Найти об известных солистах балета. Артисты балета, танцоры, хореографы

Искусство танца является уникальной формой выражения, использующей универсальный язык тела, который понятен всем. От балета до современных танцев, от хип-хопа до сальсы и от восточных танцев до фламенко - танец в последнее время стал наслаждением, которое является своего рода возрождением.

Но уж если говорить об отдельных танцорах, кто из них обладает наилучшими движениями? Самой лучшей осанкой, силой и отточенностью? Ниже представлены десять самых великих танцоров двадцатого века - выбранные по их известности, популярности и влиянию на мировое искусство танца.

10. Вацлав Нижинский

Вацлав Нижинский был одним из самых талантливых танцоров балета в истории, может быть даже величайшим. К сожалению, не существует чётких съемок, на которых был бы запечатлён его невероятный талант в движении, это является основной причиной того, что он занимает лишь десятое место в этом списке.

Нижинский был хорошо известен своей удивительной способностью бросить вызов гравитации своими великолепными прыжками, а также своей способностью полностью войти в роль, которую он исполнял. Он также известен тем, что танцевал в пуантах, а этот навык не часто можно встретить у танцоров. Нижинский танцевал в главных ролях в паре с легендарной балериной Анной Павловой. Затем его партнёршей стала Тамара Карсавина, основательница Лондонской Королевской Академии Танца (London’s Royal Academy of Dancing). О них с Карсавиной отзывались как о «самых достойных подражания артистах того времени».

Нижинский оставил сцену в 1919 году, в относительно молодом возрасте двадцати девяти лет. Его выход на пенсию, как полагают, был обусловлен нервным срывом, и ему также был поставлен диагноз шизофрении. Нижинский провел последние годы своей жизни в психиатрических больницах и приютах. В последний раз он танцевал на публике в последние дни Второй мировой войны, впечатлив группу русских солдат, своими сложными танцевальными движениями. Нижинский умер в Лондоне 8 апреля 1950 года.

9. Марта Грэм (Martha Graham)


Марта Грэм считается матерью современного танца. Она создала единственную полностью кодифицированную технику современного танца, за свою жизнь в качестве хореографа она поставила более ста пятидесяти работ, и оказала огромное влияние на все области современного танца.

Отклонение её техники от классического балета, и использование определённых движений тела, таких как сжатие, выпуск и спирали, оказали глубокое влияние на мировое танцевальное искусство. Грэм даже зашла настолько далеко, что сумела создать «язык» движений, основанный на выразительных возможностях человеческого тела.

Она танцевала и занималась хореографией более семидесяти лет. За это время она стала первой танцовщицей, которая выступала в Белом доме; первой танцовщицей, которая путешествовала за моря в качестве культурного посла и первой танцовщицей, которая получила наивысшую гражданскую награду - Президентскую Медаль Свободы (Presidential Medal of Freedom). Как мать современного танца, она будет увековечена в памяти людей за свои невероятно эмоциональные спектакли, свою уникальную хореографию, и особенно за свою доморощенную технику танца.

8. Жозефина Бейкер (Josephine Baker)


Хотя имя Жозефины Бейкер связано, прежде всего, с веком джаза, её зажигательные танцы по-прежнему оказывают влияние на танцевальный мир, спустя почти сто десять лет после её рождения, как это было и прежде.

За много десятилетий до Мадонны, Бейонсе, Джанет Джексон, Бритни Спирс и Дженнифер Лопес, была Жозефина Бейкер, одна первых в мире знаменитостей африканского происхождения. Жозефина поехала в Париж в 1925 году, чтобы станцевать в «La Revue Nègre». Она произвела неизгладимое впечатление на французскую аудиторию своим идеальным сочетанием экзотического шарма и таланта.

На следующий год она выступила в Фоли-Бержер (Folies Bergère), и это стало истинным началом её карьеры. Она появилась в юбке из бананов и поразила толпу своим стилем танца. Позже она прибавила пение к своим выступлениям, и оставалась популярной во Франции в течение многих лет. Жозефина Бейкер ответила на обожание французского народа, тем что сама стала гражданкой Франции в 1937 году.

Во Франции она не чувствовала такой же уровень расовых предрассудков, который в то время присутствовал в США. Под конец своей жизни Жозефина Бейкер надеялась создать «мировую деревню» в своем имении во Франции, но эти планы рухнули из-за финансовых трудностей. Чтобы собрать средства, она вернулась на сцену. Её возвращение было коротким, но зато оно прошло триумфально на Бродвее в 1970-х годах, а в 1975 году в Париже она открыла ретроспективное шоу. Она умерла в том же году от кровоизлияния в мозг, через неделю после открытия шоу.

7. Джин Келли (Gene Kelly)


Джин Келли был одной из самых больших звезд и величайших новаторов во время золотого века мюзиклов в Голливуде. Келли считал свой собственный стиль, чем-то вроде гибрида различных подходов к танцам, он брал свои движения из современных танцев, балета, и степа.

Келли привнёс танец в театры, используя каждый дюйм своей съёмочной площадки, всевозможные поверхности, и каждый широкий ракурс камеры, чтобы вырваться из двумерного ограничения фильма. И, делая это, он изменил взгляд кинорежиссёров на их камеры. Благодаря Келли камера стала живым инструментом, и даже самим танцором которого она снимала.

Наследие Келли пронизывает отрасли музыкального видео. Фотограф Майк Солсбери (Mike Salisbury) сфотографировал Майкла Джексона для обложки «Off The Wall» в «белых носках и лёгких кожаных туфлях типа мокасин Джина Келли» - который стали товарной маркой кинозвезды. Именно этот образ спустя некоторое время стал собственным узнаваемым брендов певца.

Пола Абдул, изначально известная по своим танцам и хореографии, сделала отсылку на знаменитый танец Келли с Мышкой Джерри (Jerry the Mouse) в своём вульгарном видео на песню «Противоположности притягиваются» (Opposites Attract), которое заканчивается чечёткой. Ашер (Usher) был еще одним из самых продаваемых артистов, который отдал должное наследству Келли. Другого такого танцора как Келли никогда не будет, а его влияние продолжает резонировать из поколения в поколение американских танцоров.

6. Сильви Гиллем (Sylvie Guillem)


В сорок восемь лет Сильви Гиллем продолжает бросать вызов законам балета и гравитации. Гиллем изменила лицо балета своими сверхъестественными талантами, которые она всегда использовала с умом, целостностью и чувствительностью. Ее природная любознательность и смелость направляла её на самые смелые пути, за привычные рамки классического балета.

Вместо того чтобы тратить всю свою карьеру на «безопасные» выступления, она принимала смелые решения, в равной степени способная исполнять роль «Раймонды» (Raymonda) в Парижской опере, или быть частью новаторского танца в представлении, поставленном по работе Форсайта (Forsythe) «In The Middle Somewhat Elevated». Почти никакой другой танцор не обладает таким размахом, поэтому совсем не удивительно, что она стала эталоном для большинства танцоров по всему миру. Как Мария Каллас (Maria Callas) в оперном мире, Гиллем смогла изменить популярный образ балерины.

5. Майкл Джексон (Michael Jackson)


Майкл Джексон был именно тем человеком, который смог сделать музыкальные видео тенденцией и он, без сомнения, является именно тем, кто сделал танцы важным элементом современной поп-музыки. Движения Джексона уже стали стандартной лексикой в поп и хип-хоп танцах. Большинство современных поп-икон, таких как Джастин Бибер, Ашер, Джастин Тимберлейк признают, что стиль Майкла Джексона оказал на них сильное влияние.

Его вклад в танцевальное искусство был оригинальным и необычным. Джексон был новатором, который в первую очередь был самоучкой, проектировавшим новые танцевальные движений без часто встречающихся эффектов формального обучения, которые ограничивают полёт фантазии. Его природная грация, гибкость и удивительная ритмичность способствовали созданию «стиля Джексона». Его сотрудники называли его «губкой». Это прозвище было ему дано за его умение впитывать идеи и техники, где бы он их находил.

Больше всего Джексона вдохновляли Джеймс Браун (James Brown), Марсель Марсо (Marcel Marceau), Джин Келли (Gene Kelly), и возможно это удивит многих людей - различные классические танцоры балета. Многие его поклонники не знают, что он изначально пытался выполнять «пируэты, как Барышников» и «отбивать чечётку, как Фред Астер (Fred Astaire)», но с треском провалился. Тем не менее, его преданность своему собственному уникальному стилю принесла ему ту славу, которой он добивался, и сегодня его имя стоит рядом с другими гигантами популярной музыки, такими как Элвис и Битлз, и его считают одной из величайших поп-икон всех времён.

4. Хоакин Кортес (Joaquín Cortés)


Хоакин Кортес это самый молодой танцор из этого списка, но, несмотря на то, что он всё ещё находится в процессе формирования своего наследия, он является одним из немногих танцоров за всю историю, которые смогли стать феноменальными секс символами, любимыми, как женщинами, так и мужчинами. Эль Макферсон (Elle Macpherson) описала его как «ходячий секс»; Мадонна и Дженнифер Лопес публично высказывали ему своё обожание, в то время как Наоми Кэмпбелл и Мира Сорвино (Mira Sorvino) находятся среди женщин, чьи сердца он (по слухам) разбил.

Можно с уверенностью сказать, что Кортес является не только одним из величайших танцоров фламенко за всю историю, но и именно тем, кто закрепил место фламенко в популярной культуре. В число его мужских почитателей входят Тарантино, Армани, Бертолуччи, Аль Пачино, Антонио Бандерас, и Стинг. Многие из его поклонников называют его Богом Фламенко или просто Богом Секса и если вам выпадет шанс посмотреть хоть одно из его шоу, вы поймёте почему. Однако в возрасте сорока четырех лет, Кортес остается холостяком, заявив, что «танец это моя жена, моя единственная женщина».

3. Фред Астер (Fred Astaire) и Джинджер Роджерс (Ginger Rogers)


Астер и Роджерс конечно же, были, неповторимой парой танцоров. Говорят, что «он придавал ей шарма, а она придавала ему сексуальной привлекательности». Они сделали танцы гораздо более привлекательными для масс в довольно чопорное время. Это отчасти произошло благодаря тому, что Роджерс использовала своё актёрское мастерство в танцах, и создавала такое впечатление, что танцы с Астером были самыми счастливыми моментами её жизни.

Эпоха тоже поспособствовала взлёту их популярности, во время великой депрессии многие американцы пытались свести концы с концами - и эти два танцора давали людям шанс хоть ненадолго забыть об удручающей реальности и повеселиться.

2. Михаил Барышников


Михаил Барышников является одним из величайших артистов балета всех времён, многие критики считают его самым великим. Рождённый в Латвии Барышников занимался балетом в академии русского балета имени А. Я. Вагановой в Санкт-Петербурге (тогда ещё называемом Ленинградом) до того как в 1967 году начал выступать в Мариинском театре. С тех пор он исполнял главные роли в десятках балетов. Он сыграл ключевую роль в том, что балет стал частью популярной культуры ещё в конце 1970-х и начале 80-х годов, он также был лицом искусства на протяжении более двух десятилетий. Барышников, пожалуй, является самым влиятельным танцором нашего времени.

1. Рудольф Нуреев (Rudolf Nureyev)


Барышников покорил сердца критиков и коллег-танцоров, а Рудольф Нуриев смог очаровать миллионы простых людей по всему миру. Родившийся в России танцор стал солистом Мариинского театра в возрасте 20 лет. В 1961 году, когда его личная жизнь сделала его предметом пристального внимания со стороны советских властей, он попросил политического убежища в Париже, а затем гастролировал с Гранд Балет дю Маркиз де Куэвас (Grand Ballet du Marquis de Cuevas).

В 1970-х годах он ворвался в индустрию фильмов. Большинство критиков утверждают, что технически он был не так хорош, как Барышников, но Нурееву все же удалось очаровать толпы своей удивительной харизмой и эмоциональностью выступлений. Балет пары Нуреева и Фонтейн (Fonteyn) «Ромео и Джульетта» по сей день остается одним из самых мощных и эмоциональных выступлений в дуэте в истории балета.

К сожалению, Нуриев был одной из первых жертв ВИЧ-инфекции, и умер от СПИДа в 1993 году. Двадцать лет спустя, мы всё ещё можем наблюдать то невероятное наследие, которое он оставил после себя.

+
Донни Бернс (Donnie Burns)


Донни Бернс это шотландский профессиональный исполнитель бальных танцев, который специализируется на латинских танцах. Он и его бывшая партнерша по танцам Гейнор Фейвезэр (Gaynor Fairweather) были чемпионами Мира по Профессиональным Латинским Танцам рекордные шестнадцать раз. На данный момент он является президентом Всемирного Совета Танца (World Dance Council), и также появился в двенадцатом сезоне Танцев со Звёздами (Dancing with the Stars).

Он считается самым великим исполнителем бальных танцев всех времён, и его танцы с партнёршей на чемпионатах в настоящее время считаются классикой. Но дела у Бернса не всегда шли так хорошо. Во время интервью с «Daily Sun», он признался: «Я никогда не думал, что маленькому мальчику из Гамильтона удастся испытать хотя бы часть того, что я пережил в своей жизни. Меня неустанно дразнили в школе, и я часто вступал в драки, потому что хотел доказать, что я не был «танцующей королевой».

Можно сказать с уверенностью, что на сегодняшний день он не стал бы возражать против такого эпитета, так как в настоящее время Донни Бернс считается «Королём Танцев».

Давно ушли в небытие мифы о только женских партиях в танце. Сегодня мужчины по праву занимают лидирующие партии, без них мы не можем представить современный балет.

Топ – 5 самые знаменитые танцоры балета

Вацлав Фомич Нижинский

Основоположник мужского балета 20 столетия. Родился в семье танцовщиков в 1890г. В 1907году окончив училище, начал выступать с Мариинским театром, практически сразу играя главные роли. У Нижинского была неповторимая на тот момент техника, особо неприметный в жизни, он полностью перевоплощался в своего героя. Неподражаемы были его прыжки-полеты птицы. Не всегда новаторство и эксперименты Нижинского имели успех, он как бы опережал время и публика его не понимала. В 1919 году было последнее выступление артиста. Позднее в балете приняли его стиль экспрессионизма и совершенно новые движения пластики. Несмотря на короткий период творчества(10 лет), он был и остался кумиром.

Васильев Владимир Викторович

Родился в 1940 году в рабочей семье. В 1947г, за компанию, с другом пошел в танцевальный кружок. А через 2 года в 1949 был принят в хореографическое училище, где поражал своих преподавателей мастерством и виртуозностью. После училища, в1958 году был приглашен в труппу балета Большого Театра, где, практически сразу, начал играть главные роли. Самой фееричной стала партия Спартака, после чего Васильева прозвали «богом танца». Своими движениями он передавал малейшие акценты в музыке, сливаясь с ней в единое целое. Васильев награжден несколькими наградами, стал лауреатом многих конкурсов, завоевав первые премии и золотые медали.

Горский Александр Алексеевич

В 1889 году начал танцевать в кордебалете, через 11 лет стал премьером труппы. Автор учебного пособия системы танцевальных движений Степанова. Преподаватель теории танца в школе балета. Горский – реформатор балета. Он внес в балет законы драмы и чувство достоверности происходящего. Его постановку «Дон Кихот» до сих пор ставят в театрах, хотя на тот момент восторга у критиков она не вызвала. Как балетмейстер, Горский внес большой вклад в развитие и совершенствование . Многие известные балеты, поставленные Горским по своей трактовке, начали жить новой жизнью.

Ермолаев Алексей Николаевич

Будучи 16 летним выпускником училища, Ермолаев играет бога ветра – свою первую партию в балете «Талисман». Балетмейстер театра сразу увидел безудержную энергию и силу парня и создавал образы под его характер. Фанат балета, он перестраивал под себя все партии, репетируя ночами при свете свечи. Ермолаем изменил привычный образ мужской роли в балете, его виртуозные движения – тройные туры в воздухе, двойные револьтады, до сих пор не могут повторить танцоры.

Фокин Михаил Михайлович

Итальянец, родился в семье артистов балета в 1850г. Обучался в флорентийской академии танца Дж. Лепри. С 1870г выступал на сцене театра Ла Скала. Мастер мимики и па-де-де. Автор методики развития танцевальной техники балета.

Положивших начало её мировой известности. Афиша работы В. Серова с силуэтом А. Павловой стала навсегда эмблемой «Русских сезонов».С 1910 года Павлова гастролировала во многих странах мира вместе со своей собственной труппой. Балетмейстер Михаил Фокин поставил несколько балетов специально для труппы А. Павловой, один из которых «Семь дочерей горного короля».Последнее выступление балерины в Мариинском театре состоялось в 1913 году , а в России - в 1914 году , после чего она обосновалась в Англии и в Россию больше не возвращалась.В 1921 -1925 годах Анна Павлова гастролировала по США , организатором её гастролей был американский импресарио русского происхождения Соломон Юрок . В 1921 году Анна Павлова также выступала в Индии и завоевала внимание индийской публики в Дели , Бомбее и Калькутте .Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным.

Карсавина Тамара Платоновна

Балерина родилась 25 февраля (9 марта ) 1885 года в Петербурге в семье танцовщика императорской труппы Платона Карсавина и его жены Анны Иосифовны, урожденной Хомяковой, дочери двоюродного брата (то есть внучатой племянницы) известного славянофила А.С.Хомякова. Брат - Лев Карсавин , русский философ. В 1902 году окончила Императорское театральное училище, где постигала основы балетного мастерства у педагога Александра Горского, затем вошла в состав труппы Мариинского театра . Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины и исполняла ведущие партии в балетах классического репертуара - «Жизель», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Карнавал» и др. С1909 года по приглашению Сергея дягилева Карсавина начала выступать в организованных им гастролях артистов балета России в Европе, а затем в Русском балете Дягилева. Наиболее заметными работами балерины в период сотрудничества с Дягилевым были ведущие партии в балетах «Жар-Птица», «Призрак оперы», «Петрушка» (постановка Михаила Фокина), «Женские причуды» и др. В эмиграции она, не прекращая выступать на сцене и гастролировать с Русским балетом Дягилева, занималась преподавательской деятельностью. Кроме того, в начале 1920-х балерина появилась в эпизодических ролях в нескольких немых кинофильмах производства Германии и Великобритании- в том числе в картине «Путь к силе и красоте»1925 г.. В 1930-1955 гг. занимала должность вице-президента Королевской академии танцаТамара Карсавина умерла 26 мая 1978 в Лондоне в возрасте 93 лет.

Уланова Галина Сергеевна


Родилась 8 января 1910 г. (по новому стилю) в Петербурге в артистической семье. В 1928 г. окончила Ленинградское хореографическое училище, в котором занималась первые шесть лет у своей матери М. Ф. Романовой, затем у А. Я. Вагановой, известнейшего педагога.После окончания училища поступила в Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (с 1992 г. Мариинский театр). Дебютировала в сложнейшей партии Одетты-Одилии в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро». В 1941 г. Уланова стала лауреатом Сталинской премии (это звание присуждалось ей также в 1946,1947 и 1950 гг.).1944 г. балерину пригласили в Москву, и она стала солисткой Большого театра. Уланова танцевала на его сцене до 1960 г., создав незабываемые образы как в классическом русском, так и в зарубежном балетном репертуаре.Балерина обращалась и к творчеству современных ей композиторов. Так, Уланова потрясающе воплотила на сцене образ Джульетты в балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».В 1951 г. Галине Сергеевне присвоили звание народной артистки СССР. Её талант был признан во всём мире. Когда в 1956 г. Большой театр впервые выехал на гастроли в Лондон, Уланова снискала триумфальный успех в партиях Жизели (в одноимённом балете А. Адана) и Джульетты. Джульета была ее любимой героиней.

Она единственная балерина, которой при жизни установили памятники (в Ленинграде и Стокгольме).Последним балетом, в котором танцевала Уланова, стала «Шопениана» на музыку Ф. Шопена. Уйдя со сцены, продолжала работать в Большом театре уже как педагог-репетитор. Среди её учеников - Е. Максимова, В. Васильев, Л. Семеняка и многие другие. А. Н. Толстой назвал Уланову «обыкновенной богиней». Умерла 22 сентября 1998 г. в Москве.

Юрий Тимофеевич Жданов

Юрий Тимофеевич Жданов (29 ноября [по др. данным 29 сентября] 1925, Москва - 1986, Москва) - народный артист РСФСР, балетмейстер, педагог, художник. Окончил Московское хореографическое училище по классу Н. И. Тарасова в 1944 году, балетмейстерское отделение ГИТИСа им. А. В. Луначарского (проф. Л. М. Лавровский и Р. В. Захаров) в 1968 году. В период 1944-1967 гг., - ведущий солист балета Большого театра. Исполнял главные партии в балетах «Ромео и Джульетта», «Жизель», «Бахчисарайский фонтан», «Медный всадник», «Красный мак», «Шопениана», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Раймонда», «Дон Кихот», «Пламя Парижа», «Гаянэ», «Жар-Птица», «Вальпургиева ночь» и др., вёл большую концертную деятельность. В 1951-1960 гг. был постоянным партнером Галины Улановой, выступал вместе с ней в первых шести из перечисленных балетов и в концертной программе. Вместе они совершили гастрольную поездку по городам СССР (1952), в последующие годы участвовали в первых гастролях советского балета в Париже (1954, 1958), Лондоне (1956), Берлине (1954), Гамбурге, Мюнхене, Брюсселе (1958), Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Торонто, Оттаве, Монреале (1959), снимался в кино («Ромео и Джульетта»). В 1953 году на киностудии «Ленфильм» был снят фильм «Мастера русского балета». В фильм вошли фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского. Юрий Жданов исполнил в этом фильме одну из главных партий. Ю.Жданов выступал также с Светланой Адырхаевой, Софьей Головкиной, Ольгой Лепешинской, Екатериной Максимовой, Майей Плисецкой, Раисой Стручковой, Ниной Тимофеевой, Аллой Шелест и другими русскими и иностранными балеринами. Зрители более тридцати стран знакомы с хореографическим искусством Юрия Жданова. По окончании сценической карьеры Ю.Жданов был художественным руководителем Гос.концертного ансамбля «Классический балет» (1971-1976), для которого поставил балеты «Франческа да Римини» П.Чайковского, «Весенняя фантазия» Р.Дриго, «Хореографическая сюита» К.Акимова, концертные миниатюры «Молодые голоса» Я. Бенды, «Этюд-картина» С.Рахманинова и ряд др. Для своих постановок Ю. Жданов создавал сам декорации и костюмы. В 1981-1986 гг. Жданов преподавал в ГИТИС"е, где вел курсы «Искусство балетмейстера» и «Балетный театр и художник». Художественное образование Ю. Жданов получил в студии известного художника член-корр. АХ СССР Г. М. Шегаля. С начала 1950-х гг. он систематически участвовал во всесоюзных и международных выставках советских художников, имел более пятнадцати персональных выставок в нашей стране и за рубежом. С 1967 г. - член Союза художников СССР. Более 150 работ Ю.Жданова - живописных и графических - находятся в музеях нашей страны, около 600 произведений приобретены в частные коллекции. Юрий Тимофеевич Жданов умер 9 апреля 1986 года в Москве от сердечного приступа. После смерти Жданова его известность как художника всё более возрастает. Творчеству Жданова посвящен телефильм «Юрий Жданов. Страницы жизни артиста и художника» (1988). В последние годы с успехом прошли персональные выставки мастера в Москве и других городах, многие работы проданы в частные коллекции России, Англии, США, Германии, Италии, Японии, Финляндии, Греции.

Плисецкая Майя михайловна

Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925. Это поистине величайшая балерина. Она красива, элегпантна, умна.
Она танцевала во многих спектаклях:

В пластике Майи Плисецкой танцевальное искусство достигает высокой гармонии .

Наиболее известные партии: Одетта-Одиллия в «Лебединое озеро», Аврора в Спящей красавице » (1961 ), Раймонда в одноимённом балете Глазунова , Хозяйка медной горы в «Каменном цветке » Прокофьева , Мехмэнэ-Бану «Легенде о любви » Меликова , Кармен (Кармен-сюита Родиона Щедрина).

Плисецкая выступала в качестве балетмейстера, поставила балеты: «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Чайка» Р. К. Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии), «Раймонда» А. К. Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим ), «Дама с собачкой» Р. К. Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая - первая исполнительница главной партии).

В 1980-х годах Плисецкая и Щедрин проводили много времени за границей, где она работала художественным руководителем Римского театра оперы и балета (1983-1984), а также Испанского национального балета в Мадриде (1988-1990). Оставила сцену в возрасте 65 лет; после длительное время участвовала в концертах, ведёт мастер-классы. На день своего 70-летия дебютировала в специально написанном для неё номере Бежара «Аве Майя». С 1994 года Плисецкая является председателем ежегодного международного балетного конкурса, носящего имя «Майя» (Санкт-Петербург ).

Максимова Екатерина

В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.
В 1958–1988 годах – ведущая артистка балета Большого театра. Великолепное владение классическим танцем, превосходные внешние данные, артистичность и личное обаяние позволили Максимовой овладеть традиционным репертуаром театра. За ней последовали балеты Жизель (традиционная редакция, музыка А. Адана), Дон Кихот А.А. Горского (музыка Л. Минкуса), Спящая красавица (традиционная редакция, потом редакция Ю.Н. Григоровича, музыка Чайковского) и др. Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960–1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей (Щелкунчик, 1966; Спартак, музыка А.И. Хачатуряна, 1968, роль Фригии и др.). Максимова была постоянной партнершей своего мужа, В.В. Васильева, и танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: Икар (музыка С.М. Слонимского, 1976; Анюта, музыка В.А. Гаврилина, 1986; Золушка, музыка С.С. Прокофьева, 1991). За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара (Ромео и Юлия на музыку Г. Берлиоза), Ролана Пёти (Голубой ангел, на музыку М. Констана), Джона Кранко (Онегин, на музыку Чайковского). С Максимовой работал К.Я. Голейзовский, поставивший в 1960 году для неё один из лучших своих номеров – Мазурку на музыку А.Н. Скрябина. Крест на её карьере едва не поставила травма позвоночника, которую она получила на репетиции балета "Иван Грозный". Была сложная верхняя поддержка, из которой балерина неудачно вышла. В результате у неё "выскочил" позвонок. Под вопросом было её нормальное передвижение. Но она, при помощи мужа и своей силы воли сумела справиться с болезнью. Целый год носила специальный корсет и делала упражнения, разработанные для неё Васильевым. 10 марта 1976 года Екатерина Максимова вновь вышла на сцену Большого. В «Жизели».Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество её таланта – комедийное дарование (Галатея по Пигмалиону Б. Шоу, музыка Ф. Лоу в обработке Т.И. Когана, хореограф Д.А. Брянцев; Старое танго, музыка Когана, хореограф тот же). Искусство Максимовой и особенно её участие в знаменитом дуэте Максимова – Васильев, запечатлённое в телефильме "Дуэт" (1973) и французском видеофильме "Катя и Володя" (1989), пользуется мировым признанием.В 1980 году Максимова закончила Государственный институт театрального искусства имени А.В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства). С 1982 года она начала преподавать на кафедре хореографии этого института классическое наследие и композицию танца (в 1996-м ей присваивают учёное звание профессора). С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра "Кремлёвский балет". С 1998 года - балетмейстером-репетитором Большого театра (солисткой труппы она перестала быть в 1988 году).

Лопаткина Ульяна Вячеславовна
Народная артистка России (2005).
Лауреат Государственной премии России (1999).
Лауреат Международного конкурса Vaganova-Prix (1991).
Лауреат премий: «Золотой софит» (1995), «Божественная» с присвоением звания «Лучшая балерина» (1996), «Золотая маска» (1997), Benois de la danse (1997), «Балтика» (1997, 2001: Гран-при за содействие мировой славе Мариинского театра), Evening Standard (1998), Monaco world dance awards (2001), «Триумф» (2004).
В 1998 присвоено почетное звание «Артист Ее Величества Императорской сцены державной России» с вручением медали «Человек-творец».

Родилась в Керчи (Украина).
Окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс профессора Наталии Дудинской).
С 1991 года в труппе Мариинского театра.
С 1995 года – солистка.


«Жизель» (Мирта, Жизель);
«Корсар» (Медора);
«Баядерка» (Никия) – редакция Вахтанга Чабукиани;
Grand pas из балета «Пахита» (солистка);
«Спящая красавица» (фея Сирени) – редакция Константина Сергеева;
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия);
«Раймонда» (Раймонда, Клеманс);
«Лебедь», «Шехеразада» (Зобеида) – хореография Михаила Фокина;
«Бахчисарайский фонтан» (Зарема);
«Легенда о любви» (Мехменэ Бану);
«Ленинградская симфония» (Девушка);
Pas de quatre (Мария Тальони) – хореография Антона Долина;

«Серенада», «Симфония до мажор» (II ч. Adagio), «Драгоценности» («Бриллианты»), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial ), «Тема с вариациями», «Вальс», «Шотландская симфония» – хореография Джорджа Баланчина;
«В ночи» (III часть) – хореография Джерома Роббинса;
«Юноша и смерть» – хореография Ролана Пети;
«Гойя-дивертисмент» (Смерть) – хореография Хосе Антонио;
«Щелкунчик» (фрагмент «Учитель и ученица») – хореография Джона Ноймайера;
«Поцелуй феи» (Фея), «Поэма экстаза», «Анна Каренина» (Анна Каренина) – хореография Алексея Ратманского;
– хореография Уильяма Форсайта;
Trois Gnossienes – хореография Ханса ван Манена;
«Танго» – хореография Николая Андросова;
Grand pas de deux – хореография Кристиана Шпука

Первая исполнительница одной из двух сольных партий в балете Джона Ноймайера «Звуки пустых страниц» (2001).

Захарова Светлана Юрьевна

В Мариинском театре
1996

Принцесса Флорина («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции К. Сергеева)
Повелительница дриад («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского)
Па де де Чайковского (хореография Дж. Баланчина)
«Умирающий лебедь» (на музыку К. Сен-Санса, хореография М. Фокина)
Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, хореография Р. Захарова)
Маша («Щелкунчик» П. Чайковского, хореография В. Вайнонена)
1997
Гюльнара («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа в редакции П. Гусева)
Жизель («Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа)
мазурка и седьмой вальс («Шопениана», хореография М. Фокина)
1998
Принцесса Аврора («Спящая красавица»)
Терпсихора («Аполлон» И. Стравинского, хореография Дж. Баланчина)
Cолистка («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова в редакции К. Сергеева)
Cолистка («Поэма экстаза» на музыку А. Скрябина в постановке А. Ратманского)
1999
Cолистка I части («Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина)
Принцесса Аврора («Спящая красавица», реконструкция постановки М. Петипа С. Вихарева)
Медора («Корсар»)
Никия («Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции В. Пономарева и В. Чабукиани)
2000
Cолистка в «Бриллиантах» на музыку П. Чайковского («Драгоценности», хореография Дж. Баланчина)
Манон («Манон» на музыку Ж. Массне, хореография К. Макмиллана)
Китри («Дон Кихот»)
2001
Cолистка («Теперь и тогда» на музыку М. Равеля в постановке Дж. Ноймайера)
Барышня («Барышня и хулиган» на музыку Д. Шостаковича, хореография К. Боярского)
Зобеида («Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова, хореография М. Фокина)
2002
Джульетта («Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского)
Cолистка (гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа)
Cолистка («Средний дуэт» на музыку Ю. Ханона в постановке А. Ратманского)
2003
Cолистка (Этюды" на музыку К. Черни, хореография Х. Ландера)
Одним из постоянных партнеров балерины был Игорь Зеленский.
В Большом театре
В сезоне 2003/2004 Светлана Захарова перешла в труппу Большого театра, где ее педагогом-репетитором стала Людмила Семеняка , также являющаяся представительницей петербургской школы балета.
Балерина была представлена коллективу театра на традиционном сборе труппы, состоявшемся 26 августа 2003 г. Дебют в качестве солистки Большого театра состоялся 5 октября в балете «Жизель» (редакция В. Васильева). До своего переезда в Москву она трижды танцевала этот спектакль в Большом театре.
2003
Жизель («Жизель»)
Аспиччия («Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта по М. Петипа)
Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П. Чайковского во второй редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского)
2004
Принцесса Аврора («Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Cолистка II части («Симфония до мажор»)
Никия («Баядерка» в редакции Ю. Григоровича)
Китри («Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева)
Ипполита (Титания) («Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мендельсона-Бартольди и Д.Лигети в постановке Дж.Ноймайера) -
2005
Раймонда («Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича)
Кармен («Кармен-сюита» Ж. Бизе - Р. Щедрина в постановке А. Алонсо)
2006
Золушка («Золушка» С. Прокофьева, хореография Ю. Посохова, реж. Ю. Борисов) - первая исполнительница
2007
Cолистка («Серенада» на музыку П. Чайковского, хореография Дж. Баланчина) - первая исполнительница в Большом театре
Медора («Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки) - первая исполнительница
Cолистка («Класс-концерт» на музыку А. Глазунова, А. Лядова, А. Рубинштейна, Д. Шостаковича, хореография А. Мессерера)
2008
Эгина («Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича)
Пара в желтом («Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова в постановке А. Ратманского) - была в числе первых исполнителей балета в Большом театре
Пахита (Большое классическое па из балета «Пахита» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки)
2009
Светлана («Захарова суперигра» Э. Пальмьери в постановке Ф. Вентрильи) -мировая премьера
2010
Смерть («Юноша и смерть» на музыку И.С. Баха в постановке Р. Пети) - первая исполнительница в Большом театре
Первое и два следующих представления «Дочери фараона» с участием Захаровой снимала для выпуска балета на DVD французская компания Bel Air Media.
15 июня 2005 г. на Основной сцене Большого театра состоялся первый творческий вечер Светланы Захаровой, в программу которого вошли картина «Тени» из балета «Баядерка» (Солор - солист Мариинского театра игорь Зеленский)
«Средний дуэт» в постановке А. Ратманского (партнер - солист Мариинского театра Андрей Меркурьев)
дуэт из балета «Посередине немного на возвышении» на музыку Т. Уилемса в постановке У. Форсайта (партнер - Андрей Меркурьев)
третий акт из балета «Дон Кихот» (Базиль - Андрей Уваров) и ряд номеров в исполнении солистов балета Большого театра

Вишнва Диана Викторовна

Народная артистка России
Лауреат Государственной премии России
Лауреат Международного конкурса артистов балета (Лозанна, 1994)
Лауреат премий Benois de la Danse (1996), «Золотой софит» (1996, 2011), «Балтика» (1998), «Золотая маска» (2001), «Танцовщица года – 2002» (Dancer of Europe ), премии журнала «Балет» (2003)
Лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2009) в трех номинациях: «Лучшая женская роль», «Современный танец/женская роль» и «Приз критики» («Диана Вишнева: Красота в движении», проект Сергея Даниляна, США-Россия)

Диана Вишнева родилась в Ленинграде. Окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс профессора Людмилы Ковалевой). Последний год обучения совмещала со стажировкой в Мариинском театре. В 1995 году Диана Вишнева принята в труппу Мариинского театра, а с 1996 года является солисткой Мариинского театра.

Диана Вишнева активно выступает на ведущих театральных площадках Европы. В 2001 году она дебютировала в Мюнхенском Staatsballett («Манон» Кеннета Макмиллана) и театре Ла Скала (Аврора – «Спящая красавица» в версии Рудольфа Нуреева), а в 2002 году выступила на сцене Opera de Paris (Китри – «Дон Кихот» в версии Рудольфа Нуреева). В 2003 году состоялся ее дебют на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке (Джульетта – «Ромео и Джульетта», хореография Кеннета Макмиллана).

С 2002 года Диана Вишнева является приглашенной солисткой театра Staatsoper (Берлин), исполняя главные партии в балетах «Жизель», «Баядерка», «Лебединое озеро» (версия Патриса Барта), «Кольцо вокруг кольца» Мориса Бежара, «Манон» и «Спящая красавица». С 2005 года балерина выступает как приглашенная солистка на сцене American Ballet Theatre (танцевала в балетах «Лебединое озеро», «Жизель», «Дон Кихот», «Манон», «Ромео и Джульетта», Ballet Imperial , «Спящая красавица», The Dream , «Баядерка»). В Американском театре балета Диана Вишнёва исполнила главные партии в балетах: «Сильвия» и Thaïs Pas de deux (хореография Фредерика Аштона), «На Днепре» (хореография Алексея Ратманского), «Дама с камелиями» (хореография Джона Ноймайера) и «Онегин» (хореография Джона Кранко).

Диана Вишнева активно сотрудничает с известными современными хореографами и режиссерами. В 2005 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета Петра Зуски «Руки моря», поставленного специально для Дианы Вишневой. В 2007 году Андрей Могучий и Алексей Кононов осуществили постановку спектакля «Silenzio. Диана Вишнева». В феврале 2008 года Диана Вишнева в содружестве с Ardani Artists Management и Orange County Performing Arts Center представила программу «Красота в движении» («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Повороты любви» Дуайта Родена, F.L.O.W. Мозеса Пендлтона).

В марте 2011 года на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Парк» (хореография Анжелена Прельжокажа) при участии Дианы Вишнёвой. В октябре того же года балерина представила проект «Диана Вишнёва: Диалоги», осуществленный при поддержке Мариинского театра, Фонда Дианы Вишнёвой и компании Ardani Artists.

Репертуар на сцене Мариинского театра:
«Жизель» (Мирта, Зюльма) – хореография Жана Коралли, Жюля Перро, Мариуса Петипа;
«Корсар» (Гюльнара, Медора) – постановка Петра Гусева на основе композиции и хореографии Мариуса Петипа;
Grand pas из балета «Пахита» (вариация) – хореография Мариуса Петипа;
«Баядерка» (Никия) – хореография Мариуса Петипа в редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани;
«Спящая красавица» (Аврора) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
«Щелкунчик» (Маша) – хореография Василия Вайнонена, а также постановка Михаила Шемякина с хореографией Кирилла Симонова;
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова, редакция Константина Сергеева;
«Раймонда» (Раймонда) – хореография Мариуса Петипа, редакция Константина Сергеева;
балеты Михаила Фокина: «Шехеразада» (Зобеида), «Жар-птица» (Жар-птица), «Видение розы», «Лебедь»;
Pas de quatre (Фанни Черрито) – хореография Антона Долина;
Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского;
«Легенда о любви» (Мехменэ-Бану) – хореография Юрия Григоровича;
«Кармен-сюита» (Кармен) – хореография Альберто Алонсо;
балеты Джорджа Баланчина: «Аполлон» (Терпсихора), «Симфония до мажор» (III часть), Tchaikovsky Pas de deux , «Драгоценности» («Рубины»), Фортепианный концерт № 2 (Ballet Imperial );
«В ночи» (I дуэт) – хореография Джерома Роббинса;
«Юноша и смерть», «Кармен» (Кармен) – хореография Ролана Пети;
«Манон» (Манон) – хореография Кеннета Макмиллана;
Spring and Fall, Now and Then, «Звуки пустых страниц» – хореография Джона Ноймайера;
балеты Алексея Ратманского: «Поэма экстаза», «Золушка» (Золушка), «Анна Каренина» (Анна Каренина);
балеты Уильяма Форсайта: In the Middle, Somewhat Elevated и Steptext ;
«Парк» – хореография Анжелена Прельжокажа;
«Диана Вишнёва: Красота в движении» («Лунный Пьеро» Алексея Ратманского, «Из любви к женщине» Дуайта Родена, «Повороты любви» Мозеса Пендлтона);
«Диана Вишнёва: Диалоги» («Лабиринт» Марты Грэм, «Диалог» Джона Ноймайера, «Объект перемен» Пола Лайтфута и Соль Леон).

Терешкина Виктория Валерьевна

Заслуженная артистка России (2008)
Лауреат IX Международного конкурса артистов балета «Арабеск-2006» (Пермь, 2006). Обладатель приза журнала «Балет» – «Душа танца» в номинации «Восходящая звезда» (2006)
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» за роль Королевы моря в балете «Ундина» (2006)
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая женская роль в балетном спектакле» в балетном спектакле Approximate Sonata – хореография Уильяма Форсайта. (2005)
Лауреат Международной балетной премии «DANCE OPEN» в номинации «Мисс Виртуозность» (2010 и 2011)

Родилась в Красноярске.
В 2001 году окончила Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Марины Васильевой).
С 2001 года в труппе Мариинского театра.

В репертуаре:
«Жизель» (Жизель, Мирта, Зюльма);
«Корсар» (Медора);
«Баядерка» (Никия, Гамзатти);
«Спящая красавица» (Аврора, Фея Золота, Фея Бриллиантов);
«Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия) – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова в редакции Константина Сергеева;
«Раймонда» (Раймонда) – хореография Мариуса Петипа в редакции Константина Сергеева;
«Дон Кихот» (Китри) – хореография Александра Горского;
«Шехеразада» (Зобеида) – хореография Михаила Фокина;
«Спартак» (Фригия) – хореография Леонида Якобсона;
«Ромео и Джульетта» (Джульетта) – хореография Леонида Лавровского;
«Легенда о любви» (Мехменэ Бану) – хореография Юрия Григоровича;
Grand pas classique – хореография Виктора Гзовского;
балеты Джорджа Баланчина: «Аполлон» (Полигимния, Терпсихора, Каллиопа), «Серенада», «Симфония до мажор» (I часть), «Сон в летнюю ночь» (Титания), «Тема с вариациями», «Четыре темперамента», Tchaikovsky Pas de deux , «Драгоценности» («Рубины», «Бриллианты»), «Фортепианный концерт № 2» (Ballet Imperial ), Тарантелла;
«В ночи» – хореография Джерома Роббинса;
«Юноша и смерть» (Смерть) – хореография Ролана Пети;
«Манон» (куртизанки) – хореография Кеннета Макмиллана;
«Этюды» (солистка) – хореография Харальда Ландера;
«Ундина» (Королева моря) – хореография Пьера Лакотта;
балеты Алексея Ратманского: «Анна Каренина» (Анна Каренина), «Золушка» (Худышка, женский танец), «Конек-Горбунок» (Царь-девица);
«Нежно, с огнем» (Dolce, con fuoco ) – хореография Светланы Ануфриевой;
«Щелкунчик» (Маша, сестры Щелкунчика) – постановка Михаила Шемякина, хореография Кирилла Симонова;
балеты Уильяма Форсайта: Approximate Sonata, In the Middle, Somewhat Elevated ;
«Ринг» – хореография Алексея Мирошниченко;
«Прерванная ария» (солистка) – хореография Питера Кванца;
«Завод Болеро» (Душа) – хореография Юрия Смекалова;
«Парк» (солистка) – хореография Анжелена Прельжокажа.

Первая исполнительница партий Королевы моря («Ундина» в хореографии Пьера Лакотта, 2006), Царь-девицы («Конек-Горбунок» в хореографии Алексея Ратманского, 2009) и Фригии («Спартак» в хореографии Леонида Якобсона, 2010).

Плеяда восходящих звезд русского балета

Кристина Шапран

Анна Тихомирова

Сергей Полунин

Артем Овчаренко

Кристина Андреева и Олег Ивенко

Они воздушны, стройны, легки. Их танец неповторим. Кто они эти выдающиеся балерины нашего века.

Агриппина Ваганова (1879-1951)

Одним из самых важных в истории российского балета годов является 1738. Благодаря предложению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде и утверждению Петра I в Санкт-Петербурге открылась первая школа балетного танца в России, которая существует по сегодняшний день и называется Академией Русского балета им. А.Я. Вагановой. Именно Агриппина Ваганова в советское время систематизировала традиции классического императорского балета. В 1957 году ее имя было присвоено Ленинградскому хореографическому училищу.

Майя Плисецкая (1925)

Выдающаяся танцовщица второй половины XX века, вошедшая в историю балета феноменальным творческим долголетием, Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.

В июне 1934 года Майя поступила в Московское хореографическое училище, где последовательно занималась у педагогов Е. И. Долинской, Е. П. Гердт, М. М. Леонтьевой, но лучшим своим педагогом считает Агриппину Яковлевну Ваганову, с которой встретилась уже в Большом театре, куда ее приняли 1 апреля 1943 года.

Маяй Плисецкая – символ русского балета. Одну из своих главных партий Одетты-Одиллии из «Лебединого озера» она исполнила 27 апреля 1947 года. Именно этот балет Чайковского стал стержнем ее биографии.

Матильда Кшесинская (1872-1971)

Родилась в семье танцовщика Ф. И. Кшесинского, поляка по национальности. В 1890 году окончила балетное отделение Петербургского театрального училища. В 1890-1917 годах танцевала в Мариинском театре. Прославилась в ролях Авроры («Спящая красавица»,1893), Эсмеральды (1899), Терезы («Привал кавалерии») и др. Ее танец отличала яркая артистичность, жизнерадостность. В начале 1900-х годов была участницей балетов М. М. Фокина: «Евника», «Шопениана», «Эрос», в 1911-1912 годах выступала в труппе «Русский балет Дягилева».

Анна Павлова (1881-1931)

Родилась в Петербурге. После окончания Петербургского театрального училища, в 1899 г. была принята в труппу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». Природные данные и постоянное совершенствование исполнительского мастерства помогли Павловой выдвинуться в 1906 г. в ведущие танцовщицы труппы.
Огромное влияние на выявление новых возможностей в исполнительской манере Павловой оказала совместная работа с балетмейстерами-новаторами А. Горским и, особенно, М. Фокиным. Павлова исполнила главные партии в балетах Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре Павлова впервые исполнила поставленную для нее Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии поэтическим символом русского балета XX века.

Светлана Захарова (1979)

Светлана Захарова родилась в Луцке, на Украине, 10 июня 1979 года. В шестилетнем возрасте мать отвела ее в хореографический кружок, где Светлана занималась народными танцами. В возрасте десяти лет она поступила в Киевское хореографическое училище.

Проучившись четыре месяца, Захарова покинула училище, так как ее семья переехала в Восточную Германию в соответствии с новым назначением ее отца-военнослужащего. Вернувшись через полгода на Украину, Захарова снова сдала экзамены в Киевское хореографическое училище и была принята сразу во второй класс. В Киевском училище она занималась главным образом с Валерией Сулегиной.

Светлана выступает во многих мегаполисах мира. В апреле 2008 года ее признали звездой знаменитого миланского театра «Ла Скала».

Галина Уланова (1909-1998)

Галина Сергеевна Уланова родилась в Санкт-Петербурге 08 января 1910 года (по старому стилю 26 декабря 1909 г.), в семье мастеров балетного исскуства.

1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. Довольно скоро она поступила в труппу ленинградского Государственного академического театра оперы и балета (ныне Мариинский).

Любимую Мариинку Улановой пришлось оставить в годы блокады Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны Уланова танцевала в театрах Перми, Алма-Аты, Свердловска, выступая в госпиталях перед ранеными. В 1944г. Галина Сергеевна переходит в Большой театр, в котором периодически выступала с 1934 г.

Настоящим достижением Галины стал образ Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта». Ее лучшими танцами являются так же роль Маши из «Щелкунчика» Чайковского, Марии из «Бахчисарайского фонтана» и Жизель Адана.

Тамара Карсавина (1885-1978)

Родилась в Петербурге в семье танцовщика Мариинского театра Платона Карсавина, внучатая племянница Алексея Хомякова, видного философа и литератора 1-й половины XIX века, сестра философа Льва Карсавина.

Училась у А. Горского в Петурбургском театральном училище, которое окончила в 1902 г. Еще воспитанницей исполнила сольную партию Амура на премьере балета «Дон-Кихот» в постановке Горского.

Балетную деятельность начинала в период кризиса академизма и поисков выхода из него. Поколонники академического балета находили в исполнении Карсавиной много изъянов. Балерина совершенствовала свое исполнительское мастерство у лучших российских и итальянских педагогов
Замечательный дар Карсавиной проявился в работах над постановках М. Фокина. Карсавина явилась родоначальницей принципиально новых тенденций в искусстве балета начала XX века, позднее названных «интеллектуальным искусством».

Талантливая Карсавина быстро достигла статуса примы-балерины. Она исполняла ведущие партии в балетах «Карнавал», «Жизель», Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и многих других.

Ульяна Лопаткина (1973)

Ульяна Вячеславна Лопаткина родилась в Керчи (Украина) 23 октября 1973 г. В детстве занималась в танцевальных кружках и в секции спортивной гимнастики. По инициативе матери поступила в Академию русского балета им. А.Я. Вагановой в Ленинграде.

В 1990 г, будучи студенткой, Лопаткина участвовала во Втором Всероссийском конкурсе им. А.Я. Вагановой для учащихся хореографических училищ и получила первую премию..

В 1995 году Ульяна стала примой-балериной. В ее послужном списке лучшие роли в классических и современных постановках.

Екатерина Максимова (1931-2009)

Родилась в Москве 1 февраля 1939 года. С детства маленькая Катя мечтала танцевать и в десять лет поступила в Московское хореографическое училище. В седьмом классе станцевала первую роль – Машу в «Щелкунчике». После училища поступила на службу в Большой театр, и сразу же, практически минуя кордебалет, стала танцевать сольные партии.

Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта – комедийное дарование.

С 1990 года Максимова являлась педагогом-репетитором театра «Кремлевский балет». С 1998 года — балетмейстером-репетитором Большого театра.

Наталья Дудинская (1912-2003)

Родилась 8 августа 1912 года в Харькове.
В 1923-1931 годах училась в Ленинградском хореографическом училище (ученица А.Я. Вагановой).
В 1931-1962 годах - ведущая танцовщица Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Чайковского, «Золушка» Прокофьева, «Раймонда» Глазунова, «Жизель» Адана и др.

Мы восхищаемся мастерством этих блестящих балеририн. Они сделали огромный вклад в развитие русского балета!

18 апреля знаменитый танцовщик, балетмейстер, хореограф, театральный режиссер и актер, педагог и народный артист СССР Владимир Васильев отметит 75-летний юбилей. Созданная Юрием Григоровичем именно для Васильева партия Спартака стала символом отечественного балета Большого театра во второй половине XX века. «В 28 лет он сделал роль, которая сразу встала в тот избранный, имеющий общекультурное и вневременное значение ряд, где Лебедь Анны Павловой, Джульетта Галины Улановой, Кармен Майи Плисецкой», — писал Асаф Мессерер, артист балета, балетмейстер и дядя непревзойденной Майи Плисецкой.

Еще в хреографическом училище сложился уникальный дуэт Владимира Васильева и Екатерины Максимовой —

его жены и постоянной партнерши, балерины, для которой он создавал балеты, концертные номера и фильмы. Этот дуэт был неоднократно признан «золотым», «лучшим в мире», назван «легендой XX века». Но все ли помнят, что, помимо телезаписей балетных спектаклей, в которых участвовал Васильев, таких, как «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Щелкунчик», «Каменный цветок», «Золушка», были в его биографии и художественные картины, фильмы-балеты? Это «Сказка о Коньке-горбунке», «Спартак», «Жиголо и Жиголетта». С 1971 года Васильев выступил в качестве хореографа, поставил ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты «Анюта» и «Дом у дороги» на музыку В. А. Гаврилина. В фильме «Фуэте» Владимир Васильев выступил и как хореограф, и как сорежиссер. Ну, а в киноверсию «Травиаты» Васильева и Максимову пригласил сам великий Франко Дзеффирелли!

Михаил Барышников

А вот другому известнейшему танцору, одному из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века, родившемуся в СССР — Михаилу Барышникову - сам Иосиф Бродский посвятил несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» и «Раньше мы поливали газон из лейки…». Имя Барышникова даже упоминается в книге «Нужные вещи» Стивена Кинга.

В кино же Михаилу Николаевичу довелось сыграть несколько ролей. Но в его биографии есть интересная история, связанная с телеспектаклем «Фиеста», поставленным Сергеем Юрьевичем Юрским, по роману Эрнеста Хемингуэя «И восходит солнце». Когда Барышников дебютировал на сцене Кировского театра,

оказалось, что такого танцовщика сцена давно не видела. В городе заговорили о том, что этот молодой ученик по своему таланту равен, может быть, Вацлаву Нижинскому и Рудольфу Нурееву. И Сергей Юрский совершил неожиданный шаг - он пригласил балетного артиста на драматическую роль Матадора в свой спектакль «Фиеста». Как драматическому артисту доказать, что он тореро? Конечно, здесь вопрос, прежде всего в пластике. Балетный актер - то, что было нужно. Именно Барышников мог лучше всех сыграть настоящую Испанию. Но в 1974 году Михаил Барышников не вернулся из гастролей в Канаде и стал невозвращенцем. Как тогда полагалось, все, что связано с его именем, должно было быть уничтожено. В частности, и пленка с записью спектакля «Фиеста», но на ленинградском телевидении монтажер Елена Нисимова спрятала пленку, благодаря этому запись сохранилась в архиве.


А заграницей Михаил Барышников играл в нескольких фильмах, таких как «Белые ночи», «Джек Райан: Теория хаоса». Был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм был представлен в одиннадцати номинациях на премию, но не получил ни одной. В одной из сцен этой картины Михаил Барышников исполняет песню Владимира Высоцкого «Дом хрустальный». Танцор снимался и в последних сериях последнего сезона сериала «Секс в большом городе» в роли очередного возлюбленного Кэрри Брэдшоу — русского художника Александра Петровского. Сразу после их сюжетного знакомства, Петровский приглашает журналистку в ресторан «Русский самовар» в Нью-Йорке, владельцем которого, кстати, Барышников и является.

Майя Плисецкая

Целая эпоха в нашем искусстве, выдающаяся личность, блистательная балерина, талантливая актриса и интересная женщина - это все о Майе Плисецкой. Она всегда современна. И во времена своей активной творческой жизни балерины, и сейчас — эталон во всем. Именно Майя Михайловна олицетворяет собой для многих Русский балет. И трудно найти в мире человека, который не знал бы этого имени. Иначе, в честь Плисецкой не назвали бы астероид, а московская музыкальная рок-группа «Ключевая» не сочинила бы песню под названием «Майя Плисецкая», которая стала хитом и визитной карточкой группы на многие годы. И нет более символичного имени, неразрывно связанного с балетом и хореографией. И даже с кинематографом.


Впервые на киноэкране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». А потом, конечно же, были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Она принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой». В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Александр Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф. Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса.

В очень известной экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Александра Зархи в 1967 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси. Потом Майя Плисецкая снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Игоря Таланкина. В 1976 году режиссер Анатолий Эфрос пригласил звезду балета в телевизионный фильм «Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды». Балерина блестяще сыграла роль Полозовой. Действие картины «комментировалось» хореографичекими дуэтами в постановке балетмейстера Валентина Елизарьева. А режиссер Йонас Вайткус в 1985 году позвал ее в свою картину «Зодиак», где Майя Михайловна сыграла музу Микалоюса-Константинаса Чюрлениса. Кроме этого, прима Большого театра снялась во множестве документальных лент.

Галина Уланова

И, конечно же, нельзя ни вспомнить «богиню танца» Галину Уланову. До сих пор феномен таланта балерины остается загадкой. Она получила практически все существовавшие в СССР награды, а также премии других стран. Среди неофициальных наград - разнообразные титулы, которыми ее награждали критики и зрители:

«душа русского балета», «обыкновенная богиня». А композитор Сергей Сергеевич Прокофьев называл Галину Сергеевну «гением русского балета, его неуловимой душой и его вдохновенной поэзией». В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни — редко появлялась на публике, держалась замкнуто.

После окончания балетной карьеры она начала работать в качестве педагога. В разные годы она занималась с такими известными танцовщиками как Екатерина Максимова и Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Николай Цискаридзе и многими другими. За свою карьеру она снялась в шести фильмах, большинство из которых носило документальный характер: «Солистка балета», «Мастера русского балета», «Ромео и Джульетта», «Жизель» и документальные фильмы.