Основоположником русской. Михаил иванович глинка – классик русской музыки

МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА – КЛАССИК РУССКОЙ МУЗЫКИ

Пьянова Яна

класс 6 специализации «Теория музыки», МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Заиграева Валентина Афанасьевна

научный руководитель, преподаватель теоретических дисциплин МАОУДО «Детская школа искусств № 46»,
РФ, г. Кемерово

Введение

Михаила Ивановича Глинку часто называют «Пушкиным русской музыки». Подобно тому, как Пушкин открыл своим творчеством классическую эпоху русской литературы, Глинка стал основоположником русской классической музыки. Как и Пушкин, он подытожил лучшие достижения своих предшественников и в то же время поднялся на новую, гораздо более высокую ступень, показал русскую жизнь во всех её проявлениях. С этого времени русская музыка прочно заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. Близок Глинка Пушкину и светлым, гармоничным восприятием мира. Своей музыкой он говорит о том, как красив человек, сколько возвышенного в лучших порывах его души – в героизме, преданности отчизне, самоотверженности, дружбе, любви. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости, и эпиграфом к ней можно было бы поставить знаменитые пушкинские строки: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»

Глинка серьезно относился к профессиональной стороне. Цельность, стройность формы; ясность, точность музыкального языка; продуманность малейших деталей, равновесие чувства и разума. Глинка – самый классический, строгий и честный, среди всех композиторов XIX века.

В своем творчестве Глинка обращался к различным музыкальным жанрам – опере, романсу, симфоническим произведениям, камерным ансамблям, фортепианным пьесам и другим сочинениям. Его музыкальный язык, впитав в себя своеобразные черты русской народной песни и итальянского бельканто, венской классической школы и романтического искусства, стал основой национального стиля русской классической музыки.

Стиль Михаила Ивановича Глинки

1. Мелодика характеризуется ярко-выраженной распевностью. Она обладает особой плавностью, сцепленностью, берущая своё начало в русских народных песнях

3. Ярким признаком национального стиля служит у композитора техника интервального и мелодического развития, связанная с принципом вариантности

4. Своеобразный подход Глинки к музыкальной форме в крупных размерах: в методах симфонического развития он впервые мастерски осуществил, характерную для русской классической школы, синтез сонатности и вариационности, пронизывая сонатную форму вариационным развитием.

Основоположник русской классической школы

Русская музыкальная классика родилась именно в произведениях Глинки: операх, романсах, симфонических произведениях. Эпоха Глинки в русской музыке приходиться на дворянский период освободительного движения в России. Свою историческую роль зачинателя нового классического периода русской музыки Глинка выполнил, прежде всего, как художник, впитывающий передовые идеи декабристской эпохи. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, только её аранжируем» – слова Глинки об идеи народности в его творчестве.

Широкое распространение русской музыки на мировом уровне началось именно с творчества Глинки: заграничные поездки, знакомства с музыкантами других стран.

В 1844 году в Париже с успехом прошли концерты Глинки. С патриотической гордостью Глинка писал о них: «Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России».

Рисунок 1. М.И. Глинка

Творчество Глинки обозначило новый, а именно – классический этап развития русской музыкальной культуры. Композитор сумел сочетать лучшие достижения европейской музыки с национальными традициями отечественной музыкальной культуры. Однако его творчество не принадлежало ни к классицизму, не к романтизму, а лишь заимствовало некие черты. В 30-е годы музыка Глинки еще не обладала широкой популярностью, но вскоре её поняли и оценили по достоинству. Основу авторского стиля Глинки составляют:

· С одной стороны, сочетание романтических музыкально-языковых выразительных средств и классических форм;

· С другой, основой его творчества выступает мелодия как носитель обобщенного смыслообраза.

Путем настойчивых исканий Глинка пришел к созданию национального стиля и языка классической музыки, явившихся фундаментом её будущего развития.

Творческие принципы Глинки

· впервые представляет народ многогранно, не только с комической стороны, как в XVIII веке (народ в «Иван Сусанин»)

· объединение общего и частного начал в образной сфере (воплащает общую идею в конкретных образах)

· обращение к истокам народного творчества (былина «Руслан и Людмила»)

· использование цитат («Камаринская», «Иван Сусанин», «Вниз по матушке, по Волге…»)

· сочинение в народном стиле («Разгуляемся»)

· ладовая основа русских народных песен (хор гребцов из «Ивана Сусанин»)

· плагальность

· использование обрядовых сцен (свадебные сцены из опер)

· аккапельная подача музыки («Родина моя»)

· вариантный метод развития мелодики (от русской народной песни)

Основным творческим принципом Глинки было дать возможность последующим поколениям русских композиторов равняться на его творчество, обогатившее национальный музыкальный стиль новым содержанием и новыми выразительными средствами.

Словами П.И. Чайковского о «Камаринской» М.И. Глинки можно выразить значение творчества композитора в целом: «Русских симфонических сочинений написано много; можно сказать, что имеется настоящая русская симфоническая школа. И что же? Вся она в «Камаринской», подобно тому, как весь дуб в желуде»

Типы симфонизма Глинки

Симфонические произведения Глинки немногочисленны. Почти все они в жанре одночастных увертюр или фантазий. Историческая роль этих произведений очень значительна. В «Камаринской», «Вальс-фантазии» и испанских увертюрах – оригинальны новые принципы симфонического развития, которые и послужили основой для развития симфонизма. По художественному значению они могут стоять с монументальными симфониями последователей Глинки в одном ряду.

Симфоническое творчество Глинки составляет сравнительно небольшую по объему, но исключительно ценную и важную по значению часть его наследия. Наибольший интерес его симфонических произведений представляют «Камаринская», испанские увертюры и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии «Князь Холмский»

Музыка Глинки обозначила следущие пути русского симфонизма:

· Национально-жанровый

· Лирико-эпический

· Драматический

· Лирико-психологический

В этой связи особо стоит отметить «Вальс-фантазию». Жанр вальса оказывается у Глинки не просто танцем, а – психологической зарисовкой, выражающий внутренний мир.

Рисунок 2. «Вальс-фантазия»

Драматический симфонизм в зарубежной музыке традиционно связан с именем Л. Бетховена, а в русской музыке наиболее яркое развитие он получает в творчестве П.И. Чайковского.

Оркестровое письмо Глинки

Высокими достоинствами отличается оркестровка Глинки, основанная на тщательно разработанных и глубоко продуманных принципах.

Важное место в творчестве Глинки занимают пьесы для симфонического оркестра. Глинка с детских лет любил оркестр, предпочитая оркестровую музыку всякой другой. Оркестровое письмо Глинки, сочетающее прозрачность и внушительность звучания, обладает яркой образностью, блеском и богатсвом красок. Мастер оркестрового колорита – он сделал ценнейший вклад в мировую симфоническую музыку. Мастерское владение оркестром разносторонне выявилось в сценической музыке. Например, в увертюре к опере «Руслан и Людмила» и в его симфонических пьесах. Так, «Вальс-фантазия» для оркестра – первый классический образец русского симфонического вальса; «Испанские увертюры» – «Арагонская охота» и «Ночь в Мадриде» – положили начало разработке испанского музыкального фольклора в мировой симфонической музыки. В скерцо для оркестра «Камаринская» синтезированы богатство русской народной музыки и высочайшие достижения профессионального мастерства.

Специфика письма Глинки – глубокая оригинальность. Он расширил возможности медной группы, особые колористические нюансы создаются путем применения дополнительных инструментов (арфы, фортепиано, колокольчика) и богатейшей группы ударных.

Рисунок 3. Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Романсы в творчестве Глинки

На протяжении всего своего творческого пути Глинка обращался к романсам. Это был в своём роде дневник, в котором композитор описывал личные переживания, томления разлуки, ревность, грусть, разочарование и восторг.

Глинка оставил после себя свыше 70-ти романсов, в которых он описывал не только любовные переживания, но и портреты различных лиц, пейзажи, сцены жизни и картины далеких времен. В романсах присутствовали не только интимные лирические чувства, но и те, которые являются общезначимыми и понятными для всех.

Романсы Глинки разделены на ранний и зрелый период творчества, охватывающие вообщем 32 года, от первого романса до последнего.

Романсы Глинки не всегда мелодичны, иногда они содержат речетативные и изобразительные интонации. Фортепианная партия в зрелых романсах – рисует фон действия, дает характеристику основных образов. В вокальных партиях Глинка полностью открывает возможности голоса и полное овладение им.

Романс – как музыка сердца и исполняться он должен изнутри, в полной гармонии с собой и окружающим миром.

Богатства жанров глинковских романсов не может не поражать: эллегия, серенада, также в форме бытовых танцов – вальса, мазурки и польки.

По форме Романсы также различны: и простая куплетная, и трехчастная, и рондо, и сложная, так называемая сквозная форма.

Глинка писал романсф на стихи более 20-ти поэтов, сохраняя единство своего стиля. Более всего обществу запомнились романсы Глинки на стихи А. С. Пушкина. Так точно передать глубину мысли, светлое настроение и ясность – не удавалось еще никому и не удасться еще долгие годы!

Заключение

Михаил Иванович Глинка сыграл особую роль в истории русской культуры:

· в его творчестве завершился процесс формирования национальной композиторской школы;

· русская музыка была замечена и оценена не только в России, но и за её пределами

· именно Глинка придал общезначимое содержание идее русского национального самовыражения.

Глинка предстает перед нами не только великим мастером, владеющим всеми тайнами композиторского мастерства, но прежде всего великим психологом, знатоком человеческой души, умеющим проникнуть в её сокровенные уголки и поведать о них миру.

Неисчерпаемость глинкинских традиций тем сильнее, чем больше отдаляет нас время от благородной личности великого русского художника, от его творческого подвига, его исканий. Еще ждут своих новых прочтений гениальные оперы Глинки; еще ждет оперная сцена новых, прекрасных певцов глинкинской школы; еще предстоит большое будущее в развитии заложенной им камерной вокальной традиции – источника высокого и чистого артистизма. Давно ушедшее в область классики, искусство Глинки всегда современно. Оно живет для нас, как источник вечного обновления. Гармонично слились в нем, правда и красота, трезвая мудрость и смелость творческих дерзаний. И если суждено было Глинке открыть «новый период в истории музыки», то этот период и ныне далек от своего завершения.

Список литературы:

  1. Глинка М.И. К 100-летию со дня смерти / под ред. Е.М. Гордеевой. – М., 1958.
  2. Глинка М.И. Исследования и материалы / под ред. А.В. Оссовского. – Л.-М., 1950.
  3. Глинка М.И. Сборник материалов и статей / под ред. Т.Н. Ливановой. – М.-Л., 1950.
  4. Левашёва О. М.И. Глинка / О. Левашёва. – М., 1987, 1988.
  5. Ливанова Т. М.И. Глинка / Т. Ливанова, В. Протопопов. – М., 1988.
  6. Памяти Глинки. Исследования и материалы. – М., 1958.
  7. Серов А.Н. Статьи о Глинке / А.Н. Серов // Избранные статьи: в 2 т. / А.Н. Серов. – М.-Л., 1950 – 1957.
  8. Стасов В. М.И. Глинка / В. Стасов // Избр. соч.: в 3 т. / В. Стасов. – М., 1952. – Т. 1. – М., 1952.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент

Дата:

Время:

Место :

Участники (класс): 3 класс

Целевой компонент урока

Тема урока:

Цель: создать условия для ознакомления учеников 3 «б» класса с творчеством композитора Михаила Ивановича Глинки и его оперой «Руслан и Людмила»

Задачи:

Воспитательные:

    Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

    Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 3 «б» класса через знакомство с Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки;

    Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки .

Образовательные:

    Формирование знаний о жизни и творчестве основоположника русской классической музыки М.И.Глинки;

    Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к Рондо Фарлафа из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»;

    Разучить песню «Ты соловушка умолкни», повторить песню «Колокольчик мой хрустальный», совершенствовать вокально - хоровые навыки (навык хорового пения, чёткой дикции).

Развивающие:

    Развитие ассоциативного мышления школьников;

    Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты :

Ученик научится:

    проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Михаила Ивановича Глинки;

    проявлять личностное отношение при восприятии музыки Михаила Ивановича Глинки;

    проявлять интерес к творчеству Михаила Ивановича Глинки;

    получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

Ученик научится:

    овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Коммуникативные УУД :

Ученик научится:

    сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

    продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

    слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

    определять и формулировать тему и цель урока;

    определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Михаила Ивановича Глинки;

    в процессе рефлексии проводить самооценку.

Тип урока : урокприобретения новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, групповые;

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Классическая начальная школа». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Рабочая тетрадь: В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.

Оборудование и оформление:

Учебник:

Рабочая тетрадь: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Классическая начальная школа»).

Музыкальный материал: М. И. Глинка РондаФарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская : слушание Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка;

Музыкально-исполнительская: песня «Ты соловушка умолкни », «Колокольчик мой хрустальный»;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

    Анализ УМК «Классическая начальная школа»;

    Анализ программы по музыке «Классическая начальная школа»;

    Определение цели и задач урока;

    Определение структуры урока;

    Подбор методической литературы и музыкального материала;

    Оформление доски;

    Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Классическая начальная школа»;

    Подготовка презентации;

    Подготовка музыкальных произведений;

    Подготовка материала для творчества;

    Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

    Организация начала урока: 3 мин

    1. Приветствие: 1 мин

      Проверка готовности: 1 мин.

      Мотивация к учебной деятельности: 1 мин.

    Актуализация знаний: 2 мин.

    Открытие новых знаний: 28 мин.

    Слушание: 11 мин.

    Беседа по слушанию: 8 мин.

    Музыкально-исполнительская : 2 мин.

    Творческое задание :5 мин.

    Рефлексия: 3 мин.

    Итог урока: 1 мин.

    Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1.Приветствие:

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Татьяна Валерьевна. Нам с вами предстоит очень интересная работа. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством великого композитора и основоположника русской классической музыки Михаилом Ивановичем Глинка.

2.Проверка готовности:

У: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, рабочая тетрадь, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3.Мотивация к учебной деятельности:

У: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

II. Актуализация знаний:

У: О чём вы говорили на прошлом уроке;

Д: Об опере «Руслан и Людмила»

У: На основе какого литературного произведения написана эта опера?

Д: На основе поэмы «Руслан и Людмила»

У: Ребята, кто помнит сюжет этой поэмы?

Д: Я!

У: Прекрасно! Перескажи, пожалуйста!

Д: Государь Владимир устраивает пир в честь свадьбы его дочери – Людмилы. Все радуются свадьбе, кроме трех витязей, которые хотели бы быть на месте жениха Руслана. Праздник заканчивается. Государь дает новобрачным благословение и их отводят в покои, в которых позже похищают Людмилу.

Отец, узнав о пропаже дочери, отправляет витязей на её поиски и обещает ее руку и сердце, и полцарства в подарок. Рогдай, Фарлаф, Ратмир и Руслан отправляются на поиски Людмилы. Витязи прибывают к распутью, и каждый решает поехать в свою сторону.

Руслан поехал отдельно, перед собой он замечает пещеру, в которой он находит старика. Старик сообщает, что Людмила похищена Черномором. И перед спасением ему предстоит пройти не мало трудностей, необходимо найти, где обитает Черномор и убить его.

Рогдай решает избавится от главного противника, но путает его с Фарлафом, вскоре поняв, что он ошибается уходит на поиски Руслана. На пути встречает дряхлую старуху, которая указывает ему путь к его врагу. А старая женщина помогает подняться Фарлафу, убеждает его, что Людмила не станет его женой и отправляет домой. Фарлаф ее слушает.

Тем временем Руслан бьется с Рогдаем не на жизнь, а на смерть. Руслан побеждает, а противник находит свою смерть в реке.Руслан, продолжая свой путь, бесстрашно сокрушает встретившуюся ему фантастическую голову великана и овладевает чудесным мечом,который поразит Черномора.

Затем Руслан находит Черномора и вступает с ним в бой и волшебным мечом отсекает ему бороду, в которой таилась вся его сила.

Однако радость Руслана преждевременна, он не в силах разбудить Людмилу, усыпленную колдуном и решил отвести ее в Киев.

По пути в Киев Фарлаф нападает на Руслана, убивает его и забирает спящую Людмилу. По призыву Ратмира появляется Фин и исцеляет Руслана, рассказывает ему, все, что произошло и дает кольцо, которое пробудит Людмилу. Руслан отправляется на поиски Людмилы. Въехав в Киев, он идет в терем, где подле Людмилы были князь и Фарлаф. Увидя Руслана, Фарлаф падает на колени, а Руслан стремится к Людмиле и, коснувшись кольцом ее лица, пробуждает ее. Счастливые князь, Людмила и Руслан прощают Фарлафа, признавшегося во всем, а лишенного волшебной силы Черномора принимают во дворец.

У: Молодцы! Ребята, а кто автор этой поэмы?

Д: А. С. Пушкин

У: Верно! Что вам еще запомнилось из прошлого урока?

Д: Мы слушали увертюру к опере «Руслан и Людмила»

У: Что такое опера?

Д: Опера - вокально-театральный жанр музыки.

У: Верно! А почему его называют вокально-театральным?

Д: Потому что, оперу можно назвать театральным представлением. В опере есть актеры, которые играют свои роли, они надевают костюмы, которые помогают узнать зрителю героев, на сцене располагаются декорации. Все как в обычном театре. Только актеры оперы не проговаривают свои диалоги и монологи, а поют их. Поэтому жанр оперы называется вокально-театральным.

У: Какие вы молодцы! Ребята, а что такое увертюра? Кто-нибудь знает?

Д: Увертюра - это небольшое оркестровое вступление, создающее общее настроение всей оперы.

У: Хорошо! Вспомните, кто является автором увертюры, которую вы слушали на прошлом уроке? Вспомнить поможет вам портрет, который представлен на доске!

Д: Это М. И. Глинка

У: Верно!

III. Открытие новых знаний.

У: Что вы знаете о М. И. Глинке?

Д: Он автор основоположник русской классической музыки.

У: Замечательно! А что еще вы знаете об этом композиторе?

Д: У него замечательная музыка.

У: А с какими произведениями М.И.Глинки вы знакомы?

Д: «Камаринская» симфоническая сюита, опера «Руслан и Людмила», романс «Жаворонок».

У: Молодцы! Итак, ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с жизнью и творчеством этого великого композитора. Тема нашего сегодняшнего урока: «Михаил Иванович Глинка. Основоположник русской классической музыки».

    Вступительное слово учителя

У: М. И. Глинка является первым композитором поднявшим русскую музыку на мировой уровень. Р одился он 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии в отцовском имении.

Детство Глинки прошло в деревне, поэтому ему зачастую приходилось слышать народные песни.

Воспитанием мальчика занималась его бабушка, а родная мать была допущена к сыну только после ее смерти.

Играть на фортепиано и скрипке М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он начал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же были созданы первые сочинения композитора Глинки.

Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба создали новый русский язык один в поэзии, другой в музыке.

    Работа с учебником

У: Ребята, отройте учебник на странице 72. Сейчас мы с вами познакомимся с героем оперы «Руслан и Людмила», с Фарлафом. И послушаем в его исполнении рондо. Кто знает, что такое Рондо?

Д:

У: Рондо с французского переводится – круг (круг потому что основная тема трусливого Фарлафа повторяется несколько раз). Ребята, сейчас мы с вами прослушаем Рондо Фарлафа, после чего вы мне скажете какой у этого героя характер?

    Слушание Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» М. И. Глинка

Беседа после прослушивания:

У: Какие чувства возникли у вас при прослушивании?

Д: величие, возвышенность, восторг, радость, живость.

У: Какой же характер имеет Фарлаф?

Д: Трусливый и хвастливый!

У: Какие слова вам помогли понять, что он хвастливый ?

Д: О радость! Я знал, я чувствовал заранее, что мне лишь суждено свершить столь славный подвиг !

У: Верно! Каким тембром голоса обладает Фарлаф?

Д: Басом

У: Ребята, что из себя представляет бас?

Д: Бас – это самый низкий мужской голос.

У: Молодцы! Вы очень хорошо меня слушали и правильно ответили на мои вопросы.

    Исполнительство – разучивание песни: «Ты соловушка умолкни»

У: Ребята, а теперь мы с Вами должны разучить новую песню «Ты соловушка умолкни», послушайте её и скажите о чём поётся в песне? (слушание песни)

У: Итак, о чем поется в этой песне?

Д:

У: Как вы думаете это народная песня или ее написал автор?

Д: Народная; Написал автор

У: Эту песню написал М. И. Глинка. Так как его детство прошло в деревне он часто слышал народные песни, именно поэтому ему удалось написать прекрасную песню данного жанра.

У: Ребята, посмотрите внимательно в текст песни, может быть вам встретились незнакомые слова?

Д : Что значит «звонкие трели»?

У:....................

Д: Что значит «не дает услады»?

У: Это значит не дает спокойствия…Итак, всем все понятно?

Д: Да!

У: Приступаем к разучиванию песни. Я буду говорить вам слова по строчкам, а вы повторять за мной.

Ты, соловушка, умолкни,

Песен петь не надо,

Ты не шли мне звонких трелей

На заре из сада.

Твоих песен сладкозвучных

Я не в силах слушать:

Сердце сразу замирает,

Тяжесть давит душу.

Ты лети к счастливым людям,

Тем, что веселятся, –

Они песнею твоею

Будут забавляться.

Мне же песня давит душу,

Не дает услады...

Ты, соловушка родимый,

Мне не пой, не надо!

У: Молодцы! А теперь мы исполним эту песню, будьте внимательны. При исполнении песни чётко произносите слова. (исполнение песни)

У: Отлично!

    Исполнительство – повторение песни: «Колокольчик мой Хрустальный»

У: Ребята, а сейчас вы будете выходить к доске по три человека и петь песню «Колокольчик мой хрустальный» на оценку, но перед мы ее повторим. (исполнение песни со словами)

В тумане утреннем седом

Скрыт от людей волшебный дом,

В нем колокольчиков содом:

Динь-дон, динь-дон,

Динь-дон, динь-дон. Динь-дон!

Туда нелегок переход,

Но там мечта моя живет.

И неспроста меня зовет

Волшебный этот звон.

Припев:

Колокольчик мой хрустальный,

То веселый, то печальный,

Динь-дон, динь-дон -

Слышу твой волшебный зов:

Динь-дон, динь-дон!

Пускай на сердце тяжело,

И над Добром смеется Зло,

В том доме ты найдешь тепло -

Поверь, поверь,

Поверь, поверь. Поверь!

И пусть вокруг седой туман

Колдует, словно злой шаман,

Но колокольчик-талисман

Открыть поможет дверь!

Мне говорят со всех сторон:

Волшебный дом - лишь только сон,

И потому хрустальный звон

Забудь, забудь,

Забудь, забудь. Забудь!

Но без мечты нельзя прожить!

Сумей ее в душе хранить,

Тогда любви святая нить

К Добру укажет путь!

У: Хорошо! А сейчас по три человека выходим к доске и поем по одному столбцу.

У: Вы все молодцы!

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, о ком мы сегодня говорили на уроке?

Д: О Михаиле Ивановиче Глинке

У: Кем являлся М. И. Глинка?

Д: Основоположником русской классической музыки

У: Как называлась тема нашего урока?

Д: «Михаил Иванович Глинка. Основоположник русской классической музыки»

У: Какое произведение мы сегодня с вами слушали?

Д: Рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила»

У: Ребята, как вы поняли, что такое Рондо?

Д: Рондо – это главная тема, которая повторяется, а между ней есть эпизоды.

У: Верно! А какую песню мы сегодня с вами разучили?

Д: «Ты соловушка умолкни»

У: Кто является автором этой песни?

Д: М. И. Глинка

У: Молодцы!

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

V. Домашнее задание:

У: Вашим домашним заданием будет нарисовать то, каким вы представляете Фарлафа.

У: Ребята спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

1. УМК «Классическая начальная школа»: учебник, рабочая тетрадь: В.В.Алеев и Т.Н.Кичак.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Приложение:

1. План-конспект урока музыки;

2. М. И. Глинка РондаФарлафа из оперы«Руслан и Людмила», формат mp3;

3. М. И. Глинка «Ты соловушка умолкни», формат mp3;

4. «Колокольчик мой хрустальный», формат mp 3;

Цитаты : 1. Неусыпный труд препятствия преодолевает. 2. Науки юношей питают, Отраду старым подают… 3. В общении все дни проходят наши, но искусство общаться - удел немногих… 4. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно. 5. Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто. 6. Ничто не происходит без достаточного основания. 7. Неусыпный труд все препятствия преодолевает.

Достижения:

Профессиональная, социальная позиция: Российский ученый, химик, физик, математик и поэт.
Основной вклад (чем известен): Он был основателем российской науки, создателем первой лаборатории, основанной на западных научных традициях, а также ученым, который внес значительный вклад в развитие русского языка.
Вклады: Михаил Васильевич Ломоносов — русский полимат, ученый и писатель, внесший важный вклад в литературу, образование и науку.
Наука
Он считается основоположником русской науки. Он совершил много важных открытий и основал научные лаборатории на основе западной научной традиции.
Его химические и физические работы характеризуются упором на использование атомных и молекулярных видов объяснения. Он опубликовал работы критикующие теорию флогистона и предложил закон сохранения масс. В своих опытах он предвосхитил современные принципы механической природы тепла и кинетической теории газов.
В 1748 Ломоносов открыл первую научную химическую лабораторию в России.
Разносторонние научные интересы М. В. Ломоносова включали теории электричества и света, создание оптических приборов, минералогию, метеорологию и астрономию. Среди его научных открытий было открытие атмосферы Венеры.
Литература
Ломоносов был также поэтом, заложившим основы современного русского литературного языка.
Он также внес значительный вклад в исследование русского языка, в том числе и в развитие научной терминологии, а также написал, вызывающую споры Историю России.
Позднее он написал Русскую Грамматику и адоптировал тоническое стихосложение, изменив, таким образом, характер русского стихосложения.
При реформе русского литературного языка он выбрал язык являющийся средним вариантом между старославянским языком и разговорной русской речью.
В 1748 году он написал «Риторику», которая стала первой в России хрестоматией мировой литературы.
Искусство мозаики
В 1753 году он основал в Усть-Рудницах первую в России мозаичную фабрику по производству цветного стекла и бисера. Он создал несколько и выдающихся произведений искусства из мозаики, одно из которых -лучший портрет Петра Великого и Полтавской битвы, размером 4,8 х 6,4 метра.
Организаторская деятельность
Он также реорганизовал Академию наук и создал систему высшего образования в России. В 1755 г. он основал Московский университет, который в 1940 году был переименован в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Почётные звания, награды : Действительный член Санкт-Петербургской Императорской и почётный член Королевской Шведской академий наук.
Основные труды: Ода на взятие Хотина (1739), Риторика (1748), Письмо о пользе стекла (1752), Русская грамматика (1755), Русский язык (1757), Рефлексия на прочность и равномерность движения тел (1760), История России (1766), Разговор с Анакреоном (1759 — 61), Гимн Бороде (1757).

Жизнь:

Происхождение: Ломоносов родился в деревне Денисовске расположенной на острове недалеко от Холмогор на Крайнем Севере России. Его отец, Василий Ломоносов, был преуспевающим рыбаком крестьянином, а мать — первая жена Василия, дочерью дьякона Елена Сивкова.
Образование: Он учился в Славяно-греко-латинская академии, в Киево-Могилянской академии и за рубежом в Университете Марбурга (1736-1739) и в Фрайбурге, в школе горного дела (1739-1741).
Оказали влияние: Кристиан Вольф
Основные этапы профессиональной деятельности: В 1741 году он вернулся в Россию и стал пожизненным членом Русской академии наук. В 1761 году он был избран иностранным членом Шведской королевской академии наук.
В 1764 Ломоносов был избран почётным членом Академии наук Болонского института. Он стал профессором химии в Петербургском университете и, в конечном счете, стал его ректором, а в 1764 г. государственным секретарем.
Основные этапы личной жизни: Когда ему было 10 лет, его отец взял мальчика на работу, чтобы тот помогал ему в его ремесле. Но молодой Ломоносов понял, что его главной страстью является учение и что его стремление к знаниям безгранично. В 1730 году 19 летний Ломоносов пешком прошел с Севера России в Москву. Он поступил в Славяно-греко-латинскую академию, ложно утверждая, что он сын священника.
Там, несмотря на издевательства других студентов, которые были гораздо моложе его, он получил чрезвычайно широкое образование. Он завершил 12-летний курс в течение всего лишь пять лет, закончив обучение как лучший студент.
В 1736 г. Ломоносов получил стипендию на обучение в Санкт-Петербургском государственном университете. Он углубился в свои исследования и был награжден грантом для обучения за рубежом, в Германии.
Там он учился в университете в Марбурге (1736-1739) и в Фрайбергской школе горного дела (1739-1741). В университете в Марбурге Ломоносов стал личным студентом Вольфа — видного деятеля немецкого Просвещения.
В 1739 г. в Марбурге он женился на дочери квартирной хозяйки Елизавете-Христине Цильх.
Хотя Ломоносов был человеком огромного таланта, его творческие силы были несколько расстроены его властным и конфликтным характером.
Ломоносов умер в 1765 г. в Санкт-Петербурге в возрасте 53 лет.
Он был похоронен в Александро-Невской лавре, в Санкт-Петербурге, Россия.
Изюминка : Во время учебы в Москве Ломоносов жил на 3 копейки в день и питался только черным хлебом и квасом, но, несмотря на это, он добился значительных успехов в учебе. Согласно некоторым источникам, по дороге из Марбурга он был насильно завербован в прусские солдаты, но сумел бежать из крепости Весели.

Краткая биография

Ушинский Константин Дмитриевич появился на свет в 1824 году в Туле. Вырос в дворянской семье. Когда скончалась его мама, тогда ему исполнилось одиннадцать лет, и трепетные воспоминания о жизни с ней он пронес сквозь всю свою жизнь. Позднее он передал женщинам и матерям ответственную и почётную должность воспитания детей.

Константин учился в Тульской гимназии. С юных лет он выделялся среди сверстников ясным разумом и крепкой волей, устойчивой верой в свои собственные силы и упорством справляться с препятствиями.

В 1840 году он поступил в Московский университет. В процессе учебы он прекрасно себя зарекомендовал, его считали отличным другом многие студенты. К тому же он стал давать частные уроки.

Окончив университет в 1844 году с отличием, его пригласили в качестве профессора в Демидовский лицей в городе Ярославль. Там он приобрел большую популярность среди студентов и преподавателей. Ушинский был учтив с каждым, легко и просто доносил сложную информацию. Через шесть лет он решает уйти с профессорской должности из лицея по личным соображениям.

С 1852 года Константин Дмитриевич начал посвящать свое время изучению иностранных языков и заниматься литературой.

В 1855 году ему предложили быть преподавателем предмета «Словесность и законоведение» Гатчинского института. Проработав там несколько месяцев, он становится инспектором в этом заведении. Как-то Ушинский обнаружил 2 огромных шкафа, в которых находилось полное собрание всех изданий педагогической литературы. Эта коллекция поменяла принципы Ушинского, связанные с воспитанием и обучением.

В 1859 году Константин Дмитриевич получает должность инспектора в Смольном институте. В те времена образование считали бесполезным для женщин, однако, он поддерживал противоположную позицию, понимая значительную роль женщин для семьи и общества. Его лекции получили огромное признание, все студенты, их родители и родственники, чиновники и учителя приходили на лекции, чтобы услышать новый взгляд профессора.

Замечание 1

С того времени К. Д. Ушинский стал популярным во всех городах России, его воспринимали как одаренного педагога – новатора. Тогда ему даже предложили письменно выразить свое представление о воспитании и развитии наследника престола.

Именно тогда появилась на свет его книжка «Детский мир». Она быстро стала применяться во многих учебных заведениях, популярность ее выросла, и в тот же год книга была выпущена трижды.

Несмотря на то, что известность Ушинского росла, в то же время недоброжелатели начали сочинять доносы с ложными обвинениями. Константин Дмитриевич писал ответы на эти доносы несколько суток, он очень переживал из-за этих оскорблений и очень серьезно заболел.

Вскоре состоялась поездка в Гейдельберг, он познакомился со знаменитым доктором Пироговым. Он восстанавливает свое здоровье и крепнет духом, продолжая свою научную работу. В ту пору он не занимает никаких официальных должностей.

В 1870 году он стал чувствовать себя не очень хорошо и решил отправиться в Крым, для восстановления пошатнувшегося здоровья. Там, в школе, он случайно встретил применение на практике своего учебника, который назывался «Родное слово».

Во время последних лет жизни Ушинский перенес очень трудные времена – смерть своего сына и сложная болезнь, подкосившая его здоровье. В конце 1870 года он умирает.

Вклад в систему образования

Влияние К. Д. Ушинского распространяется далеко за рамки педагогики и школьной программы.

В ту эпоху в Российских школах зачастую присутствовали бессердечие и зубрёжка, поэтому школьные годы были для большинства детей очень нелёгким периодом. Собственно, благодаря идеям Ушинского русская школа переменилась – в ней стало появляться человечное отношение ко всем ученикам, а также уважение к каждому ребёнку.

Заслуги

  • В наше время ежегодно проходят литературные чтения, посвященные имени Ушинского;
  • В 1946 году учредили медаль К. Д. Ушинского, для отличившихся учителей и педагогов;
  • Издано полное собрание сочинений Ушинского в 11 томах;
  • В городе Ярославль названа улица в честь его имени;
  • Также в Ярославле педагогический университет назван его именем.

Замечание 2

Константин Дмитриевич Ушинский считается народным педагогом, подобно тому как, Ломоносова называют народным ученым, Суворова – народным полководцем, Пушкина – народным поэтом, а Глинку – народным композитором.


Михаил Иванович Глинка (1804—1857) — русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Как пишет В. В Стасов, в русской музыке Глинка имеет такое же значение, как Пушкин в русской поэзии: « оба создали новый русский язык - один в музыке, другой в поэзии». Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.

И конечно же его по праву считают основателем такого музыкально-драматического жанра, как русская опера. Две его знаменитые оперы: "Жизнь за царя"("Иван Сусанин") и "Руслан и Людмила" вошли в репертуар отечественных и зарубежных оперных театров. Но М.И.Глинка известен не только этими "фундаментальными" произведениями. Его романсы, вальсы у многих на слуху.

С чего начать разговор о Глинке? — С главного. Глинку называют основоположником русской классической музыки. Почему это так? Ведь и до Глинки были композиторы на Руси? Весь вопрос в том, как понимать сущность серьезной светской музыки. Надо понимать высоко и серьезно, освободившись от низменных штампов материалистической эстетики. Говорят: музыка — язык эмоций. Какая пошлость! Не вечность ли, не Бог ли — основная потребность души? Давайте лучше послушаем гениев. Вот, Бах продиктовал в 1738 году такое определение музыки: "Конечная и последняя цель генерал-баса, как и всей музыки, — служение славе Божьей и освежение духа».

Да, здесь подлинный ключ к музыке христианской культуры, которая покорила весь мир несказанной небесной красотой. Серьезная музыка, дочь Богослужебного искусства, есть благовестие новой жизни человечества, выраженное интонационно. Бетховен называл музыку откровением. "Музыка, говорил он, есть откровение более высокое, чем мудрость и философия". Однажды он сказал: "каждая нота моего Скрипичного концерта продиктована Всевышним". Стал бы он разве вопрошать Небо, если б речь шла о трепыханиях эмоций, ибо так это слово конца 16 века и переводится: "волнения души". Благодатью растворенная серьезная музыка несет в себе сильные тяготения, поднимающие дух человеческий к небесной красоте и свету, любви. Вот и Рахманинов говорил: «Музыка... должна оказывать очищающее действие на умы и сердца».

Если подытожить высказывания гениев, то призвание серьезного искусства можно видеть в поддержании духовно-нравственного тонуса общественной жизни, тонуса веры, надежды и любви, дарованных нам Богом, который есть Любовь.

С этой высоты мы можем оценить меру глумления Хрущева, когда он призывал деятелей искусства выражать чувства советских людей. Даже язычники помнили о небесной природе искусства.

Вот что писал, например, язычник Цензорин в 238 году по Рождестве Христовом, ровно за полторы тысячи лет до цитированных слов Баха: «Души людей — божественные, хотя против и кричит Эпикур, — природу свою познают через песни». Во как! Что можно больше сказать о музыке? Божественные души людей познают свою Божественную природу через песни! Что же тогда должны говорить мы, имеющие корни в духе, который породил великую культуру христианской цивилизации? И говорить не о песнях земли, а о высочайших шедеврах христианской культуры!

И вот теперь об основоположниках. Быть основоположником — прерогатива гения. Вся русская музыка, по слову Чайковского, заключена в музыке Глинки, как дуб в желуде. Так вот: только гений может заключить будущее культуры в желуде настоящего. Потому что только гений обладает провидческой силой, ибо поднимается на высоту зрения великих задач народа пред лицом Божиим.

Лучше Ильина не скажешь: "Жизнь народного духа, слагающая самую сущность Родины, — говорит Ильин, — находит себе в творчестве гения сосредоточенное и зрелое выражение. Он говорит от себя, но не за себя только, а за весь народ... Гений ставит свой народ пред лицо Божие и выговаривает за него и от его имени символ его предметной веры, его предметного созерцания, знания и воления. Он открывает и утверждает этим национальное духовное единство, то великое духовное "мы", которое составляет самую сущность Родины... Он оправдывает жизнь своего народа пред лицом Божиим, и тем становится истинным зиждителем Родины"... он указует своему народу верный путь к духу и духовности; и сам остается тем духовным очагом, около которого размножается среди целых поколений огонь духовного горения". Через гения, его творчество осуществляет народ свое единство с ним и свое единение с Родиной».

Все эти слова относимы к Глинке.

Как образуется гений? Обильная одаренность, залог гениальности - только одна сторона дела. Сколько вундеркиндов заканчивали безвестностью! Главное в гении другое: благодатью Божией он поднимается на такую безконечную высоту, на которую сам подняться не может. И здесь, в этом соединении свободы произволения и воскрыляющей Божьей силы - истинная тайна гениальности.

Момент этого поразительного перелома, полного преображения творчества, необыкновенно легко обозначился в творчестве Глинки. На него указал проницательный Петр Ильич Чайковский. Сравнивая творчество Глинки до 32-летнего возраста и после, он пишет: «Как могла совместиться такая колоссальная художественная сила с таким ничтожеством и каким образом, долго быв безцветным дилетантом, Глинка вдруг одним шагом стал наряду (да! наряду!) с Моцартом, с Бетховеном и с кем угодно»?! И заключал с восторгом: «Да! Глинка настоящий творческий гений».

«Предоставляю будущим поколениям разгадать эту загадку» — предлагает нам Чайковский.

А отгадка проста. Нужно только посмотреть на то произведение, где впервые осуществился этот перелом, после которого Глинка уже не мог писать не гениально. Это была опера «Жизнь за царя».

Гении всей душой врастают в величие исторических задач, и сподобляются помощи Божией. Что это был за сюжет? В нем зафиксирован один из ключевых моментов русской истории — выход из величайшего кризиса.

Как древний Израиль хранил память о чудесном исходе из Египта и о других событиях Божественной истории, так и мы должны относиться к нашей священной истории. Ведь именно так четко и определяет святой Иоанн Максимович: «Русская история есть новая священная история».

И в ней освобождение Руси от польского ига есть одно из чудес Божиих.

Ситуация тогда была хуже теперешней. Кризис власти. Перессорились партии, земщина с казачеством. На дорогах разбой. Всюду распад духа, измельчание душ, своекорыстие, подкупы, интриги, зверства. В Кремле обосновались вооруженные поляки. Сейчас на западный манер стали писать, будто в России два года правил польский король Сигизмунд. Это не так. Согласно всем конституциям Руси, начиная от Ярославовой Правды, легитимная — то есть, законная, не разбойничья власть в стране освящается Церковью. Однако святой патриарх Ермоген, которого поляки умучили голодом, принуждая Церковь короновать Сигизмунда, предпочел смерть измене Богу. Что делать народу, когда он порабощен и безсилен?

Пример дан на века. Безсильный народ смиренно припал к силе Божией. По призыву Церкви страна выдерживает специальный трехдневный строгий пост, ничего не вкушая в течение трех дней. В ответ на покаяние тут же потекли реки чудес Божиих. Преподобный Сергий Радонежский в видении является гражданину Минину и объявляет Божью волю: собирать ополчение. Князь Пожарский согласен принять командование. Великое чудо — взятие Кремля. Земщина и казачество чудесным образом примирились, независимо выдвинув кандидатуру на царство мало кому известного 16-летнего отрока Михаила Федоровича Романова. Вдохновенная радость от явного Божьего чуда, примирившего нацию, охватила собор, и он единодушно принимает клятву в вечной верности новой династии. В ней, между прочим, говорится: кто пойдет против этого соборного решения всего русского народа, тот да будет проклят в веке нынешнем и будущем. Страшное проклятие предков легло на нас, клятвопреступников! Прославлением Святого Мученика Царя Николая и Царственной семьи мы — слава Богу! — положили уже некоторое начало нашему покаянию.

Но до установления тихой жизни было еще далеко: иностранная разведка поставила целью физически уничтожить только что избранного, но еще не приехавшего в Москву царя. И вот тут открывается красота подвига Сусанина.

О чем же опера? Она — о великой тайне России: тайне соборности. Соборность есть сроднение людей благодатью Божией. Благодать Святаго Духа есть любовь Божия, жертвенная. "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» - говорит Господь (Лк. 12:49). Пламя соборной любви горит в опере. Соборная любовь — не кисель да манная каша. Соборная любовь подъемна, вдохновенна, дышит подвигом... В ней горит ревность Божия и духовная отвага.

Только такая любовь способна победить дух распрей и восторгнуть народ к единению.

Такими единителями народа был патриарх Ермоген, Гражданин Минин и князь Пожарский, новоизбранный царь. Таким был крестьянин Иван Сусанин. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», — говорит Христос (Ин. 15:13). Понесенный Сусаниным подвиг великой любви тоже служил объединению народа вокруг богоизбранного царя. Народ в единстве всех сословий от крестьянина до царя. «Некогда не народ, а ныне народ Божий», говоря словами апостола Петра.

Видите, какая небывалая опера. Впервые мы видим на сцене личность в подлинном ее понимании. Великим понятием личности одарили человечество святые отцы, отграничив личность от понятия индивида. Почти одновременно с оперой Глинки появилась симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза. Так вот, по строгим критериям святых отцов, Чайльд Гарольд - не личность, а индивид. Индивид замыкает себя в герметизм самости, а личность обретает себя через отдачу, через жертвенную любовь. Ее источник в любви к Богу, которой освящается любовь к семье, народу, отчизне, Царю. Личность, по определению, соборна. Только такая личность получает силу собирать и страну. Торжество соборной любви мы видим в финале. Народ по определению соборен. Святой Григорий Богослов определяет народ как собрание богочтителей. «Некогда не народ, а ныне народ Божий", - говорит апостол Петр. И вот, теперь, в финале кончены все разделения. Все слои народа в совершенном единении.

На сцене народ встречает отрока-царя как явление Божьей милости. Слова этого Гимна «Славься» по духу совпадают с решением русскою собора, слова таковы: "Славься, славься, наш русский Царь, Господом данный нам Царь-Государь. Да будет безсмертным твой царский род, да им благоденствует русский народ». В наше время слова другие: "Славься, славься Русь моя, славься родная страна". О Боге речи нет, и это снижает великий дух музыки, восторг.

Музыковеды, ненавидящие и изнутри разрушающие Россию, пытаются лживой интерпретацией вновь вбить клин между царем и народом, разрушив их единство в Боге. Вот что пишет один доктор наук. В финале он слышит "парадность": "Безысходное личное страдание, пишет он, накрепко "прибито" к единому телу государственности гвоздями народной победы... Власть для торжествующего победу народа ""своя". Для обезпечивших же эту победу мучеников из народа и "своя" и "чужая"...". Думаю, Антонида дала бы пощечину доктору за оскорбление и клевету, и Собинин отдубасил бы его.

Это ведь исхитриться нужно — услышать в "Славься" парадность! Чайковский, потрясенный восторженной силой этого заключительного хора, считал его самой гениальной музыкой. В этой окрыленной безкорыстной музыке каждая клеточка ликует: "Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу!» Для личности — все свои в Боге, и православная царская власть — своя.

Сравним гениальный хор Глинки с религиозным по духу бетховенским шедевром, Девятой симфонией.

Представимо ли "Славься" Глинки на месте ее финала? Немыслимо это! — хотя много формально общих моментов в их мелодиях. Самозабвенность в ликующем восторге «Славься» — от любви Божией, из нее рождается. В музыке Глинки сказалась, выпелась вся святая культура России — именно здесь источник силы его творений, столь изумившей Чайковского. Царь Николай Павлович плакал на премьере оперы, подарил композитору перстень с бриллиантом, назначил ему важную должность в музыкальном мире. Дал и тонкий совет по постановке оперы: не показывать на сцене убийство Сусанина, а дать его за сценой. Да, это действует сильнее и возвышеннее, ибо сосредоточивает мысль сердца на великом смысле жертвы.

Музыковеды усматривают новаторство оперы в том, что Глинка впервые обратился к интонационности крестьянской песни, в то время как предшественники его питались скорее городским фольклором. Действительно, крестьянская протяжная песня — сестра знаменного распева, и была создана верой на вершине исторического бытия народа.

Но дело не в цитатах. В советское время много было музыки на народные темы, но музыка звучала фальшиво, холодно и официозно. Потому что не было главного. А главное — это дух Божией любви. Чтобы адекватно выразить божественную соборную любовь, нужно самому гореть ею. А Глинка был пламенным патриотом, чему много свидетельств.

Я невольно задержался на опере Глинки. После «Жизни за Царя» он был уже лишен способности писать не гениально. С высоты открывшейся ему безсмертной красоты взирал он теперь на всю жизнь. И все преображалось перед его вдохновенным взглядом.

О чем тут сказать прежде?

Испанские увертюры

Давайте для контраста перенесемся за пределы России. Две испанские увертюры Глинки. В Испании они изучаются как самый яркий пример испанской музыки, считается в Испании, что Глинка удивительно точно выразил дух национального искусства. Смотрите, какое чудо: Глинка — классик испанской музыки! Да, Глинка действительно два года практически изучал в Испании танцы — а надо сказать, что Глинка сам не только необыкновенно выразительно пел, но и был лучшим танцовщиком в Петербурге. Однако дело не в формальной точности. Опять же главное — дух.

Здесь открывается еще одна тайна культуры России. Достоевский назвал ее тайной всемирной отзывчивости Русской культуры. Но если бы Россия только отзывалась на все, то была бы всемирной обезьяной. Потому Ильин внес важную поправку: Россия не только откликается на мировые явления, но дает им новое звучание. На что бы она ни обратила свой взор, все просиявает великой красотой и силой. И это потому, что Россия имеет дар слышать их красоту истинно — как явление славы Божьей в мире.

Вот этим ликованием красоты Божьей, этим восторгом и окрылением полнятся увертюры Глинки "Ночь в Мадриде" и "Арагонская хота".

Камаринская

Ее называют гениальным русским скерцо. Скерцо по-русски — шутка. Здесь много юмористических моментов. Но здесь есть некоторая тайна. Народная тема, положенная в основание сочинения, образована быстрым опеванием тонов обычной гаммы. В простоте гаммообразного как бы хорального движения скрыто торжественное гимническое начало. Глинка подметил и возвысил эту гимническую основу. Безконечное повторение орнаментированной гаммы не вызывают протестов не только по причине виртуозной обработки темы, но и по причине вживания в эту торжественную, подъемлющую дух силу.

«Вальс-фантазия»

Век, в который творил Глинка, называют романтическим. Но в России другие понятия. Романтизм вырос из картезианской картины мира, где всего два измерения: мир материальный и мир высоких человеческих чувств, идей, движений сердца. А где же мир духовный, Божий? Душа России жаждет жить в нем. «Мы потому только и можем мыслить, — писал святой Иоанн Кронштадтский, что живем в океане безпредельной мысли Божией. Вот этим основным чувством онтологизма, истинной существенности бытия, и пронизаны шедевры русского искусства.

Возьмем пленительный «Вальс-Фантазию» Глинки.

Всякий ощущает здесь чудо. Начальная тема — цветок вечности. Понять такую тему — значит понять и все произведение, ибо оно органически выращено из нее.

В чем состоит чудо? На первый взгляд, перед нами — типично романтический прием гармонии, называемый дезальтерацией. У романтиков он передает единство двух душевных движений: зарождение надежды и разочарование.

Здесь же, у Глинки, совсем другое. Отчизна мелодии — на Небе: не в психизмах мечтаний о нем.

Второй звук мелодии, остро тяготеющий вверх, романтики повели бы далее вниз. Здесь же духовный свет этой второй ноты остается навсегда в душе. Остается навсегда звучащим вместе с восходящим тяготением к небесам, остается в душе как обетование блаженств рая.

Еще один момент. Кружащееся движение вальса складывается из двух фаз: первый начинается шагом вперед правой ногой, второй шагом левой ноги назад. В музыке этому соответствует фактура: бас первого такта дается на устойчивой гармонии, на тонике, а бас второго такта на доминанте. У Глинки такты группируются не попарно, а образуют последовательность 3 такта, 3 такта и 6 тактов. А бас не шагает, а пребывает на месте. В этой безстрастной невесомости — особое очарование. Все внимание устремлено ввысь.

В этом остановленном мгновении небесного озарения — зародыш всех последующих тем вальса. Безстрастность — свойство святости, которая есть смирение и любовь. Взгляд с Неба на землю, несущий в себе великое утешение небесной красоты и любви, настолько притягателен, что слух с радостью приветствует каждое возвращение темы, и таким образом взгляд Неба становится духовной доминантой всего сочинения.

Романсы

Особое качество русской музыки — возвышенная доброта любви с особенной ясностью проявилась в шедеврах глинкинских романсов, таких как «Жаворонок», «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», «Не искушай».

Из всех приведенных примеров открывается главная сила, воздвигшая гений композитора.

Глинка — человек веры. Это мы и по его жизни знаем, и по музыке чувствуем. Не было бы дружбы со святителем Игнатием (Брянчаниновым), если б не вера, жившая в его душе. Не уживается неверие со святостью. Глинка часто разговаривал со святителем, исповедовался у него. По просьбе Глинки св. Игнатий записал их беседы в работе, которую озаглавил «Христианский пастырь и христианин-художник». Художник (Глинка) говорит здесь: Душа моя с детства объята любовью к изящному. Я чувствовал, как она воспевала какую-то дивную песнь кому-то великому, чему-то высокому, воспевала неопределительно для меня самого... Это высокое, пред которым благоговело мое сердце, кого оно воспевало, еще вдали от меня. Сердце мое продолжает видеть его как бы за прозрачным облаком или прозрачною завесою, продолжает таинственно, таинственно для самого меня, воспевать его: я начинаю понимать, что только тогда удовлетворится мое сердце, когда его предметом соделается Бог».

Потому радость музыки Глинки — не животного происхождения. Что за свет она источает! Он поднимает, окрыляет — потому что он свет благодатный. Только свет свыше осветляет душу и утепляет сердце в живой достоверности истины.

Духовные сочинения

Глинка оставил после себя и духовные сочинения. Их не так много. Но и здесь открыл перед русской культурой великие перспективы.

Укрепленный советами св. Игнатия Брянчанинова, Глинка задумал реорганизацию музыкального языка в направлении приближения к церковным истокам. Гениальный композитор перед смертью едет на Запад, к своему учителю Дену учиться тем принципам старинной гармонии и формы, которые сочетались бы с духом древних церковных песнопений нашей Православной Церкви. "Здесь у меня цель, цель великая... Достигнул ли я цели? - это другое дело - стремлюсь к ней постоянно". "Дело, за которое я принялся с Деном, чем более обозначается, тем более требует труда, труда упорного и продолжительного... почту себя счастливым, если удастся проложить хотя тропинку к нашей церковной музыке"". Поистине великая задача - на века!

Смерть Глинки

Веру свою Глинка пронес до самой кончины.

Смерть запечатлевает печатью прожитую жизнь. «Великое таинство смерти... наложит печать вечной правды на весь пройденный жизненный путь или, наоборот, обличит его ложь» — пишет архимандрит Софроний. Некоторые монахи, имевшие сомнения относительно святости преп. Силуана Афонского, говорили: «Посмотрим, как он будет умирать». «Смерть грешников люта», — определяет Писание.

Глинка не метался на смертном одре, как Вольтер, не отпихивал невидимых врагов, как Толстой. В тишине духа он отходил ко Господу в великий двунадесятый праздник Сретения. По словам Дена (у которого в Германии жил Глинка), великий композитор «за несколько часов до смерти - около полуночи - целовал подаренный матерью образок, горячо молился, стал кроток и спокоен и пребывал так до самой смерти, которая последовала в 5 часов утра». Это был уже день попразднества Сретения. В этот день Церковь вспоминает пророчицу Анну и праведного Симеона Богоприимца, по вдохновению пришедших встретить Младенца Господа в храме. Праведный Симеон произносит свою возвышенную молитву: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Прах Глинки был перенесен в Россию, для которой он стал основоположником ее светской, то есть внехрамовой, но церковной по духу музыкальной культуры, основоположником искусства духовного реализма, освещающего глубины народного духа, высвечивающего грандиозные историософские перспективы российской истории. Творчество Глинки поставило перед светской культурой России великую задачу: возвращение страны к своей изначальной и вечной глубине, которая есть Православие!

Начиная с Глинки, светская русская музыка начала вглядываться в свои святые истоки — этот путь не имеет конца, ибо безконечна высота призвания народа. И именно потому мы называем его по праву основоположником.