Песенный фольклор в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по литературе

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – сложное, многогранное произведение. За уличным многоголосьем слышатся народные песни, малые фольклорные жанры, элементы балаганного театра. Не будет преувеличением назвать значительную часть фольклора в романе «уличным» и «кабацким». В первую очередь это сказалось на народных песнях, представленных в романе. Это песни, исполняемые или заказываемые пьяными на улицах или в трактирах. «Безобразное», «сиплое», «разгульное» пение под балалайки и бубен сопровождает бессмысленно жестокое пьяное молодечество в сне Раскольникова:

– По морде её, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
– Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

Подобные песни и наяву сопровождают Раскольникова в его метаниях по улицам и трактирам. Он слышит различные кабацкие куплеты, исполняемые с прищелкиванием пальцами, подпрыгиваниями и отбиванием такта каблуками. Перед встречей с Мармеладовым он видит задремавшего пьяницу, вспоминающего спросонья какие-то куплеты. Уже после убийства Раскольникова так и тянет к этому шуму, грохоту, пьяному веселью, к толпе:

Его почему-то занимало пенье и весь этот стук и гам, там внизу... Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками. Он пристально, мрачно и задумчиво слушал, нагнувшись у входа, и любопытно заглядывал с тротуара в сени.
Ты мой бутошник прикрасной,
Ты не бей меня напрасно! – разливался тоненький голос певца. Раскольникову ужасно захотелось расслушать, что поют, точно в этом и было все дело.

Еще одной составляющей городской уличной и трактирной лирики является чувствительный романс (по определению Достоевского, лакейская песня), исполняемый под гитару или шарманку. Подобные песни звучат на улицах, певцов приглашают в трактиры. Например, в рассказе о похождениях Свидригайлова:

Весь этот вечер до десяти часов он провел по разным трактирам и клоакам, переходя из одного в другой. Отыскалась где-то и Катя, которая опять пела другую лакейскую песню о том, как кто-то «подлец и тиран»
Начал Катю целовать
Свидригайлов поил и Катю, и шарманщика, и песенников, и лакеев, и двух каких-то писаришек.

По всей видимости, эти песни близки к жанру мещанского (жестокого) романса, получившего большое распространение среди городских низов во второй половине девятнадцатого века.

Рассматривая подобные примеры в романе, можно заметить, что автора интересуют в первую очередь не сами песни, а связанная с ними реально бытовая обстановка, внешний вид исполнителей, манеры, аккомпанемент, реакция слушателей и т. д. Достоевский даже воспроизводит фонетические особенности некоторых песен в уличном исполнении («целлый», «бутошник», «прикрасной»).

Авторские комментарии содержат и эмоционально оценочные характеристики. Манера исполнения чувствительного романса характеризуется так: «Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки». О Кате, развлекающей Свидригайлова, сказано: «Пела она свою рифмованную лакейщину тоже с каким-то серьезным и почтительным оттенком в лице».

В такой передаче мир нищего Петербурга становится видимым и слышимым. Но это не единственная роль, которую играют народные песни и романсы в романе. Можно также соотнести содержательную сторону песенных отрывков с идейно художественным смыслом отдельных моментов романа (слова «не бей напрасно» со сценами избиения хозяйки квартальным надзирателем, померещившегося Раскольникову, ударами, которые он наносит своим жертвам во время убийства и во сне, когда старуха смеется над его напрасными усилиями; слова из Катиной песни - «подлец и тиран» – с саморазоблачающей исповедью Свидригайлова – циника и растлителя).

Знаменательно, что из всех героев романа слушателями такого пения Достоевский делает лишь Раскольникова и Свидригайлова. Возможность окунуться в атмосферу улиц, кабаков, толпы дает возможность как бы забыться на время человеку с нечистой совестью: «Здесь было уж как будто легче и даже уединённее. В одной харчевне, перед вечером, пели песни: он просидел целый час, слушая, и помнил, что ему даже было очень приятно».

Рассмотренные нами песни, вошедшие в роман, – примета улицы бедных районов города, характерная особенность быта городских низов, способ их социально-бытовой характеристики. Участвуя в создании мрачного образа города, целый пласт фольклорных материалов лишний раз подчеркивает уродливость, неблагообразие действительности.

Переходя к художественному построению текста и художественнымсредствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрастеобразов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: ударпротивопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и еедочери, реакция Раскольникова(«злобно заскрежетал и защелкалзубами») противопоставлена реакции окружающих («кругомраздавался смех»), причем словесная деталь «разумеется»указывает на привычное отношение петербургской публики к»униженным и оскорбленным» — над слабыми царят насилие ииздевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой какнельзя лучше подчеркивается фразой «настоящий собирательгрошей на улице».Художественные средства направлены на усиление чувстваодиночества Раскольникова и на отображение двойственностиПетербурга.6.

Петербург достоевского. сцены уличной жизни

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения) Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения) Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова «тянуло шляться» по злачным местам, «когда ему тошностановилось, «чтоб еще тошней было»». Приближаясь к одному израспивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падаетна нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных «оборванцев»,ругающихся друг с другом, на «мертво-пьяного» (оценивающий эпитет,гипербола) нищего, лежащего поперек улицы.

Всю мерзкую картинудополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях ипростоволосых.

Сцены уличной жизни в романе достоевского «преступление и

Город на Неве вместе со всей своей величественной и зловещей историей всегда был в центре внимания русских писателей. Петра творенье По замыслу его основателя Петра Первого, вызванный «из топи болот» Петербург должен был стать оплотом державной славы. Вопреки древней русской традиции возводить города на возвышенностях, он действительно был построен в болотистой низине ценой жизни многих безымянных строителей, измученных сыростью, холодом, болотными миазмами и тяжелейшим трудом.
Выражение, что город «стоит на костях» его строителей, можно понимать буквально. В то же время смысл и миссия второй столицы, ее великолепная архитектура и дерзкий таинственный дух сделали Петербург поистине «дивным градом», заставлявшим восхищаться собой его современников и потомков.

Петербург в романе «преступление и наказание»

Только стерва ужасная…» - рассказывает студент офицеру. В то время в Петербурге было очень много таких людей, как Раскольников, и их судьба схожа с его судьбой в какой-то степени. Многие студенты находились на грани нищеты и время от времени были вынуждены обращаться к злой и капризной старухе-процентщице.


Тот же Разумихин бросил университет из-за того, что нечем платить за учебу. И сколько еще таких студентов слонялось бесцельно по грязным улицам Петербурга, предаваясь мрачным размышлениям. Родион Раскольников стремится найти выход из этого положения.
В этом мире униженных и оскорбленных рождается полубезумная идея Раскольникова. Петербург в романе Достоевского не только город беспомощных голодных бедняков, но и город деловых людей, промышляющих кто чем может: мошенник Кох скупает у старухи-процентщицы просроченные вещи, содержатель распивочной Душкин - закладчик и краденое прячет…

Уличные сцены в романе преступление и наказание

Ни следа давешнейэнергии… Полная апатия заступила ее место» — метафорично отмечает автор, какбы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую послеувиденного.9. Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны) Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и небыло видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда КатеринаИвановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которойпреимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудностьинтересов этой массы, их привлекает не что иное, как странноезрелище.
Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, онаужасна и непредсказуема. Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни иличности, одна из важнейших тем романа.

Роль уличных сцен в романе преступление и наказание

Он почувствовал, «что нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно». На этом заканчивается первая часть сцен уличной жизни до преступления. Вольно или невольно Раскольников становится жертвой общества, неумолимо толкавшего его на преступление.

Вторая часть моей работы посвящена тем эпизодам, которые произошли уже после преступления. На Николаевском мосту после посещения Разумихина Родион попадает под кнут кучера, народ не сочувствует, а смеётся над ним, лишь пожилая купчиха и её дочь пожалели его и дали двугривенный. В этот момент он увидел прекрасную панораму парадного Петербурга: «дворец, купол Исакия».


Холодом повеяло на него от этой великолепной панорамы, «духом немым и глухим полна для него была эта картина». Он бросил двугривенный в Неву, «ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание

Внимание

Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованныхпроисходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.Достоевский использует метафору «зрители» по отношению к людям,собравшимся на мосту.Мещане — бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,пытавшаяся покончить жизнь самоубийством — это в каком-то смыслесобирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей истраданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.»Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия ибезучастия.» «Нет, гадко… вода… не стоит, — бормотал он про себя», как быпримеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собираетсясовершить намеренное: пойти в контору и сознаться.

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание цитаты

Исследовательская работа на тему: Какую роль играют сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание» Предметом изучения моей работы являются сцены уличной жизни в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сразу хочется отметить, что эпизодов, где описывается уличная жизнь Петербурга, очень много. Характерно, что в основном мы видим ту часть Петербурга, где живёт беднота, это район Сенной площади.

Важно

Именно в этой части Петербурга и живёт Раскольников, бедный студент юридического факультета Петербургского университета. Особенностью этой части Петербурга является «обилие известных заведений», а именно распивочных, трактиров, как следствие этого множество пьяных. Сам Раскольников редко бывал в подобных заведениях. Но, возвращаясь от старухи-процентщицы, он «долго не думая» идёт в распивочную, где встречает Мармеладова.

Сцены уличной жизни в романе преступление и наказание по главам

Эта встреча для героя стала знаменательной во многих отношениях. Прежде всего тем, что судьба Мармеладова вызвала в душе Раскольникова сострадание. Проводив пьяного Мармеладова домой, Раскольников «неприметно положил на окошко» деньги, в которых сам нуждался.
Потом он также неосознанно будет продолжать помогать семье Мармеладова, а также другим нуждающимся в помощи, отдавая последнее. В следующей уличной сцене Раскольников помогает пьяной девочке, пытаясь защитить её от развратного господина, делает это он также неосознанно. Один из самых значительных, символических эпизодов в романе – это первый сон Раскольникова.


Страшный сон, приснившийся ему накануне задуманного им убийства. В этом сне Миколка жестоко убивает свою лошадь на глазах у маленького Родиона и многочисленной толпы. Раскольников пытается защитить лошадь, он бунтует, бросается с кулачками на Миколку.

Описание сцен уличной жизни в романе преступление и наказание

Петербург Достоевского. Сцены уличной жизни Работу выполнили:Меньщикова Алена, Мельников Захар,Хренова Александра, Печенкин Валерий,Швецова Дарья, Валов Александр, МецлерВадим, Елпанов Александр и Томин Артем.2. Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми) Раскольников идёт по улице и впадает «вглубокую задумчивость», но отразмышлений его отвлекает пьяный,которого провозили в это время по улице втелеге, и который крикнул ему: «Эй ты,немецкий шляпник». Раскольников незастыдился, а испугался, т.к. он совершенноне хотел бы привлекать ничьего внимания. В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает егохарактер и делает намёки на замысел Раскольникова.Он чувствует отвращение ко всему окружающему иокружающим, ему некомфортно: «и пошёл, уже не замечаяокружающего и не желая его замечать».

Гроза звучит антитезой жаре и духоте Петербурга, намечает неминуемый поворот в мировоззрении главного героя, ловко уничтожившего фактические улики, но не сумевшего скрыть душевную катастрофу, порожденную убийством. На эту идею блестяще работает изменение погоды, которое в романе переживает Петербург Достоевского. «Преступление и наказание» — произведение, поражающее глубиной и точностью использования психологической детали. Не случайно же Раскольников обрушивает на голову процентщицы обух топора, направив тем самым острие на себя.

Он как бы раскалывает себя, переживая крах и духовную смерть. Уличные сцены В 1-й главе первой части на тесной улице Петербургских трущоб происходит примечательная сцена: задумавшегося Раскольникова вдруг отмечает истошным криком какой-то пьяный в огромной телеге, запряженной ломовой лошадью. Петербург Ф. М.

Главный герой – Родион Романович Раскольников, живет в маленькой коморке, с хозяйкой которой, он старается не встречаться. Вот, как-то вечером, он направляется к старухе-процентщице, Алене Ивановне. Ей Раскольников закладывает свои часы. В то же время подмечает для себя, где она хранит ключи и драгоценности, в какое время она бывает одна дома, когда нет её сестры Лизаветы. Родион задумал убить старуху, ведь этим он может помочь многим юношам и девушкам.

Направляясь домой, Раскольников знакомится с Мармеладовым. Тот рассказывает, кем был раньше, рассказывает о своей семье, о том, что у него есть больная жена и трое чужих детей, есть родная дочь Соня, которая получила желтый билет и теперь работает проституткой. Затем Родион получает письмо матери из деревни, в котором она рассказывает о всех горестях, которые произошли с ней и сестрой Родиона Дуней. Она служила у Свидригайловых, но вынуждена была уйти потому, что к ней приставал хозяин, а жена услышала это и опозорила Дуняшу на весь город, хотя на самом деле она была не виновата. Когда его жена узнала об этом, в городе опять стали уважительно относится к Дуне. Еще Раскольников узнает о том, что Дуню хочет взять в жены Петр Лужин. Родион догадывается, что Дуня идет на это, чтобы помочь матери и брату. Родион намерен расстроить свадьбу. Раскольников отправляется к своему университетскому другу Разумихину, у него выпивает стопку водки и, не дойдя до дома, засыпает в кустах.

Там ему снится странный сон. Он маленький вместе с отцом проходит мимо кабака, а рядом стоит старая лошадь, которая запряжена в телегу. Пьяный хозяин лошади предлагает всем желающим сесть в телегу. Когда телега заполнилась, он начинает бить кнутом кобылу, но та не идет. Впоследствии, он убивает её ломом. Проснувшись, Родион задумывается о том, сможет ли он убить, кто он: «тварь дрожащая» или «право имеет». И тут по дороге он встречает идущую в гости Лизавету, сестру Алены. Тем самым он узнает, что старуха дома одна. Тут еще на память Раскольникова приходит разговор, который он услышал однажды в трактире. Два человека говорили о том, что если убить старуху, то на эти деньги можно совершить много добрых дел, которые смогут загладить вину. И тут он окончательно решает, что пойдет на это убийство. Раскольников приходит домой, пришивает петлю к своему пальто, берет топор у дворника и вешает топор на петлю. Теперь он направляется к Алене с четким намерением – убить. Вот она уже поднимается по ступеням, заходит в квартиру и убивает беспомощную старушку. В процессе поиска драгоценностей, он несколько раз проверяет. Действительно ли он умерла или нет. Но тут неожиданно возвращается Лизавета, она просит Раскольникова, чтобы он оставил её в живых, но и её постигает та же участь, что и сестру. Закончив все дела, Родион незаметно скрывается. На следующий день он думает о том, как ему скрыть улики. Хозяйка квартиры обращается в полицию, потому что Родион не платит квартплату. На улице Раскольников слышит разговор о том, что старуху убили. От услышанного он падает в обморок. После этого Родион долго лежит в бреду. По делу об убийстве арестовывают простого деревенского парня. К Родиону приходит Лужин и говорит, что мать и сестра Раскольникова приедут в Петербург. Походу разговора Родион и Петр ругаются. Выйдя из квартиры, Раскольников видит, как девушка хочет прыгнуть с моста. Он тоже размышляет о самоубийстве. Затем он видит, как человека переезжает экипаж. Этим человеком был Мармеладов. Раскольников помогает довезти его до дома и отдает все деньги его жене, Екатерине, на похороны. Родион замечает, что у него с Соней много общего. Немного позже, Раскольников все-таки решается рассказать Соне об убийстве. Этот разговор подслушал Свидригайлов, который приехал в Петербург и похоронил Екатерину (она умерла от чахотки). Соня советует Родиону раскаяться и рассказать следователю обо всем.

Расследование дела немного приостанавливается. Следователь догадывается о виновности Раскольникова, но у него нет улик. Позднее, Родиона арестовывают и приговаривают к восьми годам каторги. Соня едет за ним, а Дуняша выходит замуж за Разумихина.

Ирина Анатольевна Руденко (1976) - преподаватель Магнитогорского городского многопрофильного лицея при МГТУ им. Носова.

Сон об убийстве лошади

Материал для анализа эпизода в романе «Преступление и наказание»

С ны в романе Достоевского «Преступление и наказание» несут огромную смысловую нагрузку, и это очень важно донести до учащихся. Подросткам следует показать, что эпизоды снов - не только увлекательное чтение. Сны в романе не только помогают понять героев, проникнуть в потаённые уголки человеческой души, узнать истинные стремления и ценности героев, их переживание персонажами во многом определяет их дальнейшие поступки, а значит, и последующие события произведения.

Первый сон, который снится Раскольникову, - сон об убийстве лошади. Примечательно то, что этот сон снится Раскольникову не в его клетушке, похожей на гроб, а на природе, на Петровском острове, где герой в изнеможении засыпает. Можно предположить, что Достоевский выводит своего героя из его каморки для того, чтобы показать настоящего Раскольникова, на которого не давят нищета, необустроенность и безысходность.

В основе построения эпизода лежит принцип антитезы: противопоставлены тощая клячонка и ломовые лошади, которые перевозят тяжёлые телеги, Миколка, убивающий животное, и мальчик, целующий мёртвую голову лошади, зрители, хохочущие и острящие, и свидетели убийства, осуждающие Миколку и жалеющие Савраску.

Контраст читатель видит уже в описании городка, являющемся началом эпизода: кабак, вызывающий страх у мальчика, противопоставлен церкви, стоящей посреди кладбища; и эту церковь семилетний Раскольников любит. Ребёнок не боится кладбища, могилки родных вызывают у него религиозное чувство. Не случайно то, что мальчик с отцом идут к кладбищу с церковью, но останавливаются у кабака и становятся свидетелями ужасающей сцены. Так впоследствии главный герой романа (уже не мальчик, а молодой человек двадцати трёх лет), душой тянущийся к Богу, увидит смерть: только из неравнодушного наблюдателя убийства он превратится в убийцу, который попытается стать равнодушным, потому что “сильные мира сего”, по мнению героя, не должны подвергаться мукам совести.

Цветовой контраст тоже не случаен: чёрный цвет (“чёрной пылью всегда покрыта дорога возле кабака”) символизирует смерть, а белый (белое блюдо, белый рис) ассоциируется с очищением. Подбирая цвета подобным образом, Достоевский, возможно, уже намечает путь Раскольникова от духовного падения к очищению. Купол церкви во сне Раскольникова зелёного цвета. Читая следующие страницы романа, мы увидим, что зелёный цвет - цвет жизни, обновления - Достоевский связывает с образом Сони. Мы заметим, что зелёный дом, в котором живёт Сонечка Мармеладова, притягивает молодого человека, совершившего убийство, так же, как и церковь с зелёным куполом влечёт чистого, безгрешного ребёнка.

Когда Достоевский рисует картину убийства лошади, в его палитре становится преобладающим кроваво-красный цвет - цвет агрессии, смерти (у Миколки мясистое, красное лицо, налитые кровью глаза; у лошади - окровавленная морда). Убийца Миколка вызывает у читателей возмущение и ненависть: здоровый, крепкий мужик убивает слабое, беззащитное существо. Говоря о лошади, Достоевский называет её словами с уменьшительно-пренебрежительными суффиксами (лошадёнка , клячонка , кобылёнка ), для того чтобы подчеркнуть бессилие животного, его невозможность защитить себя.

Миколка совершает жестокий поступок, убивая существо, неспособное ему противостоять, но при этом у него есть аргументы “за” убийство (“…а кобылёнка эта только сердце мне надрывает… даром хлеб ест…”, “…моё добро, что хочу, то и делаю…”). Именно так он объясняет своё право убивать. С подобными доводами мы встретимся, читая разговор офицера со студентом, мысли которого близки Раскольникову (“…я бы эту проклятую старуху убил и ограбил”, потому что она “бессмысленная… никому не нужная и даже вредная…”). Таким образом, и Миколка из сна, и взрослый Раскольников дают себе право определять нужность или ненужность того или иного существа в мире, что, по мнению Достоевского, недопустимо. Но доводы разума сильны, поэтому люди из толпы, даже те, кто осуждает Миколку и жалеет лошадь, понимают формальную правоту Миколки и выражают свой протест лишь словами.

По-иному ведёт себя семилетний мальчик. “Разумных” аргументов он ещё, в силу возраста, не понимает, и душа его бунтует против убийства: ему жалко бедную лошадку (это слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом передаёт нежное, трепетное отношение мальчика к савраске), и он, единственный из всех сочувствующих, пытается сначала спасти несчастную лошадь, а потом отомстить за неё, бросаясь на Миколку. Читая роман, мы увидим, что взрослый Раскольников, обдумывающий убийство и даже уже являющийся убийцей, будет много раз в душевном порыве помогать слабым и беспомощным (он попытается спасти пьяную девочку, он же отдаст последние деньги семье Мармеладовых). Таким образом, внешний конфликт сна об убийстве лошади - конфликт убийцы Миколки и ребёнка, пытающегося спасти несчастное животное, - станет внутренним конфликтом взрослого Раскольникова - конфликтом воспалённого сознания, в котором возникла теория о возможности одних распоряжаться судьбами других, и души, протестующей против зла и насилия.

Создавая образ жестоко избиваемой, жалкой лошадёнки, Достоевский выражает мысль, которая получит своё развитие в романе: от “сильных мира сего” страдают прежде всего самые слабые, беззащитные. Во сне Раскольникова лошадь пытается сопротивляться, она лягается, рвётся, но чем сильнее сопротивляется несчастное животное, тем в большую ярость приходит Миколка. Говоря о чувствах Миколки, Достоевский прибегает к градации: сначала убийца испытывает наслаждение от предполагаемой потехи, потом сердится, а затем приходит в бешенство, оттого что не может убить с одного удара; градуированы и орудия убийства: кнут, оглобля, лом. Образ измученной клячи появится в романе в связи со смертью Катерины Ивановны: она погибнет не столько от чахотки, сколько от непосильного груза навалившихся проблем, от жестокого отношения мира к её страданиям. Недаром последние слова её: “Уездили клячу…”

Появятся в романе в качестве важнейших художественных деталей и предметы вещного мира, о которых случайно на первый взгляд упоминают люди, наблюдающие страшную сцену: топор (“топором её, чего…”) и крест (“креста на тебе нет…”). Слово “топор” звучит во сне, возможно, потому что Раскольников уже сознательно выбрал топор как орудие убийства, а фраза “креста на тебе нет” звучит как предупреждение для героя.

И сам герой верит этому предупреждению: поэтому он, проснувшись, отрекается от “проклятой мечты своей”…

Подводя итоги, приходим к следующим выводам.

Во-первых, в этом эпизоде Достоевский показывает сущность Раскольникова, его душу чистого, жалостливого существа.

Во-вторых, в сцене убийства лошади Достоевский определяет внутренние противоречия Раскольникова: противостояние мужика, логически оправдывающего убийство, и мальчика, душой протестующего против злодеяния, становится в дальнейшем внутренним конфликтом Раскольникова, конфликтом разума и сердца.

В-третьих, в этом сне Достоевский уже намечает путь героя от падения к очищению.

В-четвёртых, именно в этом эпизоде появляются образы, художественные детали, цвета, которые впоследствии определят события произведения и судьбы героев.

Работу выполнили:
Меньщикова Алена, Мельников Захар,
Хренова Александра, Печенкин Валерий,
Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

Раскольников идёт по улице и впадает "в
глубокую задумчивость", но от
размышлений его отвлекает пьяный,
которого провозили в это время по улице в
телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
немецкий шляпник". Раскольников не
застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
не хотел бы привлекать ничьего внимания.

В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
швыряет двугривенный в воду.

Переходя к художественному построению текста и художественным
средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
указывает на привычное отношение петербургской публики к
"униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
грошей на улице".
Художественные средства направлены на усиление чувства
одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
Петербурга.

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
и истасканное»).

В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
(«большая группа женщин толпилась у входа, иные
сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
своем бедственном положении и рады поглазеть на
происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
собравшимся на мосту.
Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
"Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
увиденного.

Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
ужасна и непредсказуема.
Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
Любовь и Бога.
Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

Вывод:

Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
Петербург душит, угнетает и ломает личность.
Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
«униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.