Ударные инструменты. Особенности и характеристика

Ударные - самое многочисленное на сегодняшний день семейство музыкальных инструментов. Звук из инструментов этого типа извлекают посредством удара по поверхности звучащего тела. Звучащее тело может принимать различные формы и быть изготовлено из разнообразных материалов. Кроме того, вместо удара допускается встряхивание - по сути, опосредованные удары палочками, молоточками или колотушками по тому же звучащему телу.

История появления первых ударных инструментов

Ударные инструменты одни из самых древних. Первый прообраз ударного инструмента появился, когда первобытные люди, ударяя камнем о камень, создавали некое подобие ритма для ритуальных танцев или просто в повседневных бытовых заботах (дробление орехов, помол зерна и т.п.).

По сути, ударным инструментом может называться любое приспособление, производящее размеренные шумы. Вначале это были камни или палочки, дощечки. Позже появилась идея выстукивать ритм по натянутой на полый корпус коже - первые барабаны.

При раскопках мест поселения племен Центральной Африки и Дальнего Востока археологи обнаружили уже более похожие на современнее образцы Очевидно, именно они в свое время послужили примером для создания европейских ударных инструментов.

Функциональные особенности ударных инструментов

Звук, производимый ударными инструментами, произошел от первобытных ритмичных мелодий. Позвякивающие и звенящие прототипы современных ударных музыкальных инструментов использовались во время ритуальных плясок народами Древней Греции и Древнего Рима, стран Азии.

А вот представители древних арабских государств использовали ударные инструменты, в частности барабаны, в военных походах. Эту традицию европейские народы переняли много позже. Небогатые в мелодичном плане, но громогласные и ритмичные, барабаны стали неизменным сопровождением военных маршей и гимнов.

Да и в оркестре ударные инструменты нашли довольно широкое применение. Вначале доступ к европейской академической музыке им был закрыт. Постепенно ударные нашли свое применение в драматической музыке в рамках оперных и балетных оркестров, и только потом они попали в оркестры симфонические. Зато сегодня сложно представить себе оркестр без барабанов, литавр, тарелок, бубна, тамбурина или треугольника.

Классификация ударных инструментов

Группа ударных музыкальных инструментов не только многочисленна, но и весьма неустойчива. Разработано несколько разных способов их классификации, поэтому один и тот же инструмент может относиться сразу к нескольким подгруппам.

Самые распространенные на сегодняшний день ударные инструменты - это литавры, вибрафон, ксилофон; различные виды барабанов, бубны, африканский барабан там-там, а также треугольник, тарелки, и многие другие.

Классификация музыкальных инструментов.

Ввиду того, что музыкальные инструменты имеют очень разное происхождение и природу, они классифицируются в соответствии с принципами звукообразования согласно принятой в 1914 г. Куртом Заксом и Эрихом Мориц фон Хорибостелем классификации (Systematik der Musikinstrumente : ein Versuch Zeitschrift f űr Ethnologie ) ставшей классической.

Ударные инструменты.

Следуя системе, предложенной названными музыковедами, среди ударных инструментов выделяются так называемые идиофоны и мембранофоны. Идиофоны (от греч. Idios - свой, собственный и «фон» — звук) - семейство инструментов, воспроизводящих звук, благодаря колебанию и излучению после удара, как в случае колоколов, кимвалов или тарелок, бубенцов, кастаньет, погремушек или подобных им. Это муз. инструменты, источником звука к-рых служит материал, способный звучать без дополнительного натяжения (как того требуют струны у скрипки, гитары или фортепьяно, мембрана бубна, барабана или литавр). Идиофоны обычно целиком состоят из звучащего материала — металла, дерева, стекла, камня; иногда из него делается только игровая деталь. По способу извлечения звука идиофоны разделяются на щипковые — варганы, сансы; фрикционные — гвоздевая гармоника и стеклянная гармоника; ударные — ксилофон, металлофон, гонг, тарелки, колокола, треугольник, кастаньеты, трещотки и т.п.

Кастаньеты

Колокола

Трещотки

Ксилофон

Треугольник

Среди ударных инструментов также фигурируют мембранофоны, которым для воспроизведения звука необходима мембрана, натянутая на резервуар, действующий наподобие резонансного ящика. Мембрану ударяют молоточками или деревянными палочками, как в случае барабана или литавр, либо трут палочкой поперек барабанной кожи. Так происходит с самбомбой (род барабана), который является «потомком» роммельпота Фландрии, использующегося там во время карнавальных празднеств уже XIV в. Роммельпот — музыкальный инструмент, нечто вроде примитивной волынки: обтянутый бычьим пузырем горшок с воткнутой в него тростинкой. Роммельпот — простой фрикционный барабан, популярный прежде во многих европейских странах. Обычно его изготовляли, привязывая мочевой пузырь животного на домашний горшок; на нем, протыкая пузырь палочкой, чаще всего играли дети в Мартынов день и на Рождество.

Европейские фрикционные барабаны. Барабаны, сделанные из глиняных горшков, — из Богемии (1) и Неаполя (2). Из русского фрикционного барабана (3) звук извлекается при помощи конского волоса. Норвежский барабан-наперсток (4), английский барабан из банки из-под горчицы (5) и французский барабан-петушок (6) были изготовлены в качестве игрушек.

Два способа звукоизвлечения на фрикционных барабанах: протягивание палочки вверх и вниз (а) или вращение ее между ладонями (b).

Ударные инструменты, в особенности идиофоны, являются самыми древними и составляют наследство всех культур. Благодаря простоте принципа звукоизвлечения они были самыми первыми музыкальными инструментами: удары палками, костяными скребками, камнями и т.д., всегда связанные с определенными ритмическими чередованиями, образовали первый инструментальный состав. Так, в Египте применяли разновидность досок, на которых играли одной рукой при отправлении культа древнеегипетской богини музыки Хатхор. В Греции был привычен кроталон, или погремушка, предшественник кастаньет, распространившийся по всему Средиземноморью и в латинском мире, получивший название crotalum или crusma , ассоциирующийся с танцами и вакхическими празднествами. Зато египетский систр, представляющий собой металлическую раму в форме подковы, перегороженный рядом скользких спиц с изгибами по краям, предназначался для погребальных обрядов и сопровождения молитв против бедствий и напасти саранчи, которая губила урожай.

Также имели широкое применение различного рода погремушки. Они в настоящее время очень распространены, особенно, в Африке и Латинской Америке, для сопровождения различных народных танцев. Многие идиофоны, прежде всего металлические, — такие как колокола, кимвалы, тарелки и маленькие колокольчики - нашли свое место, начиная с XVII века благодаря моде на музыку «а-ля турка». Они были введены в состав оркестра французскими маэстро, среди которых Жан Баттист Люлли (1632 — 1687) и Жан Фери Ребель (1666 — 1747). Некоторые идеофоны, относительно недавнего изобретения, такие как трубообразные колокола, были введены в современные оркестры.

Мембранные барабаны распространились из древней месопотамской цивилизации на Запад и Восток пять тысяч лет назад. С древних времен они применялись в военной музыке и для подачи сигналов.

Греки использовали барабан наподобие бубна, называемого тимпаном.

Тимпан — ударный музыкальный инструмент, напоминающий небольшой плоский с широким ободом барабан. Кожа на тимпане, как и на барабан, натягивалась с двух сторон (у распространенного в то время тамбурина кожа натягивалась с одной стороны). На тимпане обычно играли женщины во время вакханалий, ударяя по нему правой рукой.

В то время как в Риме самым популярным был мембранофон, похожий на современные литавры, называемый симфония. Особенно пышными были празднества в честь богини Кибелы - владычицы гор, лесов и зверей, регулирующей неиссякаемое плодородие. Культ Кибелы в Риме был введен 204 г. до н. э.

Празднества сопровождались музыкой, в которой основная роль была отведена именно барабанам. В Средние века и эпоху Возрождения ударные (особенно, барабан) использовались для сопровождения рыцарских турниров и танцев.

Велико значение ударных и в народной музыке.

Постепенно барабаны стали входить в состав профессиональных оркестров начиная с XVII в. Одним из первых композиторов, включивших барабаны в свою Berenice vendicativa (1680), был Джованни Доменико Фрески (ок. 1630 — 1710). Позднее такие композиторы, как Христоф Виллибальд Глюк (в Le cadidupl ,1761) и Вольфганг Амадей Моцарт (в «Похищении из сераля», 1782), отвели барабанам не последнюю роль. Эту традицию продолжили композиторы XIX и XX в.в., такие как Густав Малер и Игорь Федорович Стравинский. Джон Кэйдж (1912 — 1992) и Мортон Фельдман (1926 - 1987) даже написали целые партитуры исключительно для барабанов.

M.Равель — М.Бежар. 1977 Большой театр. Майя Плисецкая.

В Болеро Равеля не умолкая звучит солирующий малый барабан, четко отбивающий ритм. В этом есть и нечто воинственное. Барабаны - это всегда тревога, это некая угроза. Барабаны - глашатаи войны. Наш выдающийся поэт Николай Заболоцкий в 1957 году, спустя почти тридцать лет после создания “Болеро”, написал в стихотворении, посвященном равелевскому шедевру: “Вращай, История, литые жернова, будь мельничихой в грозный час прибоя! О, “Болеро”, священный танец боя!” Грозный тон равелевского “Болеро” производит невероятно сильное впечатление - тревожащее и подымающее. Полагаю, что эпизод “Нашествие” в первой части Седьмой симфонии Шостаковича был его отзвуком не только в каком-то формальном смысле - этот “священный танец боя” в симфонии Шостаковича завораживает. И она также останется навеки знаком духовного напряжения человека-творца. Гигантская энергетика произведения Равеля, это нарастающее напряжение, это немыслимое крещендо - поднимает, очищает, разливает вокруг себя свет, которому не дано померкнуть никогда.

В отличие от барабана литавры имеют полусферический корпус и способны издавать звуки различной высоты благодаря тому, что их мембрана натягивалась с помощью нескольких ручек, которые в настоящее время приводятся в действие педалью. Это важнейшее качество способствовало быстрому росту использования литавр в инструментальных ансамблях. В настоящее время литавры являются самым важным ударным инструментом оркестра. Современные литавры внешне напоминают большие медные котлы на подставке, покрытые кожей. Кожа туго натянута на котел при помощи нескольких винтов. Бьют по коже двумя палочками с мягкими круглыми наконечниками из войлока.

В отличие от других ударных инструментов с кожей, литавры издают звук определенной высоты. Каждая литавра настроена на определенный тон, поэтому, чтобы получить два звука, в оркестре с XVII века стали употреблять пару литавр. Литавры можно перестроить: для этого исполнитель должен винтами натянуть или ослабить кожу: чем больше натяжение, тем выше тон. Однако эта операция требует много времени и рискованна во время исполнения. Поэтому в XIX веке мастера изобрели механические литавры, быстро перестраиваемые при помощи рычагов или педалей.

Марш из 8 пьес для литавр. (Исп. Эллиот Картер)

Роль литавр в оркестре довольно разнообразна. Их удары подчеркивают ритм других инструментов, образуя то простые, то замысловатые ритмические фигуры. Быстрое чередование ударов обеих палочек (тремоло) дает эффективное нарастание звука или воспроизведение грома. Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты во "Временах года".

Начало Концерта для фортепиано Э.Грига. Дирижер — Юрий Темирканов. С олист — Николай Луганский. Большой Зал Петербургской Филармонии, 10 ноября 2010

Еще Гайдн изобразил с помощью литавр громовые раскаты в оратории "Времена года".

Шостакович в Девятой симфонии заставляет литавры имитировать орудийную канонаду. Иногда литаврам поручают небольшие мелодические соло, как, например, в первой части Одиннадцатой симфонии Шостаковича.

Conducted by Gergiev,
Performed by PMF Orchestra 2004.

Уже в 1650 г. Николаус Хассе (ок. 1617 — 1672) применил литавры в Aufzuge f ür 2 Clarinde und Heerpauken , а Люлли - в «Тезее (1675). Литавры использовали Генри Перселл в «Королеве фей» (1692), Иоганн Себастьян Бах и Георг Фридрих Гендель, а Франческо Барзанти (1690 — 1772) ввел литавры в «Кочерто гроссо» (1743). Закрепленные в классическом оркестре Ф.Й.Гайдном, В.А.Моцартом, Л.ван Бетховеном, литавры приобрели во время эпохи романтизма решающую роль в группе ударных инструментов (Гектор Берлиоз включил восемь пар литавр в свой монументальный «Реквием», 1837). И в наши дни литавры являются фундаментальной частью этой группы в оркестре и даже берут на себя главенствующую роль в некоторых музыкальных фрагментах, таких как glissandi в Адажио из «Музыки для струнных, ударных и челесты» (1936) венгерского композитора Бе лы Бартока.

Музыкальные инструменты. Ударные инструменты

Вот мы с вами и подошли к знакомству с самыми древними инструментами. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это примитивное приспособление, которое ещё не могло дать музыки, но уже могло произвести ритм, сохранилось в быту некоторых народов до наших дней: например, у аборигенов Австралии и сейчас два обыкновенных камня играют роль ударного инструмента.

Ударные гораздо старше всех остальных инструментов: почти все исследователи сходятся во мнении, что инструментальная музыка началась с ритма, а потом уже возникла мелодия.

Есть этому и подтверждение: при раскопках в селе Мезин под Черниговом были обнаружены ударные инструменты уже довольно сложной формы, сделанные из челюстей, черепных и лопаточных костей животных. Были даже колотушки из бивней мамонта. Целый ансамбль из шести инструментов, возраст которых 20 000 лет. Конечно же, просто ударить камнем о камень человек догадался ещё раньше.

Название этой группы произошло от способа извлечения звука - удара по натянутой коже или металлическим пластинкам, деревянным брускам и т. д. Но внимательно присмотритесь, и вы увидите, что во всём остальном ударные различаются: и формой, и величиной, и материалом, и характером звучания.

Кроме того, ударные принято делить на две большие группы. К первой относятся те ударные инструменты, которые имеют настройку. Это - литавры, колокольчики, колокола, ксилофон и др. На них можно сыграть мелодию, и звуки их на равных правах с голосами других инструментов могут войти в оркестровый аккорд или мелодию.

А звук барабана, например, содержит так много неупорядоченных частот, что мы не можем соотнести его ни с каким звуком фортепиано, не может определить, настроен ли барабан на соль, ми или си. С точки зрения физики, барабан издаёт шум, а не музыкальный звук. То же самое можно сказать о бубне, тарелках, кастаньетах. Но, несмотря на такую, вроде бы, немузыкальность, эти инструменты очень нужны - одни для ритма, другие - для разных эффектов и нюансов. Это инструменты второй группы, не имеющие определённой высоты звука.

Обратили ли вы внимание на то, что барабан и литавры, очень похожие друг на друга, попали в разные группы. Но существует ещё одна система деления ударных инструментов - на мембранные (у которых звучит натянутая кожа - мембрана) и самозвучащие. Тут барабан и литавры попадут в одну группу, так как звучащий элемент у них одинаков - мембрана. А тарелки, которые из-за неопределённой высоты звука были в одной группе с барабаном, теперь попадут в другую, так как звук у них образуется самим корпусом инструмента. Для нас с вами важно то, что они играют в музыке очень большую роль.

Барабан - один из самых распространённых ударных инструментов. Две разновидности барабана - большой и малый - уже давно входят в состав симфонического и духового оркестров.

Звук барабана не имеет определённой высоты, поэтому его партию записывают не на нотном стане, а на «нитке» - одной линейке, на которой обозначен только ритм.

Слушание: Большой барабан, звучание инструмента.

Играют на большом барабане с помощью деревянных палок с мягкими колотушками на конце. Их делают из пробки или войлока.

Большой барабан звучит мощно. Его голос напоминает раскаты грома или пушечные выстрелы. Поэтому его часто используют в изобразительных целях. Например, в Шестой симфонии Л. Бетховен с его помощью передал звук грома. А в Одиннадцатой симфонии Шостаковича большой барабан изображает выстрелы пушки.

Слушание: Л. Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», IV часть. «Гроза».

Слушание: Малый барабан, звучание инструмента.

Малый барабан имеет сухой и отчётливый звук. Его дробь хорошо подчёркивает ритм, иногда оживляет музыку, иногда вносит тревогу. Играют на нём двумя: палочками.

Многие считают, что играть на барабане – проще простого. Хочу привести вам пример: когда исполняется «Болеро» Равеля, малый барабан выдвигают вперёд и ставят рядом с дирижёрским пультом, потому что в этом произведении Равель поручил барабану очень ответственную роль. Музыкант, играющий на малом барабане, должен выдержать единый ритм испанского танца, не замедляя и не ускоряя его. Постепенно нарастает экспрессия, прибавляются все новые и новые инструменты, барабанщика так и тянет играть чуточку быстрее. Но это исказит замысел композитора, и у слушателей впечатление получится уже другое. Видите, какое искусство требуется от музыканта, играющего на таком простом в нашем понимании инструменте. Д. Шостакович ввёл в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия.

У барабана были когда-то и зловещие функции: под его мерную дробь вели на казнь революционеров, прогоняли сквозь строй солдат. А сейчас под звуки барабана и трубы строем идут на парад. Африканские барабаны были когда-то средством связи, наподобие телеграфа. Звук барабана разносится далеко, это подмечено и использовано. Барабанщики-связисты жили друг от друга на расстоянии слышимости. Как только один из них начинал передавать закодированное в барабанном бое сообщение, другой принимал и передавал следующему. Так радостная или печальная весть распространялась на огромные расстояния. Со временем телеграф и телефон сделали ненужным такой вид связи, но и сейчас в некоторых африканских странах есть люди, знающие язык барабана.

Слушание: М. Равель. «Болеро» (фрагмент).

Слушание: Звучание ударной установки.

В состав симфонического или духового оркестра обычно входят два барабана – большой и малый. А вот в джазовом оркестре или эстрадном ансамбле ударная установка кроме этих двух включает ещё до семи тамтамов. Это тоже барабаны, корпус у них похож на удлинённый цилиндр. Характер звучания: у них иной. В ударную установку входят также и бонги - два небольших барабана, один чуть больше другого. Их соединяют в единую пару и играют на них чаще всего кистями рук. В установку могут войти и конги - их корпус сужается: книзу, и кожа натянута только с одной стороны.

Слушание: Литавры. Звучание инструмента.

Литавры - тоже обязательный участник симфонического оркестра. Это очень древний музыкальный инструмент. У многих народов издавна встречались инструменты, состоящие из полого сосуда, отверстие которого обтянуто кожей. Именно от них произошли современные литавры. Их роль так важна, что некоторые дирижёры на гастроли возят с собой своего литавриста.

У литавр огромный диапазон силы звука: от подражания: раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Устроены они сложнее, чем барабан. У них металлический корпус в виде котла. Корпус имеет определённые, строго рассчитанные размеры, что позволяет добиться строгой высоты звука. Поэтому композитор может писать для литавр ноты. Корпус бывает разного размера, а значит, и звук разной высоты. И если в оркестре три литавры, значит, уже три ноты. Но инструмент этот можно перестраивать и на несколько звуков. Тогда получается даже небольшой звукоряд.

Раньше перестройка литавры занимала некоторое время. И каждый композитор знал: если требуется звук другой высоты, надо дать литавристу время, чтобы подкрутить винты и перестроить инструмент. В середине XIX в. музыкальные мастера оснастили литавры специальным механизмом, который перестраивает литавры простым нажатием педали. Теперь у литавристов появилось новое качество - им стали доступны небольшие мелодии.

В давние времена любая война буквально не мыслилась без барабанов, литавр, труб. Один англичанин говорил: «Обычно пытаются сделать армию бессильной, отрезав её от продовольствия; я же советую, если у нас когда-нибудь будет война с французами, прорвать им как можно больше барабанов».
Литавристы и барабанщики пользовались огромным авторитетом. Они должны были быть очень смелыми, ведь шли во главе войска. Главным трофеем в любой битве было, конечно, знамя. Но и литавры были также своего рода символом. Поэтому музыкант был готов умереть, но не сдаться с литаврами.

Слушание: Пуленк. Концерт для органа, литавр и симф. оркестра (фрагмент).

Слушание: Ксилофон, диапазон инструмента.

Слово ксилофон можно перевести с греческого языка как «звучащее дерево». Оно удивительно подходит к музыкальному инструменту, состоящему из деревянных брусков, на которых играют двумя деревянными палочками.

Что бы получить привычный звукоряд из дерева, его специально обрабатывают. Из клёна, ели, ореха или палисандра выпиливают бруски разного размера, причём подбирают размер так, чтобы каждый брусок при ударе издавал звук строго определённой высоты. Их располагают в таком же порядке, как клавиши у фортепиано, и скрепляют между собой шнурками на некотором расстоянии друг от друга.

Слушание: Моцарт. «Серенада» (ксилофон).

Слушание: Маримба, диапазон инструмента.

Маримба. Разновидность ксилофона - маримба .

Это те же деревянные брусочки, но в маримбе они снабжены металлическими трубками - резонаторами. Это делает звучание маримбы более мягким, не таким щелкающим как у ксилофона.

Маримба родом из Африки, где бытует и сейчас. Но африканская маримба имеет не металлические резонаторы, а тыквенные.

Слушание: Альбенис. «Астурия» из «Испанской сюиты» в исп. Т. Черемухиной (маримба).

Слушание: Вибрафон, диапазон инструмента.

Интересно устройство ещё одного ударного инструмента - вибрафона . Как ясно из названия, он даёт вибрирующий звук. Звучащие элементы у него делаются не из дерева, а из металла. Под каждой металлической пластинкой располагается резонаторная трубка, как у маримбы. Верхние же отверстия трубок прикрываются крышечками, которые могут вращаться, то открывая, то закрывая отверстие. Частое перемещение крышечек даёт эффект вибрации звука. Чем больше скорость вращения крышек, тем чаще вибрация. Сейчас на вибрафонах устанавливают электрические двигатели. Ксилофон и маримба пришли к нам из глубины веков, а вибрафон - инструмент очень молодой. Он создан в Америке в двадцатые годы ХХ в.

Слушание: Челеста, диапазон инструмента.

Челеста . На полвека старше вибрафона челеста, изобретённая в 1886 году во Франции. Внешне челеста - небольшое пианино. Клавиатура тоже фортепианная, такая же молоточковая система. Только вместо струн в челесте звучат металлические пластинки, вставленные в деревянные коробочки-резонаторы. Звук у челесты тихий, но очень красивый и нежный. Не случайно ей дали такое название: челеста по-латыни – «Небесная».

Слушание: И. Бах. Шутка (челеста).

Эти инструменты - ксилофон, маримба, вибрафон и челеста - многозвучные, на них можно играть мелодию.

В 1874 году французский композитор Сен-Санс написал произведение, названное им «Пляска смерти». Когда её исполняли в первый раз, некоторых слушателей охватил ужас: они услышали стук костей, как будто в самом деле плясала Смерть - страшный скелет с черепом, глядящим пустыми глазницами, с косой в руках. Композитор добился такого эффекта использованием ксилофона.

Семейство ударных инструментов очень разнообразно и многочисленно. Давайте просто перечислим некоторые другие ударные...

Слушание: Колокола, звучание инструмента.

Колокола - набор металлических трубок разной длины, подвешенных в специальной раме.

Слушание: Глокэншпиль (оркестровые колокольчики), звучание инструмента.

Колокольчики - очень похожие на игрушечный металлофон, только в нём больше пластин и сами пластины благозвучнее.

Слушание: Тарелки, звучание инструмента.

Всем хорошо знакомые тарелки .

Слушание: Гонг, звучание инструмента.

Гонг - большой массивный диск с загнутыми краями, который как никто другой умеет создавать впечатление таинственности, мрака, ужаса;

Слушание: Там-там, звучание инструмента.

Разновидность гонга, имеющего определённую высоту звука, - там-там , не настраиваемый точно.

Слушание: Треугольник, звучание инструмента.

Треугольник – стальной прутик, изогнутый треугольником, при ударе по нему металлическим стержнем издающий прозрачный, нежный приятный звук. Список ударных инструментов можно и продолжать.

Вопросы и задания:

  1. Какой из ударных инструментов является самым древним, а какой самым молодым?
  2. Перечислите как можно больше ударных инструментов.
  3. Что такое мембрана?
  4. На какие группы и по какому принципу делятся ударные инструменты?
  5. Назовите ударные инструменты, имеющие определённую высоту звучания.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 33 слайда, ppsx;
2. Звуки музыки:
Большой барабан, звучание инструмента, mp3;
Малый барабан, звучание инструмента, mp3;
Звучание ударной установки, mp3;
Литавры, звучание инструмента, mp3;
Ксилофон, диапазон инструмента, mp3;
Маримба, диапазон инструмента, mp3;
Вибрафон, диапазон инструмента, mp3;
Челеста, диапазон инструмента, mp3;
Колокола, звучание инструмента, mp3;
Глокэншпиль (оркестровые колокольчики), звучание инструмента, mp3;
Тарелки, звучание инструмента, mp3;
Гонг, звучание инструмента, mp3;
Там-там, звучание инструмента, mp3;
Треугольник, звучание инструмента, mp3;
Бетховен. Симфония № 6 «Пасторальная», IV часть. «Гроза», mp3;
Равель. «Болеро» (фрагмент), mp3;
Пуленк. Концерт для органа, литавр и симф. оркестра (фрагмент), mp3;
Моцарт. «Серенада» (ксилофон), mp3;
Альбенис. «Астурия» из «Испанской сюиты», в исп. Т. Черемухиной (маримба), mp3;
Бах. Шутка (челеста), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Музыка окружает нас с самого детства. И тогда же у нас появляются первые музыкальные инструменты. Помните свой первый барабанчик или бубен? А блестящий металлофон, по пластинкам которого нужно было стучать деревянной палочкой? А дудочки с дырочками на боку? На них при определенной сноровке можно было даже сыграть простые мелодии.

Игрушечные инструменты - это первый шаг в мир настоящей музыки. Сейчас можно приобрести самые разные музыкальные игрушки: от простеньких барабанов и гармошек до почти настоящих пианино и синтезаторов. Вы думаете, это только игрушки? Вовсе нет: в подготовительных классах музыкальных школ из таких игрушек составляются целые шумовые оркестрики, в которых малыши самозабвенно дуют в дудочки, стучат в барабаны и бубны, подстегивают ритм маракасами и играют первые песенки на ксилофоне... И это их первый настоящий шаг в мир музыки.

Виды музыкальных инструментов

В мире музыки существует свой порядок и классификация. Инструменты подразделяются на большие группы: струнные, клавишные, ударные, духовые , а еще язычковые . Какие из них появились раньше, какие позже, сейчас трудно сказать наверняка. Но уже древние люди, стрелявшие из лука, заметили, что натянутая тетива звучит, тростниковые трубочки, если в них подуть, издают свистящие звуки, а ритм удобно отбивать на любых поверхностях всеми подручными средствами. Эти предметы стали прародителями струнных, духовых и ударных инструментов, известных уже в Древней Греции. Так же давно появились язычковые, а вот клавишные были изобретены чуть позднее. Рассмотрим эти основные группы.

Духовые

В духовых инструментах звук издается в результате колебаний столба воздуха, заключенного внутри трубки. Чем больше объем воздуха, тем более низкий звук он издает.

Духовые делятся на две большие группы: деревянные и медные . Деревянные - флейта, кларнет, гобой, фагот, альпийский рог... - представляют собой прямую трубку с боковыми отверстиями. Закрывая или открывая отверстия пальцами, музыкант может укоротить столб воздуха и изменить высоту звука. Современные инструменты часто делаются не из дерева, а из других материалов, однако по традиции называются деревянными.

Медные духовые задают тон любого оркестра, от духового до симфонического. Труба, валторна, тромбон, туба, геликон, целое семейство саксгорнов (баритон, тенор, альт) - типичные представители этой самой громкой группы инструментов. Позднее появился саксофон - король джаза.

Высота звука в медных духовых меняется за счет силы выдуваемого воздуха и положения губ. Без дополнительных вентилей такая труба может издавать только ограниченное число звуков - натуральный звукоряд. Для расширения диапазона звучания и возможности попадать на все звуки была придумана система вентилей - клапанов, изменяющих высоту столба воздуха (как боковые отверстия на деревянных). Слишком длинные медные трубы, в отличие от деревянных, можно свернуть, придав им более компактную форму. Валторна, туба, геликон - примеры свернутых труб.

Струнные

Тетиву лука можно считать прообразом струнных инструментов - одной из самых главных групп любого оркестра. Звук здесь издается колеблющейся струной. Для усиления звука струны стали натягивать над полым корпусом - так появились лютня и мандолина, цимбалы, гусли... и хорошо знакомая нам гитара.

Струнная группа делится на две основные подгруппы: смычковые и щипковые инструменты. К смычковым относятся скрипки всех сортов: скрипки, альты, виолончели и огромные контрабасы. Звук из них извлекается смычком, которым водят по натянутым струнам. А для щипковых смычок не нужен: музыкант пальцами защипывает струну, заставляя ее колебаться. Гитара, балалайка, лютня - щипковые инструменты. Как и красавица арфа, издающая такие нежные воркующие звуки. А вот контрабас - смычковый или щипковый инструмент? Формально он относится к смычковым, но часто, особенно в джазе, на нем играют щипками.

Клавишные

Если пальцы, ударяющие по струнам, заменить молоточками, а молоточки приводить в движение с помощью клавиш, получатся клавишные инструменты. Первые клавишные - клавикорды и клавесины - появились в средние века. Звучали они довольно тихо, но очень нежно и романтично. А в начале 18-го века изобрели фортепиано - инструмент, на котором можно было играть как громко (форте), так и тихо (пиано). Длинное имя обычно сокращают до более привычного "пианино". Старший брат пианино - да что там брат - король! - так и называется: рояль . Это уже инструмент не для маленьких квартир, а для концертных залов.

К клавишным относится и самый большой - и один из самых древних! - музыкальных инструментов: орган. Это уже не ударно-клавишный, как пианино и рояль, а клавишно-духовой инструмент: не легкие музыканта, а воздуходувная машина создает поток воздуха в систему трубок. Управляется эта огромная система сложным пультом управления, в котором есть все: от мануальной (то есть ручной) клавиатуры до педалей и переключателей регистров. Да и как иначе: органы состоят из десятков тысяч отдельных трубок самых разных размеров! Зато и диапазон у них огромен: каждая трубка может звучать только на одной ноте, но когда их тысячи...

Ударные

Древнейшими музыкальными инструментами были ударные. Именно выстукивание ритма было первой доисторической музыкой. Звук может издавать натянутая мембрана (барабан, бубен, восточная дарбука...) или сам корпус инструмента: треугольники, тарелки, гонги, кастаньеты и прочие стучалки и гремелки. Особую группу составляют ударные, издающие звук определенной высоты: литавры, колокольчики, ксилофоны. На них уже можно сыграть мелодию. Перкуссионные ансамбли, состоящие только из ударных инструментов, устраивают целые концерты!

Язычковые

А можно ли еще как-то извлекать звук? Можно. Если один конец пластинки из дерева или металла закрепить, а второй оставить свободным и заставить колебаться, то получим простейший язычок - основу язычковых инструментов. Если язычок один, получим варган . К язычковым относятся гармони, баяны, аккордеоны и их миниатюрная модель - губная гармоника .


губная гармоника

На баяне и аккордеоне можно увидеть клавиши, поэтому они считаются и клавишными, и язычковыми. Язычковыми являются и некоторые духовые: например, в уже знакомых нам кларнете и фаготе язычок спрятан внутри трубы. Поэтому разделение инструментов на эти типы условно: существует много инструментов смешанного типа .

В 20 веке дружное музыкальное семейство пополнилось еще одной большой семьей: электронными инструментами . Звук в них создается искусственно при помощи электронных схем, а первым образцом был легендарный терменвокс, созданный еще в 1919 году. Электронные синтезаторы могут имитировать звучание любого инструмента и даже... играть сами. Если, конечно, кто-то составит программу. :)

Разделение инструментов на эти группы - всего лишь один из способов классификации. Существует и много других: например, китайцы объединяли инструменты в зависимости от материала, из которого они были изготовлены: деревянные, металлические, шелковые и даже каменные... Способы классификации не так важны. Гораздо важнее уметь распознавать инструменты и по внешнему виду, и по звуку. Этому мы и будем учиться.

- музыкальные инструменты , звук на которых добывается ударом (руками, палочками, молоточками и т. д.) по телу, становится его источником. Многочисленное и самое древнее семейство среди всех музыкальных инструментов. Иногда ударные музыкальные инструменты называют словом перкуссия (от англ. percussion ).

Музыкант, играющий на ударных инструментах называется ударником или перкуссионистом, в рок- и джазовых группах - также барабанщиком.


1. Классификация

В зависимости от источника звука ударные инструменты могут быть:

Из западных областей Украины в другие регионы республики пришел экзотический ударный инструмент, за специфическую окраску звука называется бык. В небольшой конусообразной кадушке верхнее отверстие обтянуто кожей. К ней в центре прикреплен пучок конского волоса. Музыкант увлажненными в квасе руками дергает за волосы и добывает стойкие звуки аккорда.


4. Мультимедиа

Источники

  • Краткий музыкальный словарь, М.1966
  • Гимн барабанном искусству (Рус.)
  • Ударные музыкальные инструменты (Рус.)

Литература

  • А. Андреева. Ударные инструменты современного симфонического оркестра. - К.: "Музыкальная Украина", 1985 г.
  • А.Панаиотов. Ударные инструменты в современном оркестре. М, 1973
  • Э.Денисов. Ударные инструменты в современном оркестре. М, 1982
? ? Ударные музыкальные инструменты
Определенной высоты звука