Проблема милосердия всепрощения в романе мастер и маргарита. Как соотносятся в романе М.А


Как определить, что справедливо, а что нет, если у каждого человека свои представления о хорошем и плохом, верном и неверном, честном и бесчестном? Всякий считает, что уж он-то точно заслуживает высшей справедливости, включающей признание всех заслуг, всемирную славу, несметное богатство и мучительную смерть для всех врагов. Но отдельно взятый человек не способен установить справедливость – все его оценки будут субъективны, а для справедливого решения необходима определенная доля отстраненности.

Кто же обладает нужной долей отстраненности, кто может выступать в роли судьи Соломона? Не простой человек уж точно – считает Булгаков. Его скептицизм по отношению к возможности человека справедливо решить чью-то (даже свою) судьбу прослеживается в самом начале романа. Воланд, разговаривая с Берлиозом и Бездомным на Патриарших прудах, говорит следующее: «А бывает и еще хуже: только что человек соберется съездить в Кисловодск, пустяковое, казалось бы, дело, но и этого совершить не может, потому что неизвестно почему вдруг возьмет - поскользнется и попадет под трамвай!».

Его иронический тон подчеркивает, что это просто смешно – полагать, что справедливость в руках человека. Он для этого слишком мелкая сошка, которая живет меньше века и не может заглядывать далеко вперед, действую сообразно грядущим историческим процессам.

Вся жизнь обыкновенного человека – бестолковое хождение по замкнутому кругу «дом – работа – театр – ресторан – дом». Ярким примером таких людей могут служить члены МАССОЛИТа. Писатели и поэты, выразители надежд и чаяний эпохи, люди, по определению тонко чувствующие и понимающие жизнь, гоняются за путевками на отдых, квартирами, премиями, пишут только то, что точно опубликуют и не встают из-за стола в ресторане Дома Грибоедова. Доверили бы вы таким людям управление справедливостью? Сомнительно.

Один писатель из всех упомянутых в романе отличается от остальных. Это, конечно, Мастер. Его, однако, нельзя назвать обыкновенным человеком – хотя бы потому, что он сам себя признает сумасшедшим. А сумасшедшие, как известно, видят жизнь совершенно под другим углом – возможно, под тем самым, под каким становится видна справедливость.

Если развивать эту мысль, отклонение от нормы дает больше возможностей для действительной справедливости. Развитие событий в романе дает понять, что того же мнения придерживался и Булгаков: достаточно обратить внимание на судьбу Маргариты. До встречи с Мастером она жила с человеком, которого не любила, и вовсе не собиралась уходить. Справедливо ли это по отношению к ней самой, к мужу, к возможным детям, которые родились бы без любви? Нет. Гораздо больше справедливых поступков Маргарита совершила, став ведьмой: например, помогла Фриде.

Кто же открыл Маргарите глаза на то, что справедливо, а что нет? Безусловно, Воланд. Вот он – носитель высшей справедливости в романе. Именно к нему обращается Левий Матвей с просьбой дать Мастеру «покой», замечая, что света он не заслужил. Назвать его обыкновенным человеком не повернется язык: обыватели не завтракают с Кантом и не ходят в сопровождении говорящих котов. Воланд – кульминация необыкновенности.

Таким образом, Булгаков высказывает очень интересную и нетипичную точку зрения по вопросу справедливости: она принадлежит не простым людям, а исключительно избранным. Впрочем, подобные взгляды для поддерживавшего монархистов Булгакова не так уж необычны, он всецело разделял идею о преимуществах неограниченной власти монарха и метафорически высказал ее в своем романе.

Обновлено: 2018-03-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

К процессу изучения романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы?

Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте "Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый найдет в общей работе "свою нишу", почувствует свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видео- и аудиоэффекты, красочные буклеты, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.

Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.

Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: "Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?" Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы: "Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата", "Цель визита Воланда в Москву", "Кто несет слово истины в романе?", "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит..."

Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.

1 группа. Вопрос: "Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?"

Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.

Задачи: сравнить образы данных героев: выяснить, кто из них духовно сильнее: проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.

Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.

План исследования:

1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.

2. Столкновение двух миров.

3. Сила убеждения Иешуа.

4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.

5. Позднее раскаяние.

6. Победа справедливости и милосердия.

2 группа. Вопрос: "Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? "

Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.

Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.

Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.

План исследования:

1. Воланд и его свита.

2. Кого и за что наказывает Воланд?

3. Какова цель "ужасных опытов" в "Варьете"?

4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?

5. Функция Князя Тьмы в романе.

3 группа. Вопрос: "Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником Мастера? "

Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.

Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.

Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.

План исследования:

1. Что такое истина?

2. Судьба Мастера.

3. Достоин ли Мастер Иешуа?

4. Эволюция образа Ивана Бездомного.

5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?

4 группа. Вопрос: "Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?"

Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.

Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.

Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.

План исследования:

1. История любви Мастера и Маргариты.

2. Мотив соблазна.

3. Маргарита в борьбе за свою любовь.

4. Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.

5. В чем смысл сцены прощения Фриды?

Таким образом план исследования - 1 этап.

2 этап - обсуждение, предложения, координация действий группы.

3 этап - ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.

4 этап - вывод, итоги исследования:

1 группа. "Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил "свет". Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".

2 группа. "Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам".

3 группа. "Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности.

4 группа. "Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо".

5 этап - подготовка макета презентации и буклета.

6 этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции. (Домашнее задание. 1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта. 2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.

Сочинение по произведению на тему: Тема добра и милосердия в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Напмсаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М. Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...

Вот цитата из дневника Г. Доброва, приведу ее полностью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражает. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души.

Что же у Булгакова в этой главе дальше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор."

Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый профессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом?

Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие".

bulgakov/master_i_margarita_30/

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

В.М.Васнецов «Витязь на распутье». «Кто поедет от столба сего прямо, будет голоден и холоден; кто поедет в правую сторону, будет здрав и жив, а конь мертв; а кто поедет в левую сторону, сам будет убит, а конь жив».

2 слайд

Описание слайда:

Проблемы милосердия, всепрощения и справедливости в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учитель русского языка и литературы МБОУ «Цнинская СОШ №1» Зотова Татьяна Николаевна

3 слайд

Описание слайда:

Эпиграфы Как великолепен человек, если это человек настоящий! Менандр Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. В.О.Ключевский

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Цели урока Определить, как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость; проверить знание содержания романа; уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

6 слайд

Описание слайда:

Задачи урока помочь учащимся определить свою точку зрения на общечеловеческие ценности, понять, что только от самого человека зависит нравственный выбор; . совершенствовать навыки составления письменного высказывания. отрабатывать навыки самостоятельной работы с текстами художественных произведений.

7 слайд

Описание слайда:

Тяжкое бремя выбора… «Я прошу Советское правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор. И что всю мою продукцию я отдал советской сцене… Я прошу принять во внимание, что невозможность писать равноценна для меня погребению заживо». (Из письма Булгакова Советскому Правительству)

8 слайд

Описание слайда:

Главный роман в творчестве Булгакова Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» обращен к читателю образованному, посвященному в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей еретических движений. Такой читатель – прежде всего исследователь творчества писателя. Карпов И.П. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» в православном прочтении. М.: «Московский лицей», 2001 г.

9 слайд

Описание слайда:

Никогда не разговаривайте с неизвестными …так кто ж ты, наконец? Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. Фауст.

10 слайд

Описание слайда:

Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость? По академическому толковому словарю: Всепрощение – полное прощение всего и всех. Милосердие – готовность оказать помощь, проявить снисхождение из сострадания, человеколюбия. А также сама помощь, снисхождение, вызванные такими чувствами. Справедливость – от прилаг. «справедливый». т.е.действующий беспристрастно, в соответствии с истиной; -соответствие человеческих отношений, законов, порядков морально-этическим, правовым и т.п. нормам, требованиям.

11 слайд

Описание слайда:

Работа в группах 1 группа – «Что проповедует Иешуа Га-Ноцри? Справедливостью или всепрощением должно руководствоваться человечество?» 2 группа – « Какова роль Воланда в романе?» 3 группа – «Как борется Маргарита за свою любовь?» 4 группа – «Сохраняется ли, по-вашему, в мире равновесие между милосердием и справедливостью?»

12 слайд

Описание слайда:

Индивидуальные задания «Какова, по-вашему, стержневая идея романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»? Сравните варианты суперобложек нескольких изданий романа «Мастер и Маргарита». Какая из них наиболее полно отражает стержневую идею романа? Предложите свой вариант суперобложки.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Что есть истина? У литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлениса есть картина, которая называется «Истина». На фоне лица человека - горящая свеча и летящий на пламя мотылек. Он погибнет, но не может не лететь на свет! Так и Иешуа Га-Ноцри. Знает, чем грозит ему желание говорить только правду (да и просто неумение лгать!), но иначе никогда себя не поведет. И наоборот, стоит струсить только один раз, как Понтий Пилат, и совесть не даст тебе покоя.

15 слайд

Описание слайда:

В. Лакшин о Маргарите: «Маргарита в романе оказалась плохой христианкой, так как мстила за зло, хотя и очень импульсивно, по-женски, побив стекла щеткой и разгромив квартиру критика. Ей не чужда та мудрость, что если прощать всякое зло, то нечем будет платить за добро. И все же милосердие для Булгакова выше отмщения. Маргарита громит квартиру Латунского, но отвергает предложение Воланда его уничтожить. И точно так же Левий Матвей, с его фанатизмом верного ученика, готов убить Пилата, а Иешуа прощает его. Первая ступень истины - справедливость, высшая - милосердие».

16 слайд

Описание слайда:

Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 1. В чем проявляется своеобразие композиции романа? а) кольцевая композиция б) хронологический порядок развития событий в) параллельное развитие трех сюжетных линий г) параллельное развитие двух сюжетных линий 2. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? а) соответствие библейскому сюжету б) автор стремился противопоставить характер Иешуа библейскому образу в) автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную иерархическому миру г) автор стремится показать Иешуа бедняком 3. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся овый храм Истины». В чем смысл этого изречения? а) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый храм б) речь идет не о вере, а об истине в) автор передает общий смысл библейской легенды 4. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость? а) трусость ведет к предательству б) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла в) трусость – малодушие, недостаток душевной силы 5. Как решен в романе образ Левия Матвея? а) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им б) Левий Матвей верит фанатично, не понял основной идеи учителя в) Левий Матвей не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога г) автор воссоздает образ евангельского Матфея

17 слайд

Описание слайда:

Тест по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (продолжение) 6. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»? а) в основу положены принципы двойничества б) персонажи объединены общей идеей произведения в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира г) система образов построена по принципу антитезы 7. Какой из «миров» романа наиболее населен? а) библейский б) потусторонний в) московский 8. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»? а) Азазелло в) Варенуха б) Коровьев г) Бездомный 9. В ходе встречи Берлиоза и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое. а) историческое в) объяснение устройства вселенной б) теологическое г) «от противного» 10. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия. а) обед Н.И.Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо посыпанная зеленым луком» б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра» в) завтрак Степана 3) «водка в пузатом графинчике, паюсная икра в вазочке, Лиходеева белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате»

Сейчас, наверное, как никогда много, говорят о добре и милосердии, меня остро задела статья Ксении Беловой в "Независимой газете" (15 февраля 1995г.) "Месяц - в Освенциме, месяц - в Майданеке", посвященная художнику Геннадию Доброву и его персональной выставке. "Листы скорби" - так назвал новую серию своих работ Геннадий Добров. Написаны они на основе впечатлений, полученных от поездок художника в бывшие концлагеря - Штутгоф, Освенцим, Майданек. Его выставка - реквием прошлому и настоящему. Поражают его слова: "Я давно думаю об отношениях между людьми, об отношениях между нациями, между государствами. Можно горячо любить свою семью, своих близких и ненавидеть соседей. Можно гордиться своей нацией и презирать другую. Но существует и иная степень любви, высшая, - это любовь ко всем людям, ко всему человечеству." Простые эти истины художник особенно ощутил там, где человеческая боль и страдания предельно сконцентрированы.

Я прочитал статью о Доброве после прочтения и "Мастера и Маргариты" М.Булгакова. Меня поразило, что люди в разное время (Михаил Булгаков умер в 1940-ом, а Геннадий Добров родился в 1937-ом), говорят об одном. - О любви, о добре, о милосердии человеческом...

Вот цитата из дневника Г.Доброва, приведу ее полнстью: "Я предчувствовал, что концлагеря должны как-то быть связаны с моим детством. В Омске я жил рядом с двумя корпусами сумасшедшего дома и часто, набирая воду из колодца, наблюдал за стриженными и неопрятными женщинами за решетками в окнах этого дома, от которого всегда несло вонью. Я запомнил этих несчастных, они были с синими кругами под глазами и часто в крови. То же самое я прочитал сегодня в архиве Бжезински в воспоминаниях санитарки. После освобождения она первые дни ухаживала за оставшимися в бараках женщинами. То, что она описывает, обстановка в точности совпадает с тем, что я видел в Омске в 1946-49 годах. Да и позже тоже, когда приезжал из Москвы на каникулы".

У Михаила Булгакова в "Мастере и Маргарите" печальный дом и его обитатели выглядят совсем иначе, чем у Доброва. Достаточно вспомнить пробуждение писателя Ивана Николаевича Бездомного в сумасшедшем доме. Что он увидел вокруг? - "Комнату с белыми стенами, с удивительным ночным столиком из какого-то светлого металла и с белой шторой, за которой чувствовалось солнце", а сам он лежал "в чистейшей, мягкой и удобной пружиной кровати." От всего веет покоем и добротой, чувствуется много воздуха и свежести. Больше всего героя, да и нас, читателей, поражает кнопка звонка около кровати "больного" и происходящее после ее нажатия: "загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: "Пить". Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: "Няня". Надпись "Няня" сменилась надписью "Вызовите доктора". Иван Николаевич нажимает кнопку на слове "Фельдшерица", и "в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану: "Доброе утро".

Почему-то эта сцена поражает, хотя ничего сверхъестественного не происходит. Милосердие! - Вот что поражет. Михаил Булгаков, доктор по образованию, поскитавшись по земским, отдаленным от цивилизации, больничкам, насмотревшись человеческих бед и мытарств, думаю, воплотил в романе в главе "Поединок между профессором и поэтом" Свою мечту о том, в каких условиях должны содержаться больные, даже душевнобольные. - Ведь люди все перед Богом и болезнью - равны! Добро и милосердие, только они исправят, выпрямят кривой мир, искривленное сознание, искривленные души. Что же у Булгакова в этой главе далше? - "Женщина, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу - веселый сосновый бор." Эти потоки солнечного света, сосновый бор - не просто сосновый бор, а "веселый сосновый бор", - гимн жизни, красоте добру.

Пожалуйте ванну брать, - пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутрення стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная". Даже кран ванной - не просто кран, а "сияющий кран". А чего стоит предложение: "Что желаете надеть - халатик или пижамку?" А вежливо-внимательный и участливый прфессор с его свитой?! А завтрак, состоящий из чашки кофе, двух яиц всмятку и белого хлеба с маслом?! А простые слова профессора, полные милосердия: "Вам здесь помогут, а без этого у вас ничего не выйдет. Вы меня слышите? Вам здесь помогут... вам здесь помогут."

Сразу невольно вспоминаются строки из дневника художника Геннадия Доброва и его "Листы скорби".

Добро и милосердие - они вечны, неразлучны. Пока живут люди, они будут жить с нами. Вспомните, кого просила пощадить Маргарита на шабаше, устроенном Воландом? - Фриду, погубившую своего ребенка и горько раскаявшуюся!

Иешуа, по прозвищу Га-Ноцри, несет любовь ко всем людям, он их так и называет - даже своих врагов - "люди добрые" .

И не есть ли истина жизни по-булгаковски - "Любовь, Добро, Милосердие"?

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochok.by.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.