Странный герой пушкинского романа евгений онегин. Тема странный герой пушкинского романа итак сюжет

Мне нравились его черты. А. С. Пушкин Названием романа Пушкин подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения. Онегин - светский молодой человек, столичный арис­тократ, получивший типичное для того времени воспитание под руководством француза-гувернера. Он ведет образ жизни «золотой молодежи»: балы, прогулки по Невс­кому проспекту, посещение театров. Хотя Онегин и учился «чему-нибудь и как-нибудь», он все же имеет высокий уровень культуры. Пушкинский герой - по­рождение общества, в котором живет, но вместе с тем он и чужд ему. Благородство души, «резкий охлажденный ум» выделяют его из среды аристократической молоде­жи, постепенно приводят к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой: Нет, рано чувства в нем остыли, Ему наскучил света шум... Пустота жизни мучает Онегина, им овладевает хандра, скука, и он покидает свет­ское общество, пробуя заняться общественно-полезной деятельностью. Барское вос­питание, отсутствие привычки к труду («труд упорный ему был тошен») сыграли свою роль, и Онегин не доводит до конца ни одного из своих начинаний. Он живет «без цели, без трудов». В деревне Онегин ведет себя гуманно по отношению к крестьянам, но он не задумывается над их судьбой, его больше заботят свои собственные настрое­ния, ощущение пустоты жизни. Онегин отвергает любовь Татьяны Лариной, одаренной, нравственно чистой де­вушки, не сумев разгадать глубины ее запросов, своеобразия натуры. Онегин убивает своего друга Ленского, поддавшись сословным предрассудкам, испугавшись «шепота, хохотни глупцов», В подавленном состоянии духа («в тоске сердечных угрызений») Онегин покидает деревню и начинает странствия по России. Эти странствия дают ему возможность полнее увидеть жизнь, понять, сколь бесплодно растратил он свои годы. Онегин возвращается в столицу и встречает ту же картину жизни светского обще­ства. («Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал»). В нем вспыхивает любовь к Татьяне - теперь уже замужней женщине. Татьяна отвергает любовь Оне­гина. В великосветской красавице, держащейся с таким холодным достоинством, он не может обнаружить и следов той, прежней Тани. Любовью Онегина к Татьяне Пуш­кин подчеркивает, что его герой способен к нравственному возрождению, что это не охладевший ко всему человек, в нем еще кипят силы жизни. Онегин пишет Татьяне письмо. Раскрывающий душу перед любимой женщиной, он теперь вовсе не похож на того столичного денди, который когда-то прочитал ей «проповедь». Пушкин оставля­ет своего героя в «злую» для Онегина минуту, после прощальных слов Татьяны: «Я вас прошу меня оставить». Последнюю главу романа Пушкин сжег, и мы не узнаем дальнейшей судьбы Оне­гина. Молодой дворянский интеллигент начала XIX века, Евгений Онегин - реалис­тический тип. Это человек, жизнь и судьба которого обусловлены как его личными качествами, так и определенной общественной средой 18-20-х годов. На образе Оне­гина Пушкин показал путь, которым шла часть просвещенной интеллигенции. С од­ной стороны, они отказались прислуживать царизму, критически относились к укла­ду жизни дворянского общества, с другой - стояли в стороне от общественно полезной деятельности. Это обрекало их на бездеятельность. В Онегине Пушкин показал черты «лишнего человека», которые позже мы увидим в Печорине и других персонажах Лермонтова, Тургенева, Гончарова.

ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН - ГЕРОЙ РОМАНА А. С. ПУШКИНА
Евгений Онегин… Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным.
С самого начала произведения я поняла, что Евгений Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек.

Он, конечно же, в чем-то походил на людей, окружавших его, имел те же увлечения и заботы, что и они, но и в то же время резко от них отличался. Общество, в котором жил Онегин, которое его воспитало, делало все ради собственного удовольствия, по собственному желанию, а Евгений все делал машинально, ни в чем не видел смысла и заставлял себя это делать потому, что это модно, престижно.
Онегин не может познать счастье, его душа закрыта для настоящих человеческих чувств, а подвержена только мимо¬летным, бесконечным и бесполезным увлечениям. Для него, наверное, существует только чувство собственного достоинства, независимости и та гордыня, с которой он относится ко всем окружающим его людям. Он не презирает их, нет. Просто Онегин ко всему равнодушен, ему все безразлично. Герой романа как бы подчиняется обществу, ни с кем не спорит, ни¬кому не противоречит, но в то же время и конфликтует с ним: ему плевать, что о нем подумают. Евгений как будто шутил со своей жизнью, никогда не задумывался о завтрашнем дне. И это ему опять же ни к чему. Ведь каждый его день подобен следующему. Он просто существует, тихо плывет по течению. Моду он ставит перед собой наивысшей целью, в ней он видит почти закон жизни.
Эта оглядка на мнение окружающих, эта зависимость от света лишает Онегина настоящей жизни, борьбы за счастье; он не может стать самим собой, ко всему относится поверхностно. Евгений Онегин даже иногда не задумывается, что делает: с поразительной легкостью переходит от одного занятия к другому.
Опять же, следуя той же моде, Евгений очень тщательно следил за собой, был ужасный пижон:
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Прочитав дальше роман Пушкина, мы узнаем, что Онегин познакомился с Татьяной Лариной и что это знакомство в дальнейшем изменило его судьбу.
Онегин, воспитанный таким обществом, конечно же, считает себя очень мудрым, уже все испытавшим, все повидав¬шим в столь молодые годы и, узнав, что юная Татьяна влюбилась в него, постарался наставить ее на путь истинный, посоветовал «просто взять и выкинуть» из головы эти слабости души - любовь и нежность.
Для него это было все так просто. Как и ко всему, он и к высоким чувствам относился шутя, всего лишь играя в любовь. Мне кажется, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно построено в духе светского общества, главная цель которого - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…
Нет, он не насмехался над чувствами Тани. Он просто из¬брал сам для себя и хорошо сыграл роль наставника, старшего друга, поучая ее «учиться властвовать собою». Но в разговоре он, может быть по привычке, не удержался и оставил Тане маленькую надежду:
Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней…
Эти слова опять же говорят нам о нескрываемом эгоизме Онегина. Он никогда не задумывался над чувствами других.
В деревне Онегин познакомился со своим соседом Ленским, наверное, только из-за того, что умирал со скуки в этой глуши. Они вместе проводили время, заезжали к Лариным и уже считались друзьями. Но дружба их кончилась трагически из-за недоразумения, которое произошло по вине Евгения и Ольги - возлюбленной Ленского. Онегин решил пошутить и доказать всем, что любви не существует, не сознавая, что толкнет этим самым своего друга в могилу. Онегин и Ленский

стрелялись на дуэли, которая тоже была как бы игрой для Ев¬гения. Он просто не ощущал всей глубины событий. Только потом, когда Евгений убил человека, он не чувствовал уже своего прежнего превосходства. Я думаю, именно в этот момент произошел перелом в его душе. После этого случая Евге¬ний Онегин отправился в путешествие, пытаясь забыть и вы¬черкнуть из памяти прошлое.
Несколько лет спустя Онегин вновь возвращается в столицу, уже теперь действительно повидавший мир. На одном из балов он встречает Татьяну. И образ Тани, который все это время жил где-то в глубине души Онегина, воскресает в памяти. Татьяна была все та же, но Евгений поразился, удивился и не смог скрыть своего восхищения ею:
Ужель та самая Татьяна?
Та девочка… иль это сон?..
Онегин влюблен. Наконец-то его сердце познало настоящее страстное чувство. Но теперь как будто судьба смеется над ним. Таня уже замужняя женщина и будет верна своему мужу до конца жизни. Она по-настоящему любит Евгения, но, несмотря на это, она преподнесла ему урок, который он будет помнить всю жизнь.
Стоит Евгений…
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
Не правда ли, в конце романа нам даже становится жаль Евгения. Но жизнь преподала ему незабываемый урок, благо¬даря которому ему будет дальше легче жить, не существовать, а жить!

Писатели всегда стремились к реальному изображению русской жизни; но в этих изображениях до поры до времени не хватало художественности, свободного творчества. Пушкин привнёс в русскую литературу красоту, мощное эстетическое начало; художественно изображая русскую действительность, он в то же время, прочно встал на позиции глубокого реализма.

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» — произведение историческое, философское, это роман-жизнь. Картины русского общества, изображенные в романе – это важнейший материал для анализа эпохи, характеров, нравов, традиций.

«Евгений Онегин» — один из самых самобытных романов в русской литературе. И Пушкин, безусловно, это понимал. До него романы писались в прозе, потому как именно жанр «проза» больше подходит для обрисовки деталей жизни, да и для показа её в целом. В стихотворном жанре по-другому. Когда автор пишет стихи, он невольно раскрывает свой внутренний мир, показывает своё «я», отображает жизнь сквозь призму собственных представлений.

В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картину своей эпохи и не отделяет её от себя. В романе живут, любят, страдают придуманные герои, но они почти неотделимы от автора. Рассказ об их жизни — это дневник авторской души.

Новаторским решением Пушкина стало появление в романе необычного образа, образа автора. И поиски соотношений этого образа с образами героев.

Роман называется «Евгений Онегин», естественно предположить, что одним из главных героев романа является одноименный персонаж. Читая строку за строкой, мы понимаем, что наряду с ним, автор в романе тоже играет полноценную роль. Автор незримо присутствует там, где его герои. Он – не бездушный речевой повествователь; это мы можем заметить и по лирическим отступлениям, и по основной сюжетной линии. Автор постоянно вторгается в поле повествования, рассуждает на различные темы, создаёт определенное настроение, уточняет детали. Нам с автором лучше, он — связующее звено между героями и нами.

Особые отношения у автора с Евгением Онегиным. Автор старше Онегина, он «уже давно… не грешит». Они в чём-то похожи. Оба – дворянского сословия. Оба в совершенстве владеют французским языком. Круг чтения Онегина – Байрон, Метьюрин. Но ведь это же самое читал и сам Пушкин!

Произведение Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» — излюбленная книга Онегина. Пушкин и его современники также зачитывались ей. Чайльд-гарольдовская тоска, уныние, разочарование даже «копировались» некоторыми представителями высшего света; маска скучающего человека была популярна.

Что касается Метьюрина — то его романом «Мельмот-скиталец» интересовались и Онегин и Пушкин.

На этом этапе мы сделаем лирическое отступление и скажем, что в романе мы не отождествляем автора с Александром Сергеевичем Пушкиным. Пушкин и автор (речевой повествователь в романе) — не одно лицо. Хотя биографии их отчасти совпадают.

Литератор А.Тархов замечает, что существование двух «я», (некоего автора и реального поэта Пушкина), — одна из главных интриг (противоречий) «свободного романа» «Евгений Онегин».

Возвратимся же к нашим героям. Как относится автор к Евгению Онегину? С иронией, но нельзя не заметить, что и с нескрываемой симпатией тоже. Хотя…

«Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной»

Сходство героев присутствует в воспитании и образовании. Автор, с иронией замечает:

«Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава богу,
У нас немудрено блеснуть».

В чём ещё похожи, а в чём разнятся Онегин и автор?

Им обоим знакомы берега Невы. Онегин пробовал было взяться за перо, «но труд упорный ему был тошен», автор – не такой. Он принадлежит к «задорному цеху» писателей.

Для Онегина театр и балет – это не храмы искусства, где рождаются красота и эмоции, это место для флирта, романов, воздыханий.

«Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис».

«Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней».

Разница же между типажами прослеживается и в том, что Онегин замечал «что и в деревне скука та же», а автор «был рожден… для деревенской тишины».

Образ Онегина в романе не статичен, он претерпевает изменения. Именно в то время, когда Онегин испытывает истинную разочарованность, автор сближается с «добрым приятелем» Онегиным, пытается развить в нём творческое начало, научить писать стихи. Но эта попытка не увенчалась успехом, ибо «не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить».

По мере развития сюжета мы видим, что мировоззрение автора и Онегина меняется. Онегин многое понял, многое прочувствовал. Другим стал и автор. Онегин в финале романа более лоялен и понятен; таковой он ближе автору.

Как сложится дальнейшая жизнь Евгения? Хотелось бы надеяться, что успешно. Положительные задатки у Евгения есть. Проблема вот только заключается в разрыве между потенциальными возможностями Онегина и той ролью, которую он для себя выбрал в обществе.

Заключение

В романе «Евгений Онегин» выступает тот же чудный образ «откликнувшегося поэта». Автор в романе – это не Пушкин, это самостоятельный герой, полноправный участник событий. Автор и Онегин во многом схожи. Они задумываются о жизни, критически относятся ко многим вещам, им свойственен напряжённый поиск цели в жизни. Они выше той толпы, которая их окружает. Но, вместе с тем, они разные. Автор относится к Евгению иронично, но с явной симпатией. Разность во взглядах этих двух типажей установлена ещё в первой главе. То есть точки над i расставлены в самом начале.

Автор, которого Пушкин мудро сделал героем романа, откровенничает с нами, даёт нужные пояснения. Благодаря автору мы лучше понимаем образ Онегина, образы других героев произведения, лучше разбираемся в сюжетной линии романа.

Урок 3. Тема: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа

Цели: раскрыть незаурядность натуры Онегина, духовную эволюцию его характера, смысл его духовных исканий, итогов его жизненного пути;

развивать умение и навыки анализа главного героя;

воспитывать умение любить и бороться за свою любовь, воспитывать жизнестойкость учащихся.

Оборудование: портрет Пушкина, текст романа «Евгений Онегин».

Тип урока: изучение и закрепление новых знаний.

Ход урока.

I . Мотивация учебной деятельности.

Учитель читает отрывок «Уж небо осенью дышало».

Ребята, из какого произведения данный отрывок?

Ответы учащихся.

Вопрос:

С каким произведением А.С.Пушкина мы познакомимся сегодня?

Ответы учащихся.

Формулировка темы и целей урока. Учитель корректирует и записывает тему урока на доске.

II . Работа по теории литературы.

Вчитаемся в тему. Слово «роман» – что это такое? Вспомним основные признаки романа: прозаический жанр эпоса большой формы; основную организующую роль играет сюжет (развитие характеров и событий); имеет несколько сюжетных линий; изображается история человеческих судеб на протяжении длительного времени; широко охватывает действительность.

Жанр «не роман, а роман в стихах дьявольская разница!» Почему?

Роман написан в стихотворной форме (стихотворная формапринадлежность лирики.)

Роман в стихах написан «онегинской строфой». Эту строфу специально создал Пушкин для своего романа. Она состоит из 14 строчек (как сонет). В ней применяются три главных способа рифмовки: перекрестная (абаб), смежная (аабб) и опоясывающая (абба) рифмы.

Для чего Пушкин создал особую строфу? Зачем такая разнообразная рифмовка? (Таким приемом автор сделал повествование живым, не однообразным, оно очень легко читается.)

III . Работа над темой урока.

Сообщение или проект творческой группы об истории создания романа в стихах «Евгений Онегин» (в качестве домашнего задания).

Анализ образа Евгения Онегина.

- О чём говорит заглавие романа? (Онегин – главный герой.)

Работа по граням кубика.
Учитель:

- Образ Евгения Онегина, как и всякого человека, многогранен. Используя гра­ни кубика, мы постараемся дать такое же коли­чество оценок пушкинскому герою, ответим на проблемный вопрос урока: «Трагичен ли путь Оне­гина?». Каждая грань характеризует какие-либо его черты. Каким же вы представляете себе Евгения Онегина – главного героя произведения? Сейчас вы нарисуете на листочках Евгения Онегина в вашем представлении.

Листы крепим на доску.

А теперь будем анализировать героя по граням. У меня в руках кубик.

Первая грань .

- Имя Евгений (древнегреческое) означает «благородный». А что мы можем ска­зать о герое, исходя из букв его фамилии и учи­тывая его характер и поведение?

одаренный , оригинальный ;

Н новый герой , начитанный , необычный ;

Е – европейского склада , э – эгоист ;

Г главный герой , гедонизм (удовольствие , направле­ние в этике , утверждающее наслаждение как выс­шую цель человеческого поведения );

И интеллектуал , интеллигент , интересный собесед­ник ;

Н – незаурядный , непонятный .)

Вторая грань.

- Что общего у Онегина с Чацким?

(Эти герои умные, ищущие и не находящие удовлетворения в обычной жизни дворянского общества, передовые люди своего времени, хотят не прозябать, а ощущать потребность в содержательной, полезной деятельности, испытывают недовольство собой, светским обществом.)

- Какие различия между Онегиным и Чацким?

(Чацкий точно знает, чего хочет, а Онегин – в поисках.)

Третья грань.

- Есть ли что-нибудь общее у Онегина с Мол чалиным?

(Только то, что они мо­лодые дворяне.)

- Какие различия между Онегиным и Молчалиным?

Молчалина низменные цели – успешная карьера и весело пожить. Онегина это не удовлетворяет.)

Четвертая грань.

- Что общего у Ленского и Онегина?

(Они раз­ мышляют и спорят на философские, научные те­ мы, о добре и зле, о судьбе и смысле жизни.)

- Чем отличаются Ленский и Онегин?

(Ленс­кий – романтик, Онегин – реалист.)

Пятая грань.

- Каков был его жизненный путь и каков итог?

Групповая работа.

    Исследователи первой группы, опираясь на текст 1,2,8 глав, рассказывают, как относи­лись к Онегину в светском обществе, как вос­приняло его поместное дворянство, петербург­ское общество, делают вывод, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а одиночество – удел каждого, кто возвышает­ся над ними.

    Вторая группа исследователей, опираясь на текст 1, 6, 8 глав, рассказывает о том, как про­водил время Онегин, живя в Петербурге, а потом в деревне; о внутреннем, духовном мире Евге­ния; об отношении автора к своему герою, дела­ют вывод о выздоровлении души Онегина, про­шедшего путь от любования своей исключитель­ностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет Онегина и надеется на луч­шее в его судьбе.

Шестая грань.

- Так трагичен ли путь Онегина? (Оказыва­ ется, у человека с «резким, охлажденным умом» есть сердце! Путь Онегина это мучительный путь исканий че­ловека, ставшего жертвой «бурных заблуждений необузданных страстей», путь от эгоистического миропонимания «мы почита­ем всех нулями, а единицами себя» к самопознанию и само­совершенствованию, к выздоровлению души, путь понятный и близкий самому автору .)

Вывод:

- А теперь мы составим характеристику Евгения Онегина.

Признаки, характеризующие Евгения Онегина: ирония, самоирония, сомнения, отрицание, притворство, маска, язвительность, разочарованность, независимость, рассудительность, трезвый расчет, самоанализ, «неподражательная странность и резкий, охлажденный ум», необычный и сложный характер, холодная прозаичность.

IV . Подведение итогов урока:

Можем ли мы в чем-то обвинить Онегина? Строго судить его? Обоснуйте свое мнение. Выскажите свою точку зрения, исполь­зуя метод «Пресс». Напоминаю вам 4 эта­па метода:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что...»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что...»;

3) приведите аргументы в поддержку ва­шей позиции: «Например...»;

4) сделайте вывод: «Таким образом...»

V . Домашнее задание.

1. Создайте страничку читательского дневика (Что понравилось, что запомнилось?):

Какие главы романа читались с наибольшим интересом?

К каким главам хотелось бы нарисовать иллюстрации? Опишите одну из них.

Кто из героев вызвал сочувствие, неприязнь и почему?

Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его в конце романа?

Какие вопросы возникают при чтении романа?

Что хотелось бы обсудить?

2. Выучите понравившиеся отрывки из романа.

VI . Оценка ответов учащихся.

Урок №1

А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». «Странный» герой пушкинского романа, незаурядность его натуры. Искания Онегина, трагические итоги жизненного пути, их причины .

Цели урока:

образовательная: помочь учащимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, вникнуть в суть рассуждений главного героя о жизни;

развивающая: развивать умение анализировать текст, делать выводы из прочитанного, образное и логическое мышление и речь учащихся.

воспитательная: прививать интерес к творчеству Пушкина, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка целей и задач.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

1. Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?

IV. Работа над новым материалом

1. Реализация домашнего задания (высказывания об Онегине)

Опорные вопросы

(По желанию, учащиеся могут выбрать один вопрос или рассказать то, что готовили дома.)

Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

2. Метод «пресс»

Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

Больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков). Подсказка. Высказывание строят в 4 этапа:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

3. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

Групповая работа (Объединение в группы)

Исследователи первой группы, используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,- одиночество.

Вторая группа исследователей, используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом - в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

4. Фронтальная работа

Оптимистичен или трагичен путь Онегина? Предложите аргументы «за» и «против».

5. Проектная деятельность.

Презентация на тему «Странный» герой пушкинского романа, выполненная учащимися.

6. Слово учителя.

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Люди, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям.)

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что означает имя Евгений? (В переводе с древнегреческого: благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О - одарённый, оригинальный…

Н - необычный, начитанный, новый герой…

Е - европейского склада, если е = э, то эгоист…

Г - главный герой, гордый…

И - интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н - непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?

VІ. Домашнее задание.

1. Конкурс коллажей «Евгений Онегин».

2. Индивидуальное задание трем учащимся: презентация «Образ Татьяны в романе».