Спектакль дикарка. Билеты на спектакль «Дикарка Дикарка мхат отзывы

Спектакль хороший. Если вам по душе традиционный театр, без постмодернистских заморочек, новых прочтений и потуг на нездоровую оригинальность, – то смело идите, не пожалеете. Сначала про то, что понравилось. Замечательная игра Юлии Зыковой (Марья Петровна) – особенно тронула (до слёз) мизансцена с Маврой Денисовной (к сожалению, не смогла узнать имя актрисы - на сайте театра её почему-то нет в списке актёров, впрочем не только её, что весьма странно)). Мавра Денисовна тоже душевная и такая настоящая получилась. Браво! Хорош актёр, сыгравший Малькова, (тоже нет в списке актеров! – жалею, что не купила програмку). Правда, поначалу роль его невелика, но потом – именины сердца просто для дамы бальзаковского возраста – красавец-мужчина да и только! Кстати, когда узнала что в спектакле театра «Красавец- мужчина» играет Титоренко (о нём потом), то неприятно удивилась. Вот же вам, Татьяна Васильевна, живое воплощение, так сказать! Жгучая смесь молодых Андрея Миронова и Никиты Михалкова. Манкий, тонешь в его обаянии, и я не шучу. Варя (Елена Коробейникова) – на четвёрочку, но с плюсом. Во-первых, - чертовски мила! Во-вторых, достойная актриса, и думаю, не её вина, что где-то приходится чуть-чуть переигрывать, а где-то подражать в интонациях и даже жестах Дорониной. Учитывая, что режиссёр спектакля именно Татьяна Васильевна, не сомневаюсь, что г-жа Доронина задавила бедную девушку своим авторитетом и вполне возможно, что навязала Елене именно такую интерпретацию образа. Как бы то ни было актриса на сцене жила, выкладываясь на полную катушку. Очень понравилась финальный выход артистов. Легко, весело, трогательно, талантливо. Здесь уже браво режиссёру! Теперь о неудачах. Несомненно это игра Титоренко (роль Ашметьева) – недоразумение какое-то, а не актёр! Фальшив до неприличия, и слишком взрослый, как сейчас любят говорить. Ну не 50 ему (как д б по роли) явно! (хотя сейчас посмотрела – 55, но выглядит на все 60) И совершенно непонятно, как Варя в такого, извините, старого пердуна могла вдруг влюбиться – потасканный пень да ещё и безобразно играющий… Мне кажется, здесь должен был бы играть пятидесятилетний мужчина, который ещё может нравится женщинам, и даже молоденьким девушкам (а-ля Янковский такой (старший, конечно)). А тут – чёрт знает что, вернее кто. Анна Степановна (Поппе Татьяна) тоже, мягко говоря, подкачала. Театральность излишняя, нарочитость – шуму много, а толку мало. Бледное впечатление, увы. Ни силы в этой бабёшке не чувствуется, ни характера – истеричная и целлулоидная дура. Не верю!Вершинский в исполнении Максима Дахненко – ходульный персонаж. Так играть нельзя, молодой человек! Это профнепригодность! Слава Богу, ролишка проходная, но всё равно – обидно. Теперь несколько слов о самом театре. (который начинается, как говорится, с вешалки) Бездарно организован досмотр зрителей на входе. Вход один, очень узкая дверь (впервые, с таким безобразием столкнулась), длииинная очередь, пенсионер весьма преклонного возраста на рамке (дотошный, но не расторопный). В буфете не продают алкоголь. Когда я выразила предположение, что, наверно, театр не успел получить лицензию (такое случается), буфетчик с непонятной гордостью и уж совсем непонятной обидой заявил, что дело не в лицензии, а в волевом решении руководства театра – у нас, сударыня, не наливают-с) Ну не дурь ли? Недостойный пример откровенного ханжества. Вообще-то, алкаши по театрам не ходят – чего боится Татьяна Васильевна – одному Богу известно. Возрастное это у неё что ли? И вообще, как то очень много Дорониной в фойе, мне кажется это нескромным и неуместным.

Спектакль хороший. Если вам по душе традиционный театр, без постмодернистских заморочек, новых прочтений и потуг на нездоровую оригинальность, – то смело идите, не пожалеете.
Сначала про то, что понравилось. Замечательная игра Юлии Зыковой (Марья Петровна) – особенно тронула (до слёз) мизансцена с Маврой Денисовной (к сожалению, не смогла узнать имя актрисы - на сайте театра её почему-то нет в списке актёров, впрочем не только её, что весьма странно)). Мавра Денисовна тоже душевная и такая настоящая получилась. Браво!
Хорош актёр, сыгравший Малькова, (тоже нет в списке актеров! – жалею, что не купила програмку). Правда, поначалу роль его невелика, но потом – именины сердца просто для дамы бальзаковского возраста – красавец-мужчина да и только! Кстати, когда узнала что в спектакле театра «Красавец- мужчина» играет Титоренко (о нём потом), то неприятно удивилась. Вот же вам, Татьяна Васильевна, живое воплощение, так сказать! Жгучая смесь молодых Андрея Миронова и Никиты Михалкова. Манкий, тонешь в его обаянии, и я не шучу.
Варя (Елена Коробейникова) – на четвёрочку, но с плюсом. Во-первых, - чертовски мила! Во-вторых, достойная актриса, и думаю, не её вина, что где-то приходится чуть-чуть переигрывать, а где-то подражать в интонациях и даже жестах Дорониной. Учитывая, что режиссёр спектакля именно Татьяна Васильевна, не сомневаюсь, что г-жа Доронина задавила бедную девушку своим авторитетом и вполне возможно, что навязала Елене именно такую интерпретацию образа. Как бы то ни было актриса на сцене жила, выкладываясь на полную катушку.
Очень понравилась финальный выход артистов. Легко, весело, трогательно, талантливо. Здесь уже браво режиссёру!
Теперь о неудачах. Несомненно это игра Титоренко (роль Ашметьева) – недоразумение какое-то, а не актёр! Фальшив до неприличия, и слишком взрослый, как сейчас любят говорить. Ну не 50 ему (как д б по роли) явно! (хотя сейчас посмотрела – 55, но выглядит на все 60) И совершенно непонятно, как Варя в такого, извините, старого пердуна могла вдруг влюбиться – потасканный пень да ещё и безобразно играющий… Мне кажется, здесь должен был бы играть пятидесятилетний мужчина, который ещё может нравится женщинам, и даже молоденьким девушкам (а-ля Янковский такой (старший, конечно)). А тут – чёрт знает что, вернее кто.
Анна Степановна (Поппе Татьяна) тоже, мягко говоря, подкачала. Театральность излишняя, нарочитость – шуму много, а толку мало. Бледное впечатление, увы. Ни силы в этой бабёшке не чувствуется, ни характера – истеричная и целлулоидная дура. Не верю!
Вершинский в исполнении Максима Дахненко – ходульный персонаж. Так играть нельзя, молодой человек! Это профнепригодность! Слава Богу, ролишка проходная, но всё равно – обидно.
Теперь несколько слов о самом театре. (который начинается, как говорится, с вешалки) Бездарно организован досмотр зрителей на входе. Вход один, очень узкая дверь (впервые, с таким безобразием столкнулась), длииинная очередь, пенсионер весьма преклонного возраста на рамке (дотошный, но не расторопный). В буфете не продают алкоголь. Когда я выразила предположение, что, наверно, театр не успел получить лицензию (такое случается), буфетчик с непонятной гордостью и уж совсем непонятной обидой заявил, что дело не в лицензии, а в волевом решении руководства театра – у нас, сударыня, не наливают-с) Ну не дурь ли? Недостойный пример откровенного ханжества. Вообще-то, алкаши по театрам не ходят – чего боится Татьяна Васильевна – одному Богу известно. Возрастное это у неё что ли? И вообще, как то очень много Дорониной в фойе, мне кажется это нескромным и неуместным.

«Дикарка» - комедийная пьеса А. Островского, которую на сцене МХАТ им. Горького поставила Татьяна Доронина.

О спектакле

Пьесы Островского обладают уникальным свойством: они остаются актуальными даже спустя полтора столетия. Меняется время, но люди остаются прежними, со своими неизменными пороками, желаниями и целями. «Дикарку» в современных московских театрах практически не ставят, а зря. Этот пробел уверенно ликвидировал МХАТ им. Горького, который покажет и докажет зрителям, что оставлять на театральных задворках эту пьесу - истинное кощунство по отношению к искусству.

Помещик Ашметьев возвращается в свое загородное имение из заграничной поездки. Здесь его хватает всего на пару дней, ведь скучная и размеренная сельская жизнь ему совершенно не по душе. Об этом он и спешит объявить своей нелюбимой супруге Марье Петровне. Ашметьев намерен поскорее убраться отсюда и отправиться получать новые ощущения от очередного парижского путешествия. Марье Петровне приходит в голову познакомить своего супруга с дивным соседским экземпляром в лице юной девушки Вареньки, которая своими повадками дика и неприступна. Жена уверена, что нетипичная Варенька заинтересует в плане изучения своего характера Ашметьева и тот задержится в имении. Но она и подумать не могла, к чему может привести эта с виду безобиднейшая интрижка. И Варенька, и Ашметьев крепко влюбляются друг в друга. Чем же грозит роман стареющего мужа и барышни-дикарки?

Премьера спектакля состоялась 1 декабря 2012 года. Критики отметили, что постановка вышла в лучших традициях «доронинского» театра. «Дикарку» в 2019 году продолжают ставить на регулярной основе на радость зрителям.

Творческая группа

Татьяна Доронина, народная артистка СССР, президент и бывший художественный руководитель МХАТ им. Горького, подходит с трепетом и абсолютной серьезностью к классическим постановкам. Донести до зрителя то, что хотели сказать великие писатели - главный почерк ее театральных работ. Сегодня на сцене театра идут 16 спектаклей, что ставила великая Доронина. Среди них «Зойкина квартира», «Пигмалион», «Белая гвардия», «Три сестры», «Теркин - жив и будет!», «Полоумный Журден».

К работе над столь знаковой пьесой Доронина привлекла лучших актеров театра. Ашметьева уверенно играет заслуженный артист России Александр Тоторенко, образ Марьи Петровны зрителям подает заслуженная артистка России Юлия Зыкова. Роль дикой нравом и сердцем Вари исполняет молодая талантливая актриса нового поколения Елена Коробейникова. Всего во время спектакля на сцене появятся 12 актеров.

Как купить билеты на спектакль

Мы предлагаем билеты на «Дикарку» вj МХАТ им. Горького по доступным ценам. Почему стоит заказывать у нас:

  • работаем на рынке предоставления развлекательно-театральных услуг с 2006 года;
  • знаем, какие места хочет получить зритель;
  • осуществляем бесплатную доставку в любую точку Москвы и Санкт-Петербурга;
  • предлагаем хорошие скидки при коллективных заявках от 10 человек.

Спектакль «Дикарка» - качественная постановка островской комедии, которая заставит смеяться каждого зрителя.

Поверив хвалебной статье по случаю премьеры с недвусмысленными восклицаниями "настоящая классика, "в лучших традициях классической постановки", мы купили билеты на спектакль театра МХАТ им. Горького "Дикарка".
Зал был полон. Праздники или столь же наивное доверие к театральной прессе послужили тому - я не знаю. И вот, действие начинается: яркие декорации, красивые костюмы и все вроде бы по тексту. Появляется главная героиня, Варя Зубарева. И понеслось... Актриса вбегает, вернее влетает, на сцену и принимается исступленно кататься по полу, стоная и горланя о том, как ей жарко. Признаться, это вызвало у нас некоторое недоумение, но, разумеется, мы остались. Дальше все становилось лишь хуже. Героиня кричит и мечется по сцене, словно бесноватая, а все прочие герои восхищенно посмеиваются над ее так называемой детской непосредственностью. Такое воплощение характера девушки в спектакле, вероятно, основывается лишь на названии пьесы и не более того. Смыслом, заложенным автором, здесь и не пахнет.
Да, конечно, героиня - дикарка, но она должна быть не просто пустологовой дурочкой, прыгающей без ума по лесу, она должна быть яркой натурой, пусть невежественной и необразованной, но интересной, вольной и необузданной. Натурой, что далека от условностей, которая "зажигает" все окружающих и подстегивает всех остальных хохотать от души даже вопреки приличиям, если хочется... Что ж, чего нет, того нет.
Все действие развивается по заведомо известному сценарию. Молодую девушку прельщает старый ловелас, промотавший свое состояние. Она бросается в его объятия, но её спасает её же собственная необузданность и любовь человека куда более достойного. Затем резкий переход: дикарка, только что в безудержном отчаянии (которое, кстати сказать, на сцене Вы так и не увидите) сбегаюшая от родного очага вдруг оказывается в доме своего будущего жениха и даже успела согласиться на замужество. И вот финал: любящий жених говорит, что купит имение обидчика вместе с рощей, которую выторговал ранее. Все пляшут, все танцуют. Всё! Зрители сыпят хилые аплодисменты.
Безусловно, спектакль изначально заявлен как комедия, но не до такой же степени! Всё это напоминало не пьесу Островского, а какой-то нелепый фарс, насмешку над автором. У Островского не бывает пустых историй. Будь это драма или же комедия, везде заключена некая мораль, ключевой замысел: приходит Новое время и Новые люди создают будущее...
"- Так мы будем жить "как-нибудь". Я этого не знала.
- А вот погоди, годика через два-три, мы с тобой купим у них это имение, и с парком и с Миловидой!"
Но даже такой яркий финал скомкан и забит удалыми танцами. Каламбур да и только.
Если Вы хотите увидеть на сцене действительно настоящую постановку по Островскому, сходите лучше в Малый театр, театр "Сфера" или в театр им. Маяковского. Данный спектакль я крайне не советую.

Сегодня посетила свой любимый МХАТ и наслаждалась спектаклем "Дикарка". Пьеса малоизвестная, но удивительно мастерски переданная на сцене театра, что неудивительно, ведь режиссер-постановщик Татьяна Васильевна Доронина. Не знаю, читает ли она отзывы здесь, но я выражаю глубокую признательность лично ей, как создателю этого театра за то, что здесь все безгранично уважают зрителя и преклоняются перед великими классиками и чтут традиции академического русского театра. Постановка - на высочайшем уровне. Зал смеялся и замирал вместе с актерами, отдача от зрителей была мощнейшая. Спасибо вам!

Маргарита, 30 лет, 11 марта 2019

Ходили на "Дикарку" и остались в полном восторге. При современном засилье всяких экспериментальных спектаклей приятно было посмотреть классическую постановку без пошлости, раздеваний и политических отсылок. Прекрасная игра актеров, яркие костюмы, декорации - все идеально. Мы и смеялись, и переживали за героев. Обязательно придем в театр еще не раз.

Валентина, 60 лет, 10 марта 2019

5 марта смотрели спектакль "Дикарка" большой компанией с подругами и детьми. Спектакль понравился всем. Спектакль поставлен Т.В. Дорониной по пьесе Островского. Классика Островского - это всегда современно, а еще весело и поучительно. В постановке чувствуется стиль Дорониной Т.В. Ее ни с кем не спутаешь. Прекрасная игра актеров захватывает с первых минут представления. В этом театре смотрели не один спектакль, и, как всегда, хороши декорации и костюмы. Всем, кто любит классику в первоначальном виде, рекомендую этот театр. Мы тоже сюда вернемся еще не раз.

Галина Гусева, 62 года, 6 марта 2019

Вчера для себя открыла новое классическое произведение "Дикарка". Я увидела завораживающую роскошь профессионализма. Игра артистов, музыка, сценография, костюмы- все безукоризненно. Энергетика спектакля сокрушительна. Уже с первых минут понимаешь, что режиссер этого спектакля- непревзойденная Татьяна Доронина. Огромное СПАСИБО за прекрасный спектакль!!!

Елена, 1 октября 2018

Когда я вижу на афише имя Островского, я знаю, что спектакль будет актуален и в наши дни. Удивительно, как Островский мог писать такие вещи, которые волнуют людей в любом столетии, и как ему это удавалось? Но вернемся к спектаклю «Дикарка», который я посмотрела в МХАТ им. М. Горького. Действие происходит в деревне, куда после длительного отсутствия возвращается Александр Львович, стареющий ловелас и сын местной, богатой помещицы. В деревне ему заняться не чем, вот и придумала его жена, Марья Петровна одну авантюру. Попросила она местную девушку Варю, которая слыла здесь дикаркой развлечь ее мужа, Александра Львовича. А девчонка возьми и влюбись в него. Сильно, страстно. Что делать, как тут быть? Пришлось дать от ворот поворот жениху, да и Марья Петровна уже не рада такому повороту и слезы льет Но... не смог выдержать старый ловелас напора молодой девушки и понимает, что лучше жены нет на этом свете. А что же Варенька? А она ведь Дикарка. Поэтому быстро нашла замену и выходит замуж за молодого помещика Малькова. Охотник и жертва. Любовь и разочарование. Крушение иллюзий и понимание, что такое настоящее счастье! Масштабные декорации, которые встретишь не во всех театрах, и великолепная игра актеров…

Варвара, 1 октября 2018

Сегодня вечером с любимым посетили МХАТ им. М. Горького, смотрели постановку комедии Островского «Дикарка». Нам очень понравилось! Действительно, мудрые слова все также актуальны и смешны через время. «Странное существо – человек: в молодости даны ему страсти для того собственно, чтоб наделать глупостей на всю жизнь; потом, в зрелых летах, дается ему ум, чтобы раскаиваться всю жизнь». Надеюсь, я наделала не много глупостей. Нам повезло с местами, сидели прямо рядом со сценой. И каждая эмоция на лице актеров была видна – смех, удивление, слезы... И 2 часа 40 минут пролетели на одном дыхании. Как удивительно театр дошел через столетия до нас! Среди стольких видов искусств он привлекает особой магией, ощущением присутствия, единения актеров и публики.