Кристи-анская любовь. Вадим Рудольфович Самойлов: биография, фото и интересные факты Вадим самойлов и его музыканты

Противоречивый вокалист противоречивой группы на противоречивом этапе своей жизни - в парадоксальном интервью одиозному журналу!

Александр Маленков

Николай Гулаков

Итак, Вадим Самойлов, музыкант, бывший вокалист «Агаты Кристи», 53 года. На каком творческом и жизненном этапе ты сейчас находишься?

Этот период можно назвать «послеагатие». «Агата Кристи» - это две трети моей жизни. С 2010 года я взял творческую паузу, чтобы все переосмыслить. Оказалось, что у меня очень много нереализованных вещей. Записи с институтских времен, композиции, не вошедшие в «Агату», и вещи, которые были изданы только для своих. И, с одной стороны, хочется шагать во что-то новое, с другой - нужно разобраться с этими якорями. Показать заново, кто я такой, - это непростая задача. В жизненном плане тоже много чего произошло. За последние годы я приблизился к некоторым общественным институтам, меня стала беспокоить судьба отечества, людей и человечества в целом. Исследуя себя, я задался вопросом, а что такое человек вообще. Эти темы - метафизика, психология - меня сейчас очень интересуют.

Ты думаешь, у тебя еще получится сотворить что-то не менее значимое, чем «Агата Кристи»?

«Агата» - это все-таки не было мое индивидуальное самовыражение. Конечно, там огромная часть меня, но во мне осталось еще очень многое, что просится наружу. Мне кажется, я еще могу что-то сказать. Пока я стараюсь избавиться от ощущения конкуренции с самим собой, а там посмотрим. В любом случае что-то получится. По крайней мере, с точки зрения понимания самого себя.

У тебя на подходе сольный альбом. Расскажи о нем.

Да, альбом на подходе. В нем три вектора. Это не вошедшее в «Агату Кристи», это мое когда-то не изданное и это что-то совсем новое. И я пытаюсь уложить это все в какую-то одну концепцию. Как поклонник рок-музыки 70-х годов, я стараюсь мыслить концептуальными альбомами. Такой есть у меня в голове, в течение октября я буду над ним работать и после этого обнародую.

Окунемся в историю. Вы формально относитесь к первой волне русского рока 80-х, но ваш расцвет пришелся на 90-е. Вы ассоциировали себя с русским роком?

Хочешь не хочешь, надо ассоциировать. Это было продолжение традиций. Может быть, не «Чайфа» и «Чижа»... Для меня русский рок - это группы «Урфин Джюс» и ранний «Наутилус Помпилиус». Но влияние западной музыки на нас тоже заметно.

Какие группы на тебя повлияли?

Вообще, первое, что меня сильно потрясло, - это советская киномузыка. Работы Артемьева, Тухманова, Петрова, Зацепина, Рыбникова - это грандиозно в плане музыкальной драматургии. Следующим потрясением для меня стала психоделическая музыка: Yes, Tangerine Dream, Genesis, Pink Floyd.

А как же The Cure?

Ну это больше связано было с тогдашней внешностью Глеба, 1988-й, скажем, год. Мы красили глаза вслед за Бутусовым и Кинчевым, тогда все эти стрелы рисовали. The Cure я тогда, честно говоря, еще не слышал.

А вообще твой внешний вид является для тебя частью самовыражения?

Нет. Конечно, у меня есть какие-то пристрастия к цвету, какая-то аскетичность, но я не могу себя назвать модником. Хочу еще раз мою дорогую жену поблагодарить за то, что она решает за меня эти проблемы.

Ты говорил, что группа оказалась не готова к бешеному успеху в 90-х. Расскажи поподробнее.

Представь себе, трое парней из города Асбест Свердловской области. Играли, играли, дошли своим ходом до Свердловска, потом до Москвы. Простые, нелепые провинциальные ребята, мы просто хотели быть услышанными. Мы не понимали, что к этому прилагаются жуткие гастрольные графики, жуткое внимание прессы, сплетни, безумные фанаты... К этой части мы не были готовы. Фанаты всегда узнавали, где находится наша студия, и каждый выезд из нее становился эвакуацией. Вытаскивали пьяных фанаток из-под колес моего автомобиля, который был тщательно вымыт их шубками. Погони, разбитые стекла в автобусах. Но близкого контакта с фанатами у нас не происходило: это было слишком пугающее сообщество. Мы были скромные... Да я до сих пор чувствую себя скромным провинциальным юношей. Но это же меня и защитило от многочисленных неразборчивых связей в ту пору.

А классика жанра? Приходили такие письма: у меня от вас ребенок, здравствуйте?

Приходили. Самое экстремальное письмо было от поклонницы о том, что у нее ребенок от Глеба. И мы вычислили, что для того, чтобы это было правдой, Глеб должен был в тринадцать лет оказаться на гастролях в Харькове.

Говорят, ты лечился от наркотической зависимости. Хочешь поведать свою историю в назидание молодежи?

Да, в 90-х у меня была химическая зависимость от опиатов, и пару-тройку лет жизни это оказывало на меня сильное влияние. Все, что было тогда доступно, мы перепробовали за компанию со многими: эфэсбэшниками, актерами, музыкантами, банкирами... Потом я просто остановился. Сейчас я часто выступаю в реабилитационных центрах, где ребята лечатся от наркомании и алкоголизма, даже, бывает, сижу в их психотерапевтических группах, рассказываю свою историю. Образ «Агаты Кристи» как конченых наркоманов, конечно, преувеличен, но такой опыт был - зачем это отрицать? Важный нюанс: тогда хотя бы все было натуральное. То, что сейчас употребляют, - это синтетика, которая иногда приводит к гибели с первой дозы. Лучше даже не пробовать, мы не знаем ресурсов своего организма. Я видел людей-громил, которые моментально теряли волю и самообладание, и в момент синдрома отмены их можно было в бараний рог скрутить.

Допинг может помочь творчеству?

Я могу сказать только за себя. У меня не получилось сочинить ничего толкового под допингом. Все, что я сделал, это было на чистую голову.

А наркоманская эстетика вас вдохновляла?

Если брать, например, песню «Опиум», никто из нас тогда еще не знал, что это такое. Песня вообще навеяна Вертинским. Эстетика грехопадения как такового. Вечная тема.

Когда ты выступал на нашем мероприятии летом, ты обратился к публике с призывом «Прощайте друг друга!». Это прозвучало несколько неожиданно. Что ты имел в виду?

Почему-то меня сейчас тянет на такого рода месседжи. Надеюсь, я не слишком навязчив. Я наблюдаю за миром и людьми, наблюдаю свою жизнь и понимаю, что нам всем нужно учиться жить добрососедски друг с другом. Посмотри, везде же - в СМИ, в бизнесе, в политике, в ЖЭКе - все друг друга просто кромсают. При этом все хотят счастья. Мне кажется, первый шаг к изменению этой парадигмы - прощение. Даже своего врага. Не хотелось бы звучать религиозным миссионером, но отсутствие озлобленности, гнева при несовпадении взглядов - это важный ключик. Эти обиды друг на друга, они сжирают нас.

Ты бы хотел, чтобы вы с Глебом помирились?

Ну конечно, всем было бы лучше. И дело не только в примирении, хотелось бы, чтобы между нами рано или поздно возникла ясность. Все-таки мы два брата, сложные отношения, скрытые от всех. Старший и младший. Всего мы даже сами не понимаем, а хотелось бы понять. Хотелось бы, в конце концов, семейную синергию какую-то ощутить. Я надеюсь, что рано или поздно мы к этому придем.

Вы вдохновляли друг друга?

Мы дополняли друг друга, а значит, и вдохновляли. И я бы еще не умалял тут роль Саши Козлова, ведь, когда мы остались вдвоем, исчезла третья сторона, которая нас уравновешивала. Потому что в творческом плане - ты будешь смеяться - у нас было голосование. Мы в шутку называли себя «первичная композиторская ячейка». Вот это соло в этой песне будет? Проголосовали. Это была очень удобная формула.

Можно ли поддерживать дружеские отношения с человеком, убеждения которого по важным вопросам ты не разделяешь?

Я считаю, что нужно. Нам это всем очень нужно. Сейчас, например, некоторые ругают музыкантов, которые ездят на Украину, а я, наоборот, считаю, что это очень правильно и очень важно. Это перенос энергии, которая говорит, что, несмотря ни на что, мы дружим.

Ты все еще поклонник ДНР или уже поостыл?

Я не то чтобы поклонник. Я просто хотел своими глазами увидеть, чего хотят люди, почему это произошло. И я туда периодически езжу и буду продолжать ездить. Равно как с удовольствием поехал бы на Украину, если бы там не было на меня уголовного дела. Обязательно бы поехал. Когда я выступаю в Ростове-на-­Дону, в Белгороде, в этих краях, туда, я знаю, часто из Киева приезжают зрители целыми семьями. А еще, когда я выступаю в Донбассе на массовых мероприятиях, где много тысяч людей, я на каждом концерте предлагаю передать братский привет украинскому народу. И ты будешь удивлен, но все это поддерживают, все эти тысячи человек.

Твое творчество - это декаданс, ирония, секс, а если кровь и насилие, то какие-то мультяшные, тарантиновские, сплошные цитаты. Короче, постмодернизм.

Да, так и есть.

При этом ты пел бойцам в ДНР, вдохновляя их на подвиги. Как-то у меня это не вяжется в голове. Все равно как если бы Хармс выступал перед бойцами Красной армии.

Я понимаю, что ты имеешь в виду, но тут не важно, что именно ты поешь. Важно, что ты, как человек, приехал их поддержать, просто порадовать людей в их изоляции. Да и я тебе скажу: это же нормальные люди, тоже ироничные. Помирать, так с музыкой.

В разные периоды жизни, я уверен, у тебя были разные приоритеты. К чему ты пришел сейчас, что главное?

Главное - сама возможность проживать жизнь, чувствовать. Миры меняются, человек остается. Деньги, гаджеты - это все мир. А ценность жизни больше, чем ценность мира. Вся эта мишура - вещи, еда, все сиюминутное - меня меньше интересует. Приближается сингулярность, и я надеюсь, что энергия конфликтов перерастет во что-то более созидательное.

Они поссорились не из-за денег и даже не из-за политики. Да, действительно, между ними серьезные разногласия по финансовому вопросу. Да, один придерживается оппозиционных взглядов, а другой так сильно поддерживает власть, что даже играл на нашей военной базе в Сирии. Но причина гораздо глубже. С братьями произошло примерно то же, что с пресловутыми 14% и 86% — родные люди стали несовместимы настолько, что не могут разговаривать друг с другом, не хотят встречаться. В их случае это кончилось распадом одной из лучших российских групп. Чем кончится для страны, не хочется даже думать.

Принято считать, что главные песни «Агаты» созданы под влиянием великой британской группы The Cure, но в Асбесте, где выросли братья Самойловы, панка и декаданса хватило бы на десяток британских групп. Полуразрушенные дома, низкое солнце над огромным асбестовым карьером, атмосфера распада и безнадеги. Им обоим с юности был «симпатичен ад», как поется в песне «Опиум для никого». Но шли они к нему разными дорогами.

Они очень похожи, несмотря на шесть лет разницы. На концертных видео девяностых одинаково полные лица, буйные вихры, свисающие на глаза, как у лидера Cure Роберта Смита. У обоих по-смитовски сдавленный и одновременно как бы плачущий голос. Практически близнецы. Но уже тогда ими сознательно культивировалась эта мазохистская любовь-ненависть: «Я тебя люблю за то, что ты не любишь меня».

Глеб в те годы придерживался левых и даже анархических взглядов. Дружил с прохановской коммунистической газетой «Завтра» (и сейчас дружит). Важная деталь: далеко не все оппозиционеры — либералы, есть и такие, как Глеб. Все это не помешало «Агате» принять участие в ельцинском предвыборном туре «Голосуй или проиграешь». А позже они по инициативе Вадима поддержали Союз правых сил. Либералом как раз был он.

Вадим вообще много занимался делами группы. Продюсировал записи, договаривался о концертах. Такой у них сложился расклад: Глеб с клавишником Александром Козловым писали хиты, а Вадим придавал всему этому коммерческий вид, заботился об успехе. Он, впрочем, и музыкант отменный, без его гитары вряд ли что-нибудь бы вышло.

Оба тогда сидели на наркотиках и особо этого не скрывали. В каждом втором тексте — опиум, гашиш, кокаин. Трудно сказать, в ком из них сильнее была тяга к саморазрушению, но слова «Хали-гали, крыша, где ты будешь завтра?» принадлежат Глебу.

Это сильная рок-н-ролльная история со всеми свойственными жанру безумствами. В песнях упоминались и садо-мазо, и гестапо, и красный петух… Мало кто мог спеть о том, что все летит к черту и туда ему и дорога, так убедительно, как они. Так, чтобы вся страна подпевала. Тут важно помнить исторический фон: анпиловские старушки швыряли в ОМОН булыжники, шахтеры стучали касками по Горбатому мосту, в клубах шел непрекращающийся рейв под экстази, лимоновцы кричали «Да, смерть!», люди становились миллионерами и нищими в одночасье…

Но самый рок-н-ролл пошел в нулевых, безумства вышли на новый уровень — их потянуло в политику.

Вадим подружился с Владиславом Сурковым. Глеб подружился с поэтом Ильей Кормильцевым, одним из самых радикальных культуртрегеров. Его издательство «УльтраКультура» — символ сопротивления не власти даже, а контролю над образом мыслей, инерции, серости. И Кормильцев, и Глеб Самойлов хотели свободы в ее крайних проявлениях, не боялись самого экстремального экстрима.

Вадим в это время почти в одиночку записывает альбом песен Суркова «Полуострова». Сурков тоже не чужд декаданса и готичности. Его любовь к холодным имморальным высказываниям вполне соответствует идеологии «Агаты».

Глебу тандем Вадим Самойлов — Владислав Сурков активно не нравится, но группа продолжает играть. В 2004 году выходит пластинка «Триллер. Часть 1» с ключевой песней «В интересах революции»: «Я буду классным, когда взорву ваш магазин, таким опасным и сексуально заводным… Пока ты чистый, пока ты прешься по борьбе, любая кукла умрет от счастья на тебе ». Редкий пример их совместного творчества в тот период. Только Глеб писал всерьез, прославлял героев и радикалов, а Вадим издевался и пародировал.

В том же году случается первый Майдан. Сурков собирает рокеров на совещание. Он не требует от них какой-то суперлояльности. Просит лишь не подогревать протестные настроения. На встрече присутствуют Гребенщиков, Земфира, «Чайф»… И Вадим Самойлов. Глеб, естественно, не пришел.

Пройдет еще пять лет, и братья объявят о распаде группы. Чаша переполнилась, они больше не могут работать вместе.

2010-й. Рокеры встречаются с президентом Медведевым. На этот раз встреча организована Вадимом. Присутствует Макаревич, которому Вадим помогает исполнить песню «За тех, кто в море». Не присутствует Шевчук. «Он занимает достаточно подростковую, нонконформистскую позицию, а на подобных встречах все-таки нужно стремиться к диалогу», — говорит старший Самойлов. Глеба, естественно, тоже нет.

Вадим Самойлов, Андрей Макаревич, Сергей Галанин и Дмитрий Медведев. Фото: РИА Новости

В эти годы Глеб оказывается практически на улице. Частью по личным, частью по финансовым обстоятельствам. Он вообще, в отличие от Вадима, безбытен. Компьютер, пара гитар — вот все, что ему нужно для жизни. Среди фанатов ходит легенда, что, когда Глеба в очередной раз забрали в милицию, вытаскивал его оттуда Вадим. Наверняка это и было, причем неоднократно. Политика политикой, а братскую любовь не так просто уничтожить.

2011-й. Начинаются протесты. Артемий Троицкий, когда-то пропагандировавший творчество «Агаты», называет Вадима «дрессированным пуделем при Суркове», Вадим подает в суд (судья на процессе — тот же Борис Удов). А Глеб в это время участвует в протестном движении.

2012-й. Вадим Самойлов — доверенное лицо Путина.

2014-й. Начинается война на Украине. Глеб со своей новой группой The Matrixx записывает песню «Живой» о событиях второго Майдана: «Что уже не сделает спецназ, что уже не сделает ОМОН. Каждая нацелена на нас, каждая ракета на огонь. Это значит, я еще живой ». Правда, называет происходящее гражданской войной и обвиняет обе стороны: «Руки у всех в крови ».

Вадим едет с концертами в Луганск и Донецк, Глеб — в Киев.

И вдруг они объединяются для двух ностальгических концертов по инициативе Вадима. Влияние старшего брата на младшего еще сохраняется. Правда, именно с этого момента начинаются финансовые разногласия — Глеб утверждает, что Вадим не отдал ему деньги за выступления, а суммы там немалые.

Спустя короткое время Вадима неожиданно прорывает. На сольном концерте со сцены он начинает объясняться в любви Глебу и желает ему добра. Похоже, он сам не понимает, как это вышло. Спонтанное проявление чувств.

В июне 2016-го выходит фильм «Агата Кристи. Как на войне». Самый душераздирающий момент: Глеб сидит и ждет встречи с братом, чтобы поговорить наконец по-человечески. Пьет чай, смотрит на часы. Вадим не приходит. Тогда же, в июне, начинается суд, который до сих пор не окончен. Следующее заседание в сентябре.

Ссорятся и враждуют всегда самые близкие, на далеких плевать. Это видно и по отношениям России с Украиной, и по расколу внутри страны.

Отчего это происходит, сказать сложно, но можно: ни у кого нет серьезных планов на будущее, а значит, нет смысла сохранять отношения. Люди только и ждут, чтобы все поскорее закончилось, гори оно огнем. Катастрофическое сознание, декаданс. Это стимулирует творчество, но жить так все же нельзя.

Когда в очередной раз вы услышите о том, что жена отлупила мужа сковородкой с криком «Крым наш» или (наоборот) «Россия будет свободной», рабочие «Уралвагонзавода» изъявили желание разгонять митинги, а жители Патриарших обозвали жителей Бирюлева саранчой, вспомните историю братьев Самойловых, она многое объясняет.

Бывшие участники распавшейся шесть лет назад "Агаты Кристи" Глеб и Вадим Самойловы в суде выясняют, кто из них имеет право на песни группы. Сегодня Савёловский суд Москвы удовлетворил иск Глеба, взыскав с его брата 4,3 млн рублей. Правда, это разбирательство не касалось музыки. Речь шла о старом долге одного брата другому. Лайф вспоминает, как легенды рока дошли от совместных концертов до судебных битв.

Братья Самойловы никогда не скрывали, что в их группе "Агата Кристи" было много кризисов. Но так далеко дела ещё не заходили: музыканты судятся из-за песен, Вадим обвиняет Глеба в экстремизме, а Самойлов-младший требует возбудить уголовное дело против брата по статье "Нарушение авторских и смежных прав" и запретить ему исполнять 172 песни.

История "Агаты Кристи" началась в 1985 году, когда Вадим Самойлов вместе с бывшими одноклассниками Александром Козловым и Петром Маем основал коллектив ВИА РТФ УПИ. В 88-м пришёл Глеб Самойлов, и популярность группы начала набирать обороты. Вместе они продержались 22 года - всё это время конфликты как-то удавалось сглаживать, но в 2010 году группа перестала существовать. Своё решение братья объяснили тем, что больше "не резонируют" и "жизненные пути уже очень сильно расходятся".

У него изначально темперамент другой. Я - сангвиник, а он - меланхолик, иногда холерик. Натура истеричная. Мы с ним даже астрологически полные антиподы. <...> Мы с Глебом в принципе никогда и не общались. Мы разговаривали только тогда, когда был повод. Но для меня это характерно

Вадим Самойлов

Глеб Самойлов "одолжил" несколько песен

Первый альбом "Второй фронт", на котором есть музыка и несколько текстов Глеба, был записан в 88-м без его участия. В одном из интервью он рассказал, что просто для полноценной пластинки ребятам не хватало песен, его попросили помочь, а потом "пришлось петь и играть на гитаре". Через год выходит "Коварство и любовь", за тексты и музыку которого тоже в основном отвечал Вадим. Начиная с "Декаданса", выпущенного в 91-м, тексы начинает писать Глеб Самойлов.

Из сказочной тайги прямо в стратосферу музыканты полетели после альбома "Позорная звезда", когда Глеб перестал прятать козыри в рукавах и начал бомбить хитами. Ещё в 90-м он записал сольный альбом и хотел уйти в одиночное плавание, но как-то не сложилось. Изначально песню "Как на войне", которая стала визитной карточкой группы, он приберегал для себя, но в итоге решил дать ей жизнь в рамках проекта "Агата Кристи". Текст о переживаниях от первой любви был написан давно, а мелодия сложилась очень быстро: в студии он перебрал четыре струны, а потом всё сошлось само собой. Так же легко появилась "Я буду там", с которой он неуверенно пришёл на репетицию. В итоге этой песней группа на протяжении многих лет заканчивала свои концерты.

Я всегда себя считал косноязычным и как-то даже стеснялся своих стихов. Во-первых, я не так много читал в детстве, как бы мне этого хотелось. Сейчас никак не могу восполнить этот пробел. Во-вторых, бесспорно, Глеб - великолепный поэт. Мне не хочется вступать с ним в конкуренцию, я ему доверяю. В отдельных случаях я, конечно, что-то пишу, но Глеб потом переделывает мою редакцию до неузнаваемости

Вадим Самойлов

Бомбануло! Депрессия от оглушительного успеха

Потом бомбануло так, что стало страшно самим музыкантам. Глеб начал играть в декаданc и красить губы гуталином. Вышедший в 1995 году "Опиум" сделал их звёздами и был назван самым продаваемым альбомом в России, за что группа получила награду на церемонии World Music Awards в Монако. Оглушительный успех привёл к тому, что жизнь участников группы стала не менее сюрреалистичной, чем тексты Самойлова-младшего. Сами они были не в восторге от появившихся вокруг непонятных людей, внимания и того водоворота, в которой их лихо закручивало. Глеб Самойлов, который и раньше не мог похвастаться ровным позитивным настроем по жизни, стал страдать от панических атак и тревожно-депрессивных состояний.

Бешеная популярность, по словам Самойлова, "дала ему по башке", но страдания только помогли ("когда мне хорошо, песни я не пишу"). Все тексты и практически вся музыка к следующим четырём пластинкам "Агаты Кристи" были написаны Глебом. Он же стал исполнять почти все песни.

Я не считаю эту пластинку грандиозной. Да, с этим диском мы прославились, но после тура в его поддержку и этой бешеной популярности я получил по башке. Панические атаки, тревожно-депрессивное состояние и всё остальное, что продолжается со мной на протяжении последних двадцати лет

Глеб Самойлов

Конец "Агаты Кристи" и группа Глеба Самойлова The MATRIXX

О том, что коллектив исчерпал себя, братья Самойловы объявили в 2009-м, записали на двоих альбом "Эпилог", проехали с концертами по всей стране, договорились не исполнять песни больше не существующей "Агаты Кристи" по отдельности и расстались. Вадим тогда не исключал, что в будущем они могут воссоединиться, Глеб был более категоричен и заявил, что рад наконец стать свободным и делать только то, что ему нравится, от и до. Во многом на него повлияла смерть близкого друга, поэта и автора текстов группы "Наутилус Помпилиус" Ильи Кормильцева, которого не стало в 2007 году: "Я понял, что надо говорить то, что думаешь. Пока поздно не стало".

Глеб создал группу The MATRIXX, с которой поёт только новый материал. Единственная композиция "Агаты Кристи", которую он, по договорённости братьев, может исполнять в составе другого проекта, - любимая песня Ильи Кормильцева "Порвали мечту", которую Глеб решил ему посвятить.

Ностальгические концерты и начало скандала

Некрасивая история с судебными разбирательствами и библейским сюжетом о брате, пошедшем на брата, началась в прошлом году, когда Вадим уговорил Глеба принять участие в ностальгических концертах с исполнением хитов "Агаты Кристи". Напряжение росло, взгляды на творчество и многие другие вещи стали у музыкантов слишком разными. В итоге Глеб вообще пожалел, что принял участие во всей этой истории, в нескольких интервью заявил, что ностальгии он точно не испытывает, и отказался от дальнейших выступлений.

Вадима Самойлова это не остановило, и он продолжил тур "Агата Кристи. Все хиты", чем очень удивил брата. По словам Самойлова-младшего, он не ожидал, что его песни будут исполнять без его участия. Видимо, . Начались или не должен денег, у кого больше прав и прочий мрак и декаданс. Дошло до того, что отметился во всём этом и телеведущий Андрей Малахов, по традиции собравший в своей студии участников громкого публичного скандала.

Если Вадим является соавтором песен Глеба, ему придётся доказать это в суде. Доказательствами могут быть студийные записи, записи первых публичных выступлений, музыкальные экспертизы. А те песни, которые внесены в реестр как написанные братьями в соавторстве, любой из них может исполнять беспрепятственно

Политика, угрозы и суды

К разборкам об авторских правах добавились ещё более неприятные выяснения. Самойловы никогда не скрывали, что долгое время употребляли наркотики. Впрочем, позже уверяли, что слухи об их инфернальности, горах кокаина и прочем были сильно преувеличены. Вадим вообще стал участвовать в акциях против наркотиков. Глеб заявил, что употреблять запрещённые вещества ему уже не позволяет здоровье, зато алкоголь продолжает помогать справляться с "адской пустотой внутри" и "тягой к декадансу". Были и интервью в нетрезвом виде, и лечение в одной из клиник... В качестве главного аргумента в пользу своей правоты Самойлов-старший теперь называет неадекватность брата и заявляет, что всерьёз его претензии и слова воспринимать нельзя.

Лайфу Глеб Самойлов рассказал, что денег за концерты уже не требует, но хочет запретить петь его песни и тем самым нарушать его авторские права. Не устраивает музыканта и тот факт, что Вадим Самойлов открыто поддерживает официальную власть, принимает участие в политических акциях, выступает в Донбассе и Крыму. Сам Глеб, раньше ходивший на митинги оппозиции, называет себя человеком аполитичным и в первую очередь свободным. И не понимает, почему группа, частью которой он когда-то являлся, и написанные им композиции должны быть теперь связаны с тем, что ему совсем не близко.

На концерты моей группы брат не ходит, думаю, и музыку нашу не слушает. У нас теперь разные жизни. Он богатый - я бедный, он умный - я глупый, он хороший - я гот, он заодно с властью - а я пас

Глеб Самойлов

Один из барабанщиков "Агаты Кристи" Андрей Котов очень в тему прокомментировал распад группы: "Мне ужасно обидно, что то, что у нас получалось, было намного выше и чище нас самих. У "Агаты Кристи" была своя легенда и своя мистика. Но оказалось, что внутри этого загадочного мира всё намного проще, чем кажется. Люди оказались людьми".

Эпилог

Можно спорить о том, кто из братьев Самойловых больше сделал для группы, устраивать экспертизы и судиться. Суть в том, что парни действительно сделали одну из самых крутых российских групп, в которой просуществовали вместе больше 20 лет и реально оставили след в истории.

Вадим Самойлов, который и раньше был продюсером, менеджером и серьёзным парнем, повзрослел, занялся общественной и политической деятельностью, а Глеб поёт про кровь и зомби в The MATRIXX, продолжает играть в декаданс, эпатировать и не собирается становиться под чьи-то флаги. Получается история про старшего брата, который сам всё решит за младшего, потому как что с него, дурачка, взять. Когда дороги расходятся, надо, наверное, уметь поставить точку и не тянуть за собой прошлое. Глеб Самойлов давно уже предлагал оставить "Агату Кристи" в покое - это было, было круто, песни остались, ностальгии нет. Вадим Самойлов сам по себе действительно не "Агата Кристи", а отдельный музыкант, как заявил адвокат Глеба, который вполне заслуживает, чтобы к нему прислушивались.

Дело в том, что право на исполнение произведений, автором которых является мой доверитель, есть только у группы "Агата Кристи". Вадим Самойлов - это не "Агата Кристи", это отдельный музыкант, который незаконно использует чужое авторство. Вадим Самойлов обещал, что если Глеб не остановится, то он испортит ему карьеру. В частности, инициирует его уголовное преследование за якобы призывы к экстремизму в песнях, исполненных Глебом в составе новой группы The MATRIXX. Данные угрозы послужили ещё одним основанием для обращения в следственные органы

адвокат Глеба Самойлова Алиса Образцова

Савёловский суд Москвы рассмотрит иск Глеба Самойлова к брату о запрете исполнять его песни, написанные для "Агаты Кристи", 21 сентября.

Cosmopolitan-Урал. Июнь 2003 г.

Сочинять зловещие и красивые сказки – это по их части. Клоуны-мученики и сердца с каменным дном – действующие лица и атрибуты их пронзительно-нервных песен. Выросшие на мрачных текстах немецких романтиков, они стали самой молодой легендой российского рока. Большую часть нынешнего года Вадим и Глеб Самойловы проводят в залах с неизменными аншлагами – во всероссийском туре к пятнадцатилетию группы “Агата Кристи”.

ВАДИМ

Можно парой слов обозначить разницу между братьями Самойловыми?

Глеб, безусловно, поэт и лирик. Во мне больше физики. Это нормальное взаимодополнение, я думаю, иначе мы не смогли бы столько лет в одном коллективе прожить.

Ты помнишь, когда первый раз в своей жизни увидел Глеба?

Конечно: в окне родильного дома! Как и полагается, стоя рядом с папой и размахивая цветочками. Нам показали его из окна, маленького и уже орущего.

Вы ладили между собой в детстве?

Мы дружно жили. Хотя я больше, чем детство, помню мое взросление и его детство-отрочество, его победы и впечатления от жизни, мои… Мы параллельно развивались, делились всем. Было время, пока я в институт не поступил, слушали и смотрели одно и то же. А читать, как Глебка, запоем, я не научился. Есть книги, которые цепляют сразу, тогда я их читаю от корки до корки, и они становятся любимыми.

Что для тебя брат? Опора? Друг?

Я, наверное, очень серьезную вещь скажу, но… Порву любого за него. Он действительно настоящий друг для меня. То, что мы братья – это из разряда таких обязательных вещей, как семья, мама. Но мне еще очень хочется с ним делиться всем, что происходит. И, как это ни парадоксально, с нами случаются похожие события, мы словно закодированы каким-то образом.

Какие у тебя отношения с дочкой?

Когда у меня папа с мамой разводились, я поклялся, что у моего ребенка будут и папа, и мама. Но судьба подкидывает нам испытания, с которыми мы не всегда справляемся, говорят же, не зарекайся… Чего бы там ни писали обо мне, какие бы слухи ни ходили, для ребенка папа всегда один, папа всегда хороший.

Должны ли родители что-нибудь особое делать для своих детей?

Хочется все самое теплое и лучшее из себя достать и оставить дочке. Элемент умиления, конечно, присутствует. (Улыбается.) Когда слышу “папулечка”, становлюсь как размазня такая, как кот на батарее растекаюсь… Я считаю, что весь запас любви, который в человеке есть, должен быть ребенку предоставлен. Потому что любовь к женщине – это одно, а к ребенку – совсем другое. Именно эта любовь движет Солнце, потому что ребенок – продолжение тебя. Когда говорят “папины деньги”, имея в виду Алсу, Губина, Линду… Да слава Богу, что папа помог! Я совершенно спокойно к этому отношусь. Я далеко не все еще сделал для дочки и надеюсь, что у меня получится все, что я хочу сделать.

Любовь к ребенку – это любовь-забота. А к женщине?

Я бы сказал, озарение. Ищешь, как ни банально звучит, половину свою, человека, с которым все совпадает. В течение жизни мне, наверное, повезло, или не повезло, уж не знаю, как говорить об этом, я встречал нескольких женщин, с которыми совпадений было все больше и больше. И сейчас я встретил человека, с которым совпадает вообще все. Это, наверное, самое большое счастье, очищение души какое-то, встряска сильнейшая.

Тебе часто встречаются хорошие люди?

Мне как-то Костя Кинчев сказал, что Бог чудеса рассыпает везде и нужно быть готовым увидеть эти искорки. В этом смысле мне в последнее время встречаются на пути сплошь хорошие люди. Может быть, это оттого, что обжигался много раз и интуитивно отсеиваю общение с кем-то. Я помню о том, что есть много людей, которые хотят мною гордиться: друзья, знакомые, коллеги, компаньоны, дочка, супруга, много людей.

А где же мама среди перечисленных?

Мама - отдельно стоящий человек, ей пришлось очень нелегко с нами. Живет три жизни одновременно: свою, мою и Глебкину. Не представляю, как она это выносит все. Мы всегда к ней хорошо относились, но сейчас мы с Глебом доросли уже, видимо, чтобы заботиться о нашей мамочке по-настоящему. Мы этого очень хотим.

Что заставило “Агату Кристи” уехать в Москву?

Нужно было ехать, чтобы пробиться. Тогда не было развитого шоу-бизнеса. В отличие от ЧАЙФа, нам не повезло с человеком, который бы в Москве нашими делами занимался, и нам пришлось делать все самим. Хотя я искренне до сих пор удивляюсь, почему бизнесмены талантливейшего уральского региона не могут допетрить, что у них из рук уходит куча молодых интересных групп? “Сахара” уехала, “Москва-Луна” и “Смысловые галлюцинации” живут тут, но клипы снимают тоже в столице. А ведь у нас великолепная база для съемок, неужели лень подумать чуть-чуть? Здесь все очень обособленные, товарищи с ограниченной ответственностью такие… Я этого от души не понимаю.

Ты будто бы уговариваешь не уезжать в столицу…

Мне кажется, самое больное для человека – оторванность от корней. Нельзя человека выдергивать, не все это выдерживают. Мне, чтобы Родину свою представить, нужно представить расстояние в 2000 км, Асбест, Свердловск и Москву. Я завидую Косте Кинчеву, когда он мне показывает школу, где он учился, дом, где у бабушки жил, огород, из которого воровал что-то… Человек так и должен жить, его опасно раздергивать. Хотя, если б у нас не было этой оторванности, то и надрыва бы такого в песнях не было.

Тяжелый и больной вопрос. Был бы, думаю, интимным, если бы не масштабы распространения наркотиков в нашей стране…

Упаси вас бог даже попробовать. Я видел людей с огромной силой воли, которые просто ломались под их действием. “Я только попробую, есть люди, которые пробовали, и у них получилось бросить”, - это самый большой обман. Выживают единицы. Это огромный, совершенно дьявольский мир, который засасывает, подменяя вашу жизнь собой. И это происходит очень незаметно. Вы теряете ВСЕ, начиная с личности и заканчивая теми, кто вас любит. И даже самых любимых людей, которые останутся с вами, вы будете мучить до последнего. А заканчивается это все либо тюрьмой, либо могилой.

Бывает, что люди судят о других по себе…

Я научился не поддаваться. У меня было две победы. Я научился говорить “нет” и отстаивать то, что у меня есть внутри. Или резко, или демократично. Включая драки.

И давно ты последний раз дрался?

Полгода назад в Ханты-Мансийске.

Нас с братом в присутственном месте сильно пьяный очень известный молодой актер назвал нехорошим словом. Я предупредил, что по лицу его бить не буду, потому что он им работает, и предложил извиниться, пока считаю до трех. Не извинился – получил. А, нет, это был не последний раз! На концерте в Горбушке поддал фотографу, который продавал пиратские фотографии выступавшего коллектива. К пиратству отношусь очень плохо. Еще с времен нашего концерта в “Космосе”, когда фотограф предложил посниматься, а на следующий день, на втором нашем концерте, продавал эти фотографии. Никому, кто занимается пиратством, не советую встречаться со мной. Сколько бы вас там ни было, хоть первому из толпы, но зубы все выбью.

В детстве не нахулиганились?

В детстве мы не были хулиганами. Сейчас вот наверстываем. (Смеется.) Мы в детстве такие были… жили рассветами красивыми, закатами… У нас квартира была одной стороной на Восток, другой на Запад. Мы зависали между сказками, читали книжки, слушали песенки, жили, скорее, внутренним миром. И благодарны родителям, что они нам дали такую возможность. Первые подарки мы купили такие: пластинку Окуджавы маме, Высоцкого – отцу. Родители – инженер и врач – не имели отношения к творческой среде, тем не менее, у нас дома всегда собирались посиделки, разговаривали, пели про виноградную косточку, это было так проникновенно… Или когда папа подпевал “кавалергарда век недолог”, это меня вставляло, честно говоря.

Кем бы ты хотел остаться в Книге Вечности, если такая была бы?

Все-таки, да простят меня все любящие меня и все, кого я люблю, пусть там будет написано “Самойлов Вадим, “Агата Кристи”.

ГЛЕБ

Какое твое первое воспоминание о Вадиме?

Очень хорошо помню, как Вадику копили на джинсы. Так долго копили, так все переживали, и когда Вадику джинсы эти все-таки купили, я так гордился, как будто их купили мне. С тех пор так и продолжается: когда Вадик напишет что-нибудь хорошее, я радуюсь, как будто это я сам сделал. Как бы мы ни ссорились, каких бы обид между нами ни было, гордость друг за друга – она выше всего. Еще он возил меня в детский садик на санках.

Брат в твоей жизни – поддержка, опора, что-то еще?

Это данность. Субъективная реальность, данная мне в ощущение. (Смеется.) У нас всегда была большая семья – папа, мама, Вадик, я, бабушка с нами. Я и не представляю себе другого. Это надо у Вадика спросить, может быть, он помнит, как прожил шесть лет без меня.
(Вадим, улыбаясь: “Скучал ужасно!”)

Он помнит, как увидел тебя в роддоме…

А, я знаю эту историю! И знаю, как имя он мне выбрал.

Расскажи!

Вадик категорически настаивал, чтобы меня назвали Пупсиком. Папа предложил назвать меня Глебом, что, кстати, соответствует православному календарю. В результате кидали жребий. Побросали в шапку бумажки с именами, шапку доверили держать папе. Вынули бумажку с именем Глеб. Потом выяснилось, что так было написано на всех бумажках. Папа был хитер. Зато правильное имя дал. А так был бы я Пупсиком.

Отличное имя для рок-звезды!

Да, Вадим и Пупсик Самойловы – легенды русского рока!

Не тяжело? В таком возрасте – и легенда?

Непонятно. Легенда подразумевает под собой то, что уже в прошлом, понимаешь? Грустно называться легендой в 32 года. С другой стороны, в этом возрасте можно многое начать заново, понимаешь? И жизнь новую, и любовь, и пить бросить - все можно. И на сцене чувствовать себя еще лучше, чем в 17 лет.

Что ты начал нового в 32 года?

Я начал писать песни, которые не писал с 30. За два года не написал ни одной песни. Последняя была для Сережи Бодрова к “Сестрам”.

С чем связано такое долгое молчание?

Прежде всего – со смертью Саши. (Александр Козлов, барабанщик “Агаты Кристи”. – Прим. ред.) С опустошением внутри. Сашина смерть словно подвела черту. Потом, болезненное очень расставание с семьей. Мы с женой не могли жить друг с другом. Я пытался все это терпеть, как мог, только потому, что понимал – есть же Глебушка. И пока у него есть мама и папа – у него есть дом, он будет полноценным и счастливым ребенком. Но ситуация стала такой нелегкой, что оставаться вместе мы не могли категорически. И я ушел из семьи.

Что ты успел сделать хорошего для сына за его шестилетнюю жизнь?

Бесконечно мало я для него сделал. Я отвратительный отец. Начать с того, что почти всю его сознательную жизнь я был в различных бессознательных состояниях. Понимаю, что и жене моей было тяжело терпеть меня такого. Когда я вернулся в реальность, было уже поздно что-либо менять, мы уже были совершенно далеки друг от друга. Кроме того, что я их содержал и просто любил, я ему ничего не дал. Я же тоже из неполной семьи, папа и мама разошлись, когда мне было 12. А папа есть тогда, когда он все время здесь. Папа, который появляется и исчезает, приносит деньги и уходит, поиграет, возьмет к себе в гости на день, на два - это уже не папа.

Ты еще хочешь детей?

Не знаю. Заводить нового ребенка, чтобы реализовать в отношениях с ним любовь к тому, потерянному, не собираюсь. Я его люблю, он для меня единственный и неповторимый. Если будет еще ребенок, то он для меня будет точно таким же единственным. Они тогда оба будут у меня единственными.

Ты сейчас комфортно себя чувствуешь по жизни?

В период какой-то безысходности и депрессии инстинктивно хотелось вернуться в детство. Территориально. В Асбест, например. Но я отдаю себе отчет, что это тоска не по детству, а просто по счастью. Хотелось быть счастливым, а счастье ассоциировалось с тем, что было в детстве: мама, папа, Вадик, Асбест, солнце, мы смотрим телевизор или с балкона смотрим, как заходит солнце за лес, похожий на океан… Вот это было счастье, и об этом чаще всего думалось в депрессивный период. А сейчас – нет. Сейчас хочется, наоборот, посмотреть, что там дальше будет… В свое время я был очень политичным человеком. Много сотрудничал с различными патриотическими кругами, изданиями. Там много умных хороших людей, но что касается политики, то все эти мэйджер-партии друг от друга не отличаются по большому счету, потому что цели у всех одни и те же: власть и деньги, то есть что-то такое, что моему неэкономическому уму понять тяжело. Все это игры Больших Людей, и я в них ничего не понимаю. Поэтому я лучше буду писать песни.

Почему вы перебрались в Москву?

У нас не было продюсера. И мы имеем наглость считать, что никто лучше, чем мы сами, не может быть нашим продюсером. Поэтому пришлось все держать в своих руках и, естественно, проживать в Москве. Мы вначале променяли Асбест на Свердловск, потом Екатеринбург на Москву. При этом мы считаем, что не потеряли своей родины. Тем более, после огромного количества туров по стране и за ее пределами. Асбест для нас – город детства, Свердловск – город юности. Москва – это город, в котором мы теперь живем.

Как мама ваша реагирует на все, что с вами происходит?

Переживает. Проживает полностью все. Проживает три жизни – свою, Вадика и мою. Я горжусь ей и боюсь за нее.

В каком виде ты хранишь воспоминания о своем детстве? Дневников не писал?

Все мои лучшие песни, для меня лучшие, – это и есть воспоминания о детстве. С детством связаны первые мои фантазии. Не те фантазии, как я буду космонавтом, гонщиком, милиционером или пожарником, а мечты о полете. Это, пожалуй, самая навязчивая тема у “Агаты Кристи” – небо, полеты…

Почему полеты?

Не знаю, все дети, наверное, хотят летать… А я до сих пор хочу.

А ты не пробовал?

Пробовал. Дельтаплан – здорово, но совершенно не то!

Исследователи от медицины говорят, что любовь – набор гормонов, которые особенным образом влияют на организм человека. Кто-то за гормоны прячется, а ты как это объяснишь?

Не могу никак это объяснить. Мы были знакомы давно с девушкой, с которой я сейчас живу. В очередной раз я увидел ее, когда у меня уже была разрушена семья, и вдруг у меня что-то екнуло в голове. Как будто мозаика сложилась: последняя недостающая часть встала на место. И я подумал: Господи, чего же я мечусь-то?.. Ведь вот оно! И два года уже понимаю, что не ошибся тогда. Испытаний нам Бог посылал достаточно. Столько, что мы могли понять, что мы друг друга любим, а не терпим.

Музыка, любовь… Что еще в твоей жизни присутствует?

Любовь, потом музыка. Это человеческие слабости мои. Есть еще вера. Она стоит совершенно отдельно. Хотя каждый раз я сомневаюсь. Каждый раз требую от себя отчет, верю я честно или нет, и понимаю, что не могу его в полной мере дать.

А что для тебя значит быть музыкантом?

Прежде всего – самовыражение и самоутверждение. Оправдание своего существования как личности творящей. Я всегда хотел быть творцом. Это исключительно эгоистические такие побуждения. Я не стремлюсь переделать Мир с помощью своих песен.

С братьями Самойловыми разговаривала Марина Залогина

Детство Вадима Самойлова

Старший из звездных братьев Самойловых Вадим появился на свет на Урале, в Свердловске, ныне Екатеринбург. Отец будущих рок-звезд работал инженером, мама – врачом. Позже семья переехала в провинциальный Асбест. Свое советское детство Вадим Самойлов вспоминает не очень охотно, также как и небольшой город, в котором прошло его детство.

Детство Уже с детсадовского возраста Вадим начал проявлять музыкальные способности: мальчик очень любил петь. Кроме этого, уже тогда окружающим были очевидны лидерские черты в характере Вадика, он частенько собирал окружающую его детвору на совместные игры. Вадима с детства отличал превосходный музыкальный слух, в возрасте пяти лет мальчик смог самостоятельно подобрать на фортепиано мелодию из кинокартины «Достояние республики». В семь лет по собственному настоянию Вадик пошел учиться в музыкальную школу на класс фортепиано. При своем таланте занятия он посещал неохотно, кроме уроков сольфеджио, которое давалось юному дарование легче всего.

Писать музыку Вадим Самойлов начал уже в третьем классе, а в шестом – стал участником школьного ансамбля. Уже тогда Вадим был знаком и близко дружил с Александром Козловым, будущим коллегой по «Агате». В 1987 году Вадим пригласил в группу своего брата, Глеба Самойлова . Знакомство братьев Самойловых с классикой зарубежного рока началось, когда братьям попались записи PinkFloyd, ELO, Talgerine и других рок-звезд. Пластинки зарубежных рок-музвкантов часто привозила из столичных командировок мама Саши Козлова.

Учеба в институте и ВИА РТФ-УПИ

Скорее ради спокойствия консервативно настроенных родителей, чем по призванию, после окончания школы Вадим стал студентом радиотехнического факультета Уральского Политехнического Университета. По специальности звезда российского рока – инженер-конструктор радиоаппаратуры. Его профессию никак нельзя назвать бесполезной, ведь в студиях звукозаписи Вадим Самойлов проводит большую часть рабочего времени. Во время учебы в институте братья Самойловы всерьез понимают, что их увлечение музыкой это отнюдь не праздное времяпровождение, они мечтают о концертах и славе.

Агата Кристи - Декаданс (редкая запись 1991 года).

В 1985 году создается университетская группа ВИА РТФ-УПИ, которую основали Вадим Самойлов, Александр Козлов и Петр Май. Студенческий ансамбль стал первым шагом к современной «Агаты Кристи», но тогда о масштабах популярности «Агаты» никто не думал.

Вадим Самойлов в группе «Агата Кристи» - проект длиною в 20 лет

Центральным проектом творчества Вадима Самойлова навсегда останется группа «Агата Кристи». Коллектив просуществовал 20 лет, записал десять студийных альбомов, пять сборников и восемнадцать музыкальных клипов. Изначально студенческая группа была собрана для выступления на одном из университетских праздников, но отыграв однажды, не распалась.

Начало всероссийской популярности "Агаты" приходится на 90-е годы. Альбомы «Декаданс», «Позорная звезда», «Опиум» быстро обрели популярность у молодежи, а дальше группа легко поднималась на первые места хит-парадов и с успехом колесила по России с концертами. Мечта братьев сбылась!

Состав группы несколько раз претерпевал изменения, но «золотым» составом считается «Агата» с участием братьев Самойловых, Александра Козлова и Андрея Котова. Такой состав сложился в 1990 году с приходом в группу Андрея Котова и просуществовал до 2001 года, когда от атеросклероза скоропостижно скончался Александр Козлов.

Вадим Самойлов и Александр Козлов. Программа «Колеса»

«Агата Кристи» завершила свою концертную деятельность в 2009 году масштабным прощальным туром по российским городам. Летом 2010 года увидел свет последний прощальный альбом легендарной группы «Эпилог», а также свершилось последнее выступление на рок-фестивале Нашествие.

Сольные проекты, продюссерская и общественная работа Вадима Самойлова

Помимо колоссального труда над собственной группой, постепенно Самойлов начинает принимать участие и в других проектах. В 1994 году Вадим работает аранжировщиком альбома «Титаник» группы «Наутилус Помпилиус» и Вячеслава Бутусова . В качестве продюсера Самойлов-старший ведет популярные проекты: группа «Смысловые галлюцинации», певица Юлия Чичерина стали известны во многом благодаря продюссерскому таланту Самойлова. В 2004 году вышел совместный альбом Вадима Самойлова с группой «Пикник».

В качестве композитора Вадим является автором асаундтрека к картине Алексея Балабанова «Мне не больно». В 2003 году вышел первый сольный альбом Самойлова-старшего «Полуострова», а в 2006 году поклонники получили подарок от своего кумира в виде второго сольника «Полуострова-2».


В 2006 году Вадим Самойлов создал проект «Герой нашего времени» - это благотворительная организация, которая оказывает поддержку начинающим музыкантам и музыкальным коллективам. А с 2007 года Самойлов является членом Общественной палаты РФ, где основным направлением деятельности экс-лидера «Агаты Кристи» является борьба с плагиатом и пиратством, которое Вадим считает одним из разновидностей воровства.

Личная жизнь Вадима Самойлова

Личная жизнь рок-музыкантов зачастую закрытая тема, и Вадим Самойлов в этом вопросе не исключение. Известно, что со своей женой Юлией Вадим познакомился в 2003 году. По его словам, эта встреча перевернула его жизнь. От первого брака у Вадима есть дочь Яна, она живет с мамой в Екатеринбурге.