Как нарисовать журавля карандашом поэтапно. Весна

Журавли - красивые, благородные и очень древние птицы, чьи предки обитали на Земле вместе с динозаврами и сумели выжить после всех глобальных катаклизмов.

Израиль: журавли в долине Хулы.

Интерес и уважительное отношение к птицам прослеживается в культурах многих народов мира. Журавль считается национальным символом Армении. Во многих азиатских странах журавль - священная птица, воплощение счастья и долголетия. На Руси их считали посланниками Божьими, наши предки верили, что первому увидевшему по весне танец журавлей будет весь год сопутствовать счастье и удача. В Якутии и сегодня верят, что убийце журавля грозят страшные напасти.

Изучать этих птиц начал еще Аристотель и сегодня журавли включены в обширный отряд журавлеобразных и семейство журавлиных. Род настоящих журавлей образует 10 видов птиц, распространенных практически по всему миру.

Как выглядит журавль

Человек, далекий от орнитологии, может спутать журавля с другими длинноногими длинношеими околоводными пернатыми. Если сравнивать на фото журавля с его очень далекими родственниками цаплей и аистом, то ноги и шея журавля более длинные, тело изящнее, а клюв короче.

Это высокая, статная птица, рост представителей разных видов составляет от 90 до 175 см при весе от 2 до 11 кг. Тело журавля удлиненной каплевидной формы. Когда птица стоит, за счет длинных маховых перьев крыла создается впечатление, что у нее пышный длинный хвост, у некоторых видов напоминающий шлейф.

Размах крыльев взрослого журавля составляет около 2 м. Птицы взлетают с разбега по ветру, стремительно набирают скорость и распахивают крылья перед самым взлетом. Полет журавля плавный и ритмичный, с мягким опусканием крыльев и резкими взмахами вверх. В отличие от цапель, летают журавли с вытянутой вперед шеей, в ненастную погоду поджимают ноги.

Длинную шею журавля венчает маленькая аккуратная голова с вытянутым прямым клювом, длиной 20 - 30 см. Часть головы лишена перьев, а голый участок грубоватой кожи отличается ярко-красным или оранжевым цветом, поэтому издали напоминает шапочку.

В окрасе оперения журавлей преобладают серые, белые и черные цвета. Особи обоих полов внешне никак не отличаются, самцы лишь немного тяжелее самок.


Ареал и образ жизни

Журавли гнездятся в Евразии, Северной Америке и Австралии. Жители теплых регионов живут оседло, перелетные популяции зимуют на юге Франции, в странах Азии, в Мексике и на юге США.

Мигрирующие журавли летят на высоте от 900 м до 1,5 км, используя восходящие воздушные потоки, а клином выстраиваются только в условиях встречного ветра. За время перелета птицы делают 1 - 2 остановки в одном и том же месте, где отдыхают несколько недель.

В отличие от цапель и аистов, журавли никогда не садятся на деревья, на ночлег собираются большими группами и спят на мелководье стоя, поджав одну ногу. Поэтому основные места обитания птиц - влажные, низменные, заболоченные лесные ландшафты или места вблизи пресных водоемов. Во время зимовки птицы живут на болотистой местности с соленой водой. Именно по причине осушения болот и уничтожения привычных для птиц биотопов большинство видов журавлей сегодня находятся на грани вымирания.

Что едят журавли

Эти птицы всеядны и одинаково успешно употребляют различные части растений и животный корм. Рацион журавлей не зависит от наличия определенной пищи, если привычного корма нет, птицы переходят на любую еду, которой могут прокормиться.

Растительный рацион включает стебли, листья, корни различных водных и наземных растений, семена и плоды. Особое предпочтение отдается зерновым культурам. Нередко большие стаи журавлей опускаются на кукурузные и хлебные поля, нанося угодьям серьезный урон.

Животные корма составляют черви и насекомые, земноводные, мелкие грызуны, пресмыкающиеся, моллюски, ракообразные, и рыба.

В местах, где охота на журавлей запрещена религией и законом, птицы не боятся людей и охотно кормятся возле поселений и выгонов скота.

Особенности размножения

Журавли моногамны и сохраняют супружескую верность на протяжении жизни. Половая зрелость наступает в возрасте 3 - 5 лет, а пары образуются до прилета к местам гнездовий.

Союз двух птиц отмечается обязательным брачным ритуалом, который так и называется - танец журавлей. Взаимное ухаживание представляет собой подпрыгивание, мелкие перебежки и поклоны. Самец и самка хлопают крыльями, кружатся, подбрасывают в воздух веточки и пучки травы, и все это сопровождается протяжной мелодичной песней. После спаривания пара приступает к строительству гнезда.

Вне брачного сезона журавли не агрессивны, зато ревностно охраняют от чужаков гнездовую территорию, площадь которой бывает от 1 до 40 км2. Для гнезда выбирается укромное труднодоступное место прямо в воде, на мелководье, часто в густых зарослях камыша и тростника.

Готовое гнездо журавлей - это большая утрамбованная куча из веточек деревьев, сухой травы, кусочков мха и торфа, диаметром до 3 м.

Журавли чистоплотны и тщательно ухаживают за своими перьями, но непосредственно перед насиживанием специально обмазываются илом и мокрой землей. Если на фото журавль выглядит откровенно грязным, значит птица пытается замаскироваться, чтобы стать менее заметной для хищников и человека.

Самка откладывает от 1 до 3 светло-бежевых крапчатых яиц массой около 200 г. Насиживают оба родителя, а период инкубации длится от 28 до 32 дней. Птенцы появляются на свет голыми и беспомощными, но спустя сутки уже крепко держатся на ногах. Чтобы не привлекать врагов, яичную скорлупу родители часто мнут и прячут.

Несмотря на малое количество птенцов, конкуренция за выживание часто приводит к гибели более слабого. Птенцы полностью оперяются через 70 - 75 дней после рождения, обретают способность к полету, но первую зиму всегда проводят вместе с родителями.

В дикой природе журавли живут до 20 лет, а в неволе продолжительность жизни увеличивается до 80 лет.

Виды журавлей: род настоящие журавли

Из 10 видов настоящих журавлей большинство крайне уязвимы или находятся на грани вымирания. Поэтому в 1973 году в Америке был создан Международный фонд охраны журавлей.

Вымирающий вид журавлей, которые гнездятся исключительно на севере России, а зимуют в Китае. Это крупные птицы, высотой до 140 см и весом от 5 до 8,6 кг. Основной окрас оперения белый, только кончики маховых перьев черные. Отличительная видовая особенность - очень длинный клюв ярко-красного цвета с зазубренным кончиком. Длинные ноги стерхов окрашены в красновато-розовый цвет.


Стерх или белый журавль.
Стерх или белый журавль.

Многочисленный вид, широко распространенный в России, Китае и Монголии. Взрослые птицы вырастают до 115 см, масса тела самцов составляет около 6 кг. Ноги птиц черные, клюв светлый. Оперение спины темно-серое с синевой, брюхо и крылья светло-серые, кончики крыльев черные. Лоб и верх шеи от подбородка темно-серые или черные.




Малочисленный, редкий вид, открытый только в 1974 году. Птицы гнездятся на востоке России и в северном Китае, зимуют на японском острове Кюсю. Это относительно мелкие журавли, высотой не больше 100 см и массой около 3, 75 г. Основное оперение темно-серое с синевой, голова и шея белые. Кончики кроющих перьев хвоста и маховых крыльев окрашены в черный цвет. Конечности черно-коричневые, Клюв окрашен интересно: розовый в основании, постепенно становится зеленоватым, а к кончику желто-зеленым.


Пара чёрных журавлей в полёте.

Редкий вид, представители которого обитают в Тибетском нагорье китайской провинции Цинхай. На зимовку птицы опускаются в долины Тибета или мигрируют в Бутан и на северо-восток Индии.

Рост черношейного журавля составляет около 115 см при массе тела 5,35 кг. Спина и крылья птиц серо-пепельного цвета, живот грязно-белый. Верхняя часть шеи и голова черные, под глазами хорошо заметно белое или сероватое пятнышко. Ноги и хвост черные.



Черношейный журавль: фото головы и шеи.

Редкие журавли, относящиеся к вымирающим видам. Птицы обитают на территории России в бассейне реки Амур и в Японии. Японская популяция ведет оседлый образ жизни, остальные птицы зимуют в Азии.

Это крупные журавли, ростом до 158 см и массой около 7,5 кг. Осенью самцы вида могут набирать вес до 11 кг. Взрослые птицы отличаются белоснежным окрасом оперения, включая крылья, это отличает их от других родственников. Ноги птиц свинцово-серого цвета. Хвост и шея черные, а от глаз к затылку и вниз по шее проходит широкая белая полоса.


Япония, остров Хоккайдо. Природный парк японских журавлей.
Танец японских журавлей.

Другое название птиц - журавль-антигона, это самый крупный вид журавлиных. Птицы живут оседло на территории Индии, Индокитая и частично Австралии. Средний рост представителей вида составляет 176 см при массе тела 6,35 кг.

Окрас оперения голубовато-серый. Нафото журавля-антигоны в глаза бросается практически полностью лысая голова и верхняя часть шеи, отчего красная "шапочка" птиц кажется особенно крупной. На горле и шее растут торчащие жесткие волоски. Ноги птиц красноватые, клюв длинный, бледно-зеленый. Сегодня индийский журавль причислен к уязвимым видам.



Пара индийских журавлей с птенцом.

С виду очень похож на индийского журавля, но меньших размеров и окрашен более темно. Рост птиц составляет около 161 см, масса тела достигает 6 кг. Общий окрас оперения серый с голубизной, только часть кончиков перьев крыла практически черные. Серые, сильно удлиненные маховые перья закрывая хвост образуют некое подобие длинного шлейфа. Ноги птиц черные, клюв серый. Это многочисленный вид, живущий оседло в Австралии и Новой Гвинее.




Австралийские журавли на болоте.
Австралийский журавль в полёте.

Это самые редкие журавли, небольшая популяция которых обитает на северо-западе Канады. Зимуют птицы на юге США и в Мексике.

Птицы вырастают до 150 см и весят от 6,4 до 7,3 кг. Эти журавли полностью белоснежные с черными кончиками крыльев и черными "усами", расположенными по обеим сторонам головы от клюва до горла. Ноги птиц черные, клюв бледно-желтый с зеленоватым кончиком.


Клин американских журавлей в полёте.
Американский журавль в полёте.
Голова американского журавля.
Пара американских журавлей.
Американский журавль поймал краба.

Самый многочисленный вид, представители которого широко распространены в Канаде, на Кубе и на Чукотке. На зимовку птицы отправляются в Мексику и США.

Известно 6 подвидов канадского журавля, рост которых колеблется от 80 до 150 см, а вес от 3 до 6,5 кг. Окрас оперения всех подвидов представляет собой разные оттенки серого, голова и верх шеи светлые, щеки белые, ноги черные.


Канадский журавль в полёте.

Птицы, причисленные к исчезающим видам гнездятся в Китае, Монголии и на востоке России, зимуют в Японии.

Крупный журавль, весом до 5,6 кг. У взрослых птиц оперение темно-серое с серебристым отливом крыльев. Основное отличие этих журавлей - ярко-красные "очки" вокруг глаз, образованные участками голой кожи, а также розового цвета ноги и белые продольные полосы, проходящие вдоль шеи.



Голова даурского журавля.
Даурский журавль в полёте.



Даурский журавль в Амурская области.
Забайкальский край, Ононский район, Даурский заповедник, 2001 год.

Виды журавлей: род венценосные журавли

Венценосный журавль обитает в Западной и Восточной Африке. Численность этого вида сокращается, хотя ещё достаточно многочисленна.


Венценосный журавль в Иерусалимском зоопарке.

Восточный венценосный журавль обитает на востоке и юге Африки. Это наиболее распространённый вид, из шести видов журавлей обитающих в Африке.


Виды журавлей: род журавли-красавки

Журавль-красавка - самый мелкий и третий по численности представитель семейства журавлиных.


Журавль-красавка в Монголии.
Журавли-красавки в Курайской степи.
Морда журавля-красавки.

Журавли-красавки на берегу.
Журавль-красавка в полёте.

У этого вида журавлей пара, как правило, сохраняется в течение всей жизни.

Райский журавль или африканская красавка обитает в Южной Африке и ведёт оседлый образ жизни. 99% популяции райских журавлей обитает в ЮАР.


Одни из ближайших родственников журавлей - цапли , у нас на сайте много фото разных видов цапель.

Рисование на тему: Весна для младших школьников с 3 класса

Весна. Летят журавли. Поэтапное рисование.

Дьякова Ольга Сергеевна преподаватель класса ИЗО МБОУДО "ДШИ" г.Оханск
Описание материала: данный мастер-класс будет полезен учителям ИЗО, педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учащиеся начиная с 3 класса вполне успешно могут справится с данной работой. Данный мастер-класс может использоваться на занятиях по рисованию, в кружковой работе, для украшения интерьера и как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, так же в качестве подарка.
Поэтапное рисование - поможет избежать наиболее часто встречающихся ошибок и придаст уверенности в собственных силах.
Работа выполняется без предварительного рисунка.
Назначение: использование на занятиях по рисованию, в кружковой работе, украшения интерьера, как практическая работа при знакомстве с животным миром родного края, в качестве подарка.
Цель: выполнение композиции - Летят журавли.
Задачи: совершенствовать умения работать гуашью
формирование умения создавать объем изображаемого объекта с помощью живописных средств
способствовать развитию творческих способностей
развивать чувство композиции, наблюдательности, умению анализировать форму изображаемых предметов, углубить чувство восприятия цвета и цветовой гармонии
воспитывать интерес к животному миру родного края, развить аккуратность в работе
Материалы:
гуашь
ватман формата А-3.,
нейлоновые кисти под номерами 2, 3, 5.

Последовательность выполнения:

Лист бумаги располагаем вертикально. Рисуем карандашом солнечный диск. Больше карандаш нам не понадобится.


Крупными кольцами выполняем небо от солнечного диска к краям (постепенно увеличивая радиус и утемняя цвет). Цвета кругов последовательно - желтый(солнце),желто-белый, бледно голубой, голубой, светло синий.


Размываем границы между "кольцами", делая переходы более плавными.



Начинаем прорисовку птиц. Тонкой кистью – белым цветом намечаем контур туловища и голову.


Прорисовываем шею журавля.


Намечаем контур хвоста.


Заполняем хвост цветом.


Рисуем клюв и "шапочку" на голове птицы.


Прорисовываем темные пятна на голове и шее птицы.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы.




Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем перышки на хвосте птицы.


Слегка размываем контуры перышек по нижнему краю, создавая эффект теней.


Намечаем изгиб будущих крыльев и их контуры.


Выполняем цветом основные массы крыльев.


Прорисовываем серым цветом крупные перья по краю крыльев.




Делим серую часть крыльев на крупные перья.


Легкими белыми мазками намечаем свет на крупных серых перьях.


Коричневым цветом прорисовываем ноги птицы.


Прорисовываем пальчики.


Легкими белыми мазками намечаем свет на лапках птицы.


Далее, рисуем второго журавля. Тонкой кистью – белым цветом, намечаем контур туловища, голову и шею.


Прорисовываем хвост и основной объем крыла.


Рисуем "шапочку" на голове птицы и темные пятна на голове и шее птицы.


Прорисовываем клюв.


Рисуем тени на брюшке и хвосте птицы, прорисовываем перышки.


Слегка размываем тени по внутреннему контуру смягчая их границы.


Тонкой кистью, серым цветом, прорисовываем мелкие перышки по основанию крыльев.


Серым цветом прорисовываем крупные перья по краю крыльев.


Рисуем второе крыло.


Делим серую часть крыльев на крупные перья, черным цветом.


Прорисовываем лапки птицы и намечаем серым цветом брюшко третьего журавля.


Рисуем силуэт крыльев. Третьего журавля мы выполняем силуэтом без мелких деталей.


Намечаем хвост.


Рисуем шею и голову птицы.


Прорисовываем ноги журавля.

С журавлями связано множество красивых легенд и историй. В Японии журавль - символ счастья и долголетия, древние китайцы полагали, что эти птицы являются посланниками Бога, на Руси увидеть журавля считалось необыкновенной удачей и приметой богатого урожая. Журавлиная пара до сих пор во многих поверьях олицетворяет собой верность, любовь и счастье. Их вышивали на полотенцах ко дню свадьбы, рисовали, делали фигурки и дарили любимым. Японцы говорят, что если сделать тысячу бумажных журавликов, то исполнится самая большая и заветная мечта. Как нарисовать журавля? Разновидностей этих удивительных птиц существует немало, самый необычный вид - с красной «шапочкой» на голове. Попробуем нарисовать журавля поэтапно.

  1. Покажем журавля в полете, в движении он особенно красив. Рисуем летящую птицу акварелью, значит, нужна плотная специальная бумага, карандаш для предварительного эскиза и ластик. Так же понадобится мягкая тряпочка, отлично впитывающая воду, чтобы убирать ее излишек с кисти. Тело птицы изобразим вытянутым овалом по типу зернышка. Правое крыло будет визуально смотреться больше, потому что левое к зрителю находится под углом и кажется короче. Нарисуем изогнутую изящную шею, по размеру она будет примерно равна половине туловища. Дорисовываем две изящные лапы, сложенные в полете.


  2. Рисуем великолепные огромные крылья и голову. Обратите внимание, каким плоским кажется левое крыло и где оно «крепится» к туловищу – выше середины, ближе к спинке, под таким же углом.


  3. Аккуратно удаляем ластиком вспомогательные линии, рисуем перья. По краям они будут большими и жесткими. Они как будто складываются веером и на самой верхней точке крыла находятся самые широкие и крупные перья, это позволяет птице легко парить в воздухе. Посмотрите, как они расположены – верхнее перо находится под углом почти 90 градусов, а нижние развернуты в противоположную сторону и по размеру постепенно становятся меньше. Обозначаем границу расцветки птицы на шее и голове.


  4. Приступаем к рисованию акварелью. Возьмите побольше воды и разных оттенков синего. Можно добавить немного фиолетового и розового. Осторожней будьте с теплыми красками – желтым, охрой, коричневым иначе может получиться грязь. Набирайте немного краски на кисть, рисуйте легкими и прозрачными слоями, добавляйте воду, но в меру. Бумага ее впитает, перемешав всевозможные оттенки, и получатся замечательные живописные разводы. Там, где хотим сделать акцент (а это будет голова журавля), краску добавляем насыщенно, выделяя этот фрагмент. Обязательно дождитесь полного высыхания этого слоя, чтобы приступить к следующему этапу.


  5. Тонкой кистью рисуем шею птицы, а широкой добавим прозрачный серо-голубой оттенок на тело журавля. Края крыльев и спину оставим чисто белыми, бумагу на этих участках не закрашиваем совсем. Такой же серо-голубой краской сделаем тень на брюшке птицы. Этот слой тоже должен хорошо подсохнуть.


  6. В итоговый рисунок тонкой кисточкой добавляем детали. На картинке шея и перья смотрятся как черные, но на самом деле использован темно-серый оттенок с добавлением глубокого синего. Помните, что чисто черного цвета в природе не существует, он получается смешением различных красок и может иметь холодные и теплые оттенки. Поэтому если рисуете пейзаж, животное, то не используйте только черную краску, она будет выглядеть не совсем естественно и грубовато. Рисуем лапы птицы, темно-красный клюв и яркую «шапочку». Холодным оттенком серого, короткими мазками нарисуйте перышки на крыльях, под черным рядом. Теперь чуть отодвиньтесь от рисунка и посмотрите, как он воспринимается, цельная ли картинка получилась? Чтобы еще больше выделить белоснежные прекрасные крылья, можно добавить глубокий синий оттенок в участок неба возле шеи журавля.


Наш рисунок готов и, надеюсь, у вас тоже получилось нарисовать журавля без особых трудностей. Осталось сделать для рисунка подходящее паспарту и вставить в рамочку. Это может стать прекрасным подарком для любимого человека или семейной пары. Журавль непременно принесет счастье и удачу в дом.

I .Работа над новым материалом.

У художника-пейзажиста основная цель- это передать ощущение глубины пространства. Огромной похвалой послужат слова зрителей: «В вашу картину хочется войти». И это не является чудом, достаточно знать законы воздушной перспективы, с которыми вы и познакомитесь на уроке.


  1. Воздух и атмосфера редко бывают идеально прозрачными. Дым, пыль, водяные пары часто создают дымку.даже в ясные дни эту дымку прекрасно видно, горизонт затуманен, а вдали преобладают серые и серо-голубые тона. Естественно, главную роль играет погода. Этот эффект называется воздушной перспективой.
(Слайд 1)

На переднем плане предметы кажутся более контрастными, четкими, а с расстоянием становятся менее ясными и на горизонте полностью исчезают, растворяясь в сплошных голубых или серых тонах. (2 слайд)

Оттенки красок с увеличением расстояния теряют яркость, бледнеют. (3 слайд)

Цвета теплые на переднем плане сменяются на заднем плане холодными. (4слайд)

Посмотрите на цветовую гамму картины «Золотая осень» художника Левитана. Кто вспомнил стихотворенье, которое может описать настроение этой картины(5 слайд)

На прошлом уроке вы рисовали закат солнца, где научились путем смешивания красок передать переходы цвета и тона передать характер картины.

Сегодня предлагаю изобразить восход солнца, а на восходе журавлиную стаю. (8 слайд)

Журавли являются перелетными птицами.(9 слайд)

Посмотрите, какие это красивые, грациозные птицы. (10 слайд)

Рассмотрите внимательно и опишите картин Жан-Марка Янячика «Журавлинная песня» словами.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы наверное устали? Раз, два, три, четыре, пять,


Начинаем отдыхать! (потянулись)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.
Вот и стали мы сильней, (показать силу)
Здоровей и веселей! (улыбнулись друг другу)

IV Практическая часть урока.

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы:

С чего начинается работа красками?

С какого цвета начинаем работу? Почему?

Положите альбом горизонтально или вертикально(13 слайд)

С чего начинается работа в пейзаже?

(Учитель выполняет поэтапно задание, вслух объясняя все действия).

Небо – легкие горизонтальные мазки. Утром цвета восхода солнца более холодные, чем вечером.

Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под земли.(14 слайд)

Коричневым цветом покажите стволы и скелетные ветки деревьев. Вдалеке светлым цветом, вблизи более насыщенным.

(15 слайд)

На восходе, вдали или на переднем плане летит косяк журавлей. На переднем плане полностью стаю вы не сможете увидеть, а только несколько птиц, их изображаете крупным планом. А на заднем плане видна стая птиц, ее изображаете мельче.

Легкими быстрыми движениями добавьте нежно-розовые цветы на ветках деревьев.

Что еще можно изобразить на рисунке?

Дополните свою композицию самостоятельно

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

Используй цвет как основное выразительное средство в своей работе.

4) контроль качества выполняемой работы.
V . Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Основные этапы организации учебной деятельности. Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    Организационный момент

    Приветствие

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Фидаилевна и я проведу у вас урок изобразительного искусства. Итак, начнем наш урок рисования. Рисование – это не просто увлечение, а навыками овладение. Мы учимся фантазировать, воображать – а затем на бумаге акварелью изображать.

    Проверка готовности учащихся к уроку.

У всех на столах лежат: краски, белая бумага, кисточки, карандаши, ластик, палитра.

Что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать)

Приветствуют учителя.

Проверяют рабочее место

    Актуализация знаний

У художника-пейзажиста основная цель- это передать ощущение глубины пространства. Огромной похвалой послужат слова зрителей: «В вашу картину хочется войти». И это не является чудом, достаточно знать законы воздушной перспективы, с которыми вы и познакомитесь на уроке.

    Организация восприятия и первичного осмысления учащимися нового материала.

    Работа над новым материалом.

1. Воздух и атмосфера редко бывают идеально прозрачными. Дым, пыль, водяные пары часто создают дымку, даже в ясные дни эту дымку прекрасно видно, горизонт затуманен, а вдали преобладают серые и серо-голубые тона. Естественно, главную роль играет погода. Этот эффект называется воздушной перспективой. (Слайд 1)

А теперь, посмотрим картину И.И.Шишкина «Лесные дали».

Внимательно, посмотрите, какие деревья на переднем плане? А с расстоянием какие?

На переднем плане предметы кажутся более контрастными, четкими, а с расстоянием становятся менее ясными и на горизонте полностью исчезают, растворяясь в сплошных голубых или серых тонах.

С увеличением расстояния что делают оттенки красок?

Оттенки красок с увеличением расстояния теряют яркость, бледнеют.

Цвета теплые на переднем плане сменяются на заднем плане холодными.

На прошлом уроке вы рисовали закат солнца, где научились путем смешивания красок передать переходы цвета и тона передать характер картины.

Сегодня предлагаю изобразить восход солнца, а на восходе журавлиную стаю.

Журавли какие птицы?

Журавли являются перелетными птицами.\

Посмотрите, какие это красивые, грациозные птицы.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы, наверное, устали? Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянулись)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, (показать силу)

Здоровей и веселей! (улыбнулись друг другу)

Слушают учителя

Делают физкультминутку

    Закрепление и обобщение полученных знаний.

    Практическая часть урока

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы:

С чего начинается работа красками?

С какого цвета начинаем работу? Почему?

Положите альбом горизонтально или вертикально

С чего начинается работа в пейзаже?

Небо – легкие горизонтальные мазки. Утром цвета восхода солнца более холодные, чем вечером.

Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под земли.

Коричневым цветом покажите стволы и скелетные ветки деревьев. Вдалеке светлым цветом, вблизи более насыщенным.

На восходе, вдали или на переднем плане летит косяк журавлей. На переднем плане полностью стаю вы не сможете увидеть, а только несколько птиц, их изображаете крупным планом. А на заднем плане видна стая птиц, ее изображаете мельче.

Легкими быстрыми движениями добавьте нежно-розовые цветы на ветках деревьев.

Что еще можно изобразить на рисунке?

Дополните свою композицию самостоятельно

Начинаем работу. Соблюдаем правила.

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

Используй цвет как основное выразительное средство в своей работе.

4) контроль качества выполняемой работы.

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя

    Рефлексия учебной деятельности.

Вы были художниками, и я хочу узнать, какие у вас чувства после выполненной работы?

Я рада, что есть радость, восторг, грусть.

Молодцы, вы все хорошо потрудились. Урок окончен.

Оценивают себя

Тема: Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции. «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике.

Цель: передача настроения через цвет, создание определенного колорита;

Задачи:

Образовательные:

    активизировать познавательный интерес к искусству и природе;

    обеспечить понимание изобразительного термина «композиция»;

    закрепить с учащимися с правилами компоновки рисунка на листе;

    сформировать навыки и умения в самостоятельном построении композиции;

Развивающие:

    способствовать развитию эстетического вкуса, чувства меры, формы, цвета и стиля;

    содействовать развитию творческой заинтересованности, активности;

    научить работать коллективно, давать адекватную оценку результатам работ одноклассников, видеть недостатки и ошибки своего рисунка;

    развивать память, внимание и кругозор учащихся;

    развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;

    обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

    помочь выявлению и раскрытию неординарных способностей, собственного видения;

    возбуждать интерес к процессу творчества;

    создавать условия для развития устойчивого положительного эмоционального отклика на занятие творчеством;

    воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: научить пользоваться художественными материалами и применять главные средства художественной выразительности живописи, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: - уметь совместно договариваться о правилах поведения, общения на уроках и следовать им ; - оказывать взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль

Личностные: уметь видеть и исправлять ошибки; уметь работать самостоятельно; уметь самостоятельно оценить свою работу . Видеть различия в художественно-выразительном языке разных мастеров. Уметь находить образы природы в произведениях живописи, проявление познавательных мотивов .

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование, необходимое для урока:

    Проектор, интерактивная доска, презентация.

Для учащихся:

    Альбом или листы А4

    Акварель;

    Кисти;

    Баночка с водой;

    Простые карандаши.

Министерство образования и науки Республики Татарстан

ГАОУ СПО «Арский педагогический колледж им. Г.Тукая»

План-конспект

урока по изобразительному искусству в 3 «Б» классе

Выполнила:

студентка 411 группы

Хасбиуллина Алина

Методист:

Фаздалова А.Г.

_____________

Учитель:

Ахметгалиева Л.Р

_____________

Оценка за урок:

_____________

Дата: 8. 10. 2015