Техники рисования акварелью — советы и приемы. Базовые акварельные техники для начинающих Акварель правила работы с акварелью

Качественные принадлежности, если их правильно выбрать, прослужат вам очень долго и увеличат ваши шансы на успех.

Вот список основных приспособлений, которые стоит приобрести для начала занятий акварельной живописью:

1. Вам не обойтись без подходящего набора акварельных красок

Акварельные пигменты доступны в обширном ассортименте оттенков и цен: от базовых, которыми вы наверняка пользовались на уроке рисования в детском саду, до дорогих профессиональных красок, обеспечивающих невероятные эффекты и текстуры. Однако цена это не главный фактор на начальном этапе. Дорогие пигменты могут быть разного качества, и вам необязательно вкладывать внушительные суммы в принадлежности, особенно если вы новичок. Первый шаг на пути к созданию шедевра заключается в покупке набора акварели исходя из его качества.

Говоря о формах продажи красок, они могут быть в тубах, которые зачастую продаются наборами, или отдельных кюветах. Оба типа пигментов необходимо разбавлять водой для получения смесей цветов, наносимых затем на бумагу. В любом случае для начала рекомендуется ограничиться базовыми оттенками, а именно красным, желтым, черным и синим. При желании можно также купить белый, хотя в акварельной живописи этот ахроматический (бесцветный) тон получается путем разбавления красок водой, или просто оставлением не закрашенных участков белой бумаги. Начните свое путешествие в страну акварельной живописи со стартового набора по приемлемой цене, который было бы удобно хранить и брать с собой в поездки. Такие наборы обычно идут в комплекте с парой кисточек и палитрой для смешивания красок, с помощью которой можно получать дополнительные оттенки и разнообразить свою базовую гамму.

2. Пробуйте разные виды кистей для разнообразных техник

Начинающему художнику понадобится не больше пары кистей. Самой необходимой и универсальной является круглая кисть, которая бывает всех возможных размеров. Добавьте к ней плоскую кисть для закрашивания больших участков и создания текстуры и кисть-моп для размывок. Для прорисовки мелких деталей не забудьте тонкую кисть с острым кончиком. Знакомясь с акварелью, не следует слишком тратиться на кисти из экзотического ворса. На первых парах вам достаточно будет и нескольких синтетических кистей. Если вы решите углубиться в акварельную живопись, вы всегда сможете приобрести и более профессиональные варианты.


3. Выбирайте подходящую акварельную бумагу

Некоторые полагают, что для акварели сгодится любая бумага. Но на самом деле не удастся получить хороший результат в этой технике без соответствующей основы. Правильная акварельная бумага предназначена для впитывания воды из размывки, что не даст бумаге сморщиться, и испортить рисунок. Главными критериями выбора считаются гладкость поверхности и плотность наряду с текстурой и тоном бумаги, которая обычно имеет белый оттенок или цвет слоновой кости. Просмотрите инфографику ниже перед покупкой бумаги.


4. Пользуйтесь палитрой для смешивания красок и разбавления их водой

Основной принцип акварельной живописи основывается на разведении пигментов водой для получения разных оттенков и эффектов. Поэтому акварельная палитра относится к неизменным атрибутам акварелиста. Вы можете приобрести палитру с отдельными ванночками для соединения красок, предотвращающими их перемешивание. Также можно наводить размывки и в обычных керамических блюдцах.


Принимая во внимание четыре пункта, указанных выше, можете приступать в работе с акварелью

Ниже вы найдете несколько советов и хитростей для создания ваших картин:

1. Всегда имейте под рукой чистую воду и листы бумаги

Заниматься акварельной живописью невозможно без емкости с чистой водой. Она поможет смешать цвета, ополоснуть кисти и убрать нежелательные потеки краски. Помните, что менять воду нужно постоянно, чтобы смеси акварели не становились мутными. Также всегда проверяйте полученный тон на листе ненужной бумаги, перед нанесением его на рисунок. Советуют использовать для этого тот же тип бумаги, ведь на бумаге для ксерокса результат получится другим. Тем не менее независимо от типа бумаги рядом с вами должен быть чистый лист, когда вы пишете акварелью.

2. Оптимизируйте свое рабочее место

Для большей практичности и эффективности необходимо соблюдать чистоту и организованность рабочего места. Подготовьте акварельную бумагу, кисти, краски, банку с чистой водой, бумажное полотенце и ненужный лист, и расположите их неподалеку, чтоб удобно было дотягиваться. Вокруг вас должно оставаться только самое необходимое. На захламленном рабочем месте больше вероятность разлить что-нибудь.


3. Начните с базового наброска

Не все обладают совершенным глазомером, когда речь идет об акварельной живописи. Тяжело ориентироваться по невидимым мысленно проведенным границам. Сделайте эскиз острым карандашом, и рисуйте красками поверх него. Размывка скроет эти линии. Сверху по просохшей акварели вы можете добавлять больше деталей карандашом, усложняя композицию. Вдохновляйтесь естественными вещами. Возьмите живой цветок, и постарайтесь точно подметить каждую мелочь, чтобы лучше изобразить форму, тона и оттенки.

4. Подготавливайте размывки заранее

Конкретный оттенок получить очень сложно. Именно поэтому рекомендуют наводить обильные смеси цветов перед началом работы. Если в процессе у вас закончится размывка какого-то определенного тона, то будет тяжело получить точно такой же оттенок вновь, что отразится на результате.


5. Не пренебрегайте маскирующей жидкостью

Маскирующий раствор – лучший друг новичков-акварелистов. Можете покрывать им те участки картины, которые должны оставаться не закрашенными. Позвольте ему просохнуть, и пишите акварелью обычным образом, а затем сотрите пленку раствора. Так вы без труда сохраните белизну бумаги, где это требуется.

Базовые акварельные техники, которые вы должны знать:

1. Использование акварели, как любой другой краски

Когда вы только начинаете пробовать свои силы в акварели, следует в первую очередь научиться не выходить за намеченные контуры. Постепенно вы сможете контролировать свою технику, смешивать нужные цвета, ваша рука станет тверже, и вы будете понимать, когда следует добавлять воды для сглаживания тонов. Начните с акварельных раскрасок, по типу выпускаемых брендом Designaissance Studio. Старайтесь не давать размывке растекаться за линии, прежде чем переходить к более продвинутым техникам. Заполняйте участки рисунков яркими насыщенными цветами, и постепенно пробуйте добавлять в них воду, осветляя оттенки.

2. Акварельные размывки

Акварельные размывки наносятся двумя способами: по-сырому и по-сухому.

А. Техника по-сырому

Этот метод подразумевает смачивание нужной области листа чистой водой с помощью круглой кисти, пока на бумаге не появится влажный блеск. Далее, наносите краску полосами на увлажненную поверхность, и наблюдайте за тем, как тона сами будут соединяться. Кистью задавайте акварели нужное направление.


В. Техника по-сухому

В этот раз вы будете писать по сухому листу влажной кистью, пропитанной смесью акварели. В отличие от предыдущего метода по-сырому здесь у вас больше возможностей управлять распределением краски и смешиванием оттенков на бумаге. Оба способа очень легко освоить. Они дают разные эффекты, которые должны знать и практиковать все акварелисты.


3. Применение градиентной размывки

Вода – ключ к созданию идеального градиентного перехода как между тонами одного цвета, так и между различными оттенками, как при изображении радуги.

А. Градиентная размывка по-сырому

После нанесения первого слоя акварели тут же накладывайте второй, не давая высохнуть предыдущему. Так два цвета сольются, сглаживая границу между ними.

Б. Градиентная размывка по подсохшей краске

Начинайте прописывать вторым слоем, когда первый немного просохнет, чтобы лучше контролировать тон и получить меньшую область смешивания цветов. Если граница между оттенками слишком явная, размойте ее водой, обеспечивая желаемый эффект плавного перехода.

В. Смешивание одного цвета с водой

Раскрасьте участок картины одним тоном, и покройте его обильным слоем воды, получая идеальный градиент. Этот метод требует больше времени, и считается одним из сложных.


4. Лессировка и добавление деталей

Вы можете наносить все больше и больше слоев акварели на рисунок, при условии, что предыдущая размывка полностью высохла. Каждую последующую смесь краски делаете менее водянистой, чтобы слои не перемешались. Лучше работать аккуратнее, и сглаживать контуры размывок чистой влажной кистью потом, чем испортить всю картину чересчур разбавленной акварелью.


5. Передача текстуры акварельными красками

Отобразить текстуру можно с помощью кисти с жесткой щетиной и нанесением мазков краски на бумагу. Дайте первому слою высохнуть, и добавьте больше слоев для получения текстуры. Это лучший способ изображения травы, листвы, меха, и прочего.


Абстрактная живопись это следующий этап изучения техники работы с акварелью.

Ниже приводятся некоторые методы и трюки абстрактной живописи:

1. Создание абстрактного фона

Закончив заполнять размывкой элементы рисунка внутри эскизных контуров, можно вдоволь пофантазировать и поэкспериментировать при передаче фона. Проще всего применить технику набрызгивания краски или воды на фоновый слой акварели. Вы можете заполнить фон однотонной размывкой, и затем покрыть его брызгами белого и черного тонов, и дать им смешаться с первым слоем. Также можно просто нанести несколько цветных мазков для создания художественного дизайна. При этом главный объект картины можно прикрыть, чтобы уберечь его, или позволить ему соединиться с фоном.


2. Создавайте уникальные текстуры при помощи повседневных вещей

Вместо кистей вы можете применять все возможные угловатые предметы и обычные атрибуты повседневного использования для получения глубины и разных интересных текстур. Вилка, нож, торец кредитки, ткань – с долей воображения и креативности может пригодиться что угодно. Не загоняйте себя и сам творческий процесс в рамки.

3. Расплывчатость

Можете нарисовать формы с четкими контурами, и потом покрыть некоторые их участки слоями или каплями воды, позволяя акварели растекаться и размывать границы, при желании достигая градиентного эффекта.

4. Эффект растекания

По аналогии с техникой градиентной размывки по-сырому смочите рисунок водой и добавьте разноцветные капли, позволяя им живописно растекаться и смешиваться. Подбирайте сочетающиеся цвета и не перестарайтесь, чтобы не разводить «грязь».


5. Потеки

На абстрактной картине идеально смотрится эффект потеков краски. В этой технике рисунок располагается вертикально, чтобы слои размывки стекали вниз, обеспечивая живописный эффект. Итог зависит от времени стекания акварели и ее цвета.


6. Обработанная бумага

Вместо рекомендуемой классической впитывающей акварельной бумаги вы можете взять слегка блестящую обработанную для получения немного других результатов. При этом краска будет сохнуть дольше, что потребует большего терпения с вашей стороны.

7. Акварель и ручка с водорастворимыми чернилами

Изобразите красивый фон акварельными красками, и сверху нарисуйте детали ручкой с водорастворимыми чернилами, которые постепенно сольются с фоном, обеспечивая оригинальный результат. Для более мягких переходов используйте сочетающиеся цвета.

Теперь, ознакомившись с базовыми акварельными техниками, время насладиться и вдохновиться акварельными рисунками, демонстрируемыми ниже.


Живопись акварелью имеет свою историю и традиции. Впервые появилась она в Китае в XII веке, хотя еще в Древнем Египте пользовались непрозрачными акварельными красками с добавлением белил.

Интересно, ведь одной из характерных особенностей акварельных красок является их прозрачность, а в наборах никогда не бывает белил. В средневековой Европе, как и на Руси, непрозрачную акварель использовали для раскраски церковных книг или рукописей, в которых выделялись акварелью заглавные буквы или орнаменты.

Водные краски

Общим у древнеегипетских, средневековых и более поздних красок является то, что растворителем для них является вода - aqua. Отсюда и название aquarelle, или акварель. Этот термин применим и собственно к краскам, и к виду живописи, ими выполненной. Основными особенностями чистой акварели является упомянутая выше прозрачность и чистота цвета. Живопись акварелью, как правило, нежная, хрупкая и воздушная. Но до середины XIII века она имела чисто прикладной характер, в основном ею пользовались для раскраски чертежей, гравюр, фресок. Хотя такой шедевр, как «Заяц» Альбрехта Дюрера, считающийся хрестоматийной работой, был написан еще в 1502 году.

От единичных увлечений к общепризнанности

Замечательные единичные примеры встречались и позже, но это было исключение из правил. Акварелью баловались такие общепризнанные мастера кисти, как Ван Дейк, Джованни Кастильоне и Клод Лорен. В Англии же она получила особое развитие благодаря Джозефу Тёрнеру. Хотя и до него живопись акварелью пропагандировали достаточно маститые английские художники. При Тёрнере акварель становится ведущей в живописи этой страны, а в 1804 году в Англии создается Общество акварелистов.

Прекрасные зарубежные акварелисты

Вошла акварель в моду и во Франции, других странах Европы и Америки. Можно добавить, что с подачи аргентинского художника Рохо был объявлен Международный день акварели. Впервые он был отмечен 23 ноября 2001 года.

В широком доступе можно увидеть изумительные работы акварелью японского художника Абе Тошиюки, который в своих необыкновенных картинах достигает фотографической точности.

Великие российские мастера

А как же развивалась живопись акварелью в России? Первым крупным мастером в этом виде искусства стал П. Ф. Соколов (1791-1848), который считается родоначальником жанра русского акварельного портрета. Академик Императорской академии художеств, он оставил потомкам срез эпохи, так как запечатлел в своих пейзажах, портретах, бытовых сценках современную ему Россию. Карл Брюллов и А. А. Иванов отдали дань акварели. В XVIII-XIX веках она становится очень популярной, особенно выполненные ею миниатюры. Но замечательны и крупные произведения, созданные водяными красками. Особенно хороши картины Ильи Репина, Михаила Врубеля, Валентина Серова, художников «Мира искусства». Общество русских акварелистов создается в 1887 году.

Красота акварельных пейзажей

Водяным краскам под силу все живописные жанры, но особенно хороши пейзажи. Акварелью можно передать тонкие цветовые переходы, насыщенность пространства воздухом, богатство каждого тона. Поэтому так неповторимо красивы и многоцветны цветущие сады на пейзажах, выполненных aquarelle.

Особенно хороши работы английской художницы Беатрис Е. Парсонс (1870-1955). Пейзажи акварелью, в частности зимние, выполненные русскими мастерами, уникальны и неповторимы. В широком доступе имеется подборка пейзажей русской зимы, созданных разными акварелистами.

Характерные приемы

Каким же образом достигаются эффекты, присущие только акварели? Для нее характерны особенные приемы, у нее существуют свои правила и, конечно, свои, особым способом приготовленные краски. Размывка и затёки - специфические приемы этого жанра. Надо сразу оговориться, что рисование акварелью - дело довольно сложное, требующее особенного мастерства.

В наше время при наличии в Сети огромного количества мастер-классов и советов, как заменить виртуозное владение кистью различными ухищрениями, можно встретить утверждение, что рисовать могут все. Не все. А такой прием, как лессировка, доступен только крепким профессионалам. А еще есть такие приемы, как "отмывка", "алла прима", "сухая кисть", "капли" и "по мокрому". В совершенстве ими владеют только виртуозы.

Живопись на бумаге

Во второй половине XIX века развилась станковая акварель, произведения которой не уступают масляной живописи. Их существенное отличие не только в красках, но и в материале, на котором произведения создаются. В акварели это бумага, реже шелк. И это роднит рисование акварелью с графикой.

При создании картин водяными красками бумагу иногда предварительно смачивают (прием «по мокрому»), мазок при этом приобретает особую растекшуюся форму, а нанесенный рядом образует, сливаясь с предыдущим, новый оттенок, который иногда даже предсказать трудно.

Специальные приспособления

Бумага быстро сохнет и коробится. Поэтому лист необходимо натягивать. Это достигается несколькими приемами. Можно влажный лист положить на стекло и потом в процессе работы наклонять его под нужным углом с целью большего сбережения влаги на нужном участке. Понятно, что этот способ недоступен начинающему. Существуют специальные рамки для натяжения листа. Называются они стираторы. Для сохранения влаги под бумагу кладут влажную фланель. Все зависит от соотношения краски и воды, и при этом достигаются абсолютно разные оттенки. Для различных приемов созданы различные вспомогательные средства, такие как планшет и акварельные блоки.

Орудия труда

У каждого акварелиста своя техника. Акварелью, всеми ее виртуозными приемами овладеть не так легко, нужно извести очень много бумаги, которая делится по качеству на несколько видов - бристольский картон, ватман, торшон и многие другие типы, приспособленные для частого намокания. Акварелисты пользуются кистями из нежных беличьих волос. Такие кисти применяются даже в криминалистике. Подходят волосы куницы, хорька и барсука.

При работе водными красками есть многое, что входит в понятие "техника". Акварелью можно работать, как было сказано выше, и по сухой бумаге и по мокрой. В первом случае существуют свои приемы, во втором - свои. При выполнении рисунка непосредственно красками бумагу, даже изначально влажную, все равно подсушивают. Нанесение нескольких слоев для получения глубины и переливчатости цвета (лессировка) подразумевает только сухой картон.

Самый распространенный прием

Рисование акварелью «по мокрому», или «по сырому», или «мокрым по мокрому», уникально и присуще только этому живописному жанру. Правда, фрески наносятся на сырой грунт, и некоторые специалисты считают их предтечей акварели, выполненной техникой «по сырому». Мягкий мазок и единственная в своем роде фактура красочного слоя - специфика работы акварелью «по мокрому». Кроме того, в этих работах возникает эффект трепетности и подвижности изображения. Потом в подсохшую акварель можно ввести рисунок пером или карандашом, тем более что не так давно появились акварельные карандаши. Сущность акварели состоит в том, что белый или светлый тон получается за счет проступающего через прозрачный слой краски картона.

Собственно краски

А что же краски? Их качество достигается особой растиркой пегмента и его количеством в исходном продукте. Для того чтобы пигмент не скатывался в шарики, в краску добавляют бычью желчь, которая является поверхностно-активным веществом, снижающим натяжение. Легко растворимые в воде клеи гуммиарабик и декстрин (обработанный кукурузный и картофельный крахмал) вводятся в краски как связующие вещества.

Для придания им эластичности и пластичности в них добавляются такие пластификаторы, как глицерин, а инвертированный сахар хорошо удерживает влагу. Самой главной претензией к водяной краске является однородность красящего пигмента. Плохие краски остаются на бумаге в виде песчинок. Это показатель негодности краски.

Акварельные марины

Выше отмечалось, что водяные краски необычайно хороши для изображения пейзажей. Особенно выигрывает море. Акварелью со всеми доступными только ей приемами и способами можно изобразить всю волнующую красоту водного пространства. И потом, может быть, есть что-то в том, чтобы нарисовать воду водными красками? Может быть, поэтому так много уроков для начинающих рисовать акварелью по написанию именно моря? И как созвучны с водным простором такие акварельные приемы, как "капли" или "раздувание". Кроме них в марине можно использовать восковые мелки для закрытия картона с целью сохранения белых участков.

Всякие разные способы

Такие способы, как выбеливание, продавливание, разбрызгивание, применение малярного скотча и множество других, которыми пользуются акварелисты, особенно начинающие, помогут не только изобразить море акварелью, но и превратить работу в веселое занятие, особенно если рисовать с ребенком. Но в серьезных взрослых произведениях тоже применяются различные приемы. Иногда для достижения желанного эффекта можно отложить кисть и попробовать что-нибудь другое. К чему только не прибегают мастера: и к пищевой пленке, и к пене, и к соли, и к штамповке и многому другому - фантазия человека, особенно художественно одаренного, безгранична.

В наше время, когда информационное поле так широко, когда в любом жанре изобразительного или прикладного искусства, о которых раньше и не слыхивали, можно не только себя попробовать, но еще и выставить свою работу, великое множество людей обнаружили в себе таланты и определились с направлением развития собственных умений. Тем более что по любому вопросу есть масса доступных советов, мастер-классов, рекомендаций и возможностей приобрести необходимые для данного вида творчества предметы и средства труда. Живопись акварелью для начинающих не стоит в стороне. Десятки уроков, пошаговых описаний абсолютно всего, что связано с водяными красками, находятся в широком доступе.

Пару сотен лет назад не каждый мог подчинить себе такую капризную и коварную акварель. Но сейчас существует огромное количество методов, помогающих постигнуть это искусство, которое, однозначно, стоит таких трудов. При создании акварельной картины, свет отражается от белой бумаги и проходит сквозь краску, наделяя ее поистине волшебным свечением.

Описанные ниже приемы акварельной живописи помогут вам овладеть необходимыми навыками.

1. Купите набор кистей

Необходимо иметь несколько разных кистей.

Наличие большого выбора кисточек – важное условие работы с акварелью. Размер и форма применяемой кисти будут зависеть от величины и характера покрываемой площади. Зачастую я работаю с мелкими элементами, поэтому размер моих кистей варьируется от 000 до 6. Экспериментируйте с кисточками разной величины, чтобы подобрать самые удобные. Однако не помешает обзавестись и размерами поменьше. Они пригодятся для работы над незначительными деталями, которые могут появиться в процессе.

2. Применяйте качественные краски


Хорошие акварельные пигменты - это выгодное вложение.

Не жалейте денег на высококачественную акварель. Ее надолго хватит, она не пожелтеет и не испортится со временем. В художественных и интернет магазинах вы найдете краски различных брендов. Я предпочитаю продукцию Holbien и Winsor & Newton. Купите несколько пигментов разных производителей и выберите самые понравившиеся. Не набирайте сразу слишком много: из нескольких основных цветов вы сможете смешать все необходимые оттенки.

3. Пробуйте писать как чистыми, так и разбавленными красками


Экспериментируйте с пигментами, добавляя в них разное количество воды.

Работать можно и с водянистыми смесями, и с «сухой» акварелью. Самое название красок подразумевает использование воды. Можно получать цвета разной глубины и насыщенности в зависимости от соотношения воды и пигмента в размывке.

Накладывать акварель можно разными способами. Попробовав их, вы определите наиболее подходящие для вас. Лично мне нравится писать сухим-по-сырому. Эта техника позволяет лучше контролировать размывку на бумаге.

4. Начинайте с нанесения светлых тонов, постепенно переходя к более темным


Такая техника требует составления плана работы, но результат того стоит.

Следующим важным моментом, который следует иметь в виду, является то, что в первую очередь рисунок покрывается светлыми оттенками. Это значит, что любые белые или светлые участки картины остаются нетронутыми на протяжении всего процесса. Получать желаемую глубину тона мы будем путем наслаивания размывок. Работать придется по определенной системе, но полученный эффект вас удивит.

5. Запаситесь бумажными полотенцами


Бумажное полотенце - своего рода клячка для акварели.

Еще одним важным приспособлением, которое всегда должно быть под рукой при работе с акварелью, является бумажное полотенце. Его эффект сравним с ластиком-клячкой. Если нанести слой краски и снять часть ее бумажным полотенцем, то получится плавная тоновая градация. Этот нехитрый атрибут также поможет исправить ошибки и перенаправить поток акварели.

6. Набрызгивайте акварель


Указательным пальцем прочесывайте ворс кисточки на себя.

В качестве хитрого способа придания картине динамики можно применять набрызгивание акварели. Метод идеально подходит для изображения брызг воды или клубов пыли.

Зажмите кисть большим и средним пальцами. Указательным пробегитесь по волоскам кисти по направлению к себе. Результат зачастую непредсказуем, но всегда выглядит очень свежо. Настоятельно рекомендую попробовать.

7. Соединяйте цвета на бумаге


Верным способом смешать два оттенка на листе является метод градиентной размывки.

Для этого обильно разбавьте пигмент водой, наберите его на кисть и нанесите на бумагу. Пока слой не высох, добавьте к нему другую такую же водянистую краску. При этом вы можете направлять потеки в нужную область. Позвольте рисунку высохнуть, и вы увидите плавный цветовой переход по всей длине мазка.

8. Изображайте текстуру


Старайтесь обязательно рисовать предметы и материалы вместе с особенностями их поверхностей.

Вы обнаружите, что работа на более грубой и зернистой бумаге имеет свои преимущества. Самое очевидное из них объясняется отсутствием необходимости слишком сильно трудиться над передачей текстуры. Очень важно научиться передавать шероховатости поверхностей. Это потребует использования светлых и темных тонов, работы влажной и сухой кистью.

9. Цветовая растяжка


С помощью этого метода можно показать форму и край предмета, а также обозначить направление падения света.

Наложив мазок насыщенного цвета полусухой кистью, можете сделать из него растяжку чистой водой. Так вы придадите рисунку объемности и живописности. Размывка при этом должна содержать больше пигмента, чем воды. Пока краска еще сырая, сравнительно влажной кистью размажьте ее по бумаге. Таким образом можно покрыть значительную площадь рисунка в зависимости от того, насколько сухим был начальный мазок.

10. Наслаивайте цвета


Поскольку акварель полупрозрачная, придется накладывать ее в несколько слоев, постепенно добиваясь нужного тона. Здесь кроется еще одно достоинство акварельной краски, ведь наслаивание позволяет смешивать цвета прямо на бумаге.

Нанесите на рисунок размывку и дайте ей высохнуть. Теперь покройте ее смесью другого оттенка. При наложении одного цвета на другой вы получите абсолютно новый тон. Это отличный способ передачи цвета кожи.

11. Попробуйте лессировку


Лессировка - техника акварельной живописи, обеспечивающая мягкость оттенков наслоенных пигментов.

Этот прием также применяется в работе с масляными красками для получения постепенных тоновых и цветовых градаций. По существу, вы просто наносите размывку в несколько слоев легкими, произвольными мазками, моделируя нужную форму и оттенок. Другими словами, наложите несколько водянистых цветов на бумагу. Поскольку мои размывки содержат больше пигмента, я стараюсь сглаживать переходы с помощью воды. Постарайтесь не переборщить, иначе получится мутное пятно.

12. Снимайте краску


Промокнув часть акварели, вы можете исправить ошибку или сделать блик.

Временами вам понадобится «стереть» цвет. Вернуть бумаге первоначальную белизну, конечно же, не удастся. Однако вы сможете удалить размывку и поправить недоразумение, или показать освещенную область предмета. Если краска уже высохла, смочите область нужной формы чистой водой. Дайте ей растворить акварель не более минуты. Затем, просто промокните ее бумажным полотенцем. Осветленный участок будет иметь очертания смоченной поверхности.

13. Пользуйтесь солью для создания текстуры


Соль поможет без труда получить интересную текстуру.

В акварельной живописи главное: наслаивать краску и передавать свойства поверхностей. Выполнить последнее условие можно с помощью обычной соли. Поглощая воду, ее кристаллы образуют специфические узоры на размывке. Покройте акварелью лист, и, не давая ей высохнуть, посыпьте ее солью. Просушите рисунок и смахните соль. Эта техника правдоподобно отображает текстуру натуральных объектов, например, поверхностей скал или стволов деревьев.

14. Накладывайте краску губкой


Еще одним хозяйственным приспособлением, применяемым в акварельной живописи, является губка. Достаточно навести смесь краски в плоском блюдце или подносе, окунуть в нее губку, и прижать ее к бумаге. Размывка разной насыщенности создает разные эффекты. Менее водянистая смесь годится для изображения растений или чешуйчатой кожи. В то время как хорошо разбавленный пигмент помогает изобразить облака или водный пейзаж.

15. Освойте негативное рисование


Работа с акварелью подразумевает тщательное планирование своих действий. Перед тем, как браться за раскрашивание, определите самые светлые и белые участки композиции. Успех картины будет зависеть от вашего умения контролировать кисть при прописывании контуров негативного пространства. Наберите на кисть не слишком жидкую смесь акварели и наложите мазок вдоль границы области, которую необходимо оставить незакрашенной. Теперь сделайте цветовую растяжку этого мазка.

Больше полезных хитростей вы узнаете из нашего путеводителя по негативному рисованию в акварельной живописи, пройдя по ссылке.

16. Используйте скотч для получения четких краев


С помощью клейкой ленты вы можете сохранить белизну отдельных фрагментов. Эта техника пригодится при создании жестких контуров в сюжетах, связанных с машиностроением и архитектурой. Просто заклейте скотчем области, которые должны остаться белыми.

Применяйте скотч, который не повредит бумагу, например, строительный или художественный. Можете писать как вокруг скотча, так и по нему. После высыхания краски снимите его, и вы получите отчетливые линии.

17. Делайте наброски карандашом 2Н


Твердый карандаш не размажется от воды.

Этот эскиз я нарисовал карандашом 2Н, чтобы его линии не исказились от влажной акварели. Теперь я буду наслаивать размывку светлого оттенка кистью среднего размера. Я использую обильно разбавленные водой краски, так что они не сразу дадут нужный тон.

18. Самые темные тона приберегите для прорисовки мелких деталей


Применяйте глубокие оттенки пигментов на конечном этапе работы.

Боритесь с соблазном ввести самые темные краски, пока не приблизитесь к завершению картины. Из-за прозрачности акварели нужно следить за тем, чтобы не слишком затемнить светлые участки, и не браться за темные тона и отображение деталей раньше времени.

Вы можете использовать один или два метода, или же создать собственную страницу со всеми вариантами. Воспользуйтесь карандашом и линейкой, разделив акварельную бумагу на 8 прямоугольников, чтобы выполнить эти техники. Каждому прямоугольнику дайте название метода, как показано на рисунке ниже.

Примечание перед началом работы : Я бы порекомендовала полностью высушить каждый прямоугольник перед переходом к следующей технике. Вы можете использовать фен для ускорения процесса сушки.

1. Техника солью

Соль является моим абсолютным фаворитом в создании текстурированных фонов. Я храню небольшой контейнер морской соли с моим набором запасов. Чтобы использовать технику солью, выберите сначала один или два цвета и зарисуйте первый прямоугольник (или область) полностью. Затем, пока краска ещё влажная, посыпьте на него сверху солью. Дайте краске полностью высохнуть, а потом ногтем уберите соль с рисунка.

Примечание : Чем лучше закрашена ваша область, тем больше соль будет распространяться по ней. Попробуйте дать краске высохнуть частично (достаточно того, что вода будет блестеть, но не начнёт растекаться, когда вы будете перемещать бумагу), так же обратите внимание на разницу в текстуре, которую вы создаёте.

2. Техника папиросной бумагой

Закрасьте следующий прямоугольник цветом (цветами). Для достижения наилучших результатов, вам понадобятся влажная поверхность и насыщенный цвет.

Скомкайте кусок папиросной бумаги и положите его поверх влажной краски. Аккуратно накройте всю область, затем осторожно прижмите бумагу ладонями рук. Дайте ей немного высохнуть (но не полностью, иначе бумага может приклеиться). Затем осторожно поднимите папиросную бумагу с рисунка.



3. Техника спиртом

Данная техника довольно забавна. Закрасьте акварелью следующий прямоугольник.

Пока рисунок всё ещё влажный, обмокните ватную палочку в спирт и опустите её на мокрую краску. Для наилучшего результата, капните спиртом из конца палочки (вместо того, чтобы касаться им бумаги).

4. Техника пастелью

Вы можете использовать пастель для создания техники "воскового сопротивления". Сначала изобразите свой дизайн белой пастелью, убедившись, что она плотно соприкасается с бумагой.

Использование белого карандаша на белой бумаге затрудняет просмотр того, что вы рисуете. Наклоните бумагу в сторону, чтобы получить представление о вашей задумке.


Затем закрасьте прямоугольник цветом. Краска будет сопротивляться областям с белой пастелью.

5. Техника ручкой и чернилами

Это ещё одна моя любимая техника. Используя чернильную ручку с тонким наконечником, нарисуйте или набросьте эскиз.


Затем закрасьте цветом, как в раскраске. Не забывайте переходить на меньшую по размеру круглую кисть, чтобы рисовать на небольших участках.

6. Техника каплями воды

Закрасьте следующий прямоугольник. Затем обмокните кисть в воде (или используйте новый цвет), дайте краске капнуть на фон, пока он влажный. Вы можете слегка встряхнуть кисть, чтобы помочь ей капнуть.

7. Техника брызгами

Метод интересный, но наводит беспорядок. Я рекомендую закрыть все области бумаги, которые вы не желаете забрызгивать. Обмокните кисть в краску, а затем удерживайте её над бумагой. Другой рукой стукните по кисти, чтобы оставить брызги на бумаге. Ополосните кисть, выберите другой цвет.

8. Техника прозрачности

Поскольку акварель имеет прозрачную текстуру, вы можете создавать красивые слои и уплотнять их в вашей работе. Чтобы опробовать технику прозрачности, лучшего всего начинать со светлого оттенка и переходить к более насыщенному. Я решила нарисовать несколько капель. Покройте область фигурами, используя сначала более светлый цвет. Подождите до полного высыхания, затем выберите более тёмный или насыщенный цвет и нарисуйте больше фигур, перекрывая первый слой. Вы можете повторять этот процесс сколько душе угодно.


Надеюсь, данный пост вдохновит вас на использование одной или двух новых техник. Не бойтесь просто сделать это и получить удовольствие!

Оставайтесь с нами, чтобы вдохновляться новыми уроками по использованию акварели!

Акварельные краски – одни из самых любимых художниками. Во-первых, акварель имеет массу различных техник, а во-вторых, с ее помощью можно создать красивый рисунок, даже если вы не умеете рисовать вовсе.

Эти техники помогут новичкам обучиться рисованию, а профессионалам – освежить их в памяти и найти вдохновение и идеи.

1. Рисование с помощью плоской кисти

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник, чтобы отметить начало и конец слоя.

Выберите более темный оттенок (его легче увидеть) и, начиная с верхнего левого угла, коснитесь кистью бумаги и нежно проведите прямую линию вплоть до верхнего правого угла.

Но: левшам стоит рисовать от правого угла к левому.

Шаг 2

Еще раз наполните кисть краской.

Начните следующий штрих с нижнего края первого, постарайтесь перекрыть скопление краски, которое образовалось снизу первого штриха.

Подсказка 1 : если скопление краски в первом штрихе не перетекло полностью во второй, то увеличьте угол наклона своего мольберта, чтобы помочь краске свободно течь.

Подсказка 2 : увеличивая угол наклона, вы также увеличиваете шансы получить неуправляемые потоки краски. Поэтому старайтесь работать быстрее или имейте под рукой что-то вроде тряпки или губки, чтобы быстро убрать капли.

Шаг 3

Повторите предыдущий шаг, так же стараясь перекрывать скопление краски в верхнем штрихе.

Подсказка 3 : вы можете использовать плоский край кисти, чтобы “обрезать” начало слоя и сделать его ровным.

Подсказка 4 : если вы хотите сделать ровнее конечный край слоя, то в конце штриха приостановитесь и проведите кистью вверх, а затем вниз так, как вы бы это сделали с начальным краем.

Подсказка 5 : если штрих получается прерывистым, то немедленно наполните кисть краской и заново проведите его.

Шаг 4

Повторяйте предыдущие шаги до самого конца. Старайтесь придерживаться одинакового тона краски.

Подсказка 6 : вы не поверите, насколько может различаться поведение кистей, красок и бумаги разных брендов. Обычно, более дорогие и популярные бренды облегчают вашу работу, предоставляя высокое качество продуктов.

Подсказка 7 : если ваши штрихи прерываются, даже если кисть полна краски, то вы используете слишком плотную бумагу, или же бумага имеет слишком грубую текстуру. Если вам попалась такая бумага, то побрызгайте на нее водой, промокните чистой губкой и дайте высохнуть. Так вы сделаете поверхность более восприимчивой для вашей краски.

Шаг 5

Промойте кисть и выжмите все остатки воды из нее. Аккуратно подберите кистью сгустки краски, оставшиеся снизу последнего штриха, но не забирайте слишком много краски, или вы обесцветите ваш рисунок.

Для создания более выраженной текстуры вашего рисунка, оставьте его сохнуть под углом. Так краска обретет более интересный вид.

Градиент

Шаг 1

Нарисуйте квадрат или прямоугольник. Затем окуните вашу кисть в более темный оттенок краски (смешивать стоит на палитре) и аккуратно проведите кистью штрих.

Шаг 2

Вытрите кисть губкой или бумажным полотенцем и снова окуните ее в более светлый оттенок.

Затем проведите новый штрих, перекрывая нижнюю часть предыдущего. Заметьте, что левая часть слоя уже слилась с предыдущим штрихом. Позвольте гравитации сделать свое дело.

Шаг 3

Снова промойте кисть и вытрите ее. А затем вновь наполните кисть краской и сделайте еще один штрих. Повторяйте этот процесс до самого конца.

Подсказка 1 : если штрих прерывается или не ложится так гладко, как хотелось бы, быстро еще раз наполните кисть краской и повторите слой.

Шаг 4

Промойте кисть чистой водой, вытрите ее и подберите все остатки краски.

Подсказка 2 : пробуйте использовать эту технику, работая с разными цветами и создавая интересные переходы.

Акварельная глазурь

Шаг 1

Эта техника требует импровизации и фантазии. На примере будем рисовать импровизированный ландшафт.

Сначала рисуем небо и реку голубой краской. Краску разделим небольшим количеством воды, это у нас будет водопад.

Шаг 2

Рисуем облака темно-розового цвета и начинаем рисовать гору желтым цветом. Также желтым цветом мы обозначим нижнюю часть рисунка.

На примере используются светлые и прозрачные тона, чтобы вы могли увидеть, как слои взаимодействуют.

Шаг 3

Смешав кобальтовый синий и ультрамариновый синий, мы нарисуем горизонт горы и оттеним маленький желтый склон.

Подсказка 1: позволяйте каждому слою высохнуть. Вы можете использовать фен, чтобы ускорить этот процесс. Держите его на расстоянии не менее 25-30 см, включите холодный режим и настройте фен на самый легкий поток воздуха. Никакого пара и горячего воздуха!

Шаг 4

Чтобы оттенить и добавить интересных цветов, используем оранжевый цвет. С его помощью мы создадим берега на переднем плане и оттеним небо.

Подсказка 2: если у вас образовались капельки лишней краски, промойте и вытрите кисть, как вы делали это в предыдущих техниках, и подберите ею капли.

Шаг 5

Обратите внимание, что на изображениях показаны разные кисти для рисования. Вы можете использовать те, что есть у вас в наличии.

Возьмем темно-синий цвет и оттеним им верхушку горы, изменяя давление на кисть и проворачивая ее, чтобы создать интересную текстуру.

Шаг 6

Используя тот же синий цвет, поиграем с водопадом, нарисовав несколько кругов. Иногда визуальные клише становятся вашими друзьями.

Промоем кисть и наберем желтый цвет, им мы добавим визуальных деталей нашим берегам.

Шаг 7

После того, как краска высохла, оттеним пузырьки в водопаде оттенком фиолетового цвета. Так мы сделаем их интереснее.

Шаг 8

Нам нужно связать некоторые элементы и добавить деревья. На примере мы использовали круглые шаблоны для крон, но вы можете рисовать как вам угодно.

Шаг 9

Коричневым цветом мы изобразим стволы деревьев. Также с помощью синего мы еще немного оттеним воду и небо. Затем, используя розовый, голубой и зеленый, изобразим траву на переднем плане.

Шаг 10

Используем смесь розового и красного, чтобы добавить финальные детали. Деревья у нас теперь плодоносят, и несколько плодов лежит под ними.

Если вы присмотритесь, вы увидите, как каждый слой взаимодействует друг с другом. Более темный оттенок имеет большую силу, но когда цвета перекрывают друг друга, то они создают интересное и красивое сочетание.

“Мокрая” техника

Шаг 1

Намочите бумагу водой

Шаг 2

Промокните чистой губкой бумагу, убрав излишки воды. Старайтесь достичь равномерного распределения влаги по бумаге, у вас должен получиться атласный эффект.

Если бумага блестит, то значит, что она слишком мокрая, промокните ее еще раз.

Шаг 3

Мы снова будем рисовать ландшафт. Начнем, конечно же, с неба. Используя данную технику, проще рисовать сначала фон, переходя потом к объектам первого плана.

Шаг 4

Продолжаем рисовать небо до тех пор, пока оно нам не начнет нравиться. Штрихи будут расплываться, создавая интересный эффект.

Шаг 5

Теперь приступим к траве на первом плане. Используя зеленый цвет, сделаем несколько широких штрихов, оставив место для камней.

По мере высыхания бумаги, штрихи расплываются все меньше.

Шаг 6

Добавим формы. Для этого используем различные оттенки зеленого и нарисуем деревья на горизонте.

Шаг 7

Добавив деревья, давайте постараемся прибавить им фактуру. Для этого используйте более темный оттенок зеленого, чтобы расставить акценты.

Шаг 8

Добавим камни, используя серый цвет. Мы заполнили этим цветом пробелы на переднем плане, оставив немного просветов.

Старайтесь использовать либо темные, либо холодные оттенки. Использование и темных, и холодных оттенков создаст визуальный диссонанс.

Шаг 9

Расставим акценты, чтобы разнообразить рисунок. Используя багровый оттенок, изобразим несколько флористических элементов на переднем плане. Позвольте багровому растечься так, как ему хочется. Затем, используя сухую кисть, уберите цвет из средины пятен.

Шаг 10

Затем капните чистой водой в центр этих пятен, чтобы позволить им смешаться с травой.

Самое сложное в этой технике – знать, когда остановиться. Переусердствовав с размытиями и цветами, вы получите грязный рисунок.

Данная техника дает немного странный, но интересный результат. Рисунок, выполненный в этой технике, имеет гипнотизирующий эффект.

Рисунок сухой кистью

Шаг 1

Думаем, название техники говорит само за себя. Нам нужно будет набирать краску на кисть, промакивать ее от лишней жидкости бумажным полотенцем или губкой, а уж потом рисовать.

Для начала сделаем набросок карандашом. После этого грубо обозначим небо, водя кистью по поверхности бумаги.

Шаг 2

Нарисуем зеленым цветом деревья на линии горизонта, очертив то, что потом станет нашим озером.

Затем, смешав лиловый с голубым, нарисуем первый слой ствола дерева.

Шаг 3

Дайте рисунку подсохнуть и добавьте некоторые элементы: отражение дерева в озере и поток воды.

Смешав зеленый и голубой, оттеним берег на фоновой части изображения и снова дадим рисунку высохнуть.

Шаг 4

Смешаем интенсивный синий цвет с ультрамарином и нарисуем слой на стволе дерева, чтобы создать тени и текстуру коры.

Шаг 5

Затем, используя оттенки оранжевого, изобразим осенний пейзаж, закрасив фоновые деревья.

Шаг 6

Закончив с предыдущим шагом, светло-оранжевым оттенком изобразим отражение деревьев в воде.

Еще, смешав серый с голубым, расставим темные акценты на деревьях.

Также добавим деревья и с другой стороны горизонта. Обозначим формы деревьев оранжевым цветом.

Шаг 7

Займемся водой. Используем темно-зеленый и коричневый, чтобы достичь нужного цвета. И волнообразными движениями нарисуем воду в озере.

Шаг 8

Рисуя озеро, меняйте давление на кисть, чтобы прибавить фактуру.

Подсказка: если кисть слишком мокрая, краска будет выглядеть плоско. Высушите кисть, чтобы сделать цвета интенсивнее.

Шаг 9

Добавим немного травы под деревом, используя тот же цвет, что и для травы на фоне.

Шаг 10

Добавим несколько деталей на передний план.

Также немного затемним озеро, добавив синий оттенок. А еще оттеним этим же цветом и небо.

Убираем влагу

Эта техника потребует несколько губок. Она подходит для изображения облаков, мягкого света. А еще ею можно контролировать поведение красок.

Губки

Лучше всего подойдут спонжи для макияжа. Они хорошо впитывают и дают интересный эффект.

Старайтесь не тереть губкой бумагу, а если вы это и делаете, то делайте это очень осторожно, чтобы не повредить бумагу.

Бумажные полотенца

С их помощью вы можете создать более четкие высветления. Но бумажные полотенца очень быстро впитывают огромное количество краски. Поэтому свежую краску они могут впитать полностью.

Бумажные полотенца могут пригодиться, если вы сделали ошибку. Тогда вы сможете быстро убрать краску.

Сухая кисть

Вы можете использовать сухую кисть, чтобы создать рисунок в данной технике. Для этого хорошенько промойте и выжмите кисть. С ее помощью вы сможете создать четкие линии.

Другие способы:

  • Вы можете брызнуть водой туда, откуда нужно убрать краску, а затем впитать ее губкой.
  • Используйте различные ткани, чтобы придать текстуру
  • Можно использовать пальцы или другие части тела. Кожа тоже может впитывать влагу.

Обесцвечивание высохшей краски

Кисти для акварельной краски

Используйте чистую воду и тряпочку, намочите нужные участки, аккуратно потрите рисунок и сухой кистью уберите влагу. Этот метод позволяет контролировать области, которые вы осветляете.

Кисти для масляной или акриловой краски

Жесткая щетина позволяет быстро соскрести краску с нужной области. Но стоит заметить, что этот метод может повредить бумагу, поэтому контролируйте себя.

Здесь так же, как и в первом методе, нужно сначала смочить область, а потом обработать кистью.

Спрей и полотенце

Возьмите пульверизатор и побрызгайте на нужную область, а потом приложите к ней бумажное полотенце. Такой метод оставляет большие светлые пятна и придает интересный эффект.

Наждачная бумага

Очень редко используется, так как ею можно повредить бумагу. Лучше всего ее использовать в конце для придания текстуры. Для этого метода вам не понадобится вода, просто потрите рисунок в нужном месте.

Лезвия и ножи

Можно использовать для высветления небольших областей и создания четких линий. Этот метод тоже очень рискованный, так как может повредить бумагу.

Губки

Также можно использовать губки. Намочите нужную область и высушите ее губкой.