Вкратце о третьяковской галерее. Третьяковская галерея краткая информация

Принято считать, что список самых нелюбимых школьных предметов возглавляет сложная и непонятно для чего изучаемая математика. Для многих это действительно так, но предметом, который одинаково ненавистен и гуманитариям, и поклонникам естественных наук, пожалуй, можно назвать физкультуру. T&P решили разобраться в истории физры и в том, что имеется в виду под «современными технологиями в области физического воспитания».

Начнем с того, что в соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» на период до 2020 года доля населения страны, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть в 2020 году 40%, а среди обучающихся - 80%.

В своей работе «Отношение к физической культуре и физкультурно-спортивной деятельности школьников и студентов в XXI веке», опубликованной в 2014 году, социологи Сергей Фирсин и Татьяна Маскаева приходят к выводу, что интерес к урокам физкультуры падает по мере того, как школьник взрослеет и переходит в следующий класс. В 4–5 классах в физре заинтересованы 54,4% детей, в 8–9 - 24,3%, а в 10–11 - уже 23,3% (студентов занятия по физре привлекают еще меньше). При этом 92,8% всех учеников признают важность этого предмета. Главная причина - в неудачном расписании уроков. Как правило, после них приходится идти на занятия, требующие внимания и собранности. Школьников также не устраивает однообразие содержания программ и плохой спортивный инвентарь. А вот в дошкольных учебных заведениях со спортивным оборудованием, по крайней мере в Москве, дела обстоят лучше.

Марина Борисова

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ. Автор учебных пособий для студентов вузов, методических пособий по проблемам физического воспитания и развития детей дошкольного возраста для педагогов дошкольных образовательных организаций. Разработчик программ курсов повышения квалификации для специалистов по физической культуре дошкольных образовательных организаций.

«В 1994 году в Москве была введена должность «Воспитатель по физической культуре». Такой специалист работал в каждом дошкольном учреждении, где были оборудованы физкультурные залы и бассейны с соответствующим инвентарем. Кроме этого, в городе была налажена система физкультурно-спортивных мероприятий. Но все же, на мой взгляд, есть несколько проблем, о которых стоит сказать.

Первая проблема состоит в том, что в связи с модернизацией системы образования физическая культура у дошкольников стала проводиться не узконаправленными специалистами (инструкторами по физической культуре), а воспитателями. Другая проблема: педагоги недостаточно хорошо владеют нормативно-правовой базой, регламентирующей работу по физической культуре, а также современными технологиями в области физического развития детей.

Следующий важный вопрос - качество подготовки специалистов. В настоящее время набирает обороты дистанционная форма повышения квалификации. На мой взгляд, качественная подготовка специалистов в области физического воспитания и развития детей не может ограничиться дистанционным форматом. Здесь есть своя специфика, которая предполагает обязательный практикум, тренинг, мастер-класс, обучение практическим навыкам выполнения физических упражнений.

Все специалисты в данной области единодушны во мнении, что необходимо использовать как традиционные формы работы (физкультурное занятие, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные досуги и праздники), так и активности, которые используются в дополнительном образовании (ритмическая гимнастика, ушу, карате-до, хатха-йога и так далее). Это поможет приобщить детей к двигательной и интеллектуальной деятельности».

Но откуда взялось понятие «физическое воспитание» и как оно трансформировалось в обязательный учебный предмет?

От верховой езды к сокольской гимнастике

В России начала XIX века физической культуры в современном понимании в учебных учреждениях не было. По понятным причинам развитие физической силы требовалось в армии и входило в программы обучения исключительно в военных заведениях. Эти программы были дальними родственниками современных уроков физкультуры: никаких учебных комплексов не было, обучали, как правило, плаванию, борьбе, верховой езде, фехтованию, стрельбе.

Во второй половине XIX века министерство просвещения все же попыталось популяризовать спортивную гимнастику в учебных заведениях. Сам министр народного просвещения граф Иван Давыдович Делянов в июне 1889 года издал циркуляр о введении гимнастики во всех гимназиях и школах, инструкция к которому гласила: «Упражняя мальчиков в самых простых движениях и построениях, принятых в русских войсках, гимнастика знакомит детей с первоначальными основаниями воинской дисциплины…» К слову, подобных приказов и рекомендаций хватало: во многих документах министерства отмечался неудовлетворительный уровень физического воспитания в учебных заведениях, но толку все равно не было из-за нехватки квалифицированных специалистов.

Таким образом, строевые упражнения на практике стали занимать половину учебных занятий, преподавателями становились отставные офицеры, а гимнастические уроки - обычной военной муштрой. Вот что писал в своем докладе в 1899 году Николай Филитис, методист и практик, автор руководств и сборников по подвижным играм: «Цели были поставлены большие, но осуществление их неудовлетворительное. Помещений в большинстве учебных заведений для гимнастики нет, и она проводится в пыльных коридорах. За отсутствием подготовленного педагогического состава преподают офицеры и полуграмотные унтер-офицеры. На свежий воздух, о котором говорится в инструкции 1889 г., не пускают, образовательные экскурсии заменили военными походами». А вот что говорит Софья Познер, автор статьи «Физические упражнения как предмет школьного обучения в начальной школе по П. Ф. Лесгафту», его ученица: «...Нельзя сказать, что вопрос о физическом образовании находится в загоне: он просто не существовал...»

Весьма популярной в конце XIX века стала спортивная сокольская гимнастика. Придумал ее пражский педагог эстетики и идеолог сокольского движения Мирослав Тырш. Сокольское движение возникло как реакция на Французскую революцию и Наполеоновские войны: Чехия на тот момент была частью Австро-Венгерской империи, и ее это совсем не устраивало. Мирослав Тырш, выпускник Пражского университета, представитель буржуазной интеллигенции, был тем, кто вдохновлял чешский народ принять участие в национально-освободительной борьбе с австрийскими завоевателями. Его программа со снарядами и комплексом упражнений стала первой официальной гимнастической системой, используемой в России. Министерство народного просвещения активно внедряло ее в учебные заведения, и к 1912 году сокольская гимнастика преподавалась уже в средних учебных заведениях.

Любопытно, что в качестве основы своей программы Тырш использовал школьную немецкую гимнастику Адольфа Шписса, который отличался от нынешних учителей физкультуры хотя бы тем, что был не только физруком, но и преподавателем истории и пения. Шписс, в свою очередь, ориентировался на работы «отца современной гимнастики» немца Фридриха Яна, который призывал молодежь к участию в национально-освободительной борьбе; он создал несколько гимнастических кружков, в которых занимался развитием физических сил населения Пруссии. К слову, именно Фридрих Ян придумал турник-перекладину для подтягиваний, гимнастического коня и брусья.

Мирослав Тырш был знаком с большинством систем гимнастических упражнений первой половины XIX века. Но, что интересно, ни одна из них ему не нравилась. Его подход во многом говорил о том, что он был самым настоящим художником, поскольку для него важнее всего было сделать упражнения красивыми и привлекательными, что перекликается с концепцией художественной гимнастики. Ленты, шарфы, венки, которые надевали девушки во время упражнений, носили чисто декоративный характер. Дошло до того, что он исключил из своей практики все некрасивые, на его взгляд, упражнения, хоть они и были полезны для физического развития.

Несмотря на то что программы Тырша были сверхпопулярны в России, кроме них были и другие. На 1912 год в средних учебных заведениях преподавали шведскую гимнастику, в 415 - немецкую и физическое воспитание по системе Петра Лесгафта, основоположника физического образования в России. Термин «физическое образование» в 1901 году петербуржец Петр Францевич впервые использовал в своей работе «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». На 262-й странице учебника Лесгафта можно найти такую характеристику «физического образования» - это «систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие». Лесгафт считал, что физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями. Услышав это, некоторые современные школьники наверняка бы порадовались, что у них уроки физкультуры всего пару раз в неделю, а не каждый день. Система физических упражнений Лесгафта состояла в следующем:

Простые упражнения 1-го уровня для детей от 7 до 12 лет - это элементарные движения, например сгибания, повороты, круговые движения, а также ходьба, бег и метания. Для подростков 12–15 лет - возраста, в котором интенсивно растет мышечная система и длина тела прибавляется за год на 7–9 сантиметров, - Лесгафт придумал сложные упражнения с увеличивающимся напряжением, то есть упражнения с отягощением, в прыжках, в борьбе. Для более взрослых подростков известный педагог придумал еще более интересную формулировку - «изучение пространственных отношений и распределение работы по времени». Сюда он включил бег, ходьбу и метание в цель с определением размера движения, направления движения и быстроты производимого движения. Последние - систематические упражнения в форме игр - предназначались для всех возрастных групп и состояли из фехтования, катания на коньках, плавания и прогулок.

Самый актуальный момент на злобу дня состоит в том, что Петр Лесгафт, главный теоретик физического воспитания в России, критиковал внедрение военных упражнений в учебные программы. Он говорил, что «...они совершенно не согласуются с задачами общеобразовательной школы, т. к. все военные упражнения имеют целью приучить к массовым действиям. Военные упражнения имеют дело с военной дисциплиной и массовыми действиями, как раз противоположными школьным задачам, поэтому их нельзя допускать в школе».

Наверное, современные чиновники из Минобразования и науки не знакомы с более чем столетним предостережением Лесгафта: основы начальной военной подготовки в российских школах теперь изучают на уроках ОБЖ. Идейный последователь Лесгафта педагог Виктор Лукьяненко впоследствии скажет следующее: «Несмотря на громадный авторитет этого ученого, его безоговорочное признание в роли основоположника научных основ российской системы физического воспитания, с глубоким сожалением приходится констатировать, что именно в отечественной практике реализации этого процесса многие его основные идеи до сих пор не находят должного применения».

«Физкультуру в моей школе преподавали очень хорошо, она никогда не была для меня второстепенным предметом, а к учителю я всегда относился положительно. На мой взгляд, возвращение норм ГТО - это существенный плюс: в СССР они давали свои плоды. Очень важно проверять физическую подготовку населения. Получение золотого значка стимулирует людей к тому, чтобы заниматься своей физподготовкой, - а значит, здоровьем.

На моем факультете предметы, на которых нужно заниматься спортом активно, были в основном на первых курсах. Сейчас в рамках общего курса нам читают лекции по экономике, философии и так далее. В предметы, близкие нашей специальности, мы сильно углубляемся - например, в теорию и методику физической культуры, теорию спорта, теорию и методику избранного спорта.

После университета я планирую работать по специальности - тренером по гандболу. Хочу совмещать работу физрука и тренера в спортивной в школе».

Готов к труду и обороне

«Импортозамещение», начатое Лесгафтом, продолжил Александр Анохин, который также отказывался признавать немецкие и шведские системы гимнастики в российской школе. Он считал, что бесполезно пытаться придумывать движения, но можно найти им новое применение, новый принцип исполнения. Как вы уже поняли, Анохин хотел придумать свою «русскую гимнастику», со своей шведской стенкой и эспандерами. Точнее, без них. Сейчас его исследования известны как «волевая гимнастика Анохина», или, как некоторые любят ее называть, комнатная гимнастика. В свое время она была популярна у русской интеллигенции. Знаете почему? Для выполнения этих упражнений не требовалось вообще ничего - ни спортивных снарядов, ни специальных помещений.

В основе его учения о физическом упражнении лежала теория естественных движений человека. Эти движения - лежать, сидеть, ползать, ходить, бегать, прыгать и тому подобное. Аэробика без музыки? Упражнения без отягощения? Вот как красноречиво говорил о своей гимнастике сам

«Волевая гимнастика не сделает вас Поддубным или Гаккеншмидтом. Она не даст вам бицепсов по 45 сантиметров или возможности выжимать 6–7 пудов одной рукой, но зато значительно укрепит здоровье. Даст красоту форм и очертаний и ту нормальную силу для каждого, которая утеряна современным человеком».

Игорь Родионов

преподаватель физкультуры в МБОУ Митякинская СОШ, село Зеленовка

«Работать с детьми не тяжело, если ты сам заинтересован в результате. Они потянутся к тебе, надо только быть честным. Если они увидят слабину, то сядут, как говорится, на голову. Дисциплину я поддерживаю из года в год. На мой взгляд, качество работы зависит от личности самого учителя, а не от учебников. Преподаватель сам по себе должен быть руководителем, в меру строгим. Конечно, важную роль играет материальная база.

Я учитель физкультуры по специальности. Сейчас без соответствующего диплома физруком не устроиться, то есть если раньше, например, учитель математики мог вести информатику, то теперь в новом году вступает в силу закон, запрещающий работать без соответствующего диплома.

Конечно, зарплата небольшая, в среднем 16–18 тысяч, очень мало. Я работаю в сельской школе, у нас много детей. Из спортинвентаря не хватает хороших мячей, например волейбольных, гантелей и штанг, с остальным пока справляемся. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Федерации по баскетболу и выиграли 25 мячей, что, конечно, хорошо. Зимой на лыжах мы не занимаемся - просто потому, что у нас мало снега.

Мой отец тоже учитель физкультуры - я, как говорится, пошел по стопам, понял методы, сделал упор на кроссовый бег плюс нахожу программы упражнений в интернете, обмениваюсь опытом с отцом. Делаю упор на спортивные игры, чтоб помочь ребятам развить подвижность. Уже в начальных классах стараюсь научить основам игры в баскетбол и футбол».

После Октябрьской революции и вплоть до 1920 года программы по физкультуре были преимущественно военными, а после 1920-го - трудовыми. Высший Совет физкультуры только с 1923/24 учебного года ввел всеобщее обязательное преподавание физкультуры в школах*. А в 1927 году была наконец выпущена единая программа урока, основанная на естественных человеческих движениях, которая стала прародителем всех следующих программ. Схема состояла из 6 серий для начальной школы и 8 серий для средней:

1) порядковые упражнения - построение, перестроение, размыкание, ходьба в различных направлениях: на носках, с движениями рук, в обход, по кругу, по диагонали и т. д.;

2) подготовительные упражнения;

3) метание;

4) сопротивления с отягощением, парные упражнения в сопротивлении;

5) прыжки;

6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц;

7) ходьба;

8) заключительная часть.

* В. Пельменев, Е. Конеева. «История физической культуры: учебное пособие»

Единственным, но важным недостатком было то, что это программа была, так сказать, для галочки и не задавала конкретных нормативных требований. Разработка программы физподготовки шла очень медленно. Не хватало специалистов и гимнастических залов, в школах Московской области в 1929 году не было ни одного учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Постепенно стали проводиться исследования по нагрузке, связанной с гимнастической и спортивной деятельностью учащихся: согласно данным* на 1929 год, состояние здоровья школьников на тот момент вызывало серьезные опасения (процент здоровых детей был крайне незначительным). Подходы к физвоспитанию стали упрощаться - оказалось, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения ослабили организм нынешних рабочих и их детей.

* Б. Р. Голощапов. «История физической культуры и спорта», 2001 год

По аналогии с этим особенно забавно выглядит предложение Комитета художественного физического воспитания, созданного под знаменем Пролеткульта и действующего в середине 1920-х, использовать особую и, возможно даже, инновационную форму пути развития физкультуры - физическое воспитание как художественное переживание в процессе работы . Проще говоря - трудовую гимнастику. Так называемые буржуазные системы упражнений - например, бокс, спортивную гимнастику - хотели заменить загребанием угля, пилением и строганием. Тогда же вышла статья, в которой доказывалось, что английский футбол учит советскую молодежь лгать: автор аргументировал это тем, что прием «финт» означает обман и поэтому отрицательно влияет на качество личности. Но эти затеи не были осуществлены, поскольку разнились со взглядами Ленина.

Несмотря на все проблемы, в июле 1929 года физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях страны; через год оно появилось в вузах всего СССР, а еще через год, в 1931-м, был введен всеми любимый комплекс норм «Готов к труду и обороне», который в сочетании с Осоавиахимом помог миллионам советских граждан получить навыки маршевой, лыжной, стрелковой подготовки, плавания, метания гранат, преодоления водных преград и препятствий.

Физические (естественные) упражнения в ГТО были поделены на две основные группы: общеподготовительные и прикладные. В те времена программа физупражнений вместо 6 и 8 серий, как было в 1927 году, стала выполняться в 4 серии. Первая серия - втягивающие упражнения (5 минут), вторая - общеразвивающие упражнения (10 минут), третья - основные упражнения (25 минут), четвертая - успокаивающие упражнения (5 минут). Общее время урока должно было составлять 40–45 минут. Прикладные упражнения составляли основную часть программы и включали в себя ходьбу, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание, прыжки, лазанье, переноска различных предметов (и живого веса), метание, элементы борьбы, военное дело.

Помимо собственно занятий, с учащимися проводились беседы «на тему». Например, школьники четвертого класса отчитывались по двум: «Какой физкультурой занимаются дети капиталистических стран и физкультура для подрастающего поколения в СССР» и «Значение основных правил дыхания». В седьмом классе рекомендовалось три темы: «Очередные задачи физкультуры в СССР», «Как физкультура подготовляет бойца РККА» и «Как физкультура борется с профвредностями».

Так комплекс норм ГТО стал главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре, с его помощью разрабатывались программы всех учебных учреждений более чем на 50 последующих лет, в течение которых он частенько обновлялся.


В 1985 году были увеличены дистанции в беге, лыжных гонках, кроссах. Например, в 11-м классе для юношей ввели кроссовый бег на 1 000 метров, лазанье по канату без помощи ног, подъем силой на перекладине и челночный бег 3×10 метров. В раздел «Гимнастика» внесли упражнения военно-прикладной направленности: умение выполнять строевые команды, знание видов перестроений и передвижений в строю, предусмотренных Строевым уставом Вооруженных Сил СССР.

Нормы ГТО исчезли вместе с Союзом. С 1996 года в обновленной России прекращается монополия единой программы физподготовки во всех школах РФ, появляются новые нормативы, программы физического воспитания на базе одного вида спорта, программы антистрессовой пластической гимнастики и другие авторские программы.
Упражнения с флажками (сокольская гимнастика)

«В здоровом теле - здоровый дух» - знакомая всем поговорка, которая особенно актуальна в современном обществе.

Что такое физкультура

Физкультура - это воспитание культуры тела посредством физических нагрузок и гимнастики. Она развивает не только тело, а также нервную систему человека. Нагрузки на тело способствуют нормализации деятельности психической системы. Особенно это важно для детей, ведь они каждый день впитывают огромные потоки информации. Спорт помогает мозгу снять напряжение и вернуть голове ясность.

Физкультура может быть лечебной и адаптивной. помогает восстановить организму человека некоторые функции, которые были повреждены во время травмы или серьёзного психологического потрясения. Адаптивная физкультура применима для людей, которые имеют отклонения в развитии.

Спорт в жизни детей

Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт воспитывает в ребятах такие качества, как сила воли, упорство, сдержанность. Эти черты характеры, усвоенные с детства, будут сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни.

Давно доказано, что люди, занимающиеся спортивной деятельностью, намного чаще добиваются успеха. Этот факт объясняется тремя причинами:

1. Здоровье.

Спорт улучшает и укрепляет здоровье. Люди, имеют больше сил и энергии, которые необходимы для работы в любой сфере.

2. Волевые качества.

Как уже было сказано, спорт воспитывает человека. Он делает его упорным и внимательным.

3. Психологическая разрядка.

Физкультура - это отличный способ Обычно люди склонны копить негативные эмоции в себе, тогда как спортивное общество всегда знает, куда выплеснуть накопившийся эмоциональный груз. Это бережёт психическое здоровье, повышает стрессоустойчивость и продуктивность решения конфликтных ситуаций.

Спорт сопровождает нас на всех этапах созревания. В средних общеобразовательных школах физкультура - это обязательный предмет. Ведёт урок бывший спортсмен или преподаватель предлагает стандарты спортивных достижений, которые ребёнок должен достичь на каждом этапе своего развития. Для того чтобы он успешно окончил год, необходимо качественно сдать нормативы. Естественно, они рассчитаны только на здоровых детей. Также благодаря нормативам можно узнать и контролировать уровень развития ребёнка. Детская физкультура предназначена для развития культуры тела во время обучения.

Если ученик имеет отклонения в здоровье, то он может быть частично или полностью отстранён от занятий. Место проведения физических нагрузок зависит от возможностей конкретной школы. Помимо гимнастики, стандартная программа физкультуры включает в себя: бег, плавание, бег на лыжах, прыжки в длину и высоту, футбол, баскетбол, волейбол, акробатику, аэробику, активные игры.

Занятия физической культурой проходят в специально оборудованных для этого классах или на спортплощадках (в тёплое время года).

Она подразумевает небольшие нагрузки, целью которых не есть достижение определённых результатов в спорте. Чаще всего дети занимаются ЛФК - лечебной физической культурой. Физкультура направлена на поддержание тела в здоровом состоянии, при этом нагрузки минимальны. Они помогают ребёнку растянуть мышцы, почувствовать динамику упражнений, но не тратить все силы организма.

ЛФК очень распространена среди детей, которые имеют проблемы в развитии или со здоровьем. По этой причине они не могут заниматься спортом вместе с основной группой. Большое внимание на ЛФК уделяется правильному дыханию, которое помогает сохранять контроль над телом. Ещё одной целью ЛФК является профилактика болезней и их обострений. ЛФК очень полезна не только для школьников, но и для детей младшего возраста.

Влияние физических нагрузок на организм

Переоценить влияние физических нагрузок на организм человека очень трудно. Полезность физкультуры для растущего организма неоценима. Молодое тело нуждается не только в стимулировании тканей, которые формируются очень быстро. Физкультура нужна для того, чтобы ребёнок вырос психологически уравновешенной и цельной личностью.

Физические нагрузки комплексно воздействуют на весь организм. Рассмотрим подробнее, как реагирует тело человека на умеренные нагрузки:

  • активизируются обменные процессы тканей, сухожилий и мышц, что является отличной профилактикой ревматизма, артрозов, артрита и других дегенеративных изменений двигательной функции организма;
  • улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обеспечивая кислородом и полезными веществами весь организм;
  • физические упражнения активизируют выработку гормонов, что ведёт к стабилизации работы обменных процессов;
  • стимулируется нейрорегуляторная функция мозга.

Подводя итог, можно сказать о том, что физкультура и спорт должны быть неотъемлемой частью жизни любого взрослого и растущего человека. Занимайтесь спортом сами и прививайте это детям. Физкультура - это «вечный двигатель» жизни, который делает активными, жизнерадостными и полными энергии для новых свершений.

Сценарий

теоретического урока

по физической культуре

для 2 класса Раздел: «Основы знаний»

Тема урока:

«История Олимпийских игр»

Учитель физической культуры

МОБУ ООШ № 81

О.Ю. Ладанюк

Цели и задачи урока:

    Формировать знания об истории возникновения, проведения и возрождения Олимпийских игр.

    Пропаганда физической культуры и спорта.

    Популяризация здорового образа жизни.

    Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою Родину.

Место проведения: кабинет 2-ого класса.

Инвентарь и оборудование: интерактивная доска, лазерная линейка.

Ход урока

У читель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведём необычный урок - это будет урок-путешествие! А куда мы с вами будем путешествовать, я хочу, чтобы вы определили сами, ответив на мои вопросы. Как называется наш знаменитый город, в котором мы с вами живём?

Дети: Сочи!

Учитель: Правильно, Сочи! А чем же знаменит наш город и какое замечательное и знаменательное событие происходило в нашем городе в 2014 году, вы тогда ещё не учились в школе, но всё равно должны много о нём знать!

Дети: Зимняя олимпиада!

Учитель: Правильно! Зимние Олимпийские игры 2014! И наш город по праву гордится этим событием. Так как вы думаете, какое путешествие нас с вами ожидает?

Дети: (Ответы детей).

Учитель: Да, ребята, сегодня мы с вами попутешествуем по Олимпийским играм, узнаем много интересного и нового!

(2 слайд).

А наш урок - путешествие будет называться «Олимпийские игры - прошлое и настоящее»!

И первой остановкой в нашем путешествии будет Древняя Греция - родоначальница Олимпийских игр! И так начнём!

(3 слайд)

Первые Олимпийские игры проходили в 776 г. до н.э. В городе Олимпия, в Древней Греции. Участники соревновались в беге и бежали стадию (=193 м). Первым победителем был пекарь Корэба. Медалей в древности не было, а награждали победителей Оливковым венком, оливковыми ветвями и оливковым маслом в специальных сосудах - амфорах. Соревновались только мужчины. Победителей считали героями. О них слагали стихи и песни, их привозили в город на колесницах, но не через ворота, а в оборонительной стене специально прорубали огромное отверстие, в которое и влетала колесница с победителем. Затем скульпторы ваяли его скульптуру в полный рост. Во время Олимпийских игр прекращались все войны.

(4 слайд)

Человечество развивалось, и люди придумывали всё новые и новые виды спорта. В дальнейшем атлеты стали соревноваться в беге на длинные дистанции, в беге со щитом, кулачных боях, пентатлоне - это пятиборье: борьба, бег на стадию, прыжок в длину, метание диска и метание копья. А позже появились гонки на колесницах.

(5 слайд)

Древние греки были не только очень спортивными людьми, но и очень талантливыми! Многие хотели показать свой талант! Да быть тому! И было принято решение, что на Олимпийских играх будут выступать и соревноваться не только спортсмены, но и музыканты, поэты, а художники будут выставлять свои картины.

(6 слайд)

Много столетий соревновались древние спортсмены! Но затем начали происходить различные исторические события, религиозные войны и к великому сожалению проведение Олимпийских игр прекратилось!

Но через много, много сот лет, замечательный человек Пьер де Кубертен предложил возобновить проведение Олимпийских игр и посветил олимпийскому движению всю свою жизнь! Благодаря этому человеку Олимпийские игры проходят и в наши дни! А первые «новые» Олимпийские игры были проведены в 1896 году.

И следующая наша остановка - это современные Олимпийские игры.

Но прежде чем продолжить наше путешествие мы немного отдохнём.

« Быстро встали, улыбнулись.

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.»

Ну вот мы и отдохнули, и теперь можем продолжить наше путешествие!

(7 слайд)

Первые игры современности проходили в Афинах, и на них присутствовало всего 241 участник из 14 стран мира. Программа игр включала в себя 9 видов спорта: борьбу, велоспорт, плавание, фехтование, легкую и тяжелую атлетику, спортивную гимнастику, стрельбу и теннис.

(8 слайд)

Возрождённые Олимпийские игры проводятся 1 раз в 4 года. Их проведение стало обрастать различными традициями и ритуалами. На олимпиаде в Антверпене в 1920 году, впервые появился Олимпийский флаг и Олимпийская клятва спортсменов. В 1928 году на Олимпийских играх в городе Амстердам, был впервые зажжён Олимпийский огонь. Позже появились Олимпийские талисманы, забавные зверюшки, представляющие страну, в которой проходила олимпиада.

(9 слайд)

Спорт развивался, и появились зимние виды, такие как коньки, лыжи, хоккей и другие. Спортсмены, которые ими увлекались, тоже хотели участвовать в Олимпийских играх, и было принято решение разделить Олимпийские игры на летние и зимние!

В 1924 году, в городе Шамон (Франция), были проведены первые зимние Олимпийские игры. Спортсмены соревновались в лыжном спорте, хоккеи, фигурном катании, кёрлинге. И по наши дни зимние Олимпийские игры проводятся 1 раз в 4 года отдельно от летних Олимпийских игр.

(10 слайд)

В Олимпийских играх могли принимать участие только совершенно здоровые люди, но в мире было очень много людей с ограниченными возможностями, которые тоже очень хотели соревноваться и боролись со своими недугами. И в 1960 году в Риме (Италия), были проведены 1 летние Паралимпийские игры - это соревнования для людей с ограниченными возможностями. Они соревновались в легкой атлетике, плавании, фехтовании, баскетболе, стрельбе из лука, настольном теннисе и других видах.

(11 слайд)

Эти люди так хотели соревноваться, что стали придумывать различные приспособления для того, чтобы заниматься и зимними видами спорта!

И вот в 1976 году в Швеции состоялись первые зимние Паралимпийские игры. Спортсмены соревновались в лыжных гонках и горнолыжном спорте. Позднее вошли в программу соревнований хоккей на санях и санный спорт.

Следующая наша остановка наша Родина - Россия!

Но прежде чем остановиться в России, я предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз, встаньте из-за парт и следите за красной точкой на стене, но голову не поворачивайте, следите за лучиком только глазами! (Рисовать на стене лазерной указкой различные фигуры. Следить, чтобы дети работали только глазами).

(12 слайд)

Чести проведения летних и зимних Олимпийских игр удостаивались многие страны и города. И наша большая Родина дважды была счастливой обладательницей Олимпийского огня! В нашей стране Олимпийские игры проводились 2 раза: в 1980 году 22 -ые летние Олимпийские игры в городе Москва и 22 -ые зимние Олимпийские игры 2014 в нашем родном и любимом городе СОЧИ! А также 11 - ее зимние Паралимпийские игры!

(13 слайд)

Вот мы и добрались до нашего города, остановимся в Сочи.

Мы гордимся, что живём в этом волшебном городе - Сочи и пользуемся наследием Олимпийских игр! Благодаря проведению Олимпийских игр в нашем городе, Россия приобрела современный, комфортабельный город-курорт с оздоровительной направленностью. Ведь в нашем городе море омывает горы со снежными вершинами, на которых разместились горнолыжные курорты! Приоритетом нашего города является здоровый образ жизни, наш город - город свободный от табачного дыма! Гостей, посещающих наш город, мы призываем к соблюдению наших ещё молодых, но прочно вошедших в нашу жизнь, традиций!

(14 слайд)

Я учу вас физической культуре с 1 класса, но когда вы ещё не учились в школе, в 2014 году, целых два месяца мне посчастливилось работать волонтёром в Олимпийском парке, в международном прессцентре. Для меня это была огромная честь! Я познакомилась со многими знаменитыми людьми и великими спортсменами!

За работу волонтером, президентом России - В.В. Путиным, я была награждена грамотой и памятной медалью, а также получила множество благодарственных писем от мэрии г. Сочи.

(16 слайд)

Мы с вами, маленькими жителями Сочи, гордимся, что нам посчастливилось прикоснуться к истории нашей страны, что мы были свидетелями такого грандиозного события, как 22 зимние Олимпийские игры и 11 зимние Паралимпийские игры! Многие из вас, и я в том числе, побывали на олимпийских соревнованиях, а некоторые счастливчики даже присутствовали на церемонии открытия или закрытия Олимпийских, Паралимпийских игр! Дух олимпиады до сих пор витает в нашем городе! Такой солидарности, такого единства духа в России, наверное не было со времён Великой Отечественной войны! А какую гордость испытывала наша страна, когда в последний день олимпиады наши лыжники заняли весь пьедестал почёта, уверенно выведя нашу страна на 1 место по золотым медалям! А какая это честь выиграть у всего мира на территории своей Родины!

(17 слайд)

А сейчас мы немного заглянем в бедующее.

Но всё хорошее когда - нибудь, к сожалению, заканчивается... И наша страна передала эстафету Олимпийского огня очередной стране, в которой будут проходить Олимпийские игры.

Следующие летние Олимпийские игры состоятся в этом 2016 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) и это уже 31 игры современности. А на проведение очередных 23 зимних Олимпийских игр, наш Сочи, передал эстафету городу Пхёнчхан (Республика Корея).

Мы с нетерпением ждём следующих Олимпийских игр, и конечно будем следить за выступлением наших спортсменов! Давайте пожелаем им удачи и хором скажем «Ждём ваших побед!!!»

Дети хором повторяют вместе с учителем!

Учитель: На Олимпийских играх часто происходили удивительные и интересные события. Я предлагаю вам к следующему нашему теоретическому уроку подготовить небольшие выступления, в которых вы расскажите об интересных и необычных фактах, случаях, которые происходили на любой из олимпиад!

Наше путешествие подошло к концу! Надеюсь, оно вам понравилось!


Здесь будет файл: /data/edu/files/r1460466298.pptx (Презентация "История Олимпийских игр")

Братья Третьяковы происходили из старинного, но не очень богатого купеческого рода. Их отец, Михаил Захарович, дал им хорошее домашнее воспитание. С юности они занялись семейным делом, сначала торговым, а затем и промышленным. Братья создали знаменитую Большую Костромскую мануфактуру льняных изделий, много занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович занимался этим как любитель, а вот для Павла Михайловича это стало делом всей его жизни, в котором он видел свою миссию.

Павел Михайлович Третьяков – не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Кокорев, Солдатенков и Прянишников, в свое время существовала галерея Свиньина. Но именно Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

Первые картины русских художников были приобретены Третьяковым еще в 1856 году (эта дата и считается годом основанием галереи). С тех пор коллекция постоянно пополнялась. Располагалась она в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. Это здание является основным корпусом музея. Оно постоянно расширялось и перестраивалось для нужд экспозиции, а в начале ХХ века приобрело знакомый нам вид. Фасад его был выполнен в русском стиле по проекту художника Виктора Васнецова.

С момента основания галереи Павел Третьяков решил передать ее городу и уже в завещании от 1861 года оговорил условия этой передачи, выделив большие суммы на ее содержание. 31 августа 1892 года в своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче Москве его галереи и галереи покойного брата он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Городская дума с благодарностью приняла этот дар, постановив выделять ежегодно пять тысяч рублей на приобретение новых экспонатов коллекции. В 1893 году галерея была официально открыта для публики.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. «Я родился купцом и умру купцом», – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

История музея

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

Алексей Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце 1970-х годов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира его брата – А. М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина, а также храм-музей Святителя Николая в Толмачах, в котором с 1993 года возобновлены богослужения.

Собрание музея

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи, – гордость музея. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.

Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После Октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон – одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, а в данный момент насчитывает около 4000 единиц.

Государственная Третьяковская галерея — один из крупнейших художественных музеев России и мира, названный по имени основателя – купца и мецената Павла Третьякова. Коллекционировать живопись П. Третьяков начал в 1850 году, а через 17 лет открыл галерею, собрание которой насчитывало около двух тысяч произведений изобразительного искусства и несколько скульптур. В 1893 году, переданная ранее в дар Москве коллекция, стала именоваться Московской городской галереей Третьяковых и содержалась на деньги, завещанные основателями.

В 1918 году Третьяковскую Галерею была национализирована и стала «государственной собственностью РСФРС», первыми директорами ее стали искусствовед и художник И. Грабарь, а затем архитектор А. Щусев. При них росли фонды Музея, были добавлены несколько новых зданий, активно разрабатывались новые экспозиции.

Во время Великой Отечественной войны все полотна и скульптуры вывозили в Новосибирск и Молотов. Эвакуация продолжалась больше года, но уже 17 мая 1945 года выставки были снова открыты для жителей и гостей Москвы.

В следующие десятилетия Музей непрерывно рос, и сегодня в его состав входят Галерея на Крымском Валу, Галерея в Лаврушинском переулке, дом-музей В. М. Васнецова, Храм Св. Николая в Толмачах и другие филиалы.

Коллекции музея включают произведения искусства XI-XXI, среди которых числятся русская живопись, скульптура, графика. Самыми известными произведениями, хранящимися в Музее, считаются иконы XI-XVII веков и особо среди них ценны лик Владимирской Божьей матери, рублевская «Троица» и иконы, написанные Дионисием, Феофаном Греком, Симоном Ушаковым.

Основа коллекций Третьяковкой Галереи — русская живопись, большая часть которой относится ко второй половине XIX века. В собрании представлены работы Крамского, Перова, Васнецова, Саврасова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Верещагина и других знаменитых русских художников. В XX веке Галерея пополнилась произведениями Врубеля, Левитана, Серова, Малевича, Рериха, Бенуа. В Советский период в экспозициях появились Дейнека, Бродский, Кукрыниксы, Нестеров и другие. Помимо живописи Музей хранит и экспонирует работы Антоколькольского, Мухиной, Шадра, Коненкова и прочих знаменитых скульпторов.

В настоящее время Третьяковская галерея разрабатывает новые экспозиции и выставки, активно сотрудничает со многими музеями мира и России, предоставляя им коллекции для временных выставок, также проводит реставрационные и исследовательские работы, пополняет фонды, разрабатывает культурно-образовательные программы, участвует в крупнейших музейных, кино- и музыкальных фестивалях.

Галерея Третьяковых в 1995 году была признана одним из ценнейших объектов культуры за свою деятельность в сфере сохранения предметов искусства и пропаганды музейных ценностей.

Третьяковская галерея Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10
Проезд: Метро «Третьяковская» или «Полянка»

Третьяковская галерея краткая информация.