Милн алан александр биография. Кто такой Алан Милн? Культовая сказка «Винни-Пух»

Годы жизни: с 18.01.1882 по 31.12.1956

Английский писатель, поэт и драматург, более всего известный своими произведениями для детей. Автор знаменитого "Винни-Пуха".

Алан Александр Милн родился 18 января 1882 года в Лондоне. С детства мечтал стать писателем. Учился в частной школе, владельцем которой был его отец. Затем поступил в Вестминстерскую школу, а потом в Тринити-колледж Кембриджа, где изучал математику.

Был участником Первой мировой войны как офицер британской армии, а затем много лет посвятил работе в редакции английского юмористического журнала Punch и стал ассистентом редактора. В 1913 году он женился на Дороти де Селинкур, крестнице редактора журнала Оуэна Симэна (который, как утверж­дают, был психологическим прототипом Иа­), и в 1920 родился его единственный сын Кристофер Робин. К тому времени Милн успел побывать на войне, написать несколько забавных пьес, одна из которых – «Мистер Пим прошел» - имела успех.

Именно благодаря рождению Кристофера Робина на свет появились истории о "медведе с опилками в голове". Сказки о Винни-Пухе и его друзьях Милн рассказывал сыну на ночь. Героями этих историй стали игрушки мальчика и он сам. В 1926 году вышла первая книга о Винни-Пухе, а через два года – вторая под названием «Дом на Пуховой опушке».

Большинству читателей в нашей стране истории о Винни-Пухе знакомы по переводам Бориса Заходера. Героев писателя Алана Милна знают и любят дети во всем мире. По мотивам сказок сняты мультфильмы, а в Лондонском зоопарке даже стоит памятник Винни-Пуху.

Невероятная популярность детских книг Милна приглушила его успехи в других жанрах. Между тем Милн является автором романов, рассказов, стихов и пьес.

В 1952 году писатель перенес неудачную операцию на мозге и последние 4 года жизни был инвалидом. Скончался Милн в Хартфилде 31 января 1956 года.

В школе, где учился Алан Милн, преподавал Герберт Уэллс.

Будучи студентом, он писал заметки в студенческую газету «Grant». Обычно он писал вместе со своим братом Кеннетом, и они подписывали заметки именем АКМ.

Официальная дата рождения Винни-Пуха - 21 августа 1921, то есть день, когда Кристоферу Робину Милну исполнился год. В этот день Милн подарил сыну плюшевого медведя (который, правда, получил имя Пуха только через четыре года).

Игрушки Кристофера Робина, ставшие прототипами героев книги (кроме Крошки Ру, который не сохранился), с 1947 находятся в США (отданы туда Милном-отцом на выставку, а после его смерти приобретены издательством «Даттон»), до 1969 хранились в издательстве, а в настоящее время выставлены в Нью-Йоркской публичной библиотеке. Многие британцы считают, что эта важнейшая часть культурного наследия страны должна вернуться на родину. Вопрос о реституции игрушек поднимался даже в британском Парламенте (1998).

Один из самых знаменитых переводов книг о Пухе на иностранные языки - перевод Александра Ленарда на латинский язык под названием Winnie ille Pu. Первое издание вышло в 1958 году, а в 1960 латинский Пух стал первой книгой не на английском языке, вошедшей в список бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». На обложке ряда изданий Винни изображён в одеянии римского легионера с коротким мечом в левой лапке.

Винни-Пух изображён на почтовых марках по меньшей мере 18 государств (в том числе почты СССР в 1988 г., марка посвящена истории советского мультфильма). Отдельного упоминания заслуживает также канадская серия из четырёх марок, где на одной марке изображён лейтенант Гарри Колборн с медвежонком Виннипег, на другой - маленький Кристофер Робин с плюшевым медведем, на третьей - герои иллюстраций Шепарда, на четвёртой - диснеевский Пух на фоне Walt Disney World во Флориде.

Библиография

Сказки
Принц кролик
Принцесса-Несмеяна
Обыкновенная сказка

Рассказы
Истина - в вине
Рождественский рассказ
Потрясающая история
Грезы мистера Файндлейтера
Рождественский дед
Перед потопом

Ровно в одиннадцать
Портрет Лидии
Река

Романы
Любовники в Лондоне (англ. Lovers in London, 1905)
(англ. Once on a Time, 1917)
Мистер Пим (англ. Mr. Pim, 1921)
Тайна Красного дома (англ. The Red House Mystery, 1922)
(англ. Two People, 1931)
(англ. Four Days" Wonder, 1933)
Хлое Марр (англ. Chloe Marr, 1946)

Экранизации произведений, театральные постановки

Список фильмов студии Диснея о Винни-Пухе :
Короткие мультфильмы
1966: Winnie the Pooh and the Honey Tree (Винни-Пух и медовое дерево)
1968: Winnie the Pooh and the Blustery Day (Винни-Пух и день забот)
1974: Winnie the Pooh and Tigger Too! (Винни-Пух, а с ним и Тигра)
1981: Winnie the Pooh Discovers the Seasons (Пух открывает времена года)
1983: Winnie the Pooh and a Day for Eeyore (Пух и праздник для Иа-Иа)
Полнометражные мультфильмы
1977: The Many Adventures of Winnie the Pooh («Множество приключений Винни-Пуха»; объединяет три первые коротких мультфильма)
1997: Pooh’s Grand Adventure: The Search for Christopher Robin (Большое приключение Винни-Пуха: в поисках Кристофера Робина)
1999: Seasons of Giving (Время дарить подарки)
2000: The Tigger Movie (Фильм Тигры)
2002: A Very Merry Pooh Year (Весёлый Пуховый Год)
2003: Piglet’s Big Movie (Большой фильм о Пятачке)
2004: Springtime with Roo (Весенние денёчки с малышом Ру)
2005: Pooh’s Heffalump Halloween Movie (Винни Пух и Хеллоуин для Слонотопа)
2007: My Friends Tigger & Pooh: Super Sleuth Christmas Movie
2009: My Friends Tigger & Pooh: Tigger and Pooh And A Musical Too (Мои друзья Тигра и Пух: Мюзикл волшебного леса)
Телесериалы
Welcome to Pooh Corner (Добро пожаловать на Пухову опушку, Disney Channel, 1983-1995)
The New Adventures of Winnie the Pooh (Новые приключения Винни-Пуха, ABC, 1988-1991)
The Book of Pooh (Пухова Книга, Disney Channel, 2001-2002)
My Friends Tigger & Pooh (Мои друзья Тигра и Пух, Disney Channel, 2007-)
Специальные праздничные выпуски
1991: Winnie the Pooh & Christmas Too! (Винни-Пух и Рождество)
1996: Boo! To You Too! Winnie the Pooh (Буу! Тебе тоже! Винни-Пух)
1998: A Winnie the Pooh Thanksgiving (Пухов День Благодарения)
1998: Winnie the Pooh, A Valentine For You (Винни-Пух, тебе валентинка!)

Мультипликационные фильмы, произведенные в СССР и России :
Винни-Пух. СССР, 1969.
Винни-Пух идёт в гости. СССР, 1971.
Винни-Пух и день забот. СССР, 1972.
Почему мне нравится слон (из альманаха «Весёлая карусель», № 15): По стихотворению А.А.Милна. СССР, 1983.
Королевский бутерброд: По мотивам стихотворения А.А.Милна в переводе С.Я.Маршака. СССР, 1985.
Никопейка: По детскому стихотворению А.А.Милна. Россия, 1999.

Алан Александр Милн родился в Лондоне 18 января 1882 года. Мальчику повезло с родителями, это были хорошо образованные и воспитанные люди.

У отца Алана была своя частная школа, именно в нее и ходил будущий писатель. Что примечательно, одним из учителей там был Герберт Уэллс – всемирно известный писатель.

В семье очень любили творчество и искусство и всячески поощряли развитие детей в этой сфере. Уже с ранних лет Милн сочинял стихи, а в студенческие годы он вместе с братом писал статьи для университетской газеты «Грант».

После окончания школы Алан поступил в Вестминстерскую школу, а затем в Кембридж на факультет математики. Несмотря на творческие задатки у юноши были довольно неплохие успехи и в точных науках.

После заметок и газетных статей для студенческого издания Милна заметили и пригласили в Лондон работать в известный юмористический журнал «Панч». Это был настоящий успех, особенно для такого молодого журналиста.

Личная жизнь

Будущая жена Милна заметила юношу еще в студенческие годы. В 1913 году Алан Милн и Дороти де Селинкур сочетались браком. Молодожены спустя год после свадьбы вынуждены были расстаться. Началась Первая Мировая Война и Милн ушел добровольцем на фронт в качестве офицера британской армии. Он мало принимал участия в военных действиях, по большей части Милн работал в отделе пропаганды.

Через некоторое время он написал книгу «Мир с честью», где прямо осуждал войну и все, что с ней связано.

В 1920 году у пары родился сын Кристофер Робин. А в 1925 году Милн покупает дом в Хартфилде и перевозит туда семью.

Алан Милн прожил довольно долгую и успешную жизнь. Умер писатель в 1956 году от тяжелой болезни головного мозга.

Литературная деятельность

Первым серьезным литературным успехом Милна стали повести, которые он написал еще во время войны. Автор обрел популярность и стал называться одним из самых успешных драматургов Англии.

Но, несомненно, всемирную известность писателю принес веселый недотепа мишка по прозвищу Винни-Пух. Как заявил впоследствии Милн, сказку он специально не задумывал, а просто перенес веселые истории об игрушках сына на бумагу.

Кристоферу дарили игрушки, и папа-писатель перед сном вместо чтения сказок придумывал и рассказывал сыну истории о веселых приключениях его игрушечных друзей.

Кроме того, в семье часто ставили детские спектакли с участием игрушек Кристофера. Именно так и родилась добрая сказка о приключениях Винни, которую узнали и полюбили дети во всем мире.

Что примечательно, сказочные персонажи появлялись в книге именно в том порядке, в котором их игрушки-прототипы появлялись в жизни сына Милна. А лес, в котором жили герои, очень сильно напоминал лес, в котором любило гулять семейство Милнов.

Первые главы книжки о приключениях забавного медвежонка в 1924 году были напечатаны в газете. Читатели пришли в восторг от сказки и стали просить о продолжении истории. И в 1926 году была издана первая книга о Винни-Пухе и его друзьях.

После выхода книги на Алана Милна обрушилась просто сумасшедшая слава. Сказку перевели на множество языков, ее постоянно переиздавали и экранизировали.

Уолт Дисней снял полнометражный мультфильм о веселом мишке Винни.

В России Союзмультфильм также выпустил свой вариант по этой сказке. Мультфильм полюбили зрители, и он стал классикой детского жанра.

Однако сам Алан Милн изрядно пострадал от этого произведения. Сказочная история буквально закрыла писателю путь в мир серьезной литературы и все его дальнейшие произведения не имели ни успеха, ни признания у литературных критиков.

Практически все рассказы, стихи и пьесы Милна были забыты, не выдержав конкуренции с детской сказкой. Хотя сам автор не считал себя детским писателем.

Что примечательно от так полюбившейся всем сказки пострадал и сын Милна. Мальчика в детстве изрядно третировали сверстники и не давали ему спокойно жить.

Несмотря на это Алан Милн навсегда вошел в золотой фонд литературы и по сей день, родители читают своим детям истории о забавном медвежонке и его друзьях.

Известен как литературный отец Винни-Пуха. Истории про медвежонка «с опилками в голове» стали одной из самых крупных побед писателя, но, одновременно, и самым страшным поражением в его жизни. «Семидесятью тысячей слов я сказал “прощай” всей моей предыдущей работе», - сокрушался он. Но обо всем по порядку.

Алан Милн родился в 1882 году в Лондоне , учился в частной школе, директором которой был его отец. Среди преподавателей молодого Милна числился Герберт Уэллс. Впрочем, у нас нет данных о том, что знаменитый фантаст как-либо повлиял на литературную карьеру своего ученика.

Позже Милн поступил в Вестминстерскую школу, а потом в элитный Тринити-колледж Кембриджа, где изучал математику. Несмотря на занятия точными науками, зарабатывать на жизнь молодой человек решил литературой. После выпуска из Кембриджа он попал в журнал «Панч» и вскоре стал помощником редактора. До 1922 года Милн успел написать 18 пьес и три романа, в том числе детектив «Тайны красного дома».

Травмой на всю жизнь для него стала . В 1914 году писатель отправился во Фландрию. По версии журналиста Барри Гана, на этот шаг он решился только потому, что его обожаемой жене страшно нравились офицеры в военной форме, которые наводнили Лондон. Дороти, для родных - Дафна, всегда хотела гордиться своим мужем. Несмотря на то, что на фронте Алан Милн провел относительно немного времени, он все же участвовал в крупных сражениях, таких как знаменитая Битва на Сомме, которую чаще называют просто «бойней». После войны писатель вернулся убежденным сторонником мира и долго лелеял мечту о пацифистском труде. Книга «Мир с честью» вышла в 1931 году. Это, однако, не помешало Алану Милну стать капитаном британского отряда самообороны в 1939 году. Свой шаг он объяснял тем, что борьба с Гитлером, «антихристом» и «крестоносцем против бога», - это правое дело.

В 20-х годах Милн стал одним из первых сценаристов молодого британского кинематографа. На его счету четыре фильма, копии которых сегодня хранятся в Британском институте кинематографии. Все творчество писателя до появления историй о Винни-Пухе - это сплошные, в основном удачные, литературные опыты. Именно он заменил тяжеловесную сатиру довоенного «Панча» на легкий и тонкий юмор. Но в рамках сатиры ему стало тесно и в то время, когда агент и издатель твердили, что он должен и дальше писать карикатуры и причудливые эссе для «Панча», Милн взялся за детективные романы. Спустя пару лет эти же люди уверяли, что детективы - это его призвание. Алан Милн мог найти свою аудиторию в любом жанре. Все изменилось, когда свет увидела первая книга рассказов о Кристофере Робине и Винни-Пухе.

Нельзя сказать, что перемены произошли в одночасье. В 1924-м, через четыре года после рождения сына Кристофера Робина, Милн выпустил в свет сборник детских стихотворений «Когда мы были маленькими», который иллюстрировал Эрнест Шеппард. Сборник рассказов «Детская галерея», куда вошли истории про Винни-Пуха, Пятачка, Тигру и других, появился год спустя. Как рассказывал сам Алан Милн, ему не приходилось ничего придумывать, он просто наблюдал за собственным сыном и его играми.


Кристофер Робин сам подкидывал отцу идеи для будущих историй. Первая полная книжка о медвежонке и его друзьях вышла в 1926 году, а вторая в 1928-м. Успех оказался небывалым, но больше писать о Винни Милну не хотелось, да и сын уже подрос. Увы, после появления книг для малышей, на автора стали смотреть исключительно как на детского писателя. Критики заранее ругали другие его произведения, а читатели требовали продолжения. Как и Артур Конан Дойл, попавший в плен к Шерлоку Холмсу, Алан Милн оказался в цепких лапках плюшевого медвежонка, им же созданного. До конца жизни и писатель, и его сын ненавидели Винни. Первый за то, что этот персонаж украл у него карьеру, второй - за украденное детство.

Был и еще один человек, который пожалел, что «связался» с Винни-Пухом, - Эрнест Шеппард. Его, блестящего карикатуриста и бесстрашного военного корреспондента, тоже до конца жизни воспринимали только как автора иллюстраций к детским книжкам.

Вероятно, ни Милны, ни Шеппард не смогли оценить то, что очевидно современным читателям. В период между двух мировых войн, когда рушились империи и распадались семьи, они создали сказку, свободную от политики и намеков на личные травмы. Сказку, в которой тепло и уютно, как в детской комнате, и именно за это ее так и любят читатели во всем мире.

«Думаю, что каждый из нас втайне мечтает о бессмертии. В том смысле, что его имя переживёт тело и будет жить в этом мире, несмотря на то, что сам человек перешёл в мир иной», — писал автор «Винни-Пуха» вскоре после своего триумфа. В 1926 году сказка Алана Милна про плюшевого медвежонка произвела настоящий фурор, а он в одночасье стал самым известным детским писателем. Не было сомнений, что Милн открыл для себя тот самый секрет бессмертия, однако было одно «но»... До конца своих дней талантливый автор так и не смирился, что бессмертие ему принесли не серьёзные пьесы и новеллы, над которыми он трудился всю жизнь, а маленький «медвежонок с опилками в голове».

Капризы фортуны

Алан Александр Милн родился в Лондоне 18 января 1882 года. Его отец, Джон Милн, был владельцем частной школы, куда, разумеется, ходил мальчик, а одним из учителей — Герберт Уэллс, в дальнейшем знаменитый писатель-фантаст. Родители стремились дать сыну лучшее образование: он поступил в Вестминстерскую школу, а потом в Тринити-колледж Кембриджа, где изучал математику. Однако сухие цифры никогда не привлекали талантливого юношу — с детства его больше интересовала литература. Будучи студентом, Милн писал заметки в студенческую газету, которые высоко оценили сотрудники британского юмористического журнала «Панч», пригласившие автора стать ассистентом редактора.

Вслед за литературной устроилась и личная жизнь писателя. В 1913 году он женился на Дороти де Селинкурт , крестнице редактора журнала Оуэна Симэна . Интересно, что ухаживания Милна за будущей супругой длились недолго, он сделал Дороти предложение и получил согласие уже на следующий день после их знакомства (оказывается, девушка не раз читала произведения будущего мужа, публикуемые в журнале, и заочно была в него влюблена). Однако счастье лишь казалось безоблачным: богатые родители-аристократы были счастливы сбыть с рук свою красавицу, ведь её вздорный характер уже успел доконать всю родню.

Алан Милн с супругой. Фото: www.globallookpress.com

Вскоре Милн превратился в раба жены, готового исполнять любые её капризы. По крайней мере, так в своей статье «Алан Милн: Винни-Пух и прочие неприятности» утверждал журналист Барри Ган : «Если бы Дафна (так близкие называли Дороти — прим. ред.), капризно изогнув губки, потребовала, чтобы Алан прыгнул с крыши лондонского собора Святого Павла, он бы, скорее всего, так и сделал. Во всяком случае, добровольцем на фронт начавшейся через год после женитьбы Первой мировой войны 32-летний Милн отправился исключительно потому, что жене ах как нравились офицеры в военной форме, наводнившие город».

Несмотря на абсолютную любовь Милна к взбалмошной жене, всего через несколько лет она променяла мужа на какого-то «настоящего» певца, за которым поехала в Америку. А когда иностранец её бросил, ничто не помешало ей вернуться в семью к мужу и их единственному сыну Кристоферу Робину Милну .

Алан Милн, Кристофер Робин и Винни-Пух Фото: Commons.wikimedia.org / Howard Coster

«Взрослый» писатель

В годы Первой мировой войны Милн оказался в запасном батальоне связи, потом попал на фронт, но заболел, и его вернули в Англию. Какое-то время будущий знаменитый писатель был инструктором в учебном лагере, затем работал в отделе пропаганды военного министерства, откуда демобилизовался после войны в звании лейтенанта.

В военные годы Милн занимался драматургией, его пьесы начали ставить не только любительские труппы, но и профессиональные театры. Постепенно критики стали называть Милна «одним из наиболее успешных, плодовитых и хорошо известных драматургов Англии». Но слава «серьёзного» писателя была недолгой: всё изменила сказка про плюшевого медвежонка...

Всё детство любящий отец на ночь рассказывал своему маленькому сыну Кристоферу сказки, в которых главным героем непременно выступал его любимый плюшевый медведь, и однажды перенёс их на бумагу. Первая глава «в которой мы впервые встречаемся с Винни-Пухом и пчёлами» была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года, и тут же стала любимой детской историей.

Примечательно, что весь «детский» период творчества Милна охватывает не больше семи лет — сын вырос и больше к детской тематике автор не возвращался. Более того, он буквально возненавидел своего «Винни-Пуха» и сердился, если с ним заговаривали о новых приключениях плюшевого медведя: «Если человек однажды написал про полицейского, от него так всю жизнь и будут требовать, чтобы он писал только про полицейских».

Безусловно, масла в огонь подливала жена Милна, которая обзывала мужа «детским писателишкой с опилками в голове». Будучи светской дамой, она стыдилась его детских сказок, ей хотелось быть женой серьёзного драматурга. Но, увы, в возрасте 48 лет литературная удача покинула талантливого писателя. А в 1938 году, после полного провала театральной постановки пьесы «Сара Симпл», он зарёкся писать для театра.



В лапах плюшевого медведя

Впоследствии один из биографов Милна справедливо писал, что «винни-пуховский» цикл оказался подобен «чудищу Франкенштейна» — творение овладело творцом. Дети требовали продолжения, а критики намеренно плохо отзываться о серьёзных пьесах и романах «сказочника». «Всё, что я хотел — это убежать от этой славы, как раньше я хотел убежать из „Панча“, как я всегда хотел убежать... Однако...», — сожалел Милн.

Автор переживал, что стал заложником смешного медвежонка. Казалось, отношение читателей к его таланту может измениться в 1939 году, когда Милн опубликовал свою автобиографию под лирическим названием «Слишком поздно». Но это был лишь кратковременный успех, прошло совсем немного времени, и Милн вновь стал лишь «автором Винни-Пуха». Читатели охладели даже к его юмористическим рассказам, которые вновь публиковались на страницах журнала «Панч».

Алан Милн. Фото: www.globallookpress.com

К концу жизни Милна тираж сказок про Винни-Пуха составлял свыше 7 млн экземпляров, но его книги для взрослых больше не переиздавались.

Милн умер в возрасте 74 лет после тяжелой болезни головного мозга, которая мучила его последние годы. Дороти прожила ещё 15 лет, но после смерти Милна Кристофер больше не виделся со своей матерью. Жизнь мальчика была не такой радужной, как в знаменитой сказке: всё детство мать не обращала на Кристофера никакого внимания, отец был подавлен, а единственным близким человеком для малыша была няня.

Произведения

Милн был хорошо известен как фельетонист Панча, сборники его эссе регулярно переиздавались. Пьесы Милна пользовались успехом у публики и критиков, согласно Э. Твайте (англ.) русск. , в течение короткого времени Милн был «одним из наиболее успешных, плодовитых и хорошо известных драматургов Англии». Однако успех его детских книг затмил все остальные достижения, и, к немалому неудовольствию самого Милна, его стали считать детским писателем. Согласно П. Коннолли (англ. Paula T. Connolly ) , произведения Милна для детей оказались подобны Франкенштейну - творение овладевало творцом: публика требовала новых книг в этом жанре, а критики рассматривали другие работы Милна в контексте его детских книг. Когда писатель вернулся к романам в 1930-1940-х годах, читатели игнорировали его, а критики использовали отсылку к детским книгам, чтобы побольнее его уколоть. Сам Милн жаловался, что критики, которые начинают рецензию с упоминания Винни Пуха, при этом неизбежно ругают новые работы, отношение к которым у них сложилось ещё до прочтения. К концу жизни тираж детских книг Милна составил 7 миллионов копий, а его книги для взрослых более не переиздавались .

Винни-Пух

  • Винни-Пух (англ. Winnie-the-Pooh )
  • Дом на Пу́ховой опушке (англ. The House at Pooh Corner )

Переведены на русский язык - без двух глав оригинала - под общим названием «Винни-Пух и все-все-все» Борисом Заходером .

Сказки

  • Принц кролик
  • Обыкновенная сказка
  • Когда-то давным-давно…
  • Баллада о королевском бутерброде

Рассказы

  • Истина - в вине (In vino veritas)
  • Рождественский рассказ
  • Потрясающая история
  • Грёзы мистера Файндлейтера
  • Рождественский дед
  • Перед потопом
  • Ровно в одиннадцать
  • Портрет Лидии
  • Взлёт и падение Мортимера Скрайвенса
  • Иванов день (24 июня)
  • Слово об осени
  • Не люблю шантажистов
  • Истории счастливых судеб

Романы

  • Любовники в Лондоне (англ. Lovers in London , 1905)
  • Когда-то, давным-давно… (англ. Once on a Time , 1917)
  • Мистер Пим (англ. Mr. Pim , 1921)
  • Тайна Красного дома (англ. The Red House Mystery , 1922)
  • Двое (англ. Two People , 1931)
  • Очень недолгая сенсация (англ. Four Days" Wonder , 1933)
  • Слишком поздно (англ. It"s Too Late Now: The Autobiography of a Writer , 1939)
  • Хлои Марр (англ. Chloe Marr , 1946)

Напишите отзыв о статье "Милн, Алан Александр"

Примечания

Литература

  • Connolly, Paula T. Winnie-The-Pooh and the House at Pooh Corner: Recovering Arcadia. - Twayne Publishers, 1994. - ISBN 0-8057-8810-7 .

Ссылки

  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Милн, Алан Александр

– Наконец, надо подумать и о моем семействе, – сердито отталкивая от себя столик и не глядя на нее, продолжал князь Василий, – ты знаешь, Катишь, что вы, три сестры Мамонтовы, да еще моя жена, мы одни прямые наследники графа. Знаю, знаю, как тебе тяжело говорить и думать о таких вещах. И мне не легче; но, друг мой, мне шестой десяток, надо быть ко всему готовым. Ты знаешь ли, что я послал за Пьером, и что граф, прямо указывая на его портрет, требовал его к себе?
Князь Василий вопросительно посмотрел на княжну, но не мог понять, соображала ли она то, что он ей сказал, или просто смотрела на него…
– Я об одном не перестаю молить Бога, mon cousin, – отвечала она, – чтоб он помиловал его и дал бы его прекрасной душе спокойно покинуть эту…
– Да, это так, – нетерпеливо продолжал князь Василий, потирая лысину и опять с злобой придвигая к себе отодвинутый столик, – но, наконец…наконец дело в том, ты сама знаешь, что прошлою зимой граф написал завещание, по которому он всё имение, помимо прямых наследников и нас, отдавал Пьеру.
– Мало ли он писал завещаний! – спокойно сказала княжна. – Но Пьеру он не мог завещать. Пьер незаконный.
– Ma chere, – сказал вдруг князь Василий, прижав к себе столик, оживившись и начав говорить скорей, – но что, ежели письмо написано государю, и граф просит усыновить Пьера? Понимаешь, по заслугам графа его просьба будет уважена…
Княжна улыбнулась, как улыбаются люди, которые думают что знают дело больше, чем те, с кем разговаривают.
– Я тебе скажу больше, – продолжал князь Василий, хватая ее за руку, – письмо было написано, хотя и не отослано, и государь знал о нем. Вопрос только в том, уничтожено ли оно, или нет. Ежели нет, то как скоро всё кончится, – князь Василий вздохнул, давая этим понять, что он разумел под словами всё кончится, – и вскроют бумаги графа, завещание с письмом будет передано государю, и просьба его, наверно, будет уважена. Пьер, как законный сын, получит всё.
– А наша часть? – спросила княжна, иронически улыбаясь так, как будто всё, но только не это, могло случиться.
– Mais, ma pauvre Catiche, c"est clair, comme le jour. [Но, моя дорогая Катишь, это ясно, как день.] Он один тогда законный наследник всего, а вы не получите ни вот этого. Ты должна знать, моя милая, были ли написаны завещание и письмо, и уничтожены ли они. И ежели почему нибудь они забыты, то ты должна знать, где они, и найти их, потому что…
– Этого только недоставало! – перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. – Я женщина; по вашему мы все глупы; но я настолько знаю, что незаконный сын не может наследовать… Un batard, [Незаконный,] – прибавила она, полагая этим переводом окончательно показать князю его неосновательность.
– Как ты не понимаешь, наконец, Катишь! Ты так умна: как ты не понимаешь, – ежели граф написал письмо государю, в котором просит его признать сына законным, стало быть, Пьер уж будет не Пьер, а граф Безухой, и тогда он по завещанию получит всё? И ежели завещание с письмом не уничтожены, то тебе, кроме утешения, что ты была добродетельна et tout ce qui s"en suit, [и всего, что отсюда вытекает,] ничего не останется. Это верно.
– Я знаю, что завещание написано; но знаю тоже, что оно недействительно, и вы меня, кажется, считаете за совершенную дуру, mon cousin, – сказала княжна с тем выражением, с которым говорят женщины, полагающие, что они сказали нечто остроумное и оскорбительное.
– Милая ты моя княжна Катерина Семеновна, – нетерпеливо заговорил князь Василий. – Я пришел к тебе не за тем, чтобы пикироваться с тобой, а за тем, чтобы как с родной, хорошею, доброю, истинною родной, поговорить о твоих же интересах. Я тебе говорю десятый раз, что ежели письмо к государю и завещание в пользу Пьера есть в бумагах графа, то ты, моя голубушка, и с сестрами, не наследница. Ежели ты мне не веришь, то поверь людям знающим: я сейчас говорил с Дмитрием Онуфриичем (это был адвокат дома), он то же сказал.
Видимо, что то вдруг изменилось в мыслях княжны; тонкие губы побледнели (глаза остались те же), и голос, в то время как она заговорила, прорывался такими раскатами, каких она, видимо, сама не ожидала.
– Это было бы хорошо, – сказала она. – Я ничего не хотела и не хочу.
Она сбросила свою собачку с колен и оправила складки платья.
– Вот благодарность, вот признательность людям, которые всем пожертвовали для него, – сказала она. – Прекрасно! Очень хорошо! Мне ничего не нужно, князь.
– Да, но ты не одна, у тебя сестры, – ответил князь Василий.
Но княжна не слушала его.
– Да, я это давно знала, но забыла, что, кроме низости, обмана, зависти, интриг, кроме неблагодарности, самой черной неблагодарности, я ничего не могла ожидать в этом доме…
– Знаешь ли ты или не знаешь, где это завещание? – спрашивал князь Василий еще с большим, чем прежде, подергиванием щек.
– Да, я была глупа, я еще верила в людей и любила их и жертвовала собой. А успевают только те, которые подлы и гадки. Я знаю, чьи это интриги.
Княжна хотела встать, но князь удержал ее за руку. Княжна имела вид человека, вдруг разочаровавшегося во всем человеческом роде; она злобно смотрела на своего собеседника.
– Еще есть время, мой друг. Ты помни, Катишь, что всё это сделалось нечаянно, в минуту гнева, болезни, и потом забыто. Наша обязанность, моя милая, исправить его ошибку, облегчить его последние минуты тем, чтобы не допустить его сделать этой несправедливости, не дать ему умереть в мыслях, что он сделал несчастными тех людей…
– Тех людей, которые всем пожертвовали для него, – подхватила княжна, порываясь опять встать, но князь не пустил ее, – чего он никогда не умел ценить. Нет, mon cousin, – прибавила она со вздохом, – я буду помнить, что на этом свете нельзя ждать награды, что на этом свете нет ни чести, ни справедливости. На этом свете надо быть хитрою и злою.