Лики Богородицы: от чего защищают иконы Божией Матери? Икона всех святых, фото и их значение.

При возникновении сложных ситуаций в жизни каждый человек надеется на помощь с Небес. Чаще люди обращаются к Царице Небесной - великой Покровительнице всего человечества перед Всевышним. Ее образ в каждом православном храме располагается слева от Царских Врат.

Особое место среди Богородичных икон занимает Иверская икона Божьей Матери. Она является одной из самых почитаемых и знаменитых святынь православия.

История Святого Лика

Во время проведения 1 Вселенского Собора приверженцам арийской ереси был дан жесткий опор. С тех пор в православном христианском мире наступили мир и покой. Но в начале IX века появились яростные борцы с православными образами, уничтожающие святые лики.

Как раз в тот период на территории Никеи (ныне Турция) проживала благочестивая верующая вдовица с сыном-подростком. Женщина имела состояние, доставшееся ей от покойного супруга. На эти деньги вдова возвела церковь, в стенах которой покоилась икона Божией Матери. Иконоборцы, посетив храм, решили отобрать у женщины ее состояние, потребовав крупную сумму денег. Услышав отказ, один из нападавших со злости вонзил меч в Лик Богородицы.

И тут по иконе потекла струя настоящей человеческой крови. Бандиты сильно испугались и выбежали из церкви, предупредив вдову, что назавтра они снова вернутся за долгом.

Когда стемнело, мать с сыном взяли икону Богородицы и пошли к морю. Положив Лик на воду, они лицезрели чудо: икона сама встала в вертикальное положение и поплыла в таком состоянии по волнам прямо в открытое море. Пораженные увиденным, они вернулись домой, но испугавшись вероятного повторного прихода грабителей, не смогли остаться в родных стенах.

Иверская икона Божией Матери

Появление на Афоне

Сын отправился на Афон и принял иночество в Иверской обители. Историю о том, как икона сама встала на волнах и уплыла в море, новоявленный монах поведал братии. Но вскоре старцы, находящиеся у монастырских врат, заметили яркий и огромный огненный столб, поднимающийся над поверхностью моря. Зрелище было чудесным и страшным одновременно.

Матушка охраняет домашний очаг, покровительствует всем православным христианкам и ходатайствует об их нуждах пред Своим Сыном.

Оригинал святого Лика Богородицы хранится на Афоне в мужском православном монастыре иконы Иверской Божией Матери.

Празднование в честь Иверской иконы совершается несколько раз в году: 25 февраля, 6 мая, 26 октября, а также во вторник Пасхальной седмицы.

Посмотрите видео об Иверской иконе Божьей матери

Движение святого предается позами фигур, положением головы и рук, одеждой и ее складками, а больше всего глазами, цветом и выражением. Именно веки передают нам нравственные деяния, всю силу святого и непоколебимую власть над телом. Одежда, изображенная на иконе это символ подвигов духа, а не защита от наготы. Мелкие и частые складки, изображенные на одежде, в VIII – XIV веке говорили о не успокоенности духа, сильных переживаниях.

Редкие, прямые, длинные складки рисовали XV – XVI веках, как символ упорядоченности духовных сил. На иконах, вокруг головы святых можно также заметить сияющий круг, который носит название - нимб. Спаситель, Божья Мария и святые угодники Божии имеют нимб, как символ Божественной славы, преображающей и соединяющей их с Богом. На иконах никогда нет изображения тени, так как царство духа и света не имеет плоти и само по себе свет, а не освещенное светом. Жесты имеют свою символику, рука, прижатая к груди, говорит о сердечном сопереживании, поднятая вверх о призыве к покаянию, протянутая раскрытой ладонью вперед - знак преданности и послушания. Две поднятых руки символ моления о мире, поднятые вперед - мольбы о помощи, просьбе, прижатые к щекам - знак печали, скорби.

Иконы и их значение

Самая признаваемая и чтимая икона у православных верующих. С XVI века является Покровительницей и Заступницей русской земли и народа. Икона чудотворная и участвует во всех центральных событиях человеческой жизни, происходящих с ним после крещения. Ее помещают у детской кровати, просят о семейной благодати и благоденствии. С использованием образа Казанской иконы Божьей Матери благословляют на брак. Также она является помощницей в работе, останавливает огонь, помогает незрячим и слабовидящим. У нее просят заступничества и выздоровления.

Глубокочтимая икона, которой избирали первосвятителей и короновали царей. К ней приходят помолиться об исцелении и смирении. Именно образ Владимирской Матери является покровителем матерей и детей. Беременные просят в легком родоразрешении и здоровых детей. Девушки и женщины приходят к ней за чудом - избавлением от бесплодия и исцелением детородных органов. Икона выступает заступницей во всех печалях и бедах человеческих.

Икона Пресвятой Богородицы ОТЧАЯННЫХ ЕДИНАЯ НАДЕЖДА - малоизвестная икона, так как считается, что написана в католическом стиле. К иконе приходят помолиться когда находятся в скорби или унынии, за вразумлением ссорящихся и враждующих, избавлением от врагов и зависти. Образ возвращает былой дух, духовную бодрость, возвращает веру. Икона избавляет от зависимостей современности - алкоголизма, табакокурении, азартных и компьютерных игр.

Наиболее чтимая из икон православной и католической церкви. Образ носит название города, в котором она появилась более 400 лет назад. К ее чудотворным делам приписывают исцеление от слепоты телесной и духовной, избавление от болей и воскрешение. У нее просят избавление от плена и заступничества.

Икона, созданная и хранящаяся на Афоне. Образ благодеяет только для тех, кто приходит за помощью с чистым сердцем. Священнослужители применяют ее при изгнании бесов. Икона сохраняет человеческие жизни, исцеляет от душевных и физических болей, паралича, онкологии, помогает в деторождении. Является защитницей в стихийных бедствиях и войнах. Славится оказанием помощи в короткие сроки.

Несет в себе главную цель, помощь всем раскаявшимся. Образ наставляет заблудившихся на правильный путь в своей жизни, помогает в исцелении болезней. Второе название образа «Вратарница», икона, помещенная, у входа защитит от принесенного с собой негатива и защитит от бед.

Икона Богородицы с младенцем на руках и цветком белой лилии, которая считается символом чистоты и непорочности. К иконе приходят девушки с молитвами о помощи найти супруга. Замужние обращаются с просьбами о помощи с жизненными неурядицами и семейными невзгодами. Иконой благословляют молодых на брак.

Икона Богородицы ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ - одна из тех, к которым можно прийти и искренне своими словами помолиться. К образу приходят отчаявшиеся в разрешении своих проблем и излечении люди, отрекшиеся от Бога. Родственники приходят просить за близких, больных различными пороками, в том числе алкоголизмом. Женщины обращаются за помощью с замужеством и деторождением. Образ помогает в излечении от головных болей, лихорадке, заболеваний глаз.

Икона Богородицы - поможет в ответ на мольбы о выздоровлении телесных и душевных болезней.

Икона Пресвятой Богородицы МИЛУЮЩАЯ - помогает бороться с блудом, так как человек не способен искоренить его в себе один. Икона носит второе название “Достойно есть”, к ней приходят чтобы побороть в себе гнев и жадность и приобрести свет, добро и милосердие. Образ помогает побороть душевные недуги, болезни, эпидемии. К нему приходят помолиться после завершения важного дела, несчастного случая.

ФЕОДОРОВСКАЯ икона Божьей Матери - благодетельница семейного благополучия, к ней приходят с просьбами о замужестве, благословении брака, о скорейшем зачатии. Образ поможет в разрешении споров, разногласий, появлению взаимопонимания и мира в семье. Если читать молитву с просьбой о зачатии ежедневно с большим желанием, чистыми намерениями и душой - можно не только получить долгожданное прибавление, но и излечение от женских болячек.

Божией Матери - помогает при бедах и болезнях. Известны случаи исцеления слепоты и паралича. Избавляет от нападения врагов.

ТИХВИНСКАЯ - икона, помогающая, женщинам при беременности и родоразрешении, а затем наставляющая на правильный путь детей. В младенчестве плодотворно влияет на беспокойных, беспокойных болезненных младенцев, ограждает от дурного влияния. Укрепляет любовь к родителям.

КОЗЕЛЬШАНСКАЯ икона Божией Матери - образ, творящий чудеса, исцеляющий от заболеваний суставов. За семейным счастьем приходят помолиться молодые девушки.

ТРОЕРУЧНИЦА - чудотворная икона, исцеляющая просящих и их родственников от заболеваний конечностей, глаз, различных увечий. По преданию икона вернула отсеченную руку на место Иоанну, после продолжительных молитв. Образ защищает дом от посягательств врагов, приносит благосостояние и стабильность в дом, помогает ремесленникам в труде.

Икона Божией Матери ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ - это образ дарующий возможность донести молитвы до мертвых и помощь не желающим покаяться перед смертью. Считается что молитвы к иконе необычайно благодатные и действенные. В загробной жизни почившие обретут покой и усмирение. Также к образу обращаются с просьбами в решении вопросов с жильем.

Икона Божией Матери БЛАГОДАТНОЕ НЕБО - избавляет от зависимостей, алкоголизма. Девушки получают возможность скорейшего счастливого замужества и счастья материнства. Образ покровительствует служащим ВДВ в исполнении воинских обязанностей.

Икона Божьей Матери УМЯГЧЕНИЕ ЗЛЫХ СЕРДЕЦ - приносит просящим мир, будь это семья, соседи или враждующие государства. Самая эмоционально выраженная икона - грудь Матери Божьей пронзена стрелами. К образу приходят с молитвами об умягчении сердец, обладающих злыми помыслами, о проявлении сострадания.

Образ заступницы в бедствиях как простых людей, так и государств. Родители приходят с просьбами о благополучии семей, счастье, достатке для себя и своих детей.

Икона Пресвятой Богородицы СМОЛЕНСКАЯ - одна из старнейших икон. Образ помогает всем обратившимся найти свой путь к спасению, излечить болезни, прийти к семейному счастью, даже в самых сложных ситуациях. Смоленская Богородица является нашей первой заступницей перед Господом.

БАРСКАЯ икона Божией Матери - приходит на помощь всем скорбящим и страждущим. Несет взаимопонимание в семью, приносит счастье и здоровье детям, являет чудеса исцеления.

Икона Пресвятой Богородицы ЖИРОВИЦКАЯ - православная и католическая икона. Спасает от гонений и преследований. Избавляет от телесной немощи, помогает в устройстве девичьих судеб, избавляет от пожаров.

Икона Пресвятой Богородицы ЛАСКОВАЯ МАТЬ - притягивает к себе молящихся о благополучии в дальнейшей жизни детей, о поддержке родителей в старости и немощи.

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ - принимает молитвы, обращенные к заблудшим, потерявшимся, об их здравии и благополучии. Исцеляет от болезней ушей. Приходят просить о даровании прозрения, сохранении брака, любви и согласия.

Икона божией матери ТРЕХ РАДОСТЕЙ - носит такое название в связи с тем, что усердные просьбы возвращаются выполненными в троекратном размере. Молятся на образ с прошением о благополучном исходе дел, спасении от врагов, исцелении и освобождении из заточения.

СВЯТАЯ ТРОИЦА - символ «Троицы» - мудрость, разум и любовь, это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Такая икона должна находиться в каждом доме. Перед образом молятся о прощении грехов, исповедуются, просят о помощи с испытаниями. Регулярные молитвы избавляют от переживаний и помогают найти правильный путь.

Это самая сильная икона, защищающая дом и любое другое помещение, а также того человека, который носит образ, от завистливых и злых людей. Приносит мир, благоденствие и лад. Дома ее следует располагать напротив входной двери, чтобы она видела глаза входящего, при необходимости икону берут с собой на важные дела.

ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА - к ней приходят помолиться об исцелении болезней. Девушки берут образок для облегчения родового процесса. Людям попавшим за решетку, осознавшим содеянное помогает в скорейшем освобождении.

НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША - икона неиссякаемой радости и утешения. Помогает с избавлением от напасти столетия - алкоголизма, табакокурения, азартных и компьютерных зависимостей.

Икона не изменившаяся и не поврежденная более чем за десять веков. Дает болезненным - исцеление, безотрадным - утешение, заблудившимся - разумение, охраняет младенцев и детей, наставляет на путь истинный, поддерживает старых и немощных, избавляет от несчастий.

Защищает от болезней и неприятностей. Помогает в излечении болезней, защищает от врагов простых людей и даже государства.

БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА - самая сильная святая современности. Она является нашей благодетельницей перед Богом, молительницей и самой «скорой помощницей». Она способна справиться с самыми тяжелыми проблемами. Помогает в излечении любых болезней.

НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ - самая чтимый мировой святой. Икона, находясь дома, защищает от нищеты, способствует достатку. Покровительствует всем, кто находится вне дома и слабым - женщинам, детям, нищим и животным.

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН - икона целительница, к которой обращаются с мольбой о помощи в исцелении хвор. Образ является покровителем всех воинов, так как именно они, участвуя в воинах, чаще других получают ранения и нуждаются в неотложной помощи.

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ - покровитель всех обучащихся. Образок берут на контрольный, сдачу экзаменов и зачётов. Иконку кладут в сумку или портфель учащегося.

СЕРАФИМ САРОВСКИЙ - святой, посвятивший всю жизнь служению Господу. Благодаря ему был создан Дивеевский женский монастырь. К иконе приходят с мольбами об исцелении внутренних органов и опорно-двигательного аппарата.

СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ - первый образ спасителя. К нему приходят получить наставления, за спасением души, избавлением от дурных мыслей и исцелением заболеваний.

СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ - главная икона иконостаса - к ней следует обращаться первой, так как она главный распорядитель наших душ и тел.

АНГЕЛ – ХРАНИТЕЛЬ - защитник молящегося от любых напастей и бед в течение всей жизни, после он сопровождает души в вечность.

Каждый человек с появлением его в мире призван прославлять Бога своего, того, кто сотворил его, мир, землю, животных, людей и все остальное. Но задавались ли вы вопросом, как много вы знаете о своей вере, её традициях и святых, а также значении православной Церкви в мире на сегодняшний день? Православием называется истинное, настоящее Богопознание.

Традиционно все православные веруют в Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. Но, кроме этого, в любой православной Церкви можно встретить иконы святых. Сталкиваясь, с различными жизненными трудностями верующие обращаются за помощью не только к Всевышнему, но и к святым, через их и определенные молитвы. У каждого свой ангел-хранитель и святой, в которого человек верит больше, чем в остальных. Но для того, чтобы жизненная ситуация разрешилась в лучшую сторону, и просящий был услышан необходимо знать все иконы и их значение.

Иконы всех святых фото и их значение.

Для начала, разберемся с вопросом что такое иконы. Икона – священное изображение лиц святых, а также событий церковной истории, представленной в библии . Другими словами, икона – это путь и способ связи и объединения с Богом. Разные иконы помогают в разных ситуациях.

Николай Чудотворец поможет вам в любой нужде. Говорят, его икона, находящаяся у вас дома, защитит вас и ваших близких от нищеты и нужды. Вы можете попросить святого о том, чтобы в доме был достаток, благополучие. Николаю Угоднику поклоняются все и путешественники, и летчики, и водители, и моряки, и все, кто просто верит в него.

Православные празднуют праздник Николая Чудотворца дважды в год — 22 мая и 19 декабря. Эти две даты фиксированы, в отличие от некоторых других церковных праздников.

2. Божья Матерь

Божья Матерь — один из наиболее почитаемых иконописных образов среди православных верующих. Образ Божьей Матери всегда был и по настоящий день считается символом хранительницы и заступницы русского народа. Одним из доказательств является победа русского народа в Великой Отечественной войне под защитой Божьей Матери. Именно с того времени повелось на Руси, что образ Богоматери помогает и защищает Русскую землю.

Несмотря на общее значение, в Православии существуют разные иконы Девы Марии. У каждого вида есть свое особое значение для верующих. Мы приведем, к примеру, пять видов изображений Девы Марии:

  • Путеводительница —

По библейским данным, именно она впервые была написана евангелистом Лукой. Дева Мария изображена здесь по пояс, реже по плечи. Имеется также легкий наклон головы в сторону Иисуса Христа, а правой рукой указывает на него. Данный тип означает взаимные отношения матери и сына.

  • Умиление — Елеуса

В данном случае Божья Матерь прижимает к щеке своего малыша, между ними нет расстояния, и это является символом безграничной любви и нежности между сыном и матерью. Умиление несет безграничную любовь Бога ко всем людям, изображение напоминает нам о его великой жертве во спасение всего человеческого народа.

  • Молящаяся — Оранта, Панагия, Знамение

Божья Матерь изображена по пояс или же во весь рост с поднятыми кверху руками, ее сын Иисус изображен по центру, на уровне груди своей матери. Здесь значением является предзнаменование Рождества Христова.

  • Всемилостивая — Панахранта,

Дева Мария, восседающая на троне и Иисус, сидящий у нее на коленях, это все лишь показывает ее величие, как заступницы земной.

  • Заступница — Агиосоритисса

Здесь Дева изображена одна, без сына божьего. Ее руки направлены к Богу, что означает моление о защите человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Иоанн Креститель является последним пророком Ветхого Завета, который представил народу Израиля в качестве спасителя - Иисуса Христа. Его также зовут другим именем — Иоанн Предтечи — подчеркивающим свою специфическую роль предтечи и предшественника Иисуса. Именно Иоанн крестил Иисуса Христа в реке Иордан. К иконе обращаются за помощью в плодородности почвы и богатом урожае.

Праздник Иоанна Крестителя отмечается несколько раз и связан с различными эпизодами из его жизни и почитания. 7 июля — Рождество Иоанна Крестителя; 11 сентября — Обезглавливание Иоанна Крестителя; 20 января — Синапсис Иоанна Крестителя.

4. Георгий Победоносец

— православный святой. Он изображен сидя на коне и с мечом дракона в руках. Именно он поможет вам в делах с вашими детьми, а также в защите ваших домашних зверей. Праздник Георгия Победоносца празднуется 6 мая.

5. Иоанн Кронштадтский

Отец Иоанн Кронштадтский, один из самых известных святых недавней истории, обладал евангельским рвением и, прежде всего, был православной традиции и веры и жизни Православной Церкви. Отец Иоанн, можно сказать, семейный святой, был выразительным и впечатляющим проповедником, человеком, который перенес сердца отверженных грешников в покаяние, человека с большой глубиной любви и духовного целителя. Огромные толпы устремились к нему со всех частей православной России, чтобы услышать его и исцелиться от него (в теле и душе). До сих пор к его иконе обращаются с просьбами об исцелении от тяжелых болезней. Днем памяти святого Иоанна Кронштадтского считается 2 января.

6. Святой мученик Вонифатий

Если в вашем доме поселилась проблема алкоголизма, советом вам будет обращение за помощью к Вонифатию. Кроме того, он поможет вам справиться с обжорством.

7. Блаженная Матрона Московская

Матрона была наделена особым чувством, духовной проницательностью, чудотворными и исцеляющими силами. Еще в раннем возрасте ее семья, а также соседи заметили, что она знала абсолютно все не только о людских грехах, но и об их мыслях. В дополнении ко всему она с легкостью могла видеть приближающиеся опасности и социальные катастрофы.

Икона Блаженной Матроны — одна из тех, к которым вы можете приходить поклониться и попросить абсолютно обо всем, в особенности об исцелении. Стоит также помнить о том, что верующие должны знать иконы и молитвы к ним. Праздником в честь Матроны Московской считается день — 22 ноября каждого года.

8. Ксения Петербургская

Каждый должен знать какие иконы для чего нужны, например, икона Ксении Петербургской поможет всем в семейных проблемах. Обращаться к ее иконе можно не только с просьбами о счастливом браке, но и при скорби. Днем блаженной Ксении Петербургской считается 6 февраля.

Святой Серафим Саровский — один из самых любимых и известных православных святых последних времен. Он провел 1000 дней и ночей на камне, обращаясь с молитвами к Богу о прощении. Он был отшельником, духовным проводником и священником. Он вел много христианских душ на пути апостольского христианства в России в течение 19-го века.

Существуют разные иконы, например, иконы семейные, среди которых . Молите Серафима Саровского об исцелении от болей в суставах, руках, ногах и позвоночнике. Праздник обретения мощей Серафима Саровского в православии празднуется 1 августа.

10. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София .

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София верили в Бога и доказали, что люди, укрепленные благодатью Святого Духа, не имеют препятствия к проявлению сил духа и мужества. Вы тоже можете попросить заступничества святых в день их молебна — 17 сентября — и в любой другой день.

Пару слов о том, как нужно молиться

Вне зависимости от того женщина вы или мужчина, перед походом в Храм вам необходимо очиститься и телесно, и душевно. Только потом отправится в храм с благими намерениями. Женщина обязательно должна быть в юбке, желательно, чтобы юбка покрывала колена. Мужчины приходят в обычной одежде, но без головного убора. Все женщины в обязательном порядке должны покрыть голову платком.

Прежде чем войти в храм и совершить молитву вам необходимо перекреститься перед входом в церковь. После чего, вы можете подойти к иконе. С выбором иконы вам поможет наш список. Перед иконой вам нужно покреститься, прочесть молитву и вновь покреститься три раза. Каждая икона требует своей молитвы, обычно молитву можно найти вблизи иконы. После окончания вашей молитвы в храме вам необходимо перекреститься три раза на выходе, и только потом отправится по своим делам с чистой душой.

«СВЯТАЯ ТРОИЦА» - написана Андреем Рублевым. Символ «Троицы» это Бог-Отец, Бог-сын, Бог-Дух Святой. Или - мудрость, разум, любовь. Одна из трёх главных икон, которые должны быть в каждом доме. Перед иконой молятся о прощении грехов. Она считается исповедальной.

«ИВЕРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - хранительница домашнего очага. Она считается покровительницей всех женщин, их помощницей и заступницей перед Господом. Икона, при помощи которой снимают «венец безбрачия» как с мужчин, так и с женщин. Перед иконой также молятся об исцелении недугов телесных и душевных, об утешении в бедах.

«КАЗАНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - главная икона России, заступница всего русского народа, особенно в тяжёлые смутные времена. Все главные события в жизни проходят именно с ней, начиная с крещения. Икона даёт благословление на брак, также она помощница в
работе. Икона, которая останавливает огонь и помогает тем, у кого проблемы со зрением. Пред иконой молятся о помощи в различных житейских нуждах.

«ВЛАДИМИРСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается одним из наиболее чтимых образов Пресвятой Богородицы на Руси. Перед этой иконой короновались цари и избирались первосвятители. Перед ней молятся о смирении враждующих, о смягчении злых сердец, об исцелении немощи телесной и душевной, а также об исцелении бесноватых.

«ТИХВИНСКАЯ БОЖИЯ МАТЕРЬ» - написана евангелистом Лукой. Икона считается детской, ещё еёназывают «путеводительницей». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми, то есть дети не бросают родителей в старости. Женщинам помогает при родах и в период беременности. К ней обращаются также и те, у кого проблемы.

«СЕМИСТРЕЛЬНАЯ» - это сильнейшая икона в защите дома и любого помещения, а также того человека, на ком она находится, от злых, завистливых

Людей, от сглаза, порчи и проклятий. Примиряет враждующих, приносит мир, лад, её также берут на важные дела. Дома она должна находится напротив входной двери, чтобы видеть глаза входящего. Перед установкой иконы надо прочитать молитву, последствии понаблюдать, кто перестанет ходить в ваш дом.

«СКОРОПОСЛУШНИЦА» - образ был написан в Х веке. Перед иконой молятся, когда нужна быстрая и неотложная помощь, об исцелении душевных и телесных недугов, в том числе от паралича, слепоты, раковых заболеваний, а также просят о рождении здоровых детей
и об освобождении пленных.

«ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА» - икона принадлежит к числу наиболее древних и чтимых. Перед иконой молятся об исцелении души и тела, она оберегает от различных напастей, бед, скорби, вечного осуждения, заботится об освобождении из заключения. Помощница в родах.

«НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША» - Божья Матерь молится за всех грешников и призывает к неистощимому источнику духовной радости и утешения, возвещает, что неупиваемая чаша небесной помощи и милосердия уготована просящим с верой. Она для достатка в доме, а также помогает исцелить от пагубных привычек, пьянства, наркомании, азартных игр.

«НЕРУШИМАЯ СТЕНА» - находится в главном алтаре Киево-Софийского Собора. На продолжении более десяти веков эта чудотворная икона осталась неповреждённой. Вероятно, поэтому так названа. Перед иконой по каждой потребе: болящим - исцеление, скорбящим - утешение, заблудшим - вразумление, охрани младенцев, воспитай и научи юных, ободри и наставь мужей и жён, поддержи и согрей старых, избавь от всяких напастей.

«ТРОЕРУЧИЦА» - чудотворный образ Божьей Матери был написан в восьмом веке в честь преподобного Иоанна Дамаскина - церковного песнописца, невинно оклеветанного.Перед иконой молятся об исцелении от болей рук или их увечий, от избавления от пожара, а также от болезни, скорби и печали.

«НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ» - икона о прощении грехов и благодарном исцелении. Пред иконой молятся об обращении заблудших, о здравии и благополучии детей, об исцелении глухоты и болезней ушей, о сохранении брака в любви и согласии.

«БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА» - очень сильная святая современности. К ней обращаются по любому тяжёлому вопросу. Она наша самая «скорая помощница» и заступница, молительница за нас перед Господом. Мощи находится в женском Покровском монастыре на Таганке,
куда каждый день приходит бессчётное количество людей и обращаются к ней за помощью.

«НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ» - любимый святой русских людей. Он защищает от нищеты и нужды: когда его икона находится в доме, он следит за тем, чтобы в доме был достаток, уберегает от нужды в чём - либо. Кроме того, он является покровителем всех путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих Николая Чудотворца. Мощи святого Николая Угодника находятся в Италии.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК ПАНТЕЛЕЙМОН» - великий целитель, покровитель врачей. Ещё при жизни принес исцеление многим людям от тяжёлых недугов. И сейчас от иконы с ликом Святого Пантелеймона люди получают заряд для чудесного исцеления.

«ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ» - покровитель Москвы, а также помощник тех людей, работа которых связана с оружием, риском для жизни - военные, милиция, пожарные, спасатели. Кроме того, к ним относятся спортсмены и люди, открывающие новое дело.

«СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ» - основатель Сергиево - Троицкой Лавры в 14 веке. Является покровителем всех учеников. Икону берут с собой при сдаче экзаменов и зачётов. Очень хорошо, чтобы икона всегда была в кармане сумочки или портфеле каждый день, когда ребёнок идет на учебу.

«СЕРАФИМ САРОВСКИЙ» - один из любимых и почитаемых святых России. Всю свою жизнь он посвятил служению Господу нашему, основал Дивеевский женский монастырь в Нижегородской губернии. Молитва святому отцу Серафиму Саровскому очень хорошо помогает при заболеваниях опорно-двигательной системы, позвоночника, суставов.

«АНГЕЛ - ХРАНИТЕЛЬ» - ему молятся: о помощи при головных болях; о своем покровительстве, от бессонницы, в скорби, о счастии в браке, о прогнании лукавых духов, об избавлении от вреда со стороны волшебников и чародеев. О заступничестве вдов и сирот, в отчаянии, об избавлении от скоропостижной или внезапной смерти, об изгнании бесов. Идущие спать молятся ему об избавлении от блудных сновидений.

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа - тип иконографии "Знамение" (сокращенный и усеченный вариант - Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование "Одигитрия ", что по-гречески значит "Путеводительница ". В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы - в чудный Божий свет, от греха - к спасению, от смерти - в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница - Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она - мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).


В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу - Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: "Смоленская", "Иверская" (Вратарница), "Тихвинская", "Грузинская", "Иерусалимская", "Троеручица", "Страстная", "Ченстоховская", "Кипрская", "Абалацкая", "Споручница грешных" и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы "Троеручица" добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке "Иверской" возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери "Страстная" обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в "Одигитрии" Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся "Казанская", "Петровская", "Игоревская". Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование "Умиление ", что является не совсем точным переводом греческого слова "Елеуса " (έλεουσα), т.е. "Милостивая". Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование "Умиление" стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался "Гликофилуса" (γλυκυφιλουσα) - "Сладкое лобзание". Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры - Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом - мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление - один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа "Умиление" относятся: "Владимирская", "Волоколамская", "Донская", "Федоровская", "Жировицкая", "Гребневская", "Ахренская", "Ярославская", "Взыскание погибших", "Почаевская" и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе "Корсунская".

Разновидностью иконографического типа "Умиление" является тип "Взыграние". Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к "Умилению", с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить "Яхромская". В этой композиции всегда присутствует характерный жест - Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии "Умиление" - "Млекопитательница". Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь - не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас "чистым словесным молоком" Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа - "Знамение", "Одигитрия" и "Умиление" являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно - "Акафистный ", так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию - особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема "Неопалимой Купины" состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии "Спас в силах"). Иконографическая схема иконы "Богоматерь - Живоносный Источник" включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы "Богоматерь - Гора Нерукосечная" также строится по принципу механического наложения символов - Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона "Нечаянная радость" построена по принципу "икона в иконе", то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ "О Тебе радуется обрадованная вся тварь". Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями - это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди - пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим - на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), - образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, "Богоматерь Остробрамская-Виленская" представляет собой вариант, тяготеющий к типу "Знамение", так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести ("се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему". Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу "Знамение". Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона "Невеста Неневестная" (ошибочно ее называют "Умиление"), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона "Богоматерь Боголюбская" также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу "Одигитрия". В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу - акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию "Богородица Семистрельная" или "Симеоново проречение", известен этот иконографический вариант и под другим названием - "Умягчение злых сердец". Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: "и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием "Умиление", практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери ("Mater Dolorosa"), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе "Не рыдай Мене Мати", хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета "Оплакивание", но иконографическая схема построена по принципу "Умиления" - только на иконах типа "Не рыдай Мене Мати" Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала - горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: "Не рыдай Мене Мати во гробе зряща...". Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды - как знак ее непорочности ("непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла") и кайма как знак ее прославления. Сам плат - мафории - означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья - Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это "знак власти над нею" (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, "Богоматерь Ахтырская" и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ - знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь - Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как "Богоматерь Державная", "Новодворская", "Абалацкая", "Холмовская" и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.