Чем варна отличается от касты: Мифы вокруг традиций индийской «цветовой» иерархии. Индийцы и индусы - различие - хранилище информации


Больше, чем сословие, почти синоним индийского общества - слово «касты» прилепилось к массовому представлению об Индии вместе со слонами, махараджами, Маугли и Рикки-Тикки-Тави. Хотя сам термин - не из хинди или санскрита, а заимствован у португальцев и означает «породу» или «происхождение».

Впрочем, посредством латыни (castus - «чистый», «непорочный») происхождение термина можно всё же проследить к общей для индусов с римлянами и португальцами древности: к праиндоевропейскому *kas-to - «резать». Индийское общество аккуратно «нарезано» на профессионально-этнические «слайсы». Или всё же не столь аккуратно?

Ритм индийской жизни

Исконное название касты - «джати» («род», «класс» в переводе с санскрита) - может означать категорию, к которой относится существо в зависимости от формы рождения и существования. Применительно к традиционной индийской музыке «джати» - нечто вроде «квадратов», составляющих ритмический цикл. А в санскритском стихосложении - стихотворный размер. Перенесём такую трактовку на социум - и получим ритмическую «нарезку», в согласии с которой движется общественная жизнь.



Понятие касты-джати легко спутать с понятием варны («цвета») - изначальным фундаментом ведического общества. Первым «социологом», согласно «Махабхарате», выступил бог Кришна. Он разделил людей на четыре сословия, сообразуясь с материальной природой и её тремя качествами-гунами, из которых происходят виды человеческой деятельности.

В зависимости от преобладания той или иной гуны, каждый человек относится к одной из четырёх варн:

Брахманы (жрецы, учёные, хранители духовной культуры, советники);
-кшатрии (воины - правители и аристократы);
-вайшья (предприниматели, торговцы, купцы, ремесленники);
- шудры (обслуга, люди, занятые «нечистым» трудом).

Сколько раз родился?

Представители первых трёх варн именуются также «дважды рождёнными», поскольку в юном возрасте проходят посвящение, то есть «духовное рождение» как полноценные члены общества. Вероятнее всего, сложившуюся варновую систему индоарии принесли с собой в ходе проникновения на Индостан во II тысячелетии до нашей эры.

В «Ригведе» и более поздних текстах есть указания на то, что изначально принадлежность к варне не была наследственной, а определялась для индивида в соответствии с его природными качествами, способностями и наклонностями. Соответственно, барьеры для смены варны в течение жизни, а также для межварновых отношений (включая браки), были довольно прозрачными и гибкими, если вообще существовали.



Среди риши (легендарных ведийских мудрецов, то есть относящихся к варне брахманов) можно обнаружить как выходца из семьи кшатриев-воинов (Вишвамитра), так и внука рыбака, то есть шудры (Вьяса), даже бывшего разбойника(Валмики, автор
«Рамаяны»). Даже шудрам не возбранялось участвовать в ритуалах и изучать Веды.

Чем разделение на джати отличается от деления на браминов и шудр

На обширных территориях полуострова (овладение которыми заняло не один век) арии обнаружили множество автохтонных племён и народностей на разных стадиях развития: от потомков высокоразвитой Хараппской цивилизации до полудиких охотников. Всё это разношёрстное население, называемое пренебрежительно «Млеччхи» («дикари», «варвары», чуть ли не «животные»), предстояло расставить по местам, чтобы оно сложилось в подобие единого социума. Этими процессами сопровождается продвижение ариев вглубь Индостана (XIII-XIвв. до н. э.), смена пастушеского образа жизни осёдлым, усиление власти царей и жрецов, а также трансформация ведийского учения в индуизм.



Само разнообразие этносов, языков, стадий развития, верований плохо вязалось со скрепной, исконной и богоданной системой варн. Так что аборигенов мало-помалу вписали в зарождавшийся общеиндийский социум иным способом. Практически каждая территориально-этническая группа оказалась добровольно-принудительно привязана к определённой социальной модели, состоявшей также из рода деятельности и религиозно-ритуальных предписаний. Это, собственно, и стало именоваться «джати».

Высшие ступени иерархии - джати, соответствовашие варнам брахманов и кшатриев, составляющим «знать» - завоеватели, разумеется, застолбили за собой. Процесс более-менее совпал с окостенением варновой системы: «цвет» стал передаваться по наследству, отсюда переход к эндогамии и прочие ограничения на межварновое общение.



Деградация изначальной варновой концепции объясняется усилением могущества двух высших варн, в особенности брахманов. Последние добились практически богоподобного статуса «по праву рождения» и держали в своих руках всю духовную сторону жизни.

Естественно, верхушка прилагала все усилия, чтобы не пускать в свои ряды сколь угодно способных «низкорождённых». Барьерам между джати способствовали всё устрожавшиеся представления о «чистоте» и «нечистоте» профессий. Насаждалось представление о том, что соблюдение достижение четырёх ключевых целей человеческой жизни (дхарма, артха, кама и мокша) невозможно вне джати и что подняться по социальной лестнице можно только в следующей жизни при условии неукоснительного следования касте в жизни настоящей.



Неудивительно, что к тому же периоду брахманизма относится постепенное снижение статуса и закрепощение женщины. Представители разных варн приносили жертвы в разные сезоны и разным богам-покровителям. Шудры же теперь вовсе не смели обращаться к богам напрямую и были лишены доступа к священному знанию.

Даже наречия, на которых говорят герои более поздних классических драм, сразу выдают происхождение каждого: простолюдинам достаётся магадхи, поющим простолюдинкам - махараштри, царям и знати мужского пола - священный санскрит, знатным же дамам и незнатным старикам - изысканный шаурасени. «Разделяй и властвуй» - это не Цезарь придумал.

Сорта людей

Словосочетание «мусульманская каста» (как и «христанская») по существу является оксюмороном. Сами положения ислама оттвергают деление людей на сорта и предписывают халифу стоять на молитве в одном ряду с какими угодно единоверцами, включая бедняков и рабов. Не случайно после завований Великих Моголов ислам особенно охотно принимали представители низших каст, включая неприкасаемых: новая вера автоматически повышала их статус, выводя за пределы кастовой системы.

Однако Индия - страна парадоксов. Потомки пришедших с Великими Моголами тюрков и арабов образовали касту «ашраф» («благородных») и по сей день смотрят свысока на «аджлаф» - потомков индусов, принявших ислам. Не замедлила образоваться каста «арзал», аналогичная индусским неприкасаемым, и пошло-поехало: на сегодняшний день в отдельных Штатах Индии насчитываются десятки каст мусульман.



Что в действительности объединяет людей внутри каждой джати, это не столько профессия, сколько представление об “общей дхарме”, то есть предназначении. Этим отчасти объясняются странные на первый взгляд требования к представителям той или иной касты: кузнец непременно должен уметь и плотничать (и наоборот), парикмахер - сватать и устраивать свадьбы. В то же время, скажем, «гончар» - не одна джати, а несколько, с разделением по специализации и соответствующей разницей в общественном положении.

Кастовые и гендерные предрассудки в Индии трещат по швам. .


В этой статье я хочу написать о индийской кухне. Но не о традиция приготовления блюд, их национальных и и гастрономических особенностях. А о том как же устроена кухня, сама кухня - то есть рабочий кабинет индийской хозяйки.


В индийских домах, в том числе и современных в основном кухня представляет собой вытянутый четырехугольник. Иногда кухня строиться уже с готовыми встроенными шкафами и рабочими поверхностями. Кухню обкладывают плиткой, покрывают деревом рабочие поверхности. А вот места для кухонного стола, стульев в ней нет. Обычно уже на выходе ставиться стол за которым семья будет обедать, а иногда это делается просто на полу. И готовят индийские хозяйки тоже по-разному. Кто-то как и мы стоя у плиты А кто-то сидя на полу ухитряется так и овощи чистить и за всем, что на печке делается следить.


Вот на фотографиях абсолютно разные кухни, но все они вытянутые и нигде нет как у нас кухонного уголка. И холодильник тоже не у всех стоит на кухне.Я не хочу сказать, что его нет, просто он стоит где-то в другом месте.

А что же еще есть у индийской хозяйки, чего может не быть у нас на кухни? И наоборот.



Печка. Зачастую это электроплита или плита подключенная шлангом к газовому баллону. Не могу сказать за многоквартирные дома, но в частных домах газ покупается в баллонах. В Индии нет такого централизованного газоснабжения как у нас. Газ довольно дорогой и его надо экономить. Как и электричество, которое вовсе могут отключать по графику. Духовок зачастую нет. Отдельно электродуховку покупают те хозяйки, которые действительно любят и будут печь. Иначе зачем ее покупать. Основу индийских сладостей составляют всякие помадки, которые уваривают до твердого тягучего состояния, или сладкие шарики из разных видов муки, которые жарят в масле и выдерживают в сахарном сиропе.Поэтому пироги, печенье, запеканки - то, что пришло с запада, готовят не все. А только те, кто действительно интересуется разными кухнями. А надо сказать, что это небольшой процент населения. Так как большинство индийцев считают самой лучшей, самой вкусной - только свою кухню. И если ты не поел паратх с рисом и далом,то ты и не ел вовсе. Даже если тебя угощали борщом с варениками .






Вернемся к печкам. Такие газовые или электропечи с духовкой увидишь мало у кого. Так как занимает место, стоит дороже. Вот примерно вот так выглядит газовая плита. Кроме печек.У индийских хозяюшек есть еще очень большой арсенал разнообразной посуды. Которую, можно увидеть только там. Надо сказать, что в Индии очень часто пользуются посудой из нержавеющей стали, латуни или меди. Даже миски, тарелки, подносы, стаканы для повседневного использования берут именно такие. Кастрюльки в частности используются как современного так и традиционного дизайна. Они без ручек и больше напоминают глиняный горшок.Брать такую кастрюльку нужно специальными щипцами. И надо приловчиться, а иначе опрокинешь все на пол.


Вот как раз на фото сбоку видна кастрюля с крышкой, а на переднем плане щипцы для нее.А на фото слева у женщины в такой кастрюльке лежит краб. А вот современные кастрюльки, имеющие традиционный дизайн. Кроме этого используются сковородки - тавы, карахи (karahi) .

Тавы - это такие

сковородки для приготовления лепешек, они могут быть совсем без стенок. А карахи - это сковороды воки. Но за время своего прибывания в Индии воки приобрели немного другую форму. Но они по прежнему служат своей цели - экономно и быстро приготовить овощи или все что будет на ней обжариваться.Первые воки делались из кованного железа и имели форму конуса, похожую на шляпу, которую носили китайские крестьяне. Их можно было использовать и для приготовления еды на пару. Со временем эта посуда покорила всю Азию и прибыла в Индию, поменяв свое имя на индийское. Эти сковороды могут быть и керамические. И иметь назначение украсить собой стол.



Справа - это сковорода - тава. На ней очень удобно готовить всевозможные лепешки, которые надо брать щипцами, чтобы не обжечься. А еще в Индии частая гостья на кухне -это скороварка. Или кукер. Поскольку различные бобовые - это основа индийской кухни, то скороварка просто не заменимая помощница. Дал, который часто едят индийцы - это разные виды гороха,чечевицы, фасоли. А они готовятся, ой, как долго. Но с кукером - на раз,два, три.



Хна – очень популярный натуральный краситель для волос. Ее делают из высушенных листьев южного растения лавсонии. С древности хну использовали не только в косметических, но и в лечебных целях, а сейчас с ее помощью волосам придают чудесные рыжие, красноватые или золотисто-каштановые оттенки. Этот природный краситель привозят к нам из Ирана или из Индии. В зависимости от страны-производителя его характеристики немного меняются.

Виды хны

Лавсония, из которой делают краситель, растет по всему Среднему Востоку и даже в Северной Африке. В разных климатических условиях у этого кустарника проявляются некоторые особенности. Они и дают основание относить получаемый из него краситель к нескольким видам, впрочем, не сильно отличающимся друг от друга.

Иранская хна – самый частый гость на прилавках нашей страны. Это бледно-зеленый порошок, который разводят водой. Она придает волосам прекрасный медно-рыжий цвет, а при добавлении в нее басмы достигаются более темные оттенки. Холодный тон при окрашивании хной не получится, но если нужна теплая золотистая гамма, то стоит предпочесть этот природный краситель химическим краскам. Он закрасит седину, придаст яркость и подлечит волосы. Не одно поколение женщин замечало, что после окрашивания иранской хной локоны становятся на удивление блестящими, живыми, плотными. Краситься ею довольно просто: на волосы средней длины понадобится 100 г порошка. Его надо развести теплой водой до кремообразной консистенции и тщательно промазать шевелюру. Оставлять на волосах красящее вещество можно надолго, хоть на три часа – оно не навредит. Только потом следует очень тщательно промыть голову, чтобы избавиться от растительных частичек.

Индийская хна встречается реже, стоит дороже и считается более полезной для волос (говорят, что она меньше их сушит). Кроме того, ее тщательнее измельчают, и порошок получается очень мелкий, поэтому использовать его удобнее. В разведенном виде он лучше распределяется по волосам. А самое главное отличие индийской хны – богатейшая цветовая гамма, от нежно-золотистого до шоколадно-коричневого и почти черного. Методика окраски ею точно такая же, как у иранской, и пользы волосам она приносит примерно столько же.

Сравнение

По большому счету, эти природные красители – одно и то же. Тогда чем отличается иранская хна от индийской?

Цветовая гамма

Основное отличие иранской хны от индийской – меньшая палитра оттенков. Если не использовать никаких добавок, то первая окрасит волосы в медно-рыжий, а насыщенность цвета будет зависеть от натурального тона шевелюры. Индийская хна – другое дело. В ее палитре семь оттенков, кроме того, она бывает бесцветной. Такая хна применяется, если нужно не покрасить волосы, а подлечить.

Консистенция

Для многих имеет значение текстура порошка. Более тонкий помол индийской хны позволит избежать некоторых трудностей при нанесении ее на волосы и смывании. Впрочем, и индийская, и иранская хна хороши своей безопасностью для самой шевелюры и кожи головы, обладают восстанавливающим действием и помогают получить богатый, насыщенный, теплый цвет. Так что тут с выбором трудно ошибиться.

Пожалуй, в каждом человеке живет страсть к путешествиям. С развитием отношений между странами туризм стал одной из статей доходов для бюджета любого государства. Европа, Азия, Восток, Америка, Китай - в настоящее время туристические агентства предлагают путевки по любым направлениям.

Те, кто желает отправиться в невероятную Индию впервые, часами собирают информацию в Интернете о еде, условиях проживания и т.д. И рано или поздно возникает вопрос: "Как правильно говорить - индус или индиец?"

Для ответа достаточно обратиться немного к истории, изучению национального состава, краткого знакомства с вопросом вероисповедания этой незабываемой страны и непосредственно к самим жителям этого государства.

Как правильно: индийцы или индусы

Индия - страна, где проживает более 1,3 миллиарда людей, являющихся представителями огромного количества наций: хиндустанцы, бенгальцы, телугу, маратхи, пенджабцы и т.д. Сами жители Индии называют свою страну Хиндустан или Бхарат. Официальными языками являются хинди и английский.

Поэтому логично любого жителя называть индийцем. Удивительно, но для самих жителей или любителей этой страны не возникает вопроса "индийцы или индусы, как правильно?". Пообщавшись немного с местным населением, каждый турист найдет этому подтверждение. Любого другого человека, родившегося и проживающего на территории Индии, назовут именно Indian man.

В каком случае - индус

Если же рассматривать население этого государства с точки зрения религии, то на территории проживают представители индуизма, ислама, христиане, сикхи, буддисты, джайны и т.д. Каждого представителя этих религий можно назвать индийцем, ведь они в большинстве своем рождены, проживают в Индии.

Однако, задав вопрос местному жителю о вероисповедании, можно услышать в ответ: "Он мусульманин, сикх, хинду".

Вот в этот момент и стоит обратиться к тысячелетней истории Индии. Изначально "хинд" имело персидское происхождение и обозначало долину реки Инд. После вторжения мусульман на земли Индостана появилось слово "индусы" или "хинду", которое использовали для обозначения "неверных". Пожалуй, уже в те времена начинался спор: "А как же правильно: индиец или индус?" Значение этого слова окончательно закрепилось англичанами. Именно так называли жителей Индостана, делая исключения для мусульман, сикхов, христиан и джайнов, тем самым объединяя всех остальных представителей религиозных и философских направлений.

Таким образом, можно сделать вывод, что индус - последователь индуизма, независимо от его места проживания (индуизм впоследствии получил широкое распространение и на других континентах).

Кто такие индуисты

Однако даже "индус" - не вполне точное, разговорное и устаревшее название. Дело в том, что в 1816 году социальный реформатор и философ Рам Мохан Рой впервые использовал термин "индуизм" при своих выступлениях. Впоследствии индийцы стали применять понятие "индуизм" в борьбе за независимость. И за равенство с иными религиями. Поэтому появилось слово "индуист", которое более точно и правильно обозначает последователей религии индуизма. Такова его история.

Поэтому, если попытаться разобраться в вопросе "как правильно называть - индийцы или индусы?", говоря о жителях страны и не делая акцента на вероисповедание, стоит использовать слово "индиец". Если же разговор идет о религиях, рекомендуется четко определять принадлежность к вере и называть индусом, а лучше - индуистом, только представителей индуизма, но ни в коем случае не мусульман, сикхов или представителей других направлений веры. Местные жители очень приветливы и миролюбивы, но отличаются большой эмоциональностью и иногда обидчивостью. Телесных повреждений не нанесут, но осадок от общения останется.

Надеемся, у тех, кто прочитал эту статью, не возникнет больше вопроса о том, индийцы или индусы - как правильно их называть.