Театр-Музей Дали в Фигерасе. Зал Ювелирных работ

Творчество Сальвадора Дали многогранно. Его произведениями, которых насчитывается свыше 1500, являются картины, графические работы, книжные иллюстрации, скульптуры, ювелирные изделия. Он был великим дизайнером - художником-оформителем театральных декораций, костюмов, ювелирных украшений.

В 1941 году стали зарождаться первые украшения Сальвадора Дали. Он делал их чертежи с полным описанием материалов для их изготовления. Одним из главных правил художника являлось применение ярких тонов золота, драгоценных камней и т.д. Интересные задумки Сальвадора Дали реализовались его другом - ювелирным мастером Карлосом Алемони.

Миллионер К. Кэтэрвуд имел счастье приобрести созданные дизайнером первые 22 изделия. Выкупившим остальную часть был Фонд Оуэн Чеэзэма.

39 набросков были разработаны художником к концу 1969 года. При содействии искусных ювелирных мастеров он сделал 37 изделий из драгоценных камней, выставленных впоследствии в музее изобразительного искусства американского города Ричмонда штата Вирджиния.

Коллекция драгоценностей в городе Фигерасе Испанской провинции Герона была выставлена в 1973 году. Затем, в 1981 году ювелирные украшения перешли в собственность миллионера из Саудовской Аравии, распродавшим драгоценности японским юристам. Вскоре один из японских покупателей вернул чудесное творение в Испанию.

В ювелирных изделиях художника прослеживается прекрасная комбинация сюжетов, размеров, материалов и форм. Благодаря этому сразу узнается уникальный стиль великого гения. Его творения завораживают не блеском драгоценных камней, а перевоплощением изделий в разнообразие «сердец», «губ», «глаз», «цветов».

Для примерного ознакомления с ювелирным творчеством Дали, можно рассмотреть некоторые, наиболее характерные для его стиля украшения. , и использовались Сальвадором Дали для создания великолепного произведения «Королевское сердце». В центре этой композиции находится механизм, заставляющий сердце биться как живое.

Его создание «Кровоточащий мир» пронизано скорбью мира, раздробленного на войну и хаос. Жемчужная стрела в медальоне, который художник посвятил войне, является символом любви Христа и ожиданием мира.

«Глаза времени» говорят о том, что человек не способен убежать от своей судьбы. Складывается впечатление, что изображенные глаза пристально следят за настоящим и будущим человека. Также оригинальной композицией является «живой цветок», в котором бриллиантовые лепестки направлены к свету.

Созданная в 1958 году шикарная брошь под названием «Рубиновые губы с зубами, как жемчуг», была посвящена актрисе Полетт Годар. Эта композиция страстного образа не оставляла в покое дизайнера на протяжении многих лет.

Анализируя произведения Сальвадора Дали, известные художники приходили к выводу, что из его образов невозможно исключить никакую деталь. Все созданные творения, пропитанные мыслью художника, являлись знаковым обозначением XX века. Одно из его изречений, посвященных начинающим художникам: «Учись делать так, чтобы твоя кисть рождала золото и драгоценные камни».

Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое?
- Бьющееся сердце из рубина!
Диалог Сальвадора и Гала

Шедевры - как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она - вдохновительница, он - исполнитель. Идеальное тому подтверждение - дуэт Гала и Сальвадора Дали.Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши - он стал придумывать ювелирные украшения.

Ювелирная коллекция Фонда «Гала - Сальвадор Дали» - роскошное наследие гения

История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали.Названия всем украшениям Дали придумал сам...

Лист с прожилками, 1953

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали.

Сплетенные, 1964

К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов и в сотрудничестве с талантливыми ювелирами создал 37 ювелирных украшений, которые стали частью постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Вирджинии в Ричмонде.

Постоянство памяти, 1949.

В августе и сентябре 1973 года, за год до открытия театра-музея, показ драгоценной коллекции состоялся в Фигерасе, в рамках временной выставки. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям - трем юридическим лицам из Японии.

Сердце из медовых сот.
Золото, круглые бриллианты, круглые и овальные рубины

Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

Рубиновые губы, 1952

Брошь создана для актрисы Полетт Годар
- музы Чаплина и Ремарка.

Женские губы с 1930-ых годов вдохновляли Дали.Тогда это была улыбка скандальной звезды Мэй Уэст,которой посвящен знаменитый портрет-комната.

"Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты",
1934-1935 г.г.

В 1999 году Фонд «Гала - Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть театре музее в Фергасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали - единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм - узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами.

Ожерелье древо жизни, 1949

Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

Крест ангела, 1960

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста - «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Королевское Сердце, 1953. Его середина пульсирует, как настоящее сердце.

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником.

Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Здесь образ плавно открывается и закрывается драгоценным камнем.

И снова Дали со своими шуточками – наверху лестницы все путаются и пытаются войти в зеркала, хотя проход там справа.

Все ювелирные украшения Дали превращены в сердца, губы, глаза, цветы, животных, религиозные и мифологические символы. Многие их них вообще не предназначены для ношения.

Крест из золотых кубов, 1959.

Лазуритовый крест.

Золото, платина (лучи), бриллианты круглой огранки, природные рубины кабошоны, пластины полированного лазурита.

Крест из побегов, 1959.

Падший ангел, 1963.

Цветок жизни, 1959.

Лебединое озеро, 1959.

Паук ночи, 1962.

Свет Христа, 1953.

Дафна, 1967.

Дельфины и русалки, 1969.

Космический слон, 1961.

Космический слон

Золото, природные изумруды, рубины, алмазы, на спине слона - полированный кристалл аквамарина, в основании - большой необработанный кристалл аквамарина. Часы с механизмом Omega.Тема слона на длинных и тонких ногах-ходулях часто встречается в работах Дали. Прообразом послужил "слон Бернини" - статуя слона с обелиском на спине, установленная в Риме. Вот только слон Бернини имеет нормальные ноги, хотя и похож на поросенка, поскольку великий скульптор никогда не видел это животное и создавал монумент по описаниям очевидцев.

"Слоны", 1948г.

Психоделический цветок

Золото, натуральные камни.
Камни цветка: голубые - сапфир, шпинель, аквамарин; желтые - циркон; розовые - шпинель, гранат; красные - шпинель, гранат.
Камни цветочного горшка: шпинели, необработанные кристаллы рубина, полированные пластины лазурита. Внутри горшка спрятан механизм, вращающий цветок.

Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.

Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».


Ниже-Виноград бессмертия, 1970.

Создавая эскизы изделий, художник до мельчайших подробностей прорисовывал детали, а в комментариях указывал точное описание материала и цвета. Сам отбирал камни и придирчиво следил за работой ювелира, воплощавшего его идеи в жизнь. Использовал драгоценности только с насыщенной, сочной палитрой: снежно-белый жемчуг, густо-красные рубины, темно-синие сапфиры, ослепительное золото, блестящее, без патины, серебро.

Брошь-часы Глаз Времени.

Рубин кабошон, бриллианты круглой огранки и багет.

Композиция Живой цветок.Золото, бриллианты круглой огранки, конголезский малахит.

Брошь Офелия.Золото, природный цитрин, ограненный шестигранником, зеленые гранаты демантоиды огранки маркиза, натуральный жемчуг.

Брошь Тристан и Изольда, 1953 г.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.
Золото, платина, бриллианты, гранат альмандин (треугольный кабошон).Та же легенда о роковой любви отражена в картине, написанной в 1944 г.

С.Дали
Тристан и Изольда

Руки-лепестки движутся, цветок раскрывается и закрывается.
Механизм, который приводит в движение лепестки, размещен в малахитовом блоке.

Благодаря оправе «pave» (дорожка) создается иллюзия, будто вся поверхность обода, изящно очерчивающего глаз, покрыта бриллиантами. Этот принцип крепления бриллиантов напоминает технику мощения дорог: маленькие круглые камни расположены в углублениях "дорожки".

"Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть – дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения".
(Комментарий С. Дали к своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.).

Композиция "Взрыв".

Платина, природные рубины грушевидной формы и овальные, круглые бриллианты, пластинки полированного лазурита неправильной формы, кристалл флюорита.

Кольцо Корсет
Золото, граненые алмазы, жемчуг.

Ниже представлены недрагоценные репродукции компании Margot Townsend, выпущенные по эксклюзивной лицензии фонда «Гала - Сальвадор Дали».

Ювелирные украшения Дали не просто броши, кольца, кулоны Это драгоценные композиции, в каждой из которых заключен сюжет, сочетающийся с материалом, формой и исполнением.

В Европе, как указывает Германн Шадт, демонстрация ювелирных произведений Дали впервые состоялась в 1971 г. Автор сообщает, что « ... его работы часто осмеивались как китч, тем не менее сегодня ситуация меняется на более справедливую, и эти произведения могут быть определены как особое выражение сюрреализма, который может рассматриваться как одно из важжных художественных движений XX века».

Автор - Майя_Пешкова . Это цитата этого сообщения

— Что ты хочешь, сердце мое? Чего ты желаешь, сердце мое?
— Бьющееся сердце из рубина!
Диалог Сальвадора и Гала

Шедевры — как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она — вдохновительница, он — исполнитель. Идеальное тому подтверждение — дуэт Гала и Сальвадора Дали.Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши — он стал придумывать ювелирные украшения.


Ювелирная коллекция Фонда «Гала — Сальвадор Дали» — роскошное наследие гения

История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали.Названия всем украшениям Дали придумал сам...


Лист с прожилками, 1953

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали.


Сплетенные, 1964

К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов и в сотрудничестве с талантливыми ювелирами создал 37 ювелирных украшений, которые стали частью постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Вирджинии в Ричмонде.

Постоянство памяти, 1949.

В августе и сентябре 1973 года, за год до открытия театра-музея, показ драгоценной коллекции состоялся в Фигерасе, в рамках временной выставки. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям — трем юридическим лицам из Японии.


Сердце из медовых сот.
Золото, круглые бриллианты, круглые и овальные рубины

Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.


Рубиновые губы, 1952

Брошь создана для актрисы Полетт Годар
- музы Чаплина и Ремарка.

Женские губы с 1930-ых годов вдохновляли Дали.Тогда это была улыбка скандальной звезды Мэй Уэст,которой посвящен знаменитый портрет-комната.

"Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты",
1934-1935 г.г.

В 1999 году Фонд «Гала — Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть театре музее в Фергасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.


Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами.


Ожерелье древо жизни, 1949

Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.


Крест ангела, 1960
В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.


Королевское Сердце, 1953. Его середина пульсирует, как настоящее сердце.

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником.


Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Здесь образ плавно открывается и закрывается драгоценным камнем.




И снова Дали со своими шуточками - наверху лестницы все путаются и пытаются войти в зеркала, хотя проход там справа.




Все ювелирные украшения Дали превращены в сердца, губы, глаза, цветы, животных, религиозные и мифологические символы. Многие их них вообще не предназначены для ношения.




Крест из золотых кубов, 1959.



Лазуритовый крест.
Золото, платина (лучи), бриллианты круглой огранки, природные рубины кабошоны, пластины полированного лазурита.

Крест из побегов, 1959.




Падший ангел, 1963.




Цветок жизни, 1959.




Лебединое озеро, 1959.




. Паук ночи, 1962.



Свет Христа, 1953.




Дафна, 1967.



Дельфины и русалки, 1969.



Космический слон, 1961.




Космический слон

Золото, природные изумруды, рубины, алмазы, на спине слона - полированный кристалл аквамарина, в основании - большой необработанный кристалл аквамарина. Часы с механизмом Omega.Тема слона на длинных и тонких ногах-ходулях часто встречается в работах Дали. Прообразом послужил "слон Бернини" - статуя слона с обелиском на спине, установленная в Риме. Вот только слон Бернини имеет нормальные ноги, хотя и похож на поросенка, поскольку великий скульптор никогда не видел это животное и создавал монумент по описаниям очевидцев.

"Слоны", 1948г.

Психоделический цветок
Золото, натуральные камни.
Камни цветка: голубые - сапфир, шпинель, аквамарин; желтые - циркон; розовые - шпинель, гранат; красные - шпинель, гранат.
Камни цветочного горшка: шпинели, необработанные кристаллы рубина, полированные пластины лазурита. Внутри горшка спрятан механизм, вращающий цветок.


Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.



Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже». 




Ниже-Виноград бессмертия, 1970.



Создавая эскизы изделий, художник до мельчайших подробностей прорисовывал детали, а в комментариях указывал точное описание материала и цвета. Сам отбирал камни и придирчиво следил за работой ювелира, воплощавшего его идеи в жизнь. Использовал драгоценности только с насыщенной, сочной палитрой: снежно-белый жемчуг, густо-красные рубины, темно-синие сапфиры, ослепительное золото, блестящее, без патины, серебро.


Брошь-часы Глаз Времени.
Рубин кабошон, бриллианты круглой огранки и багет.

Композиция Живой цветок.Золото, бриллианты круглой огранки, конголезский малахит.

Брошь Офелия.Золото, природный цитрин, ограненный шестигранником, зеленые гранаты демантоиды огранки маркиза, натуральный жемчуг.


Брошь Тристан и Изольда, 1953 г.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.
Золото, платина, бриллианты, гранат альмандин (треугольный кабошон).Та же легенда о роковой любви отражена в картине, написанной в 1944 г.

С.Дали
Тристан и Изольда


Руки-лепестки движутся, цветок раскрывается и закрывается.
Механизм, который приводит в движение лепестки, размещен в малахитовом блоке.

Благодаря оправе «pave» (дорожка) создается иллюзия, будто вся поверхность обода, изящно очерчивающего глаз, покрыта бриллиантами. Этот принцип крепления бриллиантов напоминает технику мощения дорог: маленькие круглые камни расположены в углублениях "дорожки".

"Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть - дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения".
(Комментарий С. Дали к своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.).

Композиция "Взрыв".
Платина, природные рубины грушевидной формы и овальные, круглые бриллианты, пластинки полированного лазурита неправильной формы, кристалл флюорита.

Кольцо Корсет
Золото, граненые алмазы, жемчуг.

Ниже представлены недрагоценные репродукции компании Margot Townsend, выпущенные по эксклюзивной лицензии фонда «Гала — Сальвадор Дали».





Ювелирные украшения Дали не просто броши, кольца, кулоны Это драгоценные композиции, в каждой из которых заключен сюжет, сочетающийся с материалом, формой и исполнением.


В Европе, как указывает Германн Шадт, демонстрация ювелирных произведений Дали впервые состоялась в 1971 г. Автор сообщает, что « ... его работы часто осмеивались как китч, тем не менее сегодня ситуация меняется на более справедливую, и эти произведения могут быть определены как особое выражение сюрреализма, который может рассматриваться как одно из важжных художественных движений XX века».

Ну и напоследок, взгляните на видео, о том, как работают некоторые изделия - это признание Дали в истинной любви. Благодаря любимой женщине гения мир получил не только художественные, но и драгоценные шедевры. Все изделия художника — уникальны, и наполнены странной, дикой красотой в сочетании с роскошью материала и утонченным исполнением.



Оригинал записи и комментарии на

Ну а сейчас немного подробнее об украшениях Сальвадора Дали.

Когда Вы их увидите, Вы поймете, что даже если никогда не знали, что Дали занимался дизайном украшений, увидив их любой единожды видевший другие творения дали - безошибочно определил бы автора.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали — единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм — узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами. Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

Шедевры — как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она — вдохновительница, он — исполнитель. Идеальное тому подтверждение — дуэт Гала и Сальвадора Дали. Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши — он стал придумывать ювелирные украшения.

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста — «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Madelle Hegeler демонстрирует ювелирные изделия Сальвадора Дали, Нью-Йорк, май 1959

Конечный художник — зритель

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником. Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Ну, что поехали в Фигейрес любоваться на шедевры Дали?
ПОООООехали!

В музее эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Как Вы думаете что это?

А это песнь любви Сальвадора к Гале - рубиновое «Королевское сердце», которое на самом деле «билось», как настоящее — благодаря подвижному элементу внутри. Благодаря любимой женщине гения мир получил не только художественные, но и драгоценные шедевры Дали, которые выставлены в музее на его родине. Все изделия художника — уникальны, и наполнены странной, дикой красотой в сочетании с роскошью материала и утонченным исполнением.

Это настоящий сюрреалистический объект «Рубиновое сердце», 1953. Его рождению, по версии Дали, предшествовала история, записанная им в дневнике за сентябрь 1958 г.:
« ... Желая отблагодарить Галу за взрывчатое гранатовое яблоко, я повторил:

- Что ты хочешь, сердце моё ? Чего ты желаешь, сердце моё ? 

И она ответила новым подарком для меня: 
- Бьющееся сердце из рубина!»

.

Вот оно:

Одной из самых знаменитых работ Дали является брошь «Глаз Времени». С этой удивительной брошью фотографировался и сам Дали, и Гала, и несколько моделей, демонстрировавших её в Америке.

Созданию броши-часов «Глаз времени» (1949 или 1951) предшествовала уже не конкретная живописная композиция, а многообразно разработанная художником тема «видения». В ювелирном изделии все стадии «расширенного до бесконечности смысла» живопиcнoгo произведения аккумулированы в символическом знаке времени - часах, заключённых в зрачок глаза, не без изящества очерченного бриллиантами в оправе «pave».

Человек не может избежать своей участи, или убежать от времени. Глаз видит все: и настоящее, и будущее.


Открывается и закрывается, как прекрасный цветок, являя миру тычинки и лепестки с бриллиантами. Цветы, в форме рук, всегда устремленных вверх, к свету. Малахит из Конго, прячет механизм - простенькая система противовесов, которая приводит украшение к жизни.

Мое искусство впитывает в себя физику, математику, архитектуру, ядерную физику - от психологии до мистики, не только картины и ювелирные работы.

Другим известным украшением является брошь «Рубиновые Губы» - действительно усыпанная рубинами, демонстрирующая в разомкнутом рте жемчужные зубки. Она была создана после войны, когда искусству требовались новые формы, новые идеалы. Сальвадор Дали в своем прикладном творчестве делал акцент на красоте деталей.

Брошь «Рубиновые губы с зубами как жемчуг», 1958 создана Дали для актрисы Полетт Годар. Этот чувственный образ не оставлял художника на протяжении десятилетий. Сначала он появился в живописном портрете Мэй Вест 1934 - 1936 гг. Затем, в начале 1970-х, в интерьере одной из комнат его дома в Фигерасе в виде сюрреалистической пластики


Впервые Дали начал создавать ювелирные изделия в 1941 году. Дали нарисовал подробные эскизы с комментариями и указанием материалов. Его идеи воплощены ювелиром и другом семьи Карлосом Алемани. "Визитной карточкой" всех этих сокровищ была насыщенность цвета: "Саншайн" (самое солнечное желтое золото), рубины, белоснежный жемчуг, коралл, цвета крови, самый яркие изумруды, сапфиры богатого синего цвета, ослепительное серебро... Ни следа от модной цветовой приглушённости и неоднозначности ар-нуво!

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.


Космический слон.
Большой слон - это символ силы и власти, а опирается он на длинные и тонкие ноги, похожие на комариные. Это в свою очередь олицетворяет неустойчивость и ненадежность всего, что на первый взгляд кажется незыблемым.

Краснореечивее других деталей украшения - факсимиле автора. Хотя оно и поставлено на оборотной стороне часов, но хорошо видно в самом центре композиции. Это привычка живописца и, одновременно, дань возросшему на рубеже 1940-1950-x гг. спросу на художественные ювелирные изделия. Ранее художники-ювелиры также ставили на изделия свои подписи, но всегда на оборотной стороне. Теперь же украшение от Дали, как и от других великих мастеров, стали знаками принадлежности к избранным, и это обрело особый смысл

Капли крови орошают всю жизнь. Алмазы, рубины, изумруды, золото, драгоценные дары земли, здесь связаны, образуя крест, символ вечной жизни.

Кровоточащий мир.
"Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир."

Об этом украшении Дали рассказал так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».

сентябрь 1958 года

Окончание завтра...

Шедевры - как дети. Для их рождения, оказывается, тоже нужны двое. Она - вдохновительница, он - исполнитель. Идеальное тому подтверждение - дуэт Гала и Сальвадора Дали. Он предлагал гениальную реализацию каждого ее безумного желания. Она хотела блеска и роскоши - он стал придумывать ювелирные украшения.

Ювелирная коллекция Фонда «Гала - Сальвадор Дали» - роскошное наследие гения

История ювелирной коллекции Сальвадора Дали начинается в 1941 году. Дали рисовал эскизы на бумаге, тщательно прорабатывая все детали.Названия всем украшениям Дали придумал сам...

Лист с прожилками, 1953

Первые 22 изделия приобрел американский миллионер Камминс Кэтэрвуд, а в 1958 году обладателем коллекции стал Фонд Оуэна Чеэзэма, который выкупил и все последующие ювелирные творения Дали.

Сплетенные, 1964

К 1970 году Сальвадор Дали придумал 39 эскизов и в сотрудничестве с талантливыми ювелирами создал 37 ювелирных украшений, которые стали частью постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Вирджинии в Ричмонде.

Постоянство памяти, 1949.

В августе и сентябре 1973 года, за год до открытия театра-музея, показ драгоценной коллекции состоялся в Фигерасе, в рамках временной выставки. В 1981 году сюрреалистические украшения стали собственностью саудовского мультимиллионера, который затем распродал коллекцию по частям - трем юридическим лицам из Японии.

Сердце из медовых сот.

Золото, круглые бриллианты, круглые и овальные рубины

Один из этих покупателей впоследствии стал инициатором возвращения ювелирных шедевров на родину, в Испанию.

Рубиновые губы, 1952

Брошь создана для актрисы Полетт Годар

Музы Чаплина и Ремарка.

Женские губы с 1930-ых годов вдохновляли Дали.Тогда это была улыбка скандальной звезды Мэй Уэст,которой посвящен знаменитый портрет-комната.

"Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты",

1934-1935 г.г.

В 1999 году Фонд «Гала - Сальвадор Дали» выкупил драгоценную коллекцию, созданную гениальным испанцем, за 900 млн песет (5,5 млн евро). Сегодня 39 украшений (2 изделия были изготовлены по эскизам художника уже после его смерти), рожденные сюрреалистическими фантазиями Дали, можно увидеть театре музее в Фергасе, в башне Галатеи, где для них создан постоянный выставочный зал.

Коллекция ювелирных изделий Сальвадора Дали - единственный в своем роде набор драгоценностей с удивительным сочетанием сюжетов, материалов, размеров и форм - узнаваемый и неповторимый почерк маэстро. Золото, платина, драгоценные камни, жемчуг и кораллы перестали быть просто дорогостоящими материалами.

Ожерелье древо жизни, 1949

Они даже не стали серьгами, брошами или колье, но превратились в сердца, губы, глаза, цветы, животных и антропоморфные формы, религиозные и мифологические символы.

Крест ангела, 1960

В числе ювелирных фантазий Сальвадора Дали: любимый образ сюрреалиста - «Космический слон» (1961), волнующе-чувственные «Рубиновые губы» (1949), «Живой цветок», «Глаз времени» со слезинкой в уголке, «Кровоточащий мир» (1953) и, конечно, «Королевское сердце», которое просила Гала. Роскошное рубиновое и, без сомнения, живое сердце: 46 рубинов, 42 бриллианта и 4 изумруда объединены в единую драгоценную композицию. Она выполнена таким образом, что подвижный центр «бьется», как настоящее сердце.

Королевское Сердце, 1953. Его середина пульсирует, как настоящее сердце.

Создавая ювелирное чудо, Сальвадор Дали ни на минуту не забывал о «восторженной публике», в каждом своем изделии оставляя загадку и словно приглашая зрителей искать ответ: «Без аудитории, без присутствия зрителей, эти изделия не смогут выполнить функцию, для которой они были созданы. Зритель, таким образом, становится конечным художником.

Его взгляд, сердце и разум с большей или меньшей способностью к восприятию намерений создателя, наполняют украшения жизнью».

Эскизы украшений, выставленные рядом с некоторыми изделиями, позволяют «подсмотреть» мысли мастера, проследить за тем, как из идеи рождается шедевр.

Прислушайтесь к этим удивительным творениям. Слышите? Они живут, дышат.

Здесь образ плавно открывается и закрывается драгоценным камнем.

И снова Дали со своими шуточками – наверху лестницы все путаются и пытаются войти в зеркала, хотя проход там справа.

Все ювелирные украшения Дали превращены в сердца, губы, глаза, цветы, животных, религиозные и мифологические символы. Многие их них вообще не предназначены для ношения.

Крест из золотых кубов, 1959.

Лазуритовый крест.

Золото, платина (лучи), бриллианты круглой огранки, природные рубины кабошоны, пластины полированного лазурита.

Крест из побегов, 1959.

Падший ангел, 1963.

Цветок жизни, 1959.

Лебединое озеро, 1959.

Паук ночи, 1962.

Свет Христа, 1953.

Дафна, 1967.

Дельфины и русалки, 1969.

Космический слон, 1961.

Космический слон

Золото, природные изумруды, рубины, алмазы, на спине слона - полированный кристалл аквамарина, в основании - большой необработанный кристалл аквамарина. Часы с механизмом Omega.Тема слона на длинных и тонких ногах-ходулях часто встречается в работах Дали. Прообразом послужил "слон Бернини" - статуя слона с обелиском на спине, установленная в Риме. Вот только слон Бернини имеет нормальные ноги, хотя и похож на поросенка, поскольку великий скульптор никогда не видел это животное и создавал монумент по описаниям очевидцев.

"Слоны", 1948г.

Психоделический цветок

Золото, натуральные камни.

Камни цветка: голубые - сапфир, шпинель, аквамарин; желтые - циркон; розовые - шпинель, гранат; красные - шпинель, гранат.

Камни цветочного горшка: шпинели, необработанные кристаллы рубина, полированные пластины лазурита. Внутри горшка спрятан механизм, вращающий цветок.

Мадонна аквамарина. Аквамарин в золотом медальоне, изображающем Мадонну. Корона богоматери покрыта бриллиантами. Когда медальон переворачивается - лик Мадонны становится ликом Христа.

Кровоточащий мир. Страдания мира, разделенного войной и хаосом. В медальоне, посвященного войне, стрела из жемчуга, удерживает мир единным целым, символизируя любовь Христа и мою надежду на мир.

Позднее, в своём дневнике за сентябрь 1958 г. (Порт-Лигат, I-e) Дали расскажет об этом так: « ... Только я шел к своему столику, чтобы наконец присесть, как меня вызывают к соседнему столу, где спрашивают, не соглашусь ли я сделать яйцо из эмали в стиле Фаберже».

Ниже-Виноград бессмертия, 1970.

Создавая эскизы изделий, художник до мельчайших подробностей прорисовывал детали, а в комментариях указывал точное описание материала и цвета. Сам отбирал камни и придирчиво следил за работой ювелира, воплощавшего его идеи в жизнь. Использовал драгоценности только с насыщенной, сочной палитрой: снежно-белый жемчуг, густо-красные рубины, темно-синие сапфиры, ослепительное золото, блестящее, без патины, серебро.

Брошь-часы Глаз Времени.

Рубин кабошон, бриллианты круглой огранки и багет.

Композиция Живой цветок.Золото, бриллианты круглой огранки, конголезский малахит.

Брошь Офелия.Золото, природный цитрин, ограненный шестигранником, зеленые гранаты демантоиды огранки маркиза, натуральный жемчуг.

Брошь Тристан и Изольда, 1953 г.

Тристан и Изольда. Силуэты влюбленных образуют чашу, которая, в свою очередь, символизирует возможное изобилие любви между мужчиной и женщиной.

Золото, платина, бриллианты, гранат альмандин (треугольный кабошон).Та же легенда о роковой любви отражена в картине, написанной в 1944 г.

Тристан и Изольда

Руки-лепестки движутся, цветок раскрывается и закрывается.

Механизм, который приводит в движение лепестки, размещен в малахитовом блоке.

Благодаря оправе «pave» (дорожка) создается иллюзия, будто вся поверхность обода, изящно очерчивающего глаз, покрыта бриллиантами. Этот принцип крепления бриллиантов напоминает технику мощения дорог: маленькие круглые камни расположены в углублениях "дорожки".

"Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть – дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху Возрождения".

(Комментарий С. Дали к своей коллекции ювелирных изделий, 1959 г.).

Композиция "Взрыв".

Платина, природные рубины грушевидной формы и овальные, круглые бриллианты, пластинки полированного лазурита неправильной формы, кристалл флюорита.

Кольцо Корсет

Золото, граненые алмазы, жемчуг.

Ниже представлены недрагоценные репродукции компании Margot Townsend, выпущенные по эксклюзивной лицензии фонда «Гала - Сальвадор Дали».

Ювелирные украшения Дали не просто броши, кольца, кулоны Это драгоценные композиции, в каждой из которых заключен сюжет, сочетающийся с материалом, формой и исполнением.

В Европе, как указывает Германн Шадт, демонстрация ювелирных произведений Дали впервые состоялась в 1971 г. Автор сообщает, что « ... его работы часто осмеивались как китч, тем не менее сегодня ситуация меняется на более справедливую, и эти произведения могут быть определены как особое выражение сюрреализма, который может рассматриваться как одно из важжных художественных движений XX века».