Спектакль пристань в театре вахтангова содержание. Спектакль пристань

ВНИМАНИЕ! Срок бронирования билетов на все спектакли театра Вахтангова составляет 30 минут!

Лауреат Театральной премии «МК» Сезон-2011 / 2012 в номинации "Лучший спектакль"
Лауреат театральной премии "Звезда театрала" в номинации "Лучший актерский ансамбль", 2012
Лауреат Премии Фонда Станиславского в номинации "Событие сезона", 2012
Лауреат театральной премии "Гвоздь сезона" (сезон 2011 - 2012 года)

К 90-летию Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова.

Спектакль в 2 действиях по мотивам произведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. де Филиппо.

Юбилейный спектакль «Пристань» - не традиционная акция к 90 летию Театра. Это скорее потребность воздать должное уважение и восхищение актерам, посвятившим всю свою творческую жизнь одному театру - Вахтанговскому. Их служение составило его историю и славу. Что есть юбилей? Это берег, пристань, к которой швартуется театр - корабль.
На его борту время от времени начертаны даты 60, 70, 80 и, наконец, 90. Кто его пассажиры сегодня? Актеры разных возрастов, дарований, амплуа. Они - команда, а на капитанский мостик 13 ноября 2011 года вышли лидеры, чье мастерство и виртуозное лицедейство стало легендой: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев.
В этом спектакле - бенефисе у каждого своя тема, свой герой, своя исповедь.
Творческая жизнь прожита в театре, который стал для них храмом, а юбилейный спектакль - мессой в память тех его строителей, кто сегодня не с нами, и тех, кто по праву является гордостью Вахтанговцев.
Это месса для молодых, продолжающих дело корифеев.
Это месса для всех прихожан - зрителей.
Это подношение театра - будущему.

Уважаемые зрители, предложенная вашему вниманию программа спектакля не является окончательной. Театр оставляет за собой право исполнять не все части в один вечер, менять последовательность частей, а также вносить коррективы в состав исполнителей.

Продолжительность: 3 часа 45 минут (с одним антрактом)


Фото и видео











На сцене театра имени Вахтангова вот уже несколько лет существует пристань, куда время от времени причаливают всем кораблям корабли: Юлия Борисова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Людмила Максакова, Сергей Маковецкий, Ирина Купченко, Евгений Князе в… Корифеи, звезды, легенды, без которых невозможно представить историю российского театра. Совсем недавно вместе с ними швартовались корабли Юрия Яковлева, Владислава Шалевича, Галины Коноваловой . Но они уже в ином измерении, продолжая свой путь в тех неведомых водах, откуда нет возврата.

«Пристань» — это спектакль-посвящение памяти людей и истории Вахтанговского театра. Придумал этот возвышенный и романтичный спектакль к 90-летию театра его художественный руководитель Римас Туминас . «Это наша память, это месса для молодых, продолжающих дело корифеев, — объясняет он. — Это месса и для всех прихожан — зрителей. Все мы пассажиры в этой жизни. Есть территория, которая объединяет нас на миг, и мы думаем, что жизнь вечна, прекрасна, но… но… Эта пристань и есть та территория, может быть, театральная, где раскрываются мимолетные судьбы. Мы уходим, и закрывается занавес».

«Пристань» можно назвать вечером бенефисов, хотя в нем занято около полусотни артистов. Великие артисты, отдавшие свой талант и жизнь служению родному Вахтанговскому, выходят на сцену каждый в своем амплуа. Для каждого была найдена именно та пьеса из мировой классики, в которой он может максимально раскрыть свою индивидуальность. Вот Юлия Борисова — главная героиня мини-спектакля «Визит дамы» по пьесе Фридриха Дюрренмата . Она истинная Дама, в подобающих нарядах, окруженная всеобщим восхищением. Ее героиня по имени Клара возвращается в город своей юности, с которым связаны не лучшие воспоминания: предательство возлюбленного и как следствие путь на панель. Но у судьбы на каждого свои планы — и вот уже она обладательница миллионного наследства, с молодым мужем вернулась в свой город с единственной целью — восстановить попранную справедливость. Неважно, какими средствами. Важно, на что готовы пойти горожане ради больших денег. Юлия Борисова блистательна в этой роли, впрочем, а в какой она не была блистательна? Невольно вспомнишь ее Клеопатру в дуэте с Михаилом Ульяновым в спектакле сорокалетней давности «Антоний и Клеопатра» . В ней и сейчас столько юношеского задора, такая энергия льется со сцены в зрительный зал, что невозможно поверить в возраст этой актрисы.

Для Владимира Этуша , которого называют старейшиной российской сцены, создатели спектакля выбрали отрывок из драмы Артура Миллера «Цена» . Его герой, старый антиквар по имени Соломон, торгуется с клиентом не ради денег — хотя и не уступит ни цента. Одинокий 90-летний старик рад тому, что оказался опять востребованным, при этом ведет себя как истинный хозяин положения. Он пришел оценить мебель не ради заработка, а ради того, чтобы почувствовать себя живым, поиграть еще в этой жизни. И какое же счастье слышать знакомые интонации любимого артиста, который кажется абсолютно адекватным своему герою. Для Владимира Этуша, как, впрочем, и для любого возрастного артиста, жить значит играть, выходить на сцену и купаться в любви благодарного зрителя.

Людмиле Максаковой до его возраста еще далеко. Но по режиссерской задумке ей досталась роль неистовой старухи, которая так увлеклась игрой в рулетку, что за ночь спустила все свое состояние, оставив ни с чем ожидающих ее смерти наследники. Бабуленька Людмилы Максаковой в отрывке «Игрок» по Достоевскому стремительно выкатывает на сцену в кресле-коляске, в черной папахе с торчащим пером — и взрывает все пространство вокруг.

Вместе со старейшинами на сцену выходят представители среднего поколения, давно завоевавшие любовь публики не только на сцене, но и в кино. Например, потрясающий дуэт — Ирина Купченко и Евгениий Князев в миниатюре «Филумена Мартурано» по Эдуардо де Филиппо . Да и в массовке можно увидеть артистов, давно уже ставших знаменитыми. Невероятные костюмы артистов, которые для всех героев придумал главный художник театра Максим Обрезков , добавляют зрелищности этому захватывающему спектаклю.

Над спектаклем работали несколько режиссеров, у каждого свой почерк. Но получился он целостным во многом благодаря стихам Пушкина, которые проходят через него сквозным сюжетом. Читает их Василий Лановой . Ну, а как он умеет это делать — не надо и рассказывать. И еще декорациям. На сцене выстроен настоящий Храм искусства (сценография Адомаса Яцковскиса ). Чем-то он напоминает внутренне пространство собора с уходящими ввысь колоннами — не зря ведь Туминас называет «Пристань» мессой. В финале звучит торжественная музыка, словно перенося зрителей в пространство реального храма. Во всю ширь сцены развевается белое полотнище — парус, на котором появляются лица великих режиссеров и артистов, всю свою жизнь служивших этому театру — от Евгения Вахтангова и Рубена Симонова до Михаила Ульянова . Корабль плывет, парус опускается — и перед публикой предстает нынешнее поколение вахтанговцев, где есть место каждому — и корифеям, и совсем молодым. Они — команда, у которой славное прошлое и большое будущее.

Юбилейный спектакль «Пристань» - не традиционная акция к 90 летию Театра. Это скорее потребность воздать должное уважение и восхищение актерам, посвятившим всю свою творческую жизнь одному театру - Вахтанговскому. Их служение составило его историю и славу. Спектакль в 2 действиях по мотивам произведений Б. Брехта, И. Бунина, Ф. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А. Пушкина, Э. де Филиппо.

Когда

Где

Театр им. Евг. Вахтангова, метро Арбатская.

Сколько стоит

Стоимость билетов от 400 до 5200 рублей.

Описание мероприятия

Что есть юбилей? Это берег, пристань, к которой швартуется театр - корабль. На его борту время от времени начертаны даты 60, 70, 80 и, наконец, 90. Кто его пассажиры сегодня? Актеры разных возрастов, дарований, амплуа. Они - команда, а на капитанский мостик 13 ноября 2011 года вышли лидеры, чье мастерство и виртуозное лицедейство стало легендой: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев.

В этом спектакле - бенефисе у каждого своя тема, свой герой, своя исповедь. Творческая жизнь прожита в театре, который стал для них храмом, а юбилейный спектакль - мессой в память тех его строителей, кто сегодня не с нами, и тех, кто по праву является гордостью Вахтанговцев. Это месса для молодых, продолжающих дело корифеев. Это месса для всех прихожан - зрителей. Это подношение театра - будущему.

Награды спектакля Пристань:

Лауреат Театральной премии «МК» Сезон-2011 / 2012 в номинации "Лучший спектакль"
Лауреат театральной премии "Звезда театрала" в номинации "Лучший актерский ансамбль", 2012
Лауреат Премии Фонда Станиславского в номинации "Событие сезона", 2012
Лауреат театральной премии "Гвоздь сезона" (сезон 2011 - 2012 года)

Для кого подойдет

Для взрослых, поклонников театра.

Прошла неделя с того незабываемого вечера, когда мне выпало счастье посетить спектакль «Пристань» в Театре им. Вахтангова, а он все еще стоит перед глазами и заставляет думать о многих вещах, о не растерянных ценностях слова и игры Артиста, о красоте классического репертуара, не поддавшегося современному прочтению.
Можно применить множество красочных эпитетов к спектаклю, но выделю два: уникальный и грустный. Уникальность действа на сцене – это участие в нем не одного великого актера, а целого созвездия великих мэтров. Редкий театр может похвастаться тем, что на его сцене играет такое количество признанных любимцев публики. Все они отдали театру долгие десятилетия своего творчества, и хочется верить, что в театре продолжаются традиции великих режиссеров, а любовь к своему театральному дому объединяет и поддерживает всю труппу. Возможно, гениальная задумка Римаса Туминаса состоит именно в этом: показать не только великолепных звезд театра, но и ту удивительную студийную атмосферу, которая в разные годы была присуща вахтанговцам.
Спектакли этого театра всегда поражали театральностью, праздничностью, шутками на злобу дня. Но и серьезный психологизм тоже присущ театру. И вот в данной постановке мы видим на сцене маленькие спектакли, разные по духу, поставленные каждый для своего «одного актера». Выходы всех немолодых мэтров сопровождаются овациями. Все великолепны. Можно немного побурчать по разным поводам – этот мини-спектакль можно подсократить, этот удлинить, а эти вообще поменять местами, да и музыку в финале можно немного приглушить. И все же четыре часа проходят на одном дыхании. Это встреча с настоящим Театром, не уронившим планку, уважающим своего зрителя. Браво Владимиру Этушу, Галине Коноваловой и Юлии Борисовой! Это что-то искрометное и недосягаемое по уровню игры! А когда уже позже, дома, я узнала о возрасте этих Артистов, то остается только низко поклониться им в пояс! Отдельно хочу выделить Василия Ланового, который ненадолго появляется на сцене, чтобы прочесть стихи Пушкина. Но как он это делает! Сколько трагизма и грусти в его словах и облике. У меня уже давно не бегали мурашки по телу в театральном зале. Спасибо ему и всем за эти мурашки.
В спектакле много юмора, и все же по окончании действа меня не отпускало чувство щемящей грусти, грусти по уходящему Искусству. Спектакль начался на грустной ноте – с исполнения молитвы, а закончился огромным развевающимся занавесом, на котором появляются и исчезают портреты прославленных вахтанговцев. Что это? «Унесенные ветром»? Но молодые артисты в первой сцене молятся о том, чтобы мы не забывали тех, кто создал русское театральное искусство. Сейчас, в век телевидения и кинофильмов со спецэффектами, хочется верить, что Театр жив и есть, кому продолжить его традиции. Еще раз спасибо Римасу Туминасу за его блестящую постановку.

Спектакль по мотивам произведений Ф.М. Достоевского, Ф. Дюрренматта, А. Миллера, А.С. Пушкина, Э. Де Филиппо (2ч50м) 16+
Художественный руководитель постановки: Римас Туминас
Режиссеры: Владимир Иванов, Алексей Кузнецов, Владимир Еремин
Артисты: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Ирина Купченко, Евгений Князев
и другие С 20.12.2018 нет дат для данного спектакля.
Учтите, что театр может переименовывать спектакль, также одни антрепризы иногда передают в прокат спектакли другим.
Для полной уверенности что спектакль не идет воспользуйтесь поиском по спектаклю.

Рецензия "Афиши": Этот спектакль войдет в историю, он уникален. Не потому, что посвящен 90--летию театра им. Евг. Вахтангова – мало ли случается «датских» торжеств? Его уникальность – в составе участников, в блеске их имен и, главное, в том неистовом пыле дебютантов, с которым великие актеры, честь и слава Вахтанговского театра, отдаются выбранным ими для бенефиса ролям. Спектакль сплетен из фрагментов разных произведений и идет под несмолкающие аплодисменты растроганной пуб-лики. Шквал оваций обрушивается и на давно не выходившую на сцену Юлию Борисову, которая царит и ча-рует в «Визите старой дамы» по Дюрренматту, и на Василия Ланового, читающего Пушкина, и на Людмилу Максакову, представшую Бабушкой из «Игрока» Достоевского, и на Вячеслава Шалевича в роли Галилея из пьесы Брехта. Великолепен Владимир Этуш в роли старого Грегори из «Цены» А. Миллера, каждая реплика его колоритного персонажа – чистый перл и вызывает радостный хохот зала. Ирина Купченко и Евгений Князев с блеском, выделяя лишь самое главное, пунктиром пролетают пьесу Э. Де Филиппо «Филумена Мартурано». Затаив дыхание, в звенящей тишине внимают зрители Юрию Яковлеву, так просто и мудро играющему в «Темных аллеях» по Бунину.
Это спектакль корифеев. Вахтанговская молодежь скромно теснится на втором плане, иначе и быть не может: роль молодых здесь – восторг и преклонение перед великим уходящим театром.
Но подлинное открытие и триумф спектакля – Галина Коновалова в инсценированном рассказе Бунина «Благосклонное участие». Можно смело сказать, что к актрисе, никогда не игравшей главных ролей и не знаменитой, в возрасте 95 лет пришел настоящий успех. Она играет старую певицу, всеми забытую бывшую приму, которая только и живет, что от Рождества до Рождества, так как именно под Рождество, раз в году, получает приглашение дать благотворительный концерт для гимназистов, и этот концерт – ожидание его, подготовка к нему – становится главным событием ее жизни. Игра Галины Коноваловой поражает кипучей энергией и сочетанием контрастов: печаль – и ирония, тонкость внутренних переживаний – и гротеск, неистребимое женское кокетство – и самоирония. Проявляется подспудный смысл спектакля: душа актера не знает возраста. Жажда творчества неутолима.
Художественный руководитель постановки Р. Туминас. Режиссеры: А. Дзиваев, В. Еремин, В. Иванов, А. Кузнецов. Художник А. Яцовскис. Художник по костюмам М. Обрезков. Композитор Ф. Латенас

Елена Левинская

В спектакле участвуют: