Что значит жить по сердцу? Веруй в простоте сердца Жить в простоте сердца.

    Вид на церковь с площади … Википедия

    Вид на церковь с площади Внутренний интерьер храма Церковь Пресвятого Сердца Господня на Виноградах (чешск. Kostel Nejsvětějšího srdce Páně) католический храм в Праге в районе Винограды на площади Йиржи из Подебрад … Википедия

    Мн. разночинцы, разного звания люди, не дворяне. Простенький ситец, простого узора, не щегольской. Простоватый человек, не далекий умом, глуповатый. Он прост, простенек, простоват, техонек, глуповат. Простоватость жен. ·сост., свойство ·по·прилаг … Толковый словарь Даля

    - (Иларион) епископ, сын дьячка, род. 30 мая 1784 г., в с. Павлове, Богородицкого уезда, умер 10 октября 1819 г. Обучался сначала в московской Перервинской, а потом в Троицкой лаврской семинарии, где с 1805 г. был учителем и катихизатором, а с 10… …

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Иннокентий. Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Епископ Иннокентий (в миру Иларион Дмит … Википедия

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  простота сердца, простодушие. Прол. март. 13 … Словарь церковнославянского языка

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

Книги

  • Вопросы разума - ответы сердца. Как вернуть своей жизни осмысленность , Миллман Д.. Дэн Миллман - профессиональный атлет, чемпион мира, инструктор боевых искусств, профессор колледжа и писатель. Его книги изданы более чем на двадцати языках мира. Вкниге "Вопросы разума -…
  • Музыка сердца. Песни на стихи Сергея Абрамова , . Каждый поэт втайне мечтает написать хорошую песню, но далеко не каждому это удается, потому что прекрасные стихи - это еще не песня. В ней не обязательны сверхоригинальные образы и…

- Что значит жить по сердцу? Что значит жить просто?

Старец Амвросий говорил, что жить по сердцу - это не лезть в чужие дела, в дела других людей. Не надо отвечать на незаданный вопрос. Есть русская пословица: «Чужую беду руками разведу». А старец Амвросий еще говорил: «Не надо крыть чужие крыши, раскрыв свою (то есть за счет своего железа)». Мы оставили свои проблемы и пошли решать проблемы других людей, в том смысле, что заботимся об их нравственности, об их внутренней жизни, то есть ищем сучок в чужом глазе, а бревна в своем не видим. Вот он от этого предостерегал и говорил, что простота сердца - не лезть в чужие дела, а видеть перед собой свою проблему и свою протекающую крышу и этим заниматься. Поэтому он и говорил, что не надо крыть чужие крыши, разоряя свою.

- Жить в простоте сердца.

Да. И у него была такая присказка: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». «Где просто - там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Поэтому это в основном простота мышления и правильный взгляд на жизнь, добрые помыслы, о которых, кстати, говорил и старец Паисий. Простота как раз в этом и состоит - иметь добрый помысел на все. Не сразу на черное - черный, на кислое - кислый, потому что не бывает только черное и только белое; в жизни все гораздо сложнее. Поэтому простота сердца - включить добрый помысел. То есть не надо усложнять жизнь, а мы ее без конца усложняем.

Мы большей частью в отношении людей не на доверии, а на осторожности, ищем не положительные стороны, а сразу почему-то больше видится отрицательного. Господь недаром сказал: «Лицемер! Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь». Кажется, наоборот: в чужом глазе бревно, а в моем - только сучок. Это из-за потери простоты: мы пошли заниматься не своими делами, а пошли спасать других людей, забывая, что в первую очередь сами нуждаемся в спасении.

Как есть нехорошая поговорка: «Не можешь спасаться сам, спасай других». Вот так сейчас почему-то живет современный человек или христиане, которые забывают о том, что у нас самих очень много проблем. Тебя спросят - подскажи, не спросят - подожди до поры до времени, переживая за этого человека, желая ему всякого блага, чтобы когда он дозреет, это легло на добрую почву, и тогда на ушко с любовью подскажешь. Чтобы это было не просто замечание, которое пролетело мимо ушей (или в одно ухо влетело, а в другое вылетело). Потому что очень важно, что сказать, кому сказать, когда сказать и какие от этого будут последствия.

архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

ПРОСТОТА СЕРДЦА

Небо было открытое и глубокое. Не видно было больших птиц с широкими крыльями, которые так легко перелетают из долины в долину, не было даже проходящего облака. Деревья стояли тихо, а в извилистых складках холмов лежала густая тень. Нетерпеливый олень, сгорающий от любопытства, пристально посмотрел вперед, но при нашем приближении внезапно бросился в сторону. Под кустом неподвижно сидела жаба, такого же цвета, как и земля, с прямыми рожками и светлыми глазами. На западе отчетливо выделялись горы в лучах заходящего солнца. Далеко внизу стоял большой дом; при нем был бассейн, и несколько человек купались. Прекрасный сад окружал дом; место выглядело процветающим и уединенным, и чувствовалась особая атмосфера богатства. Еще дальше вниз по пыльной дороге, на иссохшем поле стояла небольшая лачуга. Даже на этом расстоянии видны были бедность, запущенность, непосильный труд. Сверху оба дома казались расположенными близко один от другого; красота и убожество касались друг друга.

Простота сердца имеет гораздо большее значение, чем простота внешней жизни. Довольствоваться небольшим количеством вещей сравнительно легко. Отказ от комфорта, от курения и других привычек не означает простоты сердца. Надеть набедренную повязку в мире, который насыщен одеждами, комфортом и развлечениями, еще не означает свободной жизни. Жил некогда человек, который отказался от мира и его путей, но желания и страсти одолевали его; он надел на себя одеяние монаха, но не знал покоя. Его глаза постоянно искали, а ум раздирался сомнениями и надеждами. Внешне вы создаете дисциплину и отрекаетесь. Вы планируете свой путь шаг за шагом с тем, чтобы достичь цели. Вы оцениваете успехи ваших достижений, руководствуясь стандартными добродетелями. Вы смотрите, насколько вы отреклись от того или другого, насколько вы владеете собой в вашем поведении, насколько вы терпеливы и мягки и т.д. Вы изучаете искусство сосредоточения и удаляетесь в лес, в монастырь или в темную комнату для медитации; вы проводите ваши дни в молитве и бдении. Внешне вы сделали вашу жизнь простой, и с помощью этого обдуманного и рассчитанного шага надеетесь достичь блаженства, которое не от мира.

Но достижима ли реальность через внешний контроль и запреты? Хотя простота жизни, отказ от комфорта, очевидно, необходимы, но может ли этот жест раскрыть двери к реальности? Постоянная забота о комфорте и успехе отягощает ум и сердце, в то время как всегда должна быть готовность пуститься в путь. Но почему мы так озабочены внешними жестами? Почему мы с таким рвением стараемся выразить наше стремление? Есть ли это страх самообмана или мы боимся того, что может сказать другой? Почему мы хотим убедить самих себя в цельности своей натуры? Не лежит ли вся эта проблема в желании быть защищенным, убежденным в значимости собственного становления?

Желание быть - это начало сложности. Движимые постоянно возрастающим желанием быть, внутренне и внешне, мы накапливаем или отрекаемся, культивируем или отвергаем. Видя, что время уносит все, мы цепляемся за вневременное. Эта борьба за то, чтобы быть, позитивно или негативно, через привязанность или отречение, никогда не может быть решена с помощью внешнего жеста, дисциплины или практики; но понимание этой борьбы естественно, спонтанно вызовет свободу от внутреннего и внешнего накопления с их конфликтами. Реальность не может быть достигнута через отречение; она не может быть достигнута никакими средствами. Все средства и результаты являются формой привязанности, и они должны прекратиться ради бытия реального.

Из книги Царство количества и знамения времени автора Генон Рене

Глава 11. ЕДИНСТВО И ПРОСТОТА Потребность в упрощении, в том, что есть в ней незаконного и чрезмерного, как мы только что сказали, является отличительной чертой современного умственного состояния; в силу этой потребности некоторые философы дошли до принятия в качестве как

Из книги Подумайте об этом автора Джидду Кришнамурти

22. Простота любви Человек в одеянии саньяси каждое утро появлялся в близлежащем саду и обрывал цветы с деревьев. У него были жадные глаза и руки, и он срывал каждый цветок, до которого мог дотянуться. Очевидно, потом он приносил их в дар какому-то мертвому изваянию, вещи,

автора Джидду Кришнамурти

Из книги Комментарии к жизни. Книга первая автора Джидду Кришнамурти

Простота сердца Небо было ясным и чистым. Не было видно больших ширококрылых птиц, парящих от долины к долине, и даже плывущего облачка. Деревья стояли тихо, а цепь гор щедро отбрасывала тень. Любопытный олень, поглощенный любопытством, стоял, наблюдая, а затем неожиданно

Из книги Дао «Звездных войн» автора Портер Джон М.

Глава седьмая Простота и скромность Йода настолько полно воплощает представление о простоте и скромности, что, кажется, сам мог бы написать следующие строки: Ведь у меня есть три драгоценности, которые я храню и ценю: Первая – это сострадание, Вторая – это

Из книги Об истине, жизни и поведении автора Толстой Лев Николаевич

Из книги Вопросы социализма (сборник) автора Богданов Александр Александрович

23 АПРЕЛЯ (Простота) Истинное добро всегда просто.Простота так привлекательна, так выгодна, что удивительно, как мало людей бывают просты.1 Не ищи счастия за морем. Благодарение Всевышнему, что нужное Он сделал нетрудным, а трудное – ненужным. Григорий Сковорода 2 Все

Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

19 ИЮЛЯ (Простота) Истинно полезное, истинно доброе и потому истинно великое всегда просто.1 Язык правды прост. Сенека 2 Доброе свойственно человеку, и потому все доброе просто и незаметно.3 Истинное величие человеческой жизни почти всегда совершенно невидимо. Очень может

Из книги Философское ориентирование в мире автора Ясперс Карл Теодор

20 АВГУСТА (Простота) Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.1 Всякая потребность утихает, а всякий порок увеличивается от удовлетворения. Амиель 2 Всякое новое желание есть начало новой нужды, зачаток новой

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

Простота или утонченность? Художественное творчество свободно. Предписывать, навязывать ему простоту формы или требовать утонченности было бы нелепо. Но если мы знаем, из какого жизненного содержания художник исходит, для какого материала он ищет формы, то, опираясь на

Из книги Первая и последняя свобода автора Джидду Кришнамурти

ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ЕСТЕСТВЕННОСТЬ И ПРОСТОТА Казалось бы, что может быть обыденнее и проще общения людей с помощью языка и достигаемого ими понимания друг друга?Если я советую кому-то, кто не знает английского языка: «Strike while the iron is hot!», то в ответ собеседник

Из книги Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления автора Евтихов Олег Владимирович

2. Простота. - Из тесноты существования и необходимости становления в целое (Ganzwerden) в самоудостоверении экзистенции в ее явлении следует предъявляемое к форме всего мыслимого философски требование простоты.Эту простоту не нужно смешивать с той простотой, которой

Из книги Малый трактат о великих добродетелях, или Как пользоваться философией в повседневной жизни автора Конт-Спонвиль Андре

143. Что значит простота? Есть простота, а есть упрощение. Меж ними разница велика. В действительности то, что называют простотой в смысле духовной мудрости, непростое дело. Здесь простота равна глубине, что делает ее чрезвычайно редким явлением. Не бывает легкой простоты.

Из книги автора

Глава одиннадцатая Простота Я хотел бы обсудить, что такое простота, и, может быть, прийти от простоты к открытию чувствительности. Мы, видимо, думаем, что простота выражается в чём-то внешнем, в отказе от вещей: владеть немногим, носить набедренную повязку, не иметь дома,

Из книги автора

ПРОСТОТА Мышь сказала:– Я хочу найти крошки. Собака сказала:– Я пришла сюда за корками. Простак сказал:– Вы дураки, вам нужен хлеб! Мудрец сказал:– Но им можно было бы предложить и другой род пищи.Простак пришел в ярость:– Общим знаменателем их желаний является хлеб, а

Из книги автора

Простота Скромности иногда не хватает простоты – из-за двойного вглядывания в себя самое. Судить себя значит принимать себя слишком всерьез. Простой человек не задается подобными вопросами относительно себя самого. Почему? Потому что принимает себя таким, какой он есть?

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Спутник христианина
  • Веруй в простоте сердца.

    Как дитя беспрекословно исполняет волю своих родителей, так и ты, христианин, исполняй в простоте сердца то, что велит тебе делать Святая Православная Церковь .

    Дитя твердо помнит, что родители зла ему не пожелают, а потому вполне им доверяется, так и ты помни, что Святая Церковь желает тебе самого верного спасения и уже, конечно, лучше нас с тобой знает, что хорошо и что дурно; поэтому не нам с тобой судить да поверять ее. Несомненно, нужно и полезно усвоение истин веры и умом.

    Сам Господь сказал: испытайте писания; и счастлив будешь, если усвоишь не только сердцем, но и умом истины Православной веры; но только бойся доверяться своему разуму.

    Чего не понимаешь, спроси у отца твоего духовного: он тебе объяснит непонятное на основании Слова Божия, он укажет тебе писания богомудрых отцов, где ясно изложено учение Святой Церкви Божией, где найдешь ты ответ на твой вопрос; только не решай ты таких вопросов одним умом твоим, одним собственным мудрованием: в этом погибель души.

    Посмотри на виолеемских пастухов: когда явился им ангел Господень и сообщил о рождении Христа Спасителя , стали ли они раздумывать, колебаться? Нет, они тотчас оставили свои стада и, веря словам

    Простоту разучились ценить. Вот и цветы - красивейшие создания, сегодня принято «доукрашать» блестками и дарить в сложной обертке. Всё усложняется - от одежды и мебели до личных и межгосударственных отношений. Как-то незаметно для себя большинство из нас привыкает казаться, а не быть, привыкает «играть» себя, а не быть собой. Желание выглядеть перед другими и перед собой так велико, «что человек в жертву ему приносит, искажая свою природу, даже самого себя - единственное и неповторимое, чем является каждая человеческая личность» (священник Александр Ельчанинов). Много ли в нашем окружении людей, с которыми у нас простые искренние отношения? Чаще всего - один, два. Перед остальными мы предстаем в «блестках» и «обертке». В образе. Кажется, фраза «мир - театр, а люди в нем - актеры» никогда не потеряется в истории. Даже в семьях не часто встретишь простоту, искренность и доверие без «подкладки». Да и с самими собой всегда ли мы бываем честны и просты? Разве не лукавим мы перед своей совестью, оправдывая свои не лучшие поступки и желания? Мы искажаем свое личное представление о себе. Мы представляем себя благороднее, благочестивее, честнее, самоотверженнее. Вместо того чтобы прекраснейший цветок своей души питать живой водой Слова Божия и таинств Церкви, мы пытаемся «украсить» его блестками тщеславия, губительного для его тонкой и простой природы.

    А ведь простота - одна из самых привлекательных черт характера человека. Не примитивность, а именно простота. На простоту, непосредственность, естественность особенно откликается наше сердце. Соприкосновение с ними радует нас более, чем соприкосновение с талантом, интеллектом или иными достоинствами. В простоте виден отсвет образа Божия в человеке. Ведь Сам «Бог прост и несложен».

    Слово «простота» происходит от древнерусского «прост» - прямой, открытый, свободный, простой. Простота пряма, чужда лукавства. Кстати, лукавый означает - кривой, изогнутый, похожий на лук. Лукавым называют дьявола, о котором Спаситель говорит, что он лжец и отец лжи (Ин. 8,44). Преподобный Иоанн Лествичник называет простоту блаженной простотой и броней против всех ухищрений лукавых бесов. Человек, стяжавший простоту, живет по правде (правда и прямота опять же соединены в нашем сознании), он свободен от выбора между добром и злом, потому что утвержден в добре. А ведь этот выбор бывает нам особенно мучителен: «Простота есть утвердившийся навык души, которая сделалась чуждою всякого различия и неспособною к лукавству». Простота есть свойство детских и святых душ. Но у первых она - природная, а у вторых «претворенная из лукавства, через многие поты и труды».

    Как-то ученики спросили у Иисуса: Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18,1-4). Спаситель связывает святость и детскость. Какие же особенности у детского возраста? Первое - это то, что душа ребенка, не знающая греха, не знает и различия: грех - не грех. По слову преподобного Иоанна Лествичника: «Первое свойство детского возраста есть безразличная простота». В этом возрасте нет знания добра и зла. Ребенок на всё смотрит просто, без суда и анализа, и сам он прост, искренен и непосредственен. Таким был Адам до грехопадения. А еще детскому возрасту присущи простота суждений и действий, умение жить в настоящем времени, данным часом и делом. Ребенок не злобив, не завистлив, не знает амбиций. Он совершенно зависим, но не тяготится этой зависимостью от родителей, а наслаждается ею, потому что любит их и верит им. Он не тяготится своей зависимостью и «малостью» и не претендует на большее. И, как записал русский священник Александр Ельчанинов в своем дневнике, «всё это мы имеем от рождения, как дар, который мы легкомысленно растериваем в пути и потом с муками и трудами собираем по крошкам растерянное богатство... Детскость утрачивается в жизни и восстанавливается в святости».

    С простотой рождаются, осложненность приходит к нам с грехами. И мир из простого превращается в сложный. Пушкинский Моцарт прост, и мир его прост и светел, а Сальери сложен, и мир его сложен, полон врагов, обид и несправедливости. Он в постоянном анализе, и в результате лукавых размышлений талантливый друг видится врагом, причем не только личным, но врагом искусства. Он и убивает его не из тривиальной зависти, а как избранник, спаситель искусства. Именно так осложненно порой видятся нам наши грехи. Муж бросает жену и ребенка, не потому что он прелюбодей, а потому что «она стерва», и он считает нечестным продолжать жить в браке без любви. Жена разводится с мужем не потому что просто устала от него (от его характера или даже какого-то порока), а потому что ребенку вреден пример такого отца. Почти все разводы (по мнению их инициаторов) совершаются из лучших побуждений. Уйти от этой осложненности к правде и простоте можно и необходимо. Научиться правдиво видеть себя редко получается сразу. Но если человек этого действительно хочет, он получает желаемое. И священнику случается наблюдать это много раз.

    На исповеди кающийся говорит о своих грехах так, как он их видит в себе. Один скажет: «Я нарушил пост», а другой: «Меня в гости пригласили соседи, а они не постятся. На столе ничего постного не было, и я съел кусочек сыра». А то и еще длиннее может быть история про сыр. Или вот: «Сквернословил» - сокрушается человек. А следующий: «Ругался. Но у нас без мата нельзя». Еще. Женщина со слезами: «Изменила мужу». Другая, потупя взгляд: «Увлеклась тут одним мужчиной, вместе работаем. Сама не знаю, как это случилось». Думаете, что все первые - молодцы, а вторые - второй сорт? Ничего подобного. Священник счастливый человек, ему дано увидеть, как духовно слепой становится зрячим, как лукавство души выпрямляется. Пройдет время, и человек, вставший на путь покаяния, изменится. Он перестанет прятаться за долгими объяснениями и оправданиями. Прятать истину от себя и Бога. Он будет не просто констатировать грех, а «выплевывать» его из себя, потому что он ему ненавистен. Знаете, есть замечательные натуры, имеющие особенный талант к покаянию (но чаще он приобретается, как говорится, потом и кровью). Люди, которых больше всего волнует не то, как они выглядят, а своя чистота. Священник, свидетельствующий такую исповедь, и сам вдохновляется примером этого в простоте душевной, порой даже грубоватыми словами высказанного покаяния. Такая исповедь, какие бы грехи на ней ни были названы, вместе с печалью о человеке приносит и радость за него. И долго помнится.

    Если мы будем откровенны с собой, людьми и Богом, прямы и правдивы, то со временем исчезнет не только наша личная «сложность», но и «сложность» мира выпрямится в нашем сознании. Под него не надо будет подстраиваться. А просто жить в нем.

    Православный женский журнал «Славянка»