Григорий Михайлович Коган: биография. Смотреть что такое "Коган Г

КОГАН Григорий Михайлович (7. VII 1901- 9. VIII 1979)

Ученый и артист... Уже само по себе уникальное сочетание. Но важно еще подчеркнуть, что разные стороны многогранной деятельности этого музыканта плодотворно дополняли друг друга. Еще в 20-х годах общественность Киева, а затем Москвы познакомилась с Коганом - пианистом и исследователем. А позднее на целенаправленность художественных устремлений музыканта указывал А. Альшванг: "У Г. М. Когана научная работа составляет единое целое с его артистической деятельностью... Концерты Когана посещаются не только широкой публикой, но и большинством пианистов. Для пианистов игра Когана интересна как творческая лаборатория; она интересна всегда своеобразными толкованиями авторского замысла. Интерпретация общеизвестных произведений в исполнении Когана настолько свежа и полна интеллектуальной культурой, что зачастую поражает слушателя независимо от того, согласен он с пианистом или нет".

Даже если не упоминать здесь общеизвестные произведения, то и при этом условии концертные программы пианиста можно назвать своеобразным зеркалом истории фортепианной литературы - от далекого прошлого до наших дней. В его широком репертуаре хочется выделить некоторые сферы. Это, во-первых, старинная музыка, и прежде всего, сочинения французских клавесинистов XVII-XVIII веков - Ф. Куперена, Ж. Ф. Дандрие, Ж. Дюфли и других. Во-вторых, многие фортепианные транскрипции, первоклассным знатоком и исследователем которых являлся Коган. Наконец, в-третьих, обширная и (что особенно примечательно) многонациональная панорама новинок советской музыки (С. Прокофьев, Д. Кабалевский, В. Дешевов, М. Фролов, Ф. Витачек, А. Клумов, Л. Ревуцкий, Ф. Козицкий, А. Леман, Н. Жиганов, Г. Чеботарян, Э. Назирова, А. Ключарев, Э. Капп, Р. Лагидзе). Характерно, что в начале 70-х годов пианист выступил с концертным циклом (120 произведений!) под общим заголовком "Избранные страницы фортепианной литературы (оригиналы и транскрипции)", встреченным с огромным интересом широкими кругами общественности.

Начиная примерно с 1975 года Коган сравнительно редко появлялся на столичных эстрадах. Однако каждое его выступление свидетельствовало, что пианист сохранял специфические достоинства своего исполнительского облика, на которые критика обращала внимание и раньше. В 1967 году В. Дельсон писал: "Коган - пианист по преимуществу интеллектуального склада, художник, тяготеющий к творческому поиску как в сфере интерпретации, так и в сфере репертуара. В то же время его искусство пронизывают волевой темперамент, властность воплощения исполнительских намерений. Отсюда - большая роль в исполнительском искусстве музыканта чувства меры, логики исторически складывавшихся жанров и форм".

Научная и педагогическая деятельность Когана - предмет особого разговора. Однако следует сказать, что после окончания Киевской консерватории по классу В. В. Пухальского (1920) он до 1926 года преподавал здесь же, а затем был профессором Московской (1926-1943) и Казанской (1951-1956) консерваторий. В 1940 году Коган стал доктором искусствознания. Особые заслуги ученого связаны с разработкой (впервые в мире) курса истории и теории пианизма. Все это время Коган выступал с музыкально-критическими статьями в периодической прессе, часто под псевдонимами К. Гримих, Бекар, а также читал лекции в разных городах страны по актуальным проблемам современного исполнительства и педагогики.

Соч.: Школа фортепианной транскрипции.- М., 1970; Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции.- М., 1948; У врат мастерства.- М., 1961; О фортепианной фактуре.- М., 1961; Работа пианиста.- М., 1969; Ферруччо Бузони.-М., 1971; Вопросы пианизма. Избранные статьи.- М., 1968; Избранные статьи.-М., 1972, вып. 2.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.


При копировании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905―1907 семья эмигрировала в Бельгию , где и началось музыкальное образование Г. М. Когана.

В они вернулись в Киев , где в он поступил в консерваторию . Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского , также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра . Окончив консерваторию в , начал преподавать в ней же и выступать с концертами.

С по работал в Московской консерватории , где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с заведовал кафедрой этой дисциплины). В возглавил комиссию по подготовке Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса . В , после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации.

В эвакуировался вместе с основным составом Московской консерватории в Саратов . В уволился из Московской консерватории в знак протеста против того, что в Москве начали набирать новый штат Московской консерватории, тогда как значительную часть прежнего профессорско-преподавательского состава предполагалось оставить в Саратове. Его место занял его бывший ученик А. А. Николаев. Среди учеников Когана периода его штатной работы в Московской консерватории ― также А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер и другие известные музыканты.

В принял активное участие в организации Союза советских композиторов , возглавил в нём Комиссию по музыкальному образованию, которая разработала рекомендации по развитию широкой сети музыкальных школ в стране.

По приглашению Назиба Жиганова в конце -х - начале -х был принят в штат Казанской консерватории , где среди его учеников были С. А. Губайдулина , И. Е. Гусельников и другие музыканты.

Как пианист выступал с концертами в СССР и в Болгарии (в капиталистические страны власти его не выпускали), обладая широким репертуаром и пропагандируя музыку малоизвестных композиторов, а также современные советские сочинения. Сфера научных интересов Когана-музыковеда охватывала проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля. Также ему принадлежат исследования о пианистах и клавесинистах, критические статьи и ряд книг. Был активным пропагандистом творчества С. В. Рахманинова , в рукописи осталась его неизданная книга об этом музыканте. Неизданными остаются также книга мемуаров «Роман моей жизни» и книга афоризмов «Жизнь в мыслях», а также около 60 часов магнитофонных записей: сольная фортепианная игра, курсы лекций и отдельные выступления, интервью, показательные уроки. В в большой статье «О теории ленинизма и практике строительства социализма в Советском Союзе», распространявшейся в самиздате анонимно или под псевдонимами, провел последовательный марксистский анализ положения в СССР и предсказал неминуемый скорый крах советской власти и реставрацию капитализма.

На основе мемуаров, фото-, аудио- и других материалов архива Г. М. Когана сценарист Михаил Дзюбенко (внук и наследник музыканта) написал сценарий полнометражного (90 мин.) документального фильма о Когане. Фильм задуман как тесное единство музыкального, содержательного и изобразительного рядов. Он должен состоять из 15 эпизодов, каждый из которых в музыкальном отношении представляет собой пьесу, исполняемую героем картины от начала до конца (что не принято в традиционном кинематографе), в содержательном повествует о тех или иных событиях в его жизни, а в изобразительном представляет собой клипы на классическую музыку.

На основе этого сценария режиссёру Ирине Бессарабовой удалось в - снять в единой стилистике две короткометражные картины «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории» (каждая продолжительностью 26 мин.) Материал для третьей части был частично отснят, но её монтаж и сведение трех частей в единую картину отложены на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Стилистическое своеобразие отснятых картин и всего замысла в целом сделало этот проект неприемлемым («неформатным») для кинофестивалей и телепоказа.

Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905―1907 семья эмигрировала в Бельгию , где и началось музыкальное образование Г. М. Когана.

В они вернулись в Киев , где в он поступил в консерваторию . Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского , также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра . Окончив консерваторию в , начал преподавать в ней же и выступать с концертами.

С по работал в Московской консерватории , где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с заведовал кафедрой этой дисциплины). В возглавил комиссию по подготовке Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса . В , после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации.

В эвакуировался вместе с основным составом Московской консерватории в Саратов . В уволился из Московской консерватории в знак протеста против того, что в Москве начали набирать новый штат Московской консерватории, тогда как значительную часть прежнего профессорско-преподавательского состава предполагалось оставить в Саратове. Его место занял его бывший ученик А. А. Николаев. Среди учеников Когана периода его штатной работы в Московской консерватории ― также А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер и другие известные музыканты.

В принял активное участие в организации Союза советских композиторов , возглавил в нём Комиссию по музыкальному образованию, которая разработала рекомендации по развитию широкой сети музыкальных школ в стране.

По приглашению Назиба Жиганова в конце -х - начале -х был принят в штат Казанской консерватории , где среди его учеников были С. А. Губайдулина , И. Е. Гусельников и другие музыканты.

Как пианист выступал с концертами в СССР и в Болгарии (в капиталистические страны власти его не выпускали), обладая широким репертуаром и пропагандируя музыку малоизвестных композиторов, а также современные советские сочинения. Сфера научных интересов Когана-музыковеда охватывала проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля. Также ему принадлежат исследования о пианистах и клавесинистах, критические статьи и ряд книг. Был активным пропагандистом творчества С. В. Рахманинова , в рукописи осталась его неизданная книга об этом музыканте. Неизданными остаются также книга мемуаров «Роман моей жизни» и книга афоризмов «Жизнь в мыслях», а также около 60 часов магнитофонных записей: сольная фортепианная игра, курсы лекций и отдельные выступления, интервью, показательные уроки. В в большой статье «О теории ленинизма и практике строительства социализма в Советском Союзе», распространявшейся в самиздате анонимно или под псевдонимами, провел последовательный марксистский анализ положения в СССР и предсказал неминуемый скорый крах советской власти и реставрацию капитализма.

На основе мемуаров, фото-, аудио- и других материалов архива Г. М. Когана сценарист Михаил Дзюбенко (внук и наследник музыканта) написал сценарий полнометражного (90 мин.) документального фильма о Когане. Фильм задуман как тесное единство музыкального, содержательного и изобразительного рядов. Он должен состоять из 15 эпизодов, каждый из которых в музыкальном отношении представляет собой пьесу, исполняемую героем картины от начала до конца (что не принято в традиционном кинематографе), в содержательном повествует о тех или иных событиях в его жизни, а в изобразительном представляет собой клипы на классическую музыку.

На основе этого сценария режиссёру Ирине Бессарабовой удалось в - снять в единой стилистике две короткометражные картины «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории» (каждая продолжительностью 26 мин.) Материал для третьей части был частично отснят, но её монтаж и сведение трех частей в единую картину отложены на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Стилистическое своеобразие отснятых картин и всего замысла в целом сделало этот проект неприемлемым («неформатным») для кинофестивалей и телепоказа.

24 июня 1901 - 09 августа 1979

советский пианист, музыковед и музыкальный педагог, доктор искусствоведения

Биография

Отец - инженер. Родители принадлежали к кругу социал-демократов - последователей Г. В. Плеханова, известных в русской истории как меньшевики. Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905?1907 семья эмигрировала в Бельгию , где и началось музыкальное образование Г. М. Когана.

В 1911 они вернулись в Киев , где в 1914 он поступил в консерваторию. Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского, также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра . Окончив консерваторию в 1920, начал преподавать в ней же и выступать с концертами.

С 1926 по 1943 работал в Московской консерватории, где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с 1936 заведовал кафедрой этой дисциплины). В 1932 возглавил комиссию по подготовке Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса. В 1940, после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации.

В 1941 эвакуировался вместе с основным составом Московской консерватории в Саратов . В 1943 уволился из Московской консерватории в знак протеста против того, что в Москве начали набирать новый штат Московской консерватории, тогда как значительную часть прежнего профессорско-преподавательского состава предполагалось оставить в Саратове. Его место занял его бывший ученик А. А. Николаев. Среди учеников Когана периода его штатной работы в Московской консерватории? также А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер и другие известные музыканты.

В 1948 принял активное участие в организации Союза советских композиторов, возглавил в нём Комиссию по музыкальному образованию, которая разработала рекомендации по развитию широкой сети музыкальных школ в стране.

По приглашению Назиба Жиганова в конце 1940-х - начале 1950-х был принят в штат Казанской консерватории, где среди его учеников были С. А. Губайдулина , И. Е. Гусельников и другие музыканты.

Как пианист выступал с концертами в СССР и в Болгарии (в капиталистические страны власти его не выпускали), обладая широким репертуаром и пропагандируя музыку малоизвестных композиторов, а также современные советские сочинения. Сфера научных интересов Когана-музыковеда охватывала проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля. Также ему принадлежат исследования о пианистах и клавесинистах, критические статьи и ряд книг. Был активным пропагандистом творчества С. В. Рахманинова, в рукописи осталась его неизданная книга об этом музыканте. Неизданными остаются также книга мемуаров «Роман моей жизни» и книга афоризмов «Жизнь в мыслях», а также около 60 часов магнитофонных записей: сольная фортепианная игра, курсы лекций и отдельные выступления, интервью, показательные уроки. В 1970 в большой статье «О теории ленинизма и практике строительства социализма в Советском Союзе», распространявшейся в самиздате анонимно или под псевдонимами, провел последовательный марксистский анализ положения в СССР и предсказал неминуемый скорый крах советской власти и реставрацию капитализма.

На основе мемуаров, фото-, аудио- и других материалов архива Г. М. Когана сценарист Михаил Дзюбенко (внук и наследник музыканта) написал сценарий полнометражного (90 мин.) документального фильма о Когане. Фильм задуман как тесное единство музыкального, содержательного и изобразительного рядов. Он должен состоять из 15 эпизодов, каждый из которых в музыкальном отношении представляет собой пьесу, исполняемую героем картины от начала до конца (что не принято в традиционном кинематографе), в содержательном повествует о тех или иных событиях в его жизни, а в изобразительном представляет собой клипы на классическую музыку.

На основе этого сценария режиссёру Ирине Бессарабовой удалось в 2004-2005 снять в единой стилистике две короткометражные картины «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории» (каждая продолжительностью 26 мин.) Материал для третьей части был частично отснят, но её монтаж и сведение трех частей в единую картину отложены на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Стилистическое своеобразие отснятых картин и всего замысла в целом сделало этот проект неприемлемым («неформатным») для кинофестивалей и телепоказа.

Основные труды

  • Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970;
  • Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948;
  • У врат мастерства, М., 1958, 1961, 2004;
  • О фортепианной фактуре, М., 1961;
  • Работа пианиста, М., 1963, 1969, 2004;
  • Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971;
  • Вопросы пианизма. Избранные статьи, М., 1968;
  • Избранные статьи. Выпуск 2, М., 1972.
  • Избранные статьи. Выпуск 3. М., 1985.
Дата смерти Страна

СССР

Профессии

Григо́рий Миха́йлович Ко́ган (24 июня (7 июля) , Могилёв - 9 августа , Москва) - советский пианист , музыковед и музыкальный педагог, доктор искусствоведения ().

Биография

Отец - инженер. Родители принадлежали к кругу социал-демократов - последователей Г. В. Плеханова , известных в русской истории как меньшевики . Это наложило отпечаток на все мышление будущего музыканта, который до конца дней оставался убежденным марксистом, понимая это учение именно в плехановской трактовке. После поражения революции 1905―1907 семья эмигрировала в Бельгию , где и началось музыкальное образование Г. М. Когана.

В они вернулись в Киев , где в он поступил в консерваторию . Обучался по классу фортепиано у А. Н. Штосс-Петровой и В. В. Пухальского , также брал уроки композиции у Р. М. Глиэра . Окончив консерваторию в , начал преподавать в ней же и выступать с концертами.

С по работал в Московской консерватории , где читал разработанный им курс истории и теории пианизма (с заведовал кафедрой этой дисциплины). В возглавил комиссию по подготовке Первого Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, однако в дальнейшем вышел из её состава из-за разногласий с Сектором искусств Наркомпроса РСФСР и затем опубликовал в журнале «Советская музыка» (1933, № 4) сдержанно-критическую статью об итогах конкурса . В , после восстановления системы научных званий и степеней, одним из первых получил степень доктора искусствоведения по совокупности заслуг, без защиты диссертации.

В эвакуировался вместе с основным составом Московской консерватории в Саратов . В уволился из Московской консерватории в знак протеста против того, что в Москве начали набирать новый штат Московской консерватории, тогда как значительную часть прежнего профессорско-преподавательского состава предполагалось оставить в Саратове. Его место занял его бывший ученик А. А. Николаев. Среди учеников Когана периода его штатной работы в Московской консерватории ― также А. Д. Алексеев, С. Т. Рихтер и другие известные музыканты.

В принял активное участие в организации Союза советских композиторов , возглавил в нём Комиссию по музыкальному образованию, которая разработала рекомендации по развитию широкой сети музыкальных школ в стране.

По приглашению Назиба Жиганова в конце -х - начале -х был принят в штат Казанской консерватории, где среди его учеников были С. А. Губайдулина , И. Е. Гусельников и другие музыканты.

Как пианист выступал с концертами в СССР и в Болгарии (в капиталистические страны власти его не выпускали), обладая широким репертуаром и пропагандируя музыку малоизвестных композиторов, а также современные советские сочинения. Сфера научных интересов Когана-музыковеда охватывала проблемы психологии исполнительства и работы пианиста, связи техники и стиля. Также ему принадлежат исследования о пианистах и клавесинистах, критические статьи и ряд книг. Был активным пропагандистом творчества С. В. Рахманинова , в рукописи осталась его неизданная книга об этом музыканте. Неизданными остаются также книга мемуаров «Роман моей жизни» и книга афоризмов «Жизнь в мыслях», а также около 60 часов магнитофонных записей: сольная фортепианная игра, курсы лекций и отдельные выступления, интервью, показательные уроки. В в большой статье «О теории ленинизма и практике строительства социализма в Советском Союзе», распространявшейся в самиздате анонимно или под псевдонимами, провел последовательный марксистский анализ положения в СССР и предсказал неминуемый скорый крах советской власти и реставрацию капитализма.

На основе мемуаров, фото-, аудио- и других материалов архива Г. М. Когана сценарист Михаил Дзюбенко (внук и наследник музыканта) написал сценарий полнометражного (90 мин.) документального фильма о Когане. Фильм задуман как тесное единство музыкального, содержательного и изобразительного рядов. Он должен состоять из 15 эпизодов, каждый из которых в музыкальном отношении представляет собой пьесу, исполняемую героем картины от начала до конца (что не принято в традиционном кинематографе), в содержательном повествует о тех или иных событиях в его жизни, а в изобразительном представляет собой клипы на классическую музыку.

На основе этого сценария режиссёру Ирине Бессарабовой удалось в - снять в единой стилистике две короткометражные картины «Григорий Коган. Транскрипция» и «Маленькая дверь Консерватории» (каждая продолжительностью 26 мин.) Материал для третьей части был частично отснят, но её монтаж и сведение трех частей в единую картину отложены на неопределенный срок из-за отсутствия финансирования. Стилистическое своеобразие отснятых картин и всего замысла в целом сделало этот проект неприемлемым («неформатным») для кинофестивалей и телепоказа.

Основные труды

  • Школа фортепианной транскрипции, М., 1937, 1970;
  • Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948;
  • У врат мастерства, М., 1958, 1961, 2004;
  • О фортепианной фактуре, М., 1961;
  • Работа пианиста, М., 1963, 1969, 2004;
  • Ферруччо Бузони, М., 1964, 1971;
  • Вопросы пианизма. Избранные статьи, М., 1968;
  • Избранные статьи. Выпуск 2, М., 1972.
  • Избранные статьи. Выпуск 3. М., 1985.

Ссылки

  • на сайте Нины Светлановой (англ.)

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Музыканты по алфавиту
  • Родившиеся 7 июля
  • Родившиеся в 1901 году
  • Родившиеся в Могилёве
  • Умершие 9 августа
  • Умершие в 1979 году
  • Умершие в Москве
  • Педагоги по алфавиту
  • Музыкальные педагоги России
  • Музыкальные педагоги СССР
  • Музыкальные педагоги XX века
  • Пианисты по алфавиту
  • Пианисты России
  • Пианисты СССР
  • Пианисты XX века
  • Музыковеды СССР
  • Музыковеды России
  • Академические музыканты России
  • Преподаватели Московской консерватории
  • Доктора искусствоведения

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Список видов сосен
  • Новогвинейская поющая собака

Смотреть что такое "Коган, Григорий Михайлович" в других словарях:

    Коган Григорий Михайлович - Григорий Михайлович Коган (24 июня (7 июля) 1901, Могилёв 9 августа 1979, Москва) советский пианист, музыковед и музыкальный педагог, доктор искусствоведения (1940). Отец инженер. Родители принадлежали к кругу социал демократов последователей Г … Википедия

    Коган, Григорий Михайлович - род. 7 июля 1901 в Могилеве. Музыковед. Доктор искусствоведения (1940). В 1920 окончил Киевскую конс. по кл. ф п. В. В. Пухальского (по композиции занимался у Р. М. Глиэра). В 1920 1922 преподаватель, в 1922 1926 проф. (в 1922 1924 также… … Большая биографическая энциклопедия

    КОГАН Григорий - Михайлович (1901 1979) пианист, музыковед, музыкальный критик, д р искусствоведения (1940), автор широко известных и многократно переиздававшихся книг по психологии фортепианного исполнительства. В 1920 г. окончил Киевскую консерваторию по классу … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Википедия

    Ростовская государственная консерватория им. С.В. Рахманинова - Год основания 1967 … Википедия

    Ростовская государственная консерватория имени С. В. Рахманинова - Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия