Есть такая профессия: Балетный фотограф. Марк олич - балетный фотограф Дарья волкова выставка

Энергия, сила, красота, эмоция – танец, застывший в кадре, всегда вызывает восхищение. Именно поэтому столько современных фотографов работают с танцорами, и каждый год появляются все новые и новые интересные фотопроекты.

Фотографы и танец

Однако если вам нравится классический и современный балет, то вам будут интересны и друге фотографы, работающие с танцем. Кто-то исповедует тот же принцип, что и Ballerina Project и помещает танцоров в городскую среду, кто-то делает арт-съемки в студийных условиях, фокусируясь на красоте движения и идеальных линиях тела.

Среди топовых фотографов, чьи выставки проходят в крупнейших галереях мира, есть и московский фотограф Александр Яковлев. Александр работает с труппой большого театра, и если вам нравится красота классического русского балета, то стоит подписаться на его instagram (в котором много потрясающих работ).

7 лучших фотографов мира, которые запечатлевают бесконечную красоту танца

Vadim Stein


Ken Browar (NY City Ballet)



Omar Robles


Alexander Yakovlev




Lois Greenfield




Lisa Tomasetti




Dane Shitagi (Ballerina Project)





"Балет - это мир, в котором я живу, именно поэтому я могу показать этот мир так, как его видят сами танцоры," - пишет у себя на сайте Дарьян Волкова, и ее снимки действительно затрагивают души зрителей, потому что каждая фотография невероятно красива, изящна и таит в себе историю, которую хочется услышать до конца.










"Я могу чувствовать, видеть и фотографировать танец, как это может сделать только танцор," - говорит о себе балерина. И это действительно неимоверное чудо и потрясающая честь для зрителя иметь возможность заглянуть в закулисную жизнь балета. На выступлениях зритель следит за сюжетом, за пластикой и красотой движения танцоров, исполняющих свои роли. На снимках Дарьян можно увидеть гораздо больше - это и магия самой атмосферы балета, и изнурительные тяжелые подготовки к выступлениям, и неимоверная грация и красота каждого, кто принимает участие в постановке шоу.










Дарьян занимается классическим балетом почти всю свою жизнь - ей было всего семь лет, когда она начала посещать занятия танцев. Что же до фотографии, то этот свой талант 25-летняя девушка открыла в себе относительно недавно, когда ее молодой человек подарил ей фотоаппарат Canon. Это была пленочная камера, и потому Дарьян быстро осознала ценность каждого кадра. Даже сейчас, когда девушка снимает на цифровую камеру, это ощущение гармонии всего присутствующего в кадре, оно все еще присутствует - как если бы у Дарьян была всего одна возможность сфотографировать, и она старалась бы сделать это идеально с первого раза.


L"Opera Garnier Paris. Фото: Дарьян Волкова.





Это удивительно, как Дарьян удается все успевать: как и любая танцовщица балета, ей приходится постоянно тренироваться, время от времени ездить с выступлениями по разным странам, и помимо этого девушка успевает вести свой блог с фотографиями Soul In Feet , а также Инстаграм (который на сегодня насчитывает более 128 тысяч подписчиков), в котором почти ежедневно появляются новые снимки. Кроме того, Дарьян изучает историю балетной фотографии и проводит мастер-классы по съемке балета.



"Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна..."

"...Узрю ли русской Терпсихоры

Душой исполненный полет?"

(А.С. Пушкин)

Петр Ильич Чайковский - "Лебединое озеро" ор. 20 сцена

Марк Олич - российский фотограф, родившийся в Омске, в 1974.

Выпускник театра и художественных школ, Марк был занят фотографией с 2002.
Марк всегда тянул, но страдал от творческого кризиса после перемещения в Санкт-Петербург. Он стал художником по декорациям в Мариинском театре, где он начал работать "негласно" и делая изображения обучения танцоров и репетиций в театре. Цель его работы состоит в том, чтобы показать то, что происходит на границе, которая отделяет внутреннюю часть, пространство за кулисами, от внешнего, публичного выступления. Зритель на его фотографиях видит различие между обычным человеком и театральным героем.

Марк следует только одному ключевому правилу, фотографируя, не вмешиваться. Его камера замаскирована, чтобы не сломать настроение. Это позволяет ему делать запись абсолютно естественных и подлинных фотографий жизни в Мариинском театре.

У него удивительный взгляд на это искусство, необыкновенная работа с тенями и образом. Он показывает не только красоту, но и тяжелый труд людей преданных танцу.

Как же легко она парит в воздушном танце!

И закружилась в пируэтов вихре.

Все аплордируют крича,от восхищенья.

И в ожиданьи её "Па" затихли.

Сплетенья рук её худых и нежных..

Чарует трепет этих лёгких "Фуэтэ",

Парит на сцене лебедь белоснежный.

Танцует и летит вперёд— к мечте.

И сколько грациозности в ней,счастья..

Неуловимости и чуткой красоты.

Стрёмятся к небу тонкие запястья

И волшебством чаруют с высоты.

Всех восхищает миражом импровизаций

Принцесса нежная и хрупкая,в пуантах.

И сложно,в восторженьи,догадаться —

Сколько труда в той лёгкости,таланта...!

Copyright: Алина Лукьяненко, 2012

Чайковский - Вальс цветов

Чайковский - Танец фей драже

25/09 5619

Сиюминутное искусство - балет, притягивает пристальное внимание не только аристократов и интеллигентов, но и фотографов. Одни ведут репортажи за кулисами, другие фотографируют вовремя репетиций в балетных залах между станками и зеркалами, третьи в гриммерочных созидают музу вдохновения. Кто-то смотрит на балет как на искусство, кто-то видит спорт в статике и движении балета. А есть такие, кто сквозь пачку смотрят на мир моды, другие же, вдохновляясь тонкостью и элегантностью линий балерин, видят геометрию в кадре. Причем фотографировать балерин можно не только на сцене или в театре, все чаще танцовщиц в пуантах и пачке фотографы снимают на улицах города, в метро или на железнодорожном вокзале. Тем самым подчеркивая, что искусство должно быть не только в закрытых, стандартных помещениях.

Балет - зрелищен и индивидуален, никогда нет повторяющихся движений, это сиюминутное искусство. Каждый раз "Лебединое озеро" исполняют балерины по-разному и по-своему. Кто-то не в настроении, а кто-то не в духе. Даже известные примы могут вдруг с импровизировать, и это делает это искусство уникальным.

Балетный фотограф - такой же уникальный жанр в фотоискусстве, как и то, что он снимает. Имена специалистов, запечатляющих в вечность этот отдельный культурный мир, всегда на слуху, особенно у тех, кто следит за их творчеством:

    1. Vihao Pham










    2. Марк Олич и другие величайшие фотографы.


Отличной идеей для фотосессии с детьми может стать балет. Наверно нет такой девочки, которая не представляла себя сказочной героиней, и не мечтала примерить балетную пачку и пуанты. Но, как известно, чтобы Золушка попала на бал, необходимо вмешательство волшебницы. Роль феи взяла на себя фотограф Алена Крисман. Попав на занятие проекта «ProBalet» каждая девочка может почувствовать себя балериной.

Алена, расскажите, как родился ваш проект?

Совершенно случайно. Одна моя знакомая руководит небольшой балетной школой, и у нее возникла идея провести фотосессии для девочек-балерин, потому что ни у кого из них не было качественных фотографий для портфолио. И когда мы обсуждали варианты съемки, мы вдруг поняли, что балет - это отличная идея для фотопроекта, в котором смогут принять участие не только балерины, но и все желающие.

В чем суть проекта?

Мы совместили познавательно-интерактивное занятие, посвященное балету, и фотосъемку. В результате рождаются музыкально-балетные фотосказки.

Как это происходит на практике?

Проект «ProBalet» стартовал в ноябре 2017. Мы сразу спланировали четыре сезона и решили, что каждый сезон будет посвящен разным знаменитым балетам. Музыкально-балетные фотосказки проходят в группах, которые мы формируем по возрасту: 4-6, 7-8, 10-12 лет, чтобы детям было интересно вместе. Зимний сезон был открыт балетом «Щелкунчик». Фотосказка состояла из двух частей: сначала проходила балетная фотосессия - девочки знакомились с сюжетом балета, надевали костюмы балерин и попадали в балетный класс, а во второй части для каждой участницы мы создавали сказочный образ Мари, главной героини балета.

То есть ваше занятие - это не просто костюмированная фотосъемка, а настоящее погружение в мир балета?

Да, именно так. Когда проект только начинался, родители иногда спрашивали - а зачем нам участвовать в балетной сказке, если мы можем просто посмотреть балет в театре? Дело в том, что это совершенно другой формат. В театре ты смотришь на происходящее из зала, а здесь ты становишься участником действия, это совсем другие ощущения. Мы приглашаем профессиональных балерин-педагогов, которые сначала рассказывают детям либретто балета, а потом проводят урок хореографии - показывают движения, основные балетные позиции. Каждое занятие проходит под живую музыку. На съемках «Щелкунчика» нам аккомпанировала арфистка из оркестра имени Светланова. Арфа - это волшебный, сказочный инструмент, дети были просто в восторге от возможности потрогать арфу, прикоснуться к струнам.

Фотосъемка идет в течение всего занятия?

Да, поэтому получаются и репортажные, и постановочные кадры, живой рассказ о музыкально-балетной фотосказке. Над проектом работает команда профессионалов: декораторы и стилисты, музыканты и балерины. Для съемок «Щелкунчика» мы подбирали светлые просторные фотостудии в центре Москвы. Я снимала с естественным светом из окна, кроме этого, мы привезли гирлянды и свечи, которые создавали красивые огоньки на заднем плане. Костюмы шили специально под этот проект, для каждой девочки создавалось два образа - маленькой балерины и героини сказки. Причем при желании в съемке могли принять участие и мамы - у нас были приготовлены балетные юбки и пуанты для взрослых. Иногда на съемки приходят девочки-подростки, для них мы проводим чисто балетную фотосессию с участием профессиональных балерин. Если приходят дети, которые занимаются балетом, мы делаем технически более сложные кадры.

Почему для второго сезона проекта вы выбрали балет «Петрушка» Игоря Стравинского?

Нам хотелось, чтобы эта съемка была более активной, с ярким весенним солнцем, цветными костюмами. Мы выбрали контрастную фотостудию с темным залом и большими светлыми окнами. Задача была получить как можно больше разнообразных фотографий, чтобы не повторяться и каждый раз реализовывать что-то новое. Можно было работать с солнечным светом из окна, с контровым освещением, в результате получились фотографии, которые сильно отличаются от зимних фотосказок.

Мы организовали фотозону с театральными декорациями, в которой балерины показали кукольное представление по либретто балета «Петрушка», там же прошла фотосессия в антураже Пасхальной ярмарки. Дети фотографировались с живыми кроликами и цыплятами, это вызвало у малышей море эмоций. Затем девочки переоделись в розовые балетные юбки, и фотосессия продолжилась у балетного станка. По традиции мы пригласили музыканта, на этот раз занятие прошло под аккомпанемент скрипки.

А мальчики и папы к вам приходят?

Конечно, чаще приходят мамы с дочками. Один раз пришел мальчик со своей маленькой сестренкой, он очень по-взрослому вел ее за руку в зал. Правда его больше заинтересовало не балетное занятие, а арфа, он практически все занятие не отходил от музыкального инструмента.