Картины ватикана в музеи пушкинский. Выставка «Roma aeterna

Третьяковская галерея приглашает посетить новую выставку — «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Она пройдёт с 25 ноября 2016 года по 19 февраля 2017-го в Инженерном корпусе (Лаврушинский переулок, дом 12). Этот крупнейший за последние годы и беспрецедентный международный проект станет событием как для России и Европы, так и для всего мира. А в 2017 году Третьяковская галерея покажет в Ватикане произведения русской живописи на евангельские сюжеты из своей коллекции.

Впервые Музеи Ватикана, входящие в десятку крупнейших мировых собраний, привезли в Россию лучшую часть своей коллекции — шедевры XII-XVIII веков. В числе 42 полотен работы Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена.

В название выставки включено латинское выражение Roma Aeterna — «Вечный Рим». Оно отражает восприятие этого города в истории человечества — древнего и молодого одновременно, объединившего такие разные эпохи, как Античность, Средние века и Возрождение. Вечный город стал центром империи, религии и искусства, а понятие Roma Aeterna — одной из важнейших идей мировой культуры. И сама коллекция многообразна, как культура Рима.

Каждое произведение, которое увидят посетители, исключительно. Открывает экспозицию редкая работа римской школы XII века — образ «Христос Благословляющий», который ранее никогда не покидал Ватикана. Он близок к византийской живописи и демонстрирует общие корни итальянского и русского искусства.

Работа XIII века Mаргаритоне д’Ареццо «Святой Франциск Ассизский» вошла во все учебники по истории искусства и является одним из самых ранних изображений святого, сыгравшего важную роль в истории западной церкви. Его имя выбрал для себя нынешний папа, первый Франциск в истории Ватикана.

Есть здесь и редкие в русских собраниях произведения готических мастеров. Среди таких «Иисус перед Пилатом» Пьетро Лоренцетти, перекликающийся со знаменитой картиной Николая Ге.



Две пределлы рассказывают истории из жития Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, почитаемого православной и католической церковью. К расцвету Ренессанса относятся одна из наиболее интересных работ крупнейшего мастера феррарской школы Эрколе де Роберти «Чудеса святого Винченцо Феррера» и «Оплакивание» венецианца Джованни Беллини. Полотен этих художников в России тоже нет.

На фресках одного из крупнейших живописцев Кватроченто Мелоццо да Форли изображены ангелы, которые воспроизведены в огромном количестве на сувенирах и стали визитной карточкой Рима. Его росписи были сняты с купола апсиды во время перестройки церкви Святых Апостолов в Риме и украшают особый зал пинакотеки.

Экспозиция завершается серией картин XVIII века. Картины болонца Донато Крети посвящены астрономическим наблюдениям и завершают историю Lo Stato Pontificio — Папской области, которая вскоре прекратила своё существование и превратилась в Ватикан — Lo Stato della Città del Vaticano.

"Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана"
42 произведения искусства из самого сердца Рима

Место: Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус

Ради чего идти: чтобы увидеть десятую часть всего собрания Музеев Ватикана - 42 шедевра из 460. Все это - работы мастеров первой величины: Джованни Беллини, Мелоццо да Форли, Перуджино, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Гверчино, Никола Пуссена. Никогда ранее стены Пинакотеки одновременно не покидало такое количество выдающихся произведений из постоянной экспозиции.

А в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка, на которой Третьяковская галерея покажет уникальные произведения русской живописи на евангельские сюжеты.

Что еще: электронные билеты на все сеансы до 1 января уже раскуплены. Новая партия появится на сайте Третьяковской галереи уже 1 декабря. Но это не значит, что на выставку невозможно попасть: в кассах самого музея каждые полчаса продаются по 30 дополнительных билетов.

Цена: 500 рублей.

За новостями и изменениями в графике работы выставки можно следить на сайте Третьяковской галереи.

/ Пятница, 25 ноября 2016 года /

темы: Культура

Выставка работ из собраний музеев Ватикана "Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо" пройдет в Третьяковской галерее с 25 ноября по 19 февраля, сообщает mos.ru.
Музеи Ватикана привезли в Москву шедевры XII-XVIII веков. . . . . .
В 2017 году Третьяковская галерея приедет в Ватикан с ответным визитом. В музеях Ватикана выставят картины русских мастеров на евангельские сюжеты.



В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке начала работу выставка шедевров пинакотеки Ватикана.

В Москве покажут 42 живописных произведения XII-XVIII веков работы таких мастеров, как Джованни Беллини, Фра Беато Анджелико, Перуджино, Рафаэль, Караваджо, Паоло Веронезе, Никола Пуссен, передает “Интерфакс ” .

На выставку организован вход по получасовым сеансам. Между тем, как сообщили в пресс-службе музея, билеты на выставку до конца года уже раскуплены. В музее отметили, что новая партия билетов поступит в середине декабря.

Выставка уникальна тем, что музеи Ватикана ранее не предоставляли картины такого уровня и в таком количестве ни на одно мероприятие. Добавим, что картины Караваджо, Рафаэля Санти, Джованни Беллини, Гверчино, Пьетро Перуджино и Гвидо Рени крайне редко покидают Ватикан.


Выставка шедевров пинакотеки Ватикана, никогда ранее не покидавших Италию в таком количестве, открылась в пятницу в Инженерном корпусе Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. . . . . .
Выставка отражает все этапы художественного развития живописи. Открывает ее икона XII века Христос Благословляющий , ранее не покидавшая пределов Ватикана, передает “Интерфакс ” . Следующая по хронологии - работа Mаргаритоне д"Ареццо "Святой Франциск Ассизский" XIII века, возможно, самое раннее изображение святого. Отдельно экспонируются фрески с изображением ангелов работы Мелоццо да Форли.
Высокий Ренессанс представлен на выставке работами Перуджино, Рафаэля, Корреджо и Паоло Веронезе. Друг напротив другу помещены полотна-колоссы "Положение во гроб" Караваджо и "Мученичество святого Эразма" Никола Пуссена. Продолжают экспозицию работы караваджистов и художников болонской школы, а заключительный раздел составляет цикл Астрономические наблюдения Донато Крети.
На выставку организован вход по получасовым сеансам, билеты до конца года уже раскуплены, сообщили в пресс-службе галереи. Новая партия билетов поступит в середине декабря, а с января в целях борьбы со спекулянтами билеты на выставку будут именными. Ограничений по времени нахождения на выставке пока не будет. Как показывает практика, обычно зрителям хватает часа, чтобы посмотреть экспозицию. . . . . .


Те, кто не успел заранее купить билеты, стоят в очереди по 6 часов. То, что выставлено в Третьяковке, — безусловно шедевры. 42 картины из 460 произведений искусства собрания Пинакотеки Ватикана. Каждая была для своего времени прорывом и событием. «АиФ» выбрал пять наиболее знаковых.

Маргаритоне д’Ареццо. «Франциск Ассизский», XIII в.

Итальянец Маргаритоне своей специализацией сделал изо-бражение св. Франциска во всех видах. Не последним стимулом в избрании этой стези стала коммерческая конъюнктура. Франциска канонизировали в 1228 г., и как раз ко времени становления Маргаритоне как мастера спрос на изображения святого стал ураганным. К тому же Маргаритоне освоил самый модный на тот момент стиль — греческий, богатый золотом и орнаментом, который был полностью заимствован из православной Византии. Рим подобным пиршеством красок похвастать не мог. Свою роль сыграло и мастерство художника. Глядя на грустное, доброе, явно не от мира сего лицо Франциска работы Маргаритоне, охотно веришь житиям святого. Например, тому, что он действительно мог раздать всё своё имущество нищим, ухаживать за прокажёнными, называть себя «потешником Господа», питаться объедками и проповедовать голубям.

Джованни Беллини. «Оплакивание Христа», 1471-1474 гг.

Сейчас кажется, что эта картина — классика. Однако во времена Возрождения она была прорывом во всём — от материалов до действующих лиц. Именно Беллини первым из итальянцев осваивает диковинную технику, завезённую из Нидерландов, — начинает писать маслом. До этого «королём» красок была темпера — когда говорят: «Старые мастера растирали яичные желтки», имеют в виду как раз приготовление темперы. Возможности масляных красок гораздо шире. Вероятно, это подвигло Беллини на изменение сюжета. Обычно главным героем сцены оплакивания является Дева Мария. Здесь её нет вообще. Вместо Богоматери — св. Иосиф Аримафейский , поддерживающий Христа сзади, св. Никодим и Мария Магдалина .

Паоло Веронезе. «Видение св. Елены», 1575-1580 гг.

Дядей и учителем художника был Антонио Бадиле . А у того была дочь — Елена . На ней, своей двоюродной сестре, и женился художник. Есть версия, что и на картине именно она. Согласно канону, св. Елену, мать римского императора Константина , полагалось изображать в виде археолога, руководящего раскопками на месте казни, погребения и Воскресения Христа. К тому же весьма пожилой — на момент раскопок ей было около 60 лет. Здесь же — молодая красивая женщина, которой во сне является ангел с наставлениями — где и как искать Святой Крест. За подобные вольности Веронезе даже предстал перед судом инквизиции. Но ему удалось оправдаться: «Мы, живописцы, прибегаем к тем же приёмам, что поэты и умалишённые».

Микеланджело да Караваджо. «Положение во гроб», 1603-1604 гг.

В своё время это полотно произвело грандиозный скандал. И зрители, и заказчики — в частности, настоятель церкви Кьеза Нуово — увидели здесь грубый натурализм и бунт против «хорошего вкуса»: вздувшиеся жилы на ногах, грязь под ногтями — всё это казалось отвратительным. Кстати, настораживала ещё и композиция — картина выстроена так, что многим кажется: они стоят на дне гробницы и тело Иисуса спускают к ним. Во-первых, жутко, во-вторых, кощунственно. Церковники картину отвергли — в 1608 г. её вынесли из церкви в подвал, повесив вместо неё полотно молодого Рубенса . Шедевр пролежал в подвале 300 лет. Между прочим, в безденежные годы у этой церкви лежал и сам художник — в голодном обмороке.

Донато Крети. «Астрономические наблюдения. Сатурн», 1711 г.

Это одна из восьми работ серии, в которую кроме Сатурна входят ещё Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и комета. По большому счёту, это крупный пропагандистский проект, рассчитанный на римского папу Климента XI . Серия работ должна была побудить его к строительству обсерватории в Болонье. Показать, что ход планет — свидетельство величия Божьего и что люди, наблюдающие за ним, приобщаются благодати. Папа был впечатлён. Обсерваторию построили уже в 1714 г.

«Христос Благословляющий», XII в.
Музеи Ватикана.

Выставку открывает икона XII века, написанная неизвестным римским мастером. «Христос Благословляющий» — уникальное напоминание о единстве христианской церкви, которое поможет проследить параллели между европейским и древнерусским искусством. Итальянский Иисус XII века очень походит на популярный образ русских икон — Спаса Вседержителя.

Главный шедевр выставки

Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо. «Положение во гроб». Около 1602-1602. Холст, масло. Музеи Ватикана.

В начале XVII века это полотно произвело маленькую революцию. Нестандартная, трагичная и при этом простая композиция разрушила стереотипы, сложившиеся к тому времени в живописи (так же, как в начале ХХ века их попрал «Черный квадрат»). Стараниями реформаторов католицизм переживал не лучшие времена — многие видели спасение церкви в возвращении к древнехристианской простоте и жизненности. Караваджо был одним из них.

Самое поэтичное полотно

Паоло Кальяри, прозванный Паоло Веронезе. Видение святой Елены. Около 1575-1580. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Мимо масштабной картины знаменитого Веронезе вряд ли кто-то пройдет. Перед нами — святая Елена, мать первого римского императора-христианина Константина. Героине явился ангел и призвал отправиться в Иерусалим на поиски того самого креста. Обычно святую изображали с уже найденным крестом в руке, но Веронезе решил написать ее спящей — непосредственно во время видения. Но это не единственный канон, нарушенный итальянцем. Согласно легенде, Елена увидела ангела уже в преклонном возрасте, а на полотне мы видим молодую красотку-венецианку. Веронезе недолго думал над тем, кого бы взять в модели, и остановил выбор на собственной супруге. Спящая святая на портрете повторяет облик жены художника, которую по счастливому совпадению тоже звали Еленой.

Экспонат с необычной историей

Донато Крети. «Астрономические наблюдения». 1711 г. Холст, масло. Музеи Ватикана.

Работа, под которую отвели целый зал, интересна как сюжетом, так и своей историей. Перед нами — своего рода космический комикс XVIII века: художник Донато Крети написал серию «Астрономические наблюдения», изображающую все известные на то время планеты Солнечной системы. В эпоху Просвещения научные сюжеты начинают полноправно конкурировать с библейскими. Но самое занятное вот что — «Астрономические наблюдения» были написаны по заказу графа Луиджи Фердинандо Марсили и предназначались в дар Клименту XI. Так аристократ надеялся убедить Папу дать денег на постройку обсерватории в Болонье. Хорошо, что папы брали взятки искусством — теперь нам есть на что посмотреть.

Шедевр, который не все заметят

Джентиле да Фабриано. «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль», около 1425 г. Дерево, темпера. Музеи Ватикана.

Джентиле да Фабриано немного теряется в тени именитых соседей вроде Рафаэля и Караваджо. Между тем его небольшое полотно с тяжеловесным названием «Святой Николай усмиряет бурю и спасает корабль» очень интересно: на нем нашлось место и библейскому святому, который, как Супермен, прилетает и спасает незадачливых моряков, и языческой русалке. Причем здесь женщина-рыба? В средневековой символике русалки олицетворяют демоническую силу — вот она и вызвала бурю, которую «усмиряет» святой Николай.

Выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана».
, Лаврушинский переулок, 12, до 19 февраля 2017 года.