Старинная картина: как оценить и продать дорого. Как оценить стоимость картины

Антикварный магазин предлагает свои услуги по бесплатной оценке старинной картины. При желании продать картину в Москве, выставить на продажу, для Вас работает комиссионный отдел в котором осуществляется скупка картин 19 - середины 20-го века. Приобретению подлежат полотна известных художников и мало-известных широкой аудитории живописцев.

На сколько дорого мы готовы оценить вашу картину, можно узнать, отправив любым удобным способом фото вашего экземпляра к нам на оценку, посредством электронной почты или на номер

В комиссионном отделе нашего магазина вы можете получить бесплатную консультацию о предметах живописи и узнать - сколько стоит старинная картина, где и за сколько можно продать в Москве, какие картины ценятся дорого и представляют максимальный интерес для антикваров, по каким критериям оценивается. На нашем сайте, через форму онлайн-оценки вы можете быстро узнать цену скупки картины не выходя из дома. В конце статьи Вы можете задать свой вопрос по оценке картины и получить исчерпывающий ответ за 15 минут.

Критерии оценки старинной картины

  • возраст полотна картины;
  • автор (художник), авторская подпись;
  • наличие клейма, штампов музея или выставки;
  • наличие документа искусствоведческой экспертизы
  • происхождение;
  • состояние полотна картины (подлежит реставрации -да/нет);
  • комплектности (рамка есть/нет);
  • размер и материал полотна;

Оценка художественной и рыночной стоимости картины. В чем отличие?

Следует понимать: оценка художественной либо исторической ценности и рыночная оценка старинных картин это совершенно разные виды оценки.

Оценка стоимости старинной картины подразумевает что эксперт обладает профессиональными знаниями не только в сфере искусства, но и знает рыночную стоимость, которая определяется на основе спроса и предложения. Оценка картины экспертом - который является антикваром будет реальной.

Оценка старинной картины онлайн по фото

Как бесплатно оценить старинную картину 19 века

Несколько простых способов бесплатной онлайн оценки старинной картины у экспертов комиссионного отдела антикварного магазина.

Оценка иконы по телефону

Бесплатно оценить и узнать - за сколько продать картину можно со словесного описания, позвонив на номер телефона антикварного магазина.

Выезд оценщика - бесплатно

Если Вы не желаете тратить время на поездку в центр Москвы, оставьте заявку на оценку. Оценщик живописи приедет и встретится в удобном для Вас месте совершенно бесплатно.

Оценка картин производится при продавце. Занимает время от 5ти минут до часа. Оценка старинных полотен имеющих большую историческую и художественную ценность может быть увеличена по времени.

Стоимость старинных картин

Антикварная и рыночная стоимость старинных полотен зависит от десятков/сотен нюансов и задавать вопросы: "сколько стоит старая картина 19 века" или "за сколько можно продать картину в Москве" - совершенно бессмысленно. Вкратце, стоимость значительно зависит от имени художника, техники исполнения и используемых материалов и красок. Для коллекционеров антикварной живописи интерес представляют картины 17, 18, 19 и конца 20-го столетия (до 1980-го года). По фотографии уже можно многое прояснить. Приблизительную стоимость нашего интереса мы назвать сможем. Но точную оценку можно произвести только взяв в руки картину и внимательно рассмотрев. За дорогое, старинное полотно известного автора мы можем предложить сравнительно высокую цену, выставить на комиссию или посоветовать коллекционера, музей, которых может заинтересовать Ваш экземпляр.

Как продать картину выгодно

Напрямую коллекционеру? Но где его найти. По природе своей, серьезные коллекционеры весьма недоверчивый народ и предпочитают пополнять коллекцию только в проверенных местах и у людей с репутацией.
Соответственно, Вы - не их клиент. Частному лицу, возжелавшему украсить свою квартиру предметом живописи? Но не будучи экспертом, кто готов назначить высокую цену покупки? Не тратя время понапрасну, минуя мелких перекупщиков с досок объявлений, можно обратиться в антикварный салон, специализирующийся на комиссионной торговле старинной живописью. Что Вы, собственно, уже и сделали.

Оплата и конфиденциальность сделки

Оплата производится наличными или, по усмотрению клиента, переводом денежных средств на банковскую карту. Выплата всей причитающейся суммы за старинную картину осуществляется сразу после соглашения обеих сторон о взаимовыгодном приобретении предмета сделки. Соглашение о приобретении принимается после визуального осмотра и оценки старинной картины в стенах данного антикварного магазина в Москве или по месту встречи нашего представителя с клиентом.

Магазин Антиквар неукоснительно следует политике неразглашения личных данных и коммерческой информации о сделке. Содержание переписки с клиентом и его контактные данные не хранятся в базе антикварного магазина дольше 3-х дней и не под каким предлогом не передаются третьим лицам.

Стоимость картины зависит от многих показателей. Однако начинающие художники с завышенными амбициями не учитывают этого и оценивают свои произведения слишком высоко. Поэтому, чтобы не питать напрасных иллюзий, лучше досконально изучить правила оценки.

Инструкция
1. В первую очередь, оценивается полотно по автору. Соответственно, чем старше картина и известнее художник, тем больше за нее дадут на любом аукционе. Конечно же, современные мастера в этом отношении очень сильно проигрывают признанным гениям ушедших эпох. Среди молодых художников распространен миф, что если в своей стране на их работы нет коллекционного спроса, то уж на Западе они точно будут востребованы. Это ошибочно, так как эксперты и коллекционеры за рубежом также жаждут приобрести работы признанного гения.

2. Следующий пункт, по которому определяют, сколько можно дать за то или иное полотно, – это время, когда данная картина была написана. Исходя из этого, произведение 18-го века априори будет дороже картины века 20-го в связи с тем, что уже считается антиквариатом.

3. Однако даже если художник и его работа не подходит под описание первых двух пунктов, у него все равно есть шансы получить вполне приличную оценку стоимости своего полотна. Ведь на нее влияет роль в современном искусстве. Если она полностью отражает события сегодняшнего дня, написана в стиле и духе времени, то такую картину оценивают достаточно высоко.

4. Качество картины также занимает не последнее место в определении цены произведения искусства. Определенные краски, холст, используемые кисти – все это определенным образом меняет стоимость полотна.

5. Еще один параметр, по которому оценивают стоимость картины, – это ее размер. Вполне ожидаемо и понятно, что чем меньше работа, тем меньше она будет стоить в сравнении с каким-либо масштабным произведением искусства.

6. Если вы не художник, а всего лишь коллекционер, который стремится продать имеющееся у него произведение искусства, то в вашем случае на оценку картины будет влиять и ее история. Количество предыдущих владельцев, наличие повреждений, качество проведенных реставраций, история предыдущих покупок – все это позволяет как увеличить, так и снизить стоимость такой работы.

Картины, живопись пользуются большой популярностью как антиквариат и как метод инвестирования. Для вложения денег очень важно определить реальную цену произведения, в случае с коллекционированием этот параметр чуть менее важен, но тем не менее не на последнем месте. Оценка картин заключается в сборе большого количества информации как о сегменте рынка, так и о самом объекте продажи.

Оценка картин

Оценка и экспертиза

Для точного определения стоимости предмета искусства очень важно различать такие понятия, как оценка и экспертиза. Помимо этого, необходимо понимать, о чем идет речь, когда говорят «оценка живописи и картин».

Когда речь идет о картине, то подразумевают объект искусства, изображенный на холсте при помощи красок, карандашей, написанный маслом или другое. Если разговор заходит о живописи, то помимо картин, она может включать также рисунки на фарфоре или на других предметах. То есть живопись имеет более обобщенное понятие, чем картина.

Теперь разберемся, в чем же разница между оценкой и экспертизой. Экспертиза картин нужна, чтобы отличить оригинал произведения от подделки. Она представляет собой заключение работников музея о том, что картина подлинная. Это не может быть любой музей, только некоторые из них имеют право давать такое заключение. Для того чтобы провести экспертизу, кроме разрешения властей, необходимо иметь экспертов в этой области, а также лабораторное оборудование.

На руки заказчику выдается заключение или отказные бумаги, в случае если картина поддельная. Как правило, экспертиза проводится и для оценки, если существует необходимость определить цену очень известной и дорогой картины. Подделка картин менее ценных редко бывает высокого качества. Экспертиза не дает информации о том, сколько стоит то или иное произведение искусства.

Оценка может быть проведена любыми экспертами, которые имеют на это лицензии. Часто это может быть произведено даже онлайн по фотографии, однако такая оценка не будет точной. Существуют картины, которые невозможно оценить, не увидев воочию.

Что влияет на цену картины?

В отличие от других предметов инвестирования, таких как золото, антиквариат или предметы коллекционирования, которые со временем только дорожают, с картинами, как оказывается, не все так просто. Это так из-за нескольких факторов. Прежде всего, довольно тяжело определить реальную стоимость покупаемой картины.

Второй момент заключается в том, что далеко не вся живопись дорожает со временем. И последняя сложность в индивидуальном подходе к формированию цены на предметы искусства: даже если все картины будут дешеветь, работы некоторых художников могут вырасти в цене за короткое время.

Как происходит оценка?

Искусство оценивать сложно было всегда, основная его особенность в том, что каждым человеком оно может быть оценено совершенно по-разному. Существуют некоторые шкалы оценивания, в которых используются разные критерии. Обычно оценщики пользуются такими:

  • Провенанс - история происхождения картины и владения ею. Этот аспект является одним из самых важных в определении как ее цены, так и подлинности. Повлиять на стоимость может, например, факт владения предметом искусства какой-нибудь знаменитостью или интересная история, связанная с ее написанием.
  • Историческая и культурная ценность: чем менее известен автор, тем дешевле и стоит картина. Полотна, которые относятся к мировому культурному наследию, могут иметь очень высокую стоимость.
  • Экспертное заключение. Этот параметр не всегда означает именно музейную экспертизу. Если картина не относится к тем, которые имеют всемирную известность, то достаточно иметь заключение от специалиста, разбирающегося в этой области.
  • Степень сохранности: очевидно, что чем лучше сохранилась картина, тем дороже она стоит. Картины, которые нуждаются в реставрации, будут оценены дешевле, так как это связано с финансовыми вложениями.

Интересно, что при покупке картины западные инвесторы чаще всего обращают внимание именно на первый пункт, тогда как российских в большинстве случаев интересует экспертное заключение.

Картинная галерея

Влияние на стоимость картин, кроме того, оказывает биография автора:

  • каждое участие в новой выставке в крупных западных галереях, а также персональные выставки поднимают стоимость картины на 10–15 %;
  • поднять цену работ автора на 20–30 % может победа на международных конкурсах;
  • повлиять на оценочную стоимость может также наличие работ данного автора в частных коллекциях или популярность среди коллекционеров.

Как оценить собственную картину?

Если вы занимаетесь живописью и у вас нашелся покупатель ваших работ, а вы не знаете даже приблизительно, как оценить стоимость картины? Или еще один вариант: работа выставляется на аукцион и необходимо понять, какова должна быть начальная цена и минимальная, дешевле которой продавать не имеет смысла, а лучше повременить. Чтобы определиться с этими факторами, специалисты рекомендуют придерживаться таких критериев оценки:

  • Время и усилие. Подсчитайте, сколько времени вы потратили на написание картины, также в этот критерий могут входить такие факторы, как образование художника, его опыт, количество проданных работ, основная ли это его профессия и так далее.
  • Тема. Для того чтобы иметь максимальную оценку, тема живописи должна быть уникальной. Наименее высоко оцениваются работы, которые походят на другие, самые ценные - имеющие в основе оригинальную идею и особое отличие автора.
  • Общие темы. Если произведение имеет общую тему для многих картин, необходимо отметить, насколько работа данного автора отличается от остальных, есть ли в ней какая-то своя изюминка.
  • Качество. Даже имея отличную технику и оригинальность, картина должна быть написана на высоком уровне. Не должно быть пятен от краски, грязных линий, затухания следов, краски должны быть хорошо смешаны. Необходимо оценить, насколько качественны сами краски и холст.
  • Цветовая гамма. Необходимо рассмотреть, дополняют ли друг друга цвета на картине, или, наоборот, находятся в контрасте, а также, как воспринимается их сочетание сторонними наблюдателями.
  • Пропорции. Нет ли на картине нарушений пропорции, написанных где попало элементов, которые выглядят лишними. Все фигуры должны быть сбалансированы.

Оценить картину очень сложно. Такой объект оценки слишком многогранен и зависит от многих факторов. Бывает так, что в оценивании приходится иметь дело с несколькими экспертами. Кроме того, очень важна и эмоциональная составляющая. Стоимость картины всегда будет напрямую зависеть от личного впечатления покупателя.

Заоблачные цены на произведения искусства, известные по торгам всемирно известных аукционов означают отнюдь не то, что эти произведения стоят на самом деле, а вероятность попадания их в историю с одной стороны, и уникальность - с другой. Подлинное произведение искусства стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Чем отдаленнее от нас та или иная эпоха, тем меньше от нее остается предметов искусства, следовательно, тем выше и цены на них.
Если же автор - художник наших дней, то цена картин зависит от его престижа, уровня образования, от того, насколько часто его имя упоминается в СМИ и кто из известных людей уже купил его произведения. Для определения конкретной рыночной стоимости картин аукционные дома, например, используют показатели продаж автора за последние 4-5 лет.
На стоимость, безусловно, влияет значимость имени признанного и занимающего стабильные позиции на международном арт-рынке мастера. Кроме того, на стоимость предмета искусства влияют безукоризненное качество, раритетность, история и условия приобретения. Цена произведения искусства зависит также от его роли в культурной жизни. В цене будет расти творчество пионеров новых направлений, отражающих современное мышление.
Если произведение художника не вышло за рамки национального рынка - цена не может не зависеть от уровня жизни в стране. У нас пока мало коллекционеров. Произведения искусства востребованы, главным образом, при оформлении интерьеров. В ситуации нашей страны человек для украшения своего интерьера готов заплатить определенную сумму (эксперты отечественного арт-рынка считают, что она не превышает 10 тысяч евро за все художественное наполнение). Если художник малоизвестный и его работы пока только интерьерные, а не коллекционные, то при самом большом успехе он должен назначать цены, соизмеримые с возможностями отечественных потребителей искусства. Надежда на европейского покупателя совершенно беспочвенна. За работы неизвестных авторов они платят еще меньше.
Таким образом, стоимость картины определяется тремя составляющими, а именно: ее техническим состоянием, ценностью с позиций искусствоведения и степенью известности имени художника на арт-рынке. Произведения примерно одного качественного уровня художника известного (у которого есть ряд выставок, публикаций и т.д.) и художника нигде не выставлявшегося будут стоить по-разному. Цена тем выше, чем больше престижных выставок и продаж, каталогов и званий у художника. Считается, что стоимость картины растет с каждой персональной выставкой или включением в каталог на 10-20%
Часто молодые начинающие художники ставят неоправданно высокие цены на свои работы, ориентируясь на цены художников с именем и багажом выставок, каталогов и т.д.. Видимо, они рассуждают так: «Работы такого-то гораздо слабее моих, а стоят вон сколько. Мои лучше, а потому должны стоить больше». Чтобы покупатель узнал о том, насколько хороши ваши работы, ему нужно это объяснить. Его убеждают в этом профессиональные статьи о вашем творчестве в уважаемой прессе, выставки, на которые ходит заинтересованная публика, информация об уже проданных по определенным ценам работах.
Есть, конечно, имена, которые очень раскручены, но живопись оставляет желать лучшего. В них вложены большие деньги. Нужно понимать, что чем больше в художника вкладывают, тем на меньший процент от продажи своих работ он может рассчитывать. Я не имею в виду исключительный вариант, когда художник сам себя раскручивает. В этом случае, как правило, он реализует свои идеи в области художественных жестов. Хороший промоутер и хороший художник - совпадение чрезвычайно редкое, почти невозможное.
С другой стороны, есть интересные художники, которых некому раскручивать. Наш арт-рынок складывается весьма своеобразно. Галереи в Санкт-Петербурге занимаются, в основном, уже известными именами, открытыми на западе в период Перестройки. Все проекты, связанные с искусством, нацелены на то, чтобы заработать на художниках, а не на покупателях. В Москве некоторые галереи занимаются раскруткой новых имен, но их очень мало. Российские коллекционеры предпочитают уже сложившиеся бренды, хотя грамотным с финансовой точки зрения шагом является приобретение работ молодых, "недорогих" авторов.
Начинающие коллекционеры имеют сейчас уникальную возможность выбрать для себя нескольких хороших художников, купить у них партии работ по невысоким ценам. А затем, вложив еще некоторое количество средств, значительно поднять цены на их произведения. Для этого нужно напечатать каталог, сделать громкие выставки с приглашением прессы и т.д. Через год при хорошей раскрутке стоимость картины вырастает примерно в 2 раза, а лет через пять можно перепродать ее в 4-5 раз дороже.
Если кто-то из будущих коллекционеров заинтересуется такой возможностью стать меценатом и одновременно так изящно приумножить свои средства в будущем, он вряд ли выберет произведения с завышенными ценами. Художники должны помнить, что для их престижа благоприятнее постепенное повышение цен, чем их снижение после тщетных попыток продать свои произведения по заоблачным ценам.