Презентация "М.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Очерк жизни и творчества. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Я люблю Россию до боли сердечной… Литературный критик Редактор журнала «Современник»,«Отечественные записки» (вместе с Некрасовым) Писатель-сатирик

Дом, где родился будущий писатель. Имение Спас-Угол. Детство в окружении «всех ужасов крепостного права».

Мать писателя Ольга Михайловна Отец писателя Евграф Васильевич

Дворянский институт в Москве Царскосельский лицей Образование

«Вятский плен» Повести «Противоречия», «Запутанное дело» «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших всю Западную Европу» (Николай I) Ссылка в Вятку

Дом в Вятке, в котором жил Салтыков-Щедрин Вятский плен Обилие впечатлений «Губернские очерки» Внимание автора к «одному из далеких уголков России» с целью «обнаружения зла, лжи и порока», но верой в будущее, в «полную жизнь».

Принципиальная позиция писателя. Вице-Робеспьер. Рязань середина 19 века. Тверь конец 19 века. 1860-е государственная служба

Группа сотрудников журнала «Отечественные записки»

Жена писателя Е. А. Болтина Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней.

Дочь писателя Сын писателя

Юмор – мягкий смех, усмешка. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков. Сарказм – язвительная жестокая насмешка. Гипербола - сильное преувеличение тех или иных свойств изображаемого. Эзопов язык - (назван по имени древнегреческого баснописца Эзопа) речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками, намёками и пр. для сокрытия прямого смысла.

«История одного города» Суть произведения – сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти. Основная мысль – «градоначальники секут обывателей, а обыватели трепещут». Условный рассказчик – архивариус-летописец провинциальной эпохи конца XVIII - XIX века, которому многое известно, что происходило позднее. Композиция повести. Историческая монография: Предуведомление общий очерк глуповской истории главы-персоналии

Роман «Господа Головлевы» Идея Салтыкова-Щедрина: разрушение общества начинается с разрушения семьи. В романе показана деградация и смерть целого рода Головлевых – Арина Петровна «цепенеет в апатии власти».

История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 18 69 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.

Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того, важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.) Тема интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и др.) Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат

Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то « особенное патологическое состояние », в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пискарь

Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»).

Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: « какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: « Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить ») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

Заключение Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков-Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков-Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.

Домашнее задание. Письменный анализ самостоятельно выбранной сказки: План анализа 1. Основная тема сказки (о чем?). 2. Главная мысль сказки (зачем?). 3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц рас­крывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. 6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 1826 – 1889 Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал… В. Короленко

Писатель родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии

Родители М.Е. Салтыкова-Щедрина Мать – Ольга Михайловна Отец – Евграф Васильевич Всеми делами в доме заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью заметного влияния

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. Московский дворянский институт

В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя. Царскосельский лицей

В 1845 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства. "...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," - такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу. Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении.. Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Елизавета Аполлоновна жена Дочь Елизавета Сын Константин

В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери. В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала " Современник«. Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.

За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах: " совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные задания по изучению биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина в 7 классе.

Индивидуальные задания представляют собой три варианта карточек, каждая из которых состоит из трёх вопросов, объединённых тематически....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Методическая разработка состоит из презентации, которую можно использовать на уроке знакомства с писателем....

Слайд 1

Лобатских Т.В., учитель русского языка и литературы
МКОУ Юдановская СОШ

Слайд 2

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин Жизнь и творчество. (9 класс)

Слайд 3


«Я писатель, в этом моё призвание»,- М.Е.Салтыков-Щедрин

Слайд 4

Великие о Салтыкове-Щедрине
«Писателя-сатирика волнует то, что большинству кажется привычным и даже нормальным, что успело войти в плоть и кровь человека, что составляет самую атмосферу его жизни», - И.М.Сеченов.
«Живость боли и непрерывное её ощущение служили источником живых образов», - М.Е.Салтыков-Щедрин.

Слайд 5

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 – 1889)
М.Е.Салтыков-Щедрин – это писатель большого поэтического диапазона.
Творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С.Грибоедовым и Н.В.Гоголем.
Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.
Наследие Салтыкова-Щедрина по праву называют классическим.

Слайд 6

Детство писателя
Родился 27 января 1826г.
Родился в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещика.
«Я родился на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…», - вспоминал писатель.
Детство прошло в мрачной и суровой обстановке.

Слайд 7

Родители писателя
Ольга Михайловна и Евграф Васильевич – родители писателя

Слайд 8

Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был определен в Московский дворянский институт, где сдал экзамены сразу в третий класс.

Слайд 9

Годы учёбы
Когда мальчику исполнилось 10 лет, он был определён в Московский дворянский институт, где сдал экзамен сразу в 3 класс.

Слайд 10

Годы учёбы
1844г – выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства.

Слайд 11

Начало деятельности
1844г – примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского.
Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях».
1847г и 1848г – друг за другом выходят две повести. Одна из них – «Запутанное дело» – появилась под псевдонимом «Н.Щедрин».
Большое влияние на будущего писателя оказал В.Г.Белинский. «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений», - М.Е.Салтыков-Щедрин.

Слайд 12

«Вятский плен»
«Вятский плен» был спасением: после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало.
В Вятке он встретил свою будущую жену Лизу Болтину.
Дом в Вятке, в котором жил писатель

Слайд 13

Служба
1855г – указом императора Александра II чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает».
1848 – 1856гг – перерыв в литературной деятельности.
Служба в Министерстве иностранных дел, вице-губернатор в Рязани и Твери.
«Я не дам в обиду мужика!» – эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству.
1862г – оставил должность, решив посвятить всё своё время литературному труду.

Слайд 14

Петербург
По приезде в Петербург он вошёл в состав редакции журнала «Современник».
1864 – 1868гг – служба чиновником из-за материальных затруднений.
1868г – действительный статский советник уходит в отставку, на этот раз навсегда.
1868г – член редакции и активный сотрудник журнала «Отечественные записки».
1877г – возглавляет журнал после смерти Н.А.Некрасова.

Слайд 15

Петербург
1884г – после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт.
Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем».
Несмотря ни на что интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Слайд 16

Последние годы жизни
Подводя итог своей жизни, осенью 1887г Салтыков-Щедрин написал: «В 1868г совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг…»
Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради неё он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.
1889г – умер в Петербурге

Михаил

Евграфович Салтыков-Щедрин

1826 – 1889

Был он писатель в большей мере, чем все другие писатели. У всех, кроме писательства, есть еще личная жизнь, и, более или менее, мы о ней знаем. О жизни Щедрина за последние годы мы знаем лишь то, что он писал…

В. Короленко



Родители

М.Е. Салтыкова-Щедрина

Мать – Ольга Михайловна Отец – Евграф Васильевич

Всеми делами в доме заправляла мать, женщина малограмотная, происходившая из купеческой семьи, но умная и властная. Отец, образованный, но безвольный человек, не мог оказывать на семью заметного влияния


Московский дворянский институт

Получив хорошее домашнее образование, Салтыков в 10 лет был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года.


Царскосельский лицей

В 1838 переведен в Царскосельский лицей. Здесь начал писать стихи, испытав большое влияние статей Белинского и Герцена, произведений Гоголя.


В 1845 г. после окончания лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства.

"...Везде долг, везде принуждение, везде скука и ложь...," -

такую характеристику дал он бюрократическому Петербургу.

Другая жизнь более привлекала Салтыкова: общение с литераторами, посещение "пятниц" Петрашевского, где собирались философы, ученые, литераторы, военные, объединенные антикрепостническими настроениями, поисками идеалов справедливого общества.


Дом в Вятке, где жил М.Е.Салтыков

Первые повести Салтыкова "Противоречия" (1847), "Запутанное дело" (1848) своей острой социальной проблематикой обратили на себя внимание властей, напуганных французской революцией 1848. Писатель был выслан в Вятку за "...вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, протрясших уже всю Западную Европу...". В течение восьми лет жил в Вятке, где в 1850 был назначен на должность советника в губернском правлении..


Елизавета

Аполлоновна

жена

Константин

Дочь Елизавета


В 1858 - 1862 служил вице-губернатором в Рязани, затем в Твери.

В 1862 писатель вышел в отставку, переехал в Петербург и по приглашению Некрасова вошел в редакцию журнала "Современник«.

Салтыков взял на себя огромную писательскую и редакторскую работу.


За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить "пестрым людям" 1880-х об утраченных ими словах:

"совесть, отечество, человечество... другие там еще...".

Умер М. Салтыков-Щедрин

Биография Салтыкова- Щедрина Михаила Евграфовича Биография Салтыкова- Щедрина Михаила Евграфовича ()


Отец, Евграф Васильевич Салтыков 2 «Отец был по тогдашнему времени порядочно образован... Вовсе не имел практического смысла и любил разводить на бобах. В семействе нашем царствовала не то чтобы скупость, а какое-то упорное скопидомство». М.Е.Салтыков-Щедрин


Мать, Ольга Михайловна Забелина Мать, Ольга Михайловна Забелина, воспитанием детей не утруждал себя, все её силы были направлены на приобретательство. «Она являлась между нами только тогда, когда, по жалобе гувернанток, ей приходилось карать. Являлась гневная, неумолимая, с закушенною нижнею губою, решительная на руку, злая». М.Е.Салтыков-Щедрин 3




Впечатления о детстве Михаил Евграфович не любил вспоминать о своем детстве, а когда это волей-неволей случалось, воспоминания окрашивались неизменной горечью. Под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Семейная драма осложнилась драмой общественной. 5














Возвращение из ссылки Разрешение о возвращении из ссылки Салтыков получил только после смерти Николая I. В начале января 1856 года он вернулся в Петербург, и уже через несколько месяцев прогрессивная Россия узнала имя «нового» писателя – бесстрашного обличителя самодержавно- крепостнического государства. 12


«История одного города» В «Истории одного города» Щедрин поднялся до правительственных верхов: в центре этого произведения сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти, глуповцев и их градоначальников. М.Е.Салтыков - Щедрин убежден, что бюрократическая власть является следствием «несовершеннолетия», гражданской незрелости народа. 13