Особенности технического оснащения путешествие каменного века. Одно из достижений тур хейердала

Тестовые задания.

1. Путешественника, задумавшего повторить плавание людей камен-ного века через океан, звали

а) Оттор Торвальдсен

б) Торкель Ларсен

в) Тур Хейердал

г) Руаль Амундсен

2. Для доказательства возможности дальних морских плаваний, осуще-ствлённых первобытными людьми, было решено пересечь океан

а) Тихий

б) Индийский

в) Атлантический

г) Северный Ледовитый

3. Экипаж плота «Кон-Тики» составили добровольцы из

б) Швеции

в) Норвегии

г) России

4. Название «Кон-Тики» означает

а) имя одного из богов индейцев Южной Америки

б) имя дедушки одного из членов команды

в) боевой клич норвежских пиратов

г) название города, где родился организатор плавания

5. Экспедиция на «Кон-Тики» пересекла океан с

а) востока на запад

б) севера на юг

в)запада на восток

г) юга на север

6. Какое из трёх предложенных утверждений верно?

а) Тур Хейердал хотел доказать, что острова Тихого океана могли быть заселены людьми, приплывшими из Южной Америки.

б) Из современных предметов на борту «Кон-Тики» была только ки-нокамера.

в) Лёгкую лодку, на которой Тур Хейердал и его друзья собирались пересечь океан, назвали «Кон-Тики».

Тематический практикум.

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

С испанского языка «balsa» переводится как «плот». Такое название это растение получило благодаря удивительным свойствам его древеси-ны. В высушенном состоянии бальса даже легче пробки. Инки, знако-мые с удивительными свойствами бальсы, использовали эту древесину для строительства каноэ и плотов.

Древесина бальсы имеет кучу достоинств и всего один недоста-ток — её очень непросто добывать. Во-первых, далеко не все деревья пригодны для заготовки древесины. Самым лучшим качеством дре-весины обладают бальсы возрастом от шести до десяти лет. При этом диаметр их ствола не должен превышать ста пятнадцати сантиметров, а высота должна оставаться в пределе двадцати семи метров. Во-вторых, бальса растёт в самой гуще джунглей, куда очень трудно добраться. Сейчас эти проблемы пытаются решить с помощью созда-ния бальсовых плантаций. Например, в Эквадоре, который является самым крупным поставщиком этой древесины в мире, уже функциони-рует несколько таких плантаций.

С чем связано название этого дерева?

"halsa" - плот. Из него часто делали каноэ и плоты. На корейском бальса значит легкий (бальсин-перо).

Как вы думаете, почему именно бальсу используют для изготовле-ния воздушных змеев и авиамоделей?

Бальсу используют для приготовления воздушных змеев Т.к это самое лекгое дерево на планете.

Почему древесину бальсы так трудно добывать?

Не все деревья пригодны для заготовки древесины.

На каком материке находится страна, которая является крупней-шим поставщиком бальсы в мире?

Страна производящая бальсу-Корея.

Картографический практикум.
Нанесите на контурную карту цифровые обозначения перечислен-ных географических объектов.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
По следам путешественников каменного века Т.Б.ПлехановаУчитель географииг.Томск Вспомните Как люди путешествуют?Какие трудности могут встать перед любым путешественником? Вы узнаете Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли.Кто такой Тур Хейердал и какое он имеет отношение к древним путешествиям.Как люди расселялись по материкам и островам. Как вы думаете О чём могли говорить путешественники в древности у карты перед дальним плаванием? Что там, за горизонтом? Какие люди живут за высокими горами? Есть ли за морями другие страны? Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей. Остова Тихого океана заселены людьми. Откуда они там взялись? Из Азии Из Америки Заселение Океании Океанийцы были искусными мореходами и судостроителями. Ориентируясь по звездам и нехитрой «узелковой» карте, они совершали плавания за тысячи километров от родных островов. Их лодки с двойным балансиром до сих пор используются на островах. «Узелковая» карта полинезийцев Тур Хейердал (1914 - 2002) знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог. выдвинул гипотезу о том, что Океанию могли заселить выходцы из Южной Америки. Цветок бальсового дерева Самое легкое дерево в мире В Перу из бальсового дерева и других природных материалов был построен плот паэ-паэ, который они назвали «Кон-Тики». Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой. Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева. Маршрут Кон-Тики 7 августа 1947 года, по прошествии 101 дня мореплавания, «Кон-Тики», преодолевший в Тихом океане 4300 морских миль (8000 км), прибило к рифам атолла Рароиа островов Туамоту. Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Экипаж Кон-ТикиТур Хейердал (1914-2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й)Эрик Хессельберг (1914-1972) - штурман и художник. (на фото 4-й)Бенгт Даниельссон (1921-1997) - исполнял обязанности кока. (на фото 2-й)Кнут Хаугланд (1917-2009) - радист. (на фото1-й)Турстейн Робю (1918-1964) - второй радист. (на фото 5-й)Герман Ватцингер (1916-1986) – вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й)Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита. Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло. ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ 1. Выберите правильное утверждение, характеризующее население островов Тихого океана. А) коренные жители островов Тихого океана являются потомками переселенцев из Европы;Б) предки людей, живущих на островах Тихого океана, приплыли из Южной Америки;В) жители островов Тихого океана являются потомками переселенцев из Азии. 2.Какой из океанов пересекла экспедиция Тура Хейердала? а)Атлантическийб)Индийскийв)Тихий 3.Плавательное средство экспедиции Тура Хейердала называется а) корабльб)лодкав)плот 4. Тур Хейердал решил пересечь океан, для того чтобы а)отдохнуть на другом побережье океанаб)доказать, что древние люди могли пересекать океанв)проложить морской торговый путь 5.Плавательное средство экспедиции Тура Хейердала во время егоплавания по Тихому океану называлось а)«Ра»б)«Кон-Тики»в)«Святая Мария» 6.Какие современные предметы взяли с собой в путешествие ТурХейердал и его товарищи? а)кинокамеруб)радиостанциюв)мобильный телефонг)гитару Проверим свои знания 1 б2 в3 в4 б5 б6 а,б,г


Приложенные файлы

  • Тур Хейерда́л
  • (родился 6 октября 1914, Ларвик, Норвегия - умер 18 апреля 2002, Алассио, Италия)
  • норвежский путешественник и учёный-антрополог.
  • Автор многих книг.
  • К плаванию на плоту через Тихий океан Хейердала подтолкнули старинные летописи и рисунки испанских конкистадоров с изображением плотов инков, а также местные легенды и археологические свидетельства, позволявшие предполагать, что между Южной Америкой и Полинезией могли быть контакты.
  • Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева,
  • которое тонет в воде.
  • Строительство судна
  • Кон-Тики это плот, сделанный из 9 бальзовых деревьев. Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Плот имеет острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.
  • Родина бальсы - экваториальная часть Южной Америки
  • Дерево быстро растёт но к 5 годам не достигает зрелости. Крупные деревья, имеет очень прочную и лёгкую (в высушенном состоянии легче пробки), древесину,
  • Бальсу чрезвычайно просто обрабатывать. При одном и том же весе конструкции из бальсы получаются более жесткими, чем, например, из сосны.
  • Бальса - самое легкое дерево.
  • Уникальные свойства древесины бальзы были известны еще инкам, которые выдалбливали из нее каноэ и делали плоты, на которых совершали длительные походы. Когда испанцы увидели эти замечательные плоты, они были поражены, но материала, из которого они были сделаны, не знали, они дали ему имя «бальза» или «бальса», что на испанском языке означает «плот».
  • Плот получил название Кон-Тики, в честь имени бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй стало появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. А среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.
  • Экипаж Кон-Тики
  • Тур Хейердал (1914-2002) - руководитель экспедиции. (на фото 3-й)
  • Эрик Хессельберг (1914-1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна. (на фото 4-й)
  • Бенгт Даниельссон (1921-1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански. (на фото 2-й)
  • Кнут Хаугланд (1917-2009) - радист. (на фото1-й)
  • Турстейн Робю (1918-1964) - второй радист. (на фото 5-й)
  • Герман Ватцингер (1916-1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения. (на фото 6-й)
  • Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.
  • Экипаж «Кон-Тики». Слева направо: Кнут Хаугланд, Бенгт Даниельссон, Тур Хейрдал, Эрик Хессельберг, Турстейн Робю и Герман Ватцингер
  • На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Так же собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.
  • В пути
  • Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование хранилось под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.
  • Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.
  • Так же они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса, иногда они смешивали пресную воду с морской.
  • Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко, крупнейшая из акул - китовая акула. Они долго наблюдали за ней, как у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало им приходилось держать на палубе до 9 акул.
  • Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но к счастью всё обошлось без каки-либо травм.
  • Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, по скольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.
  • Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть только когда прибой бьёт о рифы.
  • На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли пальмы. Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним, и стали помогать команде Кон-Тики гребсти. Но после этого они пошли ещё дальше и на 101 день увидели землю в 3-ий раз.
  • Кое как, борясь с волнами и океаном они доплыли до кораллового атолла Рароиа, и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.
  • Они перетащили свои вещи на необитаемый остров, и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.
  • Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музеи, в Осло.
  • Тур Хейердал и его команда доказала теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами.
  • Так же они доказали, что кокосовые орехи не могли переплыть океан сами и потом взойти, из-за морской воды орехи становятся не пригодными к всходам, а стало быть их завезли люди на острова.
  • Научные достижения
  • Почти на шестьдесят языков переведена замечательная книга Тура Хейердала Путешествие на Кон-Тики, со страниц которой в каждый дом входит одна из интереснейших проблем истории человечества. На написанные для массового читателя научно-художественные книги Хейердала неизбежно ограничены рамками жанра. Между тем у замечательного подвига во имя науки есть свое продолжение. Исследования Тура Хейердала выходят далеко за рамки того, о чем мы знаем по изданным книгам. Новая книга Тура Хейердала восполняет этот пробел. Это сборник его статей и докладов, как бы подводящий предварительный итог тридцатилетним исследованиям выдающегося норвежского ученого. Чуть ли не каждая страница - увлекательное путешествие в прошлое. С полемическим задором и глубоким знанием вопроса автор рассказывает о замечательных мореплавателях прошлого, которые покоряли Атлантический и Тихий океаны на бесхитростных судах, освещает высокоразвитые культуры древних народов. Всякий, кто с увлечением прочел Путешествие на Кон-Тики, захочет узнать, как Тур Хейердал и его сотрудники продолжали обосновывать и развивать теорию, ради подтверждения которой шесть смельчаков в 1947 году вышли на плоту на просторы величайшего из океанов Земли.

Благотворительная стенгазета для школьников, родителей и учителей «Коротко и ясно о самом интересном». Выпуск 90, февраль 2016 года.

Стенгазеты благотворительного образовательного проекта «Коротко и ясно о самом интересном» (сайт сайт) предназначены для школьников, родителей и учителей Санкт-Петербурга. Они бесплатно доставляются в большинство учебных заведений, а также в ряд больниц, детских домов и других учреждений города. Издания проекта не содержат никакой рекламы (только логотипы учредителей), политически и религиозно нейтральны, написаны лёгким языком, хорошо иллюстрированы. Они задуманы как информационное «тормошение» учащихся, пробуждение познавательной активности и стремления к чтению. Авторы и издатели, не претендуя на академическую полноту подачи материала, публикуют интересные факты, иллюстрации, интервью с известными деятелями науки и культуры и надеются тем самым повысить интерес школьников к образовательному процессу. Отзывы и пожелания направляйте по адресу: pangea@mail..

Мы благодарим Отдел образования администрации Кировского района Санкт-Петербурга и всех, кто бескорыстно помогает в распространении наших стенгазет. Материал этого выпуска подготовлен специально для нашего проекта сотрудниками Музея-заповедника «Костёнки» (авторы: главный научный сотрудник Ирина Котлярова и старший научный сотрудник Марина Пушкарёва-Лаврентьева). Им – наша искренняя признательность.

Дорогие друзья! Наша газета уже не раз сопровождала своих читателей в «путешествие в каменный век». В выпуске мы проследили путь, который прошли наши предки, прежде чем стать такими, как мы с вами. В выпуске – «разобрали по косточкам» заблуждения, сложившиеся вокруг интереснейшей темы происхождения человека. В выпуске – обсудили «недвижимость» неандертальцев и кроманьонцев. В выпуске – изучили мамонтов и познакомились с уникальными экспонатами Зоологического музея. Этот выпуск нашей стенгазеты подготовлен коллективом авторов музея-заповедника «Костёнки» – «жемчужины палеолита», как называют его археологи. Благодаря находкам, сделанным именно здесь, в долине Дона к югу от Воронежа, во многом и было создано наше современное представление о «каменном веке».

Что такое «палеолит»?

«Костёнки в прошлом и настоящем». Рисунок Инны Ельниковой.

Панорама долины Дона в Костёнках.

Карта стоянок каменного века в Костёнках.

Раскопки стоянки Костёнки 11 в 1960 году.

Раскопки стоянки Костёнки 11 в 2015 году.

Портретная реконструкция человека со стоянки Костёнки 2. Автор М.М. Герасимов. (donsmaps.com).

Жилище из костей мамонта в экспозиции музея.

В настоящее время во всем мире открыто множество памятников той эпохи, но одним из самых ярких и значительных являются Костёнки, находящиеся в Воронежской области. Этот памятник археологи издавна называют «жемчужиной палеолита». Сейчас здесь создан музей-заповедник «Костёнки», который находится на правом берегу реки Дон и занимает площадь около 9 гектаров. Исследования на этом памятнике учёные ведут, начиная с 1879 года. С того времени здесь было открыто около 60 древних стоянок, относящихся к огромному хронологическому промежутку – от 45 до 18 тысяч лет назад.

Люди, которые жили тогда в Костёнках, принадлежали к тому же самому биологическому виду, что и современные – Homo sapiens sapiens. За это время человечество сумело пройти грандиозный путь от небольших групп первых европейцев, только начавших осваивать новый континент, до высокоразвитых обществ «охотников на мамонтов».

Находки той эпохи показали, что люди не только сумели выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, но и создали выразительную культуру: они умели строить достаточно сложные жилые сооружения, делать разнообразные каменные орудия и создавать удивительные художественные образы. Благодаря находкам в Костёнках во многом и было создано наше современное представление о каменном веке.

Реальный осколок той эпохи – остатки жилища из костей мамонта, внутри которого были найдены каменные и костяные орудия труда, – законсервирован под крышей музея в Костёнках. Этот сохранённый стараниями археологов и музейных работников кусочек древней жизни поможет нам раскрыть некоторый тайны каменного века.

Природа ледникового периода



Карта расположения стоянок эпохи максимума Валдайского оледенения.

Осока низкая – «мамонтовая трава».

«Ландшафт ледникового периода в Костёнках». Рисунок Н.В. Гарутт.

«Мамонты в долине Дона». Рисунок И.А. Наконечной.

Рисунок скелета мамонта Адамса (Зоологический музей). Найден в 1799 году в дельте реки Лены. Возраст находки – 36 тысяч лет.

Таксидермическая скульптура мамонта в экспозиции музея.

«Мамонт Костик». Рисунок Ани Певговой.

«Мамонтёнок Стёпа». Рисунок Вероники Тереховой.

«Охота на мамонта». Рисунок Полины Земцовой.

«Мамонт Джон». Рисунок Кирилла Благодира.

Время, к которому относится главный экспонат музея – жилище из костей мамонта, можно назвать самым суровым за последние 50 тысяч лет. Практически весь север Европы покрывал мощный ледниковый щит, из-за которого географическая карта континента выглядела несколько иначе, чем сейчас. Общая протяжённость ледника составляла около 12 тысяч километров, причём 9,5 тысяч километров приходились на территорию северной части современной Российской Федерации. Южная граница ледника прошла по Валдайской возвышенности, из-за которой это оледенение получило своё название – Валдайское.

Условия приледниковых степей очень сильно отличались от современных условий тех же широт. Если сейчас климат нашей Земли характеризуется сменой сезонов – весны, лета, осени и зимы, каждый из которых отличается особыми погодными условиями, то 20 тысяч лет назад, скорее всего, было два времени года. Тёплое время было довольно короткое и прохладное, а зима длинная и очень холодная – температура могла опускаться до 40-45º мороза. Зимой над долиной Дона надолго задерживались антициклоны, которые обеспечивали ясную безоблачную погоду. Почва даже летом оттаивала совсем не намного, а промёрзлость грунта сохранялась в течение всего года. Снега было мало, поэтому животные могли добывать себе корм без особого труда.

В то время на территории Костёнок находилась совсем иная зона распространения растительности, чем сейчас. Тогда это были луговые степи, сочетавшиеся с редкими берёзовыми, сосновыми лесами. В речных долинах, хорошо защищённых от ветра и увлажнённых, росли смородина, василистник, недотрога. Именно в речных долинах и прятались небольшие лесочки, защищённые склонами приречных холмов.

Одно из растений ледниковой эпохи благополучно дожило до сегодняшнего дня – это осока низкая, которую просторечье называют «мамонтовой травкой», так как она была современницей этого животного. В настоящее время это неприхотливое растение также можно встретить на склонах костёнковских холмов.

Животный мир того времени также сильно отличался от современного. На костёнковких холмах и в долине реки можно было увидеть стада первобытных бизонов, северных оленей, овцебыков, плейстоценовых лошадей. Постоянными обитателями этих мест были также волки, зайцы, песцы, полярные совы и куропатки. Одним из примечательных отличий животных ледникового периода от современных были их крупные размеры. Суровые природные условия заставили животных обзавестись для выживания мощным меховым покровом, жиром и крупным скелетом.

«Царём» животного мира того времени стал величавый исполин – мамонт, крупнейшее сухопутное млекопитающее ледникового периода. Именно в его честь вся фауна того времени стала называться «мамонтовой».

Мамонты были хорошо приспособлены к сухому, холодному климату. Эти животные были одеты в тёплую шкуру, даже хобот обрастал шерстью, а его уши были в десять раз меньше по площади, чем у африканского слона. Мамонты вырастали до 3,5-4,5 метров в высоту, а их вес мог составлять 5-7 тонн.

Зубной аппарат состоял из шести зубов: двух бивней и четырёх коренных. Бивни были самым характерным внешним признаком этих животных, особенно мужских особей. Вес бивня крупного матёрого самца составлял в среднем 100-150 килограммов и имел длину 3,5-4 метра. Бивни использовались животными для обдирания веточек и коры деревьев, а также раскалывания льда, чтобы добраться до воды. Коренные зубы, располагавшиеся по два на верхней и нижней челюстях, имели желобчатую поверхность, которая помогала перетирать грубую растительную пищу.

В день мамонты могли съесть от 100 до 200 килограммов растительного корма. Летом животные питались преимущественно травой (луговыми злаками, осоками), концевыми побегами кустарников (ивы, берёзы, ольхи). От постоянного жевания поверхность зубов мамонта очень сильно стиралась, поэтому они и менялись на протяжении всей его жизни. Всего за жизнь у него происходило шесть смен зубов. После того, как выпадали последние четыре зуба, животное погибало от старости. Жили мамонты около 80 лет.

Эти гиганты навсегда исчезли с лица Земли из-за изменения климата, произошедшего вслед за таянием ледника. Животные стали увязать в многочисленных болотах и перегреваться под густой мохнатой шерстью. Однако большая часть видов мамонтовой фауны не погибла, а постепенно приспособилась к изменившимся природным условиям, а некоторые из животных той поры благополучно дожили и до наших дней.

Жизнь и занятия людей каменного века

Схема жилища с пятью ямами-кладовыми. Стоянка Костёнки 11.

Древние охотники. Реконструкция И.А. Наконечной.

Кремневый наконечник копья или дротика. Возраст – около 28 тысяч лет.

«Тепло домашнего очага». Реконструкция жилища стоянки Костенки 11 Никиты Смородинова.

Работа резцом по дереву. Реконструкция.

Выскабливание лисьей шкуры скребком. Реконструкция.

Украшение кожаной одежды с помощью костяных бусин. Реконструкция.

Изготовление одежды. Реконструкция И.А. Наконечной.

Фигурки животных из мергеля. Возраст – 22 тысячи лет.

Женская статуэтка с украшениями.

Схематичное изображение мамонта. Возраст – 22 тысячи лет.

Панорама музея в Аносовом логу села Костёнки.

Некоторые археологи считают, что мамонты могли исчезнуть из-за постоянной охоты на них первобытных людей. В действительности на стоянках Костёнок того времени находят огромное количество костей мамонта: только на создание одного древнего дома люди употребили около 600 костей этого животного! Поэтому людей, живших в Костёнках в то время, называют «охотниками на мамонтов». И, действительно, мамонт был очень привлекательной добычей для людей того времени. Ведь удачная охота на него давала почти всё необходимое для жизни: гору мяса, которая надолго позволяла забыть об охоте; кости, которые использовались для постройки домов; шкуры для утепления жилищ; жир для внутреннего освещения; бивни, которые шли на изготовление различных поделок.

Человек палеолита был привязан к стадам мамонтов: люди следовали за животными и всегда находились в непосредственной близости от них. Также они научились побеждать этого гигантского зверя при помощи облавной охоты. Считается, что мамонты были очень пугливыми животными и, заслышав внезапные крики охотников, намеренно подгонявших их к краю обрыва, обращались в паническое бегство и попадались в природную ловушку. Скатившийся по крутому склону холма мамонт ломал конечности, а иногда и хребет, поэтому добить животное охотникам не составляло особого труда. Для охоты на мамонтов люди каменного века использовали копья и дротики, наконечники которых изготавливались из кремня – камня с острыми режущими краями.

Благодаря результативной охоте на мамонтов люди могли подолгу задерживаться на одном месте и жить относительно оседло. При суровых погодных условиях человеку трудно было выжить без тёплого, комфортного жилища, поэтому им пришлось научиться сооружать их из подручного материала – костей мамонта, земли, деревянных палок и жердей, шкур животных.

В Костёнках археологи выделяют пять типов жилых сооружений, которые отличаются друг от друга по форме и размеру. Одно из них законсервировано в здании музея. Оно представляет собой круглый дом диаметром 9 метров с фундаментом-цоколем высотой 60 сантиметров, сложенным из костей мамонта и скрепляющего их грунта. На равном расстоянии друг от друга по всему периметру стены-цоколя было вкопано 16 черепов мамонта, для того чтобы затем закрепить в них жерди, образующие и стену дома и одновременно его крышу. Шкура мамонта не подходила для укрытия жилища, так как была слишком тяжёлой, поэтому наши предки выбирали шкуры полегче – например, северного оленя.

Внутри дома располагался очаг, около которого когда-то в каменном веке собиралась вся семья для совершения трапезы и обычных семейных разговоров. Спали тут же неподалёку от очага на тёплых шкурах животных, расстеленных на полу. Судя по всему, в доме размещалась также мастерская по изготовлению каменных орудий – на одном квадратном метре жилища было обнаружено свыше 900 фрагментов мелких отщепов и чешуек кремня. Перечень орудий того времени весьма невелик: это резцы, скребки, острия, проколки, ножи, наконечники, иглы. Но с их помощью люди совершали все необходимые операции: шили одежду, разделывали мясо, резали кость и бивень, охотились на животных.

Вокруг древнего дома археологи обнаружили 5 ям-кладовых, которые были наполнены костями мамонта. Учитывая суровый климат и годовую промёрзлость грунта, учёные сделали вывод, что эти ямы использовались в качестве холодильников для хранения запасов пищи. В настоящее время точно такие же ямы-хранилища сооружают некоторые народы крайнего Севера.

В эпоху ледникового периода люди работали не покладая рук. Мужчины занимались охотой, приносили добычу в дом, защищали свой род. Женщины в каменном веке играли важную роль – ведали хозяйством: охраняли очаг в доме, готовили пищу, шили одежду из шкур животных. Для того чтобы просто выжить в экстремальных условиях приледниковой зоны, люди должны были постоянно трудиться.

Однако находки той эпохи показали, что люди не только умели строить достаточно сложные жилища и делать разнообразные каменные орудия, но и создавать удивительные художественные образы. Настоящим произведением искусства и одной из самых ярких находок являются фигурки животных, выполненные древним мастером из плотного известняка – мергеля. Все они изображают стадо мамонтов. Причём, в этом стаде можно выделить крупных и средних особей, а также маленького мамонтёнка. Для чего служили эти фигурки? На этот вопрос существует несколько ответов. Один из вариантов предполагает, что это могла быть какая-то забытая игра наподобие современных шашек. Другой – что это были примитивные счёты для подсчитывания поголовья мамонтов. И, наконец, это могли быть просто детские игрушки.

Символом женской красоты, материнства и продолжения жизни были так называемые «верхнепалеолитические венеры». В Костёнках археологами была найдена целая серия маленьких женских статуэток. Все эти фигурки очень похожи: склонённая вниз голова, огромный живот и грудь, налитая молоком, вместо лица, как правило, гладкая поверхность. Это древние символы продолжения рода. На одной из них было надето множество украшений: ожерелье на груди и поясок-ожерелье над грудью, на локтях и запястьях маленькие браслеты. Все это древние обереги, которые призваны «защитить» их обладательницу от многих проблем.

Ещё одним загадочным произведением искусства ледникового периода является рисунок, выполненный древним художником на сланце. Это изображение также было найдено археологами в Костёнках. Внимательно рассмотрев рисунок, можно легко угадать характерный силуэт мамонта: высокая холка, сильно опущенный зад, небольшие уши… Но стоящая рядом с животным лестница заставляет задуматься: неужели мамонты были одомашнены? Или же этот рисунок воспроизводит момент разделки туши поверженного животного?

Несмотря на многолетний и кропотливый труд учёных-археологов, пытающихся открыть завесу над тайнами ледникового периода, очень многое так и остается неясным. Может быть, ты, дорогой друг, станешь именно тем, кто сможет сделать невероятное открытие, будет участвовать в археологических раскопках и сделает уникальную находку. А пока мы приглашаем тебя в музей-заповедник «Костёнки», чтобы ты смог воочию увидеть древний дом из костей мамонта и более подробно узнать об эпохе каменного века.

Костёнки – одно из древнейших известных поселений современного человека в Европе.


Главный научный сотрудник Ирина Котлярова и старший научный сотрудник Марина Пушкарева-Лаврентьева. Музей-заповедник «Костёнки» .

Ждём ваших отзывов, дорогие наши читатели! И – спасибо, что вы с нами.

ПО СЛЕДАМ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ КАМЕННОГО ВЕКА.
Предмет: География.

Класс: 5 (по ФГОС).

Учитель: Прозорова Надежда Николаевна
Цель : совершенствование навыка работы с разными видами информации через изучение темы «По следам путешественников каменного века»

Задачи урока : через планируемые результаты.

Личностные:


  • создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

  • осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

  • формирование личностных представлений об древних открытиях и исследовании Земли;

  • создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу;

  • формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:

  • знать причины новых путешествий и географических открытий;

  • знать об экспедиции Т. Хейердала;

  • называть основные результаты географических открытий и путешествий;

Метапредметные:

Регулятивные:


  • формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • уметь организовывать свою деятельность;

  • сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

  • оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные:

  • развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

  • сохранять и развивать умение работать с физическими и контурными картами в группе и в паре;

  • формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:

  • понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний;

  • владеть практическими умениями работы с картой и учебником для исследования;

  • преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач;

  • извлекать нужную информацию.

Учебно-методический комплекс: учебник Е.М. Домогацких «География. Введение в географию» -2014г., рабочая тетрадь к учебнику -2013г., атлас «География. Введение в географию» 5-6 класс, «Русское слово», 2013г. контурные карты «География. Введение в географию» 5 класс «Русское слово», 2014г.
Оборудование: карта полушарий, учебник, атлас, контурные карты, рабочая тетрадь, раздаточный материал, цветные карандаши, мультимедийный комплекс.
Тип урока: открытия новых знаний.
Формы работы учащихся : самостоятельная, групповая, парная
ХОД УРОКА.
1 этап. Организационный. Подготовка класса и учебных принадлежностей к уроку.
2 этап. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем большую тему: а о чем в ней будет говориться послушайте стихотворение:

Покидаем города,
Очаги с горящим светом.
Что-то тянет нас туда,
Где туманы спорят с ветром.
Что-то тянет нас в моря,
На озёра, на просторы,

К неизведанным полям,
За холмы, в ущелья, в горы.
Всплыть на небо, чтоб упасть
На родимое запечье.
Разжигая в глубях страсть,
Поезда подслушать речи...

-О чем говорится в этом стихотворении: / о путешествиях/

Наш следующий раздел называется «История географических открытий», который будем изучать на протяжении нескольких уроков.

- Скажите, какие вопросы интересовали путешественников древности, а, может, интересуют и вас сейчас?

/- Что там, за горизонтом?- Какие люди живут за высокими горами?- Есть ли за морями другие страны?- Есть ли край Земли, и если есть, то где он находится? Эти вопросы всегда будоражили воображение людей./
3 этап. Мобилизация знаний. По следам путешественников каменного века
Что мы сегодня узнаем? 1. Как люди в древности путешествовали по поверхности Земли. 2. Кто такой Тур Хейердал и какое он имеет отношение к древним путешествиям. 3. Как люди расселялись по материкам и островам.

География - наука о природе, населении и хозяйстве Земли . Она зародилась очень давно. Земледельцам она помогала выбрать место для поля; мореплавателям - вести свои корабли по морям и океанам, открывать новые земли; купцам - успешно торговать с другими странами. Именно моряки и купцы были первооткрывателями новых земель. Но не только стремление к практическим знаниям или жажда наживы заставляли людей отправляться в путь в неизведанные дальние страны, рисковать своей жизнью. Часто это было обычное человеческое любопытство - желание познать что-то неизвестное.

Освоение новых земель продолжалось не одно тысячелетие. Люди совершили много удивительных открытий. Остались свидетельства, что уже в глубокой древности человек пересекал океан. В те времена важные морские и торговые пути считались государственной тайной и тщательно оберегались. Но о многих замечательных открытиях мы знаем. Попытаемся рассказать о некоторых из них.
Побуждающий диалог - Как люди путешествуют?

Какие трудности могут встать перед любым путешественником?

Почему древним не сиделось дома и что побуждало древних людей к путешествиям?

Как и на чем могли путешествовать в древности?

4 этап. Создание проблемной ситуации.
- О первобытных людях мы знаем немного. Мы даже не можем назвать ни одного из них по имени. Но нам точно известно, что они путешествовали. Хотите в этом убедиться? Посмотрите на карту мира. Найдите на ней Тихий океан. Это нетрудно, ведь он очень большой. Посмотрите, как много в нём островов. Причём их много не только на краю океана, но и в его центре. На большинстве из этих островов издавна живут люди ! Люди живут на островах Тихого океана, и живут очень давно - десятки тысяч лет. Можно сказать, с каменного века. Откуда они там взялись?

??? - Ребята, возникает Проблема:

Абсолютное большинство островов Тихого океана – заселены, но далеко не все. Теплый климат, растения и животные и нет людей – отсутствие чего могло помешать заселению этих островов людьми? Отвечают на вопросы:

- Откуда мог взяться древний человек на острове? Только приплыть!

- А можно плавание назвать путешествием? Конечно можно!

Вывод → ВОДА. Её отсутствие и помешало людям заселить абсолютно все острова Тихого океана.

5 этап. "Открытие" нового знания. (Читают стр. 37 – 38)
- Все о чем мы с вами сейчас говорили можно только предположить, а есть ли этому доказательства? Как это можно доказать современному человеку? И был ли такой человек? Да был, и звали его Тур Хейердал (1914 - 2002) - знаменитый норвежский путешественник и учёный-антрополог.

Хотя наш разговор касается людей каменного века, мы расскажем о путешественнике, который является почти нашим современником - он жил во второй половине прошлого века. Он совершил несколько удивительных путешествий, но мы расскажем только о первом его путешествии.
Видеоролик «Тур Хейердал. Биография».
-Ребята, что доказал современный путешественник на основании древних предположений? /Тур Хейердал доказал, что древние люди могли на примитивном плоту пересечь Тихий океан/. Он решил пересечь океан, собрал дружную команду из молодых норвежцев. Из огромных брёвен норвежцы сделали Плот, т.к. древние люди не умели делать корабль или лодку, назвали "Кон-Тики", в честь индейского бога.

Они выдержали штормы и прямо в океане ремонтировали свой плот. Во время дождей пополняли запасы пресной воды, ловили рыбу на примитивную удочку. Они не унывали! Даже когда к ним приблизилась огромная рыба - китовая акула - а размером она была побольше, чем их плот, они не испугались, а продолжали снимать этот визит на киноплёнку.
6 этап. Модульный блок заданий.
1). Прочитайте §7.
2). Ответьте на вопросы:
А) Зачем еще с древности люди изучали географию?

Б) Кто такой Тур Хейердал? В какое время он жил?

В) Составьте подробный план-описание путешествия Тура Хейердала.
3). Подпишите название работы в контурной карте на стр. 6-7 "Путешествия". Аккуратно подпишите печатными буквами все океаны и дте,ниеочей тетради и объекты путешествия. ия"ости, а, может, интересуют и вас сейчас?материки. Используйте карту атласа на стр.10-11.
4). По предложенной здесь карте отметьте в контурной карте пути и объекты путешествия команды Тура Хейердала. (длинными стрелками разного цвета: путь из АЗИИ: о.Новая Гвинея, о.Новая Зеландия + Путь из Америки)

7 этап. Закрепление.
Работа в рабочей тетради: §7- стр. 24-26 № 1-9.
8 этап. Рефлексия. Учащиеся дают ответы на вопросы и делают выводы:
Вопросы для самопроверки.

- Как и на чем путешествовали древние люди?

- Что это доказывает?

- Кто это доказал?

- Почему существуют необитаемые острова?
1. Древние люди совершали длительные путешествия. Об этом говорит то, что даже очень удалённые от материков острова давно заселены человеком.

2. Норвежский учёный Тур Хейердал доказал, что люди каменного века могли пересекать огромные морские просторы. Для этого он вместе со своими друзьями на плоту попытался пересечь Тихий океан.

9 этап. Домашнее задание : §7, оставшиеся задания в рабочей тетради стр. 26-27
***Задание по желанию - Приготовить сообщение о других путешествиях Тур Хейердала.