изделию оттенок от золотистого до очень тёмного с красноватым или коричневым отблеском. От лака зависит, как долго инструмент "проживёт" и останется ли неизменным его звучание.

А вы знаете, что именно скрипка окутана множеством легенд и мифов? Еще в музыкальной школе детям рассказывают старинное предание о кремонском мастере и волшебнике. Долгое время пытались разгадать секрет звучания инструментов знаменитых мастеров Италии. Считается, что ответ кроется в специальном покрытии – лаке, который даже смывали со скрипки Страдивари, чтобы доказать это, но все тщетно.

На скрипке обычно играют смычком, кроме приёма pizzicato, который исполняется щипком струны. Смычок имеет деревянное основание и туго натянутый на него конский волос, который перед игрой натирают канифолью. Обычно его длинна 75 см., и весит он 60 грамм.


В настоящее время можно встретить несколько видов этого инструмента – деревянная (акустическая) и электроскрипка, звук которой мы слышим благодаря специальному усилителю. Одно остается неизменным – это удивительно мягкое, певучее и завораживающее своей красотой и мелодичностью звучание этого музыкального инструмента.

Размеры

Помимо стандартной полноразмерной целой скрипки(4/4), существуют инструменты меньших размеров для обучения детей. Скрипка "растет" вместе с учеником. Начинают обучение с самых маленьких скрипок(1/32, 1/16, 1/8), длинна которых составляет 32-43 см.


Размеры полной скрипки: длинна - 60 см. длинна корпуса - 35.5 см, вес около 300 - 400 грамм.

Приёмы игры на скрипке

Знаменита скрипичная вибрация, которая проникает в душу слушателей насыщенной волной звука. Музыкант может лишь слегка повышать и понижать звуки, внося в музыкальный ряд ещё большее разнообразие и широту звуковой палитры. Известен также приём глиссандо, такую манеру игры позволяет применять отсутствие ладов на грифе.

Зажимая струну не сильно, чуть касаясь, скрипач извлекает оригинальные холодные, свистящие звуки, напоминающие звучание флейты (флажолет). Есть флажолеты, где участвуют 2 пальца исполнителя, размещаемые на кварту или квинту друг от друга, они особо сложны для исполнения. Высшей категорией мастерства считается исполнение флажолетов в быстром темпе.


Так же скрипачи используют такие интересные приёмы игры:

  • Col Legno - удары тростью смычка по струнам. Такой приём используется в "Пляске смерти" Сен-Санса для имитации звука танцующих скелетов.
  • Sul ponticello - игра смычком на подставке придаёт зловещий, шипящий звук характерный для отрицательных персонажей.
  • Sul tasto - игра смычком на грифе. Воспроизводит нежный, эфирный звук.
  • Ricochet - исполняется броском смычка на струну со свободным отскоком.

Ещё одним приёмом является использование сурдины. Это гребешок из дерева или металла, снижающий вибрацию струн. Благодаря сурдине, скрипка издаёт мягкие, приглушённые звуки. Подобный приём часто применяется для исполнения лирических, душевных моментов.

На скрипке можно брать двойные ноты, аккорды, исполнять полифонические произведения, но чаще всего её многоликий голос используют для сольных партий, поскольку огромное разнообразие звуков, их оттенков – её основное достоинство.

История создания скрипки


До недавнего времени было принято считать прародительницей скрипки виолу , однако доказано, что это два совершенно разных инструмента. Их развитие в XIV-XV веках шло параллельно. Если виола принадлежала к аристократическому сословию, то скрипка вышла из народа. Преимущественно на ней играли крестьяне, бродячие артисты, менестрели.

Этот необычно разнообразный по звучанию инструмент может назвать своими предшественниками: индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Все эти инструменты могли быть прародителями скрипки, поскольку каждый из них послужил зарождению семейства струнных и наградил их своими достоинствами.

Введение скрипки в высший свет и причисление к аристократическим инструментам начинается с 1560 года, когда Карл IX заказал у струнного мастера Амати 24 скрипки для своих дворцовых музыкантов. Одна из них сохранилась и по сей день. Эта старейшая скрипка в мире, она так и называется «Карл IX».

Создание скрипок в том виде, в каком мы видим их сейчас, оспаривают два дома: Андреа Амати и Гаспаро де Соло. Некоторые источники утверждают, что пальму первенства нужно отдать Гаспаро Бертолотти (учителю Амати), музыкальные инструменты которого позже были доведены до совершенства домом Амати. Доподлинно известно только, что это произошло в Италии в XVI веке. Их преемниками несколько позднее стали Гварнери и Страдивари, которые немного увеличили размер корпуса скрипки и сделали более крупные отверстия (эфы), для более мощного звучания инструмента.


В конце XVII века англичане попытались добавить в конструкцию скрипки лады и создали школу по обучению игры на подобном инструменте. Однако в связи с существенным проигрышем в звучании от этой идеи быстро отказались. Самыми ярыми сторонниками свободного стиля игры с чистым грифом выступили скрипачи-виртуозы: Паганини, Лолли, Тартини и большинство композиторов, особенно Вивальди.

Видео: слушать скрипку

Скрипка — инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию.

История появления скрипки

Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор.

С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество

Как устроена скрипка

Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части — это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки — корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют или тополь.

Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе.

Обечайки и душка

Обечайки — это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке.

На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента — душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса.

Струнодержатель

Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку.

Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева.

Гриф

На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф — округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.

Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй.

Струны

Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны — очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.

Как ни странно, но овечьи кишки — то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы.

Современные струны

Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги".

Ещё один вид струн — стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны.

Скрипка. Долгий путь

За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.

Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки.

Скрипка-лиса

Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта — Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни — Игорь Саруханов? Скрипка-лиса — настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель.

Стоит ли учиться играть на скрипке?

Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке — очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.

Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели — 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка — 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус.

Уникальный музыкальный инструмент

Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Тембр 1-й струны — светлый, серебристый, звонкий.

Тембр 2-й струны — мягкий, нежный.

Тембр 3-й струны — певучий, напряженный.

Тембр 4-й струны — густой, напряженно-альтовый.

Гаммы и позиции. Для игры на скрипке употребляются четыре пальца левой руки (исключая большой палец), имеющие следующие порядковые наименования: указательный палец называется 1-м, средний палец — 2-м, безымянный палец — 3-м, мизинец называется 4-м.

Позицией называется положение левой руки на грифе (на струнах). Позиции начинаются от порожка; 1-я позиция — это ближайшее положение к порожку.

На 1-й позиции, следуя расположению пальцев, на всех четырех струнах мы получим следующий диатонический звукоряд:

Хроматические полутоны достигаются сдвижением соответствующих пальцев с основного тона (в сторону повышения или понижения).

Для заполнения квинтового расстояния между струнами вполне достаточно четырех пальцев; при использовании открытых струн возможно обойтись и тремя пальцами. Если использование открытых струн исключено, то четыре пальца заполняют расстояние квинты между соседними струнами во всех позициях.

Открытая струна может быть использована в гаммообразных построениях только в 1-й позиции.

Звуки, расположенные полутоном ниже 1-й позиции, называются полупозицией и воспроизводятся при помощи той же аппликатуры.

При 2-й позиции левая рука сдвигается на секунду вверх и далее с каждой последующей позицией все более удаляется от порожка и приближается к подставке.

На всех четырех струнах для семи позиций мы получим следующие звукоряды:

Чем выше позиция, тем теснее расположены пальцы, так как в силу укорочения струн соответствующие интервалы все более суживаются. При 7-й позиции, начинающейся с середины струн, интервалы уже отсчитываются от струны вдвое более короткой, и поэтому расстояние между пальцами вдвое уменьшается.

Отсюда ясно, что малые секунды выше 7-й позиции весьма затруднительны и игра гамм выше 7-й позиции на всех струнах неупотребительна.

8-я, 9-я и следующие более высокие позиции существуют лишь как положение левой руки для извлечения самых высоких нот на 1-й струне Е.

Полутоны в гаммообразных отрезках и трелях этого высочайшего регистра не выходят удовлетворительно, так как нужно специально убирать предыдущий палец, чтобы освободить место для последующего, что весьма неудобно, а в быстром движении просто невозможно.

Вообще хроматическая гамма получается на скрипке менее четко, чем диатоническая, так как для исполнения ее требуется постоянное скольжение пальца с основного тона к его хроматическому видоизменению, в результате чего получается все время как бы некоторое глиссандирование.

Для того чтобы быстро определить позицию, в которой нужно взять ту или иную ноту, можно пользоваться формулой: интервал (в цифровом выражении) от открытой струны минус палец, которым данная нота берется. Например, на струне А нота g 2 берется 2-м пальцем (7—2 = 5)—это будет 5-я позиция.

Смена позиций совершается незаметно посредством продвижения руки по грифу. В гаммообразном движении наиболее употребителен переход через одну или через две позиции:

Интервалы. В данном разделе имеются в виду интервалы, которые можно получить на одной струне или на соседних струнах без смены позиций.

Интервалы на одной струне не должны превышать увеличенной кварты (или уменьшенной квинты), которой соответствует наибольшее возможное растяжение пальцев:

Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем. Квинты лучше всего интонируются у порожка, потому что по мере удаления от него струны расходятся шире и приподнимаются выше над грифом, так что палец может провалиться между струнами или неравномерно лечь на них из-за необходимости сильного прижатия.

Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.

Прямым положением левой руки называется такое положение, при котором левая рука не вывернута, то есть на более высокую струну ложится более высокий номер пальца.

Секста берется соседними пальцами: 2/1, 3/2, 4/3. септима — через палец: 3/1, 4/2. октава — крайними пальцами: 4/1.

Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении левой руки.

Обратное положение руки — это такое положение, при котором левая рука вывернута, то есть на более высокую струну ложится более низкий номер пальца.

Кварта берется соседними пальцами: 1/2, 2/3, 4/3. Tерция через палец: 1/3, 2/4. Cекунда — крайними пальцами: 1/4.

Гаммообразное движение интервалами. Движение октавами происходит путем смены позиций на каждую новую октаву, причем меняется только расстояние между 1-м и 4-м пальцами (оно уменьшается при движении руки вверх).

Примечание. Здесь не рассматриваются иные аппликатуры виртуозного назначения

В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.

Движение терциями очень удобно и осуществляется двумя парами пальцев — 1/3 и 4/2 , которые создают звено движения без смены позиции, не мешая друг другу. Смена позиции наступает после прохождения этого звена (1/3 и 4/2) для осуществления следующего.

Гаммообразное движение секстами менее удобно ввиду того, что палец, извлекавший в первой сексте верхнюю ноту на одной струне, в следующей сексте извлекает нижнюю ноту на другой струне (или наоборот) и его невозможно приготовить, а надо переставить (скользнуть): 2/1 \ 3/2 \ 4/3. Поэтому звучность при движении секстами немного ползучая.

Движение двойными нотами менее гибко, и звучание получается более тяжелым, поэтому при исполнении двойных нот в оркестровой игре чаще всего применяют прием divisi, что означает разделение на партии. Иногда разделенные партии выписываются на особых нотоносцах.

Флажолеты. Натуральные флажолеты (от открытых струн) употребляются на скрипке только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые (то есть звучат 2, 3, 4-й, иногда 5-й натуральные звуки, которые достигаются делением струны на 2, 3, 4, 5 равных, одинаково звучащих частей).

Натуральные флажолеты обозначаются знаком о над нотой. При этом наиболее просто записываются флажолеты, извлекаемые в местах 1/2,2/3,3/4,4/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону подставки):

Ноты, обозначенные *, могут быть взяты также на предыдущей струне октавным флажолетом. Поэтому если они должны быть исполнены именно в месте 2/з длины струны, надо это специально указать:

Тот же ряд натуральных флажолетов может быть извлечен и в местах 1/3,1/4,1/5- длины струны (то есть от ее середины в сторону порожка). В этих случаях следует каждый раз указы¬вать струну, на которой они извлекаются:

Нота, обозначенная *, может не иметь такого указания, так как нигде, за исключением струны Е, не может быть извлечена. Ноты, заключенные в скобки, рискованны и звучат плохо, особенно на 1-й струне.

Таким образом, некоторые натуральные флажолеты могут быть извлечены на двух различных струнах, и, следовательно (если это имеет значение для композитора) необходимо давать в таких случаях точные указания:

Примечание. Натуральные флажолеты, извлекаемые прикосновениями в местах от середины струны в сторону порожка, обычно записываются полыми ромбиками с кружочками над ними. Однако запись эта несовершенна, ибо не передает ритмического различия между целыми, половинными и четвертными нотами; во всех этих случаях приходится прибегать к записи, принятой для искусственных флажолетов. Кроме того, при написании от руки, особенно при мелком партитурном письме, очень трудно начертать ромбик, безусловно отличный от обычной белой ноты,— при переписке же это приводит к всевозможным недоразумениям. Поэтому предлагаемый способ записи натуральных флажолетов без применения ромбиков (то есть с помощью обычных нот, снабженных кружочками над ними) заслуживает внимания. Нужно лишь привыкнуть читать указания, на каких струнах те или иные флажолеты извлекаются.

В отдельных случаях применяют glissando по последовательностям высоких натуральных флажолетов, начиная с октав-ного. Высокие флажолеты берутся ближе к подставке, то есть в том месте, где получаются те же звуки обычным способом (прижатием струны):

Натуральные флажолеты часто служат прекрасным окончанием различных виртуозных пассажей. В гаммообразных пассажах предпоследний тон берется обычно 4-м пальцем, который затем скользит в завершающий флажолет.

На основании этого можно вывести правило: октавный и бо¬лее высокие (в местах 2/3, 3/4 длины струны) флажолеты берутся 4-м пальцем предыдущей позиции:

4-й палец оттягивается до е 3 с 3-й позиции:

Наконец, возможно glissando, оканчивающееся флажолетом:

Все флажолеты выше 4-го (квартового) звучат на скрипке значительно хуже. Это объясняется малой длиной скрипичных струн, на которых слишком мелкие деления невозможны.

Октавный же, квинтовый и квартовый флажолеты звучат превосходно, особенно, если последние извлекаются в местах 2/з, 3/4 длины струны:

Не следует искать флажолеты 5, 6, 7, 8-й ближе к по¬рожку, то есть в местах 1/5, 1/6, 1/7, 1/8 деления струны, так как они ненадежны и практически неприменимы.

Если же эти флажолеты искать у подставки, то есть в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 деления струны, то их извлечению в какой-то мере будет мешать сам смычок, так как эти точки деления слишком близко расположены к месту ведения смычка и интенсивная вибрация струны не позволяет точно сохранить флажолет.

Для деления на большое количество надежно звучащих отрезков струны скрипки слишком коротки и ее части 1/6, 1/7, 1/8 столь малы, что их практически почти невозможно найти для того, чтобы извлечь соответствующие флажолеты.

Искусственные флажолеты на скрипке (от прижатой струны) применяются только квартовые или большие терцовые, так как нормальное положение крайних пальцев на одной струне дает именно кварту.

В виде исключения возможно получить искусственный квинтовый флажолет, но и то, главным образом, не на 1-й позиции, а на 3-й или 4-й, где растяжение между пальцами значительно меньше. Кроме того, искусственный квинтовый флажолет требует приготовления и употребляется в крайних случаях.

Флажолеты меньше квартового звучат плохо по ранее описанным причинам.

Игра искусственными флажолетами (квартовыми) на скрипке аналогична игре октавами с той лишь разницей, что 1-й палец (ведущий) плотно прижимает струну, а 4-й (ведомый) слегка к ней прикасается на расстоянии кварты от места прижатия струны.

Запись искусственных флажолетов включает в себя место укорочения струны 1-м пальцем и место прикосновения к укороченной струне 4-м пальцем. Тем самым эта запись напоминает запись интервала кварты, где верхняя нота (место прикосновения) обозначается ромбиком:

Часто над этими основными данными выписывается мелки¬ми нотами звуковой результат:

Более сокращенная запись искусственных флажолетов основана на том, что записывается лишь результат — нота, которая должна прозвучать, способ же ее извлечения предоставляется исполнителю. Например:

реально исполняется следующим образом:

Часто натуральные флажолеты также записываются сокра¬щенно, а именно:

что практически может быть исполнено лишь так:

В случаях сокращенной записи композитор пишет только желаемый результат, не указывая — натуральными или искусственными флажолетами следует его достигнуть. Например, пассаж, записанный следующим образом:

исполняется так:

Флажолеты, звучащие выше ноты с 5 , не употребляются, так как их тембр неопределенен и лишен художественной вырази¬тельности.

Искусственные флажолеты на струне Е хуже других; они имеют свистящий призвук и при малейшей неточности пропа¬дают.

Аккорды. При оркестровой игре неупотребительны все трехзвучные аккорды, в которых один палец занят через струну:

Очень удобны аккорды, включающие квинту и более широкие интервалы, потому что в этих случаях левая рука будет находиться в прямом положении:

Примечание. Аккорд, обозначенный *, несколько ненадежен в интонационном отношении из-за квинты в двух верхних голосах.

Из них особенно удобны аккорды, включающие открытые струны

Менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, включающие один интервал меньше квинты. Однако это обстоятельство имеет меньшее значение, если в аккорде можно использовать открытые струны:

Если же по характеру аккорда невозможно использовать открытую струну, то исполнение аккорда становится менее удобным:

Однако в отдельных случаях использование открытой струны в середине аккорда тоже доставляет некоторые неудобства, так как ее нужно не затронуть пальцами, лежащими на соседних струнах:

Наиболее удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда:

Примечание. Эти два аккорда, несмотря на наличие терции и секунды, берутся в прямом положении левой руки.

Неудобны аккорды, состоящие из двух интервалов меньше квинты. Здесь рука находится в обратном положении:

Удобны все четырехзвучные аккорды в прямом положении, особенно если в них входят открытые струны:

Менее удобны аккорды с одним интервалом меньше квинты (особенно если он в середине), так как они берутся в комбинированном положении левой руки:

Еще менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, когда в аккорде имеются два интервала меньше квинты:

Также неудобны аккорды, извлекаемые при обратном положении руки (даже если в середине есть пустая струна):

Открытые струны сверху или снизу аккорда облегчают его исполнение. В середине аккорда они освобождают один из пальцев, но, с другой стороны, создают трудности, связанные с опасением затронуть соседние струны.

Трудные аккорды нужно всегда подготовлять — перед ними должна быть остановка. Квинта в верхних голосах аккорда звучит плохо, особенно если она удалена от порожка, так как при этом струны широко расходятся и сильно приподняты над грифом, и палец в этих случаях (чаще всего 4-й) может провалиться между струнами или неравномерно их прижать. От этого нарушается чистота интонации. Поэтому приведенный аккорд звучит плохо:

В этих случаях композитор должен предвидеть неизбежность перерыва звучания вследствие отрыва смычка от струны:

Tremolo из двух нот на одной струне, под одним смычком, возможно в любом движении в пределах увеличенной кварты или уменьшенной квинты (предел растяжения пальцев на одной струне на низких позициях).

Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах, поэтому воспроизведение подобного tremolo возможно лишь в медленном темпе, причем оно довольно тяжеловесно и неудобно:

Pizzicato. Прием игры pizzicato на скрипке возможен на всем протяжении ее диапазона. Выше ноты е 3 pizzicato звучит все более сухо, щелканье начинает преобладать над интонацией.

В виртуозной литературе встречаются также нисходящие гаммообразные и арпеджированные фигуры, исполняемые в стремительном темпе пальцами левой руки pizzicato вперемежку с ударами смычка. Приведем наиболее простой случай, который может быть использован также в практике групповой игры (сравнительно отчетливо может прозвучать лишь на струне Е):

Сурдина . Обычная звучность скрипки может быть значительно изменена, если надеть на подставку маленькое приспособление (обычно изготовляемое из дерева), называемое сурдиной.

Сурдина ослабляет и смягчает звук инструмента, придавая ему своеобразный носовой оттенок. Применяется сурдина как в piano, так и в forte. Если сурдина надевается среди пьесы, то необходимо дать исполнителю некоторое время ее приладить. Для того чтобы снять сурдину, времени требуется значительно меньше. Употребление сурдины указывается словами — con sordino (-ni); снятие же сурдины обозначается — senza sordino (-ni).

Техника правой руки. Все, что было сказано о технике травой руки в первой статье, в полной мере относится к скрипке.

Все штрихи как легатные, так и стаккатные достигаются нa скрипке с исключительной ясностью и легкостью. Достаточно самого легкого прикосновения смычка к струне для того чтобы извлечь звук. Поэтому legato на скрипке наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet — легки и стремительны.

Вообще же скрипка, как и всякий другой смычковый интрумент, отличается бесконечными возможностями так называемой репетиционной техники (то есть техники повторяю-дихся нот).

Скрипку, как наиболее распространенный струнный смычковый инструмент, недаром называют “королевой оркестра”. И не только тот факт, что в большом симфоническом оркестре около ста музыкантов, и одна треть из них - скрипачи, подтверждает это. Выразительность, теплота и нежность ее тембра, певучесть звучания, а также огромные исполнительские возможности по праву дают скрипке ведущее положение как в симфоническом оркестре, так и в сольной практике.

Крайне важно найти достойную скрипку даже для начального этапа обучения, ведь хороший инструмент является большим подспорьем на пути становления профессионального музыканта. Не секрет, что занятия музыкой требуют большого усердия и трудолюбия. Отзывчивый и удобный в обращении инструмент, который обладает красивым тембром, не только создает условия для более продуктивных занятий, но и усиливает интерес к музыке.

Основатели фирмы Tononi - учителя музыки Йи-Ру Келер-Чен и Тобиас Келер, преподавая в различных музыкальных школах, часто удивлялись, сколько учеников играет на плохих инструментах. К этой проблеме музыканты подошли конструктивно – начали создание струнных инструментов, которые не только соответствовали бы высоким требованиям, но и были бы доступны большинству учеников.

Прежде чем выпустить инструмент в продажу, скрипку тестируют: смазываются колки, натягиваются струны, регулируется положение душки и подставки, проверяется натяжение струн. Затем инструмент настраивают, и происходит пробное обыгрывание. Если необходимо, вносятся дальнейшие корректировки. Только после такой тщательной проверки скрипка отправляется к покупателю или в магазин.

Главным скрипичным мастером и консультантом компании Tononi сегодня является Отто Феликс Круппа. Он также под заказ изготавливает мастеровые инструменты высокого уровня под брендом Tononi . До начала сотрудничества с Tononi в 2010 году Круппа имел свою собственную мастерскую в Дуйсбурге, а до этого обучался мастерству изготовления смычковых инструментов в Кельне и Дюссельдорфе.

Линейка скрипок Tononi обширна и включает в себя инструменты разных уровней – как по цене, так и по предназначению. Может показаться, что информация о сериях скрипок Tononi, представленная в данном обзоре, чересчур лаконична и даже скудна. Пусть это впечатление Вас не смущает. Как часто бывает, всех своих секретов мастера не раскрывают.

Скрипки серии 100 и 300 (ранее 1000 и 3000 соответственно) предназначены для начинающих музыкантов. Ровный по всему диапазону, приятный звук рождается благодаря качественным материалам и грамотным технологиям. Скрипки серии 100 отличаются ровностью цвета верхней деки и сглаженностью текстуры дерева. Серия 300 обладает более выраженной текстурой материала. Кроме того, она выполнена по другим лекалам и незначительно отличается по размеру в меньшую сторону. Однако, это не лишает инструмент объемного, сочного звука.

Серия 520 (ранее 5200) нацелена на взыскательных музыкантов продвинутого уровня, включая студентов музыкальных учебных заведений средней и высшей ступени. Она была создана командой ведущих производителей скрипок, которые регулярно консультировались с концертирующими музыкантами, педагогами и студентами. В результате, учитывая все пожелания до мельчайших деталей, была разработана эта линия скрипок. Инструменты имеют полуматовую отделку, что создает впечатление старины. Зачастую именно интересный внешний вид в первую очередь обращает на себя внимание при выборе инструмента.

Серия 920 (ранее 9200) Скрипка создается из тщательно отобранного дерева. Современные фабричные технологии опираются на традиции создания мастеровых инструментов. Скрипки отличаются отзывчивостью и соответствуют высоким требованиям музыкантов. У 920-й модели под благородным глянцевым блеском лака проглядывает глубокий и насыщенный тон древесины, который переливается различными оттенками от медового до золотисто-коричневого.

Серия 950 (ранее 9500) Это верхняя модель скрипок немецкого производителя. Каждая скрипка tononi серии 950 уникальна, она доводится вручную в мастерской компании в Мюнстере. Оригинальная подставка из Франции и профессиональные струны обеспечивают сильный, яркий звук. Спиртовой лак, также нанесенный вручную, придает инструменту теплый, выразительный тембр. Модель отличается ярко выраженной текстурой волокон дерева. Уровень профессионализма, проявленного при производстве инструментов 950-й серии, приближается к уровню изготовления мастеровых инструментов. Оказываясь в руках профессионального скрипача или мастера, скрипка неизменно получает высокую оценку за качество изготовления и звуковые характеристики.

Несколько вопросов скрипичному мастеру.

Олег Цолакович Мурадян, мастер по струнным смычковым инструментам Михайловского театра в течение более чем 20 лет, в настоящее время – мастер Городского Дворца творчества юных.

Бытует мнение, что каждый профессиональный скрипач мечтает о скрипке Страдивари. Долгое время математики, физики, мастера-настройщики подробно изучали звучание скрипок этого мастера, но так и не смогли теоретически обосновать их уникальную акустику и дать рекомендации по изготовлению такого инструмента. Но, может быть, есть какие-то каноны построения скрипки, которым следуют мастера?

Сегодня существуют различные школы и направления в искусстве изготовления скрипок, наиболее яркими признаны итальянская, французская и немецкая школы. Безусловно, каждая имеет свои достоинства и недостатки. Они ощутимо отличаются друг от друга по способам изготовления и по звуку. Хотя, во всех школах иногда попадались инструменты с признаками, несвойственными данной школе, "чужими".

Какие материалы сегодня применяют при изготовлении скрипок и почему?

Могу отметить, что в процессе изготовления скрипки используют три вида дерева: ель, клён и эбеновое (чёрное) дерево. Из этих пород изготавливают различные детали инструмента, что зависит от свойств дерева. Поскольку от верхней деки, в основном, зависит звучание басовых струн, самым идеальным для неё является сочетание упругости и мягкости. Этими качествами обладает древесина ели. Из клёна готовят нижнюю деку, головку и обечайки, поскольку эта дека ответственна за работу верхнего регистра, частотам которого соответствует плотность клёна. Гриф изготавливают из чёрного дерева, которое, благодаря отличной прочности и жёсткости (кстати, оно относится к той древесине, которая тонет в воде) максимально устойчиво к износу от работы струн. Стать соперником ему может только железное дерево, но оно очень тяжёлое, к тому же зелёного цвета.

Возможно ли по внешним признакам, взяв скрипку в руки, каким-либо образом оценить работу мастера, ее изготовившего?

Да, безусловно. Во-первых, грамотный подбор фрагмента материала. Кроме проверенной породы дерева и правильной подготовки нужно еще отобрать наиболее удачный фрагмент для каждого элемента скрипки. Во-вторых, аккуратность соединений, качество врезки уса и множество других мелких деталей. Если вы сами занимаетесь изготовлением скрипок, вы увидите это невооруженным глазом. Наконец, покрывающий корпус лак, состав которого каждый мастер обычно держит в секрете. Это значит, что, несмотря на обилие компьютерных технологий, до сих пор в ремесле изготовления скрипок на первом месте искусство и талант мастера. Именно от его интуиции в конечном счете и зависит, каким получится инструмент и как он будет звучать.

Каково Ваше впечатление от скрипок Tononi? Каким образом Вы можете оценить увиденные модели (520, 920, 950)?

Могу сказать, если вы собираетесь купить скрипку , то это на удивление удачный вариант. Все скрипки, которые я до сих пор видел, соответствуют всем критериям, о которых мы только что говорили. Видно, что производятся они "по уму", грамотно и со знанием дела. У этих инструментов есть все, чтобы звучать отлично. Некоторые нюансы возможно улучшить, но это уже работа мастера после покупки инструмента. В целом же можно только порадоваться и высказать пожелание, чтобы и дальше фирма Tononi сохраняла такой же подход к производству струнных смычковых. Сегодня редко встретишь в продаже скрипки настолько высокого качества по умеренной цене.

Несколько вопросов педагогу класса скрипки.

Федоренко Евгения Соломоновна, преподаватель ДШИ им. П. А. Серебрякова

Скрипка – инструмент особый, требует деликатного подхода как при выборе, так и в обращении. Что нужно знать в первую очередь, чтобы выбрать подходящую скрипку для человека, начинающего обучаться игре на этом инструменте?

Первое, с чего нужно начинать – это размер скрипки. Никакой привязки к возрасту ребенка здесь быть не может, поскольку физическое развитие у детей сильно разнится. Универсальный способ – положить инструмент на плечо, как при игре, и вытянуть левую руку параллельно скрипке. Завиток должен упираться в нижний край ладони. Другими словами, из-под скрипки должна быть видна только ладонь целиком. Я как педагог также сужу по размеру кисти ребенка. Она должна быть соразмерна грифу так, чтобы положение руки и пальцев при игре было естественным.

Затем – качество дерева. К сожалению, большая часть новых скрипок современного производства производится из сырой, недосушенной древесины. Производителям в условиях конкуренции невыгодно соблюдать сроки выдержки дерева, а искусственно высушенный материал будет все же отличаться по свойствам от древесины естественной сушки. Поэтому зачастую сложно понять, что собой представляет новый инструмент, каким тембровым потенциалом он обладает. По-настоящему такая скрипка зазвучит через 3-5 лет, когда естественным образом пройдет процесс высыхания дерева.

С другой стороны, если звук инструмента в момент выбора достаточно хорош, то можно надеяться, что со временем он станет еще лучше. Одно условие – на скрипке нужно постоянно играть, сама по себе она не разыграется. В связи с вышесказанным, новый инструмент лучше пробовать по звуку. Хотя мое личное мнение заключается в том, что на ранней стадии обучения звуковые характеристики не имеют для маленького скрипача решающего значения. В любом случае, до размера 1/4-1/2;, ребенок только начинает учиться работать со звуком. Это та стадия, где можно обойтись и не очень дорогим инструментом. Но, уже начиная с размера 1/2;, я слежу, чтобы у всех учеников были скрипки как минимум европейского производства – Чехии или Германии.

Какие еще нюансы, связанные со звуком, нужно учесть при выборе инструмента?

Вообще, в качестве звучания скрипки нет малозначительных деталей. Все имеет свое значение и складывается в общий результат.

В отношении факторов, влияющих на звук, я бы расставила приоритеты следующим образом. На первом месте правильная постановка душки и подставки. Между ними должно быть небольшое расстояние, которое может определить только скрипичный мастер. Подставка должна быть подогнана под форму деки и плотно к ней прилегать. Обычно я рекомендую брать не слишком толстую подставку, это тоже важно.

Следующее по значению – подгрифник (струнодержатель), лучше, чтобы он был деревянным. Металл и пластик могут давать нежелательные призвуки. Кроме того, металлический подгрифник зачастую утяжеляет скрипку, этого следует избегать. На первые две струны можно поставить машинки для точной настройки, а вот третью и четвертую я советую настраивать только при помощи колков, без машинок.

Остальные части – мостик, подбородник, петля, пуговица, колки – также оказывают влияние на звук, но здесь во многом определяющим фактором является удобство. Хотя традиция делать их из одного и того же вида дерева тоже возникла неслучайно. В идеале можно поставить гарнитур, выполненный в одном стиле и из одного материала (черное дерево, палисандр, орех и т.д.) – обычно в него входят подбородник, колки, пуговица, а также жилка.

Многие сейчас ставят подушку вместо мостика, кто-то вообще обходится без него – зависит от физиологии. В моем классе многие дети начинают без мостика – так, по моему мнению, они лучше чувствуют контакт с инструментом. На начальном этапе это более важно, чем преимущества, которые дает использование мостика.

Какое значение Вы придаете выбору смычка для своих учеников?

Смычок – это отдельный, чрезвычайно существенный элемент в процессе игры, стоит уделить выбору смычка пристальное внимание. Он должен отвечать многим требованиям, причем для начинающих скрипачей это важно – может быть, где-то даже важнее, чем инструмент. Если мы говорим о деревянных смычках, то первое условие – трость должна быть прямой! То есть если вы возьмете смычок с натянутым волосом за колодку, упрете головку в горизонтальную поверхность и надавите так, чтобы трость прогибалась вниз – она должна двигаться параллельно волосу. Во всяком случае, должно быть легко ее контролировать, удерживать по центру. Если же она уходит в сторону – не стоит рассчитывать, что этот смычок будет удобен при игре. Второй вариант – это современные карбоновые смычки. Для маленьких скрипачей они часто оказываются находкой, поскольку даже если ребенок сел на него, трость не сломается и – более того – останется прямой. Не всегда дети берегут свои инструменты, как бы нам этого ни хотелось.

Проверяйте, чтобы винт в колодке был исправен и позволял как следует натянуть и отпустить волос. Обязательно отпускайте волос на смычке после занятий – это существенно увеличит срок его службы, позволит менять волос реже. Для ребенка я обычно выбираю смычок с более тонкой тростью, чтобы детской руке было удобно его держать. То же, кстати, относится к грифу – иногда можно встретить скрипку (1/4 или 1/8, к примеру) с толстым грифом, который просто толком не помещается в руку. Конечно, о результативных занятиях с таким инструментов речи уже не идет, ребенку неудобно.

К весу смычка у меня нет определенных пожеланий, это момент из разряда "кому как удобно". Хотя есть одно правило – девочкам я даю более тяжелые смычки, чтобы они могли больше играть весом самого смычка, а физических сил прикладывали меньше.

Если скрипач занимается серьезно и хочет добиться каких-либо заметных результатов, то материал смычка может быть только один – фернамбук, другие сорта дерева я просто не рассматриваю. Это единственный материал, который обладает подходящими для комфортной игры свойствами – прежде всего, достаточной упругостью. Несмотря на это, если вы собрались покупать такой смычок, то не стоит думать, что конкретный экземпляр не потребует проверки. В любом случае нужно протестировать его на отсутствие кривизны или дефектов винта, а также по качеству и количеству волоса.

Несколько вопросов скрипачу-студенту Консерватории.

Елизавета Гольденберг, студентка 2 курса СПбГК им. Римского-Корсакова, (класс н. а. РФ, профессора Гантварга М. Х.), концертмейстер Молодежного симфонического оркестра Санкт-Петербурга.

Елизавета, всем известно, что профессиональные скрипачи играют на мастеровых скрипках. Такой инструмент приобретается, когда скрипач выходит на определенный уровень мастерства. Хотелось бы узнать, а каким был Ваш самый первый инструмент?

Первой моей скрипкой была самая обыкновенная фабричная "восьмушка", которую мне дала мой педагог в музыкальной школе. Это очень распространенная ситуация, когда преподаватель на начальном этапе обучения дает ученикам инструменты из своей «коллекции». И я не стала исключением. К сожалению, я не могу сказать, насколько хороша была та скрипка.

Как Вы считаете, на что в первую очередь стоит обращать внимание при выборе скрипки для тех, кто только делает первые шаги?

Должна сказать, что это прекрасно, когда есть возможность выбора, потому что, как правило, ребенок играет на том инструменте, который ему дали в школе. Но если есть возможность выбрать, то первостепенное значение имеет удобство. Очень важно определиться с размером. Инструмент должен быть удобен ребенку. Пожалуй, это самое главное. Не думаю, что стоит обращать большое внимание на звук, потому что на начальном этапе важнее научиться правильно держать инструмент.

А на что Вы обращали внимание, когда выбирали для себя уже более серьезный инструмент?

Для меня существенный момент – равномерность тембра всех четырех струн. Дело в том, что часто крайние струны (ми и соль) – слишком кричащие, а средние струны (ля и ре) выпадают по тембру, звучат очень глухо.

Также важна степень кривизны подставки. Контур подставки должен повторять изгиб грифа, и при этом этот изгиб подставки не должен быть слишком плоским, потому что тогда три струны окажутся на одном уровне, и будет неудобно играть.

Но это все индивидуально. Главное, чтобы инструмент просто понравился, как говорится, лег в руку. Практически каждый скрипач сразу понимает, его это инструмент или нет. По своему опыту могу Вам сказать, что не музыкант выбирает инструмент, а скрипка выбирает музыканта.