Как проходит канонизация святых? Кого и почему церковь причисляет к лику святых.


Культ святых появился в христианстве давно. До раскола христианства огромное количество людей были признаны святыми. В 1054 года христианская церковь раскололась на Западную и Восточную. И хотя между ними нет почти никаких богословских противоречий, процесс причисления человека к лику святых у католиков и православных отличается довольно сильно. Сравниваем процедуры канонизации в двух главных ветвях христианства.

Какой человек может стать святым и сколько их всего

В начале христианства еще не было никаких выработанных процедур. Согласно французскому историку, автору книги «Повседневная жизнь первых христиан», Адальберу-Гюставу Аману, на заре христианства святыми считали тех, кто принял за Христа мученическую смерть, или тех, чей религиозный подвиг не вызывал сомнений. Решение о причислении человека к лику местночтимых святых принимала община христиан вместе со своим епископом.

Кроме мучеников и великих подвижников, святыми считались апостолы, Богоматерь и равноапостольные святые, которые, подобно апостолам, распространяли христианство. Также особым уважением обладали святые-бессеребренники, которые совершали подвиг бедности. Почитание святых христианских авторитетов появляется позднее, когда христианство прочно укрепляется в Риме.

Специалист в области церковно-славянского языка и религиозной коммуникации, профессор Ирина Владимировна Бугаева считает, что православный календарь и четьи-минеи (богословские тексты с житиями святых) разделяют святых, чтимых в Русской православной церковью, на:

  • апостолов,
  • бессеребренников,
  • блаженных,
  • великомучеников,
  • исповедников,
  • мучеников,
  • праведных,
  • преподобномучеников,
  • преподобных,
  • пророков,
  • равноапостольных,
  • священномучеников,
  • столпников,
  • страстотерпцев,
  • чудотворцев,
  • юродивых.

Даже мученики разделяются на типы: великомученики - это те, кто за веру перенес особо сильные мучения, священномученики - мученики из духовенства, а преподобномученики - из числа монахов.

Католическая типология, восходящая к Лоретанской литании - молитве Богоматери, которая состоит из воззваний к разным небесным иерархиям, куда более простая и менее четкая: девы, апостолы, мученики, исповедники, пророки, патриархи.

Читайте также: В Саудовской Аравии из-за наводнения погибли 12 человек

Сосчитать количество святых в каждой церкви сложно. Сегодня в календарных списках РПЦ содержится 5008 общеправославных святых. Однако эта цифра не учитывает великого множества местночтимых святых. В Римской церкви, по разным оценкам, от 9900 (в римском Мартирологе) до 20 000 (в Bibliotheca Sanctorum) святых. Но сюда не входят случаи коллективной святости, например, 800 мучеников Отранто, память которых празднуется в один день.

Да, в католической церкви святых больше, но это легко объясняется тем, что и католический мир в несколько раз больше православного, так что сами по себе цифры ни о чем не говорят.

Процесс канонизации в католичестве

Четкая процедура в Римской церкви сложилась к XVI веку. Сегодня все решения по наделению человека статусами святости принимает Папа и кардиналы.

Римская церковь отдельно от лика святых выделяет лик блаженных. Для того, чтобы стать святым, необходимо сначала стать блаженным. Процесс причисления к блаженным называется беатрификацией. В XVII веке католическая церковь постановила необходимый набор критериев, при наличии которых можно начинать беатрификацию.

Важную роль играет праведность и четкая катоилческая позиция у кандидата. Но главное - факт совершения чуда, произошедшего после молитв к этому человеку. Начинает процесс поместная епархия, которая посылает в Ватикан прошение. Престол изучает обстоятельства жизни кандидата, проверяет достоверность чуда. Потом проводится подобие судебного процесса, на котором есть сторонники и противники беатрификации - именно последние, порой вынужденные говорить против святого человека, сначала назывались «адвокатами дьявола». Если Папа и кардиналы - судьи на этом процессе, признают блаженство кандидата, его беатрифицируют.

Процесс канонизации блаженного аналогичен биатрификации, но здесь выдвигаются более строгие требования. Святой должен проявлять три георических добродетели - веру, надежду и любовь, и четыре основных - благоразумие, справедливость, мужество и умеренность. Причем он должен проявлять их не однократно, а на протяжении всей жизни. Также для канонизации нужно не одно, а по крайней мере четыре доказанных чуда.

В июле месяце этого года произойдет канонизация афонского старца Иоанна Вышенского. Кто может стать святым, какие критерии для канонизации и как познать святость, отвечает архимандрит Тихон (Софийчук), председатель комиссии по канонизации Киевской епархии.

– Отче, как канонизируют святых?

– История Православной Церкви – это история ее святости. Каждая Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников благочестия, но и соборно прославляет этих угодников как канонизированных святых.

Церковь дала христианскому миру великий сонм подвижников благочестия, мучеников и исповедников.

Святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали благодать Духа Святого, явили Его силу в нашем мире.

Каждый угодник со своей особой жизнью показывает путь к святости и выступает как образец идущего по этому пути. Церковь учит: угодники Божьи, составляя лик святых, молятся пред Господом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование.

Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно. В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т. е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

Соборы 1547 и 1549 гг. Современная икона

– Какие условия канонизации?

– Канонизация есть причтение Церковью какого-либо усопшего подвижника благочестия к лику ее святых. Слово «канонизация» (лат. сanonizatio – брать за правило), заимствованное из западного богословского языка, употребляется в Русской Церкви наряду с выражением «причтение к лику святых» («вмещение», «вчинение» в лик святых). В греческой агиологии используется термин, означающий «провозглашение» (святым).

Основания, на которых усопшие праведники причисляются к лику святых, сложились еще в Древней Церкви. С течением времени то или иное основание получало преимущественное значение, но в целом они остаются неизменными.

Термин «канонизация» – латинизированная транскрипция греческого глагола, обозначающего «определять, на основании правила узаконивать», – введен в оборот западными учеными-богословами довольно поздно. В Греческой Церкви этому термину точной аналогии нет, поэтому в подобных случаях она использовала словосочетание «причтение к лику святых» или «вмещение, вчинение в лик святых».

Основным условием прославления святых во все времена было проявление подлинной освященности, святости праведника. Свидетельством такой святости могли быть:

1. Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей. Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди святого Евангелия.
2. Мученическая за Христа смерть или истязание за веру Христову.
3. Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков-мощей.
4. Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
5. Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
6. Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
7. В XVII веке, по свидетельству Константинопольского Патриарха Нектария, три признака cчитались условиями присутствия истинной святости в людях:

а) православие безукоризненное;
б) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
в) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.

8. Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения – мученики, святители, преподобные, Христа ради юродивые – святые различались и по распространенности их почитания: местнохрамовые, местноепархиальные и общецерковные. Сегодня выделяют только местночтимых святых, чье почитание не выходит за пределы какой-либо епархии, и общецерковных, почитаемых всей Церковью. Критерии к прославлению общецерковных и местночтимых святых одинаковы. Имена святых, прославленных всей Церковью, сообщаются Предстоятелям братских Православных Поместных Церквей для включения в святцы.

– Какова практика прославления святых сегодня?

– Практика прославления такова: сначала рассматривает материалы о прославлении Епархиальная комиссия по канонизации святых. При положительном решении они передаются в синодальную комиссию, которая в случае одобрения направляет их в Синод. День решения Священного Синода и вносится в святцы как день прославления святого. Только после этого святому пишется икона и составляется служба. Что касается местночтимых святых, то разница только в степени прославления в пределах земной Церкви. Им также пишется икона и служба. В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого.

Прошение и документы подвижника веры подаются для изучения вопроса о возможности канонизации правящему архиерею. Прилагаются материалы, свидетельствующие о святости человека. Составляется подробное жизнеописание подвижника, во всей полноте отражающее подвиг веры. Присылаются документы, на основании которых составлено жизнеописание: все архивные копии, медицинские свидетельства исцелений, воспоминания архипастырей, пастырей и мирян о благочестивой жизни и благодатной помощи подвижника, явленной при его жизни или после кончины. Особенно тщательного освещения требует вопрос о почитании подвижника народом.

Заседание Комисcии по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Фото: canonization.church.ua

Следует напомнить решение Священного Синода РПЦ от 26 декабря 2002 года «Об упорядочении в епархиях Русской Православной Церкви практики, связанной с канонизацией святых». Тогда постановили, что при подготовке канонизации святых следует учитывать такие обстоятельства:

1. Материалы к канонизации подвижника должны быть тщательно подготовлены и рассмотрены епархиальной комиссией по канонизации святых согласно решению Архиерейского Собора 1992 года.
2. Недопустима публикация непроверенных материалов, связанных с жизнью, подвигами и страданиями клириков и мирян Русской Православной Церкви. По благословению правящего архиерея все свидетельства должны проверяться на местах. Преподавать благословение для публикации подобных материалов правящий архиерей может только после личного ознакомления с их содержанием.
3. Недопустима практика сбора подписей в епархиях за канонизацию тех или иных лиц, поскольку она порой используется различными силами не в церковных целях.
4. Не следует проявлять поспешность в канонизации недавно скончавшихся почитаемых клириков и мирян. Необходимо тщательно и всесторонне изучить документальные материалы их жизни и служения.
5. Мощи канонизированных подвижников обретаются по благословению Блаженнейшего Онуфрия, Митрополита Киевского и всея Украины. О результатах обретения святых мощей правящий архиерей должен докладывать Блаженнейшему Онуфрию, Митрополиту Киевскому и всея Украины.

6. Мощи неканонизированных подвижников нельзя выставлять в храмах для почитания.

В наше время при рассмотрении дел о канонизации пострадавших за Христа необходимо применять дополнительные критерии, учитывая обстоятельства эпохи. В каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного исповедника веры ХХ века, комиссия тщательно изучает архивные материалы, личные свидетельства, если порой удается найти и опросить очевидцев событий либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранит воспоминания об этих людях или их письма, дневники и другие сведения.

Предметом внимательного изучения являются материалы допросов. Все лица, пострадавшие в годы гонений, впоследствии были реабилитированы государством. Власть признала их невиновность, но из этого еще нельзя заключать, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что люди, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах.

Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна – любыми способами добиться признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признали ни себя, ни своих близких, знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних.

В то же время Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и сами они пострадали. Малодушие, проявленное в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация – это прежде всего свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает своих чад Церковь Христова.

К описанию жития мученика или исповедника должны быть приложены копии архивных следственных дел, по которым подвижники были осуждены. А именно: анкету арестованного, все протоколы допросов и очных ставок (если таковые проводились), обвинительное заключение, приговор «тройки», акт о приведении приговора в исполнение или другой документ, удостоверяющий время, место и обстоятельства смерти подвижника. Если мученик или исповедник арестовывался несколько раз, то необходимо представить копии вышеперечисленных материалов из всех уголовно-следственных дел.

В вопросе прославления мученика или исповедника существует много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения соответствующих органов прославить человека невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим тогда место расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведению на следствии: не являлся ли он секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам? Установление этих фактов требует большого труда многих людей – членов и сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых, работу которых организовывает и контролирует правящий архиерей.

Архивы государства, фонды которого хранят документы об истории Церкви и гонениях на нее, к сожалению, лишь недавно и не в полном объеме стали доступными для исследования. История Церкви ХХ века только начала изучаться. В связи с этим исследователям открываются множество фактов, ранее неизвестных, а также религиозная, нравственная их сторона, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением не допустить ошибки из-за неполной информации и принять правильное решение.

– Почему в древности мучеников прославляли сразу после смерти, без заседания комиссии и Синода?

– В Древней Церкви основной список почитаемых святых состоял из имен мучеников – людей, добровольно принесших себя в «жертву живую», свидетельствуя о славе-святости Божией. Поэтому уже во II веке в церковных источниках можно найти несколько свидетельств о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников. О количестве святых в Церкви в период до Вселенских Соборов можно судить по сохранившимся календарям, мартирологам и минологиям. Самые древние из них – мартирологи III–IV вв. в основной своей части есть перевод латинских судебных протоколов, так называемых проконсульских актов (Acta Proconsuloria), или некоторая их переработка. Эти акты, по распоряжению императора Константина, хранились во всех крупных городах империи. Кроме фактических актов римских властей от этого времени (I–IV вв.), сохранились и первые попытки со стороны Церкви написания житий того или иного мученика, свидетельствующие о его почитании. Так, например, в актах мученика Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского (+107 или 116 гг.), говорится, что составитель описания мученичества Игнатия заметил день и год его смерти, чтобы собираться в этот «день памяти мученика» на агапы, приуроченные к праздничным дням или дням в честь этого святого.

Записи о святых в Древней Церкви довольно кратки, так как в римском суде, проходившем обычно в присутствии «нотариев» – стенографистов, записывались только вопросы судей и ответы обвиняемых. Часто христиане выкупали эти записи. Так, например, в актах мучеников Тараха, Прова и Андроника (пострадали в 304 г.) отмечено, что христиане заплатили за них римским властям 200 динариев.

Эти судебные записи имели вид протокола допроса. Сначала в них обозначалось имя проконсула, в области которого производили суд, затем год, месяц и день, а иногда и время дня суда, и, наконец, уже сам допрос, представляющий собой диалог между судьей, его служителями и обвиняемыми. По окончании допроса проконсул призывал прочитать его вслух, затем судья со своими асессорами выносил решение и читал приговор. Исполнение приговора производилось в отсутствии судьи.

Из этой схемы видно, что полностью в судебных записях описывался только допрос мученика и сообщалось о его свидетельстве и смерти; никаких других подробностей в них не должно было быть. Позднее, с увеличением святых мучеников в Церкви, эти проконсульские акты были помещены в особые сборники-минологи, в которых отмечались страдания каждого мученика в день его памяти по месяцам.

Подобные исторические источники прекрасно иллюстрируют почитания, празднования умершего христианина как святого. К таковым причислялись все пострадавшие за Христа, они без расследования их жизни вносились в списки святых уже в силу их подвига – очищения мученической кровью. Порою Церковь, уже заведомо зная о предстоящем допросе арестованного христианина, направляла к нему на суд как к святому наблюдателя, обязанного записать подвиг свидетельства допрашиваемого. При некоторых епископских кафедрах для этого назначались даже особые лица. Так, Папа Климент назначил на это служение семь диаконов в определенный район города Рима. Эти записи назывались passio (страдание), позднее они были соединены с минологами, и чтения их размещены по дням римского календаря. По их количеству можно определить число святых в Древней Церкви, а также то, какой подвиг святости почитался в Церкви раньше других. Так, в древнейшем западном календаре, принадлежавшем некоему Дионисию Филокалу и известном под именем Бухерианского, отмечены 24 дня памяти мучеников, кроме этого – праздник Рождества Христова и список святых римских пап. К концу IV века, после эпохи гонений, «календарь был полон», т. е. число святых в году увеличилось настолько, что не было ни одного дня, не имеющего памяти своего святого. По преимуществу большинство из них было мучениками. Об этом говорит Астерий, епископ Амасийский: «Вот, всю вселенную наполняет круг подвижников Христовых, нет места, ни времени года без памяти их. Посему, если бы какой-либо любитель мучеников восхотел праздновать все дни страдания их, то для него не было бы ни одного дня в году непраздничного».

Однако такого полного древнего христианского календаря до наших дней не сохранилось. В древнейших, известных ныне календарях западного происхождения, которые получили название martyrologium (мученикословие), – Готфском, Карфагенском и других, памяти распределены не по всем числам года. В самом древнем восточном календаре, составленном в 411–412 гг. в Сирии, больше «памятей» святых, но так же не по всем дням года. Однако надо отметить, что все эти календари составлялись только для отдельных диоцезов, и мученики из одного числа не вносились в другой по причине их отдаленности.

– Одни хотят сегодня канонизировать одного выдающегося деятеля, не желая при этом разбираться в его жизни, другие – другого, патриотам нужен святой воин, военным – генерал и т. д. В нашей истории много замечательных и даже выдающихся личностей, но ведь святость – это совсем другое дело.

– Каждый народ имеет своих героев, которых почитает и на которых равняется, желая подражать их подвигу. Есть и в Церкви свои Герои Духа – это святые. Недавно мы праздновали праздник Всех святых, в земле Русской просиявших. И нет ничего плохого в том, что люди желают видеть примером для подражания своих соотечественников, близких по времени. Важно, чтобы не было тщеславных или каких-то других прагматических причин для прославления того или иного подвижника, потому что это может разделять людей. Такие случаи были во времена апостола Павла (я Кифов, я Павлов), также наблюдались разделения в Церкви, когда одни больше почитали святителя Василия Великого, называя себя Василианами, другие – святителя Григория Богослова, именуя себя Григорианами, третьи – Ионнитами, почитая более святителя Иоанна Златоуста, но эти три святителя явились в XI веке митрополиту Иоанну Евхаитскому и прекратили раздор между своими почитателями, сказав, что они равны пред Богом. По этому поводу был установлен праздник Трем святителям 30 января.

Святые едины в Господе и желают, чтобы мы достигли святости и соединились с Богом – это для них самое высокое почитание, так как в этом заключается, по апостолу Павлу, благая воля Божия: «Воля Божия есть освящение ваше…» (1 Фес. 4:3). Когда мы отпеваем усопших православных христиан, то молимся: «Со святыми упокой душу усопшего раба твоего…» Но это не значит, что все православные усопшие христиане, даже если они занимали высокие церковные, военные или общественные должности, могут служить примером для подражания и почитания как святые. Церковь – это не юридическая организация, где решается все по земным законам. Церковь – это живой организм, который живет Духом Святым. Для того и созданы при Церкви и епархиях комиссии по канонизации, которые по выше указанным критериям определяют, почитать ли того или иного подвижника или нет. Святость сама себя являет, а люди лишь только констатируют этот факт, который больше нужен не святым, так как они уже прославлены у Бога, а нам для молитвенной помощи и как пример для подражания.

Святые – это те люди, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых обнаружилось еще теперь, до Страшного суда.

Мы все призваны к святости. И действительно, мы освящаемся в Церкви, Главой и Начатком которой есть Господь Иисус Христос: «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» (Рим. 11:16). На Божественной литургии перед Святым Причастием мы слышим возглас, относящийся к нам: «Святая святым!» Как звезда от звезды отличается, так и на небесном своде святые разнятся степенью святости. Одни люди усвояют эту святость, становясь святыми, другие – нет. Все зависит от свободной воли человека.

Беседовала Наталья Горошкова

    • прот.
    • игумен Андроник Трубачев
    • архим. Георгий Тертышников
    • игумен Дамаскин
    • проф.

Канониза́ция (от лат. canonizatio; от греч κανών (канон)) – официальное признание праведника, одного из своих членов, святым; официальное причисление его к святых. Из сказанного не следует, что только те, кто канонизирован, стяжали святость, т.к. существует большое количество святых, почивших в безвестности.
В широком смысле канонизацию можно понимать как прославление свидетельства реальности и человека.

Канонизация – это закрепление актом высшей церковной власти реального опыта молитвенной связи между членами Церкви (и не только ныне живущими) и подвижником благочестия, – опыта услышанных молитв, конкретной помощи и духовной связи, которую сотни, а иной раз сотни тысяч людей ощущают между собой и угодником Божиим. Когда для Церкви эта связь становится несомненной, тогда и происходит канонизация новоявленного святого – подлинного раба Божия и нашего помощника, о чем многие уже знают по собственной жизни.

В Православной Церкви причисление к лику святых отмечается торжественной службой в честь новопрославленного святого. Процедура канонизации была разработана и строго регламентирована относительно недавно.

В I–IV вв. почитание святых определялось общиной и узаконивалось епископом. Позднее почитание святых и общецерковное распространение такого почитания определялось внесением имени усопшего члена общины в список мучеников (мартиролог). Когда почитание принимало повсеместный, т.е. общецерковный характер, оно подтверждалось главой Поместной Церкви.

В Русской Православной Церкви причисление к лику святых совершали на местах епархиальные архиереи. Первый пример соборного решения о канонизации – постановления церковных соборов 1547 и 1549 гг.

В наше время на местное почитание подвижника святым требуется разрешение патриарха, для общецерковного признания святого – решение Архиерейского собора. Если святой канонизирован в одной из Поместных Православных Церквей, его имя сообщают главам всех остальных. В этих Церквях может быть принято решение о включении новопрославленного святого в . Так, в Русской Православной Церкви почитают святого Иоанна Русского Исповедника, преподобных Германа Аляскинского и , хотя Иоанна Русского и Силуана Афонского канонизировала Константинопольская Православная , а Германа Аляскинского прославила Американская Православная Церковь.

Православный христианин причисляется Церковью к лику святых после смерти. Наиболее распространены следующие условия канонизации: святость жизни, страдание за православную веру, дар творить чудеса при жизни и/или после смерти как свидетельство того, что через подвижника действует Божественная Благодать, точное соответствие веры подвижника православному вероучению, нетленность мощей. Народное почитание служит поводом для рассмотрения вопроса о канонизации церковными властями.

В настоящее время материалы для канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых.

Преподобный Афанасий Паросский в письме к своему ученику : «Ты написал мне, что недавно, в день памяти св. Иоанна Богослова, у тебя с друзьями возник разговор о новомучениках, и что некоторые из них, не только малознающие, но и ученые, утверждали, что святых мучеников нельзя почитать без разрешения Великой Церкви, а ты вроде бы и хотел возразить, но засмущался, боясь, как бы их слова не оказались справедливыми. Ты пишешь, что написал мне сие, дабы я посмеялся, но я не посмеялся над этим потому, что хотя и достойны смеха те, кто высказывают подобные суждения, сама тема – не смешная, но благопристойная и святая. Поэтому я больше огорчился; особенно же меня огорчило то, что образованные люди говорят как неученые и малограмотные. Где прочитали о сем эти «ученые», да и где это слыхано в Церкви Божией, чтобы святые мученики ожидали земного суждения об их мученичестве, чтобы этот земной суд свидетельствовал о тех, кто запечатлел свой конец исповеданием святой веры и кого подвигоположник Христос сразу и немедленно сподобил небесного венца?»

4 марта 1873 года в Суздале родился Сергей Флоринский, будущий священномученик Сергий Раквереский. На его долю выпали гонения советской власти, жизнь свою он закончил в Эстонии. Он был расстрелян вместе с 80 эстонцами, которым большевики выписали смертный приговор.

"РГ" рассказывает о шести священниках Советского Союза, причисленных к лику святых.

Флоринский Сергей Федорович

Священномученик и протоирей Сергей Федорович Флоринский родился 4 марта 1873 года в Суздале в семье священников. Естественно, что единственным выбором своего жизненного пути юный Сергей видел только служение Богу. После успешного окончания Владимирской духовной семинарии работал семь лет учителем в земском училище. Сан священника святой Сергий получил в 1900 году, одновременно с этим он был командирован к 151 пехотному Пятигорскому полку.

Во время русско-японской войны полк, где был священником Флоринский, направляют в китайскую Маньчжурию занять стратегически важные территории, а во время Первой Мировой и вовсе бросают на передовую. За свою деятельность в это время Сергий получает несколько наград. Революция 1917 года оказала на армию сильный деморализующий эффект - дезертирство высших чинов, расстрелы.

оложение духовенства в армии стало крайне небезопасным - революционеры обвиняли их во многих провалах войны. В начале 1918 года Эстляндия была захвачена немцами, Флоринский, находящийся в это время там, не мог вернуться домой, в Петергоф к семье. Он молился и ждал освободительных операций Красной армии, еще не догадываясь, что смерть придет к нему в лице освободителей.

19 декабря 1918 года Флоринский был арестован как представитель старого, царского режима. Ему был предъявлен ряд обвинений и, самое главное, подстрекательство к вооруженному мятежу против красноармейцев. Расстрелян святой был 30 декабря 1918 года. Известна его фраза, сказанная совсем незадолго перед смертью - на последнем допросе: "Считаю одно: вина моя, что я священник, в чем и расписываюсь".

17 июля 2002 года святой Сергий Флоринский был причислен к лику святых РПЦ. В начале июля 2003 года нетленные мощи священномученика были перемещены в Раквереский Богородице-Рождественский храм, который после этого стал объектом посещения туристов со всех концов света.

Серафим Вырицкий

Будущий миллионер Василий Николаевич Муравьев родился в семье крестьянина. Еще мальчиком он потерял отца, семья стала голодать, от голода погибла сестренка Василия. Тогда подросток отправился в город на заработки.

Он сделал удивительную, даже для нашего времени, карьеру: в 40 лет уже слыл известным мехоторговцем не только в России, но и во Франции, Германии, Великобритании. Однако в 50 лет он от всего отказался: закрыл предприятие, раздал работникам двойную зарплату, а то, что осталось, отдал церквям.

Он поселился в келье Александро-Невской Лавры. Однажды Серафим сильно простыл, началось воспаление суставов. Он был перевезен в деревенский домик. Там и состоялся его главный духовный подвиг: 1000 дней он посвятил столбничеству. Ежедневно обессилившей от болезни преподобный с помощью близких добирался до камня неподалеку от дома. Там молился столько, сколько позволяло здоровье: час, два или даже больше. Делал он это в любое время года и в любую погоду.

Старец был известен в народе, многие приходили к нему за помощью. Когда в деревне оказались фашисты, они тоже искали Серафима Вырицкого. Они дважды приходили к нему и пытались узнать будущее.

Немецкие офицеры спросили у старца, скоро ли они пойдут победным маршем по Дворцовой площади, он ответил, что этого не будет, - рассказывает историк Валерий Филимонов.

Также старец назвал им точную дату изгнания немцев из-под Ленинграда. Близкие вспоминают, что он говорил мало, но каждое его слово сбывалось. Умер преподобный 3 апреля 1949 года, канонизирован 1 октября 2000 года.

Петр Корелин

Родился в 1863 году в семье священника. После Пермской Духовной семинарии и женитьбы был рукоположен в сан священника. В 26 лет был избран членом благочинного совета, законоучителем мельниковской церковно-приходской школы при Богоявленской церкви, наблюдателем церковно-приходских школ округа. В 1895 году стал духовным следователем округа. Не раз избирался депутатом. В это же время он был единственным священником и должен был совершать все службы и исполнять требы. Но удивительным образом он все успевал и даже получал церковные награды за труды.

В 1904 году священник был переведен в Свято-Троицкий храм Каменского завода Камышловского района. После Октябрьской революции летом 1918 года Каменский совет большевиков постановил изъять из церкви метрический книги с регистрацией рождений, смертей, браков. Прихожане собрались в храме с намерением не отдавать красным книги. Когда документ все-таки изъяли, священники ударили в колокол, после чего по колокольне стали стрелять большевики. Возмущенные этим прихожане избили работников совдепа и даже хотели разгромить здание Совета.

Боец Красной армии Петр Бажов, известный нам более как писатель, вспоминал: "Поповщина, опираясь на имеющийся в Каменском заводе монастырь, пыталась организовать открытое выступление против Советов. Поводом послужило изъятие книг. Попытка встретила такой отпор со стороны вооруженных рабочих, что попам больше не приходилось думать об открытом наступлении. В ответ на избиение толпой работника совдепа Давыдова был открыт огонь по колокольне. Организатор избиения поп Корелин был немедленно расстрелян".

Однако исторические данные говорят о том, что Бажов ошибался, Корелин остался жив. В книге "Жития святых Екатеринбургской епархии" сказано, что его арестовали и отправили в Екатеринбург. В тюрьме он встретился с известным ныне епископом Тобольским Гермогеном. Позже они были переданы "Карательной экспедиции Тобольского направления" на буксир "Ермак". У села Покровского всех узников, кроме Петра Корелина и Владыки Гермогена, пересадили на пароход "Обь".

Красным нужны были рабочие руки в строительстве укреплений против белых. Там и потрудились епископ и священник. После дня работы их снова посадили на корабль, а ночью вывели Петра Корелина на палубу, раздели, избили ремнями, обрили наголо, потом привязали к нему два гранитных камня и выбросили за борт. Позже такая же участь постигла Владыку.

Тело епископа Гермогена было найдено, останки отца Петра обнаружены не были, но решением Священного Синода он прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Кукша Одесский

Преподобный Кукша, в миру Косьма Кириллович Величко, родился в 1875 году в маленьком поселке Арбузинка недалеко от Херсона в семье глубоко верующих родителей. Его мать с детства мечтала стать монахиней, а когда родители все-таки выдали ее замуж, решила, что хотя бы один из ее детей должен стать "божьим помощником". Поэтому она была счастлива, когда маленький Косьма, едва научившись грамоте, прочел все православные книги в доме. Со временем он еще больше полюбил уединение и молитвы, которым уделял многие часы.

Спустя некоторое время двадцатилетний Кукша отправляется в Иерусалим, где живет чуть меньше года, за это время он посещает святые места "древнего города" и Палестины, на обратном пути домой Косьма побывал на Святой горе Афон в Греции. Впоследствии он скажет, что решил уйти в монашество именно после посещения этого, значимого для любого православного верующего, места. Кстати, интересен случай повторного им посещения Иерусалима - в храме Воскресения Христова на него опрокинулась лампадка с елеем, что было воспринято прихожанами как "божий знак". В 1896 году Кукша поступил послушником в Свято-Пантелеимоновский монастырь, где ревностно нес послушание до 1912 года, когда греческие политики потребовали выслать всех русских священников со Святой горы.

Следующим местом послушания будущего святого стала не менее известная Киево-Печерская Лавра, правда, пробыл он там совсем недолго. Началась Первая Мировая война и отца Ксенофонта - такое имя он получил при постриге в монахи - отправили медицинским помощником в санитарный поезд. Именно с этого времени об отзывчивом и добром батюшке начинает идти слух среди народа. В 1931 году отец Ксенофонт сильно и, как думали, безнадежно заболевает, на смертном одре его решают постричь в схиму, что и происходит, с наречением его именем Кукша, в честь священномученика Кукши из Дальних Пещер Киево-Печерской Лавры. Но постриг в схиму буквально исцелил Кукшу, через несколько дней он уже мог ходить.

В 1938 году святой отец был арестован большевистской властью и приговорен к 5 годам лагерей в городе Вильма Молотовской области (нынешняя Пермская). Но даже на тяжких лесозаготовительных работах Кукша помогал молитвой и вниманием другим заключенным вплоть до своего освобождения в 1947 году. Умер будущий святой в 1964 году в Успенском монастыре, что в Одессе. Известно много десятков случаев исцеления тяжелобольных на его могиле: землю, взятую оттуда, прикладывают к больному месту и болезни, по словам верующих, отступают.

Лука Крымский

При жизни Лука Крымский открыто говорил о том, что является епископом РПЦ, но, даже несмотря на это, советские власти поощряли его за труд. Он был гениальным хирургом с мировым именем, и уже в сане священника он стал Лауреатом Сталинской премии. Его канонизировали всего спустя 39 лет поле кончины - удивительный случай, ведь обычно РПЦ ждет для этого 50 лет. Но быстрая канонизация была объяснена тем невероятным количеством чудес, которые происходили, когда к святому обращались за помощью.

Современники вспоминают, что доктор медицины приходил на операцию в рясе, вешал иконы в ординаторской, а еще мог одновременно принимать исповедь и лечить больных.

В юности Лука мечтал стать художником, но неожиданно, уже поступив в Санкт-Петербуржскую академию художеств, пошел учиться на врача в Киевский институт. Стал священником после смерти жены. За служение церкви трижды отправлялся в тюрьму и в ссылки. Там он и врачевал души. Известен факт, что когда отца Луку перевели в Бутырку, почти все заключенные сразу стали верующими.
В Великую Отечественную войну Лука вдруг вышел из тюрьмы и стал консультантом всех военных госпиталей Сибири.

Отбывая срок, он написал Михаилу Калинину письмо: "Могу приложить все свои знания и умения в лечение красноармейцев и офицеров. Прошу приостановить мою ссылку, после окончания войны я готов ее продлить", - рассказывает Майя Прозоровская, племянница Святого Луки.

И действительно, после войны епископа Русской православной церкви Луку награждают "За доблестный труд в Великую Отечественную войну" и снова отправляют в ссылку.

Он всегда узнавал, православный ли лежит на операционном столе или нет. Если православный, он крестил его, потом операционную, крестил себя и только потом начинал операцию, - рассказывает доктор медицинских наук Генрих Кассирский.

При жизни Луке Крымскому, в миру Валентин Войно-Ясенецкий, удостоился бюста при институте им. Склифосовского, после его смерти открыты храмы при центре сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, военном госпитале им. Бурденко, медико-хирургическом центре им. Пирогова. К лику святых причислен в 2000 году.

Константин Богоявленский

В 1896 году родился в семье дьякона Стефана Богоявленского. Был рукоположен в сан пресвитера 6 февраля 1917 года. В 21 год определен священником в Михаило-Архангельскую церковь села Меркушино Верхотурского уезда. Это село хорошо известно по всему православному миру, в нем были обретены мощи Симеона Верхотурского.

В "Житиях святых Екатеринбургской епархии" рассказывается, что в 1918 году в село пришла новая власть, начались тяжкие поборы, и уже летом в Меркушино назрел бунт. В период страды у селян комиссары пришли объявить призыв в Красную армию. Многие мужики только сейчас вернулись с фронтов Первой мировой войны и были возмущены новым призывом. В потасовке с большевиками они избили красных, а одного из них застрелили. Поняв, что натворили, они бросились к молодому священнику. Константин предложил организовать Крестный ход к мощам Симеона Верхотурского, чтобы просить святого о помощи.

На следующий день в Меркушино пришло много женщин и мужчин из ближайших сел, чтобы участвовать в крестном ходе. Перепуганные большевики решили, что селяне собираются воевать с новой властью в Верхотурье.

Реакционные элементы сельской местности и города делали все, чтобы свергнуть молодую советскую власть. Так, в жаркие дни июля 1918 года эти элемент… колокольным боем собирают мужиков на сборный пункт. С иконами, хоругвями, самодельными пиками, ружьями, топорами в руках озверелых враги погнали народ в направлении Верхотурья свергать большевиков и освобождать мощи Симеона праведного. Во главе колонны шел священник с крестом… Это была так называемая деревянная война. При выходе на Ирбитский тракт остатки колонны были обстреляны из винтовок красногвардейскими отрядами, колонна разбежалась, бросив хоругви и иконы. Так бесславно и позорно для местной буржуазии кончилась затея "крестового похода" против большевиков, - писал через много лет один из участников Гражданской войны.

Следствие продолжалось больше недели, власть нашла 4 виновных, после чего был устроен показательный расстрел. Вспоминали, что по дороге на расстрел Константин отпевал арестованных. На месте их заставили выкопать себе могилу, а потом убили выстрелами в голову. После селяне попросили перезахоронить убитых и получили на это разрешение.

31 мая 2002 года при восстановлении разрушенного храма были обретены нетленные останки неизвестного священника: тело сохранилось почти полностью, даже волосы и ресницы не истлели, пальцы правой руки были сложены в благословляющий жест. В гробу было найдено небольшое Евангелие, подписанное Константином Богоявленским. Через полтора месяца после обретения мощей священномученика канонизировали.

В раннехристианской Церкви не было специальной процедуры канонизации. Почитание мученика или святого возникало в той или иной общине, нередко сразу же или вскоре после его кончины, и постепенно укреплялось в традиции этой общины во главе с местным епископом, а затем могло распространиться и на другие общины и местные церкви (или епархии). С течением веков сложилась специальная процедура, предполагающая тщательное исследование жизни подвижника, изучение возможных аргументов против его канонизации, а затем - в случае отсутствия таковых - его торжественное соборное прославление.

В византийскую эпоху внесение имени святого в церковный календарь и установление его памяти на местном уровне находилось во власти епархиального архиерея. Относительно общецерковного почитания святых в отдельных случаях высшей церковной, а также светской властью издавались специальные указы: известны постановления и указы святителя Фотия, патриарха

Константинопольского (857–867 и 877–886), и императора святого Льва Мудрого (886–911), посвященные прославлению отдельных святых. Однако эти указы имели эпизодический характер и не воспринимались как непременное условие для возникновения и развития почитания святого.

Даже в XI веке официальная санкция высшей церковной и светской власти не считалась необходимой для прославления того или иного лица в качестве святого. В византийской Церкви, с одной стороны, сохранялась древняя практика «народного» прославления и почитания святых, с другой, происходила систематическая работа по кодификации святых, систематизации и редактированию их житий.

В Русской Православной Церкви от времени Крещения Руси вплоть до середины XVI века причисление к лику святых оставалось, главным образом, во власти местных архиереев. При этом почитание некоторых святых приобрело общецерковный характер (Борис и Глеб, князь Владимир и княгиня Ольга, Антоний и Феодосий Печерские). На Московских Соборах 1547 и 1549 годов было канонизировано для общецерковного почитания 39 святых, а в период между этими Соборами и установлением синодального строя в начале XVIII века - еще около 130 святых.

В синодальный период канонизация находилась в исключительном ведении высшей церковной власти, а процедура канонизации усложнилась и формализовалась. Число святых, канонизированных в синодальный период, незначительно. Более половины канонизаций этого периода приходится на царствование святого императора Николая II. Исключительным событием в жизни Церкви стала канонизация в 1903 году преподобного Серафима Саровского - подвижника, которого к тому времени почитала вся Россия.



В советский период, вплоть до 1988 года, Русская Церковь была фактически лишена возможности совершения канонизации святых. В 1960–1970-х годах в святцы Русской Церкви были внесены имена лишь нескольких святых, которые либо уже были канонизированы в других Поместных Православных Церквах (Иоанн Русский, Герман Аляскинский), либо предложены для канонизации другими Церквами (Николай Японский, Иннокентий Московский).

В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, Поместный Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых для общецерковного почитания восемь подвижников благочестия, в том числе тех, которые еще в дореволюционный период почитались в качестве местночтимых. В 1989 году Церковью был канонизирован Святейший Патриарх Тихон, а в 1990 - святой праведный Иоанн Кронштадтский. С 1992 года началась поименная канонизация Новомучеников и исповедников Церкви Русской, продолжающаяся по сей день. Со времени начала процесса прославления новомучеников и исповедников ХХ века на Архиерейском Соборе 2000 года к их лику поименно причислено более 1770 подвижников.

В настоящее время канонизация в Православной Церкви совершается по постановлению высшей церковной власти, однако процедура канонизации в Поместных Церквах различна.

В Русской Православной Церкви канонизация осуществляется Архиерейским Собором по представлению Комиссии по канонизации. На эту Комиссию (образована Священным Синодом 11 апреля 1989 года) возложена задача изучения материалов и документов, посвященных жизни и подвигу святых. Имена для рассмотрения поступают в Комиссию из епархий.

В других Православных Церквах канонизация святых, как правило, осуществляется решением Священного Синода. Если одна Поместная Церковь совершает акт канонизации святых, то имена новоканонизированных святых, как правило, посылаются в другие Православные Церкви для включения в календарь. Однако сам факт получения Поместной Церковью списка новопрославленных святых из другой Церкви недостаточен для того, чтобы эта Церковь включила присланные имена в свои диптихи: для этого требуется решение самой Поместной Церкви, которая должна признать канонизацию, состоявшуюся в другой Поместной Церкви.