Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга. Конфликт отца и сына Тарас бульба и андрий конфликт

Трагедия Андрея: конфликт чувства и долга

Повесть Г. Гоголя "Тарас Бульба" была опубликована в сборнике "Миргород" 1835 года. В ней изображена жизнь Запорожской Сечи: героическая борьба казаков против угнетателей украинского народа, неповторимый колорит быта и нравов запорожцев. Главными героями повести есть старый полковник Тарас Бульба и его сыновья.
Андрий - младший сын Тараса Бульбы. В бурсе учился охотно и без напряжения. Часто верховодил в довольно опасных проделках, "и тем, с помощью изобретательного ума своего, умел выкручиваться от казни". Он, как и его старший брат Остап, "тоже кипел жаждой подвига, но вместе с тем душа его была приступна и для других чувств. Потребность любви вспыхнула в нем остро, когда он перешел за восемнадцать лет". Учась в Киеве, он встретил польскую панночку, которую полюбил всем своим молодым горячим сердцем.
Жизнь в Запорожской Сечи захватило Андрея, он со всей пылкостью юноши бросился в это "разгульную море" и забыл и родительский дом, и бурсу, и барышню. Андрей был храбрым казаком, в бою он не знал страха, крушил всех и все, что попадало под его саблю. Но младшему Бульбе было все равно с кем драться. Его завораживала сама музыка боя, он весь отдавался ей. Когда же под покровом ночи до состояния запорожцев пробралась татарка, служанка красавицы-барышни, и передала просьбу молодой полячки помочь ее матери, "все прошлое, все, что было закрыто, заглушенное нынешним суровым боевым жизнью, - все всплыло разом на поверхность, потопивши, в свою очередь, настоящее". Андрея опять взяли в плен его чувства. От самой мысли, что увидит ее снова, у казака сильнее билось сердце и дрожали молодые колени". А когда оказался рядом с барышней и "полный неземных чувств, Андрий поцеловал ции благовонные уста", почувствовал то, "что один только раз в жизни дается почувствовать человеку".
"И погиб казак!" Ради барышни, ради своего чувства Андрей готов отдать все: отца, товарищей, отечество. Любовь к женщине он поставил над долг перед родиной. "Отчизна моя - ты!" - говорит Андрей, запорожский казак, дочери своего врага, польского воеводы. Ради польской красавицы пошел он против своих товарищей. "Охваченный палом и жаром битвы", жаждая заслужить связан на руку "дорогой шарф, вышитый руками первой красавицы", Андрей мчался, "как молодой тхор", сыпал удары направо и налево, "не видел, кто перед ним был, свои или другие". Но зато видел старый Бульба, кто перед ним. В отличие от Андрея, для Тараса самое дорогое в жизни отечество, товарищи, вера. Поэтому трагедия Андрея - конфликт между любовью и долгом перед родиной - стала трагедией и для Тараса. Отец проклял "и день, и час, в который породил на позор себе такого сына". Выполняя свой долг перед товарищами, Тарас убивает сына-предателя.
В повести "Тарас Бульба". Гоголь осуждает предательство и прославляет преданность отчизне, святое чувство товарищества.

I. Вступление.
II. Основная часть.
Тарас Бульба – сын боевого и трудного времени.
1) Тарас – коренной, старый полковник.
2) Гордость казака за своих сыновей.
3) «Нет уз святее товарищества».
4) Опытный полководец.
5) Суровый, беспощадный мститель.
6) Несгибаемый воин даже перед лицом смерти.
III. Заключение.

1)Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?

1)Из киевской бурсы;2)Из реального училища;3)Из гостей;4)Из военного похода
2)Какую интонацию выбирает автор в сцене встречи Тараса со своими сыновьями?
1)романтическую;2)лирическую,печальную;3)весёлую,ироническую;4)удалую,радостную
3)Какой фразой одобрил своего сына Тарас после их шуточного боя?
1)"Смотри какой ты пышный!"
2)"Да он славно бьётся!"
3)"Ах ты, такой-сякой сын!"
4)!Добре, сынку! Ей богу, добре!"
4)Куда хочет отправить Тарас Бульба своих сыновей для получения науки?
1)в киевскую бурсу;2)к родственникам;3)в военный поход;4)в Запорожскую Сечь
5)Кого велел созвать Тарас по случаю приезда в родной дом его сыновей?
1)всех сотников и весь полковой чин;2)близких и дальних родственников;3)богомольцев;4)казачьего атамана со своей свитой
6)Какие основные мотивы положены в основу повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?
1) Мотивы любви и дружбы;2) Мотивы истинного патриотизма и предательства;3) Мотивы гордого одиночества;4) Мотивы свободолюбия
7)Каким событием заканчивается повесть?
1)смертью Андрия;2)смертью Остапа;3)смертью Тараса Бульбы;4)возвращением Тараса Бульбы домой.

Тест по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

2ВАРИАНТ
1. Откуда приехали сыновья Тараса Бульбы?
А) из Киева Б) из Москвы В) из Харькова
2. Какие поступки по законам Запорожской Сечи заслуживали наказания?
А) воровство Б) обман в картах В) пьянство
3. О чём идёт речь? «Это было какое-то беспрерывное пиршество, бал, начавшийся шумно и потерявший конец свой».
А) жизнь в Сечи Б) учёба в бурсе В) осада Дубны
4. Что взял с собой в Дубну Андрий?
А) оружие Б) пленных В) хлеб
5. О ком из персонажей повести идёт речь в данном отрывке?
А "он также кипел жаждою подвига,но вместе с нею душа его была доступна и другим... он был очень хорош собою"
Б« О! да этот будет со временем добрый полковник!...ей-ей, будет добрый полковник, да ещё такой, что и батька за пояс заткнёт!»
6. Дополните фразу.
А «Стой и не шевелись! Я тебя ……., я тебя и убью!- сказал Тарас…»
" Бывали и в других землях..., но таких, как и в Русской земле,не было..."
7. Какова судьба Тараса Бульбы?
А) был казнён В) возглавил Запорожскую Сечь Б) ушёл за Днестр
8. Кому принадлежат следующие слова?
А) «Не смейся, не смейся, батьку! ..хоть ты мне и батько, а как будешь смеяться, то, ей-богу, поколочу!... За обиду не посмотрю и не уважу никого».
Б) " Пусть же знают они все, что такое значит в Рсской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать,- так никому ж из них не доведется тк умирать..."

Проходят годы, десятилетия, века, а проблема взаимоотношений старшего и молодого поколений остаётся. Как часто можно услышать: «Что за молодёжь пошла! Вот в наше время…» Нам, молодым, кажется, что родители «давят» на нас своим авторитетом, возрастом, что они не понимают своих детей, стремятся ограничить нашу свободу. Станем взрослыми мы и, наверное, так же будем относиться к своим детям, то же самое будем говорить им, стремясь уберечь их от всех жизненных невзгод. Я думаю, что поэтому конфликт между детьми и родителями вечен и что на особенности каждого поколения людей влияет то время, в которое они живут, социальные и бытовые условия, политическая ситуация в стране.

Вопросы взаимоотношений «отцов и детей» всегда интересовали писателей и, конечно, нашли отражение в художественной литературе. Проблема преемственности поколений, конфликт между старшими и молодыми, отношения родителей и детей – это далеко не полный перечень проблем, отражённых в различных произведениях русской и зарубежной литературы. Обратимся к примерам.

Роман русского писателя 19 века И.С. Тургенева так и называется: «Отцы и дети». В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – это Николай и Павел Кирсановы, а «дети» — это Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича, и Евгений Базаров. Но конфликт между ними обусловлен не столько возрастом, сколько сменой социальных условий в стране. Отживают своё «дворянские гнёзда», уменьшается роль дворянства в обществе. На смену ему приходят новые люди, выходцы из среднего класса, так называемые разночинцы. Базаров — сын бедного уездного лекаря, он сам пробивает себе дорогу в жизни. Аркадий только увлечён новыми идеями, а по сути – сын своего отца. Мы видим его в конце романа помещиком, продолжателем дела «отцов». Высшая точка конфликта между новым поколением и поместным дворянством, аристократами — это дуэль Базарова и Павла Петровича. Здесь нет победивших и проигравших. Но Тургенев чутьём великого художника слова чувствует, знает, что в жизни победа базаровых неизбежна.

Конфликт поколений часто имеет место и в быту. Вспомним замечательный рассказ А. Алексина «Раздел имущества». В этом произведении представлены три поколения одной семьи. Бабушка Анисия Ивановна всю свою любовь, все силы и время отдала тому, чтобы её внучка Верочка, перенёсшая тяжёлую родовую травму, выздоровела, научилась преодолевать трудности, была такой же, как другие дети. Верочка выросла, и бабушка стала не нужна. Всё «по совести, по справедливости» хочет сделать мать девочки, даже собирается судиться со свекровью. Это конфликт между старшими поколениями. Но возникает и другой. Верочка пишет в своей записке, что станет той частью имущества, которая отойдёт к бабушке. И, наверное, уже не будет прежних отношений между повзрослевшей девочкой и матерью. То, что разрушено, очень трудно восстановить.

Как мы видим, причины конфликтов между поколениями бывают разные. Их вряд ли можно избежать при смене социальных условий, общественного строя, но они часто возникают и в повседневной нашей жизни. Я думаю, что главное — научиться в таких случаях вести себя достойно.