Забытая реальность. Венеры палеолита Венера Виллендорфская: описание

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:

а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;

б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;

в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;

г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это - знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал - головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища.


Беременная женщина у ног оленя.

Крупные копытные животные, зубры, мамонты, олени, быки становятся в верхнем палеолите почти универсальным образом Небесного Бога. Они, носители мужского «семейного» начала, дают жизнь, которую принимает и вынашивает в своей утробе «Мать-Земля». Не эта ли мысль направляла резец верхнепалеолитического мастера из Ложери-Басс, когда он работал над изображением беременной женщины у ног оленя?


Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «МатериЗемли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения. Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она - вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.


Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву - земля. Поклонение МатериЗемле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика

и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т.п. смогли развиться и составить широко разветвленную религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли. Различие опыта - это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом - Истории» 1 - «Очевидное» - еще не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице. Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик должно быть старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнем для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навел его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожженные на огне глинянные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-1"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчеркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна - с узкими девичьими еще бедрами, другая - беременная, третья - старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклоненная голова которого показывают, что он изображен в возбуждении гона. Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчеркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трех ее образах - невинной девушки, матери и старухисмерти, изображений - столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

1 М. Элиаде. Священное и мирское. М., 1994. С. 20-21 (с исправлением ошибок, допущенных при переводе).

полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.

Года четыре назад посещал я Эрмитаж и там в каких то дальних закоулках сфотографировал(фотографию не выкладывают она получилась не очень хорошей ) одну из "палеолитических венер", это одни из самых древних изделий человека найденных археологами,средняя датировка любой из них(их сейчас найдено сотни экземпляров ) 20 тыс. лет до н.э. Вдумайтесь в эту цифру, одна такая статуэтка вмещает в себя всю человеческую цивилизацию,все достижения которых добилось человечество можно с легкостью уместить в возраст одной такой статуэтки..

Венера Брассемпуйская
Это вторая по счету "венера" из всех вообще найденных на данный момент. Обнаружена во Франции в 1894 году близ селения Брассемпуй. Изготовлена из слоновой кости,датируется промежутком 26 000-24 000 до н.э. считается одним из наиболее ранних реалистичных изображений человеческого лица.


Как вы понимаете это только часть целой фигуры которая увы не сохранилась,голова с шеей составляют длину 3,65 см.

Реконструкция возможного облика.То что на голове трактуют и как схематическое изображение волос или как на реконструкции считают неким капюшоном,второе название этой фигурки "Дама с капюшоном"

Еще более уникальной фигурой является Человеколев .

Статуя считается одной из древнейших известных скульптур в мире и самой древней зооморфической скульптурой.Статуэтка датируется 32 000 лет до н.э.! Изготовлена из бивня мамонта,в высоту 29,6 см. На левой руке присутствует семь параллельных, горизонтальных линий.
Наличие подобной фигуры в то время говорит ровно о двух вещах: это статуэтка какого то божества,значит уже в то время имелись какие то религиозные воззрения,антропологи сопоставив размеры и масштабы отклонили версию что это человек в львиной шкуре т.е. шаман. И второе,скажем так,наличие абстрактного мышления и воображения признается современными учеными у человека того времени только теоретически и есть точка зрения что все известные палеолитические венеры изготовлялись с натуры, то есть что художник видел, то и лепил..
Интересный факт-в Южной Индии до сих пор существует поклонение Нарасимха,человекульву.

Есть еще вот такая венера,она интересна тем что в своей руке держит как полагают рог бизона.

Венера Лоссельская . Фигура представляет собой барельеф выполненный в известняке. Датируется 25 000 лет до н.э. Фигура примечательна самим рогом,на нем имеется тринадцать надрезов-13 лунных месяцев в году.Специалисты по доисторической религии так же считают что этот рог позже стал известен как Рог изобилия(считаю послезнанием и притянуто за уши хотя много позже и появились изображения богинь с разными предметами в руке,в том числе и рогом ).

И наконец совсем недавняя находка.

Венера из Холе-Фельс
Обнаружили её в 2008 году близ Шельклингена, Германия. Кстати в том же районе что и Человекальва.
На данный момент статуэтка является древнейшим признанным(есть две намного более ранних "венеры", но черты вообще человека там схематичны) произведением искусства верхнего палеолита и доисторического фигуративного искусства вообще.Её возраст датируется между 35 000 и 40 000 лет до н.э. Относится к тому времени когда кроманьонцы только начали переселение в Европу.Сделана из бивня шерстистого мамонта,высота 6 см.,на месте головы — отверстие, дающее право сделать вывод, что статуэтка использовалась как кулон.

Небольшое уточнение по поводу "что художник видел то и лепил" в научной среде идет давний спор-часть исследователей рассматривает подчёркнутые анатомические особенности человеческого тела: живот, бёдра, ягодицы, груди, вульву, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов(бушмены и готтентоты) Южной Африки.


Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их подчеркивание как символ плодородия и изобилия.
Кстати, не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные женские черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт.

» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре .

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит , кальцит , мергель или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики . В целом, к началу XXI века было известно более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Обнажённая женщина (Венера Виллендорфская)

Субтитры

Людям нравятся определённые ответы. Мы действительно хотим понимать, что именно мы видим. Особенно - историки искусства. Люди создают разные вещи. Нам нравится создавать искусство. Один из древнейших предметов искусства - маленькая женская фигурка. Иногда её называют просто обнажённой женщиной. Весь мир знает её как Венеру Виллендорфскую. И хотя это название не имеет никакого смысла, оно многое говорит о призме, через которую смотрит наша культура. Её нашли в 1908 году в австрийской деревне Виллендорф и дали ей имя Венера. Её высота - примерно 11 сантиметров. Она создана примерно 25 тысяч лет назад. Она по-настоящему древняя. Она хранится в венском Музее естествознания, где мы сейчас и находимся, в тёмном стеклянном шкафчике, освещённом сверху. Внешне хранилище похоже на греческий храм. На нём написано«Венера Виллендорфская». Ещё здесь есть одна кнопочка. В научном музее всегда много детей, любящих нажимать кнопки. Когда они это делают, белый свет, озаряющий фигурку сверху, сменяется красным, и звучит тихая мелодия флейты. Конечно, мы понятия не имеем, что за музыку могли слушать те люди. Это просто попытка заполнить все пробелы. Мы почти ничего не знаем о ней. Не знаем, кто её сделал и зачем. Всё, что у нас есть, - эта фигурка вне всякого контекста. В большей степени это антропологический объект, чем произведение искусства. Назвав её Венерой в честь древнегреческой богини любви - Венеры, мы приписали ей определённое значение. Считаем, что это фигурка богини, которая связана с деторождением и плодородием. Мы не знаем, правда это или нет. Мне кажется, у нас чуть больше сведений, так как это лишь одна из найденных женских фигурок той эпохи. Точнее, конца Ледникового периода. Это одна из самых первых найденных скульптур, изображающих фигуру человека. Любопытно, что почти все найденные фигурки женские. Вернее, все найденные до сих пор фигурки - изображения женщин. Обнажённых. Но они отличаются друг от друга формой. У некоторых более полные груди и ягодицы. Может, когда-нибудь историки искусства и археологи найдут и мужские фигурки. Это всё догадки. А всё, на что мы можем взглянуть, - сама фигурка. Давайте присмотримся к ней. У неё нет ступней и очень тонкие руки, которые она сложила высоко на свои груди. У неё нет черт лица. Это повторяющаяся особенность почти всех найденных фигурок этого периода. Волосы проработаны тщательно. Или, возможно, на её голове шапка. Есть предположение, что это шапка из тростника. О, вот и музыка, и красный свет. Да, маленькая девочка только что нажала на кнопку. Кисти рук едва видны, но можно различить пальцы. Археологи, внимательно изучавшие фигурку, предположили, что увеличенные живот, груди и голова - это выпуклости, которые обусловлены природной формой камня. Скульптура сделана из известняка. Она симметрична. И, определённо, не является чем-то таким, что должно было стоять прямо. Как Вы упомянули, у неё нет стоп. Фигурка легко поместится в ладони. Есть ощущение, что её предполагалось держать в руке. Или носить в кармане, или что-то вроде этого. Да, она легко умещается в руке. Мы знаем, что изначально она была выкрашена охрой - рыжим красителем. Помимо этого, сложно сказать что-то ещё. И поэтому мы продолжим ею любоваться. А историки искусства продолжат поиск ответов. И в некотором роде я уверен, мы всегда будем попадать в ловушку стремления выразить свои интересы и потребности, пытаясь понять это произведение искусства. Не уверен, что мы поймём его до конца или восстановим его изначальные значения. Пожалуй, это так. Subtitles by the Amara.org community

История открытия

Первые статуэтки эпохи верхнего палеолита с изображением женщин были обнаружены около 1864 г. маркизом де Вибре (Marquis de Vibraye) в Ложери-Бас (департамент Дордонь) на юго-западе Франции. Вибре назвал свою находку «Венера распутная» (Vénus impudique), противопоставив её, таким образом, «Венере скромной» (Venus Pudica) эллинистического образца, одним из примеров которой является знаменитая «Венера Медицейская ». Статуэтка из Ложери-Бас относится к мадленской культуре . У неё отсутствуют голова, руки и ноги, но сделан четкий надрез, изображающий вагинальное отверстие . Ещё одним обнаруженным и признанным экземпляром подобных фигурок стала «Венера Брассемпуйская », найденная Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette) в 1894 году в пещерном жилище на территории одноимённого городка во Франции. Изначально термин «Венера» в отношении к ней не применялся. Четыре года спустя Саломон Райнах (Salomon Reinach) опубликовал описание целой группы стеатитовых статуэток из пещер Бальци Росси (Balzi Rossi). Знаменитая «Венера Виллендорфская » была найдена во время раскопок в 1908 г. в отложениях лёсса в долине реки Дунай , Австрия. С тех пор сотни подобных статуэток обнаружено на территории от Пиренеев до Сибири. Учёные начала XX века, занимающиеся изучением первобытных обществ, считали их воплощением доисторического идеала красоты и, поэтому, дали им общее название в честь римской богини красоты Венеры .

В сентябре 2008 г. археологи из Тюбингенского университета обнаружили 6-сантиметровую статуэтку женщины, сделанную из бивня мамонта - «Венера из Холе-Фельс », датируемую, по крайней мере, 35 тыс. до н. э. Она на данный момент является самым древним экземпляром скульптур подобного рода и фигуративного искусства вообще (происхождение намного более древней статуэтки Венеры из Тан-Тана является спорной, хотя и оценивается в 300-500 тыс. лет). Высеченная фигурка была найдена в 6 фрагментах в пещере Холе-Фельс, Германия, и представляет собой типичную палеолитическую «Венеру» с подчеркнуто большим животом, широко расставленными бедрами и крупными грудями .

Описание

Большинство статуэток «палеолитических Венер» обладают общими художественными характеристиками. Наиболее распространены ромбовидные фигурки, суженные вверху (голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические особенности человеческого тела: живот , бёдра , ягодицы , груди , вульва . Другие части тела, напротив, часто пренебрегаемы или вовсе отсутствуют, особенно руки и ноги. Головы также обычно относительно небольшого размера и лишены деталей.

В связи с этим возникли споры, касательно правомерности употребления термина стеатопигия , применительно к «палеолитическим Венерам». Этот вопрос был впервые поднят Эдуардом Пьеттом (Édouard Piette), обнаружившим «Венеру Брассемпуйскую » и некоторые другие экземпляры в Пиренеях. Часть исследователей рассматривают эти характеристики, как реальные физиологические черты, подобные тем, которые наблюдаются у представителей койсанских народов Южной Африки. Другие исследователи оспаривают эту точку зрения и объясняют их как символ плодородия и изобилия. Необходимо отметить, что не все палеолитические Венеры тучные и имеют преувеличенные фемининные черты. Также не все фигурки лишены лицевых черт. Тем не менее появление статуэток, похожих друг на друга по стилю и по определенным пропорциям, позволяет говорить о формировании единого художественного канона: грудь и бедра вписываются в круг, а всё изображение – в ромб .

«Венера Виллендорфская » и «Венера Лоссельская » были, по-видимому, покрыты красной охрой . Значение этого не до конца понятно, но обычно использование охры связывается с религиозным или ритуальным действом - возможно, символизируя кровь при менструации или рождении ребенка.

Все признанные большинством «палеолитические Венеры» относятся к верхнему палеолиту (в основном к граветтской и солютрейской культурам). В это время преобладают статуэтки с тучными фигурами. В мадленской культуре формы становятся грациознее и с большей проработкой деталей.

Примечательные образцы

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Холе-Фельс 35-40 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Человеколев 32 Швабский Альб , Германия бивень мамонта
Вестоницкая Венера 27-31 Моравия керамика
Венера Виллендорфская 24-26 Австрия известняк
Венера из Леспюг 23 Аквитания , Франция слоновая кость
Венера Мальтинская 23 Иркутская область, Россия бивень мамонта
Венера Брассемпуйская 22 Аквитания, Франция слоновая кость
Венера Костёнковская 21-23 Воронежская область, Россия бивень мамонта, известняк, мергель
Венера Лоссельская 20 Дордонь , Франция известняк

Венеры, искусственное происхождение которых не доказано

название возраст (тыс. лет) место находки материал
Венера из Тан-Тана 300-500 Марокко кварцит
Венера из Берехат-Рама 230 Голанские высоты туф

Классификация

Из нескольких попыток создать классификацию статуэток верхнего палеолита, наименее спорной является предложенная Генри Дельпортом (Henri Delporte), основанная на чисто географическом принципе . Он различает:

Интерпретация

Многие попытки понять и интерпретировать значение и использование статуэток основаны на малом количестве фактов. Как и в случае с другими доисторическими артефактами, их культурное значение, возможно, никогда не станет известным. Тем не менее археологи предполагают, что они могли быть талисманами, оберегающими и приносящими удачу, символами плодородия, порнографическими изображениями, или даже напрямую соотносились с Матерью-Богиней или иными местными божествами. Женские статуэтки, представляющие собой примеры портативного искусства позднего палеолита, по-видимому, не имели никакого практического применения для добычи средств к существованию. Большей частью они обнаружены на местах древних поселений, как на открытых стоянках, так и в пещерах. Их использование при захоронениях встречаются гораздо реже.

На стоянке эпохи позднего палеолита у с. Гагарино в Липецкой области, в овальной полуземлянке диаметром около 5 метров, было обнаружено 7 фигурок обнажённых женщин, которые, как считается, выполняли роль амулетов-оберегов. На стоянке у с. Мальта в Прибайкалье, все фигурки были найдены на левой части жилищ. Скорее всего эти статуэтки не прятались, а, наоборот, ставились на видное место, где их мог видеть каждый (это один из факторов, которым можно объяснить их широкое географическое распространение)

Заметная тучность фигурок может быть связана с культом фертильности . Во времена, предшествующие появлению сельского хозяйства и скотоводства, и в ситуации отсутствия доступа к изобильным запасам продовольствия, излишний вес мог символизировать стремление к изобилию, плодородию и безопасности. Тем не менее, эти теории не являются научно неоспоримым фактом и лишь результат умозрительных заключений учёных.

Собиралась в понедельник рассказать вот об этой скульптуре, что стоит возле Латвийской Академии художеств, но материала насобиралось столько, что утонула в нем. Похоже, придется делить на части. В живописи нет, например, более культовой картины, растиражированной в репродукциях и украсившей собой самые разные предметы, даже далекие от искусства, как "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Она уже часть современной субкультуры в своем новом качестве. В скульптуре же таких знаковых объектов несколько. Наиболее известна, конечно, безрукая античная Венера Милосская. Но слава другой Венеры в западном мире не меньше. Итак, знакомьтесь - Венера Виллендорфская. Теперь и в Риге. Что же она такое - буду рассказывать под катом.


Вид сзади:

История этой Венеры из Австрии, ведущей свое начало из эпохи палеолита, требует рассказа для лучшего понимания того, почему она выглядит так, а не иначе.

Сначала небольшой исторический экскурс.
С высоты нашего времени сложно представить то, что уже в каменном веке люди стремились к искусству, к воспроизведению себе подобных. Около 40 тысяч лет тому назад, в период Великой ледниковой эпохи произошло событие, положившее начало новой странице в истории человечества. На свободных ото льда просторах Европы появился человек современного типа (Homo sapiens - человек разумный).

Наступила эпоха верхнего (позднего) палеолита (от греческого "палайлос" - древний и "литос" - камень). Ее верхний рубеж определяется временем глобального потепления (около 10 тысяч лет назад), когда территория доисторической Европы полностью освободилась от ледникового панциря.

Причины культурной революции, произошедшей около 40 000 лет назад у пришедших в Европу кроманьонцев, остаются загадочными. Это был второй резкий рывок в культурном развитии Homo sapiens (первый произошел свыше 70 000 лет назад в Южной Африке). Любопытно, что первая из двух революций, во время которой вошли в обиход ожерелья из ракушек и абстрактные геометрические узоры, примерно совпадает по времени с грандиозным извержением вулкана Тоба на Суматре. Вторая революция произошла сразу после прихода сапиенсов в населенную неандертальцами Европу. В эпоху ориньяк впервые появились не только живопись и скульптура, но, вероятно, и музыка, о чем свидетельствуют найденные на юге Германии костяные флейты. За пределами Европы все это появляется на несколько тысячелетий позже.

Верхнепалеолитическая эпоха - период серьезных изменений в материальной культуре древнего человека: более совершенной становится техника обработки камня и кости, осваиваются приемы обжига глиняного материала, возникает изобразительное искусство. Дошедшие до наших дней рисованные и скульптурные изображения как животных (мамонта, северного оленя, пещерного льва и др.), так и человека удивительны по мастерству своего исполнения и точности.

Среди шедевров палеолитического искусства особое место занимают скульптурные изображения обнаженных (реже в одежде) женщин, найденные на стоянках, абсолютный возраст которых 27-20 тысяч лет назад. Все они исполнены в яркой реалистической манере и передают, как правило, обнаженную женщину с подчеркнутыми признаками пола.

Эти фигурки вырезаны из костей, бивней и мягких пород камня (таких как стеатит, кальцит или известняк). Существуют также статуэтки, вылепленные из глины и подверженные обжигу, что является одним из древнейших примеров известной науке керамики.

Такие фигурки, прозванные археологами во всем мире «палеолитическими Венерами», - найдены во Франции, в Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехии, Словакии, на Украине, но особенно много найдено их на территории России. Ареал находок простирается далеко на восток вплоть до Иркутской области, то есть на большую часть Евразии: от Пиренеев до озера Байкал. Большинство находок относится к граветтской культуре, но есть и более ранние, относящиеся к ориньякской культуре, в том числе и «Венера из Холе-Фельс» (обнаружена в 2008 г. и датируется по крайней мере 35 тыс. лет назад); и более поздние, принадлежащие уже мадленской культуре.

Впервые фрагмент такой статуэтки археологи обнаружили в 1894 г. в местечке Брассемпюи во Франции. Позднее подобные фигурки были открыты в 1908 г. в Центральной (Виллендорф, Австрия), а затем и в 1923 г. в Восточной Европе (Костенки 1 (верхний слой) - Россия). К настоящему времени обнаружено более ста «Венер», большинство из которых сравнительно небольшого размера - от 4 до 25 см в высоту.

Кого могли изображать эти фигурки с их гипертрофированными объёмами груди, живота и бедер? Предположений известными археологами было высказано много. Одни считали, что эти фигурки ― символы плодородия и объединения рода (Петр Ефименко), другие видели в них атрибуты охотничьей магии (д-р. и.н. Сергей Замятнин), третьи ― владычиц сил природы и даже «сверхчеловеческих существ женского пола» (академик Алексей Окладников).

Семантика Венер палеолита до сих пор не расшифрована. Одни исследователи видят в них изображения божества, прародительницы, символ плодородия, так как они подчеркнуто выражают идею материнства, плодородия. Другие полагают, что это изображение участниц древних магических обрядов, направленных на удачу при охоте или изображения реальных женщин, разных по своей конституции и эмоциональному настрою.

Еще версия: в своей верхней, часто безликой «головной» части, данный образ символизирует небесную, мужскую природу божества, а в нижней представляет его земную, женскую сущность. Открытие этого материального воплощения философской концепции «единое, но двойственное божество» несколько изменяет наше представление о духовной жизни древних людей, которых мы привычно называем «первобытными».

Хорошо сказано тут:
Еще одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной прически, но вот все что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка – все это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бедра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера – это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это – знак присутствия Бога-Зубра.

Женские фигурки из камня и кости, безликие, но с подчеркнутыми признаками женского, рождающего естества, были очень широко распространены в верхнем палеолите всей Северной Евразии. Почти безусловно они отражали возрождающую к печной жизни материнскую утробу земли. Вестоницкие «венеры» особенно интересны тем, что сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые и истории человечества образцы терракоты (25 500 лот назад).

Палеолитические «венеры» Ориньякского времени:
а) из Виллендорфа, Австрия. Высота 11 см. Известняк;
б) из Сапиньяно, Италия. Высота 22,5 см. Серпентин;
в) из Леспюжю, Франция. Высота 14,7 см. Кость мамонта;
г) из Дольних Вестониц, Чехия. Терракота

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал – головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни. Может быть, сущность так изображавшаяся была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь. На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения.

Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она – вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение.

Надежды кроманьонцев не ограничивались землей, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву – земля. Поклонение Матери Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века.
http://storyo.ru/history_rel/05_06.htm


В общем, сами понимаете...

Как эзотерический символ:

Вот одна из таких теорий про Макошь (см. ниже по ссылке): http://www.litsovet.ru/index.php/gallery.view?gallery_id=14092

Я хочу сказать, что современные стереотипы красоты по примеру Твигги, не позволяют заметить то, что фигура этих Венер не обязательно может быть толстая или беременная. Вот, например, сравните:


В общем, все дело в пропорциях:

Этим Венерам поклоняются и люди искусства, той же Венере из Виллендорфа ставятся разные памятники, в Австрии, США и др. странах:
http://www.donsmaps.com/willendorf.html
http://www.mikebikes.org/07trip/traismauer.htm
Памятник в Австрии: http://www.travel-club.com.ua/index.php?mo=image&id=5699
Tom Chapin "Manna" 2007, DeCordova Sculpture Park, Lincoln, Massachusetts
Reminiscent of Neolithic fertility statuettes like the Venus of Willendorf, Manna makes reference to the duality of base desires and the richness of life sustaining gifts.
From DeCordova Sculpture Park’s homepage. http://www.flickr.com/photos/hanneorla/2761242150/
Из папье-маше http://laurietobyedison.com/discuss/?p=3417
http://artbydelilah.blogspot.com/2010/10/venus-of-willendorf-project.html
Venus of Willendorf - made of old recycled Halogen lamps http://asketchaday.blog.com/

Венера из галогеновых лампочек и Венера на протезах:

Венера с заячьими ушами и с дыркой в боку:

Это тоже художественная интерпретация форм Венеры Виллендорфской:

Некоторые полагают, что у нее были такие руки:

Венера Виллендорфская часто высекается из льда http://foto.mail.ru/mail/sergii_59/21/1428.html
http://www.twinoaks.org/community/leaves/leaves-94/lvs94-p5.html

Но рижский памятник, на мой взгляд, один из самых интересных:

Венера как работа бакалавра
9 Июн, 2010
Такая скульптура появилась вчера возле Академии художеств. Называется эта бакалаврская работа одной из студенток "Венера Виллендорфская"
http://olgai2.livejournal.com/62685.html
http://www.bezhin-lug.net/viewtopic.php?f=17&t=103&start=180#p7113

Первоначально Венера находилась внутри здания Академии художеств:
А это, я считаю, просто непревзойденный шедевр отечественного ваяния! Автор создал копию знаменитой Виллендорфской Венеры - статуэтки, возраст которой составляет около 3000 лет. Сколько грации и изящества!
Правда, оригинал, находящийся в Венском историческом музее (см.фото), имеет размер около 11 см. Но мы привыкли мыслить масштабно! Хорошей Венеры должно быть много!
Моя коллега специально решила попозировать, дабы все смогли оценить масштабы произведения. Кошмар и жуть, если честно! И это еще стояло на площади перед академией довольно длительное время!
Март 2011

http://gaviota15.livejournal.com/25751.html

Была замечена Венера и в торговом центре в Старой Риге:
Shopping Mall with Venus of Willendorf Sculpture - Riga - Latvia http://www.flickriver.com/photos/adam_jones/5833438330/

А вот что пишет сама автор этой скульптуры (перевела с английского, как могла):
Венера Виллендорфская 21-го века - это мой поиск глубины женской идентичности. Представляет собой [скульптуру высотой] 4,5 м из клееных рифленых листов и покрыта частичками зеркального пластика, создана как своеобразная реплика шедевра каменного века. Венера Виллендорфская 21-го века является концептуальной работой, позволяющей женщинам в наше время блистать в ее отражении, в то время как Венера светит для себя. Она удивительна с ее женскими формами. Возможно, она даже шокирующа для некоторых. Эта работа о женщине, но не о феминизме.

Ещё одним кругом верхнепалеолитических находок, имеющих значение, выходящее за пределы этой обыденной посюсторонней жизни, являются многочисленные фигурки, рельефы и рисунки женщин. Разумеется, и этот сюжет был сначала истолкован вполне материалистично, как проявление эротических наклонностей древнего человека. Но, надо сознаться, эротизма в большинстве этих изображений немного.

Фигурки палеолитических «венер», относящиеся большей частью к Ориньяку и в Мадлене исчезающие, показывают, что интерес к женщине тридцать тысяч лет назад весьма отличался от нынешнего. Лицо, руки и ноги проработаны в этих фигурках очень слабо. Подчас вся голова состоит из одной пышной причёски, но вот всё что имеет отношение к рождению и кормлению ребенка — всё это не просто тщательно прописано, но, как кажется, преувеличено. Огромный зад, бёдра, беременный живот, отвисшие груди.

Палеолитическая Венера — это не грациозное создание, пленяющее воображение современного мужчины, и не цветущая женственность луврской Афродиты, но многорожавшая мать. Таковы наиболее известные «венеры» из Виллендорфа (Австрия), Ментоны (Итальянская Ривьера), Леспюжю (Франция). Таков и примечательный рельеф из Луссель (Франция), на котором стоящая в фас женщина держит в правой, согнутой в локте руке массивный рог, очень напоминающий роги изобилия, но, скорее всего это — знак присутствия Бога-Зубра.

И не то чтобы палеолитический художник просто не умел или не желал изображать женскую красоту. На нескольких памятниках мы можем видеть, что он в принципе прекрасно это делал — головка из слоновой кости (Брассемпуй), рельеф в пещере Ля Мадлен, открытый в 1952 году. Но фигурки и изображения «венер» отнюдь но ставили целью прославить совершенство женской красоты.

Находки, сделанные на Украине К. Поликарповичем, проясняют смысл странных статуэток. В святилище на Десне кроме черепов и бивней мамонта, кроме ревунов им была найдена и женская фигурка из слоновой кости типа «венер». Она раньше была прикреплена к чему-то и являлась частью заупокойного святилища .

Скорее всего, эти «венеры» являлись изображениями «Матери-Земли», беременной умершими, которым надлежит еще родиться вновь к вечной жизни . Может быть, сущность, так изображавшаяся, была самим родом в его протяжении от предков к потомкам, Великой Матерью, всегда производящей на свет жизнь.

На Украине же, в Гагарине, семь таких фигурок располагались по стенам землянки мадленцев. Они стояли в специальных нишах. Это безусловно был объект поклонения . Для хранительницы рода не важны индивидуальные «личные» признаки. Она — вечно беременное жизнью чрево, вечно кормящая своим молоком мать. Вряд ли размышления древних поднимались до высоких абстракций, но коль хоронили они своих мертвецов в землю, то стало быть верили и в их воскресение, а если верили, то не могли не поклоняться Матери-Сырой-Земле, дающей пишу, жизнь и возрождение .

Надежды кроманьонцев не ограничивались землёй, они душой стремились к небесному Богу-Зверю, всемощному подателю жизни. Но из опыта повседневности они прекрасно знали, что семя жизни должно найти ту почву, в которой только и может прорасти. Семя жизни давало небо, почву — земля. Поклонение Матери-Земле, столь естественное у земледельческих народов, в действительности оказывается древнее земледелия, так как целью поклонения был для древнего человека не земной урожай, но жизнь будущего века .

Весьма ошибается Мирча Элиаде, когда во введении к «Священному и мирскому» утверждает: «Ведь очевидно, что символика и культы Матери-Земли, плодовитости человека,... священности Женщины и т. п. смогли развиться и составить широко разветвлённую религиозную систему лишь благодаря открытию земледелия. Столь же очевидно, что доаграрное общество бродяг-номадов было не способно также глубоко и с той же силой прочувствовать священность Матери-Земли.

Различие опыта — это результат экономических, социальных и культурных различий, одним словом — Истории».

«Очевидное» — ещё не истинное, это лучше других должен был знать религиовед. Культы Матери-Земли охотников верхнего палеолита заставляют нас предположить, что религиозное не есть всегда продукт социального и экономического, но, подчас является их причиной и предпосылкой.

Для лучшего понимания всей неоднозначности причин и следствий в человеческой культуре особенно интересны фигурки «венер» из Дольни Вестонице.

Вестоницкие «венеры» сделаны из глины и обожжены. Это чуть ли не первые в истории человечества образцы терракоты (25 500 лет назад). Древний мистик, должно быть, старался в самом материале запечатлеть великую идею земли, соединяющейся с небесным огнём для принятия в себя небесного семени. Может быть удар молнии, оплавившей почву, навёл его на эти образы. От бытовой керамики, появляющейся в раннем неолите, эти специально обожжённые на огне глиняные статуэтки Матери-Земли отделяют не менее двенадцати тысячелетий.

Очень характерна и обнаруженная в конце 1950-х годов под навесом скального укрытия Англе сюр л"Англи (Angles-sur-l"Anglin, Вьенна, Франция) сцена мадленского времени. Три женщины, с ясно подчёркнутыми знаками своего пола, стоят близ друг друга. Одна — с узкими девичьими ещё бедрами, другая — беременная, третья — старая, обрюзгшая. Первая стоит на спине зубра, поднятый хвост и наклонённая голова которого показывают, что он изображён в возбуждении гона.

Не отображает ли этот рельеф ритм жизни и не подчёркивает ли он, что для кроманьонца жизнь эта была не случайностью, но божественным даром, семенем Божиим, которой надо правильно распорядиться, дабы обрести вечность? А может быть это первое из долгого ряда изображений Великой Богини в трёх её образах — невинной девушки, матери и старухи-смерти, изображений — столь характерных для позднейшего человечества? Смерть, уведение от жизни в этом случае оказывается не полным исчезновением, но только этапом бытия, за которым следует новое зачатие божественным семенем, новое рождение.