Презентация на тему а и куприн. Презентации по Куприну А.И

Мать – Любовь Алексеевна

Из рода татарских
князей
Кулунчановых. У неё
не остаётся средств к
существованию, и
она переезжает с
детьми в Москву,
дочерей помещает в
закрытые заведения,
а сама вместе с сыно
поселяется во
Вдовьем доме

Разумовский пансион

В шесть лет Сашу
отдают в Разумовский
пансион (сиротское
училище), начинается
подготовка к
поступлению в
военную гимназию

1889-1890

Поступает в
Московский
кадетский корпус. О
своей учёбе в
кадетском корпусе
Куприн вспоминал в
повести «Кадеты»:
«воспоминание о
розгах в кадетском
корпусе осталось у
меня на всю жизнь»

Александровское училище

Из Александровского
училища выходит
через 2 года в чине
поручика.

Служба в армии

Служит в 46-ом
пехотном
Днепровском полку,
квартировавшем в
заштатных городках
Подольской
губернии.
В это время созревает
твёрдое убеждение
заниматься
литературой

Начало литературного творчества

В 1893-1894 годах в
петербургском журнале
«Русское богатство»
вышли его повесть
«Впотьмах», рассказы
«Лунной ночью» и
«Дознание». На
армейскую тему у
Куприна несколько
рассказов: «Ночлег»
(1897), «Ночная смена»
(1899), «Поход».

Отставка

В 1894 году выходит в
отставку, имея, по
свидетельству своего
биографа Ф.
Батюшкова, 4 рубля
в кармане.

Странствия по России

В целях приработка
исколесил пол-России,
освоил десятки
профессий:
Изучал зубоврачебное
дело
Открыл свой цирк
Был управляющим
имением
Актёром бродячей
труппы

Основная черта его натуры - страстность

Основная черта его натуры страстность
Страстен в своих
увлечениях, в
житейских
ситуациях, страстно
писал. Но отсюда и
недостаток его
таланта: часто
благодаря своей
страстности не
оттачивал фразу

Главное направление творчества Куприна

«Меня влечёт к
героическим
сюжетам. Нужно
писать не о том, как
люди обнищали духом
и опошлели, а о
торжестве человека, о
силе власти его».

Кумиры Куприна

Пушкин, Толстой, Чехов
В Пушкине ценил чувство
истории. Любимая мысль
из Пушкина:
Когда народы, распри
позабыв,
В единую семью сольются

О Толстом:

Он говорил нам,
недоверчивым и
скупым, о том, что
каждый человек
может быть добрым,
сострадательным,
интересным и
красивым душой».
«Смотрите, как
лучезарно прекрасен
и велик человек!»

Чехов и Куприн

У Чехова Куприн ценил мысль, что будущая
гармоничная культура облагородит человечество.

Раннее творчество

Торжествует
самоотверженное
чувство или
утончённое
влечение к
Прекрасному
«Лолли»
«Олеся»
«Сентиментальный
роман»
«Осенние цветы»

Более позднее творчество

Всё больше
произведений,
передающих
угасание или гибель
гуманных ценностей
в мрачной,
противоречивой
атмосфере
«К славе»
«Погибшая сила»
«Светлая любовь»

Куприн и революция

После захвата власти
большевиками писатель не
принял политику военного
коммунизма и сопряжённый
с ней террор. В 1918 году
ходил к Ленину с
предложением издавать
газету для деревни -
«Земля». Работал в
издательстве «Всемирная
литература», основанном
Горьким. Был арестован, три
дня просидел в тюрьме, был
выпущен и внесён в список
заложников.

Эмиграция

Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с
приходом белых, поступил в
чине поручика в СевероЗападную армию, получил
назначение редактором
армейской газеты «Приневский
край», которую возглавлял
генерал Краснов.
После поражения Северо-Западной
армии эмигрировал за границу.
Семнадцать лет, которые писатель
провёл в Париже, вопреки
мнению советского
литературоведения, были
плодотворным периодом

Возвращение на родину

Главное качество

Везде, даже в ограниченном, заблудшем
человеке, Куприн раскрывал природные,
«вытесненные» порочным миропорядком
возможности. Он смотрит на своего героя со
стороны и изнутри, постоянно переключаясь
с внешних событий на внутреннее состояние
личности.

Гранатовый браслет (1910)

Рассказ автобиографичен:
мать писателя получала
письма от анонимного
влюбленного. Он писал, что
разница в социальном
положении не позволяет ему
рассчитывать на
взаимность.
«…прислал моей матери
гранатовый браслет. Мой
дядя и отец отправились к
нему. Тот обещал не писать
больше и принял браслет.
Этим все и кончилось».

«Гранатовый браслет», 1910 год

Рассказ посвящен одной из главных тем творчества
Куприна – теме любви.
В основе рассказа лежит реальный факт – история
любви скромного чиновника к светской даме – матери
писателя Л. Любимова.
Куприн опоэтизировал частный случай, несколько
изменил финал рассказа, придав ему трагическое
звучание.
В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из
Второй сонаты Бетховена.

Главные герои рассказа

Вера Николаевна Шеина
Г.С. Желтков
Жена предводителя дворянства, «холодная и свы-сока
любезная», «с холо-ным и
гордым лицом»; деликатная и
самоотвер-женная, она изо
всех сил помогает мужу
сводить концы с концами,
«хотя жить приходилось
выше средств».
Бедный телеграфист,
«маленький человек» со
смешной фамилией, тихий,
незаметный, НО
Силой своей любви он
встает выше мелочной суеты,
любовь возвысила его:
«Меня не интересует в
жизни НИЧТО»

Cлайд 1

Cлайд 2

По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни. О.Н.Михайлов (критик, литературовед)

Cлайд 3

Детство 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье. Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год. Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.

Cлайд 4

Годы взросления 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома. 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания. 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души. 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.

Cлайд 5

Военная тема в творчестве Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях: «На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание», «Поединок»

Cлайд 6

Начало творческого пути Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют») 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии. Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.

Cлайд 7

Разочарование в службе В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.

Cлайд 8

От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение. Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.

Cлайд 9

Cлайд 10

1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое». 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады». Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко

Cлайд 11

Слайд 1

Для учащихся 3-4 классов
Александр Иванович Куприн (1870-1938)

Слайд 2

Прочитать рассказы А. И. Куприна Отвечать на вопросы; Уметь находить ответы в тексте; формировать навыки выразительного чтения; Учиться анализировать художественный текст, Обогащать словарный запас детей; Воспитывать культуру чтения, общения, поведения; Развивать творческие способности.
Цель - знакомство с основными событиями жизни А. И. Куприна, его творчеством для детей.
Задачи

Слайд 3

Детство писателя
А. И. Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в городке Наровчате Пензенской губернии в семье мелкого чиновника.
Мать Любовь Алексеевна из древнего рода разорившихся татарских князей Куланчаковых обладала сильным непреклонным характером, высоким благородством.
Отец будущего писателя умер, когда мальчику шёл второй год. Семья осталась без средств, и мать Куприна вынуждена была поселиться в московском Вдовьем доме.

Слайд 4

1880 – 1888 Вторая Московская военная гимназия
Детство писателя
1876 – 1880 Московский Разумовский пансион
Саша много читал, умел придумывать истории. Первое своё творение – стихотворение, Александр сочинил в возрасте семи лет.
Куприн мечтал стать отважным офицером, совершить подвиги и заслужить боевые ордена.

Слайд 5

1888 – 1890 Третье Александровское юнкерское училище в Москве.
Программа училища была довольно насыщенной. Юнкера изучали военную топографию, артиллерийское и военно-административное дело; математику, химию, физику, черчение, историю; русский, французский и немецкий язык. Курс русского языка включал знакомство с произведениями лучших писателей
Юность писателя

Слайд 6

Разочарование в службе
В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. В 1894 г. – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.

Слайд 7

В 1914 г. был призван в армию в чине поручика.

Умер А. И. Куприн 25 августа 1938 года в городе Ленинграде.
В 1919 г. покидает Россию и уезжает с семьёй во Францию.
Весной 1937 года писатель с семьёй вернулся на родину.

Слайд 8

Слайд 9

"Ба"
«Барбос и Жулька» «Завирайка» «Бальт» «В зверинце» «Воробей» «Волшебный ковёр» «Детский сад» «Куст сирени» «Ральф» «Слон» «Храбрые беглецы»

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Литературоведческий анализ
Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ? Менялись ли они? Почему девочка заболела? Как родители обращаются к дочке? О чём говорят эти обращения?

Слайд 13

Характеристика героев
Как мама относится к дочке? Какая она мама? Как характеризует отца его поступок? Каким вам представляется хозяин зверинца? Как его поступок характеризует его как человека? Какие чувства испытала Надя, когда увидела живого слона? Действительно ли слон мог исцелить девочку? Кто на самом деле вылечил девочку?

Слайд 14

Слайд 15

Объясни значение
Слона-то и не приметить. Слон в посудной лавке. Делать из мухи слона. Как слон.


  • Биография
  • Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область ) в семье чиновника, потомственного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834-1871), умершего через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (1838-1910), урождённая Кулунчакова , происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву , где прошло детство и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус .
  • В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище . Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».


  • В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк , стоявший в Подольской губернии (в Проскурове ). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.
  • В 1893-1894 годах в петербургском журнале « Русское богатство » вышли его повесть « Впотьмах », рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход»

В 1894 году поручик Куприн вышел в отставку и переехал в Киев , не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.


  • В 1890-е годы опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести « Олеся » и «Кэт» («Прапорщик армейский»), в 1901 году - рассказ «Оборотень».
  • В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным , А. П. Чеховым и М. Горьким . В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём « Журнала для всех ». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение - повесть « Поединок », имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905). В 1906 году был кандидатом в депутаты Государственной думы I созыва от Санкт-Петербургской губернии


Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907-1911), рассказы о животных, рассказы « Суламифь » (1908), «Гранатовый браслет» (1911), фантастическая повесть «Жидкое солнце» (1912). Его проза стала заметным явлением русской литературы. В 1911 году со своей семьёй поселился в Гатчине . После начала Первой мировой войны открыл в своём доме военный госпиталь и агитировал в газетах граждан брать военные займы . В ноябре 1914 года был мобилизован в армию и направлен в Финляндию командиром пехотной роты. Демобилизован в июле 1915 года по состоянию здоровья.


  • В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма» , в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм. Издательство Нуравкина, выпустившее в немецком издании «Яму» Куприна, привлечено прокуратурой к ответственности «за распространение порнографических изданий».
  • Отречение Николая II встретил в Гельсингфорсе , где проходил лечение, и воспринял его с энтузиазмом. После возвращения в Гатчину, был редактором газет «Свободная Россия», «Вольность», « Петроградский листок », симпатизировал эсерам . После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор . В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни - «Земля». Работал в издательстве « Всемирная литература », основанном М. Горьким. В это время сделал перевод « Дон Карлос » Ф. Шиллера . Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников .

16 октября 1919 года, с приходом в Гатчину белых , поступил в чине поручика в Северо-Западную армию , получил назначение редактором армейской газеты « Приневский край» , которую возглавлял генерал П . Н. Краснов ] . После поражения Северо-Западной армии отправился в Ревель , а оттуда в декабре 1919 года в Хельсинки , где пробыл до июля 1920 года, после чего отправился в Париж. Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже , вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.


  • Согласно версии советского литературоведения, чуть ли не насильно мобилизованный белыми и оказавшийся в эмиграции по недоразумению Куприн не написал за границей ничего стоящего.На самом деле освобождённый от военной службы по состоянию здоровья пятидесятилетний Куприн пошёл в белую армию добровольцем, об офицерах Северо-Западной армии он писал: «В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств. В этой армии нельзя было услышать про офицера таких определений, как храбрый, смелый, отважный, геройский и так далее. Было два определения: „хороший офицер“ или, изредка, - „да, если в руках“». Видя в борьбе с большевиками свой долг, он гордился службой в этой армии, смог бы - пошёл бы в строй, на позиции. Как дорогую реликвию в эмиграции он хранил полевые погоны поручика и трёхцветный угол на рукав, сшитый Елизаветой Морицевной. После поражения, уже побывавший в тюрьме и в заложниках, он спасал себя и свою семью от террора. Диктатуру как форму власти писатель не принял, Советскую Россию называл Совдепией.
  • В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, - говорил Куприн, - чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера“ - это моё завещание русской молодёжи»

  • Произведения: » Allez !

» Анафема

  • » Белый пудель
  • » Блондель
  • » В цирке
  • » Гамбринус
  • » Гранатовый браслет
  • » Дознание
  • » Изумруд
  • » Колесо времени
  • » Конокрады
  • » Куст сирени
  • » Ленин. Моментальная фотография
  • » Леночка
  • » Листригоны
  • » Мирное житие
  • » Ночлег
  • » Ночная смена
  • » Олеся
  • » Ольга Сур
  • » Пиратка
  • » Поединок
  • » Последний из буржуев
  • » Поход
  • » Разные произведения (Том 4 ПСС)
  • » Ральф
  • » Река жизни
  • » Сапсан
  • » Святая ложь
  • » Синяя звезда
  • » Слон
  • » Соловей
  • » Тапер
  • » Телеграфист
  • » Тихий ужас
  • » Чудесный доктор
  • » Штабс-капитан Рыбников
  • » Ю-ю
  • » Яма



Любовь Куприна к человечеству проступает ясным подтекстом почти во всех его повестях и рассказах, несмотря на разнообразие их тем и сюжетов. Прямо, в открытую, Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым своим рассказом он призывает к человечности. Он всюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния внутреннего совершенства и дать ему счастье. Увиденное и пережитое им изображалось с глубоким проникновением в психологию человека, с умением разжать скрытые пружины поступков и действий людей. Но сильнее всего его дарование проявилось не в описании действий, а в характеристиках, описаниях ситуаций. В связи с этим необходимо пополнять свои знания в области литературы каждому образованному человеку, в том числе и будущим медицинским работникам. А также требуется формировать бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Биография и творчество Куприна"»

ГАПОУ НСО

«Барабинский медицинский колледж»

Куприн Александр Иванович 1870-1938

Подготовила преподаватель: Хританкова Н.Ю.



Любовь Алексеевна Куприна

Иван Иванович Куприн



Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, - рассказ "Последний дебют" (1889).



Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена"(1899), "Поход".



В 1890-е публикует очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский").


В петербургских журналах появляются рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 выходит наиболее значительное его произведение - повесть "Поединок", имевшая большой успех.



Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 - 1911), рассказы о животных, рассказы "Суламифь", "Гранатовый браслет" (1911).


Куприн приходит к Ленину в 1918 с предложением издавать газету для деревни - "Земля". Одно время работает в издательстве "Всемирная литература", основанном Горьким.


После Октябрьской революции писатель не приемлет политику военного коммунизма, "красный террор", он испытывает страх за судьбу русской культуры. Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрирует за границу.







Использованные источники

1. Костер.ру / Биография Куприна // Режим доступа: http://www.kostyor.ru/biography/?n=51

2. Яндекс. картинки / Куприн // Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text