Неравный брак картина русского художника. История одного шедевра: «Неравный брак» Пукирева

Василий Владимирович Пукирев, «Неравный брак»

Родился В.В. Пукирев в крестьянской семье. Почувствовав призвание к живописи, Василий поступил в учебу к одному из могилевских иконописцев. Во второй половине 1840-х гг. он попадает в Москву и через некоторое время (в 1847 г.) поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где по мере приобретения необходимых навыков становится прекрасным рисовальщиком.

Благополучно окончив курс в 1858 г., Пукирев зарабатывает на жизнь писанием икон и портретов, а вскоре возвращается в родное училище уже в качестве преподавателя рисунка.

В 1860 г. он получает звание академика за большой портретный этюд «Девушка». А в 1863 г. на академической выставке появляется «Неравный брак» (1862 г.), и имя Пукирева узнает вся Россия, поскольку картина вызывает бурную полемику в прессе. Художнику удалось создать картину, которая была буквально «обречена» на успех. Работа привлекла к себе всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения.

Неравный брак. Как много горя и жестоких страданий приносили подобные браки своим жертвам! Сколько трагедий породили они в прошедшие времена! Тема неравного брака не случайно прошла через все русское искусство. В заунывных, исполненных грустью народных песнях плакалась о своей горькой доле русская женщина.

Многих выдающихся мастеров слова, кисти, музыки захватывала эта тема своей трагичностью. А.С. Пушкин затронул ее в повести «Дубровский». С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского («Бесприданница», «Гроза»). И наконец, свое наиболее глубокое социальное осмысление тема эта получила в творчестве Н.А. Некрасова. Какой неизбывной болью звучат строки о тяжкой женской доле в таких произведениях, как стихотворение «Страда деревенская» или в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».

Почерпнутый из самой жизни мотив неравного брака пришел в изобразительное искусство значительно позже, чем в литературу, в 1860-х гг., в эпоху бурного общественного подъема. Именно в эти годы и начал свой творческий путь Пукирев, принадлежавший к славной плеяде тех шестидесятников, которые заложили основы искусства критического реализма. Выходец из крестьянской семьи, Пукирев, хорошо знавший народную жизнь, был захвачен общим демократическим движением и отразил в лучших своих произведениях мысли и чувства, волновавшие передовых людей его времени. Картину «Неравный брак» можно назвать вершиной творчества художника.

Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника откуда-то слева, из-за пределов холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу - жениха, невесту и священника.

Все предельно ясно говорит о неравном браке. Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Он человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

В основу работы над картиной художником было положено действительное событие - история несчастной любви друга Пукирева СМ. Варенцова. За год до создания картины состоялось обручение богатого фабриканта, уже достаточно пожилого, с молоденькой девушкой из бедной семьи, некой С.Н. Рыбниковой, возлюбленной СМ. Варенцова. По неким причинам девушка вышла замуж не за любимого человека, а за богача-фабриканта, на долю же ее возлюбленного выпала роль шафера на этой свадьбе.

Взяв за основу реальное событие, художник не ограничился протокольным его изображением. Жизненный факт он подчинил своему творческому замыслу, основывавшемуся на социальном обобщении. Пукирев сделал жениха значительно старше и дряхлее, чем тот был на самом деле, невеста же выглядит почти ребенком. Вопиющая несправедливость неравного брака стала восприниматься с наглядной убедительностью. Кроме того, стремясь передать отрицательные свойства героя, Пукирев превращает его из фабриканта в штатского генерала-чиновника, от которого так и веет чем-то казенным, сухим, чопорным. Как резки и неприятны глубокие морщины его длинного, черствого, дряхлого лица! Особенно неподвижным и застывшим кажется оно, зажатое тугим и жестким воротником. На шее жениха орденский Крест Владимира II степени, а на груди сияет соответствовавшая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значительности. Видя слезы невесты, он даже и головы не повернул в ее сторону и, лишь скосив глаза, шепотом высказывает ей свою досаду.

С той же целью контрастного противопоставления Пукирев написал полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот - все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастируя с жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

Лицо шафера было легко узнаваемым - Пукирев писал его с натуры. В другом же мужчине, справа от невесты, угадываются черты самого художника.

Должно быть, до последнего мгновения девушка надеялась на что-то, что помешает этому ужасному для нее браку. Теперь, когда обряд венчания подходит к концу, нечего более ждать. Опустив заплаканные глаза с припухшими от слез веками, не глядя на священника, она, почти лишаясь сил, медленно, точно в полусне, не замечая, что свеча, которую она держит в своей упавшей руке, почти касается пламенем ее платья, протягивает другую свою руку священнику, чтобы тот тяжелым обручальным кольцом навсегда сковал ее судьбу с этим чуждым ей, нелюбимым человеком. Картину купил П.М. Третьяков, Академия художеств присвоила Пуки-реву звание профессора живописи народных сцен.

В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. В 1879 г. коллеги добились для него скромной пенсии. Но денег не хватало, живопись не удавалась. Пукирев распродал свою коллекцию картин, менял квартиры. Менялся и его характер, прежде доброжелательный и мягкий. В 1890 г. полузабытый художник умер в бедности.

Есть картины с явно агрессивными сюжетами, с изображением битв и сражений, но ещё более страшны и печальны те сюжеты, в которых беда скрывается под невинным обличием. Одной из таких картин является произведение Василия Пукирева «Неравный брак». Какую же тайну хранит известное полотно и чем так привлекает зрителей?

Увы, не всегда браки заключались по любви. Иногда юные красавицы попадали в руки «Кощеев Бессмертных», вот только в отличие от сказок принц не являлся для того, чтобы освободить из плена. И девичья красота вынуждена была постепенно вянуть в заточении и в объятиях нелюбимого старца. Такие ситуации были далеко не редкими. Возможно, именно поэтому и суждено было увидеть свет этому шедевру.

Но для тех, кто ещё не знаком с работой известного художника следует рассказать, в чём заключается сюжет «Неравного брака».


На первом плане изображена милая и печальная невеста. И сами по себе вспоминаются слова некогда популярной песни «невеста печальная, надела кольцо обручальное…». Девушка обречённо протягивает пальчик в сторону священника, который вот-вот должен провести обряд обручения. И душой угадывается как дороги невесте эти последние секунды свободы. Её ещё детское лицо, белоснежное платье говорят о невинности чувств и мыслей и словно окружают невесту особым светом.

Но в церкви присутствует и тот, для которого данное таинство схоже с истинным наслаждением. Это обеспеченный жених, преклонного возраста, который вот-вот поймает голубку в свои сети. Он с нетерпением взирает на девушку, осознавая свою власть.

Старец держит свечу, следуя общепринятым традициям и демонстрируя своё уважение к ним. Но на самом деле его вид настолько надменен, что несложно догадаться - он ставит себя выше всяческих людских законов.

Он бросает жёсткий взгляд на юную красавицу и явно недоволен тем, что она не может сдержать слёз. Не сложно догадаться, что едва уединившись, девушка получить серьёзный разговор со своим новым мужем. И будет обязана во всём ему подчинять и даже улыбаться и плакать тоже по приказу своего супруга. Но сейчас её душа никак не может добровольно расстаться с юностью и слёзы невесты непослушно капают на платье.


Неприятным является выражение лица самого священника, который знает или во всяком случае догадывается, что подобный союз навряд ли был бы угоден Богу. И всё равно соглашается провести венчание.

Помимо центральных фигур на картине есть и те, которые с первого взгляда не привлекают к себе внимания, но на самом деле изображены здесь вовсе не случайно. Видимо невесту выдают «за деньги», то есть по расчёту и те, кто присутствует в церкви имеют в этом деле свой интерес.

Некую мистику полотну придают лица старух. Они в отличие от остальных героев окрашены в бледные тона, словно призраки. Поэтому, при разгадке тайны картины была выдвинута версия, что эти старухи некогда тоже были жёнами надменного жениха. Но «вышли в отставку» потеряв свою юность. И не такая ли судьба была уготовлена очередной красавице, на которую пал выбор сладострасца?


Молодой человек молча стоит за спиной юной девушки. Он скрестил руки на груди, словно пытаясь совладать с собой или оградить себя от происходящего пафоса. Он статен и красив и похож на самого художника. Поэтому закрадывается мысль о том, что на полотне разворачивается сюжет печальной истории из жизни самого мастера.

Сначала подобная история сложилась у его близкого друга. Девушка вышла замуж за человека, который был старше её на 13 лет. И друг художника был приглашён на венчание в качестве шафера. Такой сюжет подарила художнику сама жизнь и он не мог его пропустить.

Но когда сам приятель узнал, что его страдания могут быть увековечены, то он устроил скандал и поэтому мастер придал мужской фигуре своё лицо. Тем более, что к тому времени он и в самом деле испытывал те же терзания, что и персонаж с его плотна.


Картина была принята критиками совершенно грандиозно. Потому, что автору удалось отобразить актуальную проблему, о которой так старательно умалчивало высшее общество.

Правда художника критиковали за использование запрещённых приёмов, например, изображение персонажей в полный рост. На тот момент так позволительно было рисовать только античных героев. А вот Пукирёв взял и решился на это и сделал подобный шаг совершенно не зря, ведь творение поражает нас спустя десятилетия.

Тема бесправия женщин волновала не только художников, но и поэтов, и писателей. Ведь именно в то время появились такие произведения, как «Бесприданница», «Дубровский», «Гроза» и др.


Молодых девушек из несостоятельных семей выдавали замуж насильно. А руководило родственниками только одно - жажда наживы. Но сам художник, который так талантливо рассказал о чужой судьбе, будто продал дьяволу свою собственную.

Его новые картины не находили покупателей. И личная жизнь молодого человека не ладилась. Он так и не смог встретить женщину всей своей жизни. Бросил работу и стал искать утешение в алкоголе, постепенно и безвозвратно спиваясь.

Мастер, чьё имя было известно на всю Россию теперь был вынужден жить только на те деньги, которые давали ему друзья. И умер он так же неприметно, как и провёл последние годы своей жизни.

Вот уж на самом деле права народная мудрость - за всё надо платить.

1. Прием “Ассоциативный ряд”. В начале урока на доске написана фраза – неравный брак . Ребятам предлагается записать то, с чем ассоциируется у них эта фраза. При обсуждении интересные ассоциации мы записываем на доске. В течении урока мы обращаемся к ним и в дальнейшем строим урок, исходя из них.

2. Тема, которую мы затронули, имеет несколько граней, которые мы пытаемся определить в течении урока и на основании их уже в конце темы строим кластер . Но нам надо выстроить его перед уроком, чтобы знать, в каком русле строить работу с учащимися.

3. Работа над картиной В.В. Пукирева “Неравный брак” (а как правило кто – то из учащихся называет саму картину в ассоциациях) мы строим в несколько этапов:

a. Восприятие картины через декадирование .

Какое ощущение у Вас вызывает эта картина? (ощущение внутренней боли, сострадания, неизбежности свершаемого события).

Что у вас вызывает такие ощущения? (смиренный и отрешенный взгляд невесты, наклоненная свеча в руке, сгорбленная фигура священнослужителя, надменный взгляд жениха, погруженный в себя образ шафера)

Попробуйте составить монолог каждого из героев картины. (работу можно предложить учащимся как на выбор – выбрать героя самим, так и разделить составление монологов между рядами). Заслушиваем монологи, дополняем, если в этом есть необходимость. Сравниваем с теми ощущениями, которые возникли у каждого из учащихся.

Монолог зрителя (сравнение монологов учащихся с текстом о картине).

.…. Полутемная приходская церковь. Тонут в окружающем мраке предметы церковной утвари. Лишь присмотревшись, замечаешь причудливые бронзовые завитки тяжелого паникадила, тускло поблескивающую позолоту на царских вратах да едва проступающие на них силуэты темных икон. Сильный поток света, падающий из невидимого источника, находящегося где – то слева, за пределами холста, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника. Растворяясь во мраке церкви, он все же отчетливо выделяет и небольшую группу участников свадебного обряда, окружавших венчающихся.

Неравный брак! Это понятно зрителю с первого взгляда на картину. Что привело сюда столь юную, трогательную в своей прелести и чистоте девушку, что заставило ее связать свою жизнь со стариком? Сухая расчетливость и черствый эгоизм сквозят в чертах его лица. Это – человек без сердца, без души, и брак, в который он вступает, не что иное, как прихоть престарелого сластолюбца, своеволие богатого самодура. Уже сейчас с его полуоткрытых губ готовы сорваться холодные, жестокие слова, осуждающие слезы и отчаяние его бедной невесты.

Жених старый и дряхлых, а невеста почти ребенок. Он казенный человек, сухой и чопорный. На его длинном, черством и дряблом лице резко выделяются глубокие морщины. Особенно неподвижным и застылым оно кажется в тугом и жестком воротнике. На шее жениха орденский крест Владимира 2 степени, а на груди сияет соответствующая этому ордену звезда. Он преисполнен сознания собственной значимости. Видя слезы невесты, он высказывает ей свою досаду. А она? Полный очарования образ юной невесты. Нежный овал ее миловидного лица, шелковистые русые волосы, изящный маленький рот – все в ней полно девичьей прелести. Особенно трогательной и чистой кажется она в свадебном наряде. Резко контрастирует с “кованой” жесткой ризой священника, почти невесомо легкими представляются прозрачная кисея ее фаты и нежная пена кружев ее платья.

b. Восприятие картины через музыкальное произведение .

Учащимся предлагается прослушать музыкальное произведение – песню “У церкви стояла карета” в исполнении разных певцов: Дианы Арбениной, группы “Золотое кольцо” и Надежды Кадышевой и Жанны Бичевской, исполнительницы бардовской песни. Строим работу так, чтобы песня была разделена между выше перечисленными исполнителями по куплетам. Исходя из этого, можно как назвать исполнителей этого произведения сразу, так и назвать их после прослушивания, если учащиеся не назовут их сами). После прослушивания каждого отрывка учащиеся записывают свое ощущение от прослушанного отрывка. Важным моментом является уточнение ощущений ребят от прослушанного и поменялось ли это впечатление после прослушивания.

c. Восприятие картины через художественные произведения .

Многих выдающихся художников слова захватывала тема Неравного брака. А.С.Пушкин затронул ее в повести “Дубровский”. С огромной силой отражена трагедия русской женщины в ряде произведений великого толкователя народной жизни А.Н. Островского – “Бедная невеста”, “Бесприданница”, “Гроза”. Наиболее глубокое социальное осмысление темы получило в произведениях Н.А.Некрасова. Особенно это хорошо выражено в стихотворениях “Свадьба”, “К гадающей невесте”. К ним мы вернемся немного позже. А вот к картине Пукирева было подобрано следующее стихотворение, написанное Геннадием Брянским. После прочтения мы также возвращаемся к своим ощущениям.

Бледна, едва дыша, потупив очи,
Держа свечу дрожащею рукой,
Стоит невеста. Чист и непорочен
Прелестный лик. С подавленной тоской
Протянута рука навстречу року
В обличье обручального кольца,
Готового сковать ее без сроку
Веригами постылого венца
Со сластолюбцем – сморщенным Кащеем
Обласканным судьбою и царем;
Сияет крест Владимира на шее.
И чин, и власть, и деньги – все при нем.
Сейчас священник, в ризу облаченный,
Надев кольцо на полудетский перст,
Захлопнет дверцу клетки золоченой.
Бедняжка! В ней нести тебе свой крест.
Твой милый здесь же, близко – за тобою,
Но вам не быть с ним мужем и женой.
Как много вас, униженных судьбою,
С немилыми обходят аналой!

d. Театрализация картины .

Театрализация сюжета картин, а их на тему Неравного брака написано много, позволит нам перейти к рассмотрению других картин и с другой точки зрения.

Работа в группах. Класс делим не несколько групп, в зависимости от количества детей. Учащимся без названий даются репродукции картин, которые они пробуют инсценировать. Для этого в каждой группе выбирается режиссер. Он получает задание. Остальные актеры. После представления работ идет обсуждение сюжета картины. Продумываем название картин и соотносим их с названиями художников. Позже обсуждаем насколько точно актеры передали сюжет.

П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”)

Ф. Журавлев “Перед венцом”

В.Е.Маковский “К венцу”

4. Прием сравнения сюжета и жизни. Сюжеты картин напрямую связаны с историями жизни конкретных людей. Мы предлагаем учащимся 2 истории: одна - по сюжету картины Пукирева “Неравный брак”, в основе которой история фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, вторая – история любви князя Александра Васильевича Мещерского и Кати Подборской.

История первая.

В 1861 году в церкви Трех святителей на Кулишках состоялась свадьба фабриканта Андрея Александровича Карзинкина и Софьи Николаевны Рыбниковой, которую очень любил друг и ученик художника Сергей Михайлович Варенцев. Невеста сама предпочла молодого художника богатому фабриканту, который был всего на 13 лет ее старше. Варенцеву на этой свадьбе досталась роль шафер, так как его старший брат был женат на сестре А.А.Карзинкина. (Как нам известно на картине автопортрет самого художника, хотя первоначально Василий Владимирович хотел написать Варенцова, но тот был против. Образ невесты писался с Прасковьи Матвеевны, выданной впоследствии за Варенцова.)

Андрей Александрович являлся купцом 1-ой гильдии, занимался торговлей чаем и занимался экспертной работой для освидетельствования контрабандного чая. Также был почетным гражданином Москвы, благотворителем: постоянно вкладывал деньги в храм Петра и Павла при мануфактуре и Нило – Глинищевскому монастырю, где на его средства был построен храм, являлся членом – благотворителем коммерческого училища, жертвовал на вспомогательные кассы московского купеческого сословия, входил в попечительский совет Николаевского дома призрения вдов и сирот купеческого сословия, являлся старостой церкви Трех Святителей на Кулишках и попечителем Богадельни имени Д.А.Морозова. В его доме устраивались литературно – музыкальные вечера, на которых часто бывал друживший с семьей А.Н.Островский. На этой же сцене впервые состоялось выступление К.С.Алексеева (Станиславского) в роли Подколесина в гоголевской “Женитьбе”.

Его жена, Софья Николаевна, была дочерью богородского купца, владельца суконной фабрики. Также как и муж она много жертвовала на благотворительность, в том числе и на Бахрушинскую больницу, а именно на устройство корпуса имени покойной дочери Софьи для женщин, больных туберкулезом и туберкулезный санаторий, являлась попечителем 1-го Таганского женского начального училища. Их сын Александр Андреевич являлся членом московского Нумизматического общества, автором ряда работ о русских средневековых медалях.

В Москве и Московской области есть места, которые связаны с фамилией Карзинкиных – это два загородных имения – дач: в Сокольниках и в Звенигородском уезде и два дома в Москве – в Столешниковом переулке, дом 14, так называемый доходный дом А.А.Карзинкина, построенный в стиле эклектики в 1900 – 1901 гг, архитектором В.В. Барковым, и “Дом Телешова” на Покровском бульваре дом 18/15.

Гармония в семье, несмотря на разницу в возрасте, как видим на лицо.

История вторая.

Екатерина Подборская в доме своего отца встретилась с его другом и личным врачом семьи Прокофием Семеновичем Подборским. Князь помог талантливой девочке сначала поступить в гимназию, а потом выплачивал пенсию для учебы в Италии. Талантливая певица Подборская произвела фурор в Ла Скала и подписала контракт на оперный сезон, однако в тот же день получила телеграмму о том, что ее отец тяжело болен. Бросив все, она вернулась в Москву и оказалось, что телеграмму дал князь, который испугался того, что Екатерина станет известной певицей и не захочет замуж за человека, старше ее на 48 лет. В 1895 году состоялось венчание князя Александра Васильевича Мещерского и кати Подборской. Ему было 73 года, ей всего 25 лет. Родные и близкие князя Александра Васильевича крайне негативно отнеслись к его поступку, и пытались объявить князя сумасшедшим. Масла в огонь подлило то обстоятельство, что молодая невеста была в положении. И сын Вячеслав был копией родного отца, так называемых “голубых кровей”. Женитьба на девочке оттолкнуло от князя многих знакомых. “Доброжелатели” не преминули доложить о скандале императору Николаю II. Но князь, зная придворные интриги очень хорошо, испросил аудиенцию о царя и появился на ней в сопровождении своей молодой жены. Супружеская пара расположила к себе Николая II своей открытостью. После чего с поздравлениями хлынули его давние знакомые. Но счастливая жизнь семейной пары Мещерских оказалась недолгой. В 1903 году здоровье престарелого князя стало ухудшаться. К этому времени княгиня Екатерина Прокофьевна вновь была беременна. По наказу князя, родившуюся уже после его смерти дочь, назвали именем жены Екатериной – но в семье ее все звали Китти. Княгиня говорила, что прожитые в браке семь лет были для нее как прекрасный сон.

Продолжить историю можно перейся к дочери Александра Васильевича и Екатерины Прокофьевны Китти, которая стала писателем. Она прожила очень интересную и сложную жизнь. Похоронена она была на Введенском кладбище в Москве в 1994(5) году. По ее книгам можно узнать много из истории семьи. Основными произведениями являются мемуары – “Отец и мать”, “Детство золотое”, “Годы учения”, “Конец “Шахерезады”, “Рублево”, “Змея”, “История одного замужества”, (“История некрасивой женщины”), “История одной картины”, “Однажды”.

Каждая история может развиваться по своему пути. Мы можем только познакомить учащихся с их историей, это поможет нам в рассмотрении социального аспекта работы над темой. А можем следующий урок построить на этом материале.

5. Работа с текстами художественных произведений “чтение с пометками” (прием техники РКМЧиП)

Учащимся предлагаем тексты из произведений А.С.Пушкина “Дубровский”, Островского “Бедная невеста”. Они их читают и на полях делают пометки. Но, если в технике Развитие Критического Мышления Через Чтение и Письмо мы отмечаем то, что знаем *; то, что противоречит моим первоначальным представлениям!; то, хочу знать > и то, что для меня новое =, то при работе с нашим текстом мы можем предложить им другие смыслы значков.

Так то, что мы можем отнести к описанию невесты, мы отмечаем =, То, что нам дает характеристику жениха >, причины брака!. Таким образом нам дальше будет легче с этими текстами работать. (Смотри приложение № 2)

6. Работа с картиной П.А.Федотов “Сватовство майора” (поэма “Поправка обстоятельств, или Женитьба майора”).

Сватовство майора - свадебная история из 19 века. Она уже передает другой оттенок – юмор, жесткую сатиру того времени. П.А.Федотов не только написал картину, но и в 1849 году к ней написал поэму “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. В ней он рассказывает о майоре, который захотел поправить свое финансовое положение женитьбой на богатой купеческой дочери.

Разбор картины. Переполох в купеческом доме, все ждут будущего зятя – офицера. Жеманная невеста одела бальное платье с голыми плечами, купчиха нарядилась в модное французское платье и повязала платок на голову, даже глава семьи – удачливый купец, суетливо застегивает сюртук. Один только жених не волнуется, он молодцевато подкручивает свои усы и предвкушает богатое приданное. Расчет, любовь, долг – что руководствует этими людьми?....

Работа с текстом. Чтение отрывков из произведения “Поправка обстоятельств, или Сватовство майора”. Сравнение картины, которая у детей перед глазами и текста.

7. Социальный аспект.

Картина В.В. Пукирева “Неравный брак” выставлена в Третьяковской галерее. И экскурсовод, проводившая экскурсию по залам галерее, остановилась около этой картины и задала вопрос группе, состоявшей из молодых девушек: “Смогли бы вы выйти замуж за такого старика?”. Наши современницы, в своем большинстве сказали: “Да”. А молодые девушки прошлого века - середины и конца 20 века – “Нет”. Что движет молодых людей совершать такие поступки? Ответ на этот вопрос мы ищем в этом аспекте.

Русский художник Василий Владимирович Пукирев (1832-1890) и жанровая живопись.

Он вошел в историю как художник одной картины

Василий Пукирев "Неравный брак", 1862 Холст, масло. 173×136,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Неравный брак» — картина русского художника Василия Пукирева. Работа была написана в 1862 году, сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Картина «Неравный брак» (находится в Государственной Третьяковской галерее) доставлена на академическую выставку 1863 года, своей общей идеей, сильной экспрессией, необычайным для бытового сюжета размером и мастерским исполнением сразу выдвинувшая художника на одно из самых видных мест в среде русских живописцев. За нее Академия наградила его званием профессора.

Предыстория

В середине XIX века вопрос бесправного положения женщины, девушки-бесприданницы, выдаваемой замуж против ее воли, стал для России болезненным. Значительное число браков в то время строилось на основе выгоды и материальной заинтересованности. В 1854 году на сцене Малого театра была поставлена пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок», а в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Существует версия, что идею написать картину на эту тему подсказал Василию Пукиреву его друг художник, изучавший нравы купеческого мира и сделавший выводы, что цинизм правит их миром, а жажда наживы делает купцов циниками.

Видео из Третьяковской галереи.

Работа над картиной

Пукирев приступил к работе в 1862 году. Он быстро написал эскиз небольшого размера (34х26) и начал писать большой холст.

Описание

На картине изображен процесс венчания в православной церкви. На фоне полумрака церкви, падающий из окна свет ярко освещает лишь жениха, невесту и священника. Жених изображен стариком в хорошем костюме, опирающимся правой рукой на трость, с едким, снисходительно-раздражительным выражением лица. У него морщинистое лицо, невыразительные тусклые глаза, брезгливо оттопыренные губы, на шее орденский крест Владимира II степени и слева на груди соответствовавшая этому ордену звезда. Зажатый и тугой воротник придаёт его лицу неподвижный и застывший вид и лишь глаза его чуть скошены в сторону невесты.
В противовес жениху написан образ невесты. Она очень молода, совсем ещё ребёнок, о чём говорит овал её лица, шелковистые русые волосы, маленький рост. На голове у неё фата, свидетельствующая о её невинности. Лицо её бледно, глаза заплаканы и взгляд опущен вниз, что придаёт её образу особенную трогательность. Особенно чистой кажется она в свадебном наряде. В левой руке у неё безвольно опущенная вниз свеча, а правую она протягивает священнику, подставляя указательный палец для обручального кольца.
Фигура священника в ризе изображена сгорбленной, со смотрящим исподлобья взглядом, в левой руке у него церковная книга, а правая держит золотое обручальное кольцо, которое он собирается надеть невесте на палец.
Среди гостей выделяется фигура шафера, изображенного у края картины за невестой. Выражение его лица выражает недовольство, руки сложены на груди. Образы шафера и невесты соединены в картине тонкими, опосредованными связями. Во-первых, художник продемонстрировал это, расположив их в непосредственной близости друг от друга в тесном пространстве церкви, а во-вторых, лишь они на картине молоды и объединены одним общим переживанием. На груди шафера, как и полагается, роза, приколотая у сердца, но в данном случае это знак обрекающий героя на страдание.
Остальные персонажи играют второстепенную роль. Автор делит их на две группы - группу жениха и группу невесты. Первая, среди которых важный военный и стоящий рядом с ним мужчина, с откровенным и нескромным любопытством разглядывают невесту. Преданно смотрит на старика-жениха пожилая женщина слева, видимо - сваха. Во второй группе, кроме шафера, можно отметить фигуру стоящего рядом с ним мужчины, в пристальном взгляде которого явно читается живое участие.

Прототипы картины

Версия Николая Варенцова

Согласно первой версии, сюжет картины связан с любовной драмой, случившейся с другом художника молодым купцом Сергеем Михайловичем Варенцовым. Согласно этой версии Сергей Варенцов[комм. 1] был влюблён в 24-летнюю Софью Николаевну Рыбникову[комм. 2], но родители невесты предпочли ему более богатого и известного в торгово-промышленном мире, нестарого (37-летнего, на 13 лет старше невесты) Андрея Александровича Карзинкина. Причем, по свидетельству Н. П. Сырейщикова, внучатого племянника Варенцова, в силу сложившихся обстоятельств Сергей Варенцов был вынужден присутствовать на венчании, состоявшемся в 1860 году в церкви Трех святителей на Кулишках, в качестве шафера. Н. А. Варенцов в своих воспоминаниях объяснил эту необходимость тем, что сестра Карзинкина была замужем за старшим братом Сергея Варенцова — Николаем.
Согласно версии, вскоре Сергей Варенцов запротестовал против изображения себя на картине, так как в свою очередь, собирался жениться на Ольге Урусовой. Художник был вынужден изобразить на картине самого себя.
Про Сергея Михайловича рассказывали, что он был влюблен в барышню — дочку купца Рыбникова и хотел на ней жениться, но родители предпочли выдать ее замуж за Андрея Александровича Корзинкина, хотя не такого красивого, зато очень богатого и хорошего человека.
Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, и он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым, который воспользовался этим рассказом для сюжета своей картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а шафера, стоящего со сложенными на груди руками, — Сергея Михайловича. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Из-за этой картины между Сергеем Михайловичем и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение свое на ней. Пукирев принужден был приделать маленькую бородку шаферу, оставив все черты лица без изменения, так как Сергей Михайлович не носил бороды.
— Н. А. Варенцов. «Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое»
Подтверждением факта, что художник изобразил самого себя на картине является его сходство с образом художника на картине «В мастерской художника» (1865), где по свидетельству Н. А. Мудрогеля, автор изобразил себя. Друг художника С. И. Грибков также подтверждал, что «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой».

Василий Пукирев в образе шафера на картине «Неравный брак»

Картина Пукирева «В мастерской художника». На заднем плане, положившим руку на мольберт, изображён сам автор

Андрей Александрович Карзинкин - московский купец и меценат.

Фотография конца XIX века. Портрет С. М. Варенцова работы Пукирева.1860-е годы

Версия Грибкова и Мудрогеля

По другой версии, озвученной другом художника Сергеем Грибковым и Н. А. Мудрогелем, на картине изображена любовная драма самого художника. Причём, Грибков рассказывал и подробности этой истории:
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он (С. И. Грибков) знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним — портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками — это сам В. В. Пукирев, как живой.
— В. А. Гиляровский. «Москва и москвичи»
Согласно этой версии прототипом в образе невесты на картине изображена несостоявшееся невеста самого Василия Пукирева — Просковья Матвеева Варенцова[комм. 3], внучатая племянница княгини Ольги Мироновны Щепиной-Ростовской (урождённой Варенцовой-Тарховской), супруги князя А. И. Щепина-Ростовского. Подтверждение этой версии было получено в 2002 году, когда Государственная Третьяковская галерея приобрела карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
В образе жениха, по предположению Л. Кац, художник изобразил тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого, с большим посмертным портретом которого она нашла сходство. На этюде к картине «Голова старика» художник указал, что он писался с князя Цицианова, Л. Полозова предположила, что речь идёт о князе Павле Ивановиче Цицианове, а Н. П. Сырейщиков утверждает, что голова была написана с повара Владимира Ивановича, служившего в те годы в доме Варенцовых. Кроме того, Л. Полозова считает, что образ, возможно, писался собирательно: фигура и одежда — от Полторацкого, голова, с особенным выражением лица, — от Цицианова, венчик седых волос — от повара Владимира Ивановича.
На картине изображены ещё две знакомые художнику личности. Рядом с шафером, изображён друг Пукирева художник Пётр Михайлович Шмельков, по одной из версий и подсказавший автору идею картины. Кроме того, сбоку на картине изображёна голова рамочника Гребенского, обещавший сделать художнику раму для картины «каких еще не было».

Голова старика.
Этюд для картины «Неравный брак».
На обороте холста пером надпись: Пукиревъ. Этюдъ къ картине «Неравный брак» (Третьяк. гал.). Ниже: Писано съ князя Цицiанова».

Портрет А. М. Полоторацкого работы Пукирева. 1861 год

Пётр Михайлович Шмельков (1819—1890)

Карандашный рисунок 1907 года работы В. Д. Сухова, на котором написано: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину "Неравный брак". Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»

Последствия

Картина была выставлена в сентябре 1863 года в Петербурге на очередной академической выставке, но ещё до выставки была куплена другом Пукирева коллекционером Александром Борисовским, у которого, в свою очередь в 1871 году за 1 500 рублей её выкупил Павел Третьяков. Сейчас картина экспанируется в Третьяковской галерии.
На выставке картина произвела огромное впечатление на современников. В. В. Стасов считал, что полотно Пукирева одно из самых капитальных, но вместе с тем и самых трагических картин русской школы, И. Е. Репин заметил, что Пукирев «много крови испортил не одному старому генералу», а историк Н. И. Костомаров признался друзьям, что, увидев картину, отказался от намерения жениться на молодой девушке. В то же время, прогрессивный журнал «Искра» в статье 1863 года «Расшаркивающееся искусство» раскритиковал картину за недостаточно глубокое социальное обличение, за налет сентиментализма и мелодраматичности, снижающее ее художественное значение.
В 1875 году Василий Пукирев написал вариант-повторение картины «Неравный брак», находящийся сейчас в экспозиции Национального художественного музея Республики Беларусь. Возвращался Пукирев к теме бракосочетания и в других своих работах таких как «Прием приданного по росписи» и «Прерванное венчание».
В. Пукирев. Прерванное венчание.

Картина Пукирева «Двоеженец» или «Прерванное венчание». 1877 год

Картина Пукирева «Прием приданого в купеческой семье по росписи». 1873 год

В оформлении обложки альбома «Клубника со льдом» группы «Крематория» использована картина Василия Пукирева «Неравный брак». Картину создатели оформления дополнили фигурой в белом халате.


Вокруг картины Василия Пукирева «Неравный брак» ходило множество слухов и легенд еще во времена ее создания, в 1862 г. Сюжет был настолько хорошо знаком и так понятен публике, что он удивления не вызвал. Вопросы вызвало другое обстоятельство – в образе шафера художник изобразил самого себя. Это заставило говорить о том, что сюжет был автобиографичен и возник из-за личной драмы Пукирева. А позже появились слухи о магическом воздействии картины на женихов в летах: теряют сознание, увидев ее, а то и вовсе отказываются от намерений жениться…



Образ шафера на картине получился настолько ярким, что в результате в центре внимания оказались не жених и невеста, а любовный треугольник. Поскольку во внешнем облике шафера все без труда узнали самого художника, возникли слухи о том, что он изобразил на картине собственную драму – якобы его любимую девушку насильно выдали замуж за богатого сановника в летах.



Однако на самом деле поводом для создания картины послужило не собственное горе Пукирева, а история из жизни его друга, С. Варенцова. Он собирался жениться на девушке, которую родители выдали за богатого фабриканта. Сам же Варенцов был шафером на ее свадьбе. Изначально Пукирев изобразил в этой роли именно его, но позже изменил его облик по просьбе друга.



Пукирев сделал жениха намного старше и неприятней, чем он был в жизни. Но неравные браки были настолько распространенным явлением в российском обществе XIX в., что такая подмена не казалась преувеличением – молодых девушек действительно часто выдавали замуж против их воли за богатых пожилых чиновников и купцов. Об этом свидетельствуют и картины других художников, посвященные той же теме.



Самое интересное началось после того, как картина «Неравный брак» была представлена на Московской академической художественной выставке: говорят, престарелые генералы, увидев эту работу, один за другим стали отказываться от женитьбы на молодых невестах. Более того, некоторые из них даже жаловались на недомогание – головные боли, боли в сердце и т. д. Зрители прозвали картину «Кощей с невестой».



Историк Н. Костомаров признавался друзьям, что, увидев картину Пукирева, отказался от намерений жениться на молодой девушке. Можно ли это объяснить магическим влиянием картины? Вряд ли. Скорее всего, ее иронический и обличительный смысл был настолько явным, что распространенное явление представало во всей своей неприглядности. Седовласые женихи узнавали в отталкивающем образе старого генерала себя – и отказывались повторять его ошибку.