О русской пейзажной живописи. Сочинение "Идеи Д.С

Мудрые мысли

(28 ноября 1906 года, Санкт-Петербург, Российская империя - 30 сентября 1999 года, Санкт-Петербург, Российская Федерация)

Русский филолог, член (академик) АН СССР, затем Российской академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербский, хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий и другие языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.

Цитата: 52 - 68 из 100

Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Нелепо сравнивать культуры *по росту* - кто выше, а кто ниже. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Нельзя безразлично относиться к своему будущему. («Мысли о России»)


Нет ничего опаснее полузнайства. Полузнайки уверены, что они знают все или по крайней мере самое важное, и действуют нагло и бескомпромиссно. Сколько людей были выброшены этими полузнайками на улицу! (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Ни в одной стране мира с самого начала ее возникновения литература не играла такой огромной государственной и общественной роли, как у восточных славян. («Русская культура»)


О библиотекарях: «Вы - главные лица в государстве, потому что от вас зависит образование страны, её культура. Без общей культуры не может быть подъема нравственности. Без нравственности не действуют никакие экономические законы, вообще всё идёт напропалую. Чтобы стране не пропасть, ей нужны прежде всего вы - библиотекари».


Образованность и интеллектуальное развитие - это как раз суть, естественное состояние человека, а невежество, неинтеллигентность - состояния ненормальные для человека. Невежество и полузнайство - это почти болезнь.


Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, - свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим.


Отношение природы и человека - это отношение двух культур, и человеку в этом диалоге нужно быть чутким, внимательным и очень осторожным собственником.


Память противостоит уничтожающей силе времени.


По особенностям русского исторического прошлого мы, русские люди, часто предпочитаем эмоциональные концепты логическим определениям. (из статьи *О русской интеллигенции. Письмо в редакцию* (*Новый мир*, 1993, N2))


Подделка под старое убивает старое.


Преподавание истории, литературы, искусств, пения призвано расширять у людей возможности восприятия мира культуры, делать их счастливыми на всю жизнь. («Ценности культуры»)


Прожив большую жизнь от самого начала века до его приближающегося конца, я имею не книжные, а самые непосредственные впечатления от русской истории: впечатления „на собственной коже“. Для меня, например, памятны Николай II, Александра Федоровна, наследник-цецаревич, великие княжны, стары дореволюционный Петербург - его мастеровые, балерины. Революция и пулеметные очереди у стен Петропавловской крепости со стороны Артиллерийского музея, а затем выстрелы из наганов на кладбище Соловков, видения прячущихся в мороз в Ленинграде 32-го года по парадным крестьянок с детьми, проработки плачущих от стыда и бессилия ученых в стенах университета и Пушкинского дома, ужасы блокады - все это в моей зрительной и слуховой памяти. («Размышления о русской истории»)

28 ноября родился академик Дмитрий Лихачёв, великий учёный и человек высочайшей морали. Сегодня 110 лет со дня его рождения.

Вот некоторые цитаты Дмитрия Сергеевича, которые – лишь малая часть его мудрейших высказываний:

«Национализм - это проявление слабости нации, а не её силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому народу сохранять себя, свой язык, свою культуру...»

«Человек должен иметь право менять свои убеждения по серьезным причинам нравственного порядка. Если он меняет убеждения по соображениям выгодности, - это высшая безнравственность. Если интеллигентный человек по размышлении приходит к другим мыслям, чувствуя свою неправоту, особенно в вопросах, связанных с моралью, - это его не может уронить».

«Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе».

«Основной принцип интеллигентности - интеллектуальная свобода, свобода как нравственная категория. Не свободен интеллигентный человек только от своей совести и от своей мысли».

«Национализм… самое тяжелое из несчастий человеческого рода. Как и всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов».

«Любовь должна быть умной. Она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она не должна быть слепой. Слепой восторг может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму».

«Отсутствие совести у людей, занятых в хозяйстве, в экономике, наносит ущерб материальный. Отсутствие совести у людей, ответственных за культуру, наносит ущерб, духовный. Но если в экономике можно наверстать упущенное, то ущерб в культуре чаще всего невосполним».

«У Белинского где-то в письмах, помнится, есть такая мысль: мерзавцы всегда одерживают верх над порядочными людьми потому, что они обращаются с порядочными людьми как с мерзавцами, а порядочные люди обращаются с мерзавцами как с порядочными людьми».

«Многие думают: интеллигентный человек - это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком. Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя - не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!). Интеллигентность - это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям».

Рождение гражданина. Мировоззрение русского человека.

Страна отмечает День Учителя. Актуально звучат слова великого педагога Сухомлинского, который настаивал на том, что каждый учитель, какой бы предмет он не преподавал, должен стать, прежде всего, преподавателем словесности. Именно «учителя словесности» не только формируют мировоззрение своих учеников, но и воспитывают в них вкус, добрые чувства к людям, интеллектуальную терпимость, а также интерес к спорам по мировоззренческим вопросам. Наших детей с детства должно волновать настоящее и будущее Отчизны. Гражданин – это, прежде всего, патриот своей страны, продолжающий традиции своих героических предков и готовый защищать ценности своей страны. «Вера в святыни, вера в идеалы – один из главных корней духовной стойкости, мужества, несгибаемости, полноты жизни, настоящего счастья».

Молодому поколению нашей страны выпало жить и личностно формироваться в сложную и противоречивую эпоху истории. Этот факт заставляет задумываться над судьбами человечества вообще, а также думать о каждом народе и отдельном человеке, — в частности. Социальная коммуникация занимает особое место в жизни общества и каждого человека. На сегодняшний день мы имеем возможность общаться в широком информационном поле с людьми и культурами разных народов. Межкультурная коммуникация способствует сближению народов, росту их национального и межнационального сознания. Ощущая себя гражданами мира, важно понимать, что мы ещё и граждане своей страны. О стране судят по её представителям. Для того чтобы рассказать о себе, важно самим знать и понимать, кто мы. Гражданственность начинается с изучения и понимания души своего народа, с формирования чувства хозяина страны и с ответственности за всё, что происходит вокруг. Важно знать, что от нас самих зависит очень многое. А именно то, чего мы достигли в жизни, какое место в ней заняли, что принесли другим и получили для себя.

Рождение гражданина происходит в процессе гражданско-патриотического воспитания. Многое зависит от того, как человек себя оценивает, какую жизненную позицию избрал, какая цель у него в жизни. Старшее поколение, педагоги, отцы и матери должны передать подрастающему поколению все нравственные ценности, все богатства, которые так дорого достались нашей стране и народу. Мы обязаны воспитывать в себе и других свободного человека, которому важно бороться за свободу и достойную жизнь для всех людей на Земле. Эта борьба представляет собой процесс творческий и глубоко духовный. Этот путь сложный и опасный. По этому пути в одном строю мы должны решительно и смело идти с представителями разных стран и народов мира. Эти люди могут совершать свой путь только благодаря любви, которая их ведёт по жизни. Эта любовь последовательно проявляется и в малом, и большом. Эти люди патриоты своих стран. Но они и интернационалисты. Если мы по-настоящему любим свой народ и свою страну, мы сможем понять и другие народы, которые тоже любят свою землю, культуру, природу, своё прошлое.

Мы должны знать о том, кто мы, откуда пришли, чем живы, что любим, на что надеемся и во что верим. Какая она, душа многонационального русского народа?Советский Союз завершил многовековой процесс формирования новой исторической общности людей, народов СССР. Эта общность братских народов по имени – советский народ. Это словно суперэтнос, который является многонациональным образованием, ядром которого является русский этнос. Народ можно узнать через его культуру. Русская культура базируется на по-настоящему мощном основании. Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, всё принимающая и всё творчески осмысливающая, гибкая, высокоинтеллектуальная и глубоко нравственная. Суть культуры состоит в её внутреннем интернационализме, высокой культурной терпимости. В советской многонациональной культуре соединились и расцвели под эгидой русской широты и русского «гостеприимства» культуры многих национальностей. Существует особый архетип человека каждого народа. Открытость и искренность являются чертами русского характера, данный архетип проходит как главный герой через всю русскую и советскую литературу от древних былин и сказаний до наших дней – через музыку, киноискусство, телевидение и так далее. Этот архетип человека сохранился в России и странах СНГ по сей день. Были и существуют сегодня попытки трансформировать его, изменить его духовно-нравственные основы, но все эти попытки разных периодов закончились безуспешно. Русский человек сберёг главные свои качества, заложенные в него в различные периоды истории, Богом, природой, далёкими предками.

У каждого народа Земли есть свой национальный характер, своя национальная индивидуальность. У русских есть особенность национального характера – чувствовать, думать и решать сердцем, а не умом. Русская идея – это идея сердца. Русский народ во все века вёл борьбу за справедливость, свободу и достойную жизнь. Это национальная творческая идея, которая выражает русское историческое своеобразие, самобытность, благую силу и призвание. Эта творческая идея указывает народу его историческую задачу и духовный путь. Эта идея представляет собой нечто живое, простое и по-настоящему творческое. Данная идея просматривается в быту, в культуре, в устройстве жизни, в душах людей и в вере. Национальный идеал и национальный характер – это разные понятия. Идеал не всегда совпадает с действительностью. Но национальный идеал необходим и жизненно важен. Народ, создающий высокий национальный идеал, создаёт стремление многих людей в своей жизни служить высоким идеалам справедливости для всех, быть верным идеалам любви, братства и единения в добре и милосердии. Жизнь для русского человека имеет смысл ради ценностей, которые выше жизни.

У русских есть особенность, заключённая в выполнении сердцем и душой миссии бросить все свои национальные силы на осуществление вселенского единства человеческого рода. Это отречение от национального эгоизма. Русские говорят, что человек человеку – друг, товарищ и брат. У русских существует высокое единство народной духовной силы, которое торжествует над разными мнениями ума. На протяжении многовековой истории, русские одновременно боролись на разных направлениях за создание своей национальной независимости, государственности, хозяйства, культуры, религии. Они постоянно боролись с многочисленными захватчиками на разных фронтах. Осваивали новые территории своей огромной страны. Они не вели захватнических и истребительных войн. Русские освобождали порабощённые народы, предоставляли им возможность определить свою государственность и независимость. Они приобрели привычку к уважительному и добрососедскому сосуществованию с другими народами. Национальные черты русского народа – это миролюбие, нравственность, жажда духовного равенства, стремление к примирению и забота об общем благе. Русские пережили огромное количество разрушительных войн, поэтому основным вопросом современности для них является вопрос о войне и мире. В русских живёт святая мучительная боль от всех утрат. Уничтожить войны, утвердить мир на Земле – в этом русские люди видят свою историческую миссию.

Самосознание русских сформировано под влиянием огромных пространств, сурового климата, низкого плодородия большинства земель, отсутствия выхода к незамерзающим открытым морям и отсутствия судоходных рек, выходящих к этим морям, трудных и опасных евразийских торговых путей, разбросанности природных ресурсов, тяжелейшего государственного бремени русского народа, необходимости отражать постоянные набеги врагов. В невероятно трудных условиях люди могли выжить коллективно, общими усилиями всех и каждого. Частое и открытое общение – характерная черта русской натуры. Сознание русских не индивидуалистическое. Оно ориентировано на общественные ценности и солидарные интересы. Русские готовы в любую минуту встать на защиту своего государства. У русских не утвердилось всевластие денег, как во многих странах мира. Характер русского народа аскетический.

Многое о народе можно понять из его сказок, которые пережили века, и дошли до сегодняшнего дня. Русские любят размышлять, созерцать мир, искать истинный смысл жизни. Герой русских сказок поступает не как все: едет не туда, покупает не то, говорит не как принято. Поэтому он прорывается через заданный обыденным опытом ход действий. В русских имеется установка на решение принципиальных жизненных задач нетрадиционным образом. В награду герой сказок получает не столько богатство, сколько подтверждение правильности своего подхода к жизни. В сказках и жизни значительно более высокая ценность общения, любви, верности заветам старших, сострадания к людям и всему живому по сравнению с богатством и властью. Герои русских сказок свободны в мыслях и действиях. Но при этом они верны заветам своих родителей. Герои русских сказок выбирают на распутье рискованный путь, который приблизит их к первичному вопросу человеческого существования: «В чём смысл жизни?» В своих поисках они не боятся риска, приговаривая «семи смертям не бывать, а одной не миновать». У русских установлен приоритет силы духа над силой физической. В них есть убеждённость в воздаянии счастьем за терпение, милость, страдание, стойкость. Утверждение свободы является основой счастья. Понятие «счастье» у русских не связано с обладанием властью и материальным достатком.

Русские своё представление о русской нации всегда связывали с русской душой и духовностью. У русских своя манера страдать, бунтовать, любить и верить. В русских удивительно гармонично и естественно сплетены многие практически несовместимые качества. Поэт Александр Блок писал: «Нам внятно всё: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». Истинно русский человек не занимается восхвалением своей национальности. В русских нет расовой отчуждённости. Вся история русской культуры показывает её открытий характер, восприимчивость к другим нациям и культурам, а также человечность и добросердечность.

В русских много простоты, прямоты и бесхитростности. В русской душе живёт не западный демократизм. В ней живёт потребность спасения всем народом. Русские словно ждут чего-то абсолютного и не могут мириться с чем-то относительным. В русском духе заключён большой духовный универсализм, потребность признания всех и всего в мире. В них живёт природная доброта и воля. Широкое пространство владеет душой русского человека. Здесь важно помнить о географическом факторе в истории России. Свобода для русского человека – это понятие разносторонне. Свобода для русских – это простор, в котором пространство ничем не перегорожено. Свобода для доброты, для любви, для труда, для храбрости и подвига. Про русских можно сказать «широкая душа». Но душа, как известно, обязана трудиться. Поэтому говорят, что родиться русским – это слишком мало. Им надо быть, им надо стать.

Дмитрий Лихачёв говорил о том, что национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы на себе. Народы – это не окружённые стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они вытесняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому они должны быть понятны для других народов. Они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у других. Именно поэтому русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими.

Необходимо стремиться освоить культурные достижения всего мира, всех народов, населяющих нашу маленькую планету, все культуры прошлого. Надо развивать в себе духовную интеллектуальную гибкость. Это позволит узнать и прочувствовать чужие культуры, культуры нашего времени и прошлого. Мы должны путешествовать с помощью книг, музеев, обязаны осваивать широты информационного пространства. Мы должны рассказать друг другу о себе и о том, что нам удалось узнать и понять. У каждого развитого человека должен быть широкий кругозор. Для этого мало быть знакомым с ценностями лишь своей национальной культуры. Необходимо понимание других культур, других национальностей. Без этого невозможно общение с людьми. В орбите культурного мира находятся многочисленные народы. Важно стремиться к сближению прогрессивных сторон различных культур, содействовать их плодотворному взаимовлиянию и взаимопроникновению при непременном условии сохранения национального лица всех культур.

Наталья Чернова


Лихачев всегда радует своих читателей великими, а главное мудрыми изречениями. Лихачев рассматривает проблему понятия национальности, а именно уникальности каждой нации. Данная тема актуальная в условиях частых национальных конфликтов.

Публицист говорит о том, что несмотря на различия между людьми разных национальностей, они должны быть толерантны друг к другу.

Я согласна с тем, что национальность не является поводом для разногласий.

У каждого человека есть имя, фамилия, пол, национальность.

Это примеры предписанного статуса, то есть положения в социуме, которое индивид занимает по праву рождения, неотъемлемая часть каждого человека. Нация – уникальная этническая общность с единым языком и самосознанием. Во многих развитых странах приняты законы о праве гражданина на определение своей национальности самостоятельно.С одной стороны, эта тенденция приводит к равенству всех народов, но с другой стороны, отказ от своих корней, от истории своей нации для общественного одобрения – немыслим, это влечет за собой потерю национальной самобытности – особенности социально-этнической общности, собственные традиции, обычаи, обряды. «Я русский и это звучит гордо!» - это пример национальной гордости, которая складывается из национального сознания и национальной самоидентификации. Человек должен нести звание своей нации с гордостью, бережно относиться к культурным памятникам, знать историю своей нации, человек чтущий традиции и нравы своей нации, толерантен к чужим национальным традициям.

Современные демократические государства для избегания ошибок прошлого принимают политику, направленную на признание права каждого человека, на определение своей национальной принадлежности. Согласно 26 статье КРФ никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Политика нашего государства направлена на учет особенностей национального многообразия граждан РФ. Так, например, в школах введены уроки по краеведению, истории родного края. Национальный язык изучают во многих школах, что показывает национализацию образования.

Таким образом, важно понимать, что все мы люди, вне зависимости от пола и национальности и нужно ценить человеческую жизнь.

Обновлено: 2018-01-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


Интересно, что русские художники, оказываясь за границей, искали в своих пейзажах эти перемены времени года, времени дня, эти «атмосферические» явления. Таков был, например, великолепный пейзажист, остававшийся русским во всех своих пейзажах Италии именно благодаря этой своей чуткости ко всем изменениям «в воздухе», – Сильвестр Щедрин.

Характерная особенность русского пейзажа есть уже у первого, по существу, русского пейзажиста Венецианова. Она есть и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени – черта, как бы соединяющая людей России с ее пейзажами.

Но не стоит увлекаться. Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными. Национальные особенности – это только некоторое акценты, а не качества, отсутствующие у других. Национальные особенности сближают людей, заинтересовывают людей других национальностей, а не изымают людей из национального окружения других народов, не замыкают народы в себе. Народы – это не окруженные стенами сообщества, а гармонично согласованные между собой ассоциации. Поэтому если я говорю о том, что свойственно русскому пейзажу или русской поэзии, то эти же свойства, но, правда, в какой-то иной степени, свойственны и другим странам и народам. Национальные черты народа существуют не в себе и для себя, а для других. Они выясняются только при взгляде со стороны и в сравнении, поэтому должны быть понятны для других народов, они в какой-то другой аранжировке должны существовать и у иных.

Если я говорю сейчас о том, что русский художник особенно чуток к изменениям годовым, суточным, к атмосферным условиям и почему, то сразу же на память приходит великий французский художник К. Моне, писавший лондонский мост в тумане, или Руанский собор, или один и тот же стог сена при разной погоде и в разное время дня. Эти «русские» черты Моне отнюдь не отменяют сделанных мною наблюдений, они лишь говорят, что русские черты в какой-то мере являются чертами общечеловеческими. Различие в степени.

Относится ли сказанное только к реалистической живописи XIX и начала XX века, например к живописцам круга «Мира искусства»? Я очень ценю живопись различных направлений, но должен сказать, что «искусство чистой живописи», какой мне представляется живопись «Бубнового валета», «Ослиного хвоста», «Голубого рыцаря» и пр., меньше связано с национальными чертами того типа, о котором я только что говорил, и все ж таки связано с русским «материальным фольклором» – с искусством вышивки, даже вывески, глиняной игрушки и вообще игрушки, поскольку в этой живописи много игрового момента, много выдумки, вымысла. Выверт для этого искусства – похвала, потому что оно насквозь озорное и веселое. Не случайно это искусство требовало выставок, было так связано с шумными вернисажами. Его надо было демонстрировать на большой публике, оно должно было поражать и возбуждать толки. В русской культуре начала XX века вообще было много маскарадного и театрального, что так хорошо подчеркнуто Ахматовой в «Поэме без героя».

Природа других стран

Я уже давно чувствую, что пора ответить на вопрос: а разве у других народов нет такого же чувства природы, нет союза с природой? Есть, разумеется! И я пишу не для того, чтобы доказать превосходство русской природы над природой других народов. Но у каждого народа свой союз с природой.

Для того чтобы провести сравнение разных созданных совместными усилиями людей и стихий ландшафтов, надо, как мне кажется, побывать на Кавказе, в Средней Азии, а также в Испании, Италии, Англии, Шотландии, Норвегии, Болгарии, Турции, Японии, Египте. По фотографиям и по пейзажной живописи судить о природе нельзя.

Из всех перечисленных мною краев и стран я смогу поверхностно судить только о Кавказе и еще об Англии, Шотландии, Болгарии. И в каждой из этих «этноприрод» свои, своеобразные взаимоотношения природы и человека – всегда трогательные, всегда волнующие, свидетельствующие о чем-то очень духовно высоком в человеке, вернее, в народе.

Сельскохозяйственный труд, как и в России, формировал собой природу Англии. Но природа эта создавалась не столько земледелием, сколько овцеводством. Поэтому в ней так мало кустов и такие хорошие газоны. Скот «выщипывал» пейзаж, делал его легко обозримым: под пологом деревьев не было кустов и было далеко видно. Англичане сажают деревья по дорогам и дорожкам, а между ними оставляют луга и лужайки. Не случайно скот был непременной принадлежностью пейзажных парков и английской пейзажной живописи. Это заметили и в России. И даже в русских царских пейзажных садах, вкус к которым был принесен в Россию из Англии, ставились молочни и фермы, паслись коровы и овцы.