Дмитрий павлович коган прощание. Дмитрий Коган: биография, репертуар, проекты

«Скрипача из меня сделала мама»

Фотография: Григорий Шелухин/dr

ДмитриЮ Когану, внуку легендарного скрипача Леонида Когана и сыну не менее прославленного дирижера Павла Когана, на роду было написано стать музыкантом. Тем не менее Дмитрий всегда подчеркивает, что никогда не был рабом скрипки. У него много друзей, он любит кино, рестораны и занимается благотворительностью.

Свой день рождения Дмитрий Коган традиционно отмечает на сцене. Музыкант уверен: нет ничего приятнее, чем в свой праздник преподнести подарок другим. Вот и в этом году Дмитрий не изменил себе: в день своего 35-летия он выступил на сцене концертного зала «Барвиха Luxury Village», дав поклонникам возможность сравнить непохожие друг на друга голоса пяти великих скрипок. И хотя инструменты Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильома имеют общую страховую стоимость - двадцать миллионов долларов, тем не менее они практически бесценны. Их перевозят в бронированных кейсах в сопровождении внушительной охраны.

Услышать все пять скрипок на одной сцене в течение одного вечера удается нечасто: владельцы позволяют извлечь их из хранилищ всего несколько раз в год. Но при этом собрать их в одном месте в одно время очень сложно: одну увозят на выставку, другую - на реставрацию, третья выставлена в музее... Возраст у всех инструментов солидный. Самой старшей - более четырех веков. Ее изготовили Антонио и Иероним Амати в 1595 году. Самой младшей - ее автор Жан-Батист Вильом - чуть более полутора столетий.

Каждую из великих скрипок Дмитрий Коган представляет как свою добрую знакомую, с удивительным голосом и собственной судьбой. «Скрипка Амати обладает певучим голосом, невероятной нежностью и мягкостью, - рассказывает Дмитрий. - У скрипки Антонио Страдивари поистине «золотой» тембр. Инструмент Джузеппе Гварнери обладает поразительной мощью, энергетикой и харизмой, а голос скрипки Джованни Батисты Гваданини благородный и удивительно глубокий. Единственный инструмент не итальянского мастера - скрипка Жана Батиста Вильома. Он прославился потрясающими копиями скрипок Страдивари и Гварнери. Эта скрипка показывает, насколько копия порой может быть приближена к оригиналу и насколько она может быть совершенна».

Дмитрий, вы говорите об этих скрипках так, будто они живые существа.
Конечно, для меня все они живые, со своей душой и энергетикой. Их пять, а я один. У каждой из них действительно есть свой нрав, который они периодически мне показывают. Например, когда я начинаю больше играть на одной скрипке, другая тут же демонстрирует свое недовольство - звуком.

Вы серьезно?
Серьезно. Сейчас я уделяю одинаковое количество времени всем скрипкам. Раньше я старался больше играть на тех скрипках, которые приехали позже, чтобы привыкнуть к ним и наверстать упущенное время, пропущенные репетиции. Кстати, бывает, что на концерте что-то идет не так и ты не понимаешь, что происходит: никаких технических проблем нет, трещин нет, всё настроено, а скрипка играет плохо. Проблема - на энергетическом уровне. Знаете, это как у человека, который плохо себя чувствует: приходит к врачу, а ему говорят, что он абсолютно здоров. Точно так же и со скрипками.

Дмитрий, ваш дедушка - Леонид Коган, выдающийся скрипач XX века, бабушка - Елизавета Гилельс, известная скрипачка, отец - дирижер Павел Коган, а мама - пианистка Любовь Казинская. Судя по всему, ваша судьба была предопределена с самого рождения?
Конечно, сейчас я могу рассуждать о том, кем бы мог стать, если бы не стал скрипачом. Но это равносильно тому, что я буду говорить, почему я родился мужчиной, а не женщиной. (Смеется. ) Конечно, в детстве я мечтал о многом: полететь в космос, стать футболистом, одно время даже грезил о профессии мастера по починке электронной техники. Причем я хорошо во всем этом разбирался - ремонтировал фотоаппараты и магнитофоны. Но к двенадцати годам скрипка всё же полностью мною завладела и все остальные увлечения отошли на задний план. Я очень хорошо помню то лето, когда я вдруг понял, что музыка для меня - главное.

Неужели у вас, как у любого ребенка, не возникало желания бросить занятия музыкой?
Разумеется, такое желание было. И очень сильное! (Улыбается. ) Дело в том, что скрипка очень специфический инструмент. В отличие от того же фортепиано, которое издает «конкретный звук»: любой человек может подойти, нажать клавишу - и нота зазвучит. На скрипке это сделать невозможно. Нужны месяцы упражнений. Поэтому обучение было очень тяжелым: тебя мучают-мучают, а скрипка вместо звуков издает какой-то свист и скрежет. И естественно, после первого же занятия я утратил всякий пыл и желание учиться дальше - ничего не получается, скрипка играть не хочет. Надо бросать это дело! Я хотел, как и другие ребята, играть в футбол. К тому же, когда я понял, что сначала надо играть гаммы, учить этюды, ставить руки и только потом, через много лет, может быть, будет большая сцена и успех, желание забросить занятия только укрепилось. И если бы не героические усилия моей мамы, вряд ли бы что-то получилось - мама буквально сделала из меня скрипача. Сам бы я до этого не дошел. Она меня уговаривала, заставляла и даже подкупала. Например, за час занятий мне давали жвачку с вкладышем. В те годы, а это был конец 80-х, ничего лучше нельзя было представить. Я помню, мама мне даже деньги платила за занятия! Пока я не обнаглел и не начал требовать заоблачные суммы. (Смеется.) Но когда я увидел результат, то меня уже было не остановить - я буквально заболел музыкой!

А в десять лет у вас уже был первый сольный концерт.
Да, я выступал в каком-то военном институте. Но я так волновался, что практически ничего не запомнил. Только то, как перед выходом на сцену мама крепко держала мою руку. Как выходил на сцену, как играл - не помню. Потом я много выступал, а когда мне было пятнадцать лет, состоялся мой первый дебютный концерт с симфоническим оркестром, которым руководил прославленный дирижер Арнольд Кац. Но это уже было серьезное выступление.

И тогда вы уже не испытывали такого страха?
Страха - нет. А вот волнение присутствует всегда. Я пытался его перебороть, работал над собой. Но, как это ни странно, когда мне удавалось быть абсолютно спокойным, концерт получался хуже. Потом я понял, что волнение необходимо. Только оно дает тот эмоциональный подъем и вдохновение, которое так нужно творческим людям. Помните, как у Лермонтова: «Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Не должно сердце биться ровно, поэтому играть концерты чисто технически - нельзя.

А поехать с концертом на Северный полюс сами решили или вам кто-то предложил?
Мне предложили сыграть концерт для полярников. Эта идея мне очень понравилась, и я с удовольствием туда поехал. Концерт проходил в палатке при нулевой температуре. Конечно, было холодно, но очень интересно.

Наверное, зрителей там было совсем немного?
Человек пятьдесят. Знаете, всемирно известный скрипач Бронислав Губерман однажды приехал в Вену, где должен был давать концерт, а там произошла какая-то накладка: концерт перенесли, а Губермана не предупредили. Он приехал на день раньше, вышел во фраке на сцену, а в зале всего один человек. И Бронислав Губерман сыграл для него двухчасовой концерт! Потом его спрашивали, почему же он не отменил свое выступление и зачем так выкладывался, если там сидел только один зритель. А Губерман ответил, что этот человек с таким трепетом его слушал, что для него он бы с удовольствием сыграл еще раз! Только сейчас я стал понимать, что даже с тремя тысячами зрителей может не быть такого энергетического контакта, как с десятью. Вообще мне сейчас стали интересны нетрадиционные формы «несения» искусства в массы, если, конечно, так можно выразиться.

Именно поэтому вы и спустились в подземный переход?
Да. Где я только не играл! (Смеется.) В подземном переходе мне предложили сыграть ради эксперимента - чтобы посмотреть, сколько денег музыкант моего уровня сможет заработать и смогут ли прохожие отличить меня от обыкновенного скрипача, который работает там ежедневно. Я специально не брился, надел шапку, кофту и спустился в подземку. В итоге за два часа игры я заработал около двух тысяч рублей. Там был очень забавный случай: один прохожий отказался давать денег, а когда его спросили почему, он ответил: «Да этот тут каждый день играет. Так фальшивит - просто ужас! Поэтому я ему никогда денег не даю».

Дмитрий, вы выступали на лучших мировых концертных площадках с ведущими симфоническими оркестрами. А не возникает ощущения, что вы всё и везде уже сыграли? Не боитесь, что в какой-то момент вам может стать скучно?
Да, был такой период. Когда мне исполнилось тридцать лет, я начал думать о том, что будет дальше. Я сыграл огромное количество концертов, объехал с гастролями страны и города, записал много дисков, играл на лучших скрипках мира. А что дальше? Сейчас мне тридцать, а потом будет сорок - и неужели ничего не изменится? Меня это очень беспокоило, а потом я понял, что моя цель - не самому что-то сыграть и достичь чего-то особенного, а приобщить к прекрасному миру музыки как можно больше людей. Всё, что я делал раньше, было исключительно для определенной публики, и в этом, наверное, была моя ошибка. Сейчас я стараюсь играть как можно больше благотворительных концертов, записываю бесплатные музыкальные диски, которые отправляю в музыкальные школы по всей стране. И мне это очень нравится. Это то, что дает стимул для творчества и делает меня счастливым.

А ваша знаменитая фамилия вам больше помогает или мешает?
Конечно, сейчас у меня своя карьера, свое имя, и я уже не могу говорить, мешает мне фамилия или нет. Но еще лет десять назад мне казалось, что безумно мешает. Хотя... У меня в семье были определенные традиции, я вырос на записях своего деда. Правда, он умер, когда мне было четыре года, я его практически не помню. Но тем не менее у меня были его ноты, с его пометками, а это многого стоит. Негатив, конечно, тоже присутствовал. У меня с детства было достаточное количество недоброжелателей, завистников. Многие относились ко мне предвзято: не зная меня, уже не любили. На меня глядели пристальнее, меня рассматривали словно под лупой: «Внук того самого Когана!» То, что прощалось другим - какие-то ошибки, неточности, шероховатости, - не прощалось мне. И я должен был, по сути, не просто оправдывать фамилию, но и превосходить ожидания. И надо сказать, было довольно сложно жить с ощущением, что ты всё время кому-то что-то должен. Я с детства рос в состоянии дикой ответственности.


В детстве вы были послушным ребенком?

Нет, я был ужасным ребенком - очень шаловливым и неорганизованным. (Улыбается. ) Маму постоянно вызывали в школу. Сейчас, конечно, я не могу позволить себе быть таким, как в детстве, - теперь я раб своего графика, который составляют мои помощники. Представляете, я знаю, что буду делать 15 апреля или 22 марта следующего года. Но самое ужасное то, что я не знаю, какое у меня будет настроение, например, 25 декабря. Может быть, в этот день пойдет снег, небо затянут облака, у меня не будет вдохновения и мне не захочется брать в руки скрипку. А в этот день у меня запланирован концерт в Берлинской филармонии. И хочешь не хочешь, а нужно будет взять себя в руки и хорошо отыграть концерт. Не потому, что я обязан сделать это по контракту, а ради публики. То есть я фактически не принадлежу себе! (Улыбается.)

Дмитрий, как вы обычно готовитесь к выступлению?
Раньше мне казалось, что в день концерта я должен хорошо выспаться, съесть куриный суп с лапшой, потом правильно разыграться, настроиться, выпить чая с сахаром, и тогда концерт обязательно пройдет удачно. Но потом я понял, что всё это никак не влияет на концерт. Можно идеально подготовить себя, а концерт пройдет не очень гладко. А можно после девятичасового перелета сразу же выйти на сцену и отыграть концерт замечательно. Сцена творит чудеса. Никогда не знаешь, как ты сыграешь, предугадать это невозможно.

Дмитрий, а тишину вы любите?
Это моя проблема. Я очень редко бываю у себя дома, практически всё время живу в гостиницах, а там с тишиной очень сложно. Мне она необходима, но я не могу изолировать себя от общества.

Великого музыканта, чье имя известно далеко за пределами его родины, не стало на 39м году жизни. Страшная новость о смерти Дмитрия опечалила большое количество почитателей классической музыки.

Помощница Дмитрия так же рассказала и о причинах смерти. Виртуозный исполнитель скончался по причине онкологического заболевания.

Будущий именитый музыкант и виртуоз Дмитрий Павлович Коган родился 27 октября 1978 года в Москве. Леонид Коган – непревзойденный скрипач, был дедушкой Дмитрия, а бабушка была именитой скрипачкой и педагогом — Елизавета Гилельс. Отец с матерью Дмитрия так же выделились немалым вкладом в музыкальное искусство: отец - дирижёр Павел Коган, мать - пианистка Любовь Казинская, учившаяся в Академии музыки им. Гнесиных.

В шестилетнем возрасте, еще маленький Дмитрий, обучался в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. По окончании школы он продолжил обучение в Академии имени Сибелиуса в Хельсинки (Финляндия).

В десятилетнем возрасте юный, но способный Дмитрий впервые выступал на одной сцене с симфоническим оркестром, когда Дмитрию исполнилось 15, он играл на одной сцене с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

Дебютное выступление молодого Дмитрия в Великобритании и США выпало на 1997 год. В дальнейшем ему рукоплескали залы бесчисленного списка зарубежных стран.

В 2010 году гениальный скрипач стал заслуженным артистом России. Через некоторое время Дмитрий, совместно с меценатом Валерием Савельевым основали фонд поддержки исключительных культурных проектов.

Про частную жизнь талантливого исполнителя известно крайне мало. В 2009 году он женился на Ксении Чилингаровой, но по неизвестным причинам уже в 2012 году пара рассталась. Небезызвестно, что отцом Ксении был депутат ГосДумы и полярный исследователь.

Елена рассказала, что семьи Дмитрия и первой женщины, полетевшей в космос, знакомы еще с 1963 года.

Когда еще Дмитрия и Елены не было, их родители и бабушки с дедушками уже были дружны. Несмотря на то, что Валентина Терешкова была из простой семьи, ей очень нравилось наслаждаться игрой Леонида Когана. Она была в восторге от его таланта.

Никого не удивил и тот факт, что, когда подросли дети, они стали друг другу, как близкие родственники. Иной раз Дмитрий называл дочь Валентины Терешковой сестрой Леной. Так же Елена считает мать Дмитрия великой женщиной, ведь ей удалось воспитать такого талантливого сына.

Между сыном и матерью складывались очень теплые и нежные отношения. Она окутывала его заботой и нежностью, в свою очередь, мальчик отплачивал исключительной сыновней любовью.

Дмитрий Павлович настойчиво продолжал лечение. Он болел меланомой – раком кожи. Последний курс лечения он прошел в Израиле. 18 августа из Израиля он приехал в Москву и продолжал лечение уже в частной клинике. Но через неделю его уже не стало.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Выяснились новые подробности, касающиеся смерти известного российского скрипача Дмитрия Когана. Как рассказала близкая подруга музыканта, в течение года он боролся с тяжелым онкологическим заболеванием.

"Целый год он упорно лечился. У него была меланома – рак кожи. Последнее лечение проходило в Израиле. 17 августа его перевезли из Израиля в Москву", – рассказала дочь Валентины Терешковой Елена, с которой дружил Коган. По ее словам, иностранные врачи рекомендовали музыканту продолжить лечение в НИИ онкологии имени Герцена, где работают лучшие специалисты.

ПО ТЕМЕ

Однако Коган решил обратиться в частную клинику, в которой через неделю умер, пишет "Комсомольская правда". "Доктора... взяли на себя ответственность и зачем-то поменяли назначения израильский врачей. В той ситуации, в которой находился Дима, нельзя было делать резких движений. Но что теперь об этом говорить. Диму не вернешь..." – с горечью добавила Елена.

Напомним, 38-летний скрипач Дмитрий Коган скончался от рака 29 августа. Прощание с музыкантом состоится 2 сентября в Камерном зале Московского международного дома музыки. Отпевание пройдет в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке. После этого Коган будет похоронен на Троекуровском кладбище.

Дмитрий Коган родился в известной музыкальной семье. Его дед был выдающимся скрипачом, отец – дирижером, а мать – пианисткой. Игре на скрипке обучался с шести лет. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского. С симфоническим оркестром Коган впервые выступил, когда ему было десять. В 15 лет он появился на сцене Большого зала Московской консерватории.

Выступление Когана и камерного оркестра «Московская камерата» прошло на одном дыхании. В предвкушении исполнения очередного произведения зал замирал — ни скрипа кресел, ни дыхания зрителей. А после виртуозного исполнения — шквал аплодисментов.

В концертной программе музыкант сыграл на уникальных скрипках работы Николо Амати (самая старинная скрипка, 1665 г.), Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери дель Джезу, Джованни Батиста Гваданини и Жана Батиста Вильома.

Перед выступлением Дмитрий Коган пообщался с журналистами и первым делом извинился за своё опоздание:

Ваш город развивается, и это отражается на количестве в нём автомобилей. Я не помню, чтобы раньше здесь было столько пробок. Этот тур по странам мира был задуман четыре года назад, в него каждый раз входят новые инструменты, с которыми мы гастролируем по разным городам. И я очень рад, что Тула включена в него: в вашем городе я выступаю с детства, и у меня сложилось о нём самое лучшее впечатление. И играть для туляков для меня большая радость и большая честь. Инструменты можно аккумулировать из коллекций, где они хранятся, лишь на полтора месяца в году.

Проект «Пять великих скрипок» начался 30 марта в Лондоне и заканчивается сегодня в вашем городе. Затем они отправятся к своим владельцам.

— С каким чувством вы берёте в руки эти скрипки и какая из них Вам нравится больше всех?

У меня здесь только одно сравнение: это всё равно что общаться с пятью потрясающими девушками. И если одну похвалить, то остальные четыре обязательно отомстят: это же не просто музыкальные инструменты, но живые существа — каждая со своим характером, со своей «биографией». Недаром и форма скрипки напоминает женскую фигуру. И когда у меня спрашивают, какую предпочитаю, я отвечаю: «Все!» У каждой — своё звучание. К примеру, великий Страдивариус, как он подписывался по-латыни, в своих инструментах ближе всего подошёл к тембру человеческого голоса, за что был удостоен славы, какой не знали ни его предшественники, ни последователи. Работы Амати — небольшие, с нежным, звенящим и удивительно певучим серебристым звуком.

— Много ли времени было отведено на знакомство с вашими «девушками»?

Когда скрипки прибыли, у меня было всего три дня, чтобы привыкнуть к инструментам, что было сложно. Но подобные испытания в жизни музыканта случаются часто, да и выхода не было. Ну, а после первого концерта стало легче…

— Скрипки представляют огромную ценность. Как их перевозят из города в город?

Все меры безопасности соблюдены, в соответствии с контрактом, хотя в некоторых городах предосторожность бывает даже излишней. К примеру, пару лет назад в одном городе местный министр внутренних дел приставил к нам со скрипками целый автобус омоновцев с автоматами, в камуфляжной форме. Причём парни не только днём меня сопровождали на репетицию и на концерт, но и ночью стояли в дозоре под дверью гостиничного номера. Признаюсь, я себя при этом чувствовал неуютно: как заключённый. Но пришлось смириться… А однажды на таможне в Германии служитель закона проявил бдительность.

Я летел на концерт и с собой вёз три скрипки. Таможенник заинтересовался: зачем мне так много, не контрабандист ли я?

И потребовал доказать, что я скрипач. Я был вынужден достать скрипку и сыграть в аэропорту. Потом мой контролёр вдруг куда-то ушёл, я озадачился, а вернулся с толпой коллег и попросил сыграть ещё. Отказать было бы невежливо…

— Насколько сегодня, по-вашему, востребована классическая музыка?

Я никогда не чувствовал её невостребованности, она просто необходима людям, и так будет всегда. Конечно, скрипач или пианист никогда не будут так популярны, как эстрадный певец или рэпер, но исполнители в другом жанре могут появляться и исчезать, а классика вечна. Это, кстати, единственный вид музыкального искусства, который лечит болезни. Я недавно приходил в один крупный кардиологический институт к его директору, и тот мне показал инновационное отделение. Там несколько палат, где пациенты слушают музыку Гайдна, барочную музыку, старых итальянцев, Чайковского, Глинку. Я был удивлён и обрадован одновременно.

— А вы смотрите музыкальные шоу по телевизору?

Нет, на это просто нет времени. В основном смотрю новостные программы — в машине, в аэропорту.

— Вы как-то сказали, что музыкант на концерте выкладывается, как спортсмен на соревнованиях.

Да, в моей профессии элемент «физики» присутствует: режим, техника игры… Мало чувствовать, надо уметь донести это до публики, а всё делается руками, как ни крути. Другое дело, что в спорте не всегда присутствует духовная составляющая, хотя, говорят, Марадона именно творил на поле, а не просто играл.

— А как вы отдыхаете?

Очень хочу заняться спортом, но не получается. А так люблю водить автомобиль, хорошее кино, люблю просто слушать музыку. Разную. Знаете, я вчера по телефону говорил с моим другом, который старше меня на 20 лет, всю жизнь занимался бизнесом, был загружен. И вот он мне сказал: «А сейчас я учусь отдыхать…» А я уеду на пару дней, и начинается: сто звонков, потом разучиваю новое произведение… Отдыхать я пока так и не научился.

Глас народа

Татьяна Евстигнеева

Я первый раз на таком концерте, приехала из Богородицка. Я люблю классическую музыку, дома она у нас звучит всегда. На ней духовно воспитываются дети.

Заслуженный артист России, скрипач Дмитрий Коган скончался в Москве на 39-м году жизни после тяжелой болезни. Пианист, дирижер Александр Гиндин в эфире радио Sputnik выразил надежду, что все идеи замечательного музыканта и организатора останутся с нами.

Прощание со скрипачом Дмитрием Коганом пройдет в субботу, 2 сентября, в Колонном зале Дома союзов, сообщил пианист Юрий Розум.

"В субботу панихида предварительно запланирована на 11:00 в Колонном зале, потом отпевание на Ордынке", - сказал Розум.

Заслуженный артист России, известный скрипач Дмитрий Коган скончался во вторник в Москве после тяжелой болезни.

Коган был одним из немногих скрипачей, исполнявших весь цикл из 24 каприсов Никколо Паганини, и первым, кто дал концерт для полярников на Северном полюсе (2009).

Дмитрий Коган. Пять великих скрипок / Dmitri Kogan. Five great violins

С 2002 года он начал организовывать различные фестивали и мероприятия, которые пропагандировали классическую музыку. Скрипач был автором и художественным руководителем первого Международного фестиваля им. Леонида Когана, возглавлял международный Коган-фестиваль в Екатеринбурге, позднее - ежегодный международный фестиваль "Дни высокой музыки", который проходил во Владивостоке, на Сахалине, в Челябинске, Самаре, Хабаровске. В 2012 году по его инициативе был основан Волжский фестиваль Духовной музыки.

Пианист, дирижер, заслуженный артист России Александр Гиндин, лично знавший музыканта, в эфире радио Sputnik выразил надежду, что идеи, которые привнес Дмитрий Коган, будут реализовываться и после его смерти.

"Я до сих пор не могу прийти в себя. Этот человек был фонтаном жизненных сил, фонтаном идей организации удивительных музыкальных проектов. До него в таких масштабах это мало кто делал и мало кто умел делать. У него всегда были новые идеи по развитию всевозможных концертов в рамках классической музыки и не только.

Прежде всего, он останется в памяти как замечательный скрипач и очень хороший музыкант. Это то, что он любил больше всего, и то, ради чего он пришел в этот мир. Надеюсь, что те идеи, которые он привнес, останутся. Потому что они очень правильные и очень близки каждому музыканту, но эти идеи и открытия были даны именно Диме", - сказал Александр Гиндин.

Дедом Дмитрия Когана был выдающийся скрипач Леонид Коган, бабушка - известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс, отец - дирижер Павел Коган, мать - пианистка Любовь Казинская, окончившая Академию музыки им. Гнесиных.

Для матери Когана - это сильнейший удар, отметил Александр Гиндин.

"Это представитель династии могикан. Когда уходят такие люди, это обидно и несправедливо, не говоря уже о том, какая это трагедия для его мамы. Они были очень близки, они были одно целое", - сказал Александр Гиндин.

Биография

29 августа 2017 года стало известно, что на 39-м году жизни скончался заслуженный артист РФ, скрипач Дмитрий Коган.

Дмитрий Павлович Коган родился 27 октября 1978 года в Москве в семье Павла Когана и Любови Казинской. Отец — скрипач и дирижер, народный артист РФ, главный дирижер Московского государственного академического симфонического оркестра. Мать — пианистка. Дедом по отцовской линии был Леонид Коган — один из наиболее выдающихся советских скрипачей, педагог, народный артист СССР.

С шести лет начал заниматься игрой на скрипке в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории им. Чайковского. В пятнадцать лет выступил с оркестром в Большом зале Московской консерватории. Окончил ЦМШ в 1996 году.

Дмитрий Коган. Страдивари/ Dmitri Kogan/ Stradivari violin

В 1996-1999 годах был студентом Московской государственной консерватории (занимался у Игоря Безродного и Эдуарда Грача), параллельно, в 1996-2000 годах, получал образование в Академии им. Я. Сибелиуса (Хельсинки, Финляндия), где его наставником был Томас Хаапанен.

В 1997 году Коган дебютировал с исполнением скрипичных произведений в США и Великобритании. В дальнейшем музыкант неоднократно выступал в наиболее престижных концертных залах Европы, Азии, Америки, Австралии.

В 1998 году стал солистом Московской государственной академической филармонии. Принимал участие в престижных международных фестивалях, проходивших в Австрии, Франции, Швейцарии, Китае и др. Также он выступал на проводившихся в России фестивалях "Черешневый лес", "Русская зима", "Кремль музыкальный" и др.

В 2010 году являлся солистом-инструменталистом федерального государственного унитарного предприятия "Госконцерт".

Был художественным руководителем Приморской краевой филармонии (Владивосток, 2004-2005 годы) и Самарской государственной филармонии (2011-2013 годы).

В 2014 году назначен художественным руководителем оркестра "Московская камерата".

Всего за карьеру выпустил 10 компакт-дисков. В 2013 году записал благотворительный альбом "Время высокой музыки". Он был издан тиражом более 30 тыс. экземпляров и безвозмездно передан в музыкальные школы, детские школы искусств, училища и высшие учебные заведения во всех субъектах РФ.

Скрипач вел активную благотворительную и культурно-просветительскую деятельность, регулярно выступал с мастер-классами.

Был организатором и художественным руководителем Международного фестиваля им. Леонида Когана, художественным руководителем фестиваля "Дни высокой музыки".

В 2011 году совместно с предпринимателем Валерием Савельевым создал Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана. Основное направление его деятельности — приобретение по всему миру и реставрация раритетных инструментов для передачи в безвозмездное пользование российским музыкантам.

В 2012 году был доверенным лицом кандидата в президенты РФ Владимира Путина.

Возглавлял попечительский совет Уральского музыкального колледжа (Екатеринбург).

Заслуженный артист РФ (2010).

Почетный гражданин Невельска (2008, Сахалинская область; звание присвоено за проведение благотворительных концертов в поддержку местных жителей после землетрясения 2 августа 2007 года).

В 2009-2012 годах был женат на Ксении Чилингаровой, дочери полярного исследователя Артура Чилингарова.

Лучшие цитаты Дмитрия Когана

Не секрет, что Дмитрия Когана очень любили журналисты. За свою недолгую жизнь музыкант дал немало блестящих, тонких, умных интервью. Он не кокетничал и не стеснялся отвечать на любые вопросы так, что порой озадачивал своей непосредственностью и прямотой.

«Комсомолка » выбрала лучшие цитаты Дмитрия Когана.

Сложно ли мне было играть в палатке на Северном полюсе? Да нет, не особенно. В некоторых наших концертных залах не на полюсе играть гораздо сложнее…

Музыкой заниматься — это прекрасно, вот только не надо детей мучить.

Выступление в подземном переходе дало мне урок. Я понял, что невозможно слушать искусство походя.

О критике

Как говорил мой друг Петров, критик — это не профессия, это профессиональная трагедия

Обиды — удел слабых людей или красивых девушек. А я — ни то, ни другое

О публике

Зачем скрывать, публика — самый лучший педагог. Это индикатор в жизни человека искусства.

Вижу свою деятельность как миссионерство. Сродни тому, что делает церковь, чтобы люди приходили в храмы. А я хочу, чтобы люди приходили слушать классическую музыку.

Не делю публику на профессиональную и непрофессиональную. Для меня любой слушатель ценен.

Для меня победа, если десять людей выходят из зала с желанием прийти вновь

О концертах

Моя бабушка говорила: вкусный борщ получается, когда есть всего понемножку. Вот и я так строю концерт, всего понемножку. Чтобы каждый слушатель ушел счастливым.

Не бывало еще концерта, которым я был бы доволен на сто процентов. Если процентов на 50 радуюсь — и то хорошо.

О скрипке

Руки у меня не застрахованы. Потому что если что-то случится с моими руками, то деньги не будут представлять для меня ценность. Я не представлю, как смогу жить без скрипки