Эволюционное учение Ч. Дарвина

Споры о происхождении человека ведутся уже давно. Одна из теорий, а именно эволюционная, была разработана Ч. Дарвином. Данная концепция составляет базис всей современной биологии.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Ошибки и

Доказательства теории Дарвина

Согласно теории Чарльза Дарвина о естественном отборе, человек произошел от обезьяны. Путешествуя по миру и изучая разные виды флоры и фауны, ученый пришел к выводу, что в мире происходит постоянная эволюция. Живые организмы, приспосабливаясь к изменчивым условиям окружающей среды, изменяются сами. Изучив результаты исследований по физиологии, географии, палеонтологии и других наук, существовавших в то время, Дарвин создал свою теорию, которая описывала происхождение видов.

  • на мысль об эволюции живых организмов ученого натолкнула находка скелета ленивца, отличавшегося от современных представителей данного вида более крупными размерами;
  • первая книга Дарвина имела феноменальный успех. В течение первых суток были проданы все книги тиража;
  • объяснение процесса появления всего живого на планете не имело религиозной окраски;
  • не смотря на популярность книги, данная теория не была принята обществом сразу, и людям потребовалось время, чтобы оценить ее значение.

Основные положения теории Дарвина

Если мы вспомним школьный курс биологии, ее отличительной чертой является своеобразный подход к структурированию материалов. Виды рассматриваются не по отдельности, а таким образом, что один из видов происходит от другого. Попытаемся объяснить, что мы имеем в виду. Основные принципы теории демонстрируют, что земноводные произошли от рыб. Следующим этапом эволюции стало превращение земноводных в рептилии и т.д. Возникает закономерный вопрос, а почему же тогда процессы превращения не происходят сейчас? Почему одни виды стали на путь эволюционного развития, а другие нет?

Положения концепции Дарвина основываются на том, что развитие природы происходит по естественным законам, без воздействия сверхъестественных сил. Основной постулат теории: причиной всех изменений является борьба за выживание на основании естественного отбора.

Предпосылки возникновения теории Дарвина

  • социально-экономические — высокий уровень развития сельского хозяйства позволил уделить значительное внимание селекции новых видов животных и растений;
  • научные — был накоплен большой объем знаний по палеонтологии, географии, ботанике, зоологии, геологии. Сейчас сложно сказать, какие данные геологии послужили для развития концепции эволюции, однако в совокупности с другими науками они внесли свой вклад;
  • естественно научные — возникновение теории клеток, закона зародышевого сходства. Личные наблюдения Дарвина, сделанные во время путешествий, позволили разработать базис для создания новой концепции.

Сравнение эволюционных теорий Ламарка и Дарвина

Помимо широко известной эволюционной теории Дарвина, существует и другая теория, автором которой является Ж. Б. Ламарк. Ламарк утверждал, что изменение среды меняет привычки, поэтому меняются и некоторые органы. Так как родители имеют эти изменения, они передаются их детям. В результате, в зависимости от среды обитания, возникают деградирующие и прогрессирующие ряды организмов.

Дарвин опровергает эту теорию. Его гипотезы показывают, что окружающая среда влияет на гибель неприспособленных видов и на выживаемость приспособленных. Так происходит естественный отбор. Слабые организмы погибают, в то время как сильные размножаются и увеличивают популяцию. Рост изменчивости и приспособляемости приводит к появлению новых видов. Для понимания общей картины важно анализировать сходства и различия умозаключений Дарвина и синтетической теории. Отличия состоят в том, что синтетическая теория возникла позже, как результат соединения достижений генетики и гипотез дарвинизма.

Опровержение теории Дарвина

Дарвин и сам не утверждал, что он выдвинул единственно верную теорию происхождения всего живого и других вариантов быть не может. Теория была неоднократно опровергнута. Критика состоит в том, что при условии действия эволюционной концепции, для дальнейшего размножения должна быть пара с одинаковыми признаками. Чего не может быть согласно концепции Дарвина и что подтверждает ее несостоятельность. Факты, опровергающие эволюционные гипотезы, выявляют ложь и противоречия. Ученым не удалось выявить у ископаемых животных генов, которые бы подтверждали, что происходит переход от одного вида к другому.

Возникает закономерный вопрос, что должно было произойти, чтобы существа, которые размножались, откладывая яйца, стали размножаться половым путем? Таким образом, человечество длительный период находилось в заблуждении, слепо веря эволюционным теориям.

В чем заключается сущность теории Дарвина?

Строя теорию эволюции Дарвин основывался на нескольких постулатах. Сущность он раскрывал через два утверждения: окружающий мир постоянно меняется, а уменьшение ресурсов и ограниченность доступа к ним приводит к борьбе за выживание. Возможно, в этом есть смысл, поскольку в результате таких процессов остаются самые сильные организмы, которые способны дать сильное потомство. Суть естественного отбора сводится еще и к тому, что:

  • изменчивость сопровождает организмы на протяжении всей их жизни;
  • все различия, которые существо приобретает в период жизни, передаются по наследству;
  • организмы с полезными навыками имеют высшую предрасположенность к выживаемости;
  • организмы размножаются беспредельно, если условия этому способствуют.


Ошибки и достоинства теории Дарвина

Анализируя дарвинизм, важно учитывать плюсы и минусы. Плюсом теории, безусловно, является то, что было опровергнуто влияние сверхъестественных сил на возникновение жизни. Недостатков намного больше: нет научных подтверждений теории и примеров «макроэволюции» (перехода от одного вида до другого) не наблюдалось. Эволюция не возможна на физическом уровне, это объясняется тем, что все природные объекты стареют и разрушаются, по этой причине эволюция становится невозможной. Богатое воображение, любознательность в изучении мира, отсутствие научных знаний по биологии, генетике, ботанике, привело к появлению течения в науке, не имеющего научной основы. Несмотря на критику, всех эволюционистов можно поделить на две больших группы, которые высказываются за и против эволюции. Они приводят свои аргументы, высказываясь за и против. И сложно сказать, кто же прав на самом деле.

В ученых кругах ведутся споры на тему: «Дарвин отказался от своей теории перед смертью: правда или ложь?». Реальных подтверждений тому нет. Слухи возникли после высказываний одной набожной персоны, однако дети ученого не подтверждают данные высказывания. По этой причине достоверно установить, отказался ли Дарвин от своей теории, не представляется возможным.

Второй вопрос, над которым бьются ученые-последователи: «В каком году была создана эволюционная теория Дарвина?». Теория появилась в 1859 году, после публикации результата научных изысканий и открытий Чарльза Дарвина. Его труд «Происхождение видов путем естественного отбора или Сохранение благоприпятствуемых пород в борьбе за жизнь» стал основой для развития эволюционизма. Сложно сказать, когда возникла идея создания нового течения в изучении развития мира, и когда Дарвин сформулировал первые гипотезы. Поэтому именно дата выхода книги и считается началом создания эволюционного течения в науке.

Доказательства теории Дарвина

Верна ли гипотеза Дарвина или не верна? На этот вопрос нет однозначного ответа. Последователи эволюционизма приводят научные факты, результаты исследований, которые наглядно показывают, что при изменении условий обитания организмы приобретают новые способности, которые затем передаются другим поколениям. В лабораторных исследованиях проводятся эксперименты над бактериями. А российские ученые пошли еще дальше, они ставили опыты над морской рыбой колюшкой. Ученые переселили рыбу из морских вод в пресные. За 30 лет обитания рыба прекрасно приспособилась к новым условиям. При дальнейшем изучении был обнаружен ген, который отвечает за возможность их обитания в пресных водоемах. По этой причине верить в эволюционное происхождение всего живого или не верить — личное дело каждого.

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.

Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:

1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

В 1859 была напечатана книга Ч. Дарвина "Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь". В этой книге Ч. Дарвин показал, что преобразование пород домашних животных и культурных растений происходит на основе незначительных изменений в признаках отдельных организмов. Человек сознательно выбирает организмы, обладающие наиболее ценными с хозяйственной точки зрения особенностями, сохраняет их и от них получает потомство, т. е. проводит искусственный отбор. Дарвин доказал, что аналогичный процесс наблюдается и в природе.

Ч. Дарвин исходил из существования двух основных типов изменчивости ; определённой, представляющей собой приспособительные реакции организмов на воздействие факторов внешней среды, и неопределённой, также возникающей под влиянием внешних факторов, но не имеющей приспособительного характера. Определённые изменения при отсутствии вызвавшего их фактора исчезают, как правило, уже в следующем поколении. Неопределённые изменения, наоборот, передаются от поколения к поколению независимо от условий среды. Поэтому Ч. Дарвин считал, что главный материал для эволюции поставляет именно неопределённая изменчивость.

Материалом эволюции может служить только неопределённая (наследственная) изменчивость, основанная, как установлено современной биологией, на мутациях и их комбинациях, возникающих в результате скрещивания. Новые мутации обычно вредны: они нарушают уже достигнутую приспособленность. Эволюция не сводится, однако, только к внезапному возникновению новых удачных наследственных свойств (см. Мутационизм ). Взаимодействие организмов с окружающей средой выражается в борьбе за существование. Согласно Ч. Дарвину, это явление обусловлено нехваткой жизненных средств (пищи, света, убежищ, территории и т. д.) для всех нарождающихся особей данного вида.


В процессе борьбы за существование у особей, оказавшихся не приспособленными к данным условиям среды, снижается плодовитость или они погибают. Чем ближе по своей биологии организмы, живущие на одной территории, тем острее идущая между ними конкуренция и тем большее число их гибнет; гораздо чаще выживают особи, использующие разную пищу, обладающие различными средствами защиты и т. п., иными словами, приобретающие разные свойства. В результате в ряду поколений происходит расхождение признаков - дивергенция , что в конце концов приводит к расщеплению исходного вида на разновидности, которые могут стать новыми видами.

Постепенное изменение строения организмов в соответствии с факторами внешней среды в конечном итоге приводит к становлению новых видов. Конкретное направление эволюции определяется, с одной стороны, действием естественного отбора, а с другой - наличием спектра неопределённых наследственных уклонений у составляющих популяцию организмов, которые могут подвергнуться отбору. Т. о., наследственная изменчивость - это лишь материал для эволюции. Главным движущим фактором эволюции служит естественный отбор.

Обитание при стабильных условиях «консервирует» виды, при-водит к замедлению эволюции. Иная ситуация происходит при гло-бальных изменениях климата. Животный мир (биогеоценоз) попадает в непривычные условия, в каждом виде изменчивость начинает пре-обладать над наследственностью — изменяется баланс между этими двумя силами. Новые климатические условия приводят к тому, что отличающиеся от родителей особи получают возможность выжить и оставить потомство.

После путешествия Дарвин в течение 20 лет упорно работал над созданием эволюционного учения и опубликовал его в труде "Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь"(1859).

В дальнейших произведениях Дарвин развивал и углублял различные стороны основной проблемы - происхождение видов.

В книге "Изменение домашних животных и культурных растений" на огромном фактическом материале он показал закономерности эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений.

В труде "Происхождение человека и половой отбор" Дарвин применил эволюционную теорию для объяснения происхождения человека от животных.

Дарвину принадлежат капитальные труды по ботанике, зоологии и геологии, в которых детально разобраны отдельные вопросы эволюционной теории.

Главная заслуга Дарвина в том, что он раскрыл движущие силы эволюции. Он материалистически объяснил возникновение и относительный характер приспособленности действием только естественных законов, без вмешательства сверхъестественных сил.

Учение Дарвина в корне подрывало метафизические представления о постоянстве видов и сотворении их Богом.

Каковы же движущие силы эволюции пород домашних животных, сортов культурных растений и видов в дикой природе?

Движущие силы эволюции пород и сортов - наследственная изменчивость и производимый человеком отбор, а именно:

Борьба за существование - совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды. Различают борьбу внутривидовую (между особями одного вида), межвидовую (между особями разных видов) и борьбу с неблагоприятными условиями. Внутривидовая борьба является наиболее острой, так как особи одного вида имеют сходные потребности для выживания.

Естественный отбор - процесс избирательного воспроизведения организмов, происходящий в природе, в результате которого в популяции возрастает доля особей с полезными для вида признаками и свойствами в конкретных условиях среды. Творческая роль отбора заключается в том, что в процессе эволюции он сохраняет и накапливает из разнонаправленных мутаций наиболее соответствующие условиям среды и полезные для вида.

Наследственная изменчивость, (мутационная или генотипическая) связана с изменением генотипа особи, поэтому возникающие изменения наследуются. Она является материалом для естественного отбора. Дарвин назвал эту наследственность неопределенной. Источником наследственной изменчивости являются мутации.

Дарвин установил, что различные породы животных и сорта культурных растений созданы человеком в процессе искусственного отбора. Из поколения в поколение человек отбирал и оставлял особей с каким-либо интересным для него изменением, обязательно наследственным, и устранял других особей от размножения. В результате были получены новые породы и сорта, признаки и свойства которых соответствовали интересам человека.

Нет ли подобного процесса в природе?

Организмы размножаются в геометрической прогрессии, но до половозрелого состояния доживают относительно не многие. Значительная часть особей погибает, не оставив потомства совсем или оставив малое. Между особями как одного вида, так и разных видов возникает борьба за существование, под которой Дарвин понимал сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды. Он имел в виду "не только жизнь одной особи, но и успех ее в обеспечении себя потомством".

Образование новых видов начинается в популяциях, насыщенных постоянно возникающими мутациями, которые при свободном скрещивании приводят к изменениям генотипов и фенотипов. Изменение условий существования ведет к расхождению признаков среди особей данной популяции, к дивергенции. Исходная популяция образует группу форм, имеющих различную степень отклонений признаков. Отдельные организмы с измененными признаками способны осваивать новые места обитания, увеличивать свою численность.

При движущем отборе наибольшие возможности выжить и оставить плодовитое потомство имеют особи с крайними, контрастными отклонениями. Промежуточные формы больше контактируют и быстрее вымирают. Так в исходной популяции возникают «новые особи» , из которых вначале образуются новые популяции, а затем, при последующей дивергенции, новые подвиды и виды. Принцип дивергенции объясняет происхождение многообразия жизненных форм. Согласно общепринятой классификации, систематической единицей живых организмов является вид.

Вид - это группа особей, сходных по строению, происхождению и характеру физиологических процессов; свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство. Особи одного вида имеют одинаковые приспособления к жизни в определенных условиях. Любой вид, состоящий из одной или нескольких популяций, представляет собой единое целое. Целостность достигается связями между особями вида: заботой о потомстве, общением через различные сигналы, совместной защитой от врагов, скрещиванием. Целостность достигается и биологической изоляцией - обособленностью от других видов (особи разных видов, как правило, не скрещиваются). Все это характеризует вид как надорганизменную систему. Критерии вида:

  • - Морфологический - сходство внешнего и внутреннего строения особей.
  • - Физиологический - сходство процессов жизнедеятельности, сроков размножения.
  • - Географический - занимаемый особями вида ареал (территория). Характерен для всех особей вида. Он может быть большим или маленьким, прерывистым или сплошным
  • - Экологический - ниша, занимаемая особями одного вида внутри ареала, обусловленная определенными экологическими условиями (влажностью, температурой и т.д.).
  • - Генетический - главный критерий. Это характерный для каждого вида набор хромосом, их определённое число, размеры и форма. Особи разных видов имеют разные наборы хромосом и поэтому не могут скрещиваться, т. к. невозможна конъюгация при мейозе.

Следствием борьбы за существование является естественный отбор. Этим термином Дарвин назвал "сохранение благоприятных индивидуальных различий и изменений, уничтожение вредных".

Живые существа обладают изменчивостью; даже дети одних и тех же родителей не вполне одинаковы между собой. Между животными одного и того же вида всегда существуют некоторые различия: каждая особь имеет те или иные признаки, которыми она отличается от других особей.

Например, среди волков одного помета каждый чем-нибудь отличается от своих братьев и сестер: у одного шерсть может оказаться более темной, у другого чутье немного острее, у третьего слух слабее и так дальше. Одни из этих особенностей могут не иметь значения для жизни волков, например, более темный цвет шерсти; другие особенности могут быть благоприятными для жизни, например, более острое чутье: наделенный им волк раньше других почует добычу и скорее других откроет присутствие врага - собаки или охотника. Этот острый слух сослужит ему полезную службу и поможет сохраниться в трудных условиях. Наделенный такой особенностью волк может прожить дольше других и оставить после себя более многочисленное потомство.

Наконец, особенности третьего рода - такие, которые для жизни животного вредны; таков слабый слух в нашем примере: глуховатый волк окажется чаще других в тяжелом положении и, вероятно, раньше их погибнет; его потомство будет не таким многочисленным. Признаки, которыми одни особи отличаются от других, могут быть или наследственными или ненаследственными. Если они потомству не передаются (ненаследственные признаки), они для развития данного животного вида имеют лишь косвенное значение. Дарвин поэтому опирается только на наследственные признаки.

Если признаки наших волков наследственны, то в следующем поколении мы можем увидеть несколько иную картину: от первого волка произойдут волки с более темной шерстью (признак не вредный и не полезный); от второго волка народится более многочисленное потомство, наделенное тонким чутьем, а от третьего или вообще не останется потомства или оно будет немногочисленным. Если в жизни этих волков наступит тяжелое время, например, очень суровая зима, то, скорее всего, выживут те волки, которые наделены лучшим чутьем. Меньше сохранится волков с темной шерстью, и совершенно не переживут этого времени те волки, которые обладают вредным признаком.

Таким образом, через несколько поколений произойдет отбор волков, наилучше приспособленных к условиям жизни. Этот отбор приведет к вымиранию хуже приспособленных и к увеличению численности тех, которые имеют полезные для жизни признаки.

Таким образом, благодаря различиям между животными (или растениями) одного вида, благодаря их изменчивости происходит отбор лучше приспособленных. Такой отбор в некоторых случаях усиливается и приводит к изменению одних пород и к вымиранию другие. Так в течение чрезвычайно долгого времени живой мир постепенно изменяется: одни породы перерождаются в новые, другие исчезают.

В учении о естественном отборе, изменчивости и наследственности и заключается суть дарвинизма.

Борьба за существование и естественный отбор на основе наследственной изменчивости является, по Дарвину, основными движущими силами (факторами) эволюции органического мира.

Индивидуальные наследственные уклонения, борьба за существование и естественный отбор в длинном ряду поколений приведут к изменению видов в направлении все большей приспособленности к конкретным условиям существования.

Приспособленность организмов всегда относительна.

Другим результатом естественного отбора является многообразие видов, населяющих Землю.

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.

Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:

1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

4. Предпосылки и движущие силы эволюции по ч. Дарвину

В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции – борьба за существование и естественный отбор. При создании эволюционной теории Ч.Дарвин многократно обращается к результатам селекционной практики. Он пытается выяснить происхождение пород домашних животных и сортов растений, вскрыть причины многообразия пород и сортов и выявить методы, с помощью которых они были получены. Дарвин исходил из того, что культурные растения и домашние животные по ряду признаков сходны с определенными дикими видами, а это невозможно объяснить с позиции теории творения. Отсюда вытекала гипотеза, согласно которой культурные формы произошли от диких видов. С другой стороны, введенные в культуру растения и прирученные животные не остались неизменными: человек не только выбрал из дикой флоры и фауны интересующие его виды, но и существенно изменил их в нужном направлении, создав при этом из немногих диких видов большое количество сортов растений и пород животных. Дарвин показал, что основой многообразия сортов и пород является изменчивость – процесс возникновения отличий у потомков по сравнению с предками, которые обусловливают многообразие особей в пределах сорта, породы. Дарвин считает, что причинами изменчивости являются воздействие на организмы факторов внешней среды (прямое и косвенное, через «воспроизводительную систему»), а также природа самих организмов (так как каждый из них специфически реагирует на воздействие внешней среды). Определив для себя отношение к вопросу о причинах измеичивости, Дарвин анализирует формы изменчивости и выделяет среди них три: определенную, неопределенную и коррелятивную.

Определенная, или групповая, изменчивость – это изменчивость, которая возникает под влиянием какого-либо фактора среды, действующего одинаково на все особи сорта или породы и изменяющегося в определенном направлении. Примерами такой изменчивости могут служить увеличение массы тела у всех особей животных при хорошем кормлении изменение волосяного покрова под влиянием климата и т.д. Определенная изменчивость является массовой, охватывает все поколение и выражается у каждой особи сходным образом. Она ненаследственна, т.е. у потомков измененной группы при помещении их в другие условия среды приобретенные родителями признаки не наследуются.

Неопределенная, или индивидуальная, изменчивость проявляется специфично у каждой особи, т. е, единична, индивидуальна по своему характеру. При неопределенной изменчивости появляются разнообразные отличия у особей одного и того же сорта, породы, которыми в сходных условиях одна особь отличается от других. Данная форма изменчивости неопределенна, т.е. признак в одних и тех же условиях может изменяться в разных направлениях. Например, у одного сорта растений появляются экземпляры с разной окраской цветков, разной интенсивностью окраски лепестков и т.п. Причина такого явления Дарвину была неизвестна. Неопределенная, или индивидуальная, изменчивость имеет наследственный характер, т.е. устойчиво передается потомству. В этом заключается ее важное значение для эволюции.

При коррелятивной, или соотносительной изменчивости изменение в каком-либо одном органе является причиной изменений в других органах. Например, у собак с плохо развитым шерстным покровом обычно недоразвиты зубы, голуби с оперенными ногами имеют перепонки между пальцами, у голубей с длинным клювом обычно длинные ноги, белые кошки с голубыми глазами обычно глухи и т.д. Из факторов коррелятивной изменчивости Дарвин делает важный вывод: человек, отбирая какую-либо особенность строения, почти «наверное будет неумышленно изменять и другие части организма на основании таинственных законов корреляции».

Определив форму изменчивости, Дарвин приходит к выводу, что для эволюционного процесса важны лишь наследуемые изменения, так как только они могут накапливаться из поколения в поколение. Согласно Дарвину, основные факторы эволюции культурных форм – это наследственная изменчивость и отбор, производимый человеком (такой отбор Дарвин назвал искусственным).

Каковы же движущие силы эволюции видов в природе? Объяснение исторической изменяемости видов Дарвин считал возможным только через раскрытие причин приспособляемости к определенным условиям. Дарвин пришел к выводу, что приспособленность естественных видов, так же как и культурных форм, – результат отбора, но он производился не человеком, а условиями среды.

К факторам, ограничивающим численность видов (это значит, вызывающим борьбу за существование), Дарвин относит количество пищи, наличие хищников, различные заболевания и неблагоприятные климатические условия. Эти факторы могут влиять на численность видов непосредственно и косвенно, через цель сложных взаимоотношений. Очень большую роль в ограничении численности видов играют взаимные противоречия между организмами. Например, проросшие семена погибают чаще всею оттого, что проросли на почве, уже густо заросшей другими растениями. Эти противоречия принимают особенно острый характер в тех случаях, когда вопрос идет о взаимоотношениях между организмами, обладающими сходными потребностями и близкой организацией. Поэтому борьба за существование между видами одного рода жестче, чем между видами разных родов. Еще напряженнее противоречия между особями одного и того же вида (внутривидовая борьба).

Естественным результатом противоречий между организмами и внешней средой является истребление части особей видов. Если часть особей каждого вида погибает в борьбе за существование, то остальные оказываются способными преодолеть неблагоприятные условия.

Отбор происходит непрерывно на протяжения бесконечного ряда сшедующих друг за другом поколений и сохраняет главным образом те формы, которые в большей мере соответствуют данным условиям. Естественный отбор и элиминация части особой вида неразрывно связаны между собой и являются необходимым условием эволюции видов в природе.

Схема действия естественного отбора в системе вида, по Дарвину, сводится к следующему:

1. Изменчивость свойственна любой группе животных и растений, и организмы отличаются друг от друга во многих различных отношениях.

2. Число организмов каждого вида, рождающихся на свет, больше того числа, которое может найти пропитание и выжить. Тем не менее, поскольку численность каждого вида в естественных условиях постоянна, следует предполагать, что большая часть потомства гибнет. Если бы все потомки какого-либо вида выживали и размножались, то весьма скоро они вытеснили бы все другие виды на земном шаре.

3. Поскольку рождается больше особей, чем может выжить, происходит борьба за существование, конкуренция за пищу и место обитания. Это может быть активная борьба не на жизнь, а на смерть или менее явная; но не менее действенная конкуренция, как, например, при переживании растениями засухи или холода.

4. Среди множества изменений, наблюдающихся у живых существ, одни облегчают выживание в борьбе за существование, другие же приводят к тому, что их обладатели гибнут. Концепция «выживания наиболее приспособленных» представляет собой ядро теории естественного отбора.

5. Выживающие особи дают начало следующему поколению, и таким образом «удачные» изменения передаются последующим поколениям. В результате каждое следующее поколение оказывается все более приспособленным к среде обитания; по мере изменения среды возникают дальнейшие приспособления. Если естественный отбор действует на протяжении многих лет, то последние отпрыски могут оказаться настолько несхожими со своими предками, что их можно будет выделить в самостоятельный вид.

Может также случиться, что некоторые члены данной группы особей приобретут одни изменения и окажутся приспособленными к окружающей среде одним способом, тогда как другие ее члены, обладающие другим комплексом изменений, окажутся приспособлены иначе; таим путем от одного предкового вида при условии изоляции подобных групп может возникнуть два и более видов.

Министерство образования Саратовской области

Муниципальное общеобразовательное учрежден ие

«Средняя общеобразовательная школа № 21

им. П.А.Столыпина»

Открытый урок

Учитель биологии Глубокая Татьяна Васильевна .

Саратов 2014г

Тема: « Основные положения теории Ч.Дарвина

об эволюции органического мира»

Цели урока.

Обучающие :

Закрепить знания учащихся о вкладе европейских ученых в развитии эволюционных идей,

Актуализировать знания учащихся о жизнедеятельности Ч. Дарвина,

Познакомить учащихся с основными положениями эволюционной теории Ч, Дарвина,

Сформировать у них знания о движущих силах эволюции, об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов, формах и значении естественного отбора,

Показать сущность борьбы за существование и роль искусственного отбора как движущую силу эволюции культурных растений.

текстом, создавать презентации по данному материалу,

Развивающие :

- умение выделять главное,

Устанавливать причинно – следственные связи,

Развивать навыки самостоятельной работы с учебником,

Развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор учащихся.

Воспитательные:

Прививать бережное отношение к природе

Методы: беседа, рассказ, тестирование (работа в парах), эксперимент

Средства обучения : таблицы по «Общей биологии», дидактические карточки, комнатные растения, мультимедийные проекты.

Литература:

1. Пономарёва И.Н.: Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М.Чернова; под ред. Проф. И.Н. Пономарёвой.- 4-е изд., испр.- М.: Вентана- граф, 2010.

2. Пономарева И.Н. Биология:9 класс: методическое пособие/И.Н.Пономаревой.-2-е изд., испр.- М.: Вентана –Граф,2011.

3. Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер.-М.: Эксмо, 2009.

4. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология: Дидактические материалы к разделу «Общая биология» 9 кл.; 10-11 кл. –М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. (Портфель учителя).

Ход урока

I . Организация начала урока .(отмечаем отсутствующих, повторяем домашний параграф)

II . Проверка знаний учащихся:

а) беседа по наводящим вопросам(7мин)

Что такое эволюция? Какой ученый впервые предложил этот термин?

Что изучает эволюционное учение?

Что вы узнали о древнегреческом ученом Гераклите?

Какой ученый признавая материальную основу мира, ввел понятие лестницы природы? В чем её смысл?

Что вы знаете о К.Линнее, где мы с вами знакомились с его трудами?

В чем заслуга французского ученого Ж-Л Бюффона и русского ученого Петра Палласа?

б) Тестирование (работа в парах)(7мин)тесты к §36(1)

в) подведение итогов проверки знаний: работа с таблицей (4)

Возникновение приспособленности организмов

и многообразие видов

(по К. Линнею, Ж.Б.Ламарку, Ч. Дарвину)

ученый

Причины приспособленности организмов, возникновение многообразия видов (заполняется учащимися)

Карл Линней

Многообразие видов было создано Творцом, организмы были созданы изначально приспособленными (теория креационизма)

Жан Батист Ламарк

Многообразие видов появилось в результате эволюции, приспособленность появилась под влиянием внутреннего стремления к прогрессу, способности целесообразно изменятся при изменении среды. Происходит упражнение органов и их изменение, приобретенные признаки передаются по наследству.

Чарльз Дарвин.

И приспособленность организмов, и многообразие видов – результат эволюции. Наследственная изменчивость поставляет материал, в результате борьбы за существование происходит естественный отбор наиболее приспособленных и образуются новые виды

III . Изучение нового материала:

Тема урока: « Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира»

1. Введение

Актуализация знаний учащихся о жизнедеятельности Ч.Дарвина.

а)Устные ответы на вопросы:

Что вы узнали об этом ученом из домашнего параграфа?

Кто он такой, где жил, чем занимался?

В каком веке жил Чарльз Дарвин?

Что было его увлечением?

Что было результатом его многолетних исследований?)

б) Просмотр мультимедийного проекта учащегося.

2. Движущие силы эволюции.( объяснение с использованием мультимедийного проекта)

Представление Ч.Дарвина о движущих силах эволюции как четырех взаимосвязанных факторах: изменчивости, наследственности, борьбе за существование и естественный отбор. Значение изменчивости и наследственности организмов в эволюционном процессе.

Результатом 20-летних исследований Ч.Дарвина был труд «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранения благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь»

Для объяснения процесса эволюции в органическом мире Дарвин исследует 4 основных взаимосвязанных фактора: а).Изменчивость, б)- наследственность, в)- борьба за существование, г)-естественный отбор.

а)Изменчивость . Сравнивая несколько особей одного вида, он наблюдал у них черты различия: размеры, окрас, повадки и сделал вывод: что каждому виду свойственна изменчивость.Так например:- колеус, цветок на подоконнике окна, имеет разную окраску листьев. Какой это вид изменчивости? От чего она зависит?

Это модификационная изменчивость. Окраска листьев зависит от их освещенности

б) Наследственность. Некоторые признаки живых организмов были и у их родителей: окрас, размеры, экстерьер, т.е. «дети» получили их от родителей. Изменения, которые могут передаваться по наследству, обнаруживаются у каждого вида, особенно если размножение идет половым путем.

в)Внутривидовая и межвидовая борьба за существование между организмами как положение эволюционной теории Ч.Дарвина. Борьба организмов с неживой природой как одно из проявлений борьбы за существование.

Борьба за существование. Некоторые изменения появившиеся у по томков помогают особям выжить в определенных условиях окружающей среды. Но не все особи потомства достигают половозрелости: болезни, пища, условия жизни, т.е. между особями постоянно идет борьба за выживание.

Виды борьбы: 1) внутривидовая борьба (между особями одного вида) (рис. 47, стр.137, №3)(1)

Пример внутривидовой борьбы можно увидеть и среди растений. Так например среди подростков цветкового растения каланхоэ или бриофиллум.(демонстрация живого цветка подоконника) идет борьба за свет, воду, за землю, т.е. борьба за одинаковые условия жизни.

2) борьба между особями разных видов –(межвидовая борьба) (см. рис. 47, на стр.137, №1)(1)

Пример внутривидовой борьбы среди подростков цветкового растения каланхоэ или бриофиллум и цветкового растения гастерии, живущих в одном горшке.(демонстрация опытного растения) Мы видим, что гастерия, являясь более крупным и старым растением, забивает молодые растения каланхоэ.

3 ) борьба между особью и условиями окружающей среды – с неживой природой. (см. рис. 47, на стр.137, №2)(1)

г) Выживание и преимущественное размножение наиболее приспособленных особей в результате борьбы за существование. Роль естественного отбора в формировании новых видов из уже существующих.

В результате этих видов борьбы выживают сильнейшие. Они дают более стойкое потомство, возможно с новыми признаками, которые сформировались при борьбе за выживание, в результате отбора.

Появление новых признаков, свойств может настолько менять первоначальную форму вида, что мы говорим о появлении особей нового подвида, а затем уже и вида.

Дарвин утверждал, что естественный отбор это путь к образованию новых видов. Главным моментом в эволюции он считал, расхождение у особей признаков, появление новых форм из одной формы или дивергенцию (лат.- отхожу, отклоняюсь). Эти признаки помогали особи выжить, приспособиться к различным условиям существования.

Как результат:

1-шло постепенное усложнение, повышение уровня организации организма,

2- повышалась приспособленность к условиям среды,

3- появлялось многообразие видов.

Вывод. С помощью естественного отбора, по Дарвину, в природе формируются новые виды из уже существующих видов. (См. рис.48, стр.139.)

Из этого следует, что уже человек, благодаря изменчивости видов, получает новые сорта растений, породы животных путем искусственного отбора, т. е. человек разводя животных и растений, искал среди них экземпляры, которые имели нужный ему признак в наиболее ярком выражении и оставлял только его для размножения. А затем путем методического сознательного отбора получал большое число нужных ему особей. Такое целенаправленное создание новых видов Дарвин назвал искусственным отбором.

Теория Дарвина об эволюции органического мира объясняет приспособленность организмов (адаптация) к окружающей среде. Рассматривает многообразие видов как неизбежный результат естественного отбора в связи с расхождением наследуемых признаков.

3. Адаптация и ее относительный характер.

Приспособительный характер особи называется адаптацией. Адаптация- это совокупность морфолого-физиологических поведенческих, популяционных и других приспособительных особенностей вида, обеспечивающих ему возможность существовать в определенных условиях внешней среды.

Любое приспособление носит относительный характер, поскольку полезно организму только в его конкретной, привычной среде обитания. (см. таблицу по «Общей биологии» на доске.)

Рябчика на гнезде не видно под кустом, но лиса ее находит по запаху. Белого зайца не видно в зимнем лесу, но на фене серых кустов он хорошо заметен.

4. Обобщение. Значение работы Ч.Дарвина:

Значение работы Ч.Дарвина (выводы)

Открыл движущиеся силы эволюции,

Доказал, что современные виды, произошли от ранее существовавших видов,

Создал научную теорию эволюции органического мира.

III Задание на дом: §37, вопросы после §, стр.140, повторить §36

IV . Закрепление:

а) На основании изученного материала закончить таблицу «Возникновение приспособленности организмов и многообразие видов», (третий раздел второго столбца)

б) Тест: «Движущие силы эволюции» (устно)

1.Причиной образования новых видов, по Дарвину, является:

а) борьба за существование,

б) постепенное расхождение в признаках у особей одного вида,

в) неограниченное размножение.

2. Естественным отбором называется:

а) борьба за существование,

б) выживание и размножение сильнейших особей,

в) выживание и размножение наиболее приспособленных особей.

3.В каком случае борьба за существование будет менее ожесточенной?

а) если на территории живет несколько разных видов,

б) если на территории живет один вид,

в) если на территории живут два близких вида.

4. По наследству от родителей потомству передаются:

а) только полезные признаки,

б) полезные и вредные признаки,

в) только признаки, приобретенные родителями в течение их жизни.

5) Значение теории Ч.Дарвина заключается в том, что он:

а) доказал факт существования эволюционного процесса,

б) доказал, что виды изменяются в ходе исторического развития,

в) выявил факторы, определяющие причины разнообразия и приспособленности видов.

ТЕМА: «РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ»(9 класс)

1.Самым длительным условным периодом жизни на Земле является:

А) эпоха,

Б) период,

В) эра.

2. Эра, в течение которой возникла жизнь, называется:

А) ранний протерозой,

Б) архей,

В) палеозой.

3. Важнейшим событием архея следует считать:

А) накопление в атмосфере кислорода,

Б) появление коацерватов,

В) образование первых органических соединений.

4.Одним из достоинств работы К.Линнея было:

А) соответствие его системы современным представлениям в систематике:

Б) установление родства между видами,

В) введение бинарной номенклатуры.

5. Необходимым условием для жизни растений на суше было:

А) наличие кислорода в атмосфере,

Б) наличие почвы,

В) наличие хлорофилла.

6. Предками каких животных считаются трилобиты и кольчатые черви:

А) членистоногих,

Б) моллюсков,

В) инфузорий.

7. В какой эре появились двоякодышащие и кистеперые рыбы, от которых произошли наземные позвоночные:

А) в протерозое,

Б) в палеозое,

В) в мезозое,

Г) в кайнозое.