(Школьные сочинения). Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (по пьесе Островского «Гроза») Отношение жителей калинова к катерине

Действие драмы Островского "Гроза" разворачивается в провинциальном городе Калинове. Это купеческий город с твердыми патриархальными устоями. Жители Калинова видят свой город и среду, царящую в нем, по-разному и, соответственно, делятся на несколько категорий. Для одних их город - "рай", и если он не идеален, то хотя бы представляет собой традиционное устройство общества того времени. Другие не приемлют ни обстановку, ни сам город, который эту обстановку породил. И при этом они составляют незавидное меньшинство. А иные сохраняют полный нейтралитет.
"Гроза" - это пьеса, и, следовательно, авторскую позицию по отношению к городу определить труднее, ведь своих слов он не имеет. Поэтому город Калинов можно увидеть только глазами его обитателей, через их речь.
Центральное положение в пьесе занимает образ главной героини Катерины Кабановой. Для нее город - это клетка, из которой ей не суждено вырваться. Основная причина такого отношения Катерины к городу заключается в том, что она познала контраст. Ее счастливое детство и безмятежная юность прошли, прежде всего, под знаком свободы. Выйдя замуж и очутившись в Калинове, Катерина почувствовала себя как в тюрьме. Город и царящая в нем обстановка (традиционность и патриархальность) только усугубляют положение героини. Ее самоубийство - вызов, данный городу, - было совершено на основе внутреннего состояния Катерины и окружающей действительности.
У Бориса, героя также пришедшего "извне", складывается схожая точка зрения. Вероятно, их любовь была обязана именно этому. Кроме того, у него, как и у Катерины, основную роль в семье играет "домашний тиран" Дикой, который есть прямое порождение города и является непосредственной его частью.
Вышесказанное можно в полной мере отнести и к Кабанихе. Но для нее город не идеален, на ее глазах рушатся старые традиции, устои. Кабаниха - одна из тех, кто пытается их сохранить, но остаются лишь "китайские церемонии".
Иное положение занимает странница Феклуша. Повидавшая много на своем веку, она находит город Калинов чудесным, тихим и спокойным пристанищем, чуть ли не раем, без волнений и суеты больших городов, которые вызывают в ней суеверный ужас.
На почве разногласий героев и вырастает основной конфликт - борьба старого, патриархального и нового, разума и невежества. Город породил таких людей, как Дикой и Кабаниха, они (и такие, как они, зажиточные купцы) правят балом. А все недостатки города подпитываются нравами и средой, которые в свою очередь поддерживают всеми силами Кабаниха и Дикой.
Художественное пространство пьесы замкнуто, оно заключено исключительно в городе Калинове, тем труднее найти путь для тех, кто пытается из города вырваться. Кро

Ме того, город статичен, как и его основные жители. Поэтому так резко с неподвижностью города контрастирует бурная Волга. Река воплощает движение. Городом же любое движение воспринимается крайне болезненно.
Конкретного пейзажа города Калинова в драме "Гроза" нет, мы лишь знаем, что он расположен на берегу Волги. Только в самом начале пьесы Кулигин, который в некотором отношении схож с Катериной, говорит об окружающем пейзаже. Он искренне восхищается красотой природного мира, хотя Кулигин отлично себе представляет внутреннее устройство города Калинова. Видеть и восхищаться окружающим миром дано не многим персонажам, особенно в обстановке "темного царства". Например, Кудряш ничего не замечает, как старается и не замечать царящих вокруг жестоких нравов. Природное явление, показанное в произведении Островского, - гроза также рассматривается жителями города по-разному (кстати, по утверждению одного из героев, гроза - частое явление в Калинове, это дает возможность причислять ее к пейзажу города). Для Дикого гроза - данное людям на испытание Богом событие, для Катерины - это символ близкого конца ее драмы, символ страха. Один Кулигин воспринимает грозу как обыкновенное природное явление, которому можно даже радоват
ься.
Несмотря на то, что "Гроза" - драма с трагической развязкой, автор использует сатирические приемы, на основе которых складывается негативное отношение читателей к Калинову и его типичным представителям. В основном это используется в речи самих же героев, над которыми иронизирует Островский. Он вводит сатиру, чтобы показать невежество и необразованность калиновцев. Например, смешными нам кажутся рассказы о заморских странах Феклуши или незнание Диким такого понятия, как электричество.
Таким образом, Островский в своем произведении создает образ традиционного для первой половины XIX века города. Показывает это автор глазами его обитателей, которые делятся на несколько групп: герои, всеми силами ненавидящие замкнутый и чужой окружающий мир; герои, которые стали его неотъемлемой частью, для них обновление города (ведь "последние времена" настали) равносильно самой ужасной катастрофе; третья группа - герои, жизнь города которых не волнует, новое ли, старое ли - им все равно, на их стороне хитрость и ложь. Из характеристики героев вытекает их отношение к городу. Образ Калинова является собирательным, автор хорошо знал купечество и обстановку, в которой оно развивалось. По сути, Калинов тот же "лес" только купеческий. Так с помощью разных точек зрения героев автор создает полную картину уездного купеческого города.

Найти все анализы рассказа А.Н. Островского «Гроза» Сочинения по А.Н. Островскому Сочинения по произведению «Гроза»

I вариант

Драма «Гроза» — этапное произведение А Н. Островского. Дей-ствие происходит в городе Калинове, стоящем на берегу прекрас-ной реки Волги.

Город Калинов обрисован подробно, конкретно и многосто-ронне. Важную роль в драме играет пейзаж, который описывается не только в авторских ремарках, но и в диалогах персонажей. Одни видят его красоту, другие к ней равнодушны. Высокий волжский берег и заречные дали определяют мотив полета, нераз-рывный с Катериной.

Прекрасная природа, картины ночного гулянья молодежи, пес-ни звучащие в III действии — все это поэзия города Калинова. Но в жизни города есть и безотрадная проза: повседневная жестокость жителей друг к другу, неизбежная нищета и бесправие большинства горожан.

От действия к действию усиливается ощущение затерянности Салинова. Жизнь этого города совершенно замкнута и неизмен-на. Жители не видят нового и знать не хотят о других землях и странах. И о своем прошлом они сохранили лишь темные, ли-шенные связи и смысла предания (вроде предания о Литве, ко-торая «к нам с неба упала»). Жизнь в Калинове замирает, исся-кает, о прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего». Новости из большого мира жителям этого города приносит странница Феклуша, и они доверчиво выслушивают рассказы о странах, где люди с песьими головами «за неверность», о железной дороге, где для скорости «огненного змия стали запрягать».

Среди действующих лиц пьесы нет никого, кто не принадле-жал бы к миру этого города. Бойкие и кроткие, властные и угне-тенные, купцы и конторщики — все они вращаются в этом замк-нутом патриархальном мире. Не только темные калиновские обы-ватели, но и Кулигин, который, на первый взгляд, является но-сителем прогрессивных воззрений, — плоть от плоти этого мира. Он — механик-самоучка, но все его технические идеи — явный анахронизм для 30-х годов XIX века, к которым отнесено дей-ствие «Грозы». Солнечные часы, о которых он мечтает, пришли из древности, «перпетуум мобиле» — типичная средневековая идея, несбыточность которой не вызывала сомнений в XIX веке. Кули-гин — мечтатель и поэт, но пишет он «по-старинному», как Ло-моносов и Державин. Добрый и деликатный, мечтающий изме-нить жизнь калиновских бедняков, получивший награду за от-крытие вечного двигателя, он представляется своим землякам чем- то вроде городского юродивого.

Лишь один человек не принадлежит к жителям этого города по Рождению и воспитанию — Борис. Он чувствует себя чужим, он не привык к здешним обычаям, но признает над собой власть законов этого города. Именно поэтому ведет себя так, как будто бы матери-ально зависит от Дикого или обязан ему подчиняться как старшему в семье.

Город Калинов — не просто место действия драмы. Это символ патриархально-купеческого быта с его поэзией и жестокостью. Это символ всей России.

II вариант

A. H. Островский вошел в историю русского искусства как со-здатель реалистического «народного театра», творец богатого и раз-нообразного мира художественных типов. Одним из его выдающих-ся произведений является драма «Гроза». Н. Крутикова в статье «Творец народного театра» пишет, что «Гроза» представляется «спе-цифически национальной, имеющей лишь местное, этнографичес-кое значение», а затем сразу же уточняет, что «в рамках старинного купеческого быта, в пределах одной семьи Островский поднимал коренные социальные проблемы, создавал образы мирового значе-ния».

Действие драмы происходит на берегах многоводной, широкой русской реки Волги, которая является символом русской души. Здесь, как говорит Кулигин, «вид необыкновенный! Красота! Душа радуется». На этом фоне особенно четко прорисовывается образ темного, лживого купеческого города, где «честным трудом никог-да не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, су-дарь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать».

Властителями города, законодателями, исполнителями и су-дьями одновременно в нем являются ограниченная, сварливая Кабаниха и разнузданный самодур Дикой. Они являются основ-ной силой темного царства. Первая известна своим деспотичным характером, в основе которого лежит догма подчинения всех дей-ствий уставу, причем уставу не писаному, а закостеневшему в ее темной голове: все должно делаться «как положено» («Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя»). Второй — беспричинный хам и воин на «войне с бабами», мелочный, подлый и скупой старик, руководствующий-ся принципом «Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!»

В среде невежественных и лицемерных богачей города, кото-рые запираются в своих домах не от воров и не из-за благочестия, а «чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом и семью тиранят», истинным сокровищем являются молодые люди: Катерина, Варвара, Кудряш, пытающиеся бороться с темнотой и скукой Калинова. Особняком стоит уже не молодой умный часов-щик-самоучка Кулигин, который не только отчетливо видит жизнь, которой живет этот город, но и старается как-то реально помочь жителям: уговаривает Дикого пожертвовать деньги на стро-ительство часов и громоотвода, к тому же бесплатно и самоотвер-женно предлагает свой труд.

Урок литературы в 10 классе

(с применением элементов технологии

критического мышления через чтение и письмо)

Тема: Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины, ее душевная трагедия.

Цели урока:

- образовательные:

2) Выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как постепенно развивался ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

- развивающие:

1) обучить умению находить «ключ» к пониманию идейно-тематического содержания произведения;

2) научить создавать текст рассуждения;

- воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Оборудование урока: слайды, тексты пьесы Н.А.Островского «Гроза».

Ход урока:

I. Слово учителя:

«Мое почтение, любезный мой друг Порфирий Иванович.

Спешу рассказать тебе о моем путешествии. Как ты помнишь, выехал я из Москвы 30 мая сего 1857 года и отправился вниз по Волге. Цель путешествия моего тебе известна - посмотреть насчет строительства дороги. Побывал я уже в Костроме, в Торжке и еще во многих больших и малых городах, что находятся на берегах этой великой реки.

Но довелось мне побывать в очень прелюбопытном городке. Находится он на высоком берегу Волги. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.

Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. Уж нам ли, братец, не знать, как быстро в столице меняется жизнь. А здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому меня приняли как чужеземца, как заморскую диковинку. Когда я попытался рассказать о том, как мы в столице живем, разговор сразу переводили на другую тему. Такое впечатление, что жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной».

Пробыл здесь ровно три дня, и, знаешь, одно желание овладело мной: бегом из этого города. По моим подсчетам буду в Москве через неделю, так что скоро свидимся. До скорой встречи. Твой друг...»

Беседа по содержанию письма.

Комментарии учителя:

В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Волга - великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов.

Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите репродукции картин И.Левитана «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».

События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год - настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.

Далее ученики работают в группах, пытаясь ответить на главные вопросы урока: каков мир города Калинова? Является ли атмосфера, царящая в городе Калинове, основной причиной трагической гибели героини пьесы «Гроза»?

Класс разделен на 5 групп. Каждой группе предложен свой материал для исследования. Отдельным ученикам даются фломастеры, ножницы, бумага.

1-я группа:

Список действующих лиц (афиша) пьесы представляет собой весьма значимую часть ее экспозиции и дает первое представление о городе Калинове и о его обитателях.

Задание: назвать основных действующих лиц, жителей города Калинова, рассказать, о чем говорят их фамилии.

2-я группа:

Задание: сгруппировать всех действующих лиц пьесы, опираясь на принцип: положение лиц в городе.

3-я группа:

Задание: создать образ города с точки зрения действующих лиц пьесы.

4-я группа:

Задание: схематично изобразить мир природы, каким его видят жители города Калинова.

5-я группа:

Задание: изобразить в виде схемы (рисунка) картину окружающего мира калиновцев.

Ученики работают в течение 7 -10 минут. После выполнения задания выступают представители от каждой группы.

Творческие отчеты 1-3 групп:

1-я группа:

В афише мы знакомимся с основными действующими героями пьесы. Характеристику действующих лиц Островский начинает уже с фамилий, при этом знаменательны не только фамилии, но также имена и даже отчества.

Савел Прокофьевич Дикой - богатейший купец города, один из его «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный самодур, живущий лишь интересами самого беззастенчивого приобретательства. Фамилия Дикого, как и всех других действующих лиц «Грозы», не случайна. В северных районах «дикой» означает глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший.

«Диковать» значит дурить, блажить, сходить с ума, дурачиться.

Марфа Игнатьевна Кабанова - купеческая вдова, еще более значительное лицо в городе. Это живое воплощение деспотизма. Она скрывает свою жестокую сущность под маской внешнего, обрядового, благочестия.

Марфа - «наставница», Игнатий - «неизвестный, сам себя поставивший». Кабаниха - «дикая свинья, отличающаяся свирепостью нрава». Прозвище Кабаниха могло быть произведено также и от слова «кабан» в значении «глыба льда», очень распространенного в верховьях Волги.

Борис Григорьевич - племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный.

Тихон Иванович Кабанов - Тихон созвучно слову «тихий», купеческий сын, скромный, добрый, но весьма недалекий, робкий, бесхарактерный по натуре, к тому же вконец забитый своей деспотичной матерью.

Катерина (по-гречески всегда чистая) - жена Тихона, олицетворение огромной волевой силы, красоты, нежности.

Глаша - «девка в доме Кабановой». Глаша (по-гречески гладкая) - толковая, рассудительная, сострадательная девушка.

Варвара - в переводе с греческого грубая. Эта героиня довольно проста духовно, груба. Ее принцип - «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Кулигин - мещанин, «самоучка-механик». Островский дал герою знаменитое имя Кулибина, известного русского изобретателя. Он олицетворение народной талантливости и творческого ума.

Ваня Кудряш - конторщик Дикого. Это человек острого, наблюдательного ума, волевого склада, своеобразного чувства собственного достоинства и грубоватого простодушия.

2-я группа:

Одна из замечательных особенностей пьесы состоит в органическом сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового.

Критикуя старое, драматург рисует обличительно-сатирические образы, а утверждая новое, создает положительные образы. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский отчетливо делит ее действующих лиц на две основные группы: утеснителей и утесняемых, палачей и жертв, деспотов и протестующих. Всех действующих лиц пьесы исходя из их положения в городе можноразделть на группы.

3-я группа:

Образ города глазами действующих лиц пьесы.

Учитель:

А.Н.Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира проходит через всю пьесу. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. Новости из большого мира доходят до них только благодаря рассказам странницы Феклуши. И о своем прошлом они сохранили лишь смутные, утратившие связь и смысл предания.

Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.

Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции - страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний (событийный), но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.

После подведения итогов работы групп, после вывода предлагается составить синквейн. Пример:

Город Калинов

Купеческий, ограниченный

Властвуют, боятся, существуют

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Капкан.

Вопросы и задания для обсуждения по образу Катерины:

1.Почему мы не можем назвать ее ни "жертвой", ни "хозяйкой"? Ответ в чертах ее характера.

2.Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

3.Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала".

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".

Атмосфера дома -- страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное под.чинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное -- жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное -- подчинить, не дать жить по-своему

Вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

1.В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? Любовь -- это и есть стремление жить по законам своей души.

2. В чем сложность внутреннего состояния героини? Любовь к Борису -- это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви -- это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви -- это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.

3.Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Сцена с ключом: "Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его". Сцена свидания: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Сцена прощания: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь -- всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

1.Докажите, что смерть Катерины -- это протест. Гибель Катерины -- это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

2.Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Вывод: Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только и не сломалась под давлением "темного царства", смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Домашнее задание: Образ Катерины глазами героев пьесы.

Индивидуальное домашнее задание: Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

Каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. Все люди не похожи друг на друга, именно поэтому в одной и той же ситуации каждый ведет себя по-разному. Драма Островского «Гроза» показывает нам сложный замкнутый мир людей, патриархальный купеческий городок, где томится и страдает несчастная девушка. Вся вина ее в том, что ей тесно и душно в этом замкнутом мирке.

Катерина бесправна и беззащитна, впрочем, это было совершенно нормальным явлением согласно домостроевским порядкам. Молодая жена в доме своего мужа имела множество обя-занностей, а права ей попросту не полагались.
Катерина не умеет притворяться и обманывать, и это ее главное отличие от окружающих. Она покладиста и послушна, однако ей слитком тяжело выносить постоянные придирки и упреки. Искренняя, наивная и непосредственная, Катерина доверчиво открывает себя миру. Она не ждет от людей подлости, злобы, жестокости. Она словно не понимает, в каком мире живет.
Впрочем, если быть точным, то Катерина, действительно, не сразу понимает, в каком мире оказалась. Ее жизнь в родительском доме была беззаботной, счастливой и легкой. Окруженная заботой и любовью, Катерина жила так, как хотела. И эта «вольница» разом закончилась. Жизнь в доме мужа не имеет для Катерины ни единого светлого момента. Конфликт Катерины и «темного царства» нарастает медленно, но верно. В результате происходит настоящий «взрыв». Дело заканчивается гибелью девушки.
Можно сравнить Катерину с Варварой. Казалось бы, они близки по возрасту и к тому же происходят из купеческих семей. Однако Варвара умеет притворяться и лгать, а Катерина пет. С детства ее оберегали от работы. А получается, Что она выросла в атмосфере, далекой от реальной жизни. Если Варвара обладает развитым инстинктом самосохранения, понимает, как нужно себя вести, чтобы избежать проблем, то Катерина не обладает этими знаниями и умениями. Она похожа на ребенка, который абсолютно беззащитен.
Катерина вызывает сочувствие и симпатию в отличие от всех остальных персонажей драмы. Она совершенно одинока, так как не находит ни у кого поддержки. Слабовольный и бесхарактерный ее муж во всем слушается мать, все остальные также больше заняты своей жизнью. Душевные страдания, чувство непонятое™ и одиночества бросает Катерину в объятья Бориса. Эмоциональная и впечатлительная Катерина пытается найти спасение в любви. А что еще может попытаться сделать женщина, смысл жизни для которой - возможность полностью раствориться в любимом мужчине? Замужество не дает Катерине такой возможности, поэтому она вынуждена решиться на измен).
Катерину нельзя осуждать, она добра, мечтательна, романтична. Ее воображение кажется удивительным для простой необразованной девушки из купеческой семьи. Душевная пустота, пошлость, ханжество, ложь и ненависть - вот отличительные черты той среды, в которой девушка оказалась. Все ее лучшие качества никому не нужны. Доброту, любовь, нежность, чувствительность никто не смог оценить. Окружающие воспринимают Катерину как пещь, которая не имеет души и сердца. И, одинокая, несчастная, она не находит другого выхода, кроме самоубийства.

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле - вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором - катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц - тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, - с другой.Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! - говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. - В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, - содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один - грубо и открыто, другая - «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти - потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории - об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, - благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня - представители старшего поколения - являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон - сын Марфы Кабановой и муж Катерины - наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине - ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис - не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Веселая и жизнерадостная Варвара - дочь Кабанихи и сестра Тихона - жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест - побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, - говорит Н.А. Добролюбов, - выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма - устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

  • Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В […]
  • Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
  • Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • Критическая история "Грозы" начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о "луче света в темном царстве", необходимо было открыть "Темное царство". Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах "Современника" за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова - Н. - бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. "Мы считаем за самое […]
  • В "Грозе" Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение "отцов" и "детей", их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге». Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют. Я уверен, […]
  • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
  • Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
  • Роман «Мастер и Маргарита» не зря называют «закатным романом» М. Булгакова. Много лет он перестраивал, дополнял и шлифовал свое итоговое произведение. Все, что пережил М. Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, - все свои самые главные мысли, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. И родилось творение поистине необыкновенное. Необычно произведение, прежде всего, по жанру. Исследователи до сих пор не могут его определить. Многие считают «Мастера и Маргариту» мистическим романом, ссылаясь на […]