Верн жюль габриэль. Биография жюль шере Жюль шере основатель

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть такая группа людей - непримиримые и категоричные максималисты, считающие, что истинный художник никогда не замарает рук изготовлением плаката, меню, вывески или афиши для сомнительного шоу.

Сальвадор Дали

Казимир Малевич

Казимир Малевич - это не только "Черный квадрат". Художник засветился и как автор киноафиш и оформления презентаций. Например, сценарий премьеры киноленты «Броненосец "Потемкин"», где на сцену Большого театра СССР после заключительных кадров, разрезая занавес, выдвигался нос легендарного корабля, принадлежал Малевичу. Художник внес вклад и в продвижение нового искусства в массы: Малевич - автор концептуальной афиши к киноленте Фрица Ланга «Доктор Мабузе - игрок».

Жоан Миро

Ведь всем знаком логотип Испании? В общем, придумал его выдающийся художник-сюрреалист Жоан Миро в 1983 году. Логотип понадобился министерству туризма Испании, чтобы улучшить имидж страны. В отличие от своих товарищей по цеху Миро сделал логотип абсолютно бесплатно. Назвал его "El Sol de Miró" ("Солнце Миро"). Неформальное его название, придуманное завистниками, - "Жареное яйцо" / "Яичница Миро".

Нико Пиросмани

Кто-нибудь помнит песню "Миллион алых роз»? Думаете, в ней поется про Аллу Пугачеву? Ошибаетесь. Это эпизод из истории любви Нико Пиросманишвили к певичке Маргарите де Севр. Сегодня картины Пиросмани украшают мировые художественные галереи. Но становление Нико Пиросмани как художника произошло не сразу. По шутливым свидетельствам современников, галереей художника считаются привокзальные кварталы Тифлиса, большинство вывесок в которых было изготовлено в мастерской Пиросмани.

Анри де Тулуз-Лотрек

Довольно дерзкая в композиционном плане афиша кабаре Divan Japonais написана Анри де Тулуз-Лотреком в 1892 году. Главную героиню – певицу Иветт Гильбер - Тулуз-Лотрек поместил в угол плаката и лишил головы. На передний план художник выдвинул в качестве зрительницы танцовщицу Джейн Авриль. Роль фата на плакате сыграл критик и поэт Эдмон Дюжарден.

Альфонс Муха

Михаил Врубель

Пабло Пикассо

Те, кто посещал Барселону, наверняка бывали в легендарном El Quatre Gats. Если, конечно, смогли найти кафе в лабиринте узких улочек. Именно здесь более 100 лет назад за бурными спорами между художниками, музыкантами, писателями рождались идеи, направления и стили искусства ХХ века. Первым коммерческим заказом молодого Пабло Пикассо была разработка обложки меню El Quatre Gats. А спустя год здесь состоялась персональная выставка начинающего художника.

Жюль Шере

Валентин Серов

Афиша-плакат «Русских сезонов» в Париже, 1909 г.

Пьер Боннар

Есть легенда, что почти все работы художник Пьер Боннар писал не с натуры, а по памяти. Это подтверждает и история, согласно которой Боннар не взял с собой в Италию на этюды ни мольберта, ни кистей. Изумленным спутникам художник объяснил, что приехал наблюдать. Его плакат «Французское шампанское» не оставил французское арт-сообщество равнодушным и открыл художнику дорогу в большое искусство. Но отношение к Боннару оставалось неоднозначным. Пабло Пикассо вообще не считал картины Боннара живописью, а Тулуз-Лотрек и Анри Матисс, напротив, восхищались его стилем.

Статистика ЮНЕСКО утверждает, что книги классика приключенческого жанра, французского писателя и географа Жюля Габриэля Верна на втором месте по количеству переводов после сочинений «бабушки детектива» .

Жюль Верн родился в 1828 году в городе Нант, расположившемся в устье Луары и в полусотне километров от Атлантического океана.

Жюль Габриэль – первенец в семействе Вернов. Через год после его рождения в семье появился второй сын Поль, а спустя 6 лет с разницей в 2-3 года родились сестры Анна, Матильда и Мари. Глава семейства – адвокат во втором поколении Пьер Верн. Предки мамы Жюля Верна – кельты и шотландцы, переселившиеся во Францию в XVIII веке.

В детские годы определился круг увлечений Жюля Верна: мальчик запоем читал художественную литературу, отдавая предпочтение приключенческим повестям и романам, и знал все о кораблях, яхтах и плотах. Увлечение Жюля разделял младший брат Поль. Любовь к морю мальчикам привил дед-судовладелец.

В 9 лет Жюля Верна отправили в закрытый лицей. После окончания пансиона глава семейства настоял на поступлении старшего сына в юридический вуз. Парню не нравилась юриспруденция, но он уступил отцу и сдал экзамены в Парижский институт. Юношеская любовь к литературе и новое увлечение – театр – здорово отвлекали начинающего юриста от лекций по праву. Жюль Верн пропадал в театральном закулисье, не пропускал ни одной премьеры и начал писать пьесы и либретто для опер.

Отец, оплачивавший учебу сына, рассердился и перестал финансировать Жюля. Молодой писатель очутился на грани нищеты. Поддержал начинающего коллегу . На сцене своего театра он поставил спектакль по пьесе 22-летнего коллеги «Сломанные соломинки».


Чтобы выжить, молодой литератор трудился секретарем в издательстве и репетиторствовал.

Литература

Новая страница в творческой биографии Жюля Верна появилась в 1851 году: 23-летний литератор написал и опубликовал в журнале первый рассказ «Драма в Мексике». Начинание оказалось успешным, и окрыленный писатель в том же ключе создал десяток новых приключенческих рассказов, герои которых попадают в круговорот удивительных событий в разных уголках планеты.


С 1852 по 1854 годы Жюль Верн работал в «Лирическом театре» Дюма, затем устроился биржевым маклером, но писать не прекращал. От написания коротких рассказов, комедий и либретто он перешел к созданию романов.

Успех пришел в начале 1860-х: Жюль Верн задумал написание цикла романов, объединенных названием «Необыкновенные путешествия». Первый роман «Пять недель на воздушном шаре» появился в 1863 году. Произведение опубликовал издатель Пьер-Жюль Этцель в своем «Журнале для образования и отдыха». В том же году роман перевели на английский.


В России переведенный из французского языка роман вышел в 1864 году под названием «Воздушное путешествие через Африку. Составленное по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн».

Спустя год появился второй роман цикла, названный «Путешествие к центру земли», рассказывающий о профессоре минералогии, нашедшем старинный манускрипт исландского алхимика. В зашифрованном документе рассказано, как попасть в земное ядро через ход в вулкане. Научно-фантастическая фабула произведения Жюля Верна основана на не полностью отвергнутой в 19 веке гипотезе, что земля – полая.


Иллюстрация к книге Жюля Верна "С Земли на Луну"

В первом романе рассказывается об экспедиции на Северный полюс. В годы написания романа полюс не был открыт и писатель представлял его действующим вулканом, расположившимся в центре моря. Во втором произведении говорится о первом «Лунном» путешествии человека и сделан ряд сбывшихся предсказаний. Литератор-фантаст описывает аппараты, позволявшие его героям дышать в космосе. Принцип их действия тот же, что и в современных аппаратах: очистка воздуха.

Еще два предсказания, воплотившихся в жизнь – использование алюминия в аэрокосмической сфере и место прототипа космодрома («Пушечного клуба»). По замыслу писателя вагон-снаряд, с которого отправились на Луну герои, расположен во Флориде.


В 1867 году Жюль Верн подарил поклонникам роман «Дети капитана Гранта», экранизированный в Советском Союзе дважды. Первый раз в 1936 году режиссером Владимиром Вайнштоком, второй – в 1986 году .

«Дети капитана Гранта» – первая часть трилогии. Через 3 года опубликован роман «Двадцать тысяч лье под водой» и в 1874 году – «Таинственный остров», роман-робинзонада. В первом произведении рассказана история капитана Немо, погрузившегося в водные пучины на субмарине «Наутилус». Идею романа Жюлю Верну подсказала писательница , поклонница его творчества. Роман лег в основу восьми фильмов, один из них – «Капитан Немо» – снят в СССР.


Иллюстрация к книге Жюля Верна "Дети капитана Гранта"

В 1869 году, перед написанием двух частей трилогии, Жюль Верн издал продолжение научно-фантастического романа «С Земли на Луну» – «Вокруг Луны», герои которого - все те же два американца и француз.

Приключенческий роман «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн презентовал в 1872-м. Его герои, британец-аристократ Фогг и предприимчивый и смекалистый слуга Паспарту, так понравились читателям, что история о путешествии героев трижды экранизирована и по ней снято пять мульт-сериалов в Австралии, Польше, Испании и Японии. В Советском Союзе известен мультфильм производства Австралии режиссера Лэйфа Грэма, премьера которого состоялась в период школьных зимних каникул в 1981 году.

В 1878-м Жюль Верн презентовал историю «Пятнадцатилетний капитан» о младшем матросе Дике Сэнде, вынужденно принявшем командование китобойным судном «Пилигрим», команда которого погибла в схватке с китом.

В Советском Союзе по роману сняли два фильма: в 1945 году появилась черно-белая картина режиссера Василия Журавлева «Пятнадцатилетний капитан» и в 1986 году «Капитан «Пилигрима»» Андрея Праченко, в котором снялись , и .


В поздних романах Жюля Верна поклонники творчества увидели подспудный страх писателя перед стремительным прогрессом науки и предостережение от использования открытий в негуманных целях. Это роман 1869 года «Флаг родины» и два романа, написанных в начале 1900-ых: «Властелин мира» и «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака». Последнее произведение дописал сын Жюля Верна – Мишель Верн.

Поздние романы французского литератора менее известны, чем ранние и написанные в 60-70-х. Жюль Верн вдохновлялся на произведения не в тиши кабинета, а в путешествиях. На яхте «Сен-Мишель» (так назывались три судна романиста) он плавал по Средиземному морю, побывал в Лиссабоне, Англии и Скандинавии. На пароходе «Грейт-Истерн» совершил трансатлантический круиз в Америку.


В 1884 году Жюль Верн побывал в странах Средиземноморья. Это путешествие – последнее в жизни французского литератора.

Романист написал 66 романов, больше 20 повестей и 30 пьес. После его смерти родственники, разбирая архивы, нашли множество рукописей, которые Жюль Верн планировал использовать в написании будущих произведений. Роман «Париж в ХХ веке» читатели увидели в 1994 году.

Личная жизнь

Свою будущую супругу – Онорину де Виан – Жюль Верн встретил весной 1856 года в Амьене на свадьбе друга. Вспыхнувшему чувству не стали помехой двое детей Онорины от прежнего брака (первый муж де Виан умер).


В январе следующего года влюбленные поженились. Онорина с детьми перебралась в Париж, где обосновался и работал Жюль Верн. Спустя 4 года у пары родился сын Мишель. Мальчик появился, когда отец на «Сен-Мишеле» путешествовал по Средиземному морю.


Мишель Жан Пьер Верн в 1912 году создал кинокомпанию, на базе которой экранизировал пять романов отца.

Внук романиста – Жан-Жюль Верн – в 1970-х опубликовал монографию о знаменитом деде, которую писал 40 лет. В Советском Союзе она появилась в 1978 году.

Смерть

Двадцать последних лет жизни Жюль Верн жил в Амьенском доме, где диктовал романы родным. Весной 1886 года писателя ранил в ногу психически больной племянник – сын Поля Верна. О путешествиях пришлось забыть. К ранению подключился сахарный диабет и в последние два года – слепота.


Жюль Верн умер в марте 1905 года. В архиве любимого миллионами прозаика осталось 20 тысяч тетрадей, в которых он записывал сведения из всех отраслей науки.

На могиле романиста установили памятник, на котором написано: «К бессмертию и вечной юности ».

  • В 11 лет Жюль Верн нанялся на корабль юнгой и едва не сбежал в Индию.
  • В романе «Париж в ХХ веке» Жюль Верн предсказал появление факса, видеосвязи, электрического стула и телевидения. Но издатель вернул Верну рукопись, обозвав "идиотом".
  • Роман «Париж в ХХ веке» читатели увидели благодаря правнуку Жюля Верна – Жану Верну. Половину столетия произведение считалось семейным мифом, но Жан – оперный тенор – отыскал рукопись в семейном архиве.
  • В романе «Необыкновенные приключения экспедиции Барсака» Жюль Верн предугадал переменный вектор тяги в самолетах.

  • В «Найденыше с погибшей «Цинтии»» писатель обосновал необходимость судоходной проходимости Северного морского пути за одну навигацию.
  • Жюль Верн не предсказывал появление подводной лодки – в его время она уже существовала. Но «Наутилус», управляемый капитаном Немо, превосходил даже субмарины XXI века.
  • Прозаик ошибся, считая ядро земли холодным.
  • В девяти романах Жюль Верн описал события, которые разворачиваются в России, ни разу не побывав в стране.

Цитаты Верна

  • «Он знал, что в жизни поневоле приходится, как говорят, тереться между людьми, а так как трение замедляет движение, то он держался в стороне ото всех».
  • «Лучше тигр на равнине, чем змея в высокой траве».
  • «Не правда ли, ведь если у меня не будет ни одного недостатка, то я стану заурядным человеком!».
  • «Настоящий англичанин никогда не шутит, когда дело идет о столь серьезной вещи, как пари».
  • «Запах - душа цветка».
  • «Новозеландцы едят людей только в жареном или копченом виде. Они люди благовоспитанные и большие гурманы».
  • «Необходимость – лучший учитель во всех случаях жизни».
  • «Чем меньше удобств, тем меньше потребностей, а чем меньше потребностей, тем счастливее человек».

Библиография

  • 1863 «Пять недель на воздушном шаре»
  • 1864 «Путешествие к центру Земли»
  • 1865 «Путешествие и приключения капитана Гаттераса»
  • 1867 «Дети капитана Гранта. Путешествие вокруг света»
  • 1869 «Вокруг Луны»
  • 1869 «Двадцать тысяч лье под водой»
  • 1872 «Вокруг света за восемьдесят дней»
  • 1874 «Таинственный остров»
  • 1878 «Пятнадцатилетний капитан»
  • 1885 «Найденыш с погибшей «Цинтии»
  • 1892 «Замок в Карпатах»
  • 1904 «Властелин мира»
  • 1909 «Кораблекрушение «Джонатана»

Страница 1 из 2

Е.А. Петухова (СПбГУ)
Жюль Шере и «Les Maîtres de l’affiche» 1

Афиша – термин вполне современный, повседневный и говорящий сам за себя. Но при рассмотрении данного понятия в контексте графических искусств мы в первую очередь соотносим его с предыдущей эпохой, а именно, временем, когда плакат появился на улицах, расцветив их всей существующей палитрой красок и сделав искусство еще более доступным, отвечающим развитию современной жизни. Рождение этого вида искусства произошло во второй половине XIX столетия с полным утверждением хромолитографии и появлением на улицах многочисленных плакатов, приглашающих посетить концерты в знаменитых увеселительных заведениях, многочисленные празднества и другие события бурной городской жизни. Расцвет этого вида искусства во Франции – "прекрасная эпоха" 2 , настолько быстро менявшая мир, что именно афиша могла ухватить и отразить эти новации, изменения и достижения столь же ярко и быстро.
Последнее десятилетие XIX в. объединило искусство с индустрией, породив плакат рекламного типа, который не просто отражал промышленное и торговое развитие эпохи, но и поднялся на высокий художественный уровень, будучи создаваемым ведущими мастерами своего времени. Именно в этот период появляется столь универсальное художественное произведение, являющееся одновременно и отзвуком происходивших изменений, и искусством, доступным любому человеку, и вместе с тем предметом достойным коллекционирования. Последнее качество захватило французское общество второй половины 1890-х гг., породив явление афишемании. Однако плакаты хорошего качества далеко не всегда доставались собирателям, не говоря уже об их ограниченном тираже. К тому же, мастера других стран, таких как Англия и Америка, уже были хорошо известны коллекционерам, благодаря многочисленным художественным журналам, публиковавшим на своих страницах копии известнейших работ. Иные традиции, новые художественные решения интересовали публику, которая хотела бы иметь у себя лучшие образцы в целом быстро развивающегося мирового плакатного искусства. Выходом из сложившейся ситуации стало появление нового издания, собравшего в себе лучшие афиши последнего десятилетия XIX века.
С 1895 по 1900 гг. в Париже выпускается серия уменьшенных копий популярных плакатов в технике литографии, получившая название «Les Maîtres de l’affiche» 3 . Данное издание было предназначено для всех любителей и собирателей современных, постоянно появлявшихся работ самых известных и различных мастеров. Идея выпуска, а также художественное и техническое руководство над серией в течение этих пяти лет принадлежали художнику Жюлю Шере, который вошел в историю искусства под именем «отца плаката». Этот мастер был прекрасным живописцем, технически подкованным графиком и умелым предпринимателем, вполне преуспев во всех этих областях. Его работы стали школой для практически всех современных ему мастеров дизайна. Таким образом знакомство с «Les Maîtres de l’affiche» не представляется возможным без рассмотрения личности Шере и его художественных исканий.
Творчество Жюля Шере в своем развитии прошло значительную эволюцию, приведшую его стиль к тем принципам, которые его наиболее прославили. Однако к 1889-1890 гг. Шере уже был на пике своей славы, и последующее десятилетие стало последним в его деятельности как мастера плаката: первые тридцать лет ХХ в. он почти полностью посвятит живописи и пастелям. Таким образом, говоря о творчестве Шере, нельзя забывать о периоде, предшествующем «золотым годам» становления и развития плаката. Художественные поиски, происходившие с конца 1850-х до начала 1890-х гг., определили не только стиль самого мастера, но и облик плаката эпохи модерна. Художник прошел путь от живописи и графики с романтизированной интерпретацией сюжета в античных формах к афише, по-карикатурному острой, впитавшей дух современных ему оперетт, цирковых представлений и, конечно, опыт предыдущих великих эпох и мастеров.
Отмечая основные вехи в творчестве Шере, нужно особо выделить шесть лет, проведенные им в Лондоне с 1859 по 1866 г., где мастер плодотворно и активно работал, в том числе сотрудничал с косметической формой Эжена Риммела. Этот факт отмечается в исследованиях: «Риммел не только нанял Шере для создания этикеток для духов, но познакомил с ведущими европейскими художественными центрами и дал ему капитал для открытия печатных фабрик в Лондоне и Париже. Также важно, что он обучил Шере принципам дизайна Королевского Общества Искусств. Один из них гласит: «Дизайн должен совпадать с целью предмета» 4 . Вернувшись в Париж, Шере в своих работах переходит к более реалистической трактовке сюжетов. Стремясь показать суть рекламируемого предмета или события, он использует образы героев театральных сценок и цирковых артистов, чьи роли и амплуа еще более заостряются с помощью карикатурных форм.
Творческий метод художника представляет собой определенную схему, по которой создавались все его произведения. Основой практически каждого плаката Шере является женский образ. Так называемая «шеретка» прославила не только мастера, но и вдохновила многих его последователей. Этой излюбленной моделью была датская актриса и танцовщица Шарлотта Вье, портрет которой описывают исследователи: «Она появляется в плакатах Шере безудержно счастливой, танцующей, смеющейся и беззаботной» 5 . Художник умело адаптировал этот образ практически для любого рекламируемого события или предмета, сделав свою «шеретку» подлинным символом эпохи. На одном из самых знаменитых рекламных плакатов – для сигаретной бумаги «Жоб» – она предстает практически символом эмансипированной женщины конца XIX в. (Илл. 1). Этой афишей 1889 г., ставшей очень популярной, Шере открыл череду заказов от компании художникам-плакатистам. Такие мастера как Жорж Меньер, Альфонс Муха подхватили этот удачный образ, представив его в собственной творческой интерпретации. Здесь же перед нами молодая девушка в ярком желтом платье, стоящая вполоборота, с кокетством поглядывающая на зрителя и выпускающая сигаретный дым, который будто бы облаком окутывает ее фигуру. Композиция идеальна, в ней нет ничего лишнего. Колористическое решение также совершенно гармонично. Как известно, Шере работает с помощью четырех камней. В данном случае: желтый, синий, красный цвета и кроющий четвертый. Желтый на синем, яркие красные буквы – все это работает на создание динамичного запоминающегося образа. Закругленные линии, рисующие силуэт, продолжены в оформлении шрифта букв, они будто бы вторят закручивающемуся по спирали движению внутри плакатного пространства. Вертикальный формат афиши напоминает панно, что всегда будет присуще работам Шере. Таким образом, художник создал не только эффектный образ, но работу, содержащую основные черты модерна. Однако, практически все плакаты Шере 1890-х гг. – наиболее блестящего периода творчества мастера – имеют схожие принципы построения и могут быть проанализированы по аналогичной схеме. Например, афиша для «Саксолейн» - компании по производству масла для ламп, чье сотрудничество с Шере было довольно продолжительным. Динамичная женская фигура с зажженной лампой в руках будто бы находится в неком круговороте. Волосы женщины развеваются, ее поза излучает уверенность. В этой рекламе художник представляет довольно интересную интерпретацию образа парижской домохозяйки конца столетия: именно таков образ данной рекламы. Колористическая схема идентична предыдущему варианту, нижнюю часть листа пересекает текст.
Примером многофигурной композиции у Шере могут служить афиши, анонсирующие различные увеселительные места и мероприятия. На протяжении 1890-х гг. художник сотрудничал с современной Оперой Гарнье. Каждый год мастер создавал плакат, объявляющий о ежегодном зимнем бале-маскараде. Рассмотрим работу 1897 г. На первом плане вновь предстает знаменитая «шеретка» в желтом платье с веером в руке, сидящая на столе, но будто бы приглашающая к танцу. Рядом – букет цветов, позади – другие участники праздника: джентльмены в шляпах, персонаж в костюме клоуна. Образ производит по-настоящему радостное впечатление. Перед нами опять закручивающееся пространство, вневременное действие и привычная колористическая схема. Женский образ в любом случае главенствует.
Необычные элементы и решения появлялись в заказных плакатах для другого рода событий. Шере выполнил две работы для Общества помощи семьям, пострадавшим от кораблекрушений. Плакат 1890 г. представляет собой целую историю семьи моряка, проводившей его в море и потерявшей в результате кораблекрушения. Афиша построена на основе черного, серого и коричневого оттенков в знакомой манере художника. Тем не менее, реалистическое изображение персонажей кажется достойным внимания. Интересной деталью является текст рекламируемого события: он занимает нижнюю часть листа и нисколько не акцентирует на себе внимание. В данном случае изображение говорит само за себя, посылая зрителю просьбу о помощи.
Обзор выбранных работ ставил своей целью продемонстрировать определенные творческие каноны Жюля Шере. Найденный им женский образ является доминирующим в его работах на протяжении 1890-х гг. Характерные черты «шеретки» стали знаковыми для самого художника. Цветовая гамма чаще всего одна и та же. Практически всегда используются красный или синий цвета для написания слов текста. Их расположение на листе может быть различным, но всегда обращает на себя внимание. Эта особенность присуща плакатному творчеству некоторых учеников Шере, а также афишам Тулуз-Лотрека, который еще более развивал данный элемент: например, с помощью троекратного повторения.
Значение работ Жюля Шере для плакатного искусства всегда будет рассматриваться как определяющее. Его творческие принципы однозначны, даже несколько схематизированы, но именно они создали образ афиши уже в ее новейшем значении. Декоративно-аллегорический стиль мастера стал ключом для множества последующих живописных явлений, став одной из основ эры известной как «прекрасная эпоха» и передав ее художественный дух. Однако не менее важной составляющей успеха оказалась и разработанная Шере стратегия развития и продвижения искусства плаката.
В 1866 г., вернувшись из Лондона, Жюль Шере основывает собственную типографию, оснащенную огромным печатным прессом, привезенным из Лондона. Это был не первый коммерческий опыт художника. В первой половине 1860-х гг. он открывает предприятие в Лондоне, просуществовавшее до 1869 г. Дальнейшее же развитие французского отделения было таковым: в 1881 г. Шере передал часть своего предприятия издательству Шекс. Следующие девять лет он посветил созданию афиш в собственном ателье, при этом осуществляя художественное руководство типографией.
В 1889 г. художник получает золотую медаль на Всемирной выставке, в том же году проводится большая ретроспектива его работ. В 1890 году Шере становится кавалером ордена Почетного легиона в звании «творец индустриального искусства». Эти события весьма важны для понимания места мастера в бурном развитии искусства его эпохи.
К началу 1890-х гг. печатное издательство художника процветало и работало в полную силу. В 1890 г. печатное отделение и художественная студия были объединены под одной крышей и одним названием – типография Шекс 6 . Именно здесь про проекту и под руководством Шере начали печатать ежемесячную серию «Les Maîtres de l’affiche», представившую собой подборку самых известных плакатных творений своей эпохи. Мастер лично отбирал плакаты и приглашал художников для создания специальных листов и обложки издания. Кроме того, он является самым публикуемым автором – в каждом выпуске первый эстамп представлял его афишу.
Серия «Les Maîtres de l’affiche» ежемесячно выпускалась с декабря 1895 по ноябрь 1900 г. и насчитывала 60 выпусков. Каждый месяц подписчики получали четыре несброшюрованных листа, которые назывались «мэтрами» и представляли собой уменьшенные копии самых известных афиш 1890-х гг. Кроме того, для имевших годовую подписку было выпущено 16 «специальных листов», которые являлись эксклюзивными авторскими литографиями известнейших мастеров. Всего за пятилетнее существование серии было выпущено 240 «мэтров» и 16 «специальных листов». Можно было купить выпуски отдельно без подписки, а также в конце каждого года выпускалась подшивка со всеми листами за прошедшие 12 месяцев в специальной обложке, дизайн которой создал Поль Бертон, один из мастеров афиши, также представленный в этой серии. Цена по подписке составляла 27 франков в год, а отдельный выпуск стоил 2,5 франка.
Кроме того, каждый лист серии оформлялся особым образом. В левом нижнем углу находился порядковый номер, и по кромке шла надпись «типография Шекс». В правом нижнем углу – особый печатный знак: сидящая, элегантно одетая дама, на лице которой улыбка, своим жестом приглашает нас полюбоваться плакатами. К тому же, данный рисунок появлялся на обложке каждого отдельного выпуска.
Каждый лист серии печатался на качественной и плотной бумаге, что являлось большим плюсом для любителей и коллекционеров афиши. Размер всегда был одинаковым – 29 х 40 см, он был гораздо меньше оригинального. В итоге эти факторы сыграли в пользу «Les Maîtres de l’affiche»: набор небольших качественных эстампов стоил столько же, сколько оригинальный плакат. И умелые коллекционеры выбирали первый вариант. Афиши в это время, несмотря на всю свою популярность и несомненные художественные достоинства, печатались на дешевой газетной бумаге, а их большой размер создавал некоторые неудобства для их собирания. Поэтому ведущие художественные, газетные и журнальные издания печатали на своих страницах уменьшенные копии, выпускали специальные приложения с повторениями известнейших плакатов. Создатель «Les Maîtres de l’affiche» пошл дальше и соединил все возможные преимущества.
Невероятное количество ярких художественных имен, представленных в серии, отмечается в единственной монографии, посвященной рассматриваемому изданию: «Из более чем 96 мастеров, представленных в «Les Maîtres de l’affiche», некоторые были выдающимися художниками и мастерами плаката на различных этапах их карьеры: Тулуз-Лотрек, Боннар, Грассе, Валлоттон. Другие были иллюстраторами и карикатуристами рассматриваемого периода, также известными коллекционерам: Форен, Каран Д"аш, Ибельс, Буте де Монвель, Леандр. Но среди них были и те, чьи имена у нас ассоциируются с понятием “плакат”, первооткрыватели, покорившие новое общество: Шере, Муха, Стейнлен, Беггарстафф, Грассе, Пенфилд, Перриш, Бредли, Херди… список может продолжаться бесконечно» 7 . Такая классификация может быть спорной, но в любом случае, она отмечает наиболее известные имена и показывает интернациональность этого проекта. К тому же вполне объяснимым выглядит то, что вместе с отмеченными именами художников, которые можно определить как первый круг, должен существовать и второй. К нему относятся мастера сравнительно не столь сильные и яркие в области искусства плаката, но в целом известные в афишном творчестве 1890-х гг. Среди них мы можем отметить Фредерика-Огюста Казальса, Люсьена Мейтиве, Этьенна Моро-Нейлатона, имевших опыт работы с различными периодическими изданиями и коммерческими предприятиями. При этом перечень имен представляется действительно внушительным и является слишком широким для полного его воспроизведения в рамках данной работы.
Кроме того, на основе материала серии «Les Maîtres de l’affiche» мы получаем возможность ознакомиться с единичными плакатными работами известных мастеров живописи. Пьер Пюви де Шаванн, Морис Дени, Феликс Валлоттон работали в афише. Рассмотрение их произведений дает возможность увидеть применение чисто индивидуальных приемов художников в непривычной для них области, а также и попытки разработать что-то новое. Однако, несмотря на значимость этих имен, мы не можем с абсолютной уверенностью причислять их работы к авангарду плакатного искусства 1890- гг.
Приоритет французской школы среди листов «Les Maîtres de l’affiche» является неоспоримым фактом, доказывающим, к тому же, ее главенствующее положение в плакатном искусстве 1890-х гг. Однако нельзя забывать, что другие страны также представлены в издании и расширяют тем самым наше представление об афише рубежа веков. В целом, факт создания и выпуска столь широкомасштабной серии художником, который определял вкус и моду своего времени, стоит рассматривать как большое достижение и интереснейшее явление. Облик издания «Les Maîtres de l’affiche» и его существование определялись именно Жюлем Шере, чье творчество положило начало новой области искусства, отразившей многие значимые процессы художественной жизни рубежа веков как нельзя полно и удачно. Представление и рассмотрение творчества одного из величайших мастеров плаката и истории его проекта кажется достойным дополнением к изучению искусства конца XIX века, где афиша занимает свое важное место.
«Les Maîtres de l’affiche» дает нам возможность представить себе развитие плакатного искусства на самом его пике – с 1890 по 1900 гг. 1900 год стал не только годом окончания публикации рассматриваемого издания. Эта дата может считаться завершением «первого» этапа развития искусства афиши. С начала ХХ в. Жюль Шере переключается на живописные работы, в 1901 г. умирает Анри де Тулуз-Лотрек – мастер, совершивший подлинный переворот в плакатном искусстве. Мы больше не встретим афиш Пьера Боннара. Теофиль Стейнлен все больше отходит к остросоциальному, политическому искусству, в том числе и в области афиши. Продолжает работать Альфонс Муха, но его произведения являются повторениями блестящих идей 1890-х гг. Конечно, появляются новые мастера, но их работы уже сильно отличаются от рассматриваемого десятилетия. В целом, плакат 1890-х гг. может рассматриваться как отдельное замкнутое явление со своими событиями, свершениями и закономерностями, обнаружить, изучить и систематизировать которые в полной мере позволяет материал, представленный в «Les Maîtres de l’affiche».

Великий французский рисовальщик Жюль Шере родился в 1836 г. в Париже. В первую пору своей художественной деятельности занимался, кроме живописи, рисованием эскизных картинок для иллюстрированных журналов, виньетками для пригласительных и поздравительных билетов, обеденных меню и тому подобное. Затем, живя несколько лет в Лондоне, он начал изготовлять оригиналы для орнаментированных фигурами хромолитографированных афиш и плакатов, расклеиваемых и развешиваемых в публичных местах.

Деятельность Жюля Шере в Париже началась в 1866 году, когда он основал во французской столице небольшую литографию. Есть версия, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лаконизма изображения, к "ударности" цветовой гаммы его подтолкнула экономия красок, существенная для небогатого хозяина скромного предприятия. "В результате он стал ограничиваться одной главной фигурой, упростив все детали, давая их только в виде теней, впервые введя вместо длинного текста лишь немногие необходимые слова, исполненные четким, крупным шрифтом, составляющим одно гармоничное целое со всем рисунком".

Приоритет в обретении самых характерных признаков нового жанра историки искусства единодушно отдают Жюлю Шере потому, что им выявлено и реализовано самое главное для успешного восприятия изображения "на лету" людьми, спешащими по своим делам. Это - лаконизм, композиционная компактность и красочная контрастность. "Их динамика линий и пятен словно продолжает динамику самой улицы, а воздушная вибрация их палитры словно сливается с вибрацией городской туманной атмосферы, пронизывая ее в то же время яркой праздничной нотой", - писал о своих впечатлениях от рекламного творчества Ж. Шере, Я.А. Тугендхольд.

Дополнительную эффектность этим произведениям давали и сами объекты рекламирования. Чаще всего это были зрелища, гуляния, маскарады, катки, кафе-шантаны, художественные выставки.

Жюль Шере определил основные принципы удачной рекламы и первым начал подписывать свои работы. Авторская афиша достигла уровня искусства. Всего Жюлем Шере создано около тысячи подписных плакатов. Из них лучшие были представлены на его персональных выставках в Париже в 1889 и 1890 годах.

Жюль Шере так же известен тем, что он сформулировал основные принципы плаката. Внимание зрителя концентрировалось на одной фигуре, а за счет контрастных и ярких цветов афиши легко воспринимались на расстоянии.

Такова, например, одна из первых его афиш, объявлявшая об открытии "Мулен Руж" (Приложение 1).

Анри де Тулуз - Лотрек

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа - французский живописец, рисовальщик, литограф. Родился в Альби 24 ноября 1864. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги и остался калекой. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя живописи. В 1882 Тулуз-Лотрек учился в Париже у Леона Бонна и Фернана Кормона, но оба учителя не оказали сильного влияния на его творческое формирование. Лотреку нравились смелая, выразительная угловатость произведений Дега и уплощенная перспектива и линеарность японских гравюр; на основе этих источников он создал собственный оригинальный стиль.

В 1884-1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы ("Диван Жапоне", "Мулен де ла Галетт" и особенно "Мулен Руж"); среди его моделей были танцовщицы Ла Гулю и Жана (Джейн) Авриль, певица Иветт Гильбер и многие другие. Лотрек оставил после себя огромное наследие. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками. Всего за свою жизнь он нарисовал около 30 афиш, в которых наиболее ярко выразился его великолепный талант рисовальщика. Художник блестяще владеет линией, заставляет ее прихотливо извиваться по контуру модели и по велению момента, создавая произведения, отличающиеся изысканной декоративностью. Особенную выразительность имеют большие одноцветные поля его картин.

Тулуз - Лотрека считают последователем Ж. Шере. Известно, что Лотрек, так же как и Шере, работал над созданием афиш для кабаре "Мулен Руж". На одной из них мы можем увидеть оригинальную манеру художника (Приложение 4).

Еще одной известнейшей афишей Лотрека является "Диван Жапоне" ("Японский диван") (Приложение 5). На ее примере видно, как он использует обрезание кадра, что помогает зрителю почувствовать себя в той обстановке, которая изображена на афише. Интересно так же композиция данной афиши. В углу изображен лишь силуэт певицы Иветт Гильбер, а центральное место занимает подруга и муза Лотрека Джейн Авриль.