«Я знаю, что я нашел Истинную Церковь. Истинная церковь иисуса

Ветви христианства . Церковь придерживается доктрины Триединства Бога . Своей целью члены Истинной церкви Иисуса видят проповедь Евангелия всем народам до Второго пришествия Иисуса Христа . Является одной из трёх местных китайских церквей, существовавших до установления коммунистического правления в Китае в 1949 году.

Церковь насчитывает приблизительно 2,5 миллиона членов по всему миру. . Наибольшее число членов «Истинной церкви Иисуса» имеется в Китае, Индии, на Тайване, в Сингапуре, Малайзии и Гонконге. Их международная ассамблея в настоящее время располагается в Лос-Анджелесе , США . .

Пять основных принципов

Крещение Святым Духом Водное крещение Омовение ног Святое причастие День субботний

День отдохновения, седьмой день недели (суббота), является священным днем, благословенным и освященным Богом. Этот день должен быть соблюден в ознаменование Божьего сотворения мира и спасения, с надеждой на вечный отдых в жизни .

Десять статей веры

Библия

Движение пятидесятников в Китае и основание «Истинной церкви Иисуса»

После «восстания боксеров » и преследований в начале ХХ века многие китайские христиане поддержали «Движение трех самостоятельностей», которое продвигало стратегию самоуправления, самоподдержки и самораспространения, для того чтобы уменьшить иностранное влияние и вмешательство в жизнь китайских церквей. Многие поместные церкви обнищали.

Три основоположника «Истинной церкви Иисуса» также поддерживали эту идею и решили порвать с существовавшей пятидесятнической церковью. Это были Пол Вэй, Линг-Шенг Чжан и Варнава Чжан. Основатели «Истинной церкви Иисуса» утверждали, что всё учение в проповедях должно ссылаться на Библию во избежание неверного толкования или ложного учения.

Если в апостольское время существовала единая истинная Церковь Христова, то сегодня все увеличивающееся количество деноминаций затрудняет для многих людей вопрос, какая же Церковь является истинной? Открывая Священное Писание, мы находим ряд признаков, по которым можно определить видимую истинную Церковь Божью.

Первым и самым главным признаком является преемственность учения Церкви. Апостол Павел пишет о верующих, что они "утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным каменем" (Еф. 2:20). Учит ли Церковь так, как учили пророки, Христос и Апостолы? Если ответ положительный, то вы на правильном пути.

Второй признак описан в Матф. 28:19 – "Итак идите, научите все народы". Истинная Церковь Божья на земле – это не национальная, а всемирная Церковь, которая несет весть о спасении по Божьей благодати в Иисусе Христе, "благовествуя живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу" (Откр. 14:6).

Третьим признаком является вера в единого вечносущего Бога в трех отдельных личностях – Отца, Сына и Святого Духа. Непринятие Иисуса Христа вечносущим Богом (Ин. 1:1-3,14) и Духа Святого Божественной личностью (Деян. 13:2) указывает на отсутствие библейского основания религиозного сообщества.

Четвертый признак – принятие Иисуса Христа, как единственного посредника между Богом и людьми в деле спасения. "Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12). Если Церковь не признает Христа единственным посредником (1 Тим. 2:5), то следует задуматься над ее истинностью.

Пятый признак – истинная Церковь пребывает в ожидании возвращения Господа. В Евр 9:28 сказано, что "Христос во второй раз явится для ожидающих Его во спасение". Имея хотя бы элементарные знания латинского, можна легко определить Церковь, ожидающую второе пришествие Христа.

Шестым признаком является соблюдение заповедей Божиих. Этот признак настолько важен, что он упомянут в Откр. 14:12 наряду с верой в Иисуса Христа. А в Откр. 12:17 написано, что не все, называющие себя христианами, а только соблюдающие заповеди Божьи вызывают особенную ярость врага душ человеческих. Истинная Церковь признает все заповеди Десятисловия, которыми познается грех (Рим. 3:20, 7:7).

И, последнее , истинная Церковь Божья во все времена находится в оппозиции к миру, за что гонима и преследована мирскими людьми. Иисус сказал: "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин. 15:19). Невозможно угодить миру и в то же время сохранить верность Богу.

Истинная видимая Церковь Божья есть. И определить ее с помощью Священного Писания, которое является компасом в духовных вопросах, не так уж и трудно.

Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Вера неверие слив Возможно читающие не верят в мои божественные откровения. И все же неверие меня не пугает, так же как и свое собственное неверие. Вера как беременность. Не бывает беременных на половину или на одну...

https://www..html

Мировосприятие, замкнуть человека на энергиях ограниченного круга и полностью лишить какого-либо личностного развития. На энергетическом уровне вера - словно объединяющая трубка между сообщающимися сосудами. Один сосуд – это ваш организм, который включает в себя сознание... состояние станет доступно данному человеку: или он впадет в пессимизм и болезненный сарказм из-за потерянной веры , или перенаправит свою веру на другую цель и таким образом запустит работу организма с прежней силой (или хотя...

https://www.сайт/religion/110990

Верь, когда надежда вся умрёт.
Верь, когда разлуки час придёт.
Верь, когда и верить нет уж сил...
"Верь", - мне голос Неба так гласил.

Верь, тебе не дам погибнуть Я!
Верь, в руках Моих судьба твоя.
Верь, всё что утратил обретёшь;
Верь...

https://www.сайт/poetry/1149062

Процессе покаяния, ученичества и подготовке к жизни вечной. Третьей миссией Церкви является искупление умерших, позволяющее принять истины и обряды спасения поколениям ушедшим из жизни, которые не имели возможности сделать это во время своего смертного... внести изменения или добавления к этим миссиям, как будет указано или вдохновлено Господом. Церковь также является сообществом верующих , составляющих единую основу для достижения совместных целей, взаимной поддержки и, в случае необходимости, ...

https://www.сайт/religion/11742

Наша душа действительно является частичкой Сверхдуши, частицей Верховной Личности Бога, Абсолютной Истины . Она никогда не рождалась и никогда не умрет. Наша душа не... радости такая жизнь тебе принесла? Только честно. Вспомни свою жизнь и подумай. Я верю в тебя как в сильного, мужественного, доброго, справедливого, сострадательного, щедрого, разумного... случае красят яйца на пасху и напиваются на Рождество. В худшем приходят в церковь и говорят: «Вот если Ты мне дашь денег или сделаешь то-то, то я...

https://www..html

Превышает 1400 человек, количество церковных приходов в Шотландии - около 1500, объединенных в 43 пресвитерия. В отличие от Церкви Англии (англиканская вера ), Церковь Шотландии не подчинена государству и, являсь национальной по своему характеру, юридически не признается «государственной церковью ». Монарх Великобритании не является главой церкви, а при коронации он обязан приносить клятву защищать безопасность шотландской церкви. На заседаниях...

Если в апостольское время существовала единая истинная Церковь Христова, то сегодня все увеличивающееся количество деноминаций затрудняет для многих людей вопрос, какая же Церковь является истинной?

Первым и самым главным признаком является преемственность учения Церкви. Апостол Павел пишет о верующих, что они “утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным каменем” (Еф. 2:20). Учит ли Церковь так, как учили пророки, Христос и Апостолы? Если ответ положительный, то вы на правильном пути.

Второй признак описан в Матф. 28:19 – “Итак идите, научите все народы”. Истинная Церковь Божья на земле – это не национальная, а всемирная Церковь , которая несет весть о спасении по Божьей благодати в Иисусе Христе, “благовествуя живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу” (Откр. 14:6).

Третьм признаком является вера в единого вечносущего Бога в трех отдельных личностях – Отца, Сына и Святого Духа. Непринятие Иисуса Христа вечносущим Богом (Ин. 1:1-3,14) и Духа Святого Божественной личностью (Деян. 13:2) указывает на отсутствие библейского основания религиозного сообщества.

Четвертый признак – принятие Иисуса Христа, как единственного посредника между Богом и людьми в деле спасения. “Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:12). Если Церковь не признает Христа единственным посредником (1 Тим. 2:5), то следует задуматься над ее истинностью.

Пятый признак – истинная Церковь пребывает в ожидании возвращения Господа. В Евр 9:28 сказано, что “Христос во второй раз явится для ожидающих Его во спасение”. Имея хотя бы элементарные знания латинского, можна легко определить Церковь, ожидающую второе пришествие Христа.

Шестым признаком является соблюдение заповедей Божиих. Этот признак настолько важен, что он упомянут в Откр. 14:12 наряду с верой в Иисуса Христа. А в Откр. 12:17 написано, что не все, называющие себя христианами, а только соблюдающие заповеди Божьи вызывают особенную ярость врага душ человеческих. Истинная Церковь признает все заповеди Десятисловия, которыми познается грех (Рим. 3:20, 7:7).

И, последнее, истинная Церковь Божья во все времена находится в оппозиции к миру, за что гонима и преследована мирскими людьми. Иисус сказал: “Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир” (Ин. 15:19). Невозможно угодить миру и в то же время сохранить верность Богу.

Истинная видимая Церковь Божья есть. И определить ее с помощью Священного Писания, которое является компасом в духовных вопросах, не так уж и трудно.

Во-первых, настоящая Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское учение , проповеданное апостолами. В принесении истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю, как Он сказал перед Своими крестными страданиями: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Иоан. 18, 37). Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключение: «Чтобы ты знал, если я замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15). С прискорбием надо признать, что в вопросе учения мы видим среди современных христианских ветвей большой разнобой. Принципиально необходимо согласиться, что не могут все учить правильно. Если, например, одна церковь утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая, что – нет, то невозможно, чтобы обе были правы. Или, если одна церковь верит в реальность духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает, то, очевидно, что одна из них заблуждается. Истинная Церковь должна быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. Когда человек беспристрастно сравнит учения современных христианских церквей, то, как мы увидим дальше, должен прийти к заключению, что только Православная Церковь исповедует неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

Другим признаком, по которому можно найти истинную Церковь, является благодать или сила Божия, которой Церковь призвана освящать и укреплять верующих. Хотя благодать есть невидимая сила, однако существует и внешнее условие, по которому можно судить о ее наличии или отсутствии, это – апостольское преемство . С апостольских времен благодать давалась верующим в таинствах крещения, причащения, возложения рук (миропомазания и хиротонии) и других. Совершителями этих таинств были сначала апостолы, потом епископы и пресвитеры. (Пресвитеры отличались от епископов тем, что они не имели право совершать таинство рукоположения). Право совершать эти таинства передавалось исключительно преемственным способом: апостолы рукополагали епископов и только им разрешали рукополагать других епископов, священников и диаконов. Апостольское преемство подобно священному огню, который от одной свечи зажигает другие. Если огонь погас или цепь апостольского преемства прервалась, – нет больше ни священства, ни таинств, утрачены средства освящения верующих. Поэтому с апостольских времен всегда внимательно следили за сохранением апостольской преемственности: чтобы епископа рукополагал непременно истинный епископ, рукоположение которого преемственно восходит к апостолам. Епископов, впавших в ересь или ведущих недостойный образ жизни, низлагали, и они теряли право совершать таинства или рукополагать себе преемников.

В наше время существует только несколько церквей, апостольская преемственность которых не подлежит сомнению, - это Православная Церковь, Католическая, и некоторые восточные неправославные церкви (которые, впрочем, отпали от чистоты апостольского учения еще во времена Вселенских Соборов). Христианские деноминации, принципиально отрицающие необходимость священства и апостольского преемства, уже по этому одному признаку существенно отличаются от Церкви первых веков и поэтому не могут быть истинными.

Конечно, духовно чуткий человек не нуждается во внешних доказательствах действия благодати Божией, когда он живо ощущает ее теплое и умиротворяющее веяние, получаемое им в таинствах и богослужениях Православной Церкви. (Христианину однако надо отличать благодать Божию от того дешевого и вредного экстаза, которым себя искусственно возбуждают сектанты, типа пятидесятников, на своих молитвенных собраниях.) Признаками истинной благодати являются мир душевный, любовь к Богу и ближним, скромность, смирение, кротость и подобные свойства, перечисленные апостолом Павлом в послании к Галатам.

Другим признаком истинной Церкви являются ее страдания . Если людям затруднительно разобраться, какая церковь истинная, то дьявол – ее враг – отлично ее знает. Он ненавидит Церковь и старается ее уничтожить. Знакомясь с историей Церкви, мы видим, что действительно ее история написана слезами и кровью мучеников за веру. Начало гонений положили иудейские первосвященники и книжники еще в апостольское время. Потом идут три столетия гонений в римской империи со стороны римских императоров и областных правителей. После них меч против Церкви подняли арабы-мусульмане, потом – крестоносцы, пришедшие с Запада. Они настолько подорвали физические силы Византии, этого оплота Православия, что она не могла противостоять туркам, наводнившим ее в 14-ом/15-ом столетиях. Наконец, богоборцы-коммунисты превзошли всех своей жестокостью, истребив больше христиан, чем все предыдущие гонители вместе взятые. Но вот чудо: кровь мучеников служит семенем для новых христиан, и врата ада не могут одолеть Церкви, как и обещал Христос.

Наконец, верным и сравнительно легким способом для нахождения Церкви Христовой является историческое исследование . Истинная Церковь должна непрерывно восходить к апостольским временам. Для применения принципа исторического исследования нет надобности углубляться во все подробности развития и распространения христианства. Достаточно выяснить, когда возникла та или иная церковь. Если она возникла, скажем, в 16-ом или в каком-нибудь другом столетии, а не в апостольское время, то она не может быть истинной . По этому одному признаку надо отклонить претензии на звание Церкви Христовой всех деноминаций, ведущих свое начало от Лютера и его последователей, как то – лютеранскую, кальвинистскую, пресвитерианскую, и более поздние – мормонскую, баптистскую, адвентистскую, свидетелей Иеговы, пятидесятников и прочих, им подобных. Эти деноминации основаны не Христом или Его апостолами, а лже-пророками – лютерами, кальвинами, генрихами, смитами и другими новаторами.

Нашей целью является познакомить православного читателя с историей возникновения главнейших современных христианских ветвей и с сутью их учения, чтобы помочь увидеть, чем они отличаются от единой святой и апостольской Церкви, основанной Христом. Во времена богословских споров с 4-го по 8-ое столетие, от Церкви отпало несколько еретических течений – ариане, македоняне, несториане, монофизиты и монофелиты (от них произошли современные копты), иконоборцы и другие. Их учения были осуждены Вселенскими Соборами (которых было семь), и эти ереси не представляют собой опасности для православного человека, поэтому мы не будем о них говорить.

Начнем же с того, что скажем несколько слов о Православной Церкви.