Когда взорвали храм христа спасителя. Взрыв храма Христа Спасителя: как это было

"... Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа, точно так же его возрождение на старом месте явится возрождением, воскресением России"

Владимир Солоухин "Последняя ступень"

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: "Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера. ...".

Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем. В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века - антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова - глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. "...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д." На катке "Красные Хамовники" шло представление: "Боги и попы с церковными песнями бросились, махая крестами, на пятилетку, появился отряд буденовцев и дал залп, от выстрелов загорелась церковь...".

1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий - их начали взрывать...

В 1930 году были проведены уже две кампании - антипасхальная и антирождественская, в 1931 году - тоже. Они проходили под лозунгами "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе Храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов. Предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет - в начале 1931 года. В феврале - мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника. 2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма - по личному распоряжению И.В. Сталина Храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: "Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК".

18 июля 1931 года в "Известиях" публикуется "Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов" на месте Храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов - архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская "вавилонская башня", увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров - оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место - Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе Храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 - 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм - символ старой России - православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места "проклятому прошлому и его памятникам".

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в "Известиях" постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако "общественное мнение" готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля Храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников - художник Аполлинарий Михайлович Васнецов - сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах. Отдадим дань уважения светлой памяти этого русского человека и всех защитников Храма Христа Спасителя.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном Храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в "Известиях" постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте Храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь). Красавец-Храм умирал на глазах у всей Москвы и России.

Вспоминает кинооператор В.Микоша: «Шло время, оголились от золота купола, потеряли живописную роспись стены, в пустые провалы огромных окон врывался холодный со снегом ветер. Работающие батальоны в буденовках начали вгрызаться в трехметровые стены. Но стены оказали упорное сопротивление. Ломались отбойные молотки. Ни ломы, ни тяжелые кувалды, ни огромные стальные зубила не могли преодолеть сопротивление камня. Храм был сложен из огромных плит песчаника, которые при кладке заливались вместо цемента расплавленным свинцом. Почти весь ноябрь ожесточенно работали военные батальоны и ничего не могли сделать со стенами. Они не поддавались. Тогда пришел приказ. Мне сказал под большим секретом симпатичный инженер: «Сталин был возмущен нашим бессилием и приказал взорвать собор. Даже не посчитался с тем, что он в центре жилого массива Москвы…»

5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, Главный Храм России был варварски уничтожен. После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины... Мрамором из Храма выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре - октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство - строили же в те годы знаменитые московские "высотки". Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную "оттепель" появился бассейн "Москва", как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач "строителей коммунизма". Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы. Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история - история воссоздания.

Христа Спасителя, взорванного в 1931 году, началась почти за полтора десятилетия до его физического уничтожения с факта, не связанного напрямую со сносом Храма. В 1918 году в сквере возле храма Христа Спасителя был демонтирован памятник Императору Александру III.

Декрет о памятниках республики, принятый Советом Народных Комиссаров 12 апреля 1918 года, гласил: «Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера…».

Культурная, социальная, идеологическая, государственная политика новой власти практически не оставляла шансов старой России.

Трагическая статистика первых лет революции фиксирует убийства священнослужителей, конфискации церковного имущества, вскрытия святых мощей, запрещения крестных ходов, осквернения церквей и монастырей, их закрытие. Первые сносы храмов стыдливо обосновывались необходимостью расширения и выпрямления улиц с целью решения транспортных проблем.

В июне же 1928 года совещанием в агитационно-пропагандистском отделе ЦК ВКП (б) по вопросам антирелигиозной пропаганды началась эпоха оголтелого наступления на религию. Уже в первой половине 1929 года в стране закрылось более 400 храмов, и темпы нарастали: в августе та же участь постигла еще 103 храма. В конце 1929 года была впервые проведена едва ли не самая кощунственная акция XX века — антирождество, приуроченное к празднику Рождества Христова — глумливое гуляние: в парке культуры и отдыха имени А.М. Горького в Москве собралось около 100 тысяч человек. «...Стихийно вспыхивали то там, то здесь костры из икон, религиозных книг, карикатурных макетов, гробов религии и т.д.».

1929 год стал переломным и еще в одном отношении. Изменилась техника уничтожения зданий — их начали взрывать...

В 1930 году были проведены уже две кампании — антипасхальная и антирождественская, в 1931 году — тоже. Они проходили под лозунгами «За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню».

«Мы ставим задачу, — писали руководители Союза Воинствующих Безбожников, — добиться закрытия церквей и других молитвенных домой г. Москвы в рабочих центрах и в районах сплошной коллективизации, а также роспуска церковных Советов...».

И вот на этом фоне, в атмосфере подъема безбожного ударничества и антирелигиозной истерии, советским руководством принимается решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес С.М. Киров на I-ом съезде советских депутатов, проходившем в 1922 году. А в 1924 году возникла необходимость увековечить память В.И. Ленина в связи с его смертью.

Сначала обе идеи существуют порознь, и лишь на определенном этапе возникает мысль об объединении в одном грандиозном сооружении памятника вождю мирового пролетариата и Дворца Советов.

Еще одной точкой отсчета в развитии движения, приведшего в итоге к разрушению храма Христа Спасителя, стала опубликованная 2 февраля 1924 года статья Л.Б. Красина, предложившего увековечить память В.И. Ленина в целом ряде архитектурных памятников на всем пространстве СССР. И вот в 1924 году появляется предложение выпускника ВХУТЕМАСа, одного из лидеров Ассоциации Новых Архитекторов (АСНОВА) В. Балихина, по сути сумевшего синтезировать в единую архитектурную программу предложения Кирова и Красина. Балихин предложил соорудить на месте храма Христа Спасителя грандиозное здание, которое должно стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и образованию Союза ССР.

Но предложение соорудить памятник Ленину на месте храма Христа Спасителя, видимо, показалось вначале кощунственным даже партийным функционерам, не решившимся сразу заменить Храм во имя Богочеловека на памятник обожествлявшемуся таким образом в массовом сознании вождю — памятник «Человекобогу». К реализации предложения Кирова о создании Дворца советское правительство приступило почти через 10 лет — в начале 1931 года. В феврале — мае 1931 года был организован первый, предварительный конкурс по строительству Дворца Советов, носивший закрытый характер и особое значение уделявший именно выбору места для памятника.

2 июня 1931 года на заседании, проходившем в кабинете Молотова, окончательно решилась судьба Храма — по личному распоряжению И.В. Сталина храм Христа Спасителя был предназначен к сносу для строительства на его месте «главного здания страны» — Дворца Советов.

16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».

18 июля 1931 года в «Известиях» публикуется «Постановление о конкурсе на составление проектов Дворца Советов» на месте храма Христа Спасителя. Только в 1933 году, 10 мая, постановлением Совета Строительства Дворца Советов был принят за основу проект архитектора Б. Иофана, по которому (после его доработки с привлечением соавторов — архитекторов А. Щуко и Г. Гельфрейха) Храм должна была заменить гигантская «вавилонская башня», увенчанная колоссальной статуей Ленина (учитывая низкую облачность, монумент был бы виден целиком в самые ясные, солнечные дни). Общая высота Дворца Советов составила бы 415 метров — оно должно было стать самым высоким не только в Москве, но и во всем мире).

Очень выгодное с градостроительной точки зрения место — Храм стоял на холме, легко просматривался со всех сторон и был расположен вблизи Кремля, а также совокупность некоторых юбилейных дат, стали причиной спешки, с которой было принято решение о сносе храма Христа Спасителя. В 1932 году исполнялось 120 лет со времени Отечественной войны 1812 — 1814 годов и 100 лет со дня опубликования подписанного Николаем I Манифеста о строительстве Храма по проекту К.А. Тона. Храм — символ старой России — православной, буржуазной, купеческой, национальный Храм-памятник не должен был праздновать свое столетие. Кроме этого, на 1932 год приходились еще две юбилейные даты: 15-летие Октябрьской революции и 10-летие создания Союза Советских Социалистических Республик, которые хотелось отметить началом сооружения грандиозного монумента, увековечивающего оба этих события. Вокруг Дворца Советов должна была формироваться новая Москва, в которой не было бы места «проклятому прошлому и его памятникам».

Подготовка к разборке Храма Христа Спасителя началась сразу же после публикации 18 июля 1931 года в «Известиях» постановления о конкурсе на проектирование Дворца Советов. Однако «общественное мнение» готовили несколько лет, задолго и вне прямой связи со сносом Храма. Была развернута настоящая травля храма Христа Спасителя: академики архитектуры публично клялись, что он не имеет художественной ценности и не является произведением искусства. Не стеснялись ни откровенно лгать, ни очернять русскую историю, в общем потоке лжи и брани тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить преступление. В числе немногих защитников — художник Аполлинарий Михайлович Васнецов — сын священника, уроженец Вятской земли, москвич душой, воспевший древнюю столицу в своих полотнах.

В день публикации постановления о конкурсе (18 июля 1931 года) начала действовать организованная Комиссариатом народного просвещения Комиссия по выявлению подлежащих музеефикации ценностей в уже не единожды ограбленном храме Христа Спасителя (изъятие ценностей из ризницы Храма производилось неоднократно). В итоге продолжавшейся в течение месяца работы Комиссией был составлен список подлежащих сохранению памятников: небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи. Все остальное погибло безвозвратно.

18 августа 1931 года, ровно через месяц после публикации в «Известиях» постановления о конкурсе на Дворец Советов, на месте храма Христа Спасителя начались работы по его разборке. Территорию, прилегающую к Храму, обнесли забором. Осенью 1931 года разборка здания шла уже полным ходом, причем снаружи и внутри одновременно. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Сброшенный с Храма крест не упал вниз, а застрял в арматуре купола (видимо, тогда и был сделан снимок, размещенный здесь).

Разобрать Храм до основания не получилось, тогда было решено его взорвать.
5 декабря 1931 года в 12 часов дня Храм-памятник воинской славы, главный Храм России был варварски уничтожен.

После первого взрыва Храм устоял, пришлось закладывать новый заряд взрывчатки. В несколько часов все было кончено. Национальная духовная святыня России была превращена в руины...

Мрамором из Храма выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий...

Открытие Дворца Советов должно было состояться в 1933 году, но только для разборки обломков Храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года. Строительство Дворца Советов, реально начатое только в 1937 году, не суждено было завершить. К 1939 году закончилась кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. Однако уже в сентябре — октябре 1941 года из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем: после оккупации Донбасса в 1942 году стальные конструкции Дворца Советов были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге, построенной для снабжения северным углем центральных районов страны.

После войны еще существовало управление строительства Дворца Советов, архитектор Иофан продолжал совершенствовать свой несбыточный проект. И только в 1960 году дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. На строительной площадке у Кремля царило запустение, и не только потому, что у восстающей из руин страны не было сил и средств на грандиозное строительство — строили же в те годы знаменитые московские «высотки». Умерла идея, вдохновлявшая творцов гигантского проекта. Слишком многое изменилось в сознании людей после Великой Отечественной войны...

Многие годы после взрыва на месте величественного Храма зияла чудовищная яма, где в 1958 году, в хрущевскую безбожную «оттепель» появился бассейн «Москва», как памятник поруганию и забвению отечественной славы и истории, которая не вписывалась в шаблоны задач «строителей коммунизма».

Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: «Сперва был Храм, потом — хлам, а теперь — срам».

И все же уничтоженный в 1931 году Храм продолжал жить, хотя на его месте плескались сильно хлорированные воды открытого бассейна. Храм Христа Спасителя продолжал жить, потому что стал для многих и многих людей олицетворением потерь, понесенных Россией в XX веке, символом русской Голгофы.

Исконная, коренная, православная Москва берегла память о Храме в своем сердце. И вот в конце 1980-х годов возникло общественное движение москвичей и всех россиян по возрождению Храма, и на этом этапе начинается его новая история — история воссоздания.

Архитектор Б. Иофан писал: «Шел 1928 год. Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия «высокопоставленных» строителей, создавших это помещичье-купеческое капище-Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы» ...


13 июля 1931 года состоялось заседание ВЦИК СССР, на котором было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

За шесть месяцев до взрыва Храма Христа Спасителя. Сводка ОГПУ:

Усилились антисоветские разговоры и агитация в связи с решением о сносе Храма. Отмечены такие разговоры: "Власть растратилась и теперь, Правительство хочет изломать Храм и продать его по частям Америке за большие деньги."

Секретариат Председателя Всероссийского Центрального исполнительного комитета:

"По договору между Народным Комиссариатом Финансов и Хозяйственным отделом ОГПУ последнему передаются для обработки все золочёные предметы из закрываемых молитвенных зданий. Самыми богатыми в отношении наличия золота являются купола церквей, в частности купола Храма Христа Спасителя. Считаем, что в настоящее время оставлять на куполах 20 пудов золота, около полумиллиона валюты, является излишней для СССР роскошью. Просим в срочном порядке решить вопрос о Храме и куполах с тем, чтобы ОГПУ смогло бы уже в начале весны заняться снятием куполов."

Из воспоминаний кинооператора Владислава Микоши: "Меня вызвал наш директор Виктор Иосилевич, директор кинохроники и сказал, понизив голос:

Мы тебе поручаем снимать, как разрушают Храм. И ты будешь вести наблюдение с самого начала до самого конца.

И я никак не мог понять, для чего это нужно? И когда задал Иосилевичу вопрос:

Зачем? Что, Исаакий тоже будут разрушать? Все Храмы будут разрушать?

Услышал в ответ:

Ты не задавай таких вопросов. Исполняй что тебе сказано и поменьше болтай!

Тогда всё, что я должен был снимать было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах Собора. Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на Землю - в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья..."

Одно из последних фото храма до сноса

Разобранная восточная лестница Храма Христа Спасителя

Первым делом сняли золото.

Участники разборки храма

Комиссия по разборке Храма Христа Спасителя

Аполлос Иванов:

"Однажды, проходя по набережной близ Храма Христа, я заметил на главном куполе нескольких верхолазов. Они разрезали и снимали с купола позолоченные листы медной кровли и передавали их через люк внутрь купола. Через две недели на куполах остались лишь металлические ребра ажурной обрешетки с раскосами, образующие полусферы сводов и напоминающие богатырские шеломы. В тот же день мне удалось увидеть сцену, оставившую неизгладимый след в моей памяти.

Во Всехсвятском проезде стояла грузовая машина. Толстый канат одним концом был прикреплен к кресту главного купола, а другим - к автомобилю. Шофер дал задний ход. приближаясь к храму, а затем на полной скорости ринулся вперед. Машина натянула канат, как тетиву, задрожала, подняв заднюю часть кузова вверх; задние колеса, оторвавшись от земли, с огромной скоростью вращались. Опешивший водитель сперва растерялся, потом выключил мотор и стал проверять автомашину и крепление троса. Прохожие, наблюдавшие это варварство, крестились, плакали, шептали проклятия, а крест спокойно возвышался на своем месте, невредимый, несмотря на то, что его несколько дней подпиливали рабочие-верхолазы.

Через четверть часа разрушители повторили свою операцию. Но и на этот раз их постигла неудача. Через некоторое время подогнали еще одну машину, поставили автомобили один за другим на одной оси, связав между собой. Вновь повторили рывок. На этот раз крест согнулся, но не сломался. Ошеломленные шоферы после матерной перебранки и долгого перекура решили загрузить машины камнями и кирпичом и вновь повторить все сначала. На этот раз крест сломался. Со скрежетом и лязгом, высекая снопы искр, он свалился наземь. Золотое чудо, украшавшее небо Москвы, теперь валялось в куче мусора, как никому не нужный хлам."

Демонтаж куполов храма Христа Спасителя

Горельеф «Преподобный Сергий благославляет великого князя Дмитрия Донского на брань с татарами и даёт ему иноков Пресвета и Ослябя».

Детали оформления храма Христа Спасителя во время его сноса

Это же место через несколько дней:

Разборка храма Христа Спасителя

Мрамор оставляют для переработки.

Разборка алтаря Храма Христа Спасителя

Разбор росписи "Поклонение волхвов"

Демонтаж мрамора стен Храма Христа Спасителя

После демонтажа, вопреки известной легенде о переработке досок в щебень, большие мраморные плиты были использованы во внутренней отделке ряда крупных административных зданий, строивщихся тогда в Москве. Беломраморный же щебень был сделан из части внешней немногочисленной отделки храма.

Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. 5 декабря 1931 года было проведено два взрыва - после первого взрыва храм устоял.

Закладка взрывчатки

Главный храм Русской православной церкви ‑ храм Христа Спасителя ‑ был построен как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года. Торжественное освящение храма состоялось 26 мая 1883 года, в день праздника Вознесения Господня.

После Октябрьской революции 1917 года новой властью был взят курс на идейную борьбу с религией и церковью. После издания декрета советской власти "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в 1920‑е гг. в России закрывались сотни храмов и монастырей. Cоветское руководство приняло решение о сносе храма Христа Спасителя и строительстве на его месте грандиозного здания Дворца Советов.

Первое предложение воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей" внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, - на месте храма Христа Спасителя.

В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте "главного здания страны" - Дворца Советов.

В мае 1933 г. постановлением совета строительства Дворца Советов был принят проект архитектора Бориса Иофана, по которому храм должна была заменить гигантская башня, увенчанная огромной статуей Ленина, указывающего путь к светлому будущему. Дворец советов планировался как самое высокое здание не только в Москве, но и во всем мире - его высота должна была составить 415 м.

В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812-1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.

В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.

В августе 1931 г. территорию, прилегающую к храму, обнесли забором, а осенью разборка здания пошла полным ходом. Работы проводились в большой спешке: листы обшивки крыши и куполов сбрасывались вниз, разбивая облицовку и скульптуры. Также был сброшен крест с купола храма, который не упал вниз, а застрял в арматуре. Когда поняли, что разобрать здание до основания не получилось, было принято решение храм взорвать.

После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.

Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро "Кропоткинская" и "Охотный Ряд", скамейки украсили станцию "Новокузнецкая". Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.

Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г. К 1939 г. была закончена кладка фундамента высотной части, главного входа и стороны, обращенной к Волхонке. На том все и остановилось - началась Великая Отечественная война.

В сентябре‑октябре 1941 г., когда фашисты рвались к Москве, из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны столицы. После оккупации Донбасса в 1942 г. стальные конструкции дворца были демонтированы и использованы для сооружения мостов на железной дороге для снабжения северным углем центральных районов страны.

В 1960 г. дальнейшее проектирование Дворца Советов решено было прекратить. Многие годы после взрыва на месте величественного храма зияла чудовищная яма. В 1960 г. здесь был построен открытый бассейн "Москва".
Московский речевой обиход, обычно быстро откликающийся на всякого рода новшества в городской жизни, так оценил это событие: "Сперва был Храм, потом - хлам, а теперь - срам".

В конце 1980‑х гг. возникло общественное движение москвичей и всех россиян за воссоздание храма Христа Спасителя.

В 1989 г. было принято решение о восстановлении храма Христа Спасителя в точном соответствии с тем, каким он был построен в XIX веке. В 1990 г. с востока от бассейна был установлен закладной камень. В 1994 г. началась разборка бассейна "Москва", и уже через три месяца, 7 января 1995 г., был заложен первый камень в фундамент возрождаемого храма.

В декабре 2000 г. все работы по внешней и внутренней отделке были полностью завершены. Новый храм отличался от прежнего расширенным цокольным этажом, в котором разместились музей храма, зал Церковных Соборов, церковь Преображения, зал совещания Священного Синода, Трапезные палаты и различные технические службы. В возрожденном храме Христа Спасителя присутствовали и некоторые старые части - мраморные памятные доски из обходных коридоров и фрагменты главного иконостаса.

Воссозданный заново может вместить 10 тысяч молящихся. Общая площадь строения составила 34 135 квадратных метров. Высота сводов храма превысила 103 метра, высота иконостаса ‑ 27 м. Храм был расписан известными живописцами. Орнаментальная и сюжетная иконопись заняла свыше 22 тысяч квадратных метров.

31 декабря 1999 г. Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение храма. 19 августа 2000 г., в День Преображения Господня, состоялось Великое освящение возрожденного храма Христа Спасителя.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник , посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование "благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели".
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен , так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года нового храма.

В сентябре 1994 года правительством Москвы было принято решение о воссоздании Храма Христа Спасителя в прежних архитектурных формах.

7 января 1995 года в праздник Рождества Христова Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вместе с мэром столицы Юрием Лужковым заложили памятную капсулу в основание храма.

Храм был построен за неполные шесть лет. Первые строительные работы начались 29 сентября 1994 года. На Пасху 1996 года под сводами храма была совершена первая Пасхальная вечерня. В 2000 году все внутренние и внешние отделочные работы были завершены.

19 августа 2000 года в день Преображения Господня патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Архитектурный замысел комплекса Храма Христа Спасителя был разработан управлением Моспроект‑2 совместно с Московской патриархией. Руководитель проекта и главный архитектор — академик Михаил Посохин. Работы по воссозданию художественного убранства исполнены Российской академией художеств во главе с ее президентом Зурабом Церетели, в росписи участвовали 23 артели художников . Воссоздание скульптурного убранства фасадов храма осуществлено под руководством академика Юрия Орехова при содействии фонда "Скульптор". Колокола были отлиты на Заводе имени И.А. Лихачева (АМО ЗИЛ).

Воссозданный храм воспроизведен максимально близко к оригиналу. Во время проектных и строительных работ использовалась информация XIX века, включая эскизы и чертежи. Современный храм отличается стилобатной частью (цокольный этаж), возведенной на месте существовавшего холма‑основания. В этом сооружении, высотой 17 метров, находится церковь Преображения Господня, зал Церковных Соборов, зал совещаний Священного синода, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения. В колоннах Храма и в стилобатной части установлены лифты.
Стены и несущие конструкции храма изготовлены из железобетона с последующей облицовкой кирпичом. Для наружной отделки использовался мрамор месторождения Коелга (Челябинская область), цоколь и лестницы из красного гранита Балморалского месторождения (Финляндия).

Храм Христа Спасителя — самый большой собор Русской православной церкви, он вмещает до 10 тысяч человек. Общая высота здания — 103 метра, внутреннего пространства — 79 метров, толщина стен до 3,2 метра. Площадь росписи храма составляет более 22 тысячи квадратных метров.

Храм имеет три престола — главный, освященный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и Святого Князя Александра Невского (северный).

В числе главных святынь храма — частица ризы Иисуса Христа и Гвоздь Креста Господня, частица ризы Пресвятой Богородицы, святые мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова), глава святителя Иоанна Златоуста, частицы святых мощей апостола Андрея Первозванного, митрополитов Московских Петра и Ионы, князей Александра Невского и Михаила Тверского, преподобной Марии Египетской. В храме находятся чудотворные образы Владимирской Божией Матери и Смоленской‑Устюженской Божией Матери.

Храм Христа Спасителя является Кафедральным собором Русской православной церкви. Настоятель храма — Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, ключарь — протоиерей Михаил Рязанцев.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников