Островский как закалялась сталь герои. Николай островский "как закалялась сталь"

в Викитеке

«Как закалялась сталь» - автобиографический роман советского писателя Николая Алексеевича Островского , написанный в 1932 году . Книга написана в стилистике социалистического реализма .

В романе изображены события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства.

История написания

Цитата из романа

См. также

Напишите отзыв о статье "Как закалялась сталь"

Примечания

Ссылки

  • //РИА Новости .
  • в библиотеке Максима Мошкова

Отрывок, характеризующий Как закалялась сталь

С этого дня началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна – пробуждение от жизни. И относительно продолжительности жизни оно не казалось ему более медленно, чем пробуждение от сна относительно продолжительности сновидения.

Ничего не было страшного и резкого в этом, относительно медленном, пробуждении.
Последние дни и часы его прошли обыкновенно и просто. И княжна Марья и Наташа, не отходившие от него, чувствовали это. Они не плакали, не содрогались и последнее время, сами чувствуя это, ходили уже не за ним (его уже не было, он ушел от них), а за самым близким воспоминанием о нем – за его телом. Чувства обеих были так сильны, что на них не действовала внешняя, страшная сторона смерти, и они не находили нужным растравлять свое горе. Они не плакали ни при нем, ни без него, но и никогда не говорили про него между собой. Они чувствовали, что не могли выразить словами того, что они понимали.
Они обе видели, как он глубже и глубже, медленно и спокойно, опускался от них куда то туда, и обе знали, что это так должно быть и что это хорошо.
Его исповедовали, причастили; все приходили к нему прощаться. Когда ему привели сына, он приложил к нему свои губы и отвернулся, не потому, чтобы ему было тяжело или жалко (княжна Марья и Наташа понимали это), но только потому, что он полагал, что это все, что от него требовали; но когда ему сказали, чтобы он благословил его, он исполнил требуемое и оглянулся, как будто спрашивая, не нужно ли еще что нибудь сделать.
Когда происходили последние содрогания тела, оставляемого духом, княжна Марья и Наташа были тут.
– Кончилось?! – сказала княжна Марья, после того как тело его уже несколько минут неподвижно, холодея, лежало перед ними. Наташа подошла, взглянула в мертвые глаза и поспешила закрыть их. Она закрыла их и не поцеловала их, а приложилась к тому, что было ближайшим воспоминанием о нем.
«Куда он ушел? Где он теперь?..»

Когда одетое, обмытое тело лежало в гробу на столе, все подходили к нему прощаться, и все плакали.
Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг.
Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними.

Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. И человеческий ум, не вникнувши в бесчисленность и сложность условий явлений, из которых каждое отдельно может представляться причиною, хватается за первое, самое понятное сближение и говорит: вот причина. В исторических событиях (где предметом наблюдения суть действия людей) самым первобытным сближением представляется воля богов, потом воля тех людей, которые стоят на самом видном историческом месте, – исторических героев. Но стоит только вникнуть в сущность каждого исторического события, то есть в деятельность всей массы людей, участвовавших в событии, чтобы убедиться, что воля исторического героя не только не руководит действиями масс, но сама постоянно руководима. Казалось бы, все равно понимать значение исторического события так или иначе. Но между человеком, который говорит, что народы Запада пошли на Восток, потому что Наполеон захотел этого, и человеком, который говорит, что это совершилось, потому что должно было совершиться, существует то же различие, которое существовало между людьми, утверждавшими, что земля стоит твердо и планеты движутся вокруг нее, и теми, которые говорили, что они не знают, на чем держится земля, но знают, что есть законы, управляющие движением и ее, и других планет. Причин исторического события – нет и не может быть, кроме единственной причины всех причин. Но есть законы, управляющие событиями, отчасти неизвестные, отчасти нащупываемые нами. Открытие этих законов возможно только тогда, когда мы вполне отрешимся от отыскиванья причин в воле одного человека, точно так же, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда, когда люди отрешились от представления утвержденности земли.

После Бородинского сражения, занятия неприятелем Москвы и сожжения ее, важнейшим эпизодом войны 1812 года историки признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю – так называемый фланговый марш за Красной Пахрой. Историки приписывают славу этого гениального подвига различным лицам и спорят о том, кому, собственно, она принадлежит. Даже иностранные, даже французские историки признают гениальность русских полководцев, говоря об этом фланговом марше. Но почему военные писатели, а за ними и все, полагают, что этот фланговый марш есть весьма глубокомысленное изобретение какого нибудь одного лица, спасшее Россию и погубившее Наполеона, – весьма трудно понять. Во первых, трудно понять, в чем состоит глубокомыслие и гениальность этого движения; ибо для того, чтобы догадаться, что самое лучшее положение армии (когда ее не атакуют) находиться там, где больше продовольствия, – не нужно большого умственного напряжения. И каждый, даже глупый тринадцатилетний мальчик, без труда мог догадаться, что в 1812 году самое выгодное положение армии, после отступления от Москвы, было на Калужской дороге. Итак, нельзя понять, во первых, какими умозаключениями доходят историки до того, чтобы видеть что то глубокомысленное в этом маневре. Во вторых, еще труднее понять, в чем именно историки видят спасительность этого маневра для русских и пагубность его для французов; ибо фланговый марш этот, при других, предшествующих, сопутствовавших и последовавших обстоятельствах, мог быть пагубным для русского и спасительным для французского войска. Если с того времени, как совершилось это движение, положение русского войска стало улучшаться, то из этого никак не следует, чтобы это движение было тому причиною.
Этот фланговый марш не только не мог бы принести какие нибудь выгоды, но мог бы погубить русскую армию, ежели бы при том не было совпадения других условий. Что бы было, если бы не сгорела Москва? Если бы Мюрат не потерял из виду русских? Если бы Наполеон не находился в бездействии? Если бы под Красной Пахрой русская армия, по совету Бенигсена и Барклая, дала бы сражение? Что бы было, если бы французы атаковали русских, когда они шли за Пахрой? Что бы было, если бы впоследствии Наполеон, подойдя к Тарутину, атаковал бы русских хотя бы с одной десятой долей той энергии, с которой он атаковал в Смоленске? Что бы было, если бы французы пошли на Петербург?.. При всех этих предположениях спасительность флангового марша могла перейти в пагубность.
В третьих, и самое непонятное, состоит в том, что люди, изучающие историю, умышленно не хотят видеть того, что фланговый марш нельзя приписывать никакому одному человеку, что никто никогда его не предвидел, что маневр этот, точно так же как и отступление в Филях, в настоящем никогда никому не представлялся в его цельности, а шаг за шагом, событие за событием, мгновение за мгновением вытекал из бесчисленного количества самых разнообразных условий, и только тогда представился во всей своей цельности, когда он совершился и стал прошедшим.
На совете в Филях у русского начальства преобладающею мыслью было само собой разумевшееся отступление по прямому направлению назад, то есть по Нижегородской дороге. Доказательствами тому служит то, что большинство голосов на совете было подано в этом смысле, и, главное, известный разговор после совета главнокомандующего с Ланским, заведовавшим провиантскою частью. Ланской донес главнокомандующему, что продовольствие для армии собрано преимущественно по Оке, в Тульской и Калужской губерниях и что в случае отступления на Нижний запасы провианта будут отделены от армии большою рекою Окой, через которую перевоз в первозимье бывает невозможен. Это был первый признак необходимости уклонения от прежде представлявшегося самым естественным прямого направления на Нижний. Армия подержалась южнее, по Рязанской дороге, и ближе к запасам. Впоследствии бездействие французов, потерявших даже из виду русскую армию, заботы о защите Тульского завода и, главное, выгоды приближения к своим запасам заставили армию отклониться еще южнее, на Тульскую дорогу. Перейдя отчаянным движением за Пахрой на Тульскую дорогу, военачальники русской армии думали оставаться у Подольска, и не было мысли о Тарутинской позиции; но бесчисленное количество обстоятельств и появление опять французских войск, прежде потерявших из виду русских, и проекты сражения, и, главное, обилие провианта в Калуге заставили нашу армию еще более отклониться к югу и перейти в середину путей своего продовольствия, с Тульской на Калужскую дорогу, к Тарутину. Точно так же, как нельзя отвечать на тот вопрос, когда оставлена была Москва, нельзя отвечать и на то, когда именно и кем решено было перейти к Тарутину. Только тогда, когда войска пришли уже к Тарутину вследствие бесчисленных дифференциальных сил, тогда только стали люди уверять себя, что они этого хотели и давно предвидели.

80 лет исполняется роману «Как закалялась сталь» , 1935 г.

Николай Алексеевич Островский родился 29 (16 по старому) сентября 1904 года в Украине: с. Вилия, Волынской губернии, на западной границе Российской империи. Население с. Вилия было многонациональным: здесь мирно жили украинцы, русские, белорусы, поляки, евреи, чехи, эстонцы, латыши. (Украина, Ровенская область, Острожский район, с. Вилия. Сейчас в доме, в котором он жил находится музей Островского).

«Как закалялась сталь» - автобиографический роман, написан в стилистике социалистического реализма (соцреализм - мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма).
Роман был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве. В нем изображены события эпохи гражданской войны, годы восстановления народного хозяйства и социалистического строительства.

История написания

В конце 1930 года тяжело больной Николай Островский начинает писать роман «Как закалялась сталь». Изначально текст романа писался Островским от руки, однако, по причине болезни строка находила на строку, разбирать написанное было трудно, темпы написания не удовлетворяли писателя. Однажды он попросил ассистентку взять картонную папку и прорезать в ней полосы размером строки, так родилась мысль о транспораторе. Техника пользованием транспоратором совершенствовалась с каждым днем, сначала в транспоратор вкладывали по листику, потом стали вкладывать сразу пачку бумаги. Работал автор по ночам в тишине, исписанную страницу нумеровал и сбрасывал на пол. Через какое-то время рука стала болеть и отказала. С этого момента роман стал писаться под диктовку. Диктовал он медленно, отдельными фразами, с большими перерывами между ними. В связи с резким ухудшением здоровья писатель переезжает на юг к морю, где продолжает работу над произведением. Вторая часть романа полностью пишется под диктовку и заканчивается к середине 1932 года.
Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов.
В апреле 1934 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть.
Полностью роман был опубликован в 1935 году и сразу приобрёл большую популярность. После издания Островский пишет: «Книга издана, значит признана! Значит - есть для чего жить!».

Краткое содержание

Автобиографический роман Николая Островского разделен на две части, каждая из которых содержит по девять глав: детство, отрочество и юность; затем зрелые годы и болезнь.
В школьные годы Павку Корчагина выгоняют из школы за хулиганство. Он начинает работать и окунается в глубину, на дно человеческой жизни. Когда в город пришла новость о том, что царя больше нет, Павел прячет от шефов свое первое оружие. Тут герой видит все ужасы переворотов: погромы, грабежи и убийства.
Увиденные ужасы оставляют неизгладимое впечатление, и мальчик рвется к бою. Павел встречает матроса Жухрая, который посвящает Павку во все дела:«У тебя, Павлуша, есть все, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод ты очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь». Павка действительно умел хорошо драться и имел не плохое физическое развитие, что помогает ему спасти Жухрая от конвоя. Через некоторое время и самого Павлика ловят петлюровцы, которые решают его убить. Павке нечего терять, и он ускользает из-под конвоя. Спастись ему помогает девушка, в которую Павка был влюблен.
Павел участвует в гражданской войне, после чего возвращается в свой городок, где становится активистом первой комсомольской организации. Герой романа пытается затащить в организацию Тоню, но его планы проваливаются, хотя она и разделяла многие взгляды Павки. Тяжелая работа Павла серьезно влияет на его здоровье.

Во второй части романа у Корчагина появляется новая любовь – Рита Устинович. Он был назначен ее помощником и считал ее своим товарищем. Не в силах совладать со своим чувством, Павел Корчагин отказывается от встреч с Ритой, обучающей его политграмоте. Павел принимает участие в строительстве узкоколейки. Комсомольцам на стройке приходилось не легко: зима, четыре смены, отсутствие еды, одежды и обуви. Во время работы Павел падает замертво из-за тифа. Близкие друзья ничего о нем не могут узнать и решают, что Павка погиб.
Но некоторое время спустя Корчагин снова возвращается к своей деятельности и работает в цеху, где наводит порядок.
Из-за своей деятельности Корчагин очень много повидал мук, страданий смертей. Он видел, как убивают и убивал сам. Это заставляет его ценить жизнь и понимать, что она у него одна. Все партийные приказы Павка выполняет послушно, для него это повседневный быт, простая жизнь. Он борется против всех противников партии.
После смерти Ленина Павел получает реальное партийное продвижение. Однажды он оказывается в Большом Театре рядом с Ритой. Да, да, с той самой Ритой Устинович в которую он влюбился будучи телохранителем и товарищем. Павел рассказывает ей, что был в нее влюблен, и что это стало причиной того, что должность была оставлена. Но у Риты уже есть друг и дочь, а Павка серьезно болен. Его отправляют в санатории ЦК, тщательно обследуют. Однако тяжёлая болезнь, приведшая к полной неподвижности, прогрессирует., с болезнью борются лучшие врачи, но все безрезультатно… Корчагин начинает писать, рассуждая о прожитой жизни. Он понимает, что его существование было не зря, что его силами менялась жизнь людей, а самое главное, что «на багровом знамени революции есть и его несколько капель крови».
Цитаты из книги
"Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-нибудь трагическая случайность могут прервать её".
Человек управляет привычкой, а не наоборот.
Если привычка сильнее человека, зачем тогда жить?
Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.
Если ваши мысли продолжить, то надо будет признать недопустимым смех и вообще проявление жизнерадостности во время, скажем, войны. Но в жизни этого не бывает. Трагедии там, где полоска фронта. Но даже там смеются. А в дали от фронта жизнь все та же: смех, слезы, горе и радость, жажда зрелищ и наслаждений, волненье, любовь...
И он, солдат, убивает для того, чтобы приблизить день, когда на земле убивать друг друга не будут.
Слова, Тая, не доказательство. Тебе остается одно: поверить, что такие, как я, не предают своих друзей... только бы они не предали меня.

Факты

Роман и его герой Павел Корчагин пользуются большой популярностью в Китае.
В Москве есть улица Павла Корчагина - редкий случай названия улицы в честь литературного персонажа.

Отзывы о книге

… Возможно, я рискую оказаться в поле критики тех, кто живет сегодняшним днем и считает Корчагина фанатиком. Да, вреда он причинил много. Но все-таки умение сражаться (в широкой трактовке этого слова), поступательное движение к поставленной цели - все это достойно того, чтобы знать историю Павки Корчагина. Уверен, многим это пригодится и в нашей жизни.

… Думаю, книга не для современного поколения. Просто не поймут. Не на тех истинах воспитаны, к сожалению. У них была идея, которой сейчас нет у молодежи.

… Да, сейчас эту книгу молодежь вряд ли поймет, хотя в ней есть много полезного и для нынешнего времени, и не просто полезного, а очень актуального.

По совету матери прочёл добротный роман "Так закалялась сталь" Николая Островского. Для меня не идеальная книга, треть повествования в которой навевало скуку. Почему же? Увы, выступления коммунистов меня не вдохновило, потому что я толком не знаю ничего про коммунизм.
… Своим примером Павел учит нас, читателей, никогда не сдаваться, до последнего бороться за жизнь. И даже когда кажется, что всё - конец, что дальше пути нет, нужно задать себе вопрос: "Все ли я сделал? Может я могу быть в чем-то полезным?" Книга небольшая, прочитать её можно за пару дней. Рекомендую всем к прочтению, не пожалейте пару вечеров!
… Однозначно советую прочитать всем, но не в школьном возрасте, мне кажется в 15- 17 лет это не раскроется так, чтобы проникнуть, понять, почувствовать ту атмосферу, партийную идею. Впервые прочитала эту книгу в 12 лет, она меня не зацепила. В 18 лет я ее открыла для себя совершено по-новому.
…Эта книга, в которую нужно вникнуть, вжиться, принять в сердце, и понять так, как хотел донести ее автор. После прочтения, на многие вещи вы будете смотреть совсем по-другому. Возможно, кто-то из вас просто не поймет и найдет книгу скучной и тусклой, а для кого-то она перевернет его внутренний мир. Лично меня эта книга изменила полностью. Я иначе думаю, иначе рассуждаю, заново влюбляюсь в жизнь, и просто живу и наслаждаюсь каждым мигом.
… Читать сейчас эту вещь не вижу смысла. Мне кажется писатель, создавая свое произведение, подстраивался под время и нравы. Он стремился сделать так, чтоб книга его стала узнаваемой. И добился своего. Книга была, можно сказать культовой.
…Советую всем, особенно молодым людям (мне самому 21), прочтите и вы не пожалеете об этом, и возможно, как меня, книга заставит вас задуматься - действительно ли у вас бывают такие проблемы, из-за которых стоит расстраиваться. Я имею в виду то, что читая, например, как человек в рваной обуви по 12 часов работает под проливным дождем, а потом идет на ночлег в каменное здание без отопления, где его постелью является солома, постеленная на бетонный пол. И так продолжается изо дня в день, ты понимаешь, что твоя работа и учеба не так уж и тяжела, а жизнь не так уж и скучна... В общем, книга сильная - советую.

Экранизации романа

Первая экранизация книги Николая Островского - фильм «Как закалялась сталь» - вышел в 1942 году, в тяжёлое время Великой Отечественной войны. Тогда главный герой романа Павел Корчагин призван был вдохновить на подвиги советских людей, ведущих борьбу с нацистскими захватчиками. Его образ воплотил актёр В. Перист-Петренко. Сразу же после съёмок в фильме он ушёл на фронт и в этом же году погиб.
В 1957 году вышла совместная режиссёрская работа Владимира Наумова и Александра Алова «Павел Корчагин», в которой главного героя сыграл Василий Лановой.
В1973 году режиссёром Николаем Мащенко был создан шестисерийный телефильм «Как закалялась сталь», в котором образ Корчагина воплотил на экране Владимир Конкин. Павка в исполнении Конкина отличался от прежних экранных Корчагиных большим лиризмом, романтичностью и интеллигентностью.
В 2000 году 20-серийный телевизионный фильм «Как закалялась сталь», снятый китайскими кинематографистами на Украине, был признан в Китае лучшим сериалом года. В роли Корчагина снялся украинский актёр Андрей Саминин

Роман Н.А. Островского «Как закалялась сталь» в СССР был, так сказать, библией молодежи, официальным кодексом комсомольца. Его читал всякий, вступавший в комсомол. По крайней мере, в сталинские годы. Да и позже главный герой Павка Корчагин оставался образцом для подражания.

Буквально за первую же свою роль – зато какую! Павки Корчагина! – молодой Владимир Конкин (позже известный как Шарапов из «Место встречи изменить нельзя») в 1974 году получает звание заслуженного артиста. Всего-то в 23 года.

Позже, в перестроечное и постперестроечное время стало признаком хорошего тона обгаживать всё чтившееся в советское время. Пошла под откос и «Как закалялась сталь». «Фи, сталинская агитка. Фи, совковая пропаганда. Фи, враньё чистой воды», — так стало модно рассуждать.

Но, простите великодушно, а почему именно «враньё»? Почему люди эпохи всеобщего стяжательства и продажи души не верят в героев, подобных Павке? Да потому, что они, так сказать, другого теста. Или точнее, это нынешние стяжатели из теста, а комсомольцы эпохи Корчагина – люди из стали. «Гвозди бы делать из этих людей: крепче б не было в мире гвоздей».

Кстати, хотя из «Как закалялась сталь» самой известной фразой является «Жизнь прожить нужно так, чтобы…», но мне больше по душе кусочек о рыночных продажных душонках – как про сегодняшний день сказано:

«Властвовали здесь два стремления: одно – содрать побольше, другое – дать поменьше. Тут орудовало во всю ширь своих сил и способностей разнокалиберное жулье. Как блохи, сновали сотни юрких людишек с глазами, в которых можно было прочесть все, кроме совести

Вот он и ответ на вопрос «Почему нынешнее жульё не любит усредненного Павки Корчагина?» Да просто у него есть совесть, а у них ее нет. И нам еще нынче пытаются навязать мнение, дескать, отсутствие совести – это нормально, это правильно, это по-рыночному.

На «враньё» есть еще один ответ. Сама жизнь и борьба автора романа Николая Алексеевича Островского (1904-1936). Роман «Как закалялась сталь» является частично автобиографичным. Павка Корчагин местами сам Николай Островский, человек из того поколения, кто мальчишками убежал на фронты гражданской войны, после нее в тяжелейших условиях отстраивал страну, позже воевал с немцами.

Правда, до немцев сам Островский не дожил – болезнь скосила. Именно в состоянии жесточайшей болезни, ослепший и парализованный он, как и Павка в романе, пишет свою книгу. Мол, если я не могу работать на страну физически, буду работать на нее таким вот образом. И только смерть меня остановит.

Павка родился и вырос в Шепетовке, что на Западной Украине. Роман начинается, когда парнишке лет 13, что ли. За проказу в доме попа его выгоняют из школы, мать устраивает Павку мальчиком на побегушках в станционном ресторане. И тут парень отхватывает от «сладкой» жизни по полной. И бьют его, и обманывают, и помыкают им. В общем, в этих главах описывается жизнь бедняков в «России, которую мы потеряли».

Затем идет революция, германская оккупация, петлюровцы, еврейские погромы, приход Красной Армии, бои гражданской войны и войны с белополяками.

Островский однозначно непрофессиональный писатель. Он плохо выстраивает композицию романа, не сосредотачивается на героях, размазывает внимание между ними, не доводит до конца или не развивает определенные сюжетные линии. Но именно этим своим непрофессионализмом, искренностью простого человека и подкупает. Он не пишет, он рассказывает.

От недостаточной проработанности отдельных сюжетов по-настоящему западающих в душу моментов в книге немного. Самым значимым однозначно является прокладка железной дороги.

Сюжет: Киев замерзает без топлива (это не про 2018-й, это про двадцатые годы). Дрова есть, но к ним нет железной дороги. Проложить ее нужно в кратчайшие сроки. Иначе город умрет. Мобилизуются городские комсомольцы и на морозе, без достаточного количества инструментов, теплой одежды и еды строят эту дорогу жизни. Да тут еще на них бандиты нападают, убивают и так далее.

Сильнейшее место во всём романе. Сидишь в тепле и уюте квартиры с центральным отоплением, сытый и ухоженный и только беспомощно разводишь руками: неужто и вправду такие люди были?

И были! Именно ведь это поколение позже в годы Великой Отечественной работало в тылу и за полтора года обошло по производству оружия всю объединенную Европу. И таких людей Гитлер думал одним ударом сшибить. Книжки надо было советские читать и понимать, что никакая они не агитка.

Хотя, конечно, без вмешательства политики в книгу не обошлось. Она ведь писалась аккурат в начале тридцатых, когда шла острая внутрипартийная борьба. Когда со дня на день сменялись политические герои, и их приходилось наскоро вымарывать со страниц романа. Когда еще не было четкой определенности, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Тут любопытен сам Павел Корчагин, его несгибаемая воля, бескомпромиссная честность, совесть, наконец. Это прямой человек. Он может быть резок, но никогда по злобе, а лишь по убеждению. И если ошибается, первый же признает это.

Николай Островский

КАК ЗАКАЛЯЛАСЬ СТАЛЬ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Глава первая

– Кто из вас перед праздником приходил ко мне домой отвечать урок – встаньте!

Обрюзглый человек в рясе, с тяжелым крестом на шее угрожающе посмотрел на учеников.

Маленькие злые глазки точно прокалывали всех шестерых, поднявшихся со скамеек, – четырех мальчиков, и двух девочек. Дети боязливо посматривали на человека в рясе.

– Вы садитесь, – махнул поп в сторону девочек. Те быстро сели, облегченно вздохнув.

Глазки отца Василия сосредоточились на четырех фигурках.

– Идите-ка сюда, голубчики!

Отец Василий поднялся, отодвинул стул и подошел вплотную к сбившимся в кучу ребятам:

– Кто из вас, подлецов, курит?

Все четверо тихо ответили:

– Мы не курим, батюшка.

Лицо попа побагровело.

– Не курите, мерзавцы, а, махорку кто в тесто насыпал? Не курите? А вот мы сейчас посмотрим! Выверните карманы! Ну, живо! Что я вам говорю? Выворачивайте!

Трое начали вынимать содержимое своих карманов на стол.

Поп внимательно просматривал швы, ища следы табака, но не нашел ничего и принялся за четвертого – черноглазого, в серенькой рубашке и синих штанах с заплатами на коленях:

– А ты что, как истукан, стоишь?

Черноглазый, глядя с затаенной ненавистью, глухо ответил:

– У меня нет карманов, – и провел руками по зашитым швам.

– А-а-а, нет карманов! Так ты думаешь, я не знаю, кто мог сделать такую подлость – испортить тесто! Ты думаешь, что и теперь останешься в школе? Нет, голубчик, это тебе даром не пройдет. В прошлый раз только твоя мать упросила оставить тебя, ну а теперь уж конец. Марш из класса! – Он больно схватил за ухо и вышвырнул мальчишку в коридор, закрыв за ним дверь.

Класс затих, съежился. Никто не понимал, почему Павку Корчагина выгнали из школы. Только Сережка Брузжак, друг и приятель Павки, видел, как Павка насыпал попу в пасхальное тесто горсть махры там, на кухне, где ожидали попа шестеро неуспевающих учеников. Им пришлось отвечать уроки уже на квартире у попа.

Выгнанный Павка присел на последней ступеньке крыльца. Он думал о том, как ему явиться домой и что сказать матери, такой заботливой, работающей с утра до поздней ночи кухаркой у акцизного инспектора.

Павку душили слезы.

«Ну что мне теперь делать? И все из-за этого проклятого попа. И на черта я ему махры насыпал? Сережка подбил. «Давай, говорит, насыплем гадюке вредному». Вот и всыпали. Сережке ничего, а меня, наверное, выгонят».

Уже давно началась эта вражда с отцом Василием. Как-то подрался Павка с Левчуковым Мишкой, и его оставили «без обеда». Чтобы не шалил в пустом классе, учитель привел шалуна к старшим, во второй класс. Павка уселся на заднюю скамью.

Учитель, сухонький, в черном пиджаке, рассказывал про землю, светила. Павка слушал, разинув рот от удивления, что земля уже существует много миллионов лет и что звезды тоже вроде земли. До того был удивлен услышанным, что даже пожелал встать и сказать учителю: «В законе божием не так написано», но побоялся, как бы не влетело.

По закону божию поп всегда ставил Павке пять. Все тропари, Новый и Ветхий завет знал он назубок: твердо знал, в какой день что произведено богом. Павка решил расспросить отца Василия. На первом же уроке закона, едва поп уселся в кресло, Павка поднял руку и, получив разрешение говорить, встал:

– Батюшка, а почему учитель в старшем классе говорит, что земля миллион лет стоит, а не как в законе божием – пять тыс… – и сразу осел от визгливого крика отца Василия:

– Что ты сказал, мерзавец? Вот ты как учишь слово божие!

Не успел Павка и пикнуть, как поп схватил его за оба уха и начал долбить головой об стенку. Через минуту, избитого и перепуганного, его выбросили в коридор.

Здорово попало Павке и от матери.

На другой день пошла она в школу и упросила отца Василия принять сына обратно. Возненавидел с тех пор попа Павка всем своим существом. Ненавидел и боялся. Никому не прощал он своих маленьких обид: не забывал и попу незаслуженную порку, озлобился, затаился.

Много еще мелких обид перенес мальчик от отца Василия: гонял его поп за дверь, целыми неделями в угол ставил за пустяки и не спрашивал у него ни разу уроков, а перед пасхой из-за этого пришлось ему с неуспевающими к попу на дом идти сдавать. Там, на кухне, и всыпал Павка махры в пасхальное тесто.

Никто не видел, а все же поп сразу узнал, чья это работа.

…Урок окончился, детвора высыпала во двор и обступила Павку. Он хмуро отмалчивался. Сережка Брузжак из класса не выходил, чувствовал, что и он виноват, но помочь товарищу ничем не мог.

В открытое окно учительской высунулась голова заведующего школой Ефрема Васильевича, и густой бас его заставил Павку вздрогнуть.

– Пошлите сейчас же ко мне Корчагина! – крикнул он.

И Павка с заколотившимся сердцем пошел в учительскую.


Хозяин станционного буфета, пожилой, бледный, с бесцветными, вылинявшими глазами, мельком взглянул на стоявшего в стороне Павку:

– Сколько ему лет?

– Двенадцать, – ответила мать.

– Что же, пусть останется. Условие такое: восемь рублей в месяц и стол в дни работы, сутки работать, сутки дома – и чтоб не воровать.

– Что вы, что вы! Воровать он не будет, я ручаюсь, – испуганно сказала мать.

– Ну, пусть начинает сегодня же работать, – приказал хозяин и, обернувшись к стоящей рядом с ним за стойкой продавщице, попросил: – Зина, отведи мальчика в судомойню, скажи Фросеньке, чтобы дала ему работу вместо Гришки.

Продавщица бросила нож, которым резала ветчину, и, кивнув Павке головой, пошла через зал, пробираясь к боковой двери, ведущей в судомойню. Павка последовал за ней. Мать торопливо шла вместе с ним, шепча ему наспех:

– Ты уж, Павлушка, постарайся, не срамись.

И, проводив сына грустным взглядом, пошла к выходу.

В судомойне шла работа вовсю: гора тарелок, вилок, ножей высилась на столе, и несколько женщин перетирали их перекинутыми через плечо полотенцами. Рыженький мальчик с всклокоченными, нечесаными волосами, чуть старше Павки, возился с двумя огромными самоварами.

Судомойня была наполнена паром из большой лохани с кипятком, где мылась посуда, и Павка первое время не мог разобрать лиц работавших женщин. Он стоял, не зная, что ему делать и куда приткнуться.

Продавщица Зина подошла к одной из моющих посуду женщин и, взяв ее за плечо, сказала:

– Вот, Фросенька, новый мальчик вам сюда вместо Гришки. Ты ему растолкуй, что надо делать.

Николай Алексеевич прожил 32 года, из которых девять лет был прикован к постели. Николай Островский вошёл в историю как автор романа "Как закалялась сталь" и как человек, поразивший мир беспредельным мужеством. По мере ухудшения здоровья Николай Островский стал находить смысл жизни в литературном творчестве. Он стал писателем, будучи совершенно неподвижным и слепым.

Родился 16 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии Российской империи (нынеОстрожского района Ровненской области Украины) в семье унтер-офицера и акцизного чиновника Алексея Ивановича Островского.

Досрочно был принят в церковно-приходскую школу «по причине незаурядных способностей»; школу окончил в 9 лет, в 1913 году, с похвальным листом. Вскоре после этого семья переехала в Шепетовку. Там Островский с 1916 года работал по найму: сначала на кухне вокзального ресторана, затем кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегара на электростанции. Одновременно учился в двухклассном (с 1915 по 1917 год), а затем высшем начальном училище (1917—1919). Сблизился с местными большевиками, во время немецкой оккупации участвовал в подпольной деятельности, в марте 1918 — июле 1919 года был связным Шепетовского ревкома.

20 июля 1919 года вступил в комсомол. «Вместе с комсомольским билетом мы получали ружье и двести патронов» - вспоминал Островский.

9 августа 1919 года ушёл на фронт добровольцем. Воевал в кавалерийской бригаде Г. И. Котовского и в 1-й Конной армии. В августе 1920 года был тяжело ранен в спину под Львовом (шрапнелью) и демобилизован. Участвовал в борьбе с повстанческим движением в частях особого назначения (ЧОН). По некоторым данным, в 1920—1921 годах был сотрудником ЧК в Изяславе.

В 1921 году работал помощником электромонтёра в Киевских главных мастерских, учился в электротехникуме, одновременно был секретарём комсомольской организации.

В 1922 году участвовал в строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом. После выздоровления — комиссар батальона Всевобуча в Берездове (в пограничном с Польшей районе).

Был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарём окружкома комсомола в Шепетовке (1924 год). В том же году вступил в ВКП(б).

С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы.

С конца 1930 года он с помощью изобретённого им трафарета начинает писать роман «Как закалялась сталь». Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи. После этого рукопись редактировали заместитель главного редактора «Молодой гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева. Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям». В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что Николай Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Островского.

В апреле 1932 года журнал «Молодая гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман сразу же приобрёл большую популярность в СССР.

В 1935 году Островский был награждён орденом Ленина, ему были подарены дом в Сочи и квартира в Москве на улице Горького (ныне его дом-музей).

В 1936 году Островский был зачислен в Политуправление Красной армии со званием бригадного комиссара, чему немало радовался и по праздникам надевал комиссарский мундир: «Теперь я вернулся в строй и по этой, очень важной для гражданина Республики линии».

Николай Островский взял на себя обязательство написать новый роман «Рождённые бурей» (под тем же названием, что и утраченный ранний роман, но на другой сюжет) в трёх частях и успел написать первую часть, но роман был признан слабее предыдущего, в том числе самим Островским. Рукопись романа была в рекордные сроки набрана, отпечатана, и экземпляры книги дарили близким на похоронах писателя.

Роман "Как закалялась сталь" стал мировым бестселлером, ставшим на долгие десятилетия манифестом и библией для молодых людей с горячим сердцем и желанием изменить мир к лучшему. Его роман стал учебником мужества для нескольких поколений людей. «Наиболее человечным романом нашего времени» назвал книгу писатель Андрей Платонов. По нему снимались фильмы, ставились спектакли. Иллюстрировали книгу лучшие художники.

Роман "Как закалялась сталь" многократно издавался миллионными тиражами. Был переведен на 75 языков народов СССР и 56 языков мира.

Я вас прошу...

Я в сотый раз читаю строго

Роман «Как закалялась сталь»

И понимаю, как убога

Вся современная мораль.

Как бесконечно приземлённы

Мечты и помыслы людей,

Бедой ещё не наделённых,

Не переживших страшных дней.

Им не понять, зачем стремился

Писатель выжить всем назло.

Зачем писал, зачем трудился,

Ведь в жизни часто не везло.

Но чтобы не было вопросов

И чтоб смотреть бесстрашно

вдаль,

Я вас прошу - прочтите просто

О том, как закалялась сталь!

Джон ЗАБИРОВ. Ученик 8-го класса школы № 665. г. Москва.