Понимание любви в произведениях куприна. Цитаты александра куприна о трогательной любви

Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы, какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”. Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.

Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно оно-то одно и передается читателю.

Повесть “Гранатовый браслет” заставляет нам задуматься об огромной силе неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь, поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: “Да святится имя Твое!”

По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье. Главные герои произведения - Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность, так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность, женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, “легко и радостно”.

А. И. Куприн - идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение красоты, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и к “любви, верной до смерти”. Для Куприна любовь- самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть “Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона. Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: “Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество.

Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести “Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью”. Эта повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: “Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое!"”

Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она “...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью. “Молчать и гибнуть”... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные оковы” оказались милее жизни.

В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества - любовь как спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны, образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой - Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, “ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” - художественное открытие Куприна. Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки, выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь. Нитка красных бус - последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной, великодушной любви”.

Особенность художественного дарования А. И. Куприна - повышенный интерес к каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа - позволила ему в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества - в художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества - проблемы любви.

«Разве бывает несчастная любовь?» (Иван Бунин).
(По произведениям Ивана Бунина и Александра Куприна).
Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена.
И. Бунин
Русская литература конца 19 – начала 20 веков представлена блистательными именами Льва Николаевича Толстого, Антона Павловича Чехова, Ивана Алексеевича Бунина, Александра Ивановича Куприна и другими великими писателями. Критические реалисты отразили в своих произведениях кризисное состояние мира, процесс искажения человеческой природы, утраты людьми человеческих черт. Но, изображая мир в таких красках, писатели рубежа веков видят позитивные идеалы в высокой любви. Понятия об этом чувстве у них схожи. Можно сравнить мнения Бунина и Куприна. Необычайная сила и искренность чувства свойственны героям их рассказов. Куприн свято верил в любовь. В его творчестве воскресает высокий строй чувств, который был присущ произведениям более ранних писателей, создававших вдохновенные гимны любви. Бунину тоже всегда удавались рассказы о высоком чувстве, потому что они шли из глубины сердца. Любовь захватывает все помыслы человека, все его силы. Но что-то всегда идет не так, и влюбленные вынуждены расстаться. Читая произведения этих писателей, можно предположить, что любовь – нечто, что причиняет людям одни страдания и несчастья. Действительно, финал «Гранатового браслета» Александра Куприна трагичен: главный герой кончает жизнь самоубийством. Да и в «Солнечном ударе» или «Темных аллеях» Ивана Бунина нет счастливого конца. Все «влюбленные» писателей живут в ожидании любви, ищут ее и чаще всего, опаленные ею, гибнут. Но все же попробуем разобраться, была ли любовь главных героев в произведениях Бунина и Куприна несчастна.
Чтобы понять отношение к любви Куприна, на мой взгляд, достаточно понять была ли любовь счастьем для героя в наиболее сильном рассказе писателя «Гранатовый браслет».В основу этого произведения, написанного в 1911 году положено реальное событие - любовь телеграфиста Желтого П.П. к жене важного чиновника, члена Государственного Совета - Любимова. Об этой истории вспоминает сын Любимовой, автор известных воспоминаний, Лев Любимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А.Куприна - чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего неизвестно. В семье Любимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя он предстает как печальная и трагическая история жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Да она его погубила, потому что эта любовь была неразделенной, но разве можно говорить о том, что она была несчастной для Желткова? Я думаю нельзя. Умирал Желтков не со страхом от предчувствия смерти, а с приятным чувством того, что эта любовь все-таки была в его жизни. Об этом свидетельствует выражение лица умершего: «Глубокая важность была в его закрытых глазах, и губы улыбались блаженно и безмятежно…». Для героя любовь, хотя она была не взаимна, была единственным счастьем. Об этом он пишет в своем последнем послании Вере Ивановне: «От глубины души благодарю Вас, за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью.». «Но значит не было причин самоубийства, если он был счастлив…» - говорили некоторые критики того времени. Возможно потому он совершил этот поступок, чтобы не причинять неудобств своей возлюбленной. Желткову пришлось бы перестать писать ей и упоминать о своем существовании. Сама Вера Ивановна попросила его об этом, но он не в силах был заставить себя сделать это. И лирический герой не видел другого выхода, кроме как покончить жизнь самоубийством. Значит можно сказать о том, что умер Желтков не от несчастной любви, а, наоборот, потому что любил горячо и пламенно. По мнению Куприна, настоящая счастливая любовь не может длиться вечно. Он был реалистом, именно поэтому в рассказах этого писателя о любви нет счастливого конца. Влюбленные обязательно должны расстаться.
Теперь обратимся к рассказам Ивана Алексеевича Бунина. Его мнение о любви как нельзя лучше выражает строчка из «Темных аллей»: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Как мы уже говорили, этого мнения придерживается Александр Куприн. Именно поэтому я взял эту строчку как эпиграф. В тридцати восьми новеллах «Темных аллей» проходят перед читателями удивительные женские типы. Вот Надежда из рассказа «Темные аллеи». Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Влюбленные не виделись тридцать лет и случайно встретились на постоялом дворе, где Надежда – хозяйка, а Николай Алексеевич – случайный проезжий. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, отчего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую…имела». Как можно всю жизнь любить одного лишь человека? Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым: «Сколько ни проходило времени все одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего не было, а вот…Поздно теперь укорять, а ведь правда, очень бессердечно вы меня бросили.». Сменив лошадей, Николай Алексеевич уезжает, а Надежда навсегда остается на постоялом дворе. Для одного – случайное увлечение молодости, для другого – любовь на всю жизнь. Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости и счастья оно принесло, что забыть о нем невозможно. То есть любовь для главной героини – счастье.
В рассказе «Солнечный удар» любовь выступает чем-то мгновенным, вспышкой, которая проносится оставляя в душе глубокий след. Опять же влюбленные расстаются, что доставляет страдания главному герою. Сама жизнь без возлюбленной – это страдание. Он не находит себе места ни в квартире, ни на улице, вспоминая те счастливые моменты, проведенные с ней. Читая новеллу за новеллой, начинаешь осознавать, чтобы убедиться в искренности чувств, по мнению Бунина, нужна непременно трагедия. Но несмотря на весь их трагизм, светлое чувство охватывает читателя, когда перевернута последняя страничка сборника: необычайная светлая сила и искренность чувств свойственна героям этих рассказов.
Любовь у Бунина долго не живет - в семье, в браке, в буднях. Короткая, ослепительная вспышка, до дна озарившая души влюбленных, приводит их к трагическому концу - гибели, самоубийству, небытию. В творчестве Куприна в каждом из героев есть сходные черты: душевная чистота, мечтательность, пылкое воображение, соединенная с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все они относятся к женщине с сыновьей чистотой и благоговением. Готовность погибнуть ради любимой женщины, романтическое поклонение, рыцарское служение ей и в то же время недооценка себя, неверие. Все купринские герои с хрупкой душой попадают в жестокий мир. Через все творчество этих двух русских писателей проходит тема чистого и прекрасного чувства. " Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена "- эти слова из рассказа "Темные аллеи" Бунина могли бы повторить все герои.

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

А. С. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма.

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно раз­нообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прика­сается к ней целомудренно и благоговейно.Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опош­ляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь.

В рассказе «Суламифь» писатель блистательно воспевает духовное единение влюб­ленных, которое так велико, что каждый готов на самопожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все по­знавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково ве­лики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.

Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жиз­ни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, "крепкой, яко смерть". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека "доброго, но только слабого".

От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает ис­тинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: "Любовь долж­на быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Для писателя она - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести "Гранатовый браслет". Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъ­ема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем - молчаливое "преклонение", но и уверенность, что "семь лет безнадежной вежливой любви дают право" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини.

Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна "поняла, что та любовь, о кото рой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Ответное чувство состоялось, пусть "одно мгновение, но навеки".

Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда при­влекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожден­ного дара. Такая трагедия показана в повести "Яма". Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее ду­ше ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жи­ва, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.

У любви героев Куприна тысячи оттенков, и в каждом ее проявлении - своя печаль, свой излом, свое благоухание. Даже несмотря на трагическую развязку герои счастливы, так как считают, что осветившая их жизнь любовь - это под­линное, прекрасное чувство.


"Навеки любовью ранен"

Одна из вечных тем в литературе - тема любви - проходит через все творчество В. Маяковского. "Любовь - это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем", - считал поэт.

Жизнь Маяковского со всеми ее радостями и горестями, болью, отчаянием - вся в его стихах. Произведения поэта рассказывают и о его любви, и о том, какой она была. Лю­бовь-страдание, любовь-мука преследовала его лирического героя. Откроем поэму "Облако в штанах" (1914 г.), и нас сразу, с первых строк охватывает тревожное чувство большой и страстной любви:

Мама!

Ваш сын прекрасно болен!

Мама!

У него пожар сердца.

Эта трагическая любовь не выдумана. Сам поэт указы­вает на правдивость тех переживаний, какие описаны в поэме:

Вы думаете, это бредит малярия?

Это было,

было в Одессе.

"Придув четыре", - сказала Мария.

Но исключительное по силе чувство приносит не радость, а страдания. И весь ужас не в том, что любовь безответна, а в том, что любовь вообще невозможна в этом страшном мире, где все продается и покупается. За личным, интимным про­свечивает большой мир человеческих отношений, мир, враж­дебный любви. И этот мир, эта действительность отняли у поэта любимую, украли его любовь.

И Маяковский восклицает: "Любить нельзя!" Но не лю­бить он не мог. Прошло не более года, и сердце вновь разры­вают муки любви. Эти его чувства находят отражение в по­эме "Флейта-позвоночник". И снова не радость любви, а отча­яние звучит со страниц поэмы:

Версты улиц взмахами шагов мну, Куда уйду я, этот ад тая! Какому небесному Гофману выдумалась ты, проклятая?!

Обращаясь к Богу, поэт взывает:

...слышишь!

Убери проклятую ту,

которую сделал моей любимою!

О том, что и потом поэт не нашел в любви праздника, счастья, говорят другие произведения Маяковского 1916- 1917 годов. В поэме "Человек", звучащей гимном человеку-творцу, любовь предстает в образах, выражающих лишь страдание:

Гремят на мне наручники,

любви тысячелетия...

И только

боль моя

острей -

стою,

огнем обвит,

на несгораемом костре

немыслимой любви.

В стихах, обращенных к любимой, столько страсти, нежно­сти и вместе с тем сомнения, протеста, отчаяния и даже отри­цания любви:

Любовь!

Только в моем

воспаленном

мозгу была ты!

Глупой комедии остановите ход!

Смотрите -

срываю игрушки-латы

величайший Дон Кихот!

В двадцатые годы Маяковский пишет одну за другой по­эмы "Люблю" (1922 г.), "Про это" (1923 г.). Поэма "Люблю"- это лирико-философское размышление о любви, о ее сущ­ности и месте в жизни человека. Продажной любви поэт про­тивопоставляет любовь истинную, страстную, верную, кото­рую не могут смыть ни ссоры, ни версты. Но уже в поэме "Про это" лирический герой предстает перед читателями опять мятущимся, страдающим, мучимым неудовлетворенной любо­вью. Поэт глубоко переживает, что радости жизни его не кос­нулись:

В детстве, может, на самом дне, десять найду сносных дней. А то, что другим?! Для меня б этого! Этого нет. Видите - нет его!

Я свое, земное, недожил,

на земле

свое недолюбил.

Конечно, нельзя ставить знак равенства между лиричес­ким героем поэмы и автором. Но то, что в поэме "Про это" ее лирический герой несет в себе реальные черты автора, - это несомненно, об этом говорят многие детали поэмы. Любовь поэта была сильна. Но уже в 1924 году, в стихотворении "Юбилейное", в задушевной беседе с Пушкиным Маяковский с улыбкой сообщает:

Я теперь

свободен

от любви

и от плакатов.

И, оглядываясь на прошлое, поэт с едва заметной иронией говорит:

Было всякое: и под окном стояние, письма,

тряски нервное желе. Вот когда

и горевать не в состоянии - это, Александр Сергеевич, много тяжелей... ...Сердце

рифмами вымучъ - вот и любви пришел каюк...

Э ти строки, разумеется, не отрицают любви вообще. В сти­хотворении "Тамара и Демон", опубликованном в феврале следующего года, Маяковский с грустью констатировал: "Люб­ви я заждался, мне 30 лет". А в стихотворении "Прощайте" иронизирует:

Где вы, свахи?

Подымись, Агафья! Предлагается

жених невиданный. Видано ль,

что человек

с такою биографией

был бы холост

и старел невыданный?!

Сердце поэта жаждало любви, но любовь не приходила. "Как-нибудь один живи и грейся", - пишет поэт в одном из стихотворений. Сколько горечи в этих словах, горечи, кото­рую в полной мере испил Маяковский. Но он не мог согла­ситься с несбыточностью любви, ее запредельностью:

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда/

Поэт не мыслит себя без любви - идет ли речь о возлюб­ленной или обо всем человечестве.

На самой высокой лирической ноте завершаются стихотво­рения "Лиличка", "Письмо Татьяне Яковлевой", Чувства по­эта на высшем пределе. Он действительно навеки ранен любо­вью. И рана эта незаживающая, кровоточащая. Но как бы дра­матично ни складывалась жизнь поэта, читателя не может не потрясти сила этой любви, которая вопреки всему утверждает непобедимость жизни. Поэт имел все основания говорить:

Если я

чего написал,

если

чего

сказал -

Тому виной

глаза-небеса,

любимой

моей

глаза.


Контрольная работа 4. Выполнила работу Терехова Т.Ф.

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем!

Есть святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери. С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

Это хранительница очага, работящая и верная жена, защитница собственных детей и неизменная радетельница за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях. Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке. По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами

С души моей тлетворные следы

Поправшей всё разумное ногами,

Гордившейся невежеством среды,

И если я наполнил жизнь борьбою

За идеал добра и красоты,

И носит песнь, слагаемая мною,

Живой любви глубокие черты –

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты! (Из стихотворения «Мать»)

Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская» , в стихотворении «Внимая ужасам войны» , в Поэме «Кому на Руси жить хорошо»…

« Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенин с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей». Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем.

Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени! 17 месяцев Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды. Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой…

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –

В какие ты годы жила!

Какая безмерная тяжесть

На женские плечи легла! (М, Исаковский).

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла. Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей. Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет.


« Они достойны друг друга. Они оба прекрасны»

«Евгений Онегин» - роман о любви. Любовь у Пушкина - высокое, свободное чувство. Человек свободен в своем выборе и счастлив этим. Хотя Татьяна и любила Онегина, но она не была с ним счастлива, её любовь была безответной. Проследить тему любви можно по двум встречам Татьяны и Евгения. В лице Татьяны Пушкин воспроизвел тип русской женщины в реалистическом произведении. Татьяна для Пушкина-«милый идеал»,но не для Онегина. Поэт наделяет свою героиню простым именем. Татьяна простая провинциальная девушка, не красавица. Задумчивость и мечтательность выделяют ее среди местных обывателей, она чувствует себя одинокой среди людей, не способных понять ее духовных запросов:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива.

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

Единственным удовольствием и развлечением Татьяны были романы:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли все.

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона, и Руссо.

Натура Татьяны глубока и сильна. У Татьяны «мятежное воображение»умеряется и направляется «умом и волею живой» В ней есть удивительные черты: мечтательность, душевная простота, искренность, безыскусственность, любовь к родной природе и народным обычаям. При встрече с Онегиным, который выглядел особенным среди ее знакомых, она именно в нем видит своего долгожданного героя.

Она не ведает обмана

И верит избранной мечте.

Она желает сама решить свою судьбу, сама определить свой жизненный путь. Татьяна хочет сама избрать себе спутника жизни. Следуя сердечному порыву, она решается признаться Онегину в письме, которое является откровением, признанием в любви. Это письмо проникнуто искренностью, романтической верой во взаимность чувства. Но Онегин, хотя и «тронут был» письмом Татьяны, не ответил на её любовь. Мечты героини о счастье рухнули. Её любовь принесла ей одни страдания. Онегин не смог оценить всю глубину и страстность любящей натуры Татьяны. Ей встретился человек, который был «эгоистом» , хотя и «страдающим» , «печальным чудаком», который не мог внести в её жизнь того, о чём она мечтала. Он читает ей суровую отповедь, которая приводит девушку в полное расстройство и душевное смятение. Убив на дуэли Ленского, единственного певца любви среди окружающих его людей, Онегин убивает свою любовь. С этого момента и совершается перелом в жизни Татьяны. Она меняется внешне, ее внутренний мир закрыт для посторонних глаз. Она выходит замуж, становится светской дамой, всеобщее уважение и преклонение встречает она в « высшем свете». Она презирает пошлость светского общества, праздную и пустую его жизнь.

Через три года Татьяна вновь встретилась с Онегиным. В Москве встречает Онегина холодная светская дама, хозяйка знаменитого салона. В ней Евгений с трудом узнает прежнюю робкую Татьяну и влюбляется в нее. Он видит то, что хотел видеть в той Татьяне: роскошь, красоту, холодность. Но Татьяна не верит в искренность чувств Онегина, так как не может забыть свои мечты о возможном счастье. В Татьяне говорят оскорбленные чувства, настала ее очередь отчитывать Онегина за то, что не сумел вовремя разглядеть в ней свою любовь. Татьяна несчастна в своем замужестве, слава и богатство не приносят ей удовольствия:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера.

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту роскошь маскарада

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным ещё полнее раскрываются её высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина, но трагедия её иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в «умную ненужность»(по выражению Герцена).

В первой встрече героев автор дает Онегину шанс изменить свою жизнь, наполнив ее смыслом, олицетворением которого является Татьяна. А во второй встрече Пушкин наказывает главного героя тем, что оставляет Татьяну абсолютно недоступной для него.


Ульянова Т.П. Итоговая к.р.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МГОУ)

Историко-филологический институт

Факультет русской филологии

Кафедра русской литературы XX века

Курсовая работа

Тема любви в произведениях А.И. Куприна

Выполнила студентка:

42 группы 4 курса

факультета русской филологии

«Отечественная филология»

очной формы обучения

Апрельская Мария Сергеевна.

Научный руководитель:

Кандидат филологический наук, доцент

Москва

2015 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……..………3

1. Особенности выражения любовного чувства в повести А.И. Куприна «Олеся»…………………………………………………………………...………..5

2. Проявление величайшего человеческого чувства в произведении А. И. Куприна «Суламифь»……………………………………………………………..8

3. Концепция любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»……….12

Заключение…………………………………………………………………….…18

Список использованной литературы………………………………………..….20

Введение

Тему любви называют вечной темой. На протяжении столетий многие писатели и поэты посвящали свои произведения этому великому чувству любви, и каждый из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме.

20 век подарил нам А.И. Куприна – писателя, в творчестве которого тема любви занимала одно из самых важнейших мест. Большинство рассказов Куприна – гимн чистой, возвышенной любви, её преображающей силею

Куприн - идеалист, мечтатель, романтик, певец возвышенного чувства. Он нашел особые, исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин и их идеальной любви в своих произведениях.

Писатель остро чувствововал потребность в «героических сюжетах», в самоотверженных, самокритичных героях. О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Олеся» (1898), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911) и др.

В своем окружении Куприн видел печальное расточение красоты и силы, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе силы духа над силой тела и "любви, верной до смерти". Для А. И. Куприна любовь - самая состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.

Исследованию творчества А. И. Куприна посвящено много работ. О Куприне в свое время писали: Л.В. Крутикова «А.И. Куприн», В.И. Кулешова «Творческий путь А.И. Куприна», Л.А. Смирнова «Куприн» и др.

О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Олеся» (1898), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911).

Книги Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь.

Повести Куприна были вдохновенным гимном во славу подлинной любви, которая сильнее смерти, которая делает людей прекрасными, независимо от того, кто эти люди.

Актуальность темы обусловлена стремлением изучить концепцию любви в произведениях А.И. Куприна.

Теоретической основой в представленной работе стали работы Никулина Л. «Куприн (литературный портрет)», Крутиковой Л.В. «А.И. Куприн», Кулешова В.И. «Творческий путь А.И. Куприна».

Объект курсовой работы: творчество А. Куприна

Предметом стало исследование концепции любви в произведениях «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь».

Цель данной работы – изучить концепцию любви в произведениях А.И. Куприна

Задачи данного исследования:

1. Прояснить концепцию любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

2. Исследовать проявление величайшего человеческого чувства в произведении А. И. Куприна «Суламифь»

3. Определить особенность выражения любовного чувства в повести А.И. Куприна «Олеся»

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования на уроках литературы, посвященных творчеству Куприна, на факультативах, внеклассных мероприятиях, при подготовке докладов и рефератов.

1. Особенности выражения любовного чувства в повести А.И. Куприна «Олеся»

"Олеся" - одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. «Олесю» и более поздний рассказ «Река жизни» (1906) Куприн относил к своим лучшим произведениям. «Здесь жизнь, свежесть, - говорил писатель, - борьба со старым, отжившим, порывы к новому, лучшему»

«Олеся» - одно из самых вдохновенных повествований Куприна о любви, человеке и жизни. Здесь мир интимных чувств и красота природы сочетаются с бытовыми картинами деревенского захолустья, романтика настоящей любви – с жестокими нравами перебродских крестьян.

Писатель вводит нас в обстановку сурового деревенского быта с нищетой, невежеством, взятками, дикостью, пьянством. Этому миру зла и невежества художник противопоставляет иной мир – истиной гармонии и красоты, выписанный столь же реально и полнокровно. Более того, именно светлая атмосфера большой настоящей любви одухотворяет повесть, заражая порывами «к новому, лучшему». «Любовь это – самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте… не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви» - так, явно преувеличивая, писал Куприн своему другу Ф.Батюшкову.

В одном писатель оказывался прав: в любви проявляется весь человек, его характер, мировосприятие, строй чувств. В книгах великих русских писателей любовь не отделима от ритма эпохи, от дыхания времени. Начиная с Пушкина, художники испытывали характер современника не только социально – политическими деяниями, но и сферой его личных чувств. Подлинным героем становился не только человек – борец, деятель, мыслитель, но и человек больших чувств, способный глубоко переживать, вдохновенно любить. Куприн в «Олесе» продолжает гуманистическую линию русской литературы. Он проверяет современного человека – интеллигента конца века – изнутри, высшей мерой.

Повесть построена на сопоставлении двух героев, двух натур, двух мироотношений. С одной стороны, - образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван Тимофеевич, с другой – Олеся – «дитя природы», человек, не подвергшийся влиянию городской цивилизации. Соотношение натур говорит само за себя. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого, «ленивого» сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью в своей силе.

Если во взаимоотношениях с Ярмолой и деревенским людом Иван Тимофеевич выглядит смелым, гуманным и благородным, то в общении с Олесей выступают и негативные стороны его личности. Его чувства оказываются робкими, движения души – скованными, непоследовательными. «Боязливое ожидание», «подленькое опасение», нерешительность героя оттеняют богатство души, смелость и свободу Олеси.

Свободно, без особых ухищрений, рисует Куприн облик полесской красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков её духовного мира, всегда самобытного, искреннего и глубокого. Мало найдется книг в русской и мировой литературе, где бы возникал столь земной и поэтический образ девушки, живущей в ладу с природой и своими чувствами. Олеся – художественное открытие Куприна.

Верный художнический инстинкт помог писателю раскрыть красоту человеческой личности, щедро одаренной природой. Наивность и властность, женственность и гордую независимость, «гибкий, подвижной ум», «первобытное и яркое воображение», трогательную смелость, деликатность и врожденный такт, причастность к сокровенным тайнам природы и душевную щедрость – эти качества выделяет писатель, рисуя обаятельный облик Олеси, цельной, самобытной, свободной натуры, которая редким самоцветом блеснула в окружающей тьме и невежестве.

В повести впервые столь полновесно выражена заветная мысль Куприна: человек может быть прекрасным, если он будет развивать, а не губить дарованные ему природой телесные, духовные и интеллектуальные способности.

Впоследствии Куприн скажет, что только с торжеством свободы будет счастлив человек в любви. В «Олесе» писатель приоткрыл это возможное счастье свободной, ничем не скованной и ничем не омраченной любви. По сути, расцвет любви и человеческой личности составляет поэтическое ядро повести.

С удивительным чувством такта заставляет Куприн пережить нас и тревожный период зарождения любви, «полный смутных, томительно грустных ощущений», и её самые счастливые секунды «чистого, полного, всепоглощающего восторга», и долгие радостные встречи влюблённых в дремучем сосновом лесу. Мир весенней ликующей природы – таинственной и прекрасной – сливается в повести с не менее прекрасным разливом человеческих чувств.

Светлая, сказочная атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Над всем ничтожным, мелким и злым одерживает победу настоящая, большая земная любовь, о которой вспоминают без горечи – «легко и радостно». Характерен завершающий штрих повести: нитка красных бус на углу оконной рамы среди грязного беспорядка спешно покинутой «избушки на курьих ножках». Эта деталь придаёт композиционную и смысловую завершенность произведению. Нитка красных бус – последняя дань щедрого сердца Олеси, память «об её нежной великодушной любви».

Повествование ведется от лица героя. Он не забыл Олесю, любовь озарила жизнь, сделала ее насыщенной, яркой, чувственной. С ее потерей приходит мудрость.

2. Проявление величайшего человеческого чувства в произведении А. И. Куприна «Суламифь»

Тема взаимной и счастливой любви затрагивается А. И. Куприным и в рассказе “Суламифь” . Любовь царя Соломона и бедной девушки Суламифь с виноградника крепка как смерть, а сами любящие выше царей и цариц.

Понять романтическую концепцию любви в творчестве писателя невозможно, не прочитав легенду "Суламифь". Обращение к этому произведению дает возможность показать своеобразие историко-литературного процесса рубежа веков.

Осенью 1906 года Александр Иванович Куприн пишет одну из самых прекраснейших своих повестей «Суламифь», навеянную бессмертной библейской «Песню Песней».

Источником легенды Куприна была Библия. Сюжет легенды - история любви Соломона и Суламифи - основан на ветхозаветной Песни Песней Соломона.

Библейская «Песнь Песней» как бы не имеет сюжета. Это возгласы любви, это восторженные описания природы и восхваления то жениха, то невесты, то хора, который им вторит. Из этих разрозненных гимнов «Песни» Куприн выстраивает повесть о великой любви царя Соломона и девушки по имени Суламифь. Она пылает любовью к юному и прекрасному царю Соломону, но ее губит ревность, ее губят интриги, и в конце концов она погибает; именно об этой гибели и говорят строки библейской поэмы «Песнь Песней»: «Сильна как смерть любовь». Это могучие, вечные слова.

В легенде чередуются главы, в которых воссозданы и описаны деяния царя Соломона, его размышления и проповедь, любовные отношения Суламифи и Соломона.

Тема любви в этом произведении соединяет временную конкретику и вечность. С одной стороны, это семь дней и ночей любви Соломона и Суламифи, вместившие все этапы развития чувства и трагический финал любви. С другой стороны, "нежная и пламенная, преданная и прекрасная любовь, которая одна дороже богатства, славы и мудрости, которая дороже самой жизни, потому что даже жизнью она не дорожит и не боится смерти", - то, что дает жизнь человечеству, то, что не подвластно времени, то, что связывает отдельного человека с вечной жизнью человечества.

Организация художественного времени в легенде Куприна способствует тому, чтобы читатель воспринимал случившуюся когда-то любовь двух людей как необыкновенное событие, запечатлевшееся в памяти поколений.

С общим содержанием легенды, ее пафосом, с создаваемой в ней моделью мира, с эмоциональным строем образов героев, с авторской ориентацией на ветхозаветную и древневосточную традиции согласуются символика и эмблематика цвета (красок) и цветов.

Описания любви Соломона и Суламифи сопровождаются также определенной цветовой гаммой. Постоянен красный цвет - цвет любви. Серебряный цвет в этом контексте важен потому, что означает чистоту, невинность, непорочность, радость. Символом тепла, жизни, света, деятельности и энергии является образ огня, возникающий в портретных зарисовках Суламифи с ее "огненными кудрями" и "рыжими волосами". Не случаен, конечно, зеленый цвет в пейзажах и в высказываниях героев: зеленый цвет символизирует свободу, радость, ликование, надежду, здоровье. И, конечно, белый, голубой и розовый цвета вызывают у читателя вполне определенные ассоциации, наполняются метафорическими смыслами: нежна и прекрасна, чиста и возвышенна любовь героев.

Цветы, упоминаемые в легендарном повествовании, также имеют символику, помогающую автору раскрыть смысл легенды. Лилия - символ чистоты и невинности (заметим, что метафорика лилии культивировалась в искусстве романтизма). Нарцисс - символ юношеской смерти, кроме того, Нарцисс - древнее растительное божество умирающей и воскресающей природы: в мифе о похищении Персефоны упоминается цветок нарцисс. Виноград - символ плодородия, изобилия, жизненной силы и жизнерадостности.

Ключевыми словами, помогающими раскрыть этот смысл легенды, стали в ней слова веселие и радость: "сердечное веселие", "веселие сердца", "светел и радостен", "радость", "счастье", "радостный испуг", "стон счастья",

"воскликнул радостно", ""веселие сердца", "великая радость освещала лицо его, точно золотое солнечное сияние", "радостный детский смех", "глаза его сияют счастьем", "радость", "сердце мое растет от радости", "восторг", "Никогда не было и не будет женщины счастливее меня".

Сила любви героев, яркость и непосредственность ее проявлений, описанные в легенде, воспевание чувства и идеализация героев обусловили выбор писателем художественно экспрессивных, эмоционально окрашенных образно - стилистических образов. При этом они универсальны, поскольку соотнесены с вечной темой любви и имеют мифологическое происхождение или входят в круг традиционных литературных образов. Следует отметить, что купринская легенда практически неразложима на "планы" повествования: реальный и иносказательный, например. В ней символична, иносказательна, условна каждая деталь, каждое слово, каждый образ. В совокупности они формируют образ - символ любви, обозначенный названием легенды - "Суламифь".

Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному: "Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами..., как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины счастливее меня". Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему современное общество. В повести "Суламифь" писатель показал чистое и нежное чувство: "Любовь бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, - царица, потому что любовь прекрасна!"

Художественный мир, созданный писателем в легенде, кажущийся столь древним и условным, на самом деле очень современен и глубоко индивидуален.

По содержанию «Суламифь»: высокое счастье и трагедия истинной любви. По типам героев: мудрец-жизнелюбец и чистая девушка. По важнейшему источнику: самая "романтическая" часть Библии - "Песнь песней". По композиции и сюжету: "эпическая дистанция" и приближение к современности... По авторскому пафосу: любование миром и человеком, восприятие истинным чудом - человека в его лучших и возвышенных чувствах.

"Суламифь" Куприна продолжает литературно-эстетическую традицию, связанную с именами Тургенева ("Песнь торжествующей любви"), Мамина-Сибиряка ("Слезы царицы", "Майя"), М.Горького ("Девушка и смерть", "Хан и его сын", "Валашская сказка"), то есть именами писателей, в жанре литературной легенды выражавших - в пределах реализма - романтическое миропонимание.

Вместе с тем "Суламифь" Куприна - эстетический и эмоциональный отклик писателя на свою эпоху, отмеченную ощущением переходности, обновления, движения к новому, поисками положительных начал в жизни, мечтой об осуществлении в действительности идеала. В искусстве и литературе этого времени не случайно Д.Мережковский видел возрождение романтизма. "Суламифь" А.И.Куприна - яркая романтическая легенда.

3. Концепция любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1907 году, повествует нам о подлинной, сильной, но безответной любви. Стоит заметить, что в основе этого произведения лежат реальные события из семейных хроник князей Туган-Барановских. Этот рассказ стал одним из самых известных и глубоких произведений о любви в русской литературе.

По мнению многих исследователей, «мастерски выписано в этом рассказе все, начиная с его названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно.

Оно звучит как строка стихотворения, написанного трехстопным ямбом»..

Один из томительнейших рассказов о любви, самый печальный - “Гранатовый браслет”. Самым удивительным в этом произведении можно считать эпиграф: “L. von Bethovn. Son (op. 2 № 2). Largo Appassionato”. Здесь печаль и восторг любви соединяются с музыкой Бетховена. И как удачно найден рефрен: “Да святится имя твое!”

Критики многократно указывали на то, «что «мотивы», характерные для «Гранатового браслета» постепенно прорастали в предшествующем творчестве.

Прообраз не столько характера, сколько судьбы Желткова находим в рассказе «Первый встречный» (1897), что любовь до самоуничижения и даже – самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины, - тема эта, тронутая неуверенной рукой в рассказе «Странный случай» (1895), расцветает в волнующем, мастерски выписанном «Гранатовом браслете».

Над «Гранатовым браслетом» Куприн работал с большим увлечением и подлинным творческим подъемом.

По мнению Афанасьева В. Н., «Куприн не случайно завершил свою повесть трагическим финалом, такой финал понадобился ему, чтобы сильнее оттенить силу любви Желткова к почти незнакомой ему женщине, - любовь, которая бывает «один раз в несколько сот лет».

Перед нами типичные представители аристократии начала 20 века, семья Шеиных. Вера Николаевна Шеина – красивая светская дама, в меру счастлива в браке, живет спокойной, достойной жизнью. Ее муж, князь Шеин, достойный человек, Вера уважает его.

Первые страницы рассказа посвящены описанию природы. По точному замечанию Штильмана С., «Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и в особенности – запахов…Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой».

Будто на их чудодейственном светлом фоне происходят все события, сбывается прекрасная сказка любви. Холодноватый осенний пейзаж увядающей природы схож по своей сути с настроением Веры Николаевны Шеины. Ничто ее не привлекает в этой жизни, возможно, поэтому яркость ее бытия порабощена обыденностью и серостью. Даже при разговоре с сестрой Анной, в котором последняя восхищается красотой моря, она отвечает, что сначала красота эта ее тоже волнует, а затем «начинает давить своей плоской пустотой...». Вера не могла проникнуться чувством прекрасного к окружающему миру. Она не была от природы романтиком. И, увидев что – то из ряда вон выходящее, какую – то особенность, старалась (пусть непроизвольно) приземлить ее, сопоставить с окружающим миром. Ее жизнь текла медленно, размеренно, тихо, и, казалось бы, удовлетворяла жизненным принципам, не выходя за их рамки. Вера вышла замуж за князя, да, но такого же примерного, тихого человека, какой была сама.

Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других интересов влюбленного.

Афанасьев В. Н. считает, что «именно в сфере любви по преимуществу проявляет в творчестве Куприна «маленький человек свои большие чувства». Трудно согласиться с его мнением, так как героев произведения Куприна трудно назвать «маленькими людьми», они способны на на святые, великие чувства.

И вот Вера Николаевна получает от Желткова браслет, блеск гранатов которого повергает ее в ужас, мозг сразу же пронзает мысль «точно кровь», и вот уже ясное чувство о предстоящем несчастье тяготит ее, и на этот раз оно вовсе не пустое. С этого момента ее спокойствие разрушено. Вера посчитала Желткова «несчастным», она не смогла понять всего трагизма этой любви. Несколько противоречивым оказалось выражение «счастливый несчастный человек». Ведь в своем чувстве к Вере Желтков испытал счастье.

Уходя навсегда, он думал, что путь Веры станет свободным, е жизнь наладится и пойдет по – старому. Но дороги назад нет. Прощание с телом Желткова было кульминационным моментом ее жизни. В этот момент сила любви достигла максимального значения, стала равна смерти.

Восемь лет счастливой, беззаветной любви, ничего не требующей взамен, восемь лет преданности милому идеалу, самоотверженности от собственных принципов.

За один короткий миг счастья пожертвовать всем накопленным за такой большой срок – это под силу не каждому. Но любовь Желткова к Вере не подчинялась никаким образцам, она была выше их. И даже если конец ее оказался трагичным, прощение Желткова было вознаграждено.

Желтков уходит из жизни, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая, благодарит ее за то, что она была для него "единственной радостью в жизни, единственным утешением, одной мыслью". Это повесть не столько о любви, сколько молитва ей. В своем предсмертном письме влюбленный чиновник благословляет свою возлюбленную княгиню: "Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Хрустальный дворец, в котором жила Вера, разбился, пропустив много света, тепла, искренности в жизнь. Сливаясь в финале с музыкой Бетховена, она сливается и с любовью Желткова, и с вечной памятью о нем.

Отдавая честь чувству Желткова, Афанасьев В. Н. однако замечает, «И если сам Куприн, предавая свои впечатления от оперы Бизе «Кармен», писал, что «любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть», то чувство Желткова – это тихое, покорное обожание, без взлетов и падений, без борьбы за любимого человека, без надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает ее робкой и бессильной. Не потому ли так охотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью Желтков?»

По мнению критика, «Гранатовый браслет» - одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна, - и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя – Желткова, и на самом чувстве к Вере Шеиной, отгородившейся своей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшемся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви».

Чем было чувство Желткова – истинной ли любовью, окрыляющей, единственной, сильной или помешательством, сумасшествием, которое делает человека слабым и ущербным? Чем была смерть героя – слабостью, малодушием, пропитанным страхом или силой, желанием не досаждать и оставить любимую? В этом, на наш взгляд и заключается истинная коллизия повести.

Анализируя «Гранатовый браслет» Куприна, Ю. В. Бабичева пишет:

«Это своеобразный акафист любви…». А. Чалова приходит к выводу, что при создании «Гранатового браслета» Куприн воспользовался моделью акафиста.

«Акафист» переводится с греческого как «гимн, при исполнении которого нельзя сидеть». Он состоит из 12 пар кондаков и икосов и последнего кондака, который не имеет пары и повторяется трижды, после чего читается 1 икос и 1кондак. После акафиста обычно следует молитва. Таким образом, считает А. Чалова, акафист можно разбить на 13 частей. Столько же глав и в «Гранатовом браслете». Очень часто акафист строится на последовательном описании чудес и подвигов во имя Божие. В «Гранатовом браслете» этому соответствуют истории любви, которых можно насчитать не меньше десяти.

Несомненно, очень важен 13 кондак. В «Гранатовом браслете» 13 глава явно кульминационная. Мотивы смерти и прощения в ней четко обозначены. И в эту же главу Куприн включает молитву.

Особо в этой повести А. И. Куприн выделил фигуру старого генерала

Аносова, который уверен в том, что высокая любовь существует, но она "...должна быть трагедией, величайшей тайной в мире", не знающей компромиссов.

По мнению Волкова С., «именно Генерал Аносов сформулирует основную мысль повести: Любовь должна быть…». Волков, сознательно обрывает фразу, подчеркивая, что «настоящая любовь, существующая когда-то давно, не могла исчезнуть, она обязательно вернется, просто ее пока могли не заметить, не узнать, и неузнанная, она уже живет где-то рядом. Ее возвращение станет настоящим чудом». Трудно согласиться с мнением Волкова, Генерал Аносов не мог сформулировать основную мысль повести, так как он сам не испытал такой любви.

«У самой княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы; впрочем эта любовь не принесла ей желанного счастья – она бездетна и страстно мечтает о детях».

По мнению Волкова С., «герои повести не придают настоящее значение любви, не могут понять и принять всей ее серьезности и трагичности».

Пылкая влюблённость или быстро прогорает и приходит отрезвление, как в неудачной женитьбе генерала Аносова, или переходит «в чувство прочной, верной, истинной дружбы» к мужу, как у княгини Веры.

И потому усомнился старый генерал – та ли это любовь: «любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть». Именно так любит маленький небогатый чиновник с неблагозвучной фамилией. Восемь лет – немалый срок для проверки чувств, и, однако, за все эти годы он ни на секунду не забывал её, «каждое мгновение дня было заполнено Вами, мыслью о Вас...». И, тем не менее, Желтков всегда оставался в стороне, не унижаясь и не унижая её.

Княгиня Вера, женщина, при всей своей аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью, воспетой лучшими поэтами мира. И находясь у гроба влюбленного в нее Желткова, “поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”.

«В годы реакции, - пишет Афанасьев В. Н., - когда декаденты и натуралисты всех мастей высмеивали и втаптывали в грязь человеческую любовь, Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» показал еще раз красоту и величие этого чувства, но, сделав своего героя способным лишь на самоотверженную и всепоглощающую любовь и отказав ему при этом во всех других интересах, невольно обеднил, ограничил образ этого героя»..

Любовь самоотверженная, не ждущая награды - именно о такой, бескорыстной и всепрощающей любви, пишет Куприн в повести «Гранатовый браслет». Любовь преображает всех, к кому прикасается.

Заключение

Любовь в русской литературе изображается как одна из главных человеческих ценностей. По мнению Куприна, «не в силе, не в ловкости, не в уме, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!»

Необычайная сила и искренность чувства свойственна героям рассказов Куприна. Любовь как бы говорит: «Там где я стою, не может быть грязно». Естественный сплав откровенно чувственного и идеального создают художественное впечатление: дух проникает в плоть и облагораживает ее. Это, по моему мнению, и есть философия любви в подлинном смысле.

Творчество Куприна привлекает своим жизнелюбием, гуманизмом, любовью и состраданием к человеку. Выпуклость изображения, простой и ясный язык, точный и тонкий рисунок, отсутствие назидательности, психологизм характеров – все это сближает их с лучшей классической традицией в русской литературе.

Любовь в восприятии Куприна часто трагична. Но, пожалуй, только лишь это чувство способно придать смысл человеческому существованию. Можно сказать, что писатель проверяет любовью своих героев. Сильные люди (такие как Желтков, Олеся) благодаря этому чувству начинают светиться изнутри, они способны нести любовь в своем сердце, не смотря ни на что.

Как писал Афанасьев В. Г., «Любовь всегда была главной, организующей темой всех больших произведений Куприна. И в «Суламифь», и в «Гранатовом браслете» - большое страстное чувство, окрыляющее героев, определяет движение сюжета, способствует выявлению лучших качеств героев. И хотя любовь у героев Куприна редко бывает счастливой и еще реже находит равноценный отклик в сердце того, к кому обращена, («Суламифь» в этом отношении едва ли не единственное исключение), раскрытие ее во всей широте и многогранности придает романтическую взволнованность и приподнятость произведениям, возвышающих над серым, безотрадным бытом, утверждающим в сознании читателей мысль о силе и красоте подлинного и большого человеческого чувства».

Настоящая любовь – великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией. К такому выводу, пусть поздно, но приходят многие герои Куприна, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. В этом позднем раскаянии, позднем духовном воскрешении, просветлении героев и таится та все очищающая мелодия, которая говорит и о несовершенстве людей, не научившихся еще жить. Распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о несовершенстве самой жизни, социальных условий, окружающей среды, обстоятельств, которые нередко препятствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты. Любовь - таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование.

В своих рассказах А.И. Куприн показал нам искреннюю, преданную, бескорыстную любовь. Любовь, о которой мечтает каждый человек. Любовь, во имя которой можно пожертвовать чем угодно, даже жизнью. Любовь, которая переживёт тысячелетия, одолеет зло, сделает мир прекрасным, а людей добрыми и счастливыми.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В. Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк -

М.: Художественная литература, 1960.

2. Берков П. Н. Александр Иванович Куприн. Критико-библиографический очерк, изд. АН СССР, М., 1956

3. Беркова П. Н. «А. И. Куприн» М., 1956

4. Волков А.А. Творчество А.И Куприна. М., 1962. С. 29.

5. Воровский В. В. Литературно-критические статьи. Политиздат, М., 1956, с. 275.

6. Качаева Л.А. Купринская манера письма // Русская речь. 1980. № 2. С.

23.

7. Корецкая И. Примечания // Куприн А.И. Собр. соч. В 6 т. М., 1958. Т.

4. С. 759.

8. Крутикова Л.В. А.И.Куприн. М., 1971

9. Кулешов В.И. Творческий путь А.И.Куприна, 1883-1907. М., 1983

10. Куприн А. И. Суламифь: Повести и рассказы – Ярославль: Верх.

Волж.кн.изд-во, 1993. – 416 с.

11. Куприн А. И. Собрание сочинений в 9-ти т. Под общ.ред. Н. Н. Аконовой и др. Вступит.статья Ф. И. Кулешовой. Т.1. Произведения 1889-1896. М.,

«Художественная литература», 1970

12. Михайлов О. Куприн. ЖЗЛ вып. 14 (619). "Молодая гвардия", 1981 г. –

270с.

13. Паввовская К. Творчество Куприна. Автореферат. Саратов, 1955, с. 18

14. Плоткин Л.Литературные очерки и статьи, «Советский писатель», Л, 1958, с. 427

15. Чупринин С. Перечитывая Куприна. М., 1991

16. Бахненко Е. Н. «…Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» К 125 летию со дня рождения А. И. Куприна

//Литература в школе. – 1995 - №1, с.34-40

17. Волков С. «Любовь должна быть трагедией» Из наблюдений над идейно- художественном своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет»//

Литература. 2002, №8, с. 18

18. Николаева Е. Человек рожден для радости: к 125 летиюсо дня рождения А.

Куприна// Библиотека. – 1999, № 5 – с. 73-75

19. Хабловский В. По образу и подобию (персонажи Куприна)// Литература

2000, № 36, с. 2-3

20. Чалова С. «Гранатовый браслет» Куприна (Некоторые замечания к проблеме формы и содержания)// Литература 2000 - № 36, с.4

21. Шкловский Е. На сломе эпох. А. Куприн и Л. Андреев// Литература 2001 -

11, с. 1-3

22. Штильман С. О мастерстве писателя. Повесть А. Куприна «Гранатовый браслет»// Литература – 2002 - № 8, с. 13-17

23. "Суламифь" А.И. Куприна: романтическая легенда о любви Н.Н. Старыгина http://lib.userline.ru/samizdat/10215

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

А. С. Пушкин

Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма.

Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно.Это тема любви.

Подлинной силой человека, способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь.

В рассказе «Суламифь» писатель блистательно воспевает духовное единение влюбленных, которое так велико, что каждый готов на самопожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все познавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково велики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.

Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жизни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, "крепкой, яко смерть". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека "доброго, но только слабого".

От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Для писателя она - дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести "Гранатовый браслет". Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем - молчаливое "преклонение", но и уверенность, что "семь лет безнадежной вежливой любви дают право" хоть раз в году напоминать о себе. Желтков не мог каждый день, каждый час и каждую минуту дарить свою любовь Вере Николаевне, поэтому он подарил ей гранатовый браслет, самое дорогое, что у него было, чтобы хоть как-то соединить себя с Верой. Он был безумно счастлив уже тем, что к его подарку прикоснутся руки его богини.

Герой погибает, но величие его чувства в том и состоит, что даже после ухода Желткова из жизни оно пробуждает внутренние силы Веры. Лишь во время прощания с прахом Желткова Вера Николаевна "поняла, что та любовь, о кото рой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее". Ответное чувство состоялось, пусть "одно мгновение, но навеки".



Любовь как сила, способная преобразить мир, всегда привлекала Куприна. Но он был очень чуток и к страшным процессам измельчания, искажения, гибели этого врожденного дара. Такая трагедия показана в повести "Яма". Автор не затенял страшной правды, так как хотел предостеречь молодежь от нравственного падения, пробудить в ее душе ненависть к пороку и желание противостоять ему. Куприн показывает, что душа у обитательниц публичного дома жива, и она, несомненно, более чиста, чем у тех, кто сюда приходит.