Томский, николай васильевич. В мастерской Н.В

Томский Николай Васильевич, скульптор

Томский Николай Васильевич (1900-1984), советский скульптор . Народный художник СССР (1960), действительный член АХ СССР (1949; президент в 1968-83), Герой Социалистического Труда (1970). Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-27) у В. В. Лишева. Преподавал в МХИ (с 1948; ректор в 1964 - 70). Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, изучил традиции русской школы ваяния XIX в., которые легли в основу его пластические манеры. В своих лучших произведениях 30-40-х гг. он, сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и тщательно моделированные формы, создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С. М. Кирову в Ленинграде, бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР, 1941; портреты И. Д. Черняховского, 1947, Государственная премия СССР, 1948, и Н. В. Гоголя, 1951, Государственная премия СССР, 1952, - оба мрамор, ГТГ). Со второй половины 50-х гг. Томский обратился к поискам выразительных и активных форм в монументальных композициях (памятники В. И. Ленину в Берлине , гранит, 1970, Ленинская премия, 1972, и в Ташкенте, бронза, гранит, 1974, Государственная премия СССР, 1979); в его портретном творчестве углубляется индивидуальная характеристика модели, более пластичной становится манера лепки (портреты Д. Риверы, бронза, 1956-57, ГТГ, и С. Н. Сергеева-Ценского, песчаник, гранит, 1962, Курская областная художественная галерея). Государственная премия СССР (1949, 1950).

.
Николай Гришин родился 19 (6 по старому стилю) декабря 1900 года в селе Рамушево, Новгородской губернии.
В 1919 году Николай Гришин был призван на военную службу в ряды , вскоре в ходе одного из боёв он был ранен. После выздоровления Гришина оставили служить писарем при пересыльном пункте городского военного комиссариата Старой Руссы.
В свободное время Гришин начал заниматься творческой деятельностью: рисовал портреты друзей и сослуживцев, рисовал плакаты и афиши, выступал в небольших спектаклях и постановках, а также участвовал в деятельности местного драматического кружка, возглавляемого художником-живописцем . Именно тогда Гришин и придумал себе фамилию-псевдоним Томский, которой стал подписывать свои произведения.
Опытный художник Василий Сварог однажды порекомендовал Гришину-Томскому попробовать заняться художественной лепкой, аргументировав это тем, что он хорошо чувствует и передаёт в своих рисунках объём изображаемых объектов.
В 1923 году Томский демобилизовался из Красной армии и почти сразу же после этого переехал из Старой Руссы в , где быстро сумел поступить на факультет скульптуры Художественно-промышленного техникума. Учителем Николая Томского в Петрограде был скульптор Всеволод Всеволодович Лишев. В 1927 году Николай Томский окончил техникум.
Уже с 1925 года Н.В.Томский начал принимать участие в выставках произведений искусства - будучи студентом техникума, ему удалось выставить две своих работы ("Бюст В.И.Ленина в детстве", "Выступление В.И.Ленина в Женеве") на выставке в Ленинградском государственном музее Революции, посвящённой памяти В.И.Ленина. Бюст маленького Ленина оказался очень популярен у зрителей, а потому был выкуплен музеем у Томского.
Скульптор Николай Томский стал востребован в середине 1930-х годов, после того как его проект памятника Сергею Мироновичу Кирову, разработанный совместно с архитектором Ноем Абрамовичем Троцким, победил в конкурсе на лучший памятник Кирову. Памятник был торжественно открыт 6 декабря 1938 года на Кировской площади в Ленинграде и принёс скульптору его первую государственную награду - Сталинскую премию.
В период Николай Васильевич Томский прожил в блокадном Ленинграде: участвовал в маскировочных работах, а также принимал активно участие в работе над масштабными барельефами "Гитлер и Наполеон", "Родина зовёт" и "На защиту Ленинграда". Томский в то время выступил как автор проектов для множества различных памятников: Зое Анатольевне Космодемьянской, обелиска волоколамским комсомольцам, Лизе Чайкиной, а также многих других памятников. После окончания войны скульптор переехал в .
В послевоенное время Николай Томский много занимался преподавательской и руководящей деятельностью.
Под руководством Николая Васильевича Томского работали многочисленные бригады скульпторов, занятые оформлением московского метрополитена и созданием фигур для московских высотных зданий.
С 1948 года Томский преподавал в Московском государственном художественном институте имени Василия Сурикова. С 1964 по 1967 год Николай Васильевич был ректором этого института. С 1968 по 1983 год Николай Томский был президентом .
В 1960 году Николаю Томскому было присвоено почётное звание . В 1970 году - Героя Социалистического Труда. Скульптор является лауреатом множества почётных советский премий: одной Ленинской, пяти Сталинских и одной Государственной премии СССР.
Николай Васильевич Томский умер 22 ноября 1984 года в Москве. Скульптор похоронен на .

19 декабря 1900 - 22 ноября 1984

советский скульптор-монументалист, автор многих известных парадных памятников советской эпохи

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушел на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нем интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога . Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев . Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.

В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой , М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6 Х 5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.

После войны скульптор работает в Москве. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов , Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский , Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском художественном институте (ректор с 1964 по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной.. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.

Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»

Николай Васильевич Томский (настоящая фамилия - Гришин) родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево (ныне Старорусский район Новгородской области) в семье кузнеца. Русский.

  • Так как в 1914 году отец его ушел на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи.
  • С началом Гражданской войны был мобилизован в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нем интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога. Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.
  • Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.
  • После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучаает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделироваанных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом.
  • В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский , находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой, М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (6 Х 5 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.
  • После войны скульптор работает в Москве. Н. В. Томский руководил бригадами скульпторов, которые создавали монументальные фигуры для московских высоток, работали над оформлением московского метрополитена. В этих группах вместе с ним трудились скульпторы М. Ф. Бабурин, П. И. Бондаренко, Н. И. Рудько, М. Н. Смирнов, Р. К. Таурит, А. П. Файдыш-Крандиевский, Д. П. Шварц, Г. А. Шульц и другие. С 1948 года Н. В. Томский преподавал в Московском государственном академическрм художественном институте им. В.И.Сурикова, который находится в Таганском районе на Товарищеском переулке (ректор с 1964 по 1970 год). С середины 1950-х годов в портретном творчестве скульптора углубляется индивидуальная характеристика модели, манера лепки становится более пластичной. Одновременно с преподаванием в МХИ, Н. В. Томский с 1960 по 1968 год руководил творческой мастерской Академии Художеств в Ленинграде.
  • Н. В. Томский принимал активное участие в общественной жизни, именно благодаря его помощи был сохранён один из крупных архитектурных памятников конца XIX века - Храм Всемилостивого Спаса, который советские власти пытались снести в 1979 году. Ещё в 1929 году собор был закрыт, после чего вывезено всё внутреннее убранство, а фрески закрашены, снесли главы и ярус звона колокольни. Фактически здание церкви 1976 году было передано в ведение Московского Государственного Технологического университета «Станкина», руководство которого решило разобрать «за ненадобностью» этот памятник архитектуры и истории, а на его месте построить учебные корпуса. Действия Н. В. Томского позволили отстоять церковь. Благодаря ходатайству скульптора удалось начать деятельность по возрождению храма «Всех скорбящих радости» и Скорбященского монастыря, которому он принадлежал. Так, уже в 1982 году сохранённое его силами здание, было отреставрировано финской фирмой, по проекту института «Росреставрация»
  • Н. В. Томский умер 22 ноября 1984 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Много работал над созданием целой галереи портретов исторических личностей и современников художника.

Действительный член АХ СССР (1949, президент - 1968-1983), профессор]; действительный член Академии искусств ГДР. Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1979). Член ВКП(б) с 1950 года.

Работы Томского:

  • Памятник С. М. Кирову в Санкт-Петербурге (1938 г., арх. Троцкий Н. А.,)
  • Памятник С. М. Кирову в Воронеже 1939 г. в сквере на ул. Лебедева;
  • Памятник В. И. Ленину в Воронеже (1940 г.; восстановлен в 1950 г.; арх. Троцкий Н. А.); в 1967 г. заменён постамент, а сам памятник перенесён к центру площади;
  • Скульптурное оформление Моста Победы в Москве, 1943 год;
  • Памятник С. М. Кирову в Новой Ладоге 1947 г. (установлен на постаменте памятника Императору Александру II, 1913 г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Сестрорецке, 1950 г., первоначально на Приморском шоссе у южного въезда в Сестрорецк, в 1963 г. перенесён на пл. Свободы; арх. А.И.Прибульский;
  • Памятник С. М. Кирову в Кировске Ленинградской обл. 1952 г.
  • Памятник В. И. Ленину в Вильнюсе (1952 г.; арх. Микучанис В. П. Демонтирован в 1991 г. Ныне стоит в Груто-Парке вместе с другими демонтированными памятниками советской эпохи;
  • Памятник В. И. Ленину в Иркутске (1952 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник В. И. Ленину в Климовске (1967 г.);
  • Памятники В. И. Ленину в Старой Руссе 1984 г.
  • Памятник И. В. Сталину на его могиле на Красной площади, установлен в 1970
  • Памятник В. И. Ленину в Орле (1949 г.; арх. Антипов Б. В.; пл. К.Маркса. В 1961 г. перенесён на пл. Ленина к Дому Советов; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник генералу армии И. Р. Апанасенко в Белгороде (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.; Сталинская премия 1950 г.);
  • Памятник-бюст трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба в селе Ображеевка Сумской обл. Украина (1949 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник генералу И. Д. Черняховскому в Вильнюсе (1950 г.; арх. Голубовский Л. Г.; демонтирован в 1991 г. и перевезён в Воронеж; торжественно открыт 9 мая 1993 г.);
  • Памятник М. В. Ломоносову перед главным зданием МГУ на Воробьевых горах (1954 г.; архитектор Л. В. Руднев);
  • Памятник В. И. Ленину в Мурманске (1957 г.; арх. Сизиков Л. В.);
  • Портрет художника Диего Риверы (1956-1957, бронза; ГТГ);
  • Портрет скульптора Т. Э. Залькалнса (1956, бронза; ГРТ;
  • Портрет писателя С. Н. Сергеева-Ценского (1962, песчаник, гранит; Курская областная художественная галерея);
  • Памятник В. И. Ленину на пл. Свободы в Вологде (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник В. И. Ленину на Советской пл. в Саранске (1960 г.; арх. Душкин А. Н.);
  • Памятник-бюст дважды Героя Советского Союза М. Г. Гареева в Уфе (1967 г.; арх. Голубовский Л. Г. Первоначально открыт 17 июня 1951 г. на родине Героя, в деревне Илякшиде Илишевского р-на Башкирии);
  • Памятник Н. В. Гоголю в Москве (1952; арх Голубовский Л. Г.)
  • Бюст М. И. Кутузову перед «Кутузовской избой» (1958 г.; арх. Голубовский Л. Г.);
  • Памятник адмиралу П. С. Нахимову в Севастополе (1959 г.; арх. Арефьев А. В.);
  • Памятник Лёне Голикову в Новгороде (1964 г.);
  • Памятник-бюст Лизе Чайкиной в пос. Пено Тверской обл. 1944 г.;
  • Памятник В. И. Ленину в Железноводске (1966 г.; арх. Заварзин А. А.);
  • бюст И. В. Сталина на его могиле у Кремлёвской стены (1970 г.);
  • Бюст С. М. Будённого на его могиле у Кремлёвской стены
  • Памятник М. И. Кутузову в Москве (1973 г.; ск-ры: А. А. Мурзин, Б. В. Едунов, А. И. Бельдюшкин, А. Н. Томский; арх. Л. Г. Голубовский)
  • Скульптурно-архитектурная композиция на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены (1975, Москва);
  • Бюст А. Н. Косыгину на Аллее дважды Героев в Московском Парке Победы в Ленинграде (1977 г.; арх. Голубовский Л. Г.)

Демонтированные работы Томского:

  • Памятник В. И. Ленину в Санкт-Петербурге, 1949 г., на Средней Рогатке; демонтирован в 1951 г.
  • Памятник В. И. Ленину в Санкт-Петербурге у Варшавского вокзала 1949 г.; арх. Н.Ф.Хомутецкий, Б.В.Муравьёв; демонтирован в 2005 г.
  • Памятник В. И. Ленину в Таллине 1950 г.; арх. А. Котли; демонтирован в 1991 г., перевезён в г. Пярну, где в обезглавленном виде простоял до 2008 г., когда был отправлен на свалку;
  • Памятник В. И. Ленину в Риге 1950 г.; арх. Э.Е.Шталберг. Демонтирован в 1991 г.
  • Памятник И. В. Сталину на проспекте Обуховской Обороны в Санкт-Петербурге (арх. Гольдгор Д. С.);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник И. В. Сталину на Средней Рогатке в Санкт-Петербурге, в 1951 г. заменён постамент (арх. Б.Н.Журавлёв);Демонтирован в конце 1950-х годов;
  • Памятник И. В. Сталину у Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге (арх. Н.Ф.Хомутецкий, Б.В.Муравьёв, С.И.Евдокимов);Демонтирован в конце 1950-х годов
  • Памятник В. И. Ленину в Берлине (1970 г.; разобран в 1991 г.)

См. Герои Социалистического Труда Таганского района -

Ответить Подписаться Скрыть

Николай Васильевич Томский (настоящая фамилия - Гришин; 1900-1984) - выдающийся советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Президент Академии художеств СССР с 1968 по 1983 г.

Академик АХ СССР (1949; член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979). Член ВКП(б) с 1950 года.

Биография

Николай Васильевич Гришин родился 6 (19) декабря 1900 года в селе Рамушево в семье кузнеца. Так как в 1914 году отец его ушёл на фронт, фактически все годы Первой мировой войны Николай стоял во главе семьи. С началом Гражданской войны Н. В. Томский был призван в Красную армию, воевал, был ранен. В Рамушеве Николай Томский прожил почти 20 лет. В дальнейшем он возвращается в Старую Руссу, где начинает в это время проявляться в нём интерес к изобразительному искусству, он много рисует, поступает в драматический кружок Народного дома, организованного по инициативе и усилиями разносторонне одаренного человека, живописца, передвижника Василия Семёновича Сварога. Именно В. С. Сварог посоветовал Н. Томскому заняться лепкой.

Скульптор оставил наполненные лиризмом воспоминания о старорусском периоде своей юности.

Творчество

После демобилизации, в 1923 году Н. В. Томский отправляется в Петроград, где поступает на скульптурный факультет Художественно-промышленного техникума, который оканчивает в 1927 году. Руководителем его был Всеволод Всеволодович Лишев. Впервые выставляется в 1925 году в Ленинградском музее революции на экспозиции, посвященной памяти В. И. Ленина. В 1920-е, 1930-е годы Н. В. Томский участвует в реставрации монументально-декоративной скульптуры Ленинграда, изучает традиции русской школы ваяния XIX века, которые оказывают влияние на его пластическую манеру, сочетание индивидуального и типического, характерного жеста и тщательно моделированных форм, отделки, создания образов, проникнутых патетикой и героическим пафосом. В это время художник работал над памятником С. М. Кирову (в 1935 году объявлен всесоюзный конкурс проектов памятника на Кировской площади у здания одноимённого райсовета в Ленинграде - победила работа скульптора Н. В. Томского и архитектора Н. А. Троцкого. Открыт памятник 6 декабря 1938 года. На постаменте барельефы, посвященные теме гражданской войны, труда. - Бронза, гранит. Эта работа была удостоена Сталинской премии СССР - первая для Н. В. Томского государственная награда). В 1937 скульптор создал статую «А. Бусыгин» (гипс).

В годы Великой Отечественной войны Н. В. Томский, находясь в блокадном Ленинграде, принимал активное участие в маскировочных работах, направленных не только на решение оборонных задач, но и на спасение культурного достояния осаждённого города. Он возглавлял бригаду скульпторов, работавших над рельефными агитплакатами. Совместно с В. В. Исаевой, М. Ф. Бабуриным, Г. Б. Пьянковой-Рахманиной, Р. Н. Будиловым, Б. Р. Шалютиным, В. Я. Боголюбовым и А. А. Стрекавиным он создал скульптурное панно «За Родину!» (65 м), которое было установлено на Невском проспекте в районе Государственной Публичной библиотеки.