Роберт энтони плант биография. Роберт энтони плант - золотая фортуна бизнес бук

Настоящее время

Страна

Великобритания

Профессии Коллективы Лейблы Награды www.robertplant.com

Биография

Роберт Энтони Плант родился и вырос в Хэльсоуне (районе Бирмингема, граничащего с сельской местностью Вустершира и Шропшира), учился в школе Короля Эдуарда Шестого (англ. King Edward"s School ) в Стоурбридже . Отец хотел, чтобы мальчик занялся бухгалтерским делом , но тот, рано увлекшись блюзом Роберта Джонсона и Сонни Боя Уильямсона, решил посвятить себя музыке. Знакомясь с бирмингемской музыкальной средой, он стал стремительно впитывать новые для себя влияния: джаз , соул , ритмы Вест-Индии . В числе любимых групп его юности были Love , Buffalo Springfield и Moby Grape .

Первое выступление Планта на сцене состоялось в стоурбриджском клубе Seven Stars Blues Club . К этому времени он пел в нескольких составах, включая и Crawling King Snakes: именно здесь он впервые познакомился с Джоном Бонэмом . В 1966 году, выступая с группой Listen, Плант впервые привлек к себе внимание представителей CBS Records , подписал с компанией контракт и даже записал для нее три сингла, впрочем, успеха не имевших.

Гораздо более перспективным для Планта мог бы оказаться переход в бирмингемский ансамбль Band of Joy. Состав последнего постоянно менялся, но наиболее интересным считается тот, в котором играли Джон Бонэм и гитарист Кевин Гаммонд (англ. Kevyn Gammond ). Группа завоевала популярность не только в местных, но и в лондонских клубах, однако контракта получить не смогла и, оставив после себя лишь несколько демо-пленок, распалась летом 1968 года.

Роберт некоторое время сотрудничал с блюзменом Алексисом Корнером , параллельно выступая с другой местной группой Obs-Tweedle (где играл Билл Бонэм, двоюродный брат Джона), но, вопреки всем стараниям, собственные перспективы считал безнадежными. «Помог» распад The Yardbirds , лондонской группы, ставшей знаменитой благодаря гитарному трио: Клэптон -Бек -Пейдж . Менеджер Питер Грант пригласил к участию в возрожденном составе басиста Криса Дреджу (англ. Chris Dreja ), но тот вскоре ушел, решив стать профессиональным фотографом, и Пэйдж, один из самых активных сейшн-музыкантов 60-х годов, без труда нашел замену в лице Джона Пола Джонса , к тому времени уже опытного аранжировщика и инструменталиста, обладавшего ценной способностью играть на басу и клавишных одновременно.

В поисках вокалиста Питер Грант и Джимми Пэйдж поначалу остановили свой выбор на Терри Риде , но тот, уже связанный контрактом (обязывавшим его в течение трех лет гастролировать «разогревщиком» при Rolling Stones), порекомендовал Роберта Планта. Выступление последнего в составе Obs-Tweedle на концерте в уолсоллском Образовательном колледже произвело на Гранта и Пейджа сильное впечатление. Более того, у гитариста с новым вокалистом тут же установились дружеские отношения. Плант в свою очередь предложил на место ударника Джона Бонэма и таким образом в скандинавское турне новый состав уже отправился под названием The New Yardbirds . Вскоре после его окончания группа превратилась в Led Zeppelin и 25 октября 1968 года дала свой первый концерт.

Именно Роберт Плант выбрал для работы над третьим альбомом валлийский коттедж Bron Yr Aur , где отдыхал в далеком детстве. Пластинка, с недоумением встреченная многими критиками, ожидавшими от группы утяжеления звука, была и остается одной из любимых для её вокалиста: он с самого начала считал, что LZ должны усложнять аранжировки, использовать больше акустики и отдалиться от лагеря хэви метал, к которому многие ее приписали.

Авторской вершиной Планта считается Led Zeppelin IV и «Stairway To Heaven » - композиция с загадочным текстом, насыщенным мистическими и экзистенциальными намеками и образами. (Многие, впрочем, считают лучшими два других его текста: «Kashmir» и «Achilles Last Stand»). Вопреки сложившемуся в начале 1970-х годов мнению, что за всё мистическое в творчестве Led Zeppelin «отвечает» Джимми Пэйдж (которому приписывалось и увлечение чёрной магией), в действительности всё это - поэтические импровизации вокалиста группы. В текстах «No Quarter» и «Immigrant Song» Плант отдал дань своему увлечению скандинавским фольклором. К мистицизму в более широком смысле имеет отношение «The Rain Song» (где упоминаются языческие ритуалы).

Страсть к познанию экзотических музыкальных культур подсказала Планту начать исследование музыки Севера Африки: впервые это проявилось в «Kashmir» позже - в совместном с Пэйджем альбоме No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded " (1994) и сольных альбомах (в частности, «Dreamland»).

На концертах Led Zeppelin Плант нередко пускался в импровизации, выдавая совершенно новые строки и даже четверостишия. Столь же необычным был его талант голосом копировать ходы гитариста («How Many More Times », «Dazed and Confused », «You Shook Me », «Nobody"s Fault But Mine», «Sick Again»). При этом вокалист группы всегда вёл себя на сцене лёгко и непринужденно, вступая с аудиторией в шутливые беседы - такой стиль сценической клоунады вскоре стали называть «плантациями» («plantations»). Все это выглядело особенно необычно в сочетании с некоторой склонностью Роберта Планта к нарциссизму и грандиозным имиджем «рок-божества» (каковым он и сам себя иногда иронически называл). В 1975 году, Плант с балкона «Континентал Хайатт Хаус» в Лос-Анджелесе провозгласил: «Я - златокудрый Бог!» (этот эпизод позже отразил Камерон Кроу в своем фильме «Почти знаменит » («Almost Famous»).

После Led Zeppelin

Сольная карьера Роберта Планта началась с альбома Pictures at Eleven (1982), в котором, стилистически продолжая цеппелиновские традиции, автор использовал нескольких выдающихся барабанщиков (Фил Коллинз , Бэрримор Барлоу, Кози Пауэлл , Ричи Хэйуорд). Сотрудничество с Коллинзом продолжилось и во втором альбоме The Principle of Moments , но стиль его здесь смягчился, примером чему могут служить «Big Log» и «In the Mood» (1984). В числе других известных вещей Планта того периода - «Little by Little» (1985), «Tall Cool One» (1988) и «I Believe» (1993), посвящение сыну Караку, умершему в 1977 году .

В 1984 году Плант (реализовав давнюю любовь к творчеству Элвиса) образовал The Honeydrippers , пригласив к участию Джимми Пэйджа и Джеффа Бека. Эта супергруппа распалась, выпустив два сингла: «Sea of Love» (#3) и «Rockin" at Midnight». В то время певец не включал в свой концертный репертуар вещи Led Zeppelin, не желая остаться в истории всего лишь «бывшим вокалистом».

Следующий альбом Shaken "N" Stirred (1985) ознаменовал неожиданный для многих поворот к нововолновому звучанию, основными компонентами которого стали «декоративные» клавишные Джезза Вудроффа, гитарные вариации Робби Бланта и электронные ударные Хэйуорда. Результатом сотрудничества с автором песен и клавишником Филом Джонстоном явились три следующих альбома: Now and Zen , Manic Nirvana , Fate of Nations . Именно Джонстон уговорил Планта снова начать исполнять на сцене песни Led Zeppelin.

В 2002 году с новым составом Strange Sensation певец выпустил альбом Dreamland , составленный в основном из блюз- и фолк-кавер-версий и высоко оцененный критикой. Во втором альбоме Mighty Rearranger (2005), напротив, был использован только оригинальный материал. Обе пластинки получили в общей сложности 4 номинации «Грэмми ».

В октябре 2006 года вышел DVD «Soundstage: Robert Plant and the Strange Sensation», за которым месяц спустя последовал сборник Nine Lives - полная антология его сольного творчества, а ещё год спустя Плант впервые за много лет вернулся на первое место в Billboard Top 200 с диском Raising Sand , записанным в дуэте с кантри-исполнительницей Элисон Краусс . Альбом разошелся трёхмиллионным тиражом во всём мире; 700 тысяч было продано в Великобритании .

Дополнительные факты

Сольная дискография

Примечания

Ссылки

Биография

Роберт Энтони Плант родился и вырос в Хэльсоуне (районе Бирмингема, граничащего с сельской местностью Вустершира и Шропшира), учился в школе Короля Эдуарда Шестого (англ. King Edward"s School ) в Стоурбридже . Отец хотел, чтобы мальчик занялся бухгалтерским делом , но тот, рано увлекшись блюзом Роберта Джонсона и Сонни Боя Уильямсона , решил посвятить себя музыке. Знакомясь с бирмингемской музыкальной средой, он стал стремительно впитывать новые для себя влияния: джаз , соул , ритмы Вест-Индии . В числе любимых групп его юности были Love , Buffalo Springfield и Moby Grape .

Первое выступление Планта на сцене состоялось в стоурбриджском клубе Seven Stars Blues Club . К этому времени он пел в нескольких составах, включая и Crawling King Snakes: именно здесь он впервые познакомился с Джоном Бонэмом . В 1966 году, выступая с группой Listen, Плант впервые привлек к себе внимание представителей CBS Records , подписал с компанией контракт и даже записал для неё три сингла, впрочем, успеха не имевших.

Гораздо более перспективным для Планта мог бы оказаться переход в бирмингемский ансамбль Band of Joy. Состав последнего постоянно менялся, но наиболее интересным считается тот, в котором играли Джон Бонэм и гитарист Кевин Гаммонд (англ. Kevyn Gammond ). Группа завоевала популярность не только в местных, но и в лондонских клубах, однако контракта получить не смогла и, оставив после себя лишь несколько демо-пленок, распалась летом 1968 года.

Роберт некоторое время сотрудничал с блюзменом Алексисом Корнером , параллельно выступая с другой местной группой Obs-Tweedle (где играл Билл Бонэм, двоюродный брат Джона), но, вопреки всем стараниям, собственные перспективы считал безнадежными. «Помог» распад The Yardbirds , лондонской группы, ставшей знаменитой благодаря гитарному трио: Клэптон -Бек -Пейдж . Менеджер Питер Грант пригласил к участию в возрожденном составе басиста Криса Дрэя (англ. Chris Dreja ), но тот вскоре ушёл, решив стать профессиональным фотографом, и Пэйдж, один из самых активных сейшн-музыкантов 60-х годов, без труда нашёл замену в лице Джона Пола Джонса , к тому времени уже опытного аранжировщика и инструменталиста, обладавшего ценной способностью играть на басу и клавишных одновременно.

В поисках вокалиста Питер Грант и Джимми Пэйдж поначалу остановили свой выбор на Терри Риде , но тот, уже связанный контрактом (обязывавшим его в течение трех лет гастролировать «разогревщиком» при Rolling Stones), порекомендовал Роберта Планта. Выступление последнего в составе Obs-Tweedle на концерте в уолсоллском Образовательном колледже произвело на Гранта и Пейджа сильное впечатление. Более того, у гитариста с новым вокалистом тут же установились дружеские отношения. Плант в свою очередь предложил на место ударника Джона Бонэма и таким образом в скандинавское турне новый состав уже отправился под названием The New Yardbirds . Вскоре после его окончания группа превратилась в Led Zeppelin и 25 октября 1968 года дала свой первый концерт.

Видео по теме

Годы в Led Zeppelin

Плант во времена Led Zeppelin

Именно Роберт Плант выбрал для работы над третьим альбомом валлийский коттедж Bron Yr Aur , где отдыхал в далеком детстве. Пластинка, с недоумением встреченная многими критиками, ожидавшими от группы утяжеления звука, была и остается одной из любимых для её вокалиста: он с самого начала считал, что LZ должны усложнять аранжировки, использовать больше акустики и отдалиться от лагеря хэви метал, к которому многие её приписали.

Авторской вершиной Планта считается [кем? ] Led Zeppelin IV и «Stairway To Heaven » - композиция с загадочным текстом, насыщенным мистическими и экзистенциальными намеками и образами [ ] . (Другие [кто? ] считают лучшими два других его текста: «Kashmir » и «Achilles Last Stand» [ ] .) Вопреки сложившемуся в начале 1970-х годов мнению, что за всё мистическое в творчестве Led Zeppelin «отвечает» Джимми Пэйдж (которому приписывалось и увлечение чёрной магией), в действительности всё это - поэтические импровизации вокалиста группы. В текстах «No Quarter» и «Immigrant Song» Плант отдал дань своему увлечению скандинавским фольклором. К мистицизму в более широком смысле имеет отношение «The Rain Song» (где упоминаются языческие ритуалы).

Страсть к познанию экзотических музыкальных культур подсказала Планту начать исследование индийской музыки: впервые это проявилось в «Kashmir» позже - в совместном с Пэйджем альбоме No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded (1994) и сольных альбомах (в частности, «Dreamland»).

На концертах Led Zeppelin Плант нередко пускался в импровизации, выдавая совершенно новые строки и даже четверостишия. Столь же необычным был его талант голосом копировать ходы гитариста («How Many More Times », «Dazed and Confused », «You Shook Me », «Nobody"s Fault But Mine », «Sick Again »). При этом вокалист группы всегда вёл себя на сцене лёгко и непринужденно, вступая с аудиторией в шутливые беседы - такой стиль сценической клоунады вскоре стали называть «плантациями» («plantations»). Все это выглядело особенно необычно в сочетании с некоторой склонностью Роберта Планта к нарциссизму и имиджем «рок-божества» (каковым он и сам себя иногда иронически называл). В 1975 году Плант с балкона «Continental Hyatt House» в Лос-Анджелесе провозгласил: «Я - златокудрый Бог!» (этот эпизод позже отразил Камерон Кроу в своем фильме «Почти знаменит » («Almost Famous»)).

После Led Zeppelin

Сольная карьера Роберта Планта началась с альбома Pictures at Eleven (1982), в котором, стилистически продолжая цеппелиновские традиции, автор использовал нескольких выдающихся барабанщиков (

СОЗДАЙТЕ СВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000 1999 1998 1997 1996 1995 1994 1993 1992 1991 1990 1989 1988 1987 1986 1985 1984 1983 1982 1981 1980 1979 1978 1977 1976 1975 1974 1973 1972 1971 1970 1969 1968 1967 1966 1965 1964 1963 1962 1961 1960 1959 1958 1957 1956 1955 1954 1953 1952 1951 1950 1949 1948 1947 1946 1945 1944 1943 1942 1941 1940 1939 1938 1937 1936 1935 1934 1933 1932 1931 1930 1929 1928 1927 1926 1925 1924 1923 1922 1921 1920 1919 1918 1917 1916 1915 1914 1913 1912 1911 1910 1909 1908 1907 1906 1905 1904 1903 1902 1901 1900

Отправить

РОБЕРТ ЭНТОНИ ПЛАНТ - ЗОЛОТАЯ ФОРТУНА БИЗНЕС БУК

РОБЕРТ ЭНТОНИ ПЛАНТ

награжден серебряной Георгиевской медалью «Честь. Слава. Труд» Международной Академии МАРТИС «Золотая Фортуна»

Роберт Энтони Плант (20 августа 1948, Уэст-Бромидж, Стаффордшир, Англия) - британский рок-вокалист, известный прежде всего участием в Led Zeppelin. После распада группы Плант начал успешную сольную карьеру, которая продолжается по сей день. Роберт Плант — командор Ордена Британской империи (СВЕ).

Роберт Энтони Плант родился и вырос в Хэльсоуне (районе Бирмингема, граничащего с сельской местностью Вустершира и Шропшира), учился в школе Короля Эдуарда Шестого (King Edward"s School) в Стоурбридже. Отец хотел, чтобы мальчик занялся бухгалтерским делом, но тот, рано увлекшись блюзом Роберта Джонсона и Сонни Боя Уильямсона, решил посвятить себя музыке. Знакомясь с бирмингемской музыкальной средой, он стал стремительно впитывать новые для себя влияния: джаз, соул, ритмы Вест-Индии.

Первое выступление Планта на сцене состоялось в стоурбриджском клубе Seven Stars Blues Club. К этому времени он пел в нескольких составах, включая и Crawling King Snakes: именно здесь он впервые познакомился с Джоном Бонэмом. В 1966 году, выступая с группой Listen, Плант впервые привлек к себе внимание представителей CBS Records, подписал с компанией контракт и даже записал для нее три сингла, впрочем, успеха не имевших.

Гораздо более перспективным для Планта мог бы оказаться переход в бирмингемский ансамбль Band of Joy. Состав последнего постоянно менялся, но наиболее интересным считается тот, в котором играли Джон Бонэм и гитарист Кевин Гаммонд (Kevyn Gammond). Группа завоевала популярность не только в местных, но и в лондонских клубах, однако контракта получить не смогла и, оставив после себя лишь несколько демо-пленок, распалась летом 1968 года.

Роберт некоторое время сотрудничал с блюзменом Алексисом Корнером, параллельно выступая с другой местной группой Obs-Tweedle (где играл Билл Бонэм, двоюродный брат Джона), но, вопреки всем стараниям, собственные перспективы считал безнадежными. «Помог» распад The Yardbirds, лондонской группы, ставшей знаменитой благодаря гитарному трио: Клэптон-Бек_Пейдж. Менеджер Питер Грант пригласил к участию в возрожденном составе басиста Криса Дреджу (Chris Dreja), но тот вскоре ушел, решив стать профессиональным фотографом, и Пэйдж, один из самых активных сейшн-музыкантов 60-х годов, без труда нашел замену в лице Джона Пола Джонса, к тому времени уже опытного аранжировщика и инструменталиста, обладавшего ценной способностью играть на басу и клавишных одновременно.

В поисках вокалиста Питер Грант и Джимми Пэйдж поначалу остановили свой выбор на Терри Риде, но тот, уже связанный контрактом (обязывавшим его в течение трех лет гастролировать «разогревщиком» при Rolling Stones), порекомендовал Роберта Планта. Выступление последнего в составе Obs-Tweedle на концерте в уолсоллском Образовательном колледже произвело на Гранта и Пейджа сильное впечатление. Более того, у гитариста с новым вокалистом тут же установились дружеские отношения. Плант в свою очередь предложил на место ударника Джона Бонэма и таким образом в скандинавское турне новый состав уже отправился под названием The New Yardbirds. Вскоре после его окончания группа превратилась в Led Zeppelin и 25 октября 1968 года дала свой первый концерт.

9 ноября 1968 года Роберт Плант женился на Морин Уилсон (Maureen Wilson), с которой до этого два года поддерживал близкие отношения. Позже у них родились дочь Кармен Джейн (Carmen Jane) и сын Карак (Karac). Семья обосновалась на Дженнингс-Фарм, неподалеку от Киддерминстера.

Годы в Led Zeppelin

Уже в альбоме Led Zeppelin І Плант заявил о себе как о выдающемся вокалисте; он тут же стал появляться на вершинах всевозможных списков опросов — как журналистских, так и «народных». Искусство Планта-вокалиста оказало влияние на целую плеяду выдающихся рок-исполнителей (об этом впоследствии говорили такие разные артисты, как Стивен Тайлер, Пол Стенли, Фредди Меркьюри, Джефф Бакли, Эксл Роуз).

В Led Zeppelin ІІ впервые проявился талант Планта как автора песен: все тут же отметили его увлечение работами Дж.Р.Р. Толкина. «Ramble On» (равно как и более поздние «The Battle of Evermore» и Misty Mountain Hop) содержат мини-цитаты из «Властелина колец». Впрочем, значительная часть ранних текстов Планта была блюзовой стилизацией, изящным упражнением в рок-формализме: отказываясь от смысловой нагрузки, они словно бы искусственно открывали простор для прямого музыкального воздействия («The Lemon Song», «Trampled Under Foot», «Black Dog»).

Именно Роберт Плант выбрал для работы над третьим альбомом валлийский коттедж Bron Yr Aur, где отдыхал в далеком детстве. Пластинка, с недоумением встреченная многими критиками, ожидавшими от группы утяжеления звука, была и остается одной из любимых для её вокалиста: он с самого начала считал, что LZ должны усложнять аранжировки, использовать больше акустики и отдалиться от лагеря хэви метал, к которому многие ее приписали.

Авторской вершиной Планта считается Led Zeppelin ІV и «Stairway to Heaven» — композиция с загадочным текстом, насыщенным мистическими и экзистенциальными намеками и образами. (Многие, впрочем, считают лучшими два других его текста: «Kashmir» и «Achilles Last Stand»). Вопреки сложившемуся в начале 1970-х годов мнению, что за всё мистическое в творчестве Led Zeppelin «отвечает» Джимми Пэйдж (которому приписывалось и увлечение чёрной магией), в действительности всё это — поэтические импровизации вокалиста группы. В текстах «No Quarter» и «Immigrant Song» Плант отдал дань своему увлечению скандинавским фольклором. К мистицизму в более широком смысле имеет отношение «The Rain Song» (где упоминаются языческие ритуалы).

Страсть к познанию экзотических музыкальных культур подсказала Планту начать исследование музыки Севера Африки: впервые это проявилось в «Kashmir» позже — в совместном с Пэйджем альбоме No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded (1994) и сольных альбомах (в частности, «Dreamland»).

На концертах Led Zeppelin Плант нередко пускался в импровизации, выдавая совершенно новые строки и даже четверостишия. Столь же необычным был его талант голосом копировать ходы гитариста («How Many More Times», «Dazed and Confused», «You Shook Me», «Nobody"s Fault But Mine», «Sich Again»). При этом вокалист группы всегда вёл себя на сцене лёгко и непринужденно, вступая с аудиторией в шутливые беседы — такой стиль сценической клоунады вскоре стали называть «плантациями» («plantations»). Все это выглядело особенно необычно в сочетании с некоторой склонностью Роберта Планта к нарциссизму и грандиозным имиджем «рок-божества» (каковым он и сам себя иногда иронически называл). В 1975 году, Плант с балкона «Континентал Хайатт Хаус» в Лос-Анджелесе провозгласил: «Я — златокудрый Бог!» (этот эпизод позже отразил Камерон Кроу в своем фильме «Почти знаменит» («Almost Famous»).

После Led Zeppelin

Сольная карьера Роберта Планта началась с альбома Pictures at Eleven (1982), в котором, стилистически продолжая цеппелиновские традиции, автор использовал нескольких выдающихся барабанщиков (Фил Коллинз, Бэрримор Барлоу, Кози Пауэлл, Ричи Хэйуорд). Сотрудничество с Коллинзом продолжилось и во втором альбоме The Principle of Moments, но стиль его здесь смягчился, примером чему могут служить «Big Log» и «In the Mood» (1984). В числе других известных вещей Планта того периода — «Little by Little» (1985), «Tall Cool One» (1988) и «I Believe» (1993), посвящение сыну Караку, умершему в 1977 году.

В 1984 году Плант (реализовав давнюю любовь к творчеству Элвиса) образовал The Honeydrippers, пригласив к участию Джимми Пэйджа и Джеффа Бека. Эта супергруппа распалась, выпустив два сингла: «Sea of Love» (#3) и «Rockin" at Midnight». В то время певец не включал в свой концертный репертуар вещи Led Zeppelin, не желая остаться в истории всего лишь «бывшим вокалистом».

Следующий альбом Shaken "N" Stirred (1985) ознаменовал неожиданный для многих поворот к нововолновому звучанию, основными компонентами которого стали «декоративные» клавишные Джезза Вудроффа, гитарные вариации Робби Бланта и электронные ударные Хэйуорда. Результатом сотрудничества с автором песен и клавишником Филом Джонстоном явились три следующих альбома: Now and Zen, Manic Nirvana, Fate of Nations. Именно Джонстон уговорил Планта снова начать исполнять на сцене песни Led Zeppelin.

В 2002 году с новым составом Strange Sensation певец выпустил альбом Dreamland, составленный в основном из блюз- и фолк-кавер-версий и высоко оцененный критикой. Во втором альбоме Mighty Rearranger (2005), напротив, был использован только оригинальный материал. Обе пластинки получили в общей сложности 4 номинации «Грэмми».

В октябре 2006 года вышел DVD «Soundstage: Robert Plant and the Strange Sensation», за которым месяц спустя последовал сборник Nine Lives — полная антология его сольного творчества, а ещё год спустя Плант впервые за много лет вернулся на первое место в Billboard Top 200 с диском Raising Sand, записанным в дуэте с кантри-исполнительницей Элисон Краусс. Альбом разошелся трёхмиллионным тиражом во всём мире; 700 тысяч было продано в Великобритании.

13 сентября 2010 года вышел новый сольный альбом Роберта Планта Band of Joy, записанный с группой того же названия. Альбом, записывавшийся в Нэшвилле при участии известных кантри-музыкантов, в частности, гитариста Бадди Миллера, который выступил здесь в качестве сопродюсера, получил высокие оценки критиков (85/100 в сводном рейтинге Metacritic).

Сольная дискография

  • Pictures at Eleven (1982)
  • The Principle of Moments (1983)
  • Shaken "n" Stirred (1985)
  • Now and Zen (1988)
  • Manic Nirvana (1990)
  • Fate of Nation ·(1993)
  • Dreamland (2002)
  • Sixty Six to Timbuktu (The Very Best Of) (2003, сборник)
  • Mighty Rearranger (2005, совместно с группой Strange Sensation)
  • Nine Lives (2006, сборник)
  • Raising Sand (2007, совместно с Элисон Краусс) — «Грэмми» в номинации «Альбом года» (2008)
  • Band of Joy (2010)

Роберт Энтони Плант (англ. Robert Anthony Plant, 20 августа 1948, Уэст-Бромидж, Стаффордшир, Англия) - британский рок-вокалист, известный прежде всего участием в Led Zeppelin. После распада группы Плант начал успешную сольную карьеру, которая продолжается по сей день. Роберт Плант - кавалер Ордена Британской империи (CBE).

Роберт Энтони Плант родился и вырос в Хэльсоуне (районе Бирмингема, граничащего с сельской местностью Вустершира и Шропшира), учился в школе Короля Эдуарда Шестого (англ. King Edward’s School) в Стоурбридже.

Я - златокудрый Бог!

Плант Роберт Энтони

Отец хотел, чтобы мальчик занялся бухгалтерским делом, но тот, рано увлекшись блюзом Роберта Джонсона и Сонни Боя Уильямсона, решил посвятить себя музыке. Знакомясь с бирмингемской музыкальной средой, он стал стремительно впитывать новые для себя влияния: джаз, соул, ритмы Вест-Индии. В числе любимых групп его юности были Love, Buffalo Springfield и Moby Grape.

Первое выступление Планта на сцене состоялось в стоурбриджском клубе Seven Stars Blues Club. К этому времени он пел в нескольких составах, включая и Crawling King Snakes: именно здесь он впервые познакомился с Джоном Бонэмом.

В 1966 году, выступая с группой Listen, Плант впервые привлек к себе внимание представителей CBS Records, подписал с компанией контракт и даже записал для нее три сингла, впрочем, успеха не имевших.

Мы были первыми. А вам теперь осталось только обезьянничать.

Плант Роберт Энтони

Гораздо более перспективным для Планта мог бы оказаться переход в бирмингемский ансамбль Band of Joy. Состав последнего постоянно менялся, но наиболее интересным считается тот, в котором играли Джон Бонэм и гитарист Кевин Гаммонд (англ. Kevyn Gammond).

Группа завоевала популярность не только в местных, но и в лондонских клубах, однако контракта получить не смогла и, оставив после себя лишь несколько демо-пленок, распалась летом 1968 года.

Роберт некоторое время сотрудничал с блюзменом Алексисом Корнером, параллельно выступая с другой местной группой Obs-Tweedle (где играл Билл Бонэм, двоюродный брат Джона), но, вопреки всем стараниям, собственные перспективы считал безнадежными. «Помог» распад The Yardbirds, лондонской группы, ставшей знаменитой благодаря гитарному трио: Клэптон-Бек-Пейдж.

Когда вы гений, шесть месяцев проходит очень быстро.

Плант Роберт Энтони

Менеджер Питер Грант пригласил к участию в возрожденном составе басиста Криса Дреджу (англ. Chris Dreja), но тот вскоре ушел, решив стать профессиональным фотографом, и Пэйдж, один из самых активных сешшн-музыкантов 60-х годов, без труда нашел замену в лице Джона Пола Джонса, к тому времени уже опытного аранжировщика и инструменталиста, обладавшего ценной способностью играть на басу и клавишных одновременно.

В поисках вокалиста Питер Грант и Джимми Пэйдж поначалу остановили свой выбор на Терри Риде, но тот, уже связанный контрактом (обязывавшим его в течение трех лет гастролировать «разогревщиком» при Rolling Stones), порекомендовал Роберта Планта.

Выступление последнего в составе Obs-Tweedle на концерте в уолсоллском Образовательном колледже произвело на Гранта и Пейджа сильное впечатление. Более того, у гитариста с новым вокалистом тут же установились дружеские отношения.

Главное не то, что мы лучшая группа в мире, в наших голосах столько новых идей, что я не представляю, как мы могли бы быть вторыми.

Плант Роберт Энтони

Плант в свою очередь предложил на место ударника Джона Бонэма и таким образом в скандинавское турне новый состав уже отправился под названием The New Yardbirds. Вскоре после его окончания группа превратилась в Led Zeppelin и 25 октября 1968 года дала свой первый концерт.

9 ноября 1968 года Роберт Плант женился на Морин Уилсон (англ. Maureen Wilson), с которой до этого два года поддерживал близкие отношения. Позже у них родились дочь Кармен Джейн (англ. Carmen Jane) и сын Карак (англ. Karac). Семья обосновалась на Дженнингс-Фарм, неподалеку от Киддерминстера.

Уже в альбоме Led Zeppelin I Плант заявил о себе как о выдающемся вокалисте; он тут же стал появляться на вершинах всевозможных списков опросов - как журналистских, так и «народных».

Вы знаете, мой маленький сын недавно начал ходить, но я не видел, как он сделал первый шаг. Вот недостаток жизни в турне: ты пропускаешь такие фантастические мгновения жизни.

Плант Роберт Энтони

Искусство Планта-вокалиста оказало влияние на целую плеяду выдающихся рок-исполнителей (об этом впоследствии говорили такие разные артисты, как Стивен Тайлер, Пол Стенли, Фредди Меркьюри, Джефф Бакли, Эксл Роуз).

В Led Zeppelin II впервые проявился талант Планта как автора песен: все тут же отметили его увлечение работами Дж. Р. Р. Толкина. «Ramble On» (равно как и более поздние «The Battle of Evermore» и Misty Mountain Hop) содержат мини-цитаты из «Властелина Колец».

Впрочем, значительная часть ранних текстов Планта была блюзовой стилизацией, изящным упражнением в рок-формализме: отказываясь от смысловой нагрузки, они словно бы искусственно открывали простор для прямого музыкального воздействия («The Lemon Song», «Trampled Under Foot», «Black Dog»).

Весь этот успех и слава… что может быть хуже!

Плант Роберт Энтони

Именно Роберт Плант выбрал для работы над третьим альбомом валлийский коттедж Bron Yr Aur, где отдыхал в далеком детстве.

Пластинка, с недоумением встреченная многими критиками, ожидавшими от группы утяжеления звука, была и остается одной из любимых для её вокалиста: он с самого начала считал, что LZ должны усложнять аранжировки, использовать больше акустики и отдалиться от лагеря хэви метал, к которому многие ее приписали.

Авторской вершиной Планта считается Led Zeppelin IV и «Stairway To Heaven» - композиция с загадочным текстом, насыщенным мистическими и экзистенциальными намеками и образами. (Многие, впрочем, считают лучшими два других его текста: «Kashmir» и «Achilles Last Stand»).

Из всех существовавших когда-либо групп, моя была одной из лучших, но всему свое время. Эти вскрики, Га-Га, эти позы в конце концов надоели - это были клише. Это были МОИ клише, но пришло время избавляться от них.

Плант Роберт Энтони

Вопреки сложившемуся в начале 1970-х годов мнению, что за всё мистическое в творчестве Led Zeppelin «отвечает» Джимми Пэйдж (которому приписывалось и увлечение чёрной магией), в действительности всё это - поэтические импровизации вокалиста группы. В текстах «No Quarter» и «Immigrant Song» Плант отдал дань своему увлечению скандинавским фольклором. К мистицизму в более шитроком смысле имеет отношение «The Rain Song» (где упоминаются языческие ритуалы).

Страсть к познанию экзотических музыкальных культур подсказала Планту начать исследование музыки Севера Африки: впервые это проявилось в «Kashmir» позже - в совместном с Пэйджем альбоме No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded» (1994) и сольных альбомах (в частности, «Dreamland»).

На концертах Led Zeppelin Плант нередко пускался в импровизации, выдавая совершенно новые строки и даже четверостишия. Столь же необычным был его талант голосом копировать ходы гитариста («How Many More Times», «Dazed and Confused», «You Shook Me», «Nobody’s Fault But Mine», «Sick Again»).

У нас была репутация сексуальных вандалов, а на самом деле, в гостиницах, когда пора было спать, мы не искали ничего, кроме хорошей книжки на ночь.

Плант Роберт Энтони

При этом вокалист группы всегда вёл себя на сцене лёгко и непринужденно, вступая с аудиторией в шутливые беседы - такой стиль сценической клоунады вскоре стали называть «плантациями» («plantations»).

Все это выглядело особенно необычно в сочетании с некоторой склонностью Роберта Планта к нарциссизму и грандиозным имиджем «рок-божества» (каковым он и сам себя иногда иронически называл).

В 1975 году, Плант с балкона «Континентал Хайатт Хаус» в Лос-Анджелесе провозгласил: «Я - златокудрый Бог!» (этот эпизод позже отразил Камерон Кроу в своем фильме «Почти знаменит» («Almost Famous»).

Правда ли, что в ваших песнях, если их проиграть наоборот, содержатся тайные послания?
- Не знаю. У нас на студии катушки крутятся только в одну сторону.

Плант Роберт Энтони

Сольная карьера Роберта Планта началась с альбома Pictures at Eleven (1982), в котором, стилистически продолжая цеппелиновские традиции, автор использовал нескольких выдающихся барабанщиков (Фил Коллинз, Бэрримор Барлоу, Кози Пауэлл, Ричи Хэйуорд).

Сотрудничество с Коллинзом продолжилось и во втором альбоме The Principle of Moments, но стиль его здесь смягчился, примером чему могут служить «Big Log» и «In the Mood» (1984). В числе других известных вещей Планта того периода - «Little by Little» (1985), «Tall Cool One» (1988) и «I Believe» (1993), посвящение сыну Караку, умершему в 1977 году.

В 1984 году Плант (реализовав давнюю любовь к творчеству Элвиса) образовал The Honeydrippers, пригласив к участию Джимми Пэйджа и Джеффа Бека. Эта супергруппа распалась, выпустив два сингла: «Sea of Love» (#3) и «Rockin` at Midnight». В то время певец не включал в свой концертный репертуар вещи Led Zeppelin, не желая остаться в истории всего лишь «бывшим вокалистом».

Следующий альбом Shaken `N` Stirred (1985) ознаменовал неожиданный для многих поворот к нововолновому звучанию, основными компонентами которого стали «декоративные» клавишные Джезза Вудроффа, гитарные вариации Робби Бланта (англ. Robbie Blunt) и электронные ударные Хэйуорда.

В 2002 году с новым составом Strange Sensation певец выпустил альбом Dreamland, составленный в основном из блюз- и фолк-кавер-версий и высоко оцененный критикой. Во втором альбоме Mighty Rearranger (2005), напротив, был использован только оригинальный материал. Обе пластинки получили в общей сложности 4 номинации «Грэмми».

В октябре 2006 года вышел DVD «Soundstage: Robert Plant and the Strange Sensation», за которым месяц спустя последовал сборник Nine Lives - полная антология его сольного творчества, а ещё год спустя Плант впервые за много лет вернулся на первое место в Billboard Top 200 с диском Raising Sand, записанным в дуэте с кантри-исполнительницей Элисон Краусс.

Выход нового сольного альбома Роберта Планта с рабочим заголовком It’s Rude To Say No запланирован на 2010 год.

Роберт Плант назначен почетным вице-президентом футбольного клуба Вулверхэмптон Уондерерс.

Сольная дискография
* Pictures at Eleven (1982)
* The Principle of Moments (1983)
* The Honeydrippers: Volume One (1984, совместно с Джимми Пейджем)
* Shaken `n` Stirred (1985)
* Now and Zen (1988)
* Manic Nirvana (1990)
* Fate of Nations (1993)
* The Wayne’s World 2 Soundtrack (1993), only one song
* No Quarter: Jimmy Page and Robert Plant Unledded (1994, совместно с Джимми Пейджем)
* Walking into Clarksdale (1998, совместно с Джимми Пейджем)
* Dreamland (2002)
* Sixty Six to Timbuktu (2003, сборник)
* Mighty Rearranger (2005, с группой Strange Sensation)
* Nine Lives (2006, сборник)
* Raising Sand (2007, совместно с Alison Krauss) - «Грэмми» в номинации «Альбом года» (2008)
* It’s Rude To Say No (2010)