Восемь традиционных элементов китайской архитектуры. Китай: архитектура

Являясь одной из древнейших цивилизаций, чье развитие насчитывает уже пять тысяч лет, Китай своей архитектурой и культурой привлекает к себе наибольший интерес ценителей истории, искусства, а с этим связан и такой огромный поток туристов в Поднебесную.

История развития китайской архитектуры

Архитектура Китая ярко и колоритно отличается от всех других стран. На природный фон своеобразно, но гармонично, вписываются деревянные конструкции своих уникальных форм. Главная особенность заключается в плавно изогнутой форме крыши. Мало кто знает, но прародителями современных многоэтажных домов стали именно китайские сооружения.

Постройки древности Изначально, суть строительства была следующей: в землю вбивались столбы, затем их соединяли между собой с помощью горизонтально уложенных балок, обустраивали крышу и покрывали ее черепицей, а лишь потом – между столбами сооружали стены, с различным выбранным материалом. По факту, несущей конструкцией был деревянный каркас, и это придавало устойчивость домам в случае землетрясений.

Такой вид конструкций не мешал делать перепланировку внутри, без проблем для этого применялись самые разнообразные материалы, но зависело это от местности. Например, жители севера пользовались кирпичами и глиной, а жителя юга – тростниковыми плетьми.

То, что основным материалом для китайского зодчества на протяжении веков служило дерево, было связано в первую очередь с богатейшими просторами хвойных лесов, а никак не с отсутствием камня (он, наоборот, в этой стране стал производиться одним из первых).

Со временем, китайская архитектура стала развиваться и делиться на несколько видов строений, строго соответствующих социальному статусу их владельца. Тогда и появились следующие ограничения по внешнему виду:

  • многоярусный карниз можно было использовать только для дворцов и храмов;
  • прямоугольную форму и пять внутренних помещений мог себе позволить только горожанин (со средним достатком);
  • помещение из одной общей комнаты и с длинной террасой предназначалось для жителей деревень.

Следом появилось и различие домов по крышам согласно статусам населения: императорские строения покрывала золотистая черепица и декор (различные скульптуры), а храмы и дома городской знати имели зеленые крыши.

Но, во все времена было одно общее: это то, что любые дома Китая обязательно строились только в соответствии с фэншуй. Это учение повествует, что каждое пространство имеет определенные зоны. Они соответствуют отдельной силе: запад – тигру, восток – дракону, юг – красной птице, север – черепахе. Исходя из этого, всегда рассчитывали их гармоничное взаимодействие.

Что еще являлось характерным для древнего и средневекового зодчества в Китае, так это то, что предпочтение в строительстве отдавалось не отдельным домам, а ансамблям. Таким образом, архитектурные комплексы свойственны как храмам и дворцам, так и домам обычных жителей, у которых в приоритете было коллективное существование.

Популярные архитектурные памятники Китая

Исторические архитектурные памятники Поднебесной, которым уже не одна сотня лет, являются самой привлекательной составляющей любых туристических маршрутов по стране. Красочными удивительными зданиями переполнен Пекин, несмотря на то, что в основном это современный и многолюдный мегаполис. Экскурсии отличаются наполнением и содержательностью для тех, кто по-настоящему ценит этапы развития в архитектуре.

Одно из самых «важных» мест – Мечеть Ниуцзие. Датой ее сооружения назван 996 год. Она отличается и тем, что объединила в себе два стиля. Первый – китайский: деревянное строение, с изогнутой крышей, увенчанное небольшой башенкой, и характерный фасад – красно-зеленый, с резными узорами. Второй стиль – исламский, он проявляется в орнаментах, которыми украшено помещение изнутри. Здесь есть и молельный зал, куда ежедневно стекаются несколько тысяч мусульман, проживающих в Пекине.

В списке «архитектурные памятники Китая» также и комплекс «Павильон Пяти Драконов», который некогда был сооружен для императора и его семьи. Находится он в живописном месте, прямо на берегу Тайе, это небольшое местное озеро, вполне подходящее для рыбной ловли. Павильон состоит из нескольких больших беседок, с характерными изогнутыми крышами в два и три яруса, с украшенными резными карнизами. Сами же беседки соединяются маленькими мостами. Свое фото на фоне прекрасного ландшафта и великолепного векового сооружения обязательно делает каждый, кто хоть раз в эти края приехал.

На северной стороне города туристов встречает Юнхэгун, это ламаистский монастырь. Сочетает в себе храм два основных стиля - тибетский и монгольский, плюс – немного китайского. Цвет сооружения – красный, черепица – желтая, все обильно украшено резьбой и росписью. Здесь же есть павильон, который носит название «Десять тысяч удач», и в нем находится статуя Майтрейи. Эта китайская святыня известна далеко за пределами монастыря, она возвышается на двадцать шесть метров, материалом для ее изготовления послужило белое сандаловое дерево. Сейчас при храме работает школа, в которой дети изучают тибетский буддизм.

Знакомство с самой древней пагодой в мире

Отдельного внимания заслуживает пагода, которая находится в уезде Инсянь, под городом Датун. Сооружению свойственна традиционная деревянная китайская архитектура, и эта пагода – самая древняя в мире, датируется 1056 годом, поэтому она охраняется как самый ценный шедевр зодчества, это реликвия Поднебесной.

Пагода уходит ввысь на 67 метров, а это как современный дом в двадцать этажей! Это невероятно для древних строений. Со стороны, кажется, что здесь пять этажей, но на самом деле у «хитрой» конструкции их девять.

Уникальным делает строение то, что при его сооружении не применен ни один гвоздь, а все балки – уложены на столбы, вбитые по кругу. Каждый ярус – восьмиугольный, все перекладины составляют оригинальный узор. В диаметре сооружение составило 30 метров.

Потрясающее зрелище ждет туристов и внутри, здесь стены украшены фресками, все рисунки на них изображают известных сторонников буддизма. Также, в пагоде есть несколько статуй Будды и Шакьямуни (ее высота 11 м).

Эта древняя пагода очень ярко и точно, даже на фото, отображает архитектуру Китая во всей ее таинственности и великолепии.

Современная архитектура Китая

Сегодня, архитектура Китая – это огромные небоскребы и отделанные современными материалами здания, совершенно не похожие на те, что активно строились вплоть до XX века, ставшего в итоге переломным. И современная китайская архитектура на фото показывает, как «модные» конструкции умудряются гармонично сочетаться с сохранившимися старыми строениями.

Нельзя пропустить и то, что китайцы любят не только свою, колоритную архитектуру, а и сооружения, которые активно заимствуют у других. Например, «римский Колизей», который расположился в городке Тяньцзинь, или недалеко от Шанхая - городок Темза, копия английского.

Гонконг – вообще поражает воображение контрастом своих архитектурных строений. На весь мир известны его «китайские муравейники»: по несколько небоскребов здесь возводятся вплотную друг к другу, образовывая «дом» в несколько тысяч квартир для обычных жителей. Но, в дорогом районе города есть удивительной конструкции двенадцатиэтажный дом, в котором всего двенадцать квартир, площадь каждой – шесть тысяч квадратных метров.

Шанхай удивляет туристов своим знаменитым финансовым центром, который возвышается над городом в сто этажей! Таким образом, можно сделать вывод: современная архитектура Поднебесной – это здания-небоскребы.

Хорошие статьи в продолжение:

  • и его достопримечательности

Еще одной колыбелью древнейшей цивилизации можно считать Китай, где уже в III тысячелетии до нашей эры существовала развитая культура, не последнюю роль в которой играли архитектура и искусство.


Развитие древней китайской архитектуры можно разделить на несколько временных отрезков — периодов правления династий:

  • Династия Шан (около 1300 г. до нашей эры) — в этот период происходит расцвет культуры на фоне зарождения многих новых видов искусства.
  • Династия Чжоу (с конца II тысячелетия до нашей эры по III век до н. э.) — культура и искусство достигают наивысшего подъема. В произведениях искусства этого периода изображаются славные моменты исторического прошлого. Вместе с тем художники и скульпторы зачастую обращаются к природе в поиске нового источника вдохновения.
  • Династия Хань (с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры) — в этот период идет объединение разрозненных земель, за счет чего границы империи расширяются. В это же время формируется своеобразное китайское мировоззрение, основы которого дошли до наших дней практически в неизменном виде. Во время правления династии Хань все внимание творцов было сосредоточено на правдивом изображении окружающей действительности.

После падения династии Хань китайскую империю на протяжении нескольких веков терзают междуусобные войны, пока в VI столетии нашей эры не происходит новое объединение страны.

Китайцы ведут захватнические войны во многих странах, оказывая воздействие на культуру других народов. Но вместе с тем местные традиции проникают и в китайские культурные устои. Так, из Индии приходит буддизм, а вместе с ним появляются и новые типы сооружений. В их числе можно назвать знаменитые пагоды, построенные из природного камня или , и возвышающиеся наверх в несколько ярусов, а также выдолбленные в толще скалы пещерные храмы.


И хотя на китайскую архитектуру оказывали влияние традиции зодчества других народов, все же она развивалась в собственном русле. В древнем Китае строили монастыри и храмы, а также целые дворцовые ансамбли для правителей и роскошные дома для вельмож и знати.

Среди самых распространенных строительных и отделочных материалов того периода можно назвать следующие:

  • Натуральная
  • Бамбук
  • Тростник
  • Терракота
  • Фаянс

Под влиянием внешнего вида построек из бамбука, некоторые архитектурные сооружения принимали своеобразную форму. Например, углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.


Дворец Эфан — одно из наиболее известных сооружений династии Цинь (город Сиань, провинция Сычуань).

В начале нашей эры строятся новые крупные города, в архитектурном облике которых важную роль снова играют дворцы, которые представляли собой целые масштабные комплексы с грамотно устроенными входными воротами, изящными павильонами и роскошными бассейнами. Вся территория дворцового комплекса была грамотно оформлена в лучших традициях того периода.


Дворцовый комплекс » Запретный город»

Для мировоззрения китайцев с древнейших времен характерна любовь к природе во всех ее проявлениях. Они очень чутко воспринимают природную среду как важную часть жизненного пространства. Эта особенность находит свое проявление с храмов, которые объединяются в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садово — парковыми ансамблями. В непосредственной близости можно встретить отдельные постройки пагод.


Китайские мастера славились своим строительным искусством с глубокой древности. Поэтому в истории архитектуры древнего Китая сохранились и многие гидротехнические сооружения, плотины и каналы.

Но самым известным техническим сооружением по праву считается , которая защищала страну от нападения кочевых племен. Это грамотно продуманное фортификационное крепостное сооружение, которое многие века считалось почти неприступным.


Самобытность архитектуры Китая

Архитектура Китая имеет ряд присущих только ей традиционных особенностей, а характер декорирования позволяют узнавать китайские здания во всем мире.

Большая часть строений Древнего Китая возводилась из дерева, что было характерно и для жилых домов и для императорского дворца. Конструкция состояла из деревянных столбов, которые соединялись меду собой балками, что в свою очередь служило основанием здания, завершала конструкцию кровля, покрываемая черепицей. Заполнение проемов производилось с использованием бамбука, глины, кирпичей.

Одними из первых, кто использовал «поточный метод» в архитектуре, стали древние китайцы. Особенность метода заключалась в том, что исходя из стандартного размера конструкции, можно было точно определить размер остальных ее деталей, что позволяло строителям изготавливать отдельно от общей конструкции здания, а затем на месте собирать детали. Данный способ строения позволял китайским строителям значительно сокращать время на возведение здания.

Замечание 1

Примерами тому может служить Запретный город в Пекине – императорская резиденция, 720 тысяч квадратных метров которой были построены всего за 13 лет, тогда как только на возведение купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции понадобилось около трех десятков лет.

Обладая гибкостью и упругостью, деревянные постройки, в отличие от каменных, были более устойчивы к землетрясениям. Однако на многие достоинства, конструкции из дерева оказались сравнительно недолговечными и пожароопасными. Множество памятников архитектуры были повреждены или вовсе не сохранились в результате ударов молний или пожаров.

Архитектура Китая отличается яркой самобытностью. Основные ее принципы и стилистика сложились в третьем веке до нашей эры. Аналогично другим странам Востока, она характеризуется приверженностью к единожды найденным и закрепленным традицией формам, известной консервативностью.

Здания в Китае могли периодически перестраивать, точно воспроизводя формы предшествующего сооружения. Основным материалом для строительства служило дерево. Хотя Китай – большая страна с разнообразными климатическими зонами, в различных его регионах могли использовать разнообразные строительные материалы. Для влажных южных регионов были характерны свайные конструкции, на севере же бытовал кирпич. Зависело это от назначения здания (пагоды строили из камня), а также от социального статуса владельца. Император в Китае возводился в ранг божества, а светская власть была наделена большой силой. В отличие от Индии, храмовые постройки в архитектуре Китая встречались редко.

Традиционные китайские сооружения представляют собой стоечно-балочные конструкции с деревянным заполнением. Стена представляет собой незначительную по толщине перегородку и не несет тектонической нагрузки. Несмотря на наличие стоечно-балочного каркаса, выявленного во внешних формах сооружения, китайская архитектура атектонична: для традиционных китайских дворцов и храмов характерны высокие крыши с сильным выносом. Но именно это и составляет одну из главных особенностей традиционной архитектуры Китая и является одной из наиболее привлекательных ее черт.

Такие формы крыши связаны с любовью к декоративной трактовке форм, а также с климатическими условиями – обилием дождей. Здания отличались живописным причудливым силуэтом, с расположенными в несколько ярусов крышами. Для пагод это являлось характерной особенностью. В светских зданиях несколько ярусов крыш говорило о высоком социальном положении их владельца.

Замечание 2

Для архитектуры Древнего Китая характерна цветность в сочетании с декоративными элементами.

Архитектурные формы динамичны, доугуны перекликаются с силуэтами кровель. Живописные и скульптурные изображения драконов считались символами обновления, защитника китайской земли и императорской власти. Мастера Китая любили образность, уподобление и сравнения, что характерно и для искусства других народов Востока. Так, форму кровли можно сравнить с раскрытыми крыльями летящего журавля. При этом природный мотив подвергается откровенно декоративной трактовке.

Переход от балок к кровле осуществлялся с помощью сложной системы резных кронштейнов, расположенных в несколько ярусов – доугунов являющихся важным и самобытным элементом традиционной архитектуры Китая. Легкие, ажурные также снимали ощущение тяжести архитектурных масс, давления перекрытий. Доугуны, ярко раскрашенные и покрытые резьбой, выполняли не только конструктивную, но и чисто декоративную функцию (Рис. 1).

Рисунок 1. Архитектурная живопись Хэ си в Запретном городе. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

В основе своей структура китайских зданий крайне проста. Как правило, это правильной формы четырехугольник с балочными перекрытиями. Из отдельных ячеек подобного типа и складывались более сложные структуры. Их могли дополнять наружные портики. Наряду с упомянутой выше формой кровли они способствовали связыванию построек с природным окружением. Такая взаимосвязь, также как и значительная роль пространства в архитектурном образе, – важная составляющая стиля китайской архитектуры.

В дворцовом ансамбле обширные свободные пространства создают атмосферу торжественности, их мощеные поверхности контрастируют с нарядными дворцовыми зданиями. Наиболее значимые постройки выделяются своими масштабами и формой кровель (двухъярусные четырехскатные крыши, которые полагались только самым важным сооружениям). Главные покои дворцового комплекса Гугун (Рис. 2) – зал Высшей гармонии, зал Полной гармонии и зал Сохранения гармонии.

Рисунок 2. Запретный город в Пекине (Гугун). Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Архитектурные достопримечательности Китая

Богатство и неповторимый стиль архитектурных сооружений Китая весьма многообразен, среди них:

  • Дворцовая архитектура (Запретный город, Горное убежище от летнего зноя)
  • Храмы и алтари (Храм Таймяо, Храм Неба, Алтарь Земли и Злаков, Резиденция Небесных Наставников, пещерные храмы Лунмэнь, Пещерные храмы Фэнсяньсы, пещеры Могао, Юньган, Путоцзунчэн, Наньюэ Дамяо, Дворец Высшей Чистоты, Пагода Дацинь, Пагода Баочу, Храм Истинного Единства, Пагода Шести Гармоний, Фарфоровая Пагода, Железная Пагода, Храм Тяньнин).
  • Мемориальные сооружения (Храм Конфуция, Храм Баогуна, Пайлоу, Стелы (на черепахе-пьедестале)
  • Гробницы (Гробницы императоров династии Мин, Висячие гробы, Минская гробница Чанлин, Могила Цинь Ши Хуана)
  • Мосты (Мост Аньцзи, Мост Лугоу, Мост Баодай, выгнутые мостики «лунный мост»)
  • Фортификационные сооружения (Великая Китайская стена, Крепостные стены городов – Пекина (снесена), Нанкина (отчасти сохранена), Крепость Ваньпин в Пекине)
  • Жилые постройки (Жилой комплекс сыхэюань, жилые комплексы крепостного типа – тулоу (Фуцзянь), укрепленные особняки дяолоу (Гуандун), типичный крестьянский дом северного Китая – фанза, обогреваемая лежанка – кан).

1. Введение.

На протяжении тысячелетий на территории Китая развивалась яркая культура.

На культуру Китая повлияло отношение к природе, как к органичному целому, живущему по своим законам.

Именно природа и закономерности её развития оказались в центре творческих поисков, надолго определивших особенности развития всех без исключения видов искусств. Жизнь человека в Китае соизмерялась с жизнью природы, её циклами, ритмами, состояниями. В Греции человек был “мерой всех вещей”, а в Китае он лишь малая частица природы.

Конфуцианство и буддизм оказали влияние на китайскую культуру. Многие китайские достижения относятся к Средневековью.

Китай все страны мира превзошёл,
Во всех искусствах до вершин дошёл.

2. Шедевры Китайской архитектуры.

Особенностями китайского зодчества является то, что зодчие могли найти наиболее живописное и естественное место для архитектуры. На вершине гор, высятся монастыри, в труднодоступных местах сооружены китайские храмы и пагоды, по краям дорог высятся каменные стелы, в центре шумных городов возведены роскошные дворцы императоров.

Вдоль северо-западной границы на 5 км протянулась Великая Китайская стена. Её возведение относится к 4-3 векам, завершилось в 15 в. Её назначение в том, чтобы оградить Китайское государство от набегов кочевых племён с севера. По её верху проложена дорога шириной 5-8 метров для продвижения войска. Это сооружение призвано было ограждать мощь Китайской державы.

Одно из наиболее распространённых построек стала пагода - мемориальная башня, возведённая в честь деяний великих людей.

Пагода отличается грандиозными размерами и достигает высоты 50 метров Внешний облик пагоды прост,в нём почти не используется декоративное убранство. Отличительной чертой пагоды являются заострённые края кровли. Это облегчает здание и подчёркивает устремлённость кверху.

64 метровая пагода Даяньта (Большая пагода диких гусей) - один из лучших образцов китайского стиля в зодчестве. Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствия из Индии в Китай помогли найти путь дикие гуси. Они и указали место для возведения пагоды. Даяньта на фоне обширной горной гряды, возвышается над окрестностями города Сиань - бывшей столицы китайского государства. Семь этажей отделённых друг от друга карнизами, сужаются к вершине пагоды, подчёркивая её устремлённость к небу. Вот почему издалека она производит впечатление тяжести и массивности.

Благодаря вытянутости пропорций, пагода кажется лёгкой и изящной.

Иллюзию высоты создают создают закруглённые сверху окна. В простых и прямых линиях пагоды зодчий сумел выразить возвышенный духовный порыв и величие своего времени.

Необычайным явлением в зодчестве стали буддийские пещерные храмы, расположенные в горах. Пещерный буддийский

Монастырь Юньган принадлежит к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2 км тянется скала высотой в 60 м., в которой на различной высоте находятся свыше 20 пещер. Некоторые из них достигают высоты 15 м. И углублены вглубь скалы на 9-10 м. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому богу. Внутри множество изображений скульптур и рельефов на темы буддийских сказаний и легенд. Снаружи скала украшена скульптурными памятниками, барельефами, статуями. Пещерный храм поражает своей грандиозностью.

Основной формой культовых и жилых сооружений в Китае является прямоугольный в плане павильон, главная особенность Которого резные кронштейны, поддерживающие крышу. Высокая 2-х, 3-х, 4-х скатная крыша - характерный элемент китайской Архитектуры.Внутри здание разделено на 2 или 3 нефа, а снаружи имеет галлерею со столбами, так же поддерживающими крышу.

Подобная крыша защищала от снега, дождя. Скаты крыши имели строгую изогнутую форму, её концы загибались вверх. На коньках крыши укреплялись керамические фигурки с изображением фантастических животных и драконов, а позднее подвешиапли колокольчики.

Эмблемой Китая стал Храм неба в Пекине. 2-х ярусная коническая крыша, глазурованная синей черепиц конических крыш олицетворяютей, словно ослепительная горная вершина.

Грандиозный комплекс посвящён древнейшим религиозным культам, связанным с получением урожая. В которых почитались небо и земля.Именно это обстоятельство определило своеобразие архитектурного замысла. Обнесённый стенами он включает 3 основные святыни: Круглый в плане деревянный храм Молений об урожае, храм Небесного свода и беломраморный алтарь, где приносили жертвы духам Неба. В этом архитектурном храме много символичного: квадратная в плане территортя дворца символизирует Землю,здания храмов и алтарь. Обрамлённые круглой террасой – знак Солнца, остроконечные вершины конических крыш олицетворяют

Беспрерывный круговорот движений природных стихий.Зритель медленно прходит между арок, поднимаясь по многочисленным ступеням, постепенно вживаясь в ритм ансамбля, постигая его красоту и величие.

Мировую известность приобрело садово-парковое искусство Китая.

Подлинный шедевр садово-паркового искусства – комплекс Бенхай в Пекине.

В симметричную планировку Импераорского сада включены горки, сложенные из массивных каменных глыб, бамбуковые рощицы, посадки из редкостных деревьев и кустарников.Изящны беседки и павильоны с причудливым рисунком золотых крыш по берегам во

доёма с золотыми рыбками.В названиях павильонов отражены самые важные периоды сельскохозяйственного цикла(десять тысяч осеней, Десять тысяч вёсен) - пахота и сбор урожая.Около 700 мозаичных панно, выложенных из разноцветных камешков, украшают садово-парковый комплекс. На них изображены живописные пейзажи,изысканные растения, мифологические герои, сцены из театральных и оперных постановок.

В Императорском саду находится коллекция камней самых причудливых форм, привезённых из разных уголков Китая.

Рядом с этими необычными экспонатами зимой изеленеют сосны и шумит неувядающий бамбук, а весной пышно цветут дикая слива мейхуа и бело-розовые пионы. В начале осени источает аромат коричное дерево, пленяют своей красотой хризантемы.

3. Скульптура Китая.

Скульптура всегда пользовалась популярностью в Китае.она выражала идею могущества и неограниченной власти, ещё в 3 в. до н.э., когда сложилось государство Цинь.

Во время археологических раскопок в провинции Шэньси в подземных коридорах погребальных комплексов было обнаружено 10-тысячное войско, выполненное из терракоты.Солдаты и офицеры, лучники и пехотинцы, колесничные и всадники.в натуральную величину, с полным военным снаряжением, демонстрировали могущество императора, создавшего первую китайскую державу.

Все фигуры полны экспрессии, правдоподобия и разнообразия движений.Военоначальники изображены застывшими в торжественных позах, лучники натягивают тугую тетиву, солдаты, припавшие на 1 колено, готовятся сразить невидимого врага. В раскраске вырвзилась иерархия рангов. Также были обнаружены 130 глиняных колесниц, 500 скульптурных лошадей.построенное в боевом порядке глиняное войско преданно охраняло покой своего правителя.

Погребальная пластика получила дальнейшее развитие в искусстве 7-13 вв. Погребальный ансамбль близ Сианя - столицы Китайской империи украшали скульптурные произведения, в которых воспроизведены сцены придворной жизни.Грациозные танцовшицы в ритмах танца,модницы в ярких одеждах, жонглёры и музыканты, слуги и кочевники.

Характерная особенность - связь скульптуры с буддийской религией Здесь можно увидеть страшных охранителей входа, попирающих драконов, бодтсатв-буддийских святых, монументальное изображение Будды.Одно из самых совершенных скульптур - 25 метровая статуя Будды Вайрочанны. (Владыки космического света), высеченная в горах в пещере Луньмынь.

4. Жанры Китайской живописи.

Стремление постичь через частное всеобщие законы бытия и взаимосвязь явлений составляет характерную черту китайской живописи.В основном она представлена вертикальными и горизонтальными свитками из шёлка и бумаги.вертикальные свитки развешивались по стенам и не превышали 3 м. Горизонтальные свитки предназначались для длительного рассматривания и достигали нескольких метров.Разворачивая подобный свиток зритель как бы отправлялся в путешествие.

Картины обычно писали тушью, или минеральными красками, сопровождая их каллиграфическими надписями.

Художник или цитировал поэзию или сам сочинял стихи.

Китайская живопись представлена различными жанрами: пейзажным, бытовым,портретным, историко-бытовым. Особый интерес представляют изображения типа “горы-воды”, “цветы - птицы”. Китайские художники умели выразить мысль о безграничности мира. В величественном изображении мира гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки путников.Они никуда не торопятся, просто созерцают красоту.

На горной вершине
Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звёздам могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко:
Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой
Ли Бо. “Храм на вершине горы”.

Так выразил гармонию чловека и природы китайский поэт Ли Бо.

Пейзажная живопись Китая не отличается богатством красок. Зачастую она монохромна, но сколько в ней оттенков и сочетаний.Огромное мастерство достигли художники в передаче воздушной перспективы. Тщательно продумывается формат и композиционное решение картины.Для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности с остроконечными вершинами сосен-вертикальный.

“Нельзя давать деревьев без числа: важнее показать как стройны и милы горы. Среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево.Далёкие горы нужно снижать и раскладывать, близким же рощам надо дать вынырнуть резко”.

В пейзажах китайских художников много символов: пара уточек символизировала семейное счастье, фазан-удачную карьеру, цветок лотоса – символ чистоты,гибкий бамбук - мудрость и противостояние жизненным невзгодам, сосна – аллегория долголетия, цветущая слива мейхуа - символ благородства и стойкости.

Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си. Именно в изменчивости природы заключается её красота.

Изысканно проста и немногословна монохромная картина Ма Юня “Утки, скалы и мейхуа”.

Жанр портрета - один из древнейших в китайской живописи.Он известен с 5 в. до н. э., связан с культом предков. Образ поэта Ли Бо воплощён в портрете Лян Кая.

Китай - крупнейшпя страна Азии, его цивилизация существует с IV тысячелетия до н. э. и принадлежит к наиболее развитым в эпоху древности и средневековья. За несколько тысячелетий существования китайская культура дала замечательные произведения искусства, многие полезные изобретения. Классическая китайская литература, философия и искусство достигли необычайной высоты.

Уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае существовала достаточно развитая культура, первый период расцвета которой относится ко времени господства династии Шан (около1300 г. до н. э.), пришедшей на смену культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.- середина II тысячелетия до н. э.).

Первые памятники древней китайской культуры были обнаружены при раскопках в 20-х гг. нашего века. Они дают представление о культуре Яншао (середина III тысячелетия до н. э.- середина II тысячелетия до н. э.), на смену которой пришли памятники эпохи Шан (Инь) (ок. XVI-XI вв. до н. э.).

Это был мифологический этап развития философской мысли. Главными были представления о небе, дарующем жизнь, и о земном начале, а также культ предков, духов неба и земли, которые причудливо сочетали в себе черты животных, птиц и людей. Им приносились жертвы вином и мясом, для чего из бронзы отливались специальные обрядовые сосуды. На сосудах типа Шан (Инь) обнаружены и первоначальные формы иероглифической письменности.

В XII-III вв. до н. э. заканчивается мифологический этап развития представлений о природе. Развиваются учения даосизма и конфуцианства , которые по-новому раскрыли тему мира и человека в нем. Сами мифологические божества стали восприниматься более условно, зато образ человека делается конкретнее. В сосудах V-III вв. до н. э. появляются целые сцены труда, охоты, сбора урожая.

Своего наивысшего подъема китайская культура достигает при правлении династии Чжоу, длившемся около 8 веков (вплоть до III в. до н. э.).

Врата Взращивания Ума

После падения династии Хань единство империи оказывается нарушенным на несколько веков. Только в VI в. до н. э. происходит ее новое объединение. В этот период, ведя захватнические войны, китайцы проникают далеко за границы своей империи, оказывают воздействие на культуру других народов, испытывая одновременно и их влияние. Примером тому является проникновение из Индии буддизма , который привлек людей того времени обращенностью к внутреннему духовному миру человека, мыслью о внутреннем родстве всего живого.. Вместе с ним появляются и новые типы культовых сооружений.

В Китае строятся первые пагоды и скальные монастыри, состоящие из сотен больших и малых гротов в толще скалы. Посетитель передвигался по шатким настилам и заглядывал внутрь гротов, откуда на него смотрели статуи Будды. Некоторых гигантов, достигающих 15-17-метровой высоты, можно видеть и теперь из-за обвалов передних стенок гротов. Росписи храмов того времени поражают вдохновенностью мастеров при изображении буддийских сюжетов. В эпоху Тан (VII-X вв.) в росписях появляются пейзажные мотивы. Природа становится не только фоном, но и объектом поклонения.

Такое отношение к пейзажу сохранилось и в эпоху Сун (X-XIII вв.), когда этот жанр живописи сделался наивысшим выражением духовных исканий китайских художников. Согласно вероучениям того времени, мир - человек и природа - един в своих законах. Сущность его - во взаимодействии двух начал - «инь» (воды) и «ян» (гор).

В 1127 г. весь север страны захватили кочевые племена чжурчжэней. Правителям Китая пришлось отступить на юг, где была основана новая столица Ханчжоу. Позор поражения, тоска по оставленным землям во многом определили настроения искусства XII-XIII вв. Природа стала как бы единственным утешением в печали, и в ее трактовке возникли новые черты. Она становится более соразмерной человеку.

Развитие китайской архитектуры находило свое проявление в строительстве дворцов, монастырей, храмов. Материалами кроме камня были дерево, бамбук, тростник, глина, а также терракота, фаянс, фарфор.

Приход к власти первого императора из династии Хань (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) имел большое значение не только для объединения огромной империи, границы которой с тех пор не изменялись, но и для развития китайской культуры, ставшей основой китайского мировоззрения вплоть до сегодняшнего времени.

В произведениях искусства отображаются славные моменты прошлой истории, превозносятся добродетели, осуждаются пороки. Одновременно создатели произведений искусств часто черпают свое вдохновение у природы.

Эпоха Хань (III в. до н. э. - III в. н. э.) знаменита своими погребальными комплексами, к которым вели «дороги духов», обрамленные статуями мифологических животных. Подземные погребения, оформленные рельефами и росписями, отмечались также наземными постройками, которые внутри были украшены плоскими рельефами. Если в целом для развития искусства характерна тенденция к абстрагированию от реальности, то в период Хань особое внимание сосредоточивается на изображении окружающей действительности.

В результате проникновения из Индии буддизма, в Китае появляются и новые типы культовых сооружений. Это прежде всего пагоды, представляющие собой башни из кирпича или камня, имеющие несколько ярусов с выступающими крышами, а кроме того, пещерные храмы, подобные индийским.

Так же как и в Индии, в Китае, под влиянием сооружений из бамбука некоторые архитектурные формы принимали своеобразный характер, например углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.

В начале нашего летоисчисления возникают новые большие города, и важной задачей опять становится строительство дворцов, которые представляли собой целые комплексы построек с павильонами, воротами и бассейнами посреди архитектурно проработанных парков. Для китайцев характерна особая любовь к природе, проявляющаяся в чутком к ней отношении и восприятии ее как важной составной части жизненной среды. Это выражается в сооружении храмов, объединяемых в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садами, в которых стоят отдельные пагоды.

Кроме городов, храмов и дворцов строились гидротехнические сооружения, каналы и плотины.

Великая Китайская стена

Выдающимся техническим сооружением явилась Великая Китайская стена, строительство которой велось несколькими поколениями.

Великая Китайская стена является наиболее древним дошедшим до нас памятником китайской архитектуры, восходящим ранее III в. до н. э., когда (после 228 г. до н. э.) императором Цин-ши Хуан-ди, объединившим Китай, была выстроена часть Великой Китайской стены. Возможность производить настолько сложные постройки в III в. до н. э. свидетельствует о продолжительном предшествовавшем периоде развития китайской архитектуры.

За всю историю Китая существовало три основных стены, каждая протяженностью в 10000 ли (5000 км.). Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере.

Император Цинь Шихуанди (или Цинь Ши Хуан), считающийся одним из величайших деспотов в истории, набрал целую армию из крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи.

Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора. Тысячи ученых конфуцианцев, заклейменных и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. В народном сознании эта великая постройка предстала как “стена плача”. В одной старинной легенде рассказывается о том, что стена была разрушена слезами любящей жены по погибшему на стройке мужу.

Вторая Стена была построена во время правления династии Хань (206 г.до н.э.-220 г. н.э.) в целях защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и порядком попортили Стену, сооруженную Цинь Ши Хуаном. В 607 году н.э. при династии Суй сооружение было реконструировано. В этот период на строительстве был занят миллион рабочих, причем половина из них погибли.

На сооружение третьей стены (династия Мин 1368-1644) было направлено уже около 1 миллиона человек, тогда стена обрела свой сегодняшний облик.. При постройке особое внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. С ее сторожевых башен при помощи барабанного боя, дымовых сигналов, а ночью – с помощью сигнальных огней – можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью. Кроме того, на всем протяжении от Стены до центрального города, на расстоянии одного конного перехода друг от друга располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец с срочными известиями мог поменять коня.

Общая длина стены превышает 5 тыс. км. Она проложена по самым высоким и неприступным горным хребтам, словно гребень, вросший в их каменную плоть. Призванная охранять границы Китайской империи от кочевников, совершавших набеги с севера, Великая Китайская стена протянулась по многочисленным безлесным холмам от монгольских границ почти до Пекина.

Продуманное решение делало ее почти неприступной. Название «стена» не является точным, так как в действительности это крепостное сооружение высотой 6,5 м и шириной у основания 6 м (к верхней части оно суживалось на 1 м), включавшее оборонительный вал и сторожевые башни, поставленные через каждые 120 м. Наружная облицовка сделана из камня и кирпича, а внутренняя часть заполнена утрамбованной глиной, общий объем которой составляет около 180 млн. кв. м.

Военное значение стены, когда она бывала укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным. Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина – 5,5 метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен – двенадцать метров. С течением столетий, однако, она была заброшена и разрушилась. В недавнем прошлом части ее были реставрированы для экскурсантов.

Великая Китайская стена является символом Китая как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть стены расположена надпись, Стена действительно является символом Китая как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную по распоряжению Мао Цзе Дуна – “Если ты не побывал на Великой Китайской Стене – ты не настоящий китаец”. Великая Китайская стена – на редкость впечатляющее сооружение. Она выдерживала влияние ветра и непогоды на протяжении многих столетий.

Архитектура периода Хань (III в. до к. э.- III в. н. э.)

Более ясное представление мы имеем об архитектуре периода Хань (III в. до к. э.- III в. н. э.). Благодаря найденным в погребениях глиняным моделям домов, башен и т. п. мы получили понятие о типе построек этой эпохи. В 1933 г. в провинции Хэнань был раскопан целый ансамбль глиняных моделей жилищ, дающих яркое представление об усадьбе мелкого феодала ханьской эпохи. О подлинной архитектуре эпохи Хань мы можем судить только по парным каменным пилонам, которые ставились перед некоторыми местами погребений.

Целиком сохранившиеся памятники архитектуры относятся не раньше чем к VI в. н. э. Начиная с этого периода и вплоть до XX в. произведения китайской архитектуры могут быть разделены на две основные хронологические группы.

К первой группе относятся памятники архитектуры с VI до XVII вв.; основными чертами стиля этих памятников являются монументальность и преобладание конструктивных форм над декоративной стороной. В памятниках последних трех столетий архитектура теряет характер монументальности; усиливается значение декоративно-орнаментального элемента; наконец, наблюдается перегрузка зданий орнаментальными деталями, измельчение и дробность архитектурных форм. Архитектура первого периода отражает идеологию феодального общества; архитектура второго периода - идеологию буржуазии, нарождающейся в недрах феодальной формации, а с XV11I в. уже могут быть прослежены черты воздействия европейского зодчества.

Древнейшим памятником китайской архитектуры, целиком дошедшим до нас и точно датированным (523), является пагода Сунъюэсы в Суншане, в провинции Хэнань. Она построена на двенадцатигранном основании и имеет пятнадцать этажей; оканчивается небольшой ступа. В этом последнем обстоятельстве и в применении арочек над нишами заостренной подковообразной формы видно воздействие индийского искусства, занесенного вместе с буддизмом, воспринятым верхушкой аристократии.

Архитектура эпохи Тан (618-906), когда в Китае наблюдалось большое развитие литературы и искусства, также представлена главным образом пагодами. Пагоды этого периода характеризуются величаво-монументальными формами, своеобразием своего вертикализма, смягченного рядом горизонтальных выступов. Материалом для строительства пагод в эту эпоху служат камень и кирпич.

Примером каменных пагод является построенная в 681 г. трехэтажная пагода в Сян-джи-сы , близ Сианфу. Эта пагода отличается простотой и строгостью форм, лишенных украшений, если не считать зубчиков по карнизам. Одна из наиболее замечательных кирпичных пагод - «Большая пагода диких гусей », построенная в 652 г. Пагода эта стоит на высокой террасе и имеет до 60 м высоты. Общий вид ее напоминает вытянутую ввысь пирамиду с усеченной верхушкой. Эффект впечатления от «Башня диких гусей» достигается хорошо уравновешенными пропорциями, массивной формой, усиленной положением пагоды на естественном возвышении.

Архитектура периода Сун (960-1280) представлена также исключительно пагодами. Другие виды зодчества сунской эпохи до нас не дошли. Характерной особенностью сунского периода являются железные и бронзовые пагоды, представляющие своеобразную особенность китайского зодчества. Относящаяся к X в. железная тринадцатиэтажная пагода в Тан-ян-сяне на Ян-цзы дает ряд новых особенностей мало изученного южнокитайского стиля. В частности можно отметить в ней ранее не наблюдавшийся мотив крыши, гнутой частями, над отдельными этажами, и более детальную орнаментальную разделку граней.

Об архитектуре эпохи Мин (XIV - XVII вв.) мы имеем значительно лучшее представление, так как от этой эпохи, особенно от второй ее половины, дошло до нас уже довольно значительное количество не только пагод, но и других культовых и гражданских сооружений. Архитектура минского периода до второй половины XVI в. носит еще строгий монументальный характер и в значительной мере повторяет более ранние образцы, но с конца XVI в. вступает в новую фазу, которая длится XVII - XIX вв. и обычно характеризуется, как “связанная с буржуазной идеологией”, а начиная с XVIII в. и с влияниями европейского искусства.

Храм Неба был построен при династии Мин в 1420 г., когда император Юн Лэ перенес столицу Китая из Нанкина в Пекин. В последующие пять веков здесь в день зимнего солнцестояния проходили императорские молебны с жертвоприношениями во славу Неба с просьбой ниспослать хороший урожай.

Особенно характерным для данного периода является широкое развитие архитектурного ансамбля; жилая усадьба, храм, дворец и т. д. представляют собой стройно организованный архитектурный комплекс, распланированный по определенной системе. Важное значение как при возведении отдельных построек, так и при планировке архитектурных ансамблей имели установленные религиозной традицией правила «геомантики». На геомантике основывается так называемый «фэн-шуй » (ветер и вода).

Так называлась псевдонаучная система, которая учит, как следует располагать храмы, кладбища и сооружения для жилья, чтобы поставить их под защиту благоприятных условий и предохранить от вредных. По правилам геомантики установилась принятая с древности ориентация построек по северо-южной оси с обращением важнейших частей на юг - в сторону наибольшего благоприятствования.

«Фэн-шуй» не потерял своего значения даже после введения буддизма и играл роль при возведении построек в течение всего феодального периода. Медленность изменения архитектурного типа построек обусловливалась также строгою государственной регламентацией строительства.

Разбирая архитектурные ансамбли раннеминской эпохи, остановимся сначала на рассмотрении плана Пекина (Бейпина ), организованного по тому же основному принципу, что и жилой, дворцовый и храмовый комплексы. Пекин является типичным примером большого китайского города, в основных чертах сложившегося к началу XV в. Пекин представляет собой комплекс трех городов, обнесенных общей стеной до 12 м вы­соты и до 20-24 м ширины.

Города эти следующие: манчжурский, или татарский город, длина стен которого достигает 23 км, внутри него находится обнесенный особой стеной так называемый запрещенный город, со всей массой построек бывшего императорского дворца; и, наконец, третий - китайский город, длина стен которого около 16 км; по середине его, по североюжной оси, проходит главная улица; в южной его части расположены среди тенистых парков обширные храмовые ансамбли: храм Неба и храм Земледелия. Мощные стены Пекина имеют многочисленные бастионы, грандиозные башни с воротами простого и величавого стиля.

Переходя к рассмотрению дворцовых ансамблей, возьмем для примера такой сложнейший комплекс, как бывший императорский дворец в Пекине , которому подражали в дальнейшем при планировке других архитектурных ансамблей. Здесь соблюдена планировка по северо­южной оси в соответствии с правилами геомантики; по сторонам этой оси расположен ряд построек, а между ними - дворцы, арки и пр. Постройки представляют собой здания с окружающими их галереями на колоннах; двойные выгнутые крыши этих построек покрыты цветной черепицей. Архитектурный ансамбль здесь тесно связан с ландшафтом; здесь все утопает в зелени садов, так что структура архитектурного комплекса может быть воспринята зрителем только при прохождении им насквозь всего ансамбля.

Та же архитектурная композиция и тот же тип построек повторяются в меньшем масштабе и в других дворцовых и храмовых ансамблях. Относительно храмовых зданий надо заметить, что по одному и тому же типу строились как конфуцианские, так даосские и буддийские храмы.

В конце минского периода, приблизительно с эпохи Ван-Ли (1573-1619) , в китайской архитектуре начинают слагаться элементы нового стиля. На примере основанного в начале XV в. и позднее неоднократно перестраивавшегося (XVII - XIX вв.) ансамбля бывшего императорского дворца можно наблюдать, как архитектура входит в новую фазу, как здания при перестройке начинают обрастать сложными деталями, вычурным орнаментом, в результате чего теряют свой первоначальный монументальный характер.

Весьма ярким проявлением нового стиля могут служить постройки на священной горе буддистов Ву-тай-шань , в провинции Шаньси. Терраса с пятью бронзовыми пагодами представляет картину победы новых веяний в китайском искусстве; мы видим здесь пышно изукрашенные крыши, сложные, причудливой формы ступа; всюду кружево обильного и сложного орнамента - элемента своего рода «китайского барокко».

В XVIII в. эти декоративно-орнаментальные тенденции продолжаются в обостренной и более развитой форме. В это время в Китае возникло: строительство в европейском стиле, оказавшем, правда, мало влияния на дальнейшее развитие китайской архитектуры с точки зрения планов, конструкций, но кое в чем затронувшем детали, орнаментику, декорацию.

В 40-х годах XVIII в. французскими архитекторами близ Бейпина был построен в стиле европейского барокко летний дворец Юан-мин-юань, от которого в настоящее время остались одни развалины. С этого, примерно, времени начинается и обратное влияние - китайской архитектуры на европейскую, сказавшееся в XVIII в. постройками «в китайском вкусе».

Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

Поток влияний, направление которого мы проследили от Месопотамии до Персии и от Персии до Индии, там не остановился: история искусства Китая отнюдь не стоит особняком в общей картине развития архитектуры.Своими истоками китайская архитектура, по-видимому, связана с Месопотамией. В свою очередь воздействие китайского искусства на другие страны, несмотря на тенденцию Китая к обособленности, распространялось чрезвычайно широко, и это следует учитывать. Со времен глубокой древности в результате торговых сношений вместе с китайскими изделиями распространялись и китайские орнаментальные формы. Благодаря общей буддийской религии установились на протяжении нескольких веков постоянные сношения Китая с Индией, которые нашли свое отражение и в архитектуре; одним словом, Китай никогда не был миром, абсолютно замкнутым в самом себе.

Запретный город в центре Пекина, главный дворцовый комплекс китайских императоров с XV по начало XX века. Рисунок Минской эпохи

Примечание: Гипотеза о вавилонском происхождении китайской культуры была выдвинута в 70-х годах XIX в. французским ученым Терриен де Лакупери. Эта поверхностная и необоснованная теория в настоящее время никем не поддерживается. Сейчас в науке господствует мнение, что основная масса китайского населения с давних времен обитала на территории Китая. Это подтверждается результатами последних раскопок. Раскопки шведского ученого Андерсона производились в начале 20-х годов XX в. (см. его работу «An Earby Chinese Culture». Peking. 1923). Найдены были каменные орудия, окрашенная керамика, изготовленная с помощью гончарного колеса; обнаружена культура третьего тысячелетия до нашей эры, относящаяся к неолитическому периоду.

Исторически могут быть установлены торговые сношения Китая с Западом не ранее, как с III в. до н. э. К эпохе династии Хань (III в. до н. э. по III в. н. э.) относятся торговые связи Китая с Средней Азией, Персией эпохи аршакидов, с Индией и Римом. Первое ознакомление китайцев с буддизмом относится еще к середине 1 в. н. э., но сколько-нибудь значительное распространение буддизм получил в Китае лишь начиная с III в. н. э.

Одновременно с историей искусства Китая мы рассмотрим и выросшее на его основе искусство Японии. Японская архитектура более изящна и свободна в своих формах, но, по-видимому, обладает теми же конструктивными приемами, что и китайское искусство. Самобытность каждого народа проявилась только в частностях применения этих методов.

Примечание: Несмотря на то, что архитектура Китая и Японии имеет некоторые общие черты, что Китай в иные периоды оказывал значительное влияние на развитие японского искусства и японской архитектуры, попытка Шуази рассматривать совместно искусство Китая и Японии не может быть признана правильной. Искусство каждой страны должно рассматриваться на основе изучения социально-экономического развития данной страны, в связи с другими проявлениями идеологии: религией, литературой и пр.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ

В Китае, как и в Древней Индии, строятся почти исключительно деревянные здания. Это происходит не потому, что ощущается недостаток в камне, а вследствие изобилия богатых смолою лесных пород, пригодных для стройки. Деревянная архитектура наиболее отвечает утилитарному мировоззрению страны, которая не заглядывает в будущее. В Японии с ее вулканической почвой, где зданиям постоянно угрожают подземные толчки, деревянное строительство вполне естественно. В обеих странах камень и кирпич применяются лишь для частей зданий, подверженных воздействию сырости.

ПРИМЕНЕНИЕ КАМНЯ И КИРПИЧА

Японцы, в распоряжении которых имеются главным образом камни вулканического происхождения, т. е. камни, лишенные слоистого строения, применяют преимущественно полигональную кладку. Китайцы же, располагая породами камней, которые раскалываются по пластам, обычно используют это их свойство для правильной кладки рядами.

В Японии ряды каменной кладки редко бывают горизонтальными. В продольном разрезе кладка представляет собой кривую, обращенную вогнутостью к земле. Форма такого рода считалась гарантией против землетрясений; однако, возможно, что в Японии, как и в Египте, такая форма являлась просто результатом применения бечевки для выравнивания кладки.


Рис. 126

Китай и Япония - страны с высоко развитой керамической промышленностью; уже давно производство кирпича достигло там редкого совершенства. Еще в III веке до н. э., когда европейские народы применяли исключительно необожженный кирпич, клавшийся на глине, незначительные части Великой Китайской стены были сложены из обожженных кирпичей или, по крайней мере, облицованы обожженным кирпичом на слое глины в качестве раствора. При возведении стен китайских домов сплошная кирпичная кладка применяется редко, полые стены представляют двоякое преимущество: требуют меньше строительных материалов и лучше предохраняют от резких колебаний температуры. Рисунок 126 изображает, согласно описанию Чемберса, прием кладки стен, применявшийся в Кантоне вплоть до XVIII в.

Примечание: Раскопками шведского ученого Андерсена в 20-х годах XX в. установлено наличие расписной керамики еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Ко второму тысячелетию относится белая керамика с декорацией «линией грома», как на бронзах той же эпохи. С эпохи Хань до нашего времени можно проследить непрерывное изменение стиля и техники китайской керамики, являющейся наряду с греческой наиболее выдающимся видом этой отрасли прикладного искусства.

Клинчатый свод, чуждый Индии, применялся в Китае с давних пор. Два примера его применения в воротах Пекина относятся к XIII в., что соответствует свидетельству Марко Поло. Но, по-видимому, китайцы знали только коробовый свод; сферический свод, т. е. купол, был им, вероятно, совершенно неизвестен.

ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУКЦИИ И ПЕРЕКРЫТИЯ

Каменная кладка ограничивается обыкновенно фундаментом домов; корпус же здания строится из дерева. В Японии, в целях защиты от подземных толчков, оставляют деревянные части здания обособленными от каменного фундамента: деревянная конструкция покоится на своем основании, не будучи с ним никак связана. Характерным признаком японской и китайской деревянной архитектуры, отличающим ее от архитектуры других исследованных нами стран, являются наклонные перекрытия.

В Египте, Персии, даже в Индии, обычно крыши представляют собой террасы, мало приспособленные для стока воды. Для Китая с его дождливым климатом необходимы крыши, обеспечивающие дождевым водам полный сток.

Китай - первая страна Азии, где систематически начали применять крыши с крутыми скатами. В простых зданиях крыши кроются соломой, дранью или бамбуковыми стволами, расщепленными и уложенными один на другой наподобие желобчатой черепицы.


Рис. 127

Сооружения большей значимости перекрыты черепицами (рисунок 127 ), форма которых, имеющая профиль в виде французской буквы S, чрезвычайно упрощает укладку. Для защиты от разрушительного действия ветра черепицы укладываются на слой раствора, причем для еще большей прочности наружные швы также покрываются раствором, образующим небольшие валики В. Во всех случаях для поддержки кровли необходима обрешетка с большим или меньшим углом наклона.

В Китае и Японии применяется обрешетка из материалов двух родов: из стволов деревьев волокнистого строения или из древесных пород с полыми стволами, как например бамбук. Для обыкновенной обрешетки пригодны лишь материалы первого рода, а так как под действием ветров, существующих в этих странах, стволы деревьев обычно более или менее прогибаются, то кривые линии в этих конструкциях играют значительную роль. Что же касается бамбука, то он пригоден лишь для обрешетки, изготовляемой путем обвязки - своего рода архитектурной плетенки, которая широко распространена по всей Восточной Азии от Японии до островов Океании.

Конструкции из бамбука. - Рассмотрим, в первую очередь, конструкции из бамбука, т. е. из тростника, прочной частью которого является только наружная оболочка. На рисунке 128 показаны приемы увязки основных частей конструкции: столба, затяжки и горизонтальной балки; верх столба имеет форму «вилки», зубцы которой проходят через затяжку и одновременно удерживают продольную перекладину; стропильные же ноги прикреплены веревкой, надетой на сквозные шипы.

Когда вместо полых стволов бамбука употребляют стволы со оплошной древесиной, соединение производится посредством сквозной врубки А и для устойчивости углов закрепляется под­косами из гибкого дерева.



Рис. 128 Рис. 129

В легких сооружениях, строящихся из мелких деревянных частей, стенки образованы из стоек, врытых в землю и соединенных поперечными распорками, закрепленными простыми веревками; в конструкцию крыши таких зданий, кроме стропильных ног и обрешетки, входят также косые затяжки, которые делят ее на треугольники или же служат наугольными стропилами, образующими конек крыши. Достаточно взглянуть на рисунок 129 , чтобы понять, с какой легкостью данный тип конструкции позволяет не только вывести конек крыши, но также оставить просвет R, предназначенный одновременно и для вентиляции и для освещения.

В зданиях небольших размеров конструкция крыши сводится к элементам, изображенным на рисунке 130 : угловым стропилам А, горизонтальной затяжке S и обрешетке из жердей. Эти последние упираются одним концом в стропильную ногу А, другими в затяжку S; следует отметить, что привязанная веревкой затяжка не может находиться в одной плоскости со стропилами. В результате и обрешетка не может образовать плоский скат, и неизбежно образуется вогнутая кривая линии, приподнятая к углам.


Рис. 130

Приподнятые края крыши (причудливая форма, столь характерная для китайских и японских кровель) являются результатом системы скрепления посредством веревок, не позволяющей собрать в одной плоскости затяжки и стропила. Эту особенность чисто геометрического происхождения вкус строителя мог подчеркнуть, но фантазия в создании никакой роли не играла.

Примечание: Изогнутые кривые крыши не являются первоначальным покрытием в китайской архитектуре и вовсе не воспроизводят крышу палатки кочевников, как утверждали некоторые ученые. Как мы видим на найденных при раскопках погребений глиняных моделях жилищ эпохи Хань, крыши домов в эту эпоху еще не изогнуты, так что изогнутые крыши появились позднее эпохи Хань и, по-видимому, не ранее эпохи Тан (618-907 гг. н. э.).

Деревянные конструкции плотничьей работы. - Деревянные конструкции, в которых вместо тонких стволов, сплошных или полых, применяется материал, обрабатываемый плотничьими способами, тем не менее испытывают влияние конструкций из бамбука, представляя почти что их разновидность. На рисунке 131 приведено несколько примеров, заимствованных из китайского трактата «О строительном искусстве» (Конг Чинг-цзо-фа).


Рис. 131

Поддерживающая конструкция - обыкновенно из круглого леса, состоит из вертикальных стоек, связанных посредством шипов с горизонтальными прогонами. Здесь отсутствуют наклонные связи, препятствующие деформации наших деревянных сооружений. Единственной гарантией устойчивости служит прочность шипов. Устойчивость наших деревянных конструкций обеспечивается неподверженными деформации треугольными соединениями; китайцы же для этой цели прибегают к жестким прямоугольным конструкциям.

Таким образом вместо одного столба, удерживаемого в отвесном положении при помощи подкосов, мы имеем (см. рисунок 131 ) парные стояки, как например Р и Р соединенные в своей верхней части брусом Т и образующие, таким образом, жесткую и достаточно устойчивую систему. На рисунке А - главная вертикальная стойка R проходит через два этажа, причем в первом этаже эта стойка дублирована внешней контрстойкой S, а во втором этаже - внутренней контрстойкой N, имеющей точку опоры на потолочных балках нижнего этажа.

Крыша состоит из стоек из круглого леса и горизонтальных прогонов прямоугольного сечения, напоминающих по форме, если не по назначению, наши плотничьи бабки, связи и ригеля. Тяжесть кровли передается ригелю В посредством бабки. В свою очередь, тяжесть ригеля В передается посредством двух стоек связи С, которая таким образом нагружена только на концах. Вместо прямых накатин часто употребляются изогнутые материалы, которые найти в Китае нетрудно. Такая конструкция представляет собой простое соединение вертикальных и горизонтальных частей; принцип ее совершенно иной, чем тот, на котором основано устройство наших крыш.

У нас стропильная ферма имеет вид треугольника, состоящего из двух наклонных ног, связанных поперечной частью - затяжкой; стропильные ноги преобразуют силу тяжести в наклонно направленные силы, уничтожаемые сопротивлением затяжки; в китайской конструкции часть, соответствующая нашей стропильной ноге, отсутствует. В свою очередь и китайская затяжка по своему назначению совершенно отлична от нашей. Наша затяжка служит скрепой, тогда как китайская является несущей частью конструкции, работающей на изгиб, и потому для больших пролетов она мало пригодна, даже будучи изготовлена из брусьев весьма большого сечения. Этот примитивный прием конструкции, при котором затяжка работает на изгиб, находил применение у всех народов древности, за исключением римлян; даже греки не знали другого приема.



Рис. 132
Рис. 133

На рисунках 132 и 133 изображены некоторые детали монументальной деревянной конструкции. Рисунок 132 дает представление о конструкции, постепенно выступающие части которой образуют нечто вроде консоли между верхней частью столба и поддерживаемыми им горизонтальными балками. Один над другим последовательно располагаются венчики с постепенно увеличивающимся свесом.

Рисунок 132, А дает общий вид этой конструкции; рисунок 132, В - ее составные части, а именно: столб с пазами наверху, в которых укреплен первый венчик, сам этот венчик и, наконец, второй венчик вместе с маленькими вставками кубической формы, находящимися между обоими венчиками.

В качестве последнего примера деревянных конструкций на рисунке 133, А воспроизводятся парадные ворота, подражание которым обнаружено нами в индийском ступа в Санчи. Это - дверная рама, части которой скреплены при помощи простых клиньев.

Храмы. - Религии, оставившие свой след в архитектуре Китая, следовали хронологически в таком порядке. В первобытную эпоху существовала религия, вероятно, родственная астрономическим культам Месопотамии.

Примечание: Мнение о вавилонском происхождении китайской культуры сейчас никем не поддерживается.

Религия Лао Цзы (даосизм) появляется в VI в. до н. э. одновременно с учением Конфуция. Буддизм проникает в Китай в I в. христианской эры. Перенесенный из Индии, он угасает в VII в. на родной почве с тем, чтобы проникнуть приблизительно в то же время в Японию и до наших дней утвердиться у народов желтой расы.

От своего первобытного культа Китай сохранил традицию жертвоприношений, совершаемых во время солнцестояний в святилищах, имеющих форму террасы и напоминающих месопотамские жертвенники. Быть может, следует усматривать реминисценции, связанные с Месопотамией, также и в многоэтажных башнях, изображения которых встречаются на старинных китайских рисунках, и в пагодах в виде башен, из которых наибольшей известностью пользуется башня в Кантоне.

Что касается архитектуры, связанной с религиями Лао Цзы и Конфуция, то она настолько слилась с буддийским искусством, что памятники обоих культов можно различить лишь по деталям символических изображений.

В Японии памятники древнего синтоистского культа отличаются от буддийских строгостью стиля. В общем же история религиозной архитектуры как в Японии, так и в Китае сводится к описанию буддийских храмов.

Рисунки 134, А и 135, А дают представление об этих храмах, почти всегда имеющих форму двухэтажных павильонов: нижний этаж, с окнами преимущественно со стороны главного фасада, окружен верандой с широким крыльцом. Второй этаж перекрыт пышно сконструированной крышей.



Рис. 134 Рис. 135

Это святилище окружено оградой с портиками, напоминающей монастырскую, за которой расположены странноприимные учреждения и кельи бонз. Повсюду, где процветает буддизм, развивается монашеская жизнь, и ограда храмов почти всегда заключает в себе монастырь. Вход в ограду ведет через портик, впереди которого расположены ворота без створов (рисунок 134, В ). На площади вокруг святилища находятся водоемы для омовения, колокола, курильницы; тут же встречаются пяти- и даже семиэтажные башни с балконами и навесами причудливых и смелых контуров.

Как и у индусов, священные ограды иногда окружены, в свою очередь, другими оградами, и первоначальный храм образует как бы ядро группы зданий, которое постепенно разрастается в результате последующих пристроек.

На равнинах Китая эти здания расположены согласно требованиям симметрии. На гористой поверхности Японии монастырские дворы поднимаются террасами, что придает им особую живописность. Вековая растительность гармонирует здесь с архитектурой; огражденное пространство представляет собой холмистый парк, где храмы вырисовываются своими полными изящества силуэтами. Иератизм здесь не так узок: китайский храм носит официальный характер, японский храм - живое индивидуальное произведение искусства.

Гробницы. - Китайская гробница обычно состоит из склепа, скрытого в могильном холме, обсаженном деревьями и окруженном оградой. Близ курганов царских гробниц воздвигаются храмы, к которым ведут аллеи, окаймленные колоссальными статуями. При входе в аллею возвышаются триумфальные ворота, типа изображенных на рисунке 134.

Жилище. - Стиль жилых домов, по-видимому, ничем не отличается от архитектурного стиля храмов. У китайцев нет того резкого различия между архитектурой гражданской и религиозной, какая наблюдается у других народов.

Так же как для храмов и гробниц, незыблемая традиция определяет все подробности расположения жилого дома. В Китае особый закон устанавливает формы и размеры жилища для каждого сословия, и правила, предписываемые законом, по-видимому, восходят к самой глубокой древности. На рельефах династии Хань изображен дом, по виду подобный современному: сооружение в виде павильона с деревянными столбами и с верандой на каждом этаже. Столбы увенчаны по образцу, приведенному на рисунке 132; края крыши загнуты кверху, а над коньком на фоне неба вырисовываются фигуры животных. По этим любопытным изображениям можно определить даже расположение служебных помещений: в подвале находятся кухни; первый этаж предназначен для приема гостей; во втором расположены помещения для женщин.

Примечание: В 1933 г. в провинции Хэнань был раскопан в погребении целый ансамбль глиняных моделей домов, дающих яркое представление о композиции усадьбы мелкого феодала ханьскои эпохи. Эта модель небольшой усадьбы хранится в музее г. Торонто в Канаде. Она относится ко II в. н. э.; длина модели около 1,26 м. Усадьба обнесена стеной; стенка же разделяет передний и задний дворы. Усадьба состоит из 7 помещений: крытого входа, центрального дома, в котором происходит культ предков и семейные церемонии; имеется двухэтажное помещение в глубине заднего двора с дозорным окошечком и 4 боковых домика (спальни, кухни). Здесь крыши зданий, хотя и покатые, но еще не изогнутые, а прямые.

План М (рисунок 135) дает представление о городском жилище. Дом состоит из отдельных павильонов, разобщенных небольшими садиками. Взятый нами в качестве образца план заключает в себе вестибюль V, зал для приемов S, главный зал С и служебные помещения R. Если участок, на котором расположено здание, позволяет, то жилище отделяется от улицы передним двором. По украшениям наружной стены, скрывающей с улицы внутренность двора, можно определить социальное положение хозяина дома.

Загородное жилище, особенно у японцев, состоит из павильонов, разбросанных среди зелени. Главное помещение павильона - зал для приема гостей - выходит по всей ширине на глубокую веранду. Остальные комнаты занимают заднюю часть здания. Весь павильон приподнят над сырой почвой и покоится на фундаменте, в котором оставлены отверстия для циркуляции воздуха. Стены здания состоят из оштукатуренной бамбуковой решетки; потолок состоит из тонких деревянных досок, покрытых лаком, а внутренние передвижные перегородки представляют собой легкие рамы, обтянутые бумажными обоями. Вместо стекла в оконных рамах натянута прозрачная бумага, ставни заменены шторами; устранено все, что по своей хрупкости или массивности могло бы пострадать от землетрясения.

Сад вокруг этих павильонов представляет собой искусственный пейзаж. В нем нет никакой геометрической правильности: повсюду извилистые тропинки, неровности почвы, неожиданные эффекты, резкие контрасты.

Сооружения общественного значения и крепостные. - В качестве примера общественных сооружений мы ограничимся упоминанием о мостах, по большей части деревянных, иногда висячих, которые перекидываются в Китае через каналы, в Японии - через овраги.

В Китае главным памятником военной архитектуры является Великая Китайская стена. Это - грандиозная крепостная стена с квадратными башнями; она сооружена в III в. до н. э. для защиты от татарских вторжений. О деталях этого сооружения мы имеем весьма неполные сведения. В основе планов военной архитектуры Японии, которая нам известна несколько больше, лежит, по-видимому, зубчатая линия.

Примечание: Здесь имеются в виду, очевидно, кочевые соседи Китая вообще, так как татары появились значительно позднее. Наиболее ранняя часть Великой Китайской стены была выстроена вскоре после 228 г. до н. э. при императоре Цин Ши Хуан-Ди, объединившем Китай; позднее неоднократно достраивалась и перестраивалась.

ЭПОХИ. ВЛИЯНИЯ

Народы Западной и Южной Азии от Месопотамии до Индии по своему государственному устройству представляли монархии или теократии, где было уничтожено всякое посредствующее звено между верховной властью и последним подданным. По­этому и произведения этих стран не могли быть не чем иным, как памятниками, предназначенными для прославления власти, перед которой все остальное не имеет никакого значения.

Китай, наоборот, страна средних классов; интеллигенция, купцы, мелкие собственники занимают там свое определенное место, играют немалую роль. Архитектура Китая, служащая утилитарным задачам, является искусством буржуазии, которая даже при возведении храмов не столько заботится о продолжительности их существования, сколько о немедленном удовлетворении насущных потребностей.

Примечание: Китай примерно за 1000 лет до н. э. вступил в период феодализма. Буржуазия как класс слагается и начинает приобретать известное значение примерно в XVII в. и особенно при Манчжурской династии (1644-1912). В этот период буржуазная идеология проявляется и в искусстве. Таким образом здесь Шуази относит социальные явления последних столетий ко всей истории Китая, где такую большую роль играла феодальная идеология, пережитки которой не исчезли и до настоящего времени.

Внешние влияния. - Китайские летописи сохранили воспоминания о сношениях Китая со странами Западной Азии со времен глубокой древности. Потье перевел описания походов императора My Ванга в Западную Азию. А благодаря блестящим комментариям, заимствованным нами из неизданного труда Фурнье, маршрут этих походок дает ключ к источникам всех влияний. В X в. до н. э., т. е. в эпоху наибольшего расцвета месопотамской культуры,

My Ванг оккупировал Месопотамию, подчинил своей власти хеттов, проник до Средиземного моря и установил над Месопотамией на целые 60 лет китайский протекторат. Во время этого похода My Ванг восхищался многоэтажными башнями и увел с собой архитекторов, которые должны были построить в Китае подобные же сооружения. Вероятно, это и были первые образцы тех святилищ с террасами, отдаленное подражание которым представляет храм Неба и от которых произошли многоэтажные пагоды.

Примечание: Сообщаемые здесь Шуази сведения из легендарной истории Китая и выводы его о вавилонском происхождении китайской культуры и искусства должны быть признаны устаревшими и ошибочными.

К этому времени и относится начало художественной культуры Китая. My Ванг интересуется живописью по дереву и изготовлением лаков. Лаковые украшения, по-видимому, унаследованы от месопотамской промышленности. Глазурь была известна в Месопотамии так же хорошо, как и в Египте. Способы глазуровки, из которых впоследствии возникло приготовление фарфора, вероятно, вывезены Китаем из месопотамской экспедиции. Но внимание китайского завоевателя в Месопотамии обращено не на одно искусство: его восхищает и состояние науки. И, вероятно, тогда-то Китай заимствовал у Месопотамии ее астрономическую систему. Месопотамская философия поражает императора, и не подлежит сомнению, что из Месопотамии произошли принципы доктрины Лао Цзы, сложившейся в VI в.,- метафизической доктрины, столь мало соответствующей позитивизму китайцев.

Эпоха Лао Цзы и Конфуция почти совпадает с эпохой Сакия Муни в Индии. Это - последняя пора активной жизни. Затем для Китая, как и для Индии, наступает период неподвижности, иератизма, господства узких традиций.

Во II в. Китай отгораживается Великой Китайской стеной и выходит из своей замкнутости лишь в начале нашей эры, в то время, когда буддийская пропаганда возобновляет сношения между ним и Индией; именно тогда индо-персидские элементы проникают в китайское искусство.


Самобытные элементы китайского искусства и их распространение.
- Мы определили роль чужеземных влияний; проделаем то же по отношению к самобытному гению китайского народа. Плотничье искусство Китая зародилось, по-видимому, на почве этой страны. Система покатых крыш целиком принадлежит Китаю. А описанная выше конструкция из венчиков слишком отличается от конструкций, принятых в Индии для того, чтобы им возможно было приписать индийское происхождение. Воспроизведения этой конструкции, так же как и покатых крыш, мы находим со всеми деталями на рельефах первых веков нашей эры. Очевидно мы застаем их там не на первом этапе их развития, а имеем дело с произведениями давно сложившегося искусства.

Сношения с Индией влияют лишь на детали орнамента Древняя декорация реалистического характера уступает место творчеству индусской фантазии. Это - единственный результат сношении между Китаем и Индией, вызванных общностью религии и длившихся 600 лет. Возврат Индии к брахманизму в VIII в. порывает как религиозные сношения, так и влияния которые взаимно связывали архитектуры обеих стран. В эту же эпоху Китай передает Японии вместе с доктринами буддизма свое искусство и свою литературу. Вместе с этим искусство Китая распространяется до восточных пределов азиатского материка.

Сады Юй Юань это древняя архитектура династии Минь и Цин на юго-востоке Китая. Сад этот построил высокопоставленный начальник Пэн Юньдуань в 1577 году. Название сада Ю означает по-китайски «расслабление», «удовлетворение». Он был построен для родителей богатого чиновника, чтобы они наслаждались красотой. В 1760 году сады Ю купили меценаты, но им пришлось 20 лет восстанавливать сад и здания. А в XIX веке сады были разрушены и лишь в 1956 году их восстановили ещё раз. Сады Юй Юань занимают площадь 20 тыс. кв. метров, но вряд ли цифры могут передать величие и красоту садов, история которых восходит к династии Минь и насчитывает четыреста лет. Живописные павильоны, сады камней, водоёмы и монастыри, не говоря уже о великолепных пейзажах. Архитектура древних цивилизаций Америки