Страны вошедшие в таможенный союз список. Архив:Таможенный союз России, Беларуси, Казахстана

06.11.2018

Таможенный союз (ТС) - межгосударственное соглашение в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). ТС предполагает отмену таможенных пошлин и подобных платежей во взаимной торговле между странами-участницами союза. Кроме того в Таможенном союзе унифицируются методы оценки качества и сертификации, создается единая база данных по некоторым аспектам экономической деятельности.

Заключение Союза является основанием для создания единого таможенного пространства на территории его участников и переноса таможенных барьеров на внешние границы Союза. Исходя из этого, все страны таможенного пространства применяют единый, согласованный подход к таможенным процедурам и товарам, импортируемым и экспортируемым через границы ТС.

Также на всей территории ТС предполагаются равные права граждан стран-участниц при трудоустройстве.

Участниками Таможенного союза в настоящее время (2016 год) являются члены ЕАЭС:

  • Республика Армения;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика;
  • Российская Федерация.

О намерении вступить в ТС заявляли Сирия и Тунис, было озвучено предложение принять в состав Союза Турцию. Однако о конкретных действиях по реализации этих намерений ничего не известно.

Органами управления и координации в ЕАЭС выступают:

  • Высший евразийский экономический совет - наднациональный орган, состоящий из глав государств членов ЕАЭС;
  • Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС. В компетенцию ЕЭК входят, среди прочего, вопросы международной торговли и таможенного регулирования.

Справедливо будет утверждать, что Таможенный союз - один из этапов плана по укреплению экономических связей между некоторыми государствами на территории бывшего СССР. В определенном смысле это можно рассматривать как восстановление когда-то существовавших хозяйственных и технологических цепочек с учетом новых, политических и экономических реалий.

Важным аспектом деятельности Союза стала система централизованного распределения таможенных пошлин уплачиваемых при пересечении границ Единого экономического пространства.

  • На долю России приходится 85, 33% от общей суммы;
  • Казахстан получает - 7,11%;
  • Беларусь - 4,55%;
  • Кыргызстан - 1,9%;
  • Армения - 1,11%.

Кроме того в ТС действует механизм согласованного взимания и распределения косвенных налогов.

Таким образом, в своем нынешнем состоянии Таможенный союз представляет собой способ экономической интеграции государств входящих в ЕАЭС.

Официальную информацию о Таможенном союзе можно получить на сайте Евразийского экономического союза - eurasiancommission.org.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год - Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год - Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год - ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год - вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год - таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 - 2013 годы - продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год - в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год - Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год - «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год - Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Цели Таможенного союза и их реализация

Ближайшей целью Таможенного союза было заявлено увеличение рынков сбыта товаров и услуг производимых его участниками. Расчет делался, в первую очередь, на рост продаж внутри Единого таможенного пространства Союза. Добиться этого предполагалось путем:

  • Отмены внутренних таможенных платежей, что должно способствовать ценовой привлекательности производимой в Союзе продукции;
  • Ускорения оборота товаров в связи с отменой таможенного контроля и оформления при их перемещении внутри ТС;
  • Принятия общих санитарно-эпидемиологических и ветеринарных требований, единых стандартов безопасности товаров и услуг, взаимного признания результатов испытаний.

Для унификации подходов к качеству и безопасности было заключено межгосударственное соглашение об обязательной сертификации продукции указанной в «Едином перечне продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов». На 2016 согласовано свыше трех десятков регламентов по требованиям к безопасности и качеству товаров, работ и услуг. Сертификаты, выданные любым государством, имеют силу во всех остальных.

Следующей целью Таможенного союза нужно назвать совместную защиту внутреннего рынка ТС, создание благоприятных условий для производства и реализации в первую очередь внутренней продукции стран-участниц Союза. В этом пункте программы взаимопонимания между государствами оказалось несколько меньше, чем в вопросах взаимной торговли. В каждой стране имелись собственные приоритеты в развитии производства, в то время как защита интересов соседей иногда не лучшим образом сказывалась на предприятиях-импортерах и населении.

Противоречия в ТС

Таможенный союз объединил государства с общим прошлым, в том числе экономическим, но разным настоящим, в первую очередь экономическим. У каждой из бывших советских республик и в советский период имелась своя специализация, а в годы независимости произошло множество других изменений, связанных с попытками найти свое место на мировом рынке и в региональном разделении труда. У Беларуси и Кыргызстана, государств равно далеких географически и по устройству , мало взаимных интересов. Но есть интересы одинаковые. Хозяйственная структура обоих стран еще с советских времен построена таким образом, что нуждается в российском рынке сбыта. Ситуация у Казахстана и Армении несколько отличается, но и для них связи с Россией чрезвычайно важны, в значительной степени по причинам геополитического характера.

В то же время российская экономика до конца 2014 года успешно росла за счет высоких , газ и прочие сырьевые ресурсы. Что давало Российской Федерации финансовые возможности для финансирования интеграционных процессов. Подобный образ действий, возможно, не обещал скорой экономической выгоды, но предполагал рост влияния России на мировой арене. Таким образом, настоящим локомотивом процессов евразийского объединения вообще и Таможенного союза в частности, всегда оставалась Российская Федерация.

История интеграционных процессов последних десятилетий выглядит как череда компромиссов между влиянием России и интересами ее соседей. Например, Беларусь неоднократно заявляла, что ей важен не Таможенный союз сам по себе, а единое экономическое пространство с равными ценами на нефть и газ и допуском предприятий Республики к российским госзакупкам. Ради этого Беларусь согласилась на повышение тарифов на ввоз легковых авто в 2010-2011 годах, не имея собственного производства подобной продукции. Подобная «жертва» также стала причиной объявления обязательной сертификации товаров легкой промышленности, что больно ударило по мелкорозничной торговле. Кроме того внутренние стандарты ТС пришлось привести в соответствие с нормами , хотя Россия является членом этой организации (и пользуется соответствующими возможностями в международной торговле), а Беларусь нет.

Пока Республика Беларусь не получила желаемых выгод в полной мере, т.к. вопросы о равных с внутрироссийскими ценах на энергоносители отложены до 2025 года. Также белорусские предприятия не получили возможностей для участия в российской программе импортозамещения.

Следует отметить, что соглашения Таможенного союза имеют множество исключений и уточнений, антидемпинговых, защитных и компенсационных мер, не позволяющих говорить об общей выгоде и равных условия для всех участников организации. Практически каждое из государств ТС в определенные моменты выражало свое недовольство договорными условиями.

Несмотря на ликвидацию таможенных постов внутри Союза, пограничный контроль между государствами сохраняется. Также на внутренних границах продолжаются проверки службами санитарного контроля. Практика их работы не демонстрирует ни взаимного доверия, ни объявленного единства подходов. Пример тому - периодически возникающие между Россией и Беларусью «продовольственные войны». Их обычный сценарий начинается с непризнания качества сертифицированных белорусской стороной продуктов и приводит к запрету поставки российским потребителям «до устранения недостатков».

Преимущества Таможенного союза

Говорить о достижении декларированных при заключении Таможенного союза целей на данный момент (2016 год) невозможно, внутренний товарооборот между участниками ТС падает. Особенных преимуществ для экономики по сравнению с периодом до заключения договоренностей также не наблюдается.

Вместе с тем есть основания считать, что без соглашения о Таможенном союзе ситуация выглядела бы еще более удручающей. Кризисные явления в каждой отдельно взятой экономике могли бы иметь больший масштаб и глубину. Присутствие в ТС дает многим предприятиям сравнительное преимущество на внутрисоюзном рынке.

Долевое распределение таможенных пошлин между государствами ТС тоже выглядит благоприятным для Беларуси и Казахстана (первоначально РФ претендовала на перечисление в собственный 93% от общего объема).

Действующие в ТС соглашения дают возможность беспошлинной реализации автомобилей произведенных на территории Союза в режиме промышленной сборки. Благодаря этому Беларусь получила иностранные инвестиции в строительство предприятий для производства легковых авто. До этого времени подобные проекты не имели успеха ввиду малого объема собственно белорусского рынка сбыта.

Практика применения таможенных соглашений

Изучая опубликованную информацию о создании и функционировании Таможенного союза легко заметить, что декларативная часть, т.е. ратифицированные межгосударственные соглашения и общие документы упоминаются значительно чаще, чем конкретные цифры по увеличению товарооборота.

Но относиться к Союзу как пиар-акции очевидно не следует. Заметно упрощение движения товаров, уменьшение числа административных процедур, некоторое улучшение конкурентных условий у предприятий стран-участниц ТС. Вероятно, для наполнения согласованных единых правил экономическим содержанием требуется время и взаимная заинтересованность не только государственных институтов, но и субъектов хозяйствования внутри ТС.

Межгосударственным соглашением в форме коллективного протекционизма разных стран, предусматривающим единую таможенную территорию, явился Таможенный союз. Это общность, где государства-участники договорились о создании общих межгосударственных органов, которые координируют и согласовывают внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания министров соответствующих ведомств, чья работа целиком и полностью опирается на постоянно функционирующий межгосударственный секретариат. Таможенный союз - это форма интеграции между странами и создание наднациональных органов. И это был очередной шаг по пути интеграции в более продвинутую форму от уже существовавшей зоны свободной торговли. В 2015 году на базе Таможенного союза начала свою работу новая организация - Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Примеры

В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, где немецкие государства согласились отменить между своими странами таможенные преграды, а пошлины шли в общую кассу, где их распределяли между странами-участницами по числу жителей. Вероятно, Германский таможенный союз - это первая генеральная репетиция создания Таможенного Европейского союза, который функционирует сейчас. Евразийский экономический союз тоже объединил усилия на проблему интеграции территорий сообщества. Это слияние межгосударственных форм торговли и экономики между Россией, Беларусью, Казахстаном. В основном именно об этом союзе будет идти речь в данной статье. Помимо перечисленных, существовали в разное время таможенные союзы Южно-африканский, Восточно-африканский (как сообщество), Меркосур, Андское сообщество и некоторые другие.

В октябре 2006 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан договор о торговой интеграции между Казахстаном, Белоруссией и Россией и выработан технический регламент Таможенного союза. Целью такой организации явилось создание единой таможенной территории, в которой состоят несколько государств. Правила Таможенного союза отменяли пошлины на реализуемую продукцию. В то же время этот шаг позволял защитить собственные рынки от лишнего импорта, сглаживал все неровности торгово-экономической сферы. В пределах стран-участниц созданы единые требования Таможенного союза и единый для всех таможенный тариф. Тем же предписанием регулировались торговые отношения с остальными странами, не входящими в Таможенный союз. Это было необходимо.

История

Тот же договор 2007 года утвердил не только технический регламент Таможенного союза, но и Комиссию - его единый регулирующий орган. В 2012 году действие регламента было завершено, и на смену ему пришла организация ещё более властная, у которой полномочий было больше на порядок, а также значительно увеличен и её штатный состав. Это ЕЭК - Евразийская экономическая комиссия. Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация составили образование на основании Евразийского экономического сообщества. Единая структура технического регулирования была просто необходима. Именно Комиссия выработала единый реестр Таможенного союза, утвердила его правила. Она же обладает прерогативой выработки технических регламентов.

Единый реестр касается органов сертификации ТС и его испытательных лабораторий. Это перечень субъектов, выдающих сертификаты, гарантирующие безопасность данного продукта. Нигде подтверждать такой документ не нужно на территории стран ТС. Комиссия ТС - координатор всех действий и всех усилий стран-участниц по техническому урегулированию, под чьим контролем находится вся деятельность Таможенного союза. Национальные технические регламенты перестали действовать с момента создания Комиссии и выработки ею единых регламентов ТС. Участники Таможенного союза согласились, что единая таможенная территория, где таможенные пошлины не применяются и отсутствуют экономические ограничения, может иметь исключения - это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Структура

На всей территории государств-участников применяются единые меры регулирования: таможенный тариф внутри ТС и правила торговли с иными странами. Контролируется соблюдение правил Межгосударственным советом, который есть высший орган ТС и куда входят главы правительств и главы государств всех стран ТС. На 2007 год это были президент РФ Д. Медведев и глава правительства РФ В. Путин, президент РБ А. Лукашенко и премьер-министр РБ С. Сидорский, президент Казахстана Н. Назарбаев и премьер-министр К. Масимов. С 2008 года высшим органом ТС стал Межгоссовет ЕврАзЭС (ВОТС) на уровне только глав государств стран-участниц.

Обеспечивал условия работы и развития ТС единственный регулирующий орган - Комиссия ТС, чьи решения обязательны и на национальном уровне никаких подтверждений не требуют. Государства Таможенного союза разделили влияние на решение всех поднимающихся вопросов таким образом: Россия имеет в Комиссии пятьдесят семь голосов, а Казахстан и Белоруссия - по двадцати одному голосу. Все решения принимаются, если собрано две трети голосов. В 2009 году ответственным секретарём Комиссии ТС был утверждён С. Глазьев. Если между странами-участницами возникают споры, то их разрешает специальный суд ЕврАзЭС, где можно добиться изменения действий органов ТС и государственной власти объединения.

Деятельность Таможенного союза

В 2009 году высшим органом ТС - Комиссией в совокупности с правительствами сторон был проведён комплекс мероприятий, чтобы завершить формирование договорной и правовой базы ТС. Сюда вошёл и Единый таможенный тариф, и Таможенный кодекс, и статут суда ТС. В ноябре 2009 года было принято решение относительно единого таможенного тарифа среди стран, которые включил в себя Таможенный союз. Таможенные пошлины в торговле между этими странами были отрегулированы, поскольку вступил в силу ЕТТ - Единый таможенный тариф. В 2010 году состоялся саммит, где было подписано заявление о действенности Таможенного кодекса, который начал работать с июля 2010 года. Целый ряд положений Единого таможенного кодекса не имеют правовой аналогии в законодательствах государств-участников ТС.

Например, нет понятия Единой таможенной территории, не оговорены условия относительно таможенного транзита. Также кодексом ТС отменено оформление на таможне и таможенный пограничный контроль всех товаров, которые происходят из территорий стран-участниц ТС, кроме того, это касается и товаров других стран, находящихся в свободном обращении на территории ТС. Кодекс предусматривает требования Таможенного союза - взаимность в признании мер по обеспечению оплаты платежей на всех территориях ТС. Был введён институт экономического оператора - лица, обладающего правом пользования разнообразными упрощениями, которые возможно осуществить при таможенных процедурах.

Торговля

Таможенный союз в сентябре 2010 года ввёл на своих территориях режим, который зачисляет и распределяет таможенные пошлины. Трёхсторонними договорённостями согласовано, что импортные зачисляются на определённый единый счёт, чтобы затем пропорционально распределяться между бюджетами Беларуси, Казахстана и России. Например, в российский бюджет положено поступление 87,97 % общего объёма ввозных пошлин, в белорусский - 4,7 %, а в казахстанский - 7,33 %. В 2011 году таможенными органами был прекращён контроль на всех внутренних границах ТС.

План действий ТС был утверждён тремя государствами-участницами, и соответственно плану таможенные органы России прекратили любые операции относительно транспортных средств и товаров, которые следуют на нашу территорию. Ранее контроль осуществлялся во всех пунктах пропуска на государственной границе Российской Федерации. А российско-белорусская граница в ППУ (пункт принятия уведомлений) прекратила все операции контроля транзита из третьих стран.

Контроль

Регламент Таможенного союза о безопасности 2010 года предусмотрел введение на границе России и Казахстана переходного периода, когда пограничные пункты ещё будут функционировать, осуществляя контроль - как пограничный, так и миграционный, а товары и транспортные средства, которые следуют на территории ТС, ещё осуществляются совместными таможенными службами стран-участниц. Специальные службы трёх стран должны обмениваться всеми сведениями относительно каждой товарной партии, которая оформляется на их территории. В 2010-м власти уже рассчитывали создание единого экономического пространства на всех территориях, поскольку это самый верный шаг на пути к созданию общего рынка.

Таможенный союз постепенно пополняется, причём все страны-участницы продолжают применять помимо единых таможенных тарифов многие другие меры, в том числе и регулирование торговли с третьими странами. Государства, вступившие в ТС: Казахстан и Россия - с 1 июля 2010 года, Республика Беларусь - через пять дней, Армения - 2 января 2015 года, Киргизия - 12 августа 2015 года. Были и кандидаты - уже вступила бы в ТС Сирия, если бы не развязавшаяся на её территории война (впрочем, возможно, одной из причин её развязывания и стало как раз это намерение), а в январе 2015 года своё намерение присоединиться к ТС объявил Тунис.

Некоторые общие сведения

Экспорт товаров сопровождался нулевой ставкой НДС или освобождением от уплаты акцизов (возмещением уже уплаченной суммы), если факт экспорта подтверждён документально. Импорт товаров в Россию из двух других стран-членов ТС сопровождалось НДС и акцизами. Если оказывались услуги или проводились работы на территории России, то налоговую базу, ставки, налоговые льготы и порядок взимания определяли соответственно законодательству РФ.

После 2015 года международные обязательства в рамках ТС и Единого экономического пространства положили следующие ввозные таможенные пошлины: бюджет Российской Федерации получает 85,33 %, бюджет Беларуси - 4,55 %, Казахстана - 7,11 %, Армении - 1,11 % и Киргизии - 1,9 %. Трудовые мигранты - граждане стран-участниц ТС - уже не должны покупать патент для устройства на работу в Российской Федерации, поскольку право на труд они имеют равное с гражданами России.

Значение

Ещё в 2011 году, будучи ответственным секретарём Комиссии ТС, Сергей Глазьев привёл неоспоримые выгоды создания Таможенного союза - и в экономическом, и в геополитическом аспектах. После деградации и распада Советского Союза, после длившегося десятилетиями обнищания экономик и всяческих невзгод, бывшие советские республики начали интегрироваться, и это геополитическое достижение огромнейшего значения, единственно способное дать конкретные выгоды экономике каждого государства.

В 2012 году было проведено интеграционное исследование Евразийским банком развития. Социологический опрос проходил в десяти странах СНГ и дополнительно - в Грузии, где до двух тысяч респондентов приняли участие в каждой из стран. Вопрос был один: отношение к созданию Таможенного союза, который освободил от пошлин торговлю внутри трёх стран (России, Беларуси и Казахстана). Казахи приветствовали Таможенный союз в 80 % случаев, таджики - 76 %, в России положительно отнеслись 72 % респондентов, в Киргизии и Узбекистане - 67 %, в Молдавии - 65 %, в Армении - 61 %, в РБ - 60 %, Азербайджане - 38 %, а в Грузии - 30 %.

Проблемы

Критика в адрес ТС существовала всегда. Чаще всего она сводилась к теме недостаточной проработки условий сертификации товаров и торговли, говорилось также и о навязывании Российской Федерацией странам-соучастницам условий ВТО, хотя они в эту организацию и не вступали. Некоторые эксперты сетовали о несправедливости распределения доходов между участниками. Однако никто из них не смог своими исследованиями доказать, что Таможенный союз - проект не слишком выгодный как для участников, так и для потенциальных его членов. Напротив, огромный ряд дотошно проведённых исследований последовательно и по всем пунктам доказывает то, что ЕАЭС выгоден однозначно всем его членам как по экономическим, так и по идеологическим причинам.

Некоторые эксперты замечают, что идеологическая составляющая перевешивает экономическую, поскольку этот союз - формирование искусственное, а потому жизнеспособным быть не может и существует пока лишь потому, что России это идеологически выгодно, и она участников спонсирует. Однако очень плохо уживаются рядом обвинения в несправедливости разделения доходов и тема спонсирования. Уж либо то, либо это. Судя по экономическим выкладкам, и Беларуси, и Казахстану, и Киргизии, и Армении членство в ЕАЭС выгодно.

Сегодня

Сегодня Евразийский экономический союз работает не менее активно, чем в любой из прошлых моментов существования ТС. Решениями Комиссии обсуждаются всё новые программы развития отношений между странами-участницами. Например, создан и работает консультативный комитет, занимающийся нефтью и газом, который формирует общий рынок газа в границах ЕАЭС. А это едва ли не важнейший приоритет интеграционного сотрудничества, включивший в себя целый комплекс различных мероприятий - технологических, организационных, правовых (всего мероприятий - более тридцати). В 2016 году главы государств России, Киргизии, Казахстана, Беларуси и Армении уже утвердили концепцию работы по формированию общего газового рынка. Остаётся проработать международный договор с едиными правилами доступа к системам газового транспорта, расположенных на территориях этих государств.

Развивается общий рынок автотранспортных услуг, повышается конкурентоспособность международных перевозок, улучшено в значительной мере таможенное регулирование и страхование. Несмотря на то что между странами-участницами внешнеэкономические связи обеспечиваются всеми существующими видами транспорта, доля автомобильного в нём - более 82 процентов от общего объёма грузоперевозок, а пассажирских - 94 процента. И эти проценты ещё растут. Формируется и общий рынок услуг на воздушном транспорте, и эту тему в конце апреля 2017 года подробно обсуждал в Минске консультативный комитет. Подготавливается проект так называемой дорожной карты, что является реализацией основных направлений транспортной политики.

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Анализ деятельности

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Copyright 2017 – ЗнайБизнес.Ру Портал для предпринимателей

Копирование материалов допускается только при использовании активной ссылки на этот сайт.

Главы правительств стран ЕврАзЭС приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу , создана специальная рабочая группа, сообщил и.о премьера Киргизии Омурбек Бабанов на заседании Межгоссовета ЕвраЗЭС на уровне глав правительств в Петербурге.

Решение о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана было принято в августе 2006 года на неформальном саммите Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Таможенный союз предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках Таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

6 октября 2007 г. в Душанбе Россия, Белоруссия и Казахстан, основываясь на Договоре об учреждении ЕврАзЭС от 10 октября 2000 г., подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, а также утвердили План действий по его созданию . Было решено, что остальные страны ЕврАзЭС будут присоединяться к нему по мере своей готовности.

Высшим органом Таможенного союза, в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года, является Межгосударственный совет, в который входят главы государств и главы правительств трех республик : президент Российской Федерации Дмитрий Медведев, председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин; президент республики Беларусь Александр Лукашенко, премьер-министр республики Беларусь Сергей Сидорский, президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, премьер-министр республики Казахстан Карим Масимов.

С октября 2008 г. функции высшего органа Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России принял на себя Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств (Межгоссовет - ВОТС).

Для обеспечения условия функционирования и развития союза был учрежден единый постоянно действующий регулирующий орган ‑ Комиссия Таможенного союза. Ее решения обязательны и не требуют подтверждения на национальном уровне. Они принимаются двумя третями голосов, за Россией в комиссии 57 голосов, за Белоруссией и Казахстаном - по 21 голосу.

4 февраля 2009 г. решением комиссии Таможенного союза ответственным секретарем Комиссии Таможенного союза был утвержден Сергей Глазьев.

Споры между государствами-членами Таможенного союза разрешает суд Евразийского сообщества. К 2012 г. в суде ЕврАзЭС можно будет оспаривать действия органов Таможенного союза и органов госвласти этого объединения.

В 2009 г. Высший орган Таможенного союза, Комиссия Таможенного союза и правительства сторон провели комплекс мероприятий по завершению формирования договорно‑правовой базы Таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс, Статут Суда Таможенного союза.

27 ноября 2009 г. Комиссия Таможенного союза приняла решение "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза республики Беларусь, республики Казахстан и Российской Федерации".

Таможенный союз формально начал свою работу с 1 января 2010 г., когда вступил в силу Единый таможенный тариф (ЕТТ).

5 июля 2010 г. в Астане на саммите ЕврАзЭС Россия, Казахстан и Белоруссия подписали Заявление о вступлении в действие Таможенного кодекса. В отношении трех стран он применяется с 6 июля 2010 г., для России и Казахстана - с 1 июля 2010 г.

Единым Таможенным кодексом предусмотрен ряд положений, не имеющих правовой аналогии в таможенном законодательстве государств-членов Таможенного союза: было введено понятие Единая таможенная территория Таможенного союза; созданы единые условия таможенного транзита на всей территории союза; отменено таможенное оформление во взаимной торговле и, поэтапно, таможенный контроль (на границе) товаров, происходящих с территории государств-членов Таможенного союза и товаров третьих стран, выпущенных в свободное обращение на единой таможенной территории. Кодексом предусмотрено взаимное признание мер обеспечения уплаты таможенных платежей на всей территории Таможенного союза. Также вводится институт уполномоченного экономического оператора - лица, которому предоставлено право пользоваться специальными упрощениями при осуществлении таможенных процедур.

С 1 сентября 2010 г. на территории ТС начал действовать режим зачисления и распределения пошлин. Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. , в казахстанский - 7,33%, в белорусский - 4,7%.

1 июля 2011 г. таможенные органы прекратили контроль на внутренних границах Таможенного союза.

В соответствии с планом действий, утвержденном тремя государствами, российские таможенные органы прекратят все таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию нашей страны, которые ранее осуществлялись в пунктах пропуска через государственную границу РФ на ее казахстанском участке. На российско-белорусской границе в пунктах принятия уведомлений (ППУ) прекращены остававшиеся до последнего времени операции по контролю транзита товаров третьих стран.

На российско-казахстанской границе вводится переходный период, в течение которого остаются погранпункты, на которых будет осуществляться пограничный и миграционный контроль.

Таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, следующих на территорию Таможенного союза, будет осуществляться таможенными службами России, Белоруссии и Казахстана в пунктах пропуска на внешних границах. по каждой товарной партии, оформляемой на их территории.с просьбой о присоединении к Таможенному союзу.

В Таможенный союз Россия давно приглашает и Украину, однако Киев заявляет, что готов сотрудничать с ТС в формате "3+1". При этом Украина до конца 2011 г. надеется парафировать с ЕС соглашение об ассоциации, частью которого является положение о зоне свободной торговли. Но после того, как экс-премьера Украины Юлию Тимошенко приговорили к семи годам тюрьмы за превышение властных полномочий, Евросоюз пригрозил заморозить переговоры.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях . На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС. Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах. Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС :

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности .

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ . Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС . Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства . Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа :

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс . В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий :

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет .
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений , т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы . Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация . Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности , что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами . Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов , которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.